Пишите:
e-mail:karaul911@mail.ru


    Главная  |  Контакты  |  Цены  |
Документ Без Имени

Практическая работа по предмету «Демография»

Ситуация 1. В какой ситуации происходит депопуляция населения?
Ситуация 2. Покажите значение этнодемографических факторов, в конфликтных ситуациях, без применения военной силы за прошедшие 30 лет.
Ситуация 3. В какой ситуации в аграрном или традиционном обществе меняются коэффициенты рождаемости?
Ситуация 4. При каких обстоятельствах в переходном