X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (МАГИСТРАТУРА) УП » Актуальные проблемы общей теории права (М-УП)

Актуальные проблемы общей теории права
1. Дайте определение «Теории права» как общественной науке. Раскройте предмет «Теории права».
2. Перечислите основные проблемы теории права как учебной дисциплины. Охарактеризуйте перспективы развития теории права как науки.
3. Раскройте научность как главный подход в изучении коллизий в праве.
4. Перечислите и раскройте пути преодоления мифотворчества, утопизма и вульгаризма в анализе правовых явлений.
5. Раскройте содержание идеологического плюрализма.
6. Перечислите и раскройте содержание проблем происхождения права.
7. Перечислите и раскройте содержание методологических подходов к правопониманию.
8. Перечислите и раскройте суть современных теорий правопонимания в отечественной юриспруденции второй половины XX - начала XXI века.
9. Раскройте содержание права в различные исторические типы (эпохи).
10. Раскройте понятие и перечислите виды социальных норм. Перечислите особенности социальных и технических норм.
11. Раскройте понятие права и обычая. Охарактеризуйте их взаимосвязь.
12. Охарактеризуйте взаимоотношение между правом и религией.
13. Дайте определение понятию «норма права». Охарактеризуйте логическую структуру нормы права. Причислите признаки нормы права.
14. Пересилите основные проблемы в понимании права.
15. Раскройте понятие «правотворчество». Перечислите и охарактеризуйте его основные принципы.
16. Раскройте взаимосвязь между правотворчеством и формированием права.
17. Перечислите основные виды правотворческой деятельности в Российской Федерации.
18. Перечислите и охарактеризуйте основные стадии правотворческого процесса. Перечислите международные стандарты в правотворческой деятельности.
19. Перечислите и охарактеризуйте основные проблемы локального нормотворчества.
20. Перечислите основные системные понятия в теории и практике позитивного права.
21. Раскройте соотношение внутригосударственного и международного права.
22. Раскройте роль международного права и национальных систем в решении глобальных проблем современности.
23. Охарактеризуйте концепцию примата международного права.
24. Раскройте понятие «Правовые отношения». Перечислите их основные виды. Охарактеризуйте состав правоотношений.
25. Раскройте следующие понятия: правовые презумпции, юридические фикции, аксиомы права, правовая символика.
26. Раскройте понятие правосознания как совокупности правовых знаний и взглядов, чувств и установок, выражающих субъективное отношение индивидов и социальных групп к действующему и желаемому праву.
27. Охарактеризуйте структуру правосознания в российском обществе.
28. Раскройте понятие реализации норм права. Перечислите основные формы реализации права.
29. Перечислите отличия правоприменительных актов и нормативно-правовых.
30. Дайте определение правовым средствам. Перечислите основные признаки правовых средств и раскройте их содержание.
1. Определите в указанных ситуациях форму реализации права, обоснуйте свой ответ:
1) гражданин приобрел автомобиль;
2) суд вынес решение об аресте имущества;
3) в 20 часов гражданин прекратил строительные работы, чтобы не мешать соседям отдыхать;
4) гражданин представил в налоговые органы декларацию о доходах;
5) гражданин не явился на избирательный участок в день выборов и не принял участия в голосовании;
6) супруги подписали брачный договор;
7) директор предприятия издал приказ об увольнении сотрудника;
8) водитель снизил скорость до 60 км/ч при въезде в населенный пункт;
9) судья спортивных соревнований потребовал снять спортсмена с дистанции за грубое нарушение правил;
10) гражданин направил жалобу на нарушение его трудовых прав в прокуратуру.
2. Соотнесите норм морали, права, корпоративные нормы по следующим признакам:
 способ установления
 форма закрепления
 способ защиты
 сфера действия.
Проведите различие между социальными и техническими нормами. Объясните, почему технические нормы, по выражению Н.И. Матузова, «носят не чисто социальный, а полусоциальный характер»? Можно ли технические нормы
отождествлять с законами природы?
3. Классифицируйте правовые нормы по методу правового регулирования. Определите их структурные части:
1. Ст. 161 УК РФ: «Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет».
2. Ст. 31 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
4. Проанализируйте предложенную ситуацию и определите:
А. состав указанного правоотношения (субъекты, объект, содержание);
Б. вид правоотношения: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное);
В. основания для возникновения, изменения или прекращения данного правоотношения (событие или действие).
