X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (ЗПЗИ) » Безопасность жизнедеятельности (ЗПЗИ)

Безопасность жизнедеятельности
1. Раскройте сущность объектно-предметной области дисциплины, ее цели и задачи.
2. Дайте определение основным понятиям, терминам дисциплины безопасность жизнедеятельности.
3. Раскройте сущность и дайте краткую характеристику ноксологии как науки об опасностях.
4. Сформулируйте закон толерантности и назовите его основные принципы.
5. Раскройте сущность нормативных правовых актов, основные принципы закрепляющие правовые основы безопасности, режим чрезвычайного положения, противодействие экстремистской и террористической деятельности, функции системы безопасности Российской Федерации, ее силы и средства.
6. Раскройте сущность единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, перечислите основные задачи, силы и средства РСЧС.
7. Расскажите, по какому принципу организована гражданская оборона в Российской Федерации, перечислите основные задачи гражданской обороны. Какие формирования и организации составляют силы гражданской обороны?
8. Раскройте сущность организации защиты населения в мирное и военное время: способы защиты, защитные сооружения, их классификацию.
9. Раскройте сущность общих санитарно-технических требований к производственным помещениям и рабочим местам.
10. Охарактеризуйте влияние отклонений параметров производственного микроклимата от нормативных значений на производительность труда и состояние здоровья, профессиональные заболевания.
11. Охарактеризуйте систему работы руководителя по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности.
12. Назовите виды инструктажа по охране труда, раскройте сущность регистрация инструктажа. Перечислите виды причин несчастного случая.
13. Назовите особенности физического и умственного труда, Перечислите критерии комфортности.
14. Раскройте сущность и дайте краткую характеристику морфологической и функциональной системам, укажите их свойства и компоненты.
15. Объясните значение термина эргономические основы охраны труда, назовите виды совместимости характеристик машины и человека.
16. Раскройте сущность понятие здоровый образ жизни, укажите его составляющие и основные принципы здорового образа жизни.
17. Объясните значение термина «чрезвычайная ситуация», назовите классификацию и характеристики чрезвычайных ситуаций природного происхождения.
18. Опишите защитные мероприятия и правила поведения при стихийных бедствиях.
19. Раскройте цели, состав, назначение служб аварийно-спасательных и другие неотложных работ, назовите типы аварийно-спасательных служб и формирований.
20. Перечислите поражающие факторы источников природных чрезвычайных ситуаций различного происхождения и охарактеризуйте характер их действий.
21. Объясните значение термина «антропогенные опасности», раскройте сущность, природу и пути предупреждения.
22. Дайте краткую характеристику видам и причинам ошибок человека анализируемых в БЖД.
23. Охарактеризуйте основные составляющие факторов готовности человека к адекватному функционированию в техносфере.
24. Дайте краткую характеристику основным методам защиты от антропогенных опасностей.
25. Дайте определение понятию «чрезвычайные ситуации» мирного и военного времени и их укажите классификацию ЧС мирного и военного времени.
26. Объясните значение термина «терроризм», укажите виды терроризма причины и тенденции его развития.
27. Назовите основные отличительные черты международного терроризма.
28. Охарактеризуйте внутренние вооружённые конфликты и международный терроризм и их взаимосвязь.
29. Раскройте сущность, понятие чрезвычайных ситуаций социального характера, укажите виды социальных опасностей проживания человека в городских условиях.
30. Назовите и охарактеризуйте виды психического воздействия на человека и защиты от них.
31. Опишите меры и мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
32. Изложите последовательность, порядок действий при оказании первой доврачебной помощи.
1. Опасности по своей природе скрыты, постоянны и всеобщи. Они угрожают всему человечеству. В то же время существующие потенциальные опасности не означают, что они неотвратимо реализуются.
Укажите объектно-предметную область дисциплины, ее цели и задачи.
Объясните комплексный характер дисциплины и ее международные аспекты.
Объясните проблемы защиты человека и общества от стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, экологических и социальных опасностей.
Раскройте основные понятия, термины и определения безопасности жизнедеятельности.
