X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (МАГИСТРАТУРА) ЮОПВ » Актуальные проблемы конституционного права (М-ЮОПВ)

Актуальные проблемы конституционного права
1. Конституционные акты как источники конституционного права Российской Федерации.
2. Федеральные конституционные законы в системе российского конституционного законодательства
3. Особенности законов Российской Федерации о конституционных поправках.
4. Нормативные договоры в системе источников конституционного права Российской Федерации.
5. Муниципальные нормативные правовые акты в системе источников конституционного права Российской Федерации.
6. Конституция РСФСР 1918 года, ее роль в формировании государственного права нового социалистического государства.
7. Предпосылки принятия Конституции РСФСР 1925 года, ее значение для дальнейшего развития институтов государственного права.
8. Характерные черты и основные особенности конституций РСФСР 1937 года и 1978 года как источников государственного (конституционного) права.
9. Конституционная реформа в России 1989 – 1992 годов.
10. Разработка и принятие Конституция Российской Федерации 1993 года.
11. Различные концепции Конституции и их отражение в конституционных проектах.
12. Значение Конституции Российской Федерации для построения в России демократического правового государства и формирования гражданского общества.
13. Основные черты и юридические свойства Конституции Российской Федерации.
14. Правовая охрана Конституции Российской Федерации. Содержание и формы конституционного контроля.
15. Способы и гарантии реализации Конституции Российской Федерации, ее прямое действие.
16. Понятие конституционного строя и его основ.
17. Российская Федерация – демократическое государство.
18. Конституционное закрепление России как федеративного государства.
19. Суверенитет Российской Федерации: понятие, гарантии, проблемы защиты в условиях глобализации.
20. Российский федерализм как форма разрешения национального вопроса в многонациональном государстве и как форма демократизации и рационализации управления государством.
21. Конституционно-правовая основа построения гражданского общества в Российской Федерации.
22. Институты социальной системы гражданского общества: понятие, классификация.
23. Институты экономической системы гражданского общества: понятие, классификация.
24. Институты политической системы гражданского общества: понятие, классификация.
25. Институты духовно-культурной системы гражданского общества: понятие, классификация.
26. Институты информационной системы гражданского общества.
27. Концепция народовластия в России и его социальная сущность. Соотношение прямой и представительной демократии..
28. Основные элементы конституционно-правового механизма осуществления народовластия.
29. Понятие и структура конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.
30. Принципы конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.
31. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: личные (гражданские) права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические и культурные права и свободы.
32. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.
33. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: общие гарантии, специально-юридические гарантии.
34. Президентский контроль в системе гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, парламентский контроль в системе гарантий конституционных прав и свобод.
35. Прокурорский надзор в системе гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
36. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации.
37. Прекращение гражданства Российской Федерации.
38. Порядок изменения гражданства детей и недееспособных лиц.
39. Принцип политического многообразия и его роль в осуществлении демократии в Российской Федерации.
40. Политические партии и общественные объединения, участвующие в политическом процессе, как институционная основа политического плюрализма.
41. Правовой статус политических партий и других общественных объединений: сравнительно-правовое исследование.
42. Общественная палата Российской Федерации: статус, порядок формирования, роль в обеспечении взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с органами публичной власти.
43. Правовой статус религиозных объединений: порядок их создания, деятельности и ликвидации..
44. Порядок организации и проведения выборов: участники и стадии избирательного процесса.
45. Избирательные комиссии: система, порядок формирования, статус.
46. Избирательные споры: виды, процедуры рассмотрения.
47. Ответственность за нарушение избирательных прав.
48. Основные этапы становления и развития федеративного устройства России.
49. Правовая природа и конституционные принципы федеративного устройства Российской Федерации.
50. Состав и конституционно-правовой статус Российской Федерации. Предметы ведения Российской Федерации.
51. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации.
52. Порядок изменения статуса, наименования субъекта Российской Федерации и границ между субъектами Российской Федерации.
53. Конституционная роль Президента Российской Федерации как главы государства.
54. Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации.
55. Администрация Президента Российской Федерации. Консультативно-совещательные органы при Президенте Российской Федерации.
56. Конституционно-правовая ответственность Президента Российской Федерации, процедура отрешения его от должности.
57. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации. Особенности двухпалатной структуры Федерального Собрания.
58. Совет Федерации: состав, порядок формирования.
59. Государственная Дума, ее состав, порядок выборов депутатов.
60. Полномочия и организационно-правовые формы их реализации Совета Федерации Российской Федерации.
61. Полномочия и организационно-правовые формы их реализации Государственной Думы Российской Федерации.
62. Роспуск Государственной Думы: основания и порядок.
63. Парламентские слушания в Государственной Думе Российской Федерации.
64. Парламентский контроль: понятие, пределы, формы.
65. Парламентское расследование Федерального Собрания Российской Федерации.
66. Понятие и основные стадии законодательного процесса.
67. Место Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти.
68. Состав, порядок формирования и срок полномочий Правительства Российской Федерации.
69. Полномочия Правительства Российской Федерации и организационно-правовые формы их реализации.
70. Характеристика и функции судебной власти в Российской Федерации.
71. Конституционные принципы правосудия.
72. Конституционно-правовой статус судьи в Российской Федерации.
73. Органы судейского сообщества их значение в обеспечении статуса судей. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
74. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации: порядок наделения полномочиями, принимаемые акты, компетенция.
75. Конституционно-правовые принципы организации местного самоуправления и его функции.
76. Порядок и последствия делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
77. Муниципальные образования: понятие и виды.
78. Формы реализации местного самоуправления населением муниципальных образований.
1. Охарактеризуйте проблемы определения предмета правового регулирования в науке конституционного права России.
2. Изложите своими словами проблемы имплементации международных правовых норм в конституционное право России.
3. Раскройте сущность принципа разделения властей, как основы конституционного регулирования государственной и общественной жизни.
4. Дайте краткую характеристику конституционной реформе и перспективам развития конституционного законодательства.
5. Охарактеризуйте роль и проблемы статуса Конституционного Собрания в Российской Федерации.
6. Перечислите и раскройте сущность проблем государственного устройства в Российской Федерации.
7. Раскройте сущность Государственного совета Российской Федерации и опишите его место в системе органов государственной власти.
8. Изложите своими словами концепцию формирования единой системы судебной власти и проблемы ее реализации.
9. Раскройте понятие и принципы конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации.
10. Опишите проблемы реализации новых государственно-правовых механизмов взаимодействия государства и личности на современном этапе.
11. Перечислите и охарактеризуйте исторические этапы реформирования порядка формирования Совета Федерации.
12. Дайте краткую характеристику проблемам формирования и развития гражданского общества в России.
13. Изложите своими словами проблемы организации и функционирования Общественной палаты Российской Федерации.
14. Дайте определение омбудсмена. Раскройте его правовой статус в Российской Федерации.
15. Охарактеризуйте роль средств массовой информации в функционировании гражданского общества: социальные технологии и манипулирование.
16. Изложите своими словами конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации.
17. Опишите конституционно-правовой механизм осуществления непосредственного и представительного народовластия в Российской Федерации.
18. Раскройте сущность конституционно-правовых гарантий народовластия в России.
19. Перечислите и охарактеризуйте основные конституционно-правовые принципы организации и деятельности органов публичной власти в Российской Федерации.
20. Охарактеризуйте проблемы взаимодействия Государственной Думы и Президента Российской Федерации в процессе формирования Правительства Российской Федерации.
21. Опишите проблемы взаимодействия Правительства Российской Федерации и Государственной Думы с точки зрения разделения властей.
22. Дайте краткую характеристику статусу Администрации Президента Российской Федерации.
23. Изложите своими словами основные проблемы осуществления парламентского контроля в России.
24. Охарактеризуйте особенности конституционного контроля в Российской Федерации.
25. Раскройте сущность проблем определения основных системообразующих факторов муниципального права как самостоятельной отрасли права.
26. Перечислите и охарактеризуйте проблемы определения субъектов муниципально-правовых отношений.
27. Дайте определение местному самоуправлению и охарактеризуйте его конституционно-правовые основы.
28. Опишите систему гарантий местного самоуправления.
29. Охарактеризуйте правовые формы защиты нарушенных прав органов местного самоуправления и жителей муниципального образования.