Ситуация: в результате весеннего наводнения жителям деревни был причинен ущерб: затоплено два дома, произошло разрушение дорожного покрытия, нарушено снабжение электроэнергией. Жители деревни обратились с просьбой о помощи к губернатору области.
5. Аргументированно докажите, что просьба предоставить дополнительный отпуск является правоотношением. Определите, к какому виду правоотношений оно относится:
 по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность);
 по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное);
 по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное);
 по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное);
 по продолжительности (кратковременное или долговременное).
6. Проанализируйте содержание правовых норм, ответьте на вопрос какой вид толкования по объему (ограничительный, буквальный или расширительный) следует использовать, чтобы правильно уяснить смысл термина «закон», который упоминается в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ?
А. Ст. 48 Конституции РФ: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».
Б. Ст. 2 Закона РФ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ»: «Граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации». Дайте характеристику данному толкованию: по субъекту и юридическому значению толкования.
7. Авторы учебника «История первобытного общества» В.П. Алексеев и А.И. Першиц утверждают, что «права в строгом смысле этого слова не могло быть там, где еще не было государства». Согласны ли вы с тем, что процесс развития права начинается после или только вместе с возникновением государства? Как Вы оцениваете идею существования «догосударственного права»? Аргументируйте свой ответ.
8. Распределите по группам, обоснуйте свой ответ:
1) юридические поступки;
2) юридические акты.
А. сочинение песни;
Б. обмен квартиры;
В. решение суда об удалении гражданина из зала суда;
Г. случайная съемка на видеокамеру покушения на жизнь человека;
Д. находка клада старинных монет;
Е. заключение договора найма жилого помещения;
Ж. заявление в жилищное управление с просьбой о ремонте квартиры.
На основании данных примеров обозначьте сходные и отличные черты между указанными видами правомерного поведения.
9. Проанализируйте следующие подходы к пониманию права:
1) Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими».
2) Карл Маркс: «Право - это возведенная в закон воля господствующего класса».
3) Ж.-Ж. Руссо в своих работах высказывал суждения о том, что «право заключает в себе общую волю».
4) Г. Кельзен: «Право представляет собой̆ иерархическую (ступенчатую) систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней̆, ей̆ подчиняется». Проанализируйте, какая из представленных теорий наиболее подходит к сущности российской правовой действительности? Дайте характеристику российской правовой системе. Раскройте, в чем состоит особенность социалистической правовой системы?
10. Осуществите толкование предложенной правовой нормы и дайте ответ на вопросы:
1) имеет ли право мать ребенка на оспаривание отцовства?
2) какие способы толкования Вы использовали? Поясните свой ответ.
Ст. 52 СК РФ: «Запись родителей в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 настоящего Кодекса, может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия…».
11. Найдите в Гражданском кодексе РФ пример статьи, содержащей регулятивную норму, а в Уголовном кодексе РФ  пример статьи, содержащей охранительную норму. Выделите признаки, различающие регулятивные и охранительные нормы. Назовите логические части данных статей, выражающих структурные элементы соответствующих норм.
12. Приведите примеры объектов правоотношений, представляющие собой:
 материальные блага
 нематериальные личные блага
 продукты духовного творчества
 официальные документы
 работы и услуги
 информацию
Проанализируйте, какой характерный объект существует в следующих отраслях:
гражданском, конституционном, налоговом праве?
13. Восстановите логическую последовательность событий, составляющих процесс формирования права:
А. появление общественных отношений, требующих правового регулирования;
Б. правотворчество;
В. возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
Г. создание позитивного права;
Д. формирование правовых норм в сознании людей.
Можно ли считать процесс формирования права в настоящее время оконченным? Раскройте сущность взаимодействия государства и права. Дайте аргументированный ответ.
14. Определите, какой из перечисленных школ соответствуют приведенные тезисы и имена представителей правой мысли:
Социологическая
Историческая
Нормативистская
Психологическая
Естественно-правовая
1) Право, основанное на естественных законах развития человека и принадлежащее ему с момента рождения и до смерти. Оно является вечным и неизменным, не требует признания со стороны государства или иной власти (Сократ, Аристотель, Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев).
2) Нет единого для всех народов права. Каждый народ имеет свое право, которое определяется присущим этому народу духом и имеет национальную специфику (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта).
3) Право определяется и исследуется как явление индивидуальной психики человека. Социальный момент в праве воспринимается под углом зрения психологических переживаний (Л.И.Петражицкий).
4) Мир делится на не связанные между собой «мир сущего» (реальная общественная жизнь) и «мир должного» (право), представляющий собой пирамиду, в основе которой находятся индивидуальные акты, а в вершине – «основная норма» (Г. Кельзен, Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев).