2. Эволюция человечества, развитие промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и ряд других обстоятельств привели современный мир к созданию среды обитания нового типа — техносферы, в которой проживает и трудится большая часть жителей нашей планеты. При этом процесс формирования техноферы сопровождался эволюцией опасностей.
Раскройте основные принципы и понятия ноксологии.
Классифицируются опасности по нескольким признакам.
Раскройте основные положения закона толерантности, сформулированного В. Шелдорфом.
Объясните условия возникновения и реализации опасности, их воздействия на человека.
3. Любое превышение привычных уровней потоков вещества и энергии сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) разрушением компонентов среды обитания.
Приведите классификацию источников происхождения опасных и вредных факторов среды обитания.
Перечислите виды совместимости человека и технической системы.
Объясните понятие «комбинированное действие вредных веществ».
Приведите различие опасных и вредных факторов среды обитания.
4. Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда обитания постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек – среда обитания» Реакция человека на любое внешнее воздействие (раздражение) превращает ее в защитное действие.
Дайте характеристику сенсорным и сенсомоторным полям.
Оцените совместимость человека и технической системы.
Проанализируйте понятие «рефлекторная дуга» и её схему.
Покажите взаимосвязь органов чувств человека.
5. Важнейшим элементом государственного регулирования в области защиты населения и территорий от ЧС является нормативно-правовая база по безопасности жизнедеятельности.
Расположите в порядке приоритетности нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС
Раскройте основы государственной политики по защите окружающей среды.
Оцените нормативно-техническую документацию по охране окружающей среды.
Проанализируйте международное сотрудничество по охране окружающей среды.
6. Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличение частоты проявления в последнее время природных катаклизмов, аварий и катастроф обострили проблемы обеспечения безопасности населения, его готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Раскройте цели создания РСЧС и ее основные задачи.
Укажите основные принципы защиты в области защиты населения и территорий от ЧС.
Оцените организационную структура и систему управления РСЧС.
Охарактеризуйте постоянно действующие органы управления РСЧС.
7. С развитием научно-технического прогресса, созданием новых средств вооруженной борьбы многократно увеличились военные опасности для мирного населения. Особенно характерным в этом плане был 20 век.
Раскройте основные положения правового регулирования в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.
Укажите структуру, задачи, состав сил и средств гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
В районе Вашего проживания произошла авария на химически опасном объекте с выбросом в атмосферу аварийно химически опасного вещества (аммиака) (АХОВ). Предложите Ваши действия.
На заводе по производству химических веществ, произошел выброс вредных веществ в атмосферу. Население ничего о происшедшем не знало, 37 человек поступило в больницу с отравлением. Но официальных сообщений не было. Проанализируйте нормы какого закона нарушены и понесет ли кто-нибудь наказание?
8. Инженерная защита населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется заблаговременно в мирное время, и включает в себя накопление фонда защитных сооружений в городах, населённых пунктах и на объектах.
Укажите виды защитных сооружений и их предназначение. В чём заключаются требования к их оборудованию?
Раскройте классификацию и общие технические требования к укрытиям.
Определите, какой нормативный правовой акт раскрывает понятие «чрезвычайная ситуация»?
а) Закон РФ «О безопасности РФ» от 2812.2010 №390-ФЗ.
б) Закон РФ «Об обороне» от 31.05.1996 N 61-ФЗ
в) Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994
г) Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Ситуация: произошел взрыв на атомной электростанции (АЭС), возникла угроза радиоактивного заражения. Предложите Ваши действия. Разработайте памятку.
9. Обеспечение безопасных условий жизнедеятельности – одна из основных функций руководителя любого уровня. В условиях возможной ЧС или непосредственно в случае возникновения ЧС от его решительных действий и правильно принятого решения зависит жизнь людей.
Укажите правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности.
Определите общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам.
Объясните влияние отклонений параметров производственного микроклимата от нормативных значений на производительность труда и состояние здоровья, профессиональные заболевания.
Классифицируйте профессиональные вредности производственной среды.