30. Дайте краткую характеристику правовой регламентации наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
1. Проанализируйте главу 9 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Укажите особенности принятия, опубликования и вступления в силу законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов.
2. Государственная Дума Федерального Собрания РФ обратилась с запросом в Конституционный Суд РФ о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ. Государственная Дума в своем запросе исходит из того, что Конституция РФ не определяет, кто и каким образом осуществляет включение нового наименования субъекта РФ в ст. 65 Конституции РФ. Представитель заявителя полагает, что указанное изменение может вноситься указом Президента РФ. Проанализируйте данную ситуацию. Определите прав ли заявитель. Аргументируйте свой ответ.
3. Согласно ст. 16 Конституции Республики Алтай земля, недра, леса, растительный и животный мир, водные и другие природные ресурсы являются достоянием (собственностью) Республики Алтай и национальным богатством ее народа, используются, и охраняются как основа его жизни и деятельности. Сопоставьте приведенное выше положение с положениями Конституции РФ. Укажите, конституционны ли соответствующие положения Конституции Республики Алтай? Аргументируйте свой ответ.
4. Сопоставьте положения Федеральных законов «О политических партиях» и «Об общественных объединениях». Укажите общие черты и различия в определении понятий, организационно- правовых формах, учредителях (участниках), порядке регистрации, правах и обязанностях, основаниях приостановления и прекращения деятельности.
5. Самойлов родился в 1942 г. в Ленинграде. После окончания ЛГУ в 1967 г. уехал на работу в Литву. После распада СССР в 1993 г. он вернулся в Россию. Перед ним встал вопрос об оформлении российского гражданства. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите, в каком порядке, и по каким основаниям Самойлов может это сделать.
6. В апреле 2006 г. инициативная группа из числа жителей Каякентского района Республики Дагестан в полном соответствии с законом направила в районные органы власти уведомление о проведении 25 апреля в парке села митинга с целью выражения общественного недоверия главе муниципального образования «Каякентский район». Ответа на это уведомление инициативная группа не получила. В день проведения митинга уже собравшимся людям в устной форме было предложено перенести его проведение во двор здания управления коммунального хозяйства района. Причем этот двор был заведомо мал для участников митинга. К отказавшимся подчиниться «предложению» правоохранительными органами было применено насилие, в результате которого один из участников митинга погиб, трое получили тяжелые ранения, а многие другие — телесные повреждения разной степени тяжести. Проанализируйте данную ситуацию. Определите законность решений и действий сторон правоотношения по проведению митинга.
7. Государственная Дума РФ приняла федеральный закон, одобренный Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Президент не согласен только с одной статьей. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите варианты развития событий в соответствии с положениями Конституции РФ.
8. Государственная Дума выразила недоверие Правительству РФ. Из присутствовавших 442 депутатов за отказ в доверии проголосовали 225 депутатов, за доверие — 145, оставшиеся воздержались. Определите, какие возможны варианты дальнейшего развития событий. Свой ответ аргументируйте.
9. Г., будучи депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, при голосовании за проект федерального закона «О бюджете Российской Федерации на 2009 год» подал голос против данного законопроекта. Тем самым он нарушил решение, принятое на заседании депутатской фракции КПРФ, о консолидированном голосовании за данный законопроект. На заседании депутатской группы было принято решение о лишении депутата Государственной Думы Г. депутатских полномочий. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите, правомерно ли решение депутатской фракции о лишении Г. депутатских полномочий в данной ситуации. Аргументируйте свой ответ.
10. Основные принципы конституционного судопроизводства, закрепленные в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации», хотя и совпадают с принципами судопроизводства в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах, но имеют и свои характерные особенности. Сопоставьте данные принципы. Укажите особенности основных принципов конституционного судопроизводства.
11. К числу новых правовых институтов, возникших в процессе осуществления судебной реформы, принадлежит судейское сообщество и его органы. Проанализируйте институт судейского сообщества. Укажите его юридическую природу.