5) «Живое право», которое создается поведением субъектов правоотношений, участвующими в правоприменении и разрешении конкретных жизненных ситуациях (Е. Эрлих Дж. Дьюги, Р. Паунд, С. А. Муромцев).
15. Какие виды социальных норм (помимо указанных) вы знаете? Перечислите и охарактеризуйте их. Распределите по группам следующие социальные нормы:
1) религиозные;
2) моральные;
3) правовые.
А. правило, запрещающее распространять сведения, представляющие коммерческую тайну;
Б. правило, запрещающее обнародовать сведения о частной жизни;
В. правило, предписывающее соблюдать пост;
Г. правило, предписывающее регистрировать сделку с недвижимостью;
Д. правило, запрещающее убивать других людей;
Е. правило, запрещающее в исламе употреблять в пищу свинину;
Ж. правило, предписывающее уступать в транспорте сидячее место женщинам и пожилым людям;
З. правило, запрещающее распитие спиртных напитков в общественных местах;
И. правило, осуждающее чрезмерное и систематическое употребление алкоголя.
Есть ли среди указанных правил поведения комплексные нормы?
16. Охарактеризуйте и соотнесите способы изложения норм права с конкретными примерами норм права:
1) прямой способ;
2) отсылочный способ;
3) бланкетный способ:
А. Конституции РФ ст. 109: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ».
Б. Трудовой кодекс РФ ст. 419: «Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами».
В. ГК РФ ст. 253. п.п.1,2: «1. Участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом. 2. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом…».
17. Ознакомьтесь с рассуждениями А. Кистяковского («В защиту права», 1916 г.) и дайте ответы на поставленные вопросы. Главное и самое существенное содержание права составляет свобода. Правда, это свобода внешняя, относительная, обусловленная общественной средой. Но внутренняя, более безотносительная, духовная свобода возможна только при существовании свободы внешней, и последняя есть самая лучшая шкала первой... Всякая общественная организация нуждается в правовых нормах, т. е. в правилах, регулирующих не внутреннее поведение людей, что составляет задачу этики, а их поведение внешнее. Определяя внешнее поведение, правовые нормы, однако, сами не являются чем-то внешним, так как они живут прежде всего в нашем сознании и являются такими же внутренними элементами нашего духа, как и этические нормы. Только будучи выраженными в статьях законов или примененными в жизни, они приобретают и внешнее существование. Проанализируйте, как соотносятся право и свобода? Объясните, что такое внешняя и внутренняя свобода? Согласны ли Вы с мнением автора по этому вопросу? Зачем нужны правовые нормы? Аргументируйте свой ответ.
18. Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы:
В 1767 году в Наказе Комиссии о сочинении проекта нового Уложения императрица Екатерина Вторая отмечала: «Законы должны быть писаны простым языком; и уложение, все законы в себе содержащее, должно быть книгой, весьма употребительной и которую за малую цену достать можно было наподобие букваря». Очевидно, что принципу доступности законодательства Екатерина Вторая придала здесь по крайней мере два смысла.
Какие именно? Что включает в себя понятие «доступность законодательства»? Каким образом (методы и способы) современное государство решает поставленный вопрос?
19. Характеристика каких социальных норм приведена в каждом из нижеследующих определений:
1. правила поведения, которые сложились исторически на протяжении жизни многих поколений жизни и вошли в привычку в результате многократного повторения; 2. правила, установленные различными религиозными конфессиями и обязательные для верующих, которые регламентируют отправления обрядов и отправления религиозного культа;
3. регулируют отношения классов, сословий, наций, политических партий и других общественных объединений, направлены на завоевание, удержание и использование государственной власти;
4. регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ, порядок их создания и функционирования (структуру, порядок управления, полномочия органов объединения, размер членских взносов и т. п.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями;
5. нормы, отражающие идейные начала и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни;
6. нормы, охватывающие взгляды, представления людей о добре и зле, о чести, совести, долге, справедливости;
7. регулируют наиболее важные общественные отношения, гарантированные государством?
Дайте определение и приведите примеры технической нормы. Аргументированно объясните ее взаимосвязь с социальной нормой.
20. Дайте грамматическое толкование п.2 ст. 612 ГК РФ: «Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду». Укажите, какие способы толкования Вы еще знаете? Классифицируйте толкование по юридической силе, объему и субъектам.