10. Обеспечение безопасных условий труда и охрана здоровья работников – непосредственная обязанность каждого работодателя, независимо от масштаба и направления деятельности организации.
Объясните организацию процесса управления системой охраны труда на предприятии.
Охарактеризуйте систему работы руководителя по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности.
Определите, что является главной задачей системы охраны труда?
а) обеспечение ежегодных медосмотров
б) обеспечение права работников на охрану труда
в) обеспечение гарантий на охрану труда
Сформулируйте возможности и обязанности специалистов в обеспечении безопасности человека, сохранении среды обитания.
11. Руководитель любой организации, не зависимо от формы собственности, должен обеспечить безопасность проведения любых работ. В свою очередь, работники обязаны соблюдать требования охраны труда.
Укажите основные понятия, цели, принципы построения, функции и задачи системы управления охраной труда
Приведите примеры режимов труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда, для различных категорий работников (женщин, подростков и др.).
Приведите примеры отработки практических вопросов по санитарно-техническим требованиям к производственным помещениям и рабочим местам.
Разработайте вариант инструкции для работников предприятия по охране труда.
12. В настоящее время идёт интенсивная научно-исследовательская работа по разработке методов анализа и оценки рисков в различных сферах деятельности. Производственная среда обусловливает возможность воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, и в некоторых случаях наступает вероятность получения травмы и профессионального заболевания.
Объясните что такое производственная травма? Назовите виды, причины производственных травм и их участников?
Укажите методы анализа производственного травматизма и профзаболеваемости.
Раскройте сущность государственного страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Выделите пакет документов, который необходим, чтобы признать случай производственного травматизма.
Проанализируйте действия работника и работодателя в несчастных случаях. Какие положены выплаты и компенсации при производственной травме?
13. Изучение условий труда наряду с оценкой состояния производственной среды и трудового процесса должно включать оценку состояния организма работающих.
Укажите формы труда в зависимости от основных характеристик и физиологических требований, предъявляемых к организму.
Назовите основные воздействия в системе «человек – среда обитания», критерии комфортности, безопасности техносферы.
Проанализируйте закон сохранения Куратовского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».
Оцените основной смысл критериев безопасности техносферы.
14. Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека.
Укажите классификацию основных форм деятельности человека.
Объясните как влияют энергетические затраты человека при различных видах деятельности.
Проанализируйте гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений.
Охарактеризуйте и перечислите компоненты здорового образа жизни.
15. Нормальное состояние внутренней среды организма является залогом правильного функционирования клеток, не общающихся напрямую с внешним миром. А такие клетки образуют большинство наших внутренних органов.
Дайте определения и укажите виды иммунитета, строение и состав иммунной системы
Укажите основные функции биологически активных веществ, вырабатываемых эндокринными железами или специальными клетками в тканях.
Проанализируйте суть процесса адаптации организма к нагрузкам.
Обоснуйте по принципу системной иерархичности элементарных процессов жизнедеятельности морфологическую и функциональную зависимость и взаимозависимость между органами и системами организма человека.
16. Труд как особая форма взаимодействия человека с окружающей природой является исключительным достоянием человека.
Объясните особенности труда как вида деятельности, его значение в жизни общества и человека.
Укажите пути повышения эффективности трудовой деятельности.
Покажите взаимосвязь элементов рационального режима труда и отдыха.
Верно ли утверждение: «Труд не связан с историей и традициями того общества, в котором живёт человек»? Аргументируйте свой ответ.
17. В настоящее время масштабы использования природных ресурсов существенно возросли. В результате стали более ощутимо проявляться черты глобального экологического кризиса.
Дайте общую характеристику ЧС природного происхождения.
Укажите классификация стихийных бедствий: понятие, причины возникновения.
Проанализируйте защитные мероприятия и правила поведения при стихийных бедствиях.
Приведите примеры оказания первой помощь при стихийных бедствиях.
18. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
Укажите основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при ЧС.
Раскройте цели, состав, назначение, организацию проведения и привлекаемые силы при проведении АСДНР, способы их ведения.
Охарактеризуйте особенности проведения АСДНР при действии различных поражающих факторов.