12. Военнослужащий М. обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, а также права на заботу о детях и их воспитание Федеральным законом «О статусе военнослужащих», по которому ему отказано в праве на отпуск по уходу за ребенком вместо матери. После того, как Конституционный Суд РФ отказал М., он обратился в Европейский суд по правам человека (далее ЕСПЧ). ЕСПЧ указал на несоответствие российского закона положениям Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод. На основе положений Конституции РФ укажите, необходимо ли внести в Закон «О статусе военнослужащих» изменения. Определите, что должно иметь приоритет — Конституция России или Европейская конвенция — в случае расхождения между ними (или, точнее, между толкованиями их норм в решениях, соответственно, КС РФ и ЕСПЧ)? Свой ответ аргументируйте.
13. В ст. 21 Конституции Республики Татарстан закреплено: «Республика Татарстан имеет свое гражданство. Гражданин РФ, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан. Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином РФ». Оцените указанные положения с позиции науки конституционного права и действующего законодательства. Определите степень их конституционности.
14. Договором между кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Василием Николаевичем Штыбиковым и типографией газеты “На страже Родины” был заключен гражданско-правовой договор об издании агитационных материалов. В изданных листовках не были указаны необходимые данные в соответствии с ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Избирательная комиссия потребовала от кандидата прекратить распространение и пригрозила привлечь его к ответственности по статье 5.12 КоАП РФ – “Изготовление и распространение анонимных агитационных материалов”. На это кандидат В.Н. Штыбиков заявил, что договор он заключал не как кандидат, а как обычный гражданин; что ответственность должен не нести не он, а типография, поскольку именно типография не выполнила необходимые требования закона. Проанализируйте данную ситуацию. Определите объект конституционно-правовых отношений в данном случае.
15. Заместитель председателя Совета судей России в своем выступлении перед журналистами заявила, что необходимо ограничить доступ журналистов к судебной информации в ходе судебного разбирательства до вынесения решения. Представители СМИ нередко освещают позицию только одного из участников процесса, заранее делая его правым или виноватым, нарушая тем самым равноправие сторон и косвенно оказывая давление на суд. С одной стороны, нужно не допускать необоснованных разоблачений в глазах общественности, с другой стороны, выяснение и разъяснение – это долг средств массовой информации. С одной стороны, существует презумпция невиновности, а с другой стороны - запрет цензуры и свобода прессы, в том числе и свободное мнение журналиста. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите свою позицию по данному вопросу.
16. Журналисты редакции «Вестник» в целях освещения программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в городе З. описали благоустроенные жилищные условия, в которых проживает мэр города З. и его семья. Мэром это было расценено как нарушение его права на частную жизнь, личную и семейную тайну. Кроме того, в своем иске в суд к редакции газеты «Вести» мэр просил признать описание подробностей благоустройства и стоимости занимаемых его семьей апартаментов, их отделки и меблировки как утверждение, разжигающее социальную рознь. Проанализируйте данную ситуацию. Определите баланс между правом на свободу слова и правом на неприкосновенность частной жизни.
17. Законодательным собранием Ленинградской области 10.03.2004 был принят областной закон № 17-ОЗ «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе». Указанным законом город Сертолово в качестве городского поселения был включен в состав муниципального образования «Всеволжский район». С. обратился в суд с заявлением о признании этой нормы областного закона недействующей, поскольку не был проведен местный референдум относительно изменения границ территории, на которой осуществляется местное самоуправление, и, следовательно, было нарушено его право на участие в местном самоуправлении. Проанализируйте данную ситуацию.
Определите, было ли нарушено право С. на участие в местном самоуправлении.
18. Законодательное Собрание Красноярского края обратилось в Конституционный Суд РФ с запросом о подтверждении конституционности ст. 13 и п. 1—4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Статья 13 устанавливала неприкосновенность депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ. Согласно ст. 14 этого же Закона вопрос о лишении депутата неприкосновенности решался прокурором субъекта РФ (п. 1). Для этого он вносит представление в законодательный орган государственной власти субъекта РФ. Представление прокурора субъекта РФ вносится также для получения согласия законодательного органа государственной власти субъекта РФ на передачу дела в суд в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 13 данного Закона (п. 3). Законодательный орган государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном регламентом или иным актом, определяющим порядок его деятельности, рассматривает представление прокурора субъекта РФ, и не позднее чем через 14 дней со дня получения представления принимает по нему мотивированное решение (п. 4). По мнению заявителя, закрепленный данными статьями Федерального закона институт неприкосновенности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, в том числе необходимость получения согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ на осуществление в отношении депутата уголовного и административного преследования, противоречит Конституции РФ, ее ст. 15, 91, 98 и 122. Проанализируйте, является ли конституционным положение п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которой депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий? Укажите, вправе ли федеральный законодатель, закрепляя принцип неприкосновенности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, освобождать их от уголовной и от административной ответственности, налагаемой в судебном порядке?