21. Определите вид юридических фактов (в том числе, в зависимости от юридических последствий):
1. В результате возгорания, произошедшего от удара молнии, сгорел дом гражданина Сергеева. Дом был застрахован. Возникло правоотношение между собственником и страховой компанией.
2. Граждане Максимов и Улиткин заключили между собой договор аренды, по которому Максимов обязался передать в аренду Улиткину однокомнатную квартиру в городе Санкт-Петербурге за определенную арендную плату.
Проанализируйте, что является основанием для возникновения гражданских правоотношений? Определите, какие юридические факты имеют место в описанной ситуации, и какие правовые последствия они порождают?
22. Решая проблему определения статуса предприятий и организаций, осуществляющих владение и пользование государственными средствами производства в условиях господства социалистической государственной собственности, ученый А.В. Венедиктов создал научную конструкцию оперативного хозяйственного управления, которая получила правовое закрепление. Определите, о каком виде источника права идет речь в данном случае? Укажите, какие источники права Вы знаете, помимо указанного? Охарактеризуйте их и выделите приоритетный источник в условиях современной Российской действительности. Дайте аргументированное объяснение.
23. Охарактеризуйте содержание важнейших принципов правотворчества:
1) федерализм выражается в том, что ____________________;
2) гуманизм выражается в том, что ______________________;
3) демократизм выражается в том, что ___________________;
4) профессионализм выражается в том, что _______________;
5) системность выражается в том, что ___________________.
Укажите, какие институты народного правотворчества Вы знаете? Определите, насколько велик их удельный вес в общем объеме правотворчества в государства? Соотнесите понятия «правотворчество» и «законотворчество».
24. Оцените истинность приведенных высказываний и аргументируйте свою точку зрения:
1.«в России на уровне субъектов федерации возможно принятие только подзаконных нормативно-правовых актов»;
2.«в системе источников права РФ вспомогательное значение имеет правовой обычай»;
3.«в чрезвычайных ситуациях Президент РФ имеет право принимать законы»;
4.«в системе источников англо-саксонской правовой семьи вспомогательное значение имеет нормативно-правовой акт».
Укажите, какие источники (формы) права Вы знаете, помимо перечисленных? Дайте характеристику основному источнику права в Российской правовой системе.
25. В одном из вузов на юридическом факультете был открыт отдел кодификации. Здесь вели картотеку действующего законодательства, отмечали изменения и дополнения в нем. С помощью аппарата множительной техники формировали и тиражировали сборники законов по определенной тематике. Проанализируйте, какая форма систематизации законодательства осуществляется в данном случае? Укажите, какие формы систематизации существует помимо указанной? Дайте характеристику форме систематизации, называемой «особой формой правотворчества».
26. Распределите статьи Конституции РФ по объему толкования:
1) ограничительное;
2) распространительное;
3) буквальное:
А. «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50 Конституции РФ);
Б. «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ» (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ);
В. «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону» (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ).
Приведите примеры из Российского законодательства легального и аутентичного толкования норм права.
27. Соотнесите англосаксонскую правовую систему, романо-германскую правовую систему и мусульманскую правовую систему, используя следующие признаки для сравнения:
 основной источник права
 структура права
 характер законодательства
 особенности норм права.
Приведите примеры конкретных государств современности, правовая система
которых соответствует указанным.
28. Сформулируйте правила разрешения коллизий между правовыми нормами (нормативными правовыми актами), т.е. укажите какая норма (нормативный правовой акт) подлежит применению в случаях коллизии:
 между Конституцией РФ и международным договором РФ
 между законом РФ и международным договором РФ
 между федеральными конституционными законами и федеральными законами
 между Конституцией РФ и конституциями субъектов федерацией
 между общефедеральными актами и актами субъектов федерации
 между законом и иными нормативными правовыми актами
 между актами, принятыми одним и тем же органом
 между актами, принятыми разными органами
 между общим и специальным актами.
29. В литературе была высказана точка зрения о том, что неисполнение закона со стороны гражданина нужно рассматривать в качестве правонарушения, а со стороны должностного лица – как нарушение законности. Дайте оценку данной точке зрения. Соотнесите понятия «правонарушение» и «нарушение законности». Как Вы считаете, кому (каким субъектам) адресовано требование соблюдать законность?
30. Согласно ст. 45 ГК РФ днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решение суда об объявлении его умершим. Укажите, какое название имеет данное положение в Теории права? Объясните его правовую сущность. Разъясните, как будет решаться вопрос, в случае если объявленный умершим гражданин объявится? Приведите конкретные ситуационные примеры данного правового явления.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.