Оцените объем и условия проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и условий для проведения спасательных работ.
19. Тысячелетняя практика жизнедеятельности человека свидетельствует о том, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности.
Укажите основные понятия и определения, классификацию чрезвычайных ситуаций.
Приведите примеры поражающих факторов и источников чрезвычайных ситуаций природного характера.
Очень часто, анализируя поступки, человек понимает, что сам своим поведением или необдуманным поступком спровоцировал ту или иную ситуацию, которая может стать угрозой его моральному самочувствию, здоровью, а порой и жизни. Объясните, что такое виктимное поведение? Приведите примеры грубого виктимного поведения.
Классифицируйте ЧС по масштабам и тяжести последствий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. №304 «О классификации ЧС природного и техногенного характера».
20. В соответствии с Федеральным законом РФ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” действия населения при получении оповещения о ЧС
Укажите действия работников организации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
Объясните порядок оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Раскройте правила поведения и действия населения.
Обоснуйте Ваши действия, направленные на уменьшение факторов риска для жизни и здоровья, если Вы попали в железнодорожную катастрофу.
Соотнесите сигналы гражданской обороны и действия по ним (для оповещения в мирное и военное время).
21. XX век принес людям не только достижения в области технического прогресса, облегчившие жизнь, но и массу проблем, затрудняющих ее, а иногда делающих просто невыносимой. Болезни, изменение климата, нарушение экологического равновесия, войны и т.д.
Объясните сущность и природу антропогенных опасностей, условия и пути предупреждения и предотвращения проявления антропогенных опасностей.
Укажите вид источников возникновения опасности в повседневной жизни.
Проанализируйте, чем достигается обеспечение функционирования человеческого фактора в пределах допустимых параметров профессиональной, психологической, физической, моральной и нравственной готовности к деятельности?
Сформулируйте, по каким основным направлениям решаются задачи обеспечения комфортных условий деятельности? Какие документы регламентируют данное направление деятельности?
22. В современный период сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья населения, обусловленные прогрессирующим старением населения, неблагоприятной структурой населения по полу и возрасту, невысокими показателями ожидаемой при рождении продолжительности жизни.
Объясните государственную политику в области охраны здоровья населения.
Дайте определение понятия «здоровье» и виды и уровни здоровья.
Раскройте основные его компоненты здоровья и их краткую характеристику, приведите примеры факторов, определяющих здоровье человека.
Выделите методы, способы и средства пропаганды здорового образа жизни.
23. Как утверждают философы: «Ключ к качеству жизни ‒ наш внутренний компас, с помощью которого мы совершаем выбор каждый день, каждый час»
Сформулируйте концепцию здорового образа жизни. Основные компоненты, составляющие понятие «здоровый образ жизни».
Объясните, что понимается под качеством жизни, уровнем жизни, условиями жизни?
Проанализируйте индикаторы, по которым оценивается качество жизни населения, и каким требованиям они должны отвечать?
Предложите наиболее эффективные способы профилактики вредных привычек: курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания.
24. Обеспечение безопасности пищевых продуктов является одной из важнейших задач, как государственной политики России, так и производителей.
Укажите меры по государственному регулированию в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Объясните проблемы загрязнения продуктов питания и пути их решения.
Укажите пути решения проблемы загрязнения окружающей среды предприятиями пищевой промышленности.
Классифицируйте методы очистки и переработки загрязненных продуктов.
25. На поверхности Земли и в прилегающих к ней слоях атмосферы происходит
множество сложнейших физических, физико–химических, биохимических, геодинамических, гелиофизических, гидродинамических и других процессов, сопровождающихся обменом и взаимной трансформацией различных видов энергии
Укажите классификацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Какие критерии положены в основу классификации чрезвычайных ситуаций в соответствии с масштабом их распространения и тяжестью последствий? Перечислите виды таких ситуаций.
Приведите примеры поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций
техногенного характера и фаз развития чрезвычайных ситуаций.
Сформулируйте, какие, по Вашему мнению, основные мероприятия будут способствовать повышению устойчивости функционирования объекта экономики.