19. 11 ноября 1999 года Уполномоченный по правам человека Российской Федерации обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на бездействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по обеспечению контроля за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов в Чеченской Республике. В жалобе он просил признать бездействие Центральной избирательной комиссии РФ по обеспечению законности при подготовке и проведении выборов в Чеченской Республике неправомерным и отменить решение органов государственной власти Российской Федерации и Чеченской Республики о проведении выборов в Чеченской Республике 19 декабря 1999 г. до устранения обстоятельств, препятствующих осуществлению конституционных гарантий избирательных прав граждан. В жалобе Уполномоченного также было указано, что подготовка и проведение каких бы то ни было выборов на территории Чеченской Республики грубо и в массовом порядке нарушает основные конституционные права граждан, действующее законодательство и Конституцию Российской Федерации, поскольку там существуют незаконные вооруженные формирования, отсутствуют постоянно действующие легитимные органы власти и местного самоуправления, в ряде мест существует комендантский час, действуют иные ограничения прав и свобод граждан, что делает невозможным соблюдение необходимых условий для свободного волеизъявления граждан и осуществление ими своих избирательных прав. Центральная избирательная комиссия, вопреки требованиям Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", не реагирует на имеющиеся грубые нарушения избирательных прав граждан Чеченской Республики, что делает сами выборы в данной республике незаконными. Проанализируйте данную ситуацию. Определите, какое решение должен вынести суд?
20. Гражданин Кузнецов Л.А., работник государственного учреждения “Психоневрологический интернат №3”, финансируемого за счет средств федерального бюджета, в течение 6 месяцев не получал заработную плату. Невыплату зарплаты администрация учреждения мотивировала отсутствием необходимого финансирования. Кузнецов обратился в Европейский суд по правам человека. Ссылаясь на правовую позицию суда, выраженную в деле “Бурдов против России” (жалоба №59498/00), он утверждал, что невыплата денежных средств является нарушением его права собственности, поскольку эти средства он разумно рассчитывал получить. Кузнецов просил, помимо взыскания задолженности, компенсировать моральный вред, причиненный задержкой зарплаты и, как следствие, отсутствием средств к существованию. Кроме того, заявитель полагал, что государство не обеспечивает его 22 конституционное право на получение равного вознаграждения за равный труд по сравнению с работниками учреждений внебюджетной сферы. Возражая на жалобу Кузнецова, представитель Российской Федерации утверждал, что упомянутая правовая позиция в данном случае неприменима, так как в деле Бурдова требования были прежде юридически реализованы с помощью судебного решения, тогда как в данном случае речь идет об общем праве на получение зарплаты. Отрицая право на получение компенсации морального вреда, представитель РФ ссылался на действующее национальное законодательство, которое не признает наличия морального вреда при нарушении имущественных прав, за исключением указанных в законе. Проанализируйте данную ситуацию. Определите, какое решение должен принять суд по жалобе Кузнецова?
21. Председатель Правительства Российской Федерации направил в Государственную Думу отказ отвечать на парламентский запрос относительно хода реформы жилищно-коммунального хозяйства. Основания для отказа были приведены следующие. Во-первых, запрос был адресован не в Правительство, а Председателю Правительства лично, во-вторых, парламентские запросы могут посылаться только по предметам ведения Федерального Собрания, т.е. исключительно по вопросам исполнения федеральных законов, и наконец в-третьих, запрос был принят по инициативе отдельных депутатов, тогда как выносить его на рассмотрение палаты может только комитет, причем профильный по рассматриваемому вопросу. На заседании Государственной Думы, где был оглашен ответ Председателя Правительства, было принято решение повторно направить тот же запрос и одновременно обратиться в Верховный Суд РФ с требованием отправить Правительство в отставку в связи с нарушением требований Федерального закона. Кроме того, депутаты потребовали, чтобы глава кабинета министров лично выступил перед ними. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите, кому может быть адресован парламентский и кому депутатский запрос? В каком порядке они направляются, и каковы требования закона относительно ответа на них?