26. При возникновении локальных вооруженных конфликтов и развертывании широкомасштабных войн источниками чрезвычайных ситуаций военного характера будут являться опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Укажите характерные особенности, присущие только чрезвычайных ситуаций военного времени.
Укажите средства коллективной и индивидуальной защиты от химического и бактериологического (биологического) оружия.
Сформулируйте организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени.
Приведите примеры действия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций военного времени.
27. В современной России рост угрозы терроризма происходит на фоне обострения и распространения политического, этнического, религиозного экстремизма, представляющего значительную опасность для интересов личности, общества и государства, политической, военной, экономической, экологической безопасности страны, ее конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.
Укажите правовые, нормативные и организационные основы противодействия терроризму. Объясните общественную опасность терроризма.
Раскройте виды террористических актов, их общее и отличительные черты, возможные способы осуществления. Укажите мероприятия по минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма.
Предложите наиболее эффективные способы поведения при террористическом акте.
Создайте рекомендации по поведению людей в случае захвата их в качестве заложников.
28. В настоящее время взрывчатые вещества широко применяют в военном деле и различных отраслях народного хозяйства, их широко используют в горной промышленности, при строительстве, на гидромелиоративных работах, в сельском хозяйстве, при борьбе с пожарами, но участились случаи терроризма. Поэтому для борьбы с ними также необходимы глубокие знания взрывчатых веществ, их принцип действия и основные характеристики.
Раскройте понятия, классификацию, характеристики и основные элементы, способы применения взрывных устройств;
Укажите виды взрывных устройств и предметы, их демаскирующие признаки.
Сформулируйте первоочередные действия в случае выявления или применения взрывных устройств.
29. В условиях социальной нестабильности, перманентных экономических неурядиц, морального и физического износа производственных фондов и техники, ухудшения экологической ситуации обостряется проблема выживания человека, возникает настоятельная необходимость обеспечения его безопасности.
Укажите возможные ЧС социального характера на территории России. Объясните причины возникновения социальных угроз и опасностей?
Дайте определение ЧС социального происхождения, назовите основные виды ЧС социального происхождения.
Обобщите факторы риска, каков механизм их действия?
Продемонстрируйте угрозы безопасности, сформулированные в Концепции национальной безопасности РФ.
30. Первая доврачебная помощь представляет собой комплекс срочных мер, проводимых при травмах, ранениях или внезапных заболеваниях в целях устранения угрожающих жизни явлений, предотвращения возможных осложнений, облегчения страданий и подготовки пострадавшего к транспортировке в лечебное учреждение.
Дайте характеристику нормативно-правовой базе, определяющей права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи.
Объясните понятие «первая помощь», укажите классификацию, порядок действий при первой доврачебной помощи.
Сформулируйте общую последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших.
Предложите наиболее эффективные способы оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения.
31. Пожарная безопасность может быть обеспечена мерами пожарной профилактики и активной пожарной защиты.
Укажите нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности.
Объясните понятие «пожарная безопасность» и укажите основные причины, способствующие возникновению и развитию пожара.
Задачами пожарной профилактики являются:
Выберите правильный ответ и аргументируйте его:
а) Создание превентивных мер, которые направлены на исключение возможности возникновения пожаров и минимизацию их последствий
б) Организация мер по минимизации разрушительного воздействия огня на людей и материальные ценности
в) Ограничение распространения огня
32. Защита населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс мероприятий. Основными способами защиты населения являются: эвакуация, укрытие в защитных сооружениях, обеспечение населения средствами индивидуальной и медицинской защиты.
Укажите понятие и виды эвакуации. Когда и для каких целей проводится эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации?
Объясните, в каких случаях проводится экстренная эвакуация? Перечислите ее особенности. Кто принимает решение на проведение эвакуации населения из района чрезвычайной ситуации?
Проанализируете случаи возникновения необходимости эвакуироваться из района проживания.
Создайте инструкцию подготовки населения на случай возникновения необходимости эвакуироваться из района проживания.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.