22. При принятии Федерального закона, учреждающего должность Государственного Секретаря Российской Федерации (органа, осуществляющего регистрацию нормативных и ненормативных актов и обеспечивающего контроль за их законностью, в том числе судебное обжалование), возник спор между Государственной Думой и Советом Федерации. Предметом спора стала процедура назначения Государственного Секретаря РФ. Государственная Дума утверждала, что деятельность Государственного Секретаря РФ не связана напрямую с вопросами федеративного устройства и не затрагивает напрямую права и интересы субъектов РФ. Поэтому наделять правом назначения на новую должность верхнюю палату нет никаких оснований. Совет Федерации, возражая, указывал, что правом назначения Государственного Секретаря не должна обладать и Государственная Дума, поскольку на её решения значительное влияние оказывают политические партии, тогда как в назначении Государственного Секретаря (также, как на назначение Генерального прокурора и судей высших судов РФ) не должны оказывать воздействие политические мотивы. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите, какова цель создания двух палат парламента?
23. Фракция КП РФ в Государственной Думе разработала и вынесла на рассмотрение в порядке законодательной инициативы альтернативный проект федерального бюджета. В заключении по этому законопроекту Правового управления Аппарата Государственной Думы было указано, что конституционных препятствий к рассмотрению проекта бюджета нет. Статья 114 Конституции РФ устанавливает обязанность Правительства разработать проект бюджета и представить его на рассмотрение Государственной Думы. Порядок осуществления этих действий регламентирован действующим законодательством, в частности, Бюджетным кодексом РФ. Однако нигде не содержится запрета на разработку и внесение альтернативного проекта бюджета. Конституция РФ не устанавливает исключительной законодательной инициативы по данному вопросу Правительства РФ. Заключение Правительства, если строго следовать формулировке статьи 104 (часть 3) Конституции РФ, не требуется. Однако оно получено; его отрицательный характер не препятствует рассмотрению проекта. Проанализируйте фабулу дела. Определите законность заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы.
24. Группа депутатов Государственной Думы РФ обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции и о признании не соответствующим Конституции Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”. В запросе о толковании они выразили свою точку зрения о том, каким образом должна быть истолкована конституционная норма: разграничение предметов ведения уже осуществлено Конституцией и Федеративным договором, поэтому Федеральный закон не может устанавливать принципы и порядок разграничения предметов ведения. Суд разделил их запрос на два, несмотря на их возражения. При рассмотрении запроса о соответствии закона Конституции разгорелся спор относительно представления позиции Государственной Думы, так как обратившиеся с запросом депутаты утверждали, что позиция, высказываемая представителем, отражает позицию Председателя Думы, а не органа в целом. Позиция нижней палаты может быть выражена только при голосовании, которого по данному вопросу не проводилось. В ходе рассмотрения дела один из депутатов, входивших в группу, утратил гражданство РФ, в силу чего перестал быть депутатом. Представитель Президента потребовал прекратить производство, так как перестал существовать надлежащий субъект обращения, поскольку количества оставшихся депутатов недостаточно для образования группы необходимого состава. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите, необходимо ли в запросе о толковании Конституции излагать правовую позицию заявителя? Аргументируйте свой ответ.
25. КС РФ вынес постановление, согласно которому смертная казнь не может назначаться до тех пор, пока суды присяжных (к ведению которых она относится) не начнут функционировать во всех субъектах РФ. В дальнейшим, в связи с созданием судов присяжных во всех субъектах РФ КС РФ нашел другую правовую основу признания невозможности применения в Российской Федерации смертной казни. В резолютивной части Определения КС РФ от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р он отметил, что в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер («впредь до ее отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной ст. 20 (ч. 2) Конституции РФ. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите правовые последствия данной правовой позиции КС РФ.
26. Губернатор одного из субъектов РФ внес в мае 2012 г. в законодательный орган данного субъекта РФ законопроект о запрете эвтаназии и ответственности за нее. В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что он действует по примеру губернатора штата Джорджиа (США) Натана Дила, который в марте 2012 г. подписал законопроект, запрещающий эвтаназию, реализуя идею «право Джорджии на жизнь». Противники законопроекта российского губернатора обратили внимание на то, что запрет на эвтаназию уже имеется в действующем Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и нет необходимости принимать такой закон на уровне субъекта РФ. Отвечая своим оппонентам, губернатор пояснил, что его законопроект усиливает уголовную и административную ответственность лиц, причастных к эвтаназии, тем самым дополняет российское законодательство, и усиливает гарантии права граждан на жизнь. Укажите, правомерна ли инициатива российского губернатора? Обоснуйте свой ответ. Сопоставьте законотворческую деятельность субъектов РФ законотворческой деятельностью штатов США.
27. Мэр города Ч. запретил проведение в городской галерее выставки работ художника З., «ибо эти художественные работы, — по словам мэра, — пропагандируют насилие, способствуют разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни». Художник З. обратился с иском в суд на нарушение его конституционного права на свободу художественного творчества, предусмотренного ст. 44 Конституции РФ. В обосновании своего иска З. также указал, что ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Проанализируйте данную ситуацию.
Определите, какое решение должен вынести суд?
28. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ внесли на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального конституционного закона о внесении поправок в статью 65 Конституции РФ, предусматривающих изменение названия субъекта РФ с «Ленинградская область» на «Петербургская область». Законопроект был рассмотрен на заседании ГД ФС РФ, и принят квалифицированным большинством в 400 голосов депутатов и через 20 дней, 15 марта 2018 года, был одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ. 20 апреля 2018 года закон был подписан Президентом РФ. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите, была ли соблюдена процедура внесения изменений в статью 65 Конституции? Аргументируйте свой ответ.
29. Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации был зарегистрирован федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутый
политической партией «Партия социальной справедливости», в составе которого в региональной группе № 99 под № 3 указан С.А. Семенов. ЦИК России обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением об отмене регистрации С.А. Семенова по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на то, что после принятия решения о регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией «Партия социальной справедливости», стало известно об отсутствии у С.А. Семенова гражданства РФ. В судебном заседании представители ЦИК России указали, что факт отсутствия у С.А. Семенова российского гражданства подтверждается заключением Федеральной миграционной службы (ФМС) России. Заключение ФМС основано на том, что постоянное проживание С.А. Семенова в Российской Федерации подтверждено лишь с 19 октября 1993 г., когда он был зарегистрирован органами регистрационного учета в г. Москве. С.А. Семенов заявление ЦИК России не признал и пояснил, что считает себя российским гражданином, поскольку в России, правопреемнице СССР, он фактически проживает с 1990 г., что подтверждается записями в его трудовой книжке. На работу в г. Москву он был приглашен с условием предоставления квартиры, но после кризиса 1992 г. государственное производственное объединение, где он работал заместителем генерального директора по экономике и финансам, не смогло выполнить свое обещание, и в сентябре 1993 г. он зарегистрировался у своей матери, проживавшей в г. Москве. До этого он жил в арендованной квартире, оплату за которую производила организация, где он работал. При этом в период с сентября 2000 г. по август 2004 г. С.А. Семенов занимал государственные должности в федеральном органе государственной власти. Он был назначен на государственную должность советника Аналитического управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, на которую иностранный гражданин по закону не может быть назначен. Проанализируйте данную ситуацию. Определите, какое решение должен принять суд?
30. Прокурор г. Урюпинска возбудил уголовное дело против группы скинхэдов, которые ворвались в помещение, принадлежащее местному отделению организации “Свидетелей Иеговы”, разбили обрядовую утварь и разогнали собравшихся. Дело было возбуждено по статье 148 Уголовного кодекса РФ - “Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести”. Защитник обвиняемых заявил, что дело подлежит прекращению, поскольку Конституция не раскрывает понятия “права на свободу совести” и не дает определение религиозного обряда. Действия, совершаемые членами организации “Свидетели Иеговы”, не являются религиозным обрядом. Кроме того, Конституция не содержит санкции на нарушение нормы о свободе совести, а следовательно в составе данной нормы при наличии гипотезы и диспозиции отсутствует санкция. Проанализируйте данную ситуацию. Определите, подлежит ли дело прекращению на основании изложенных доводов защиты?

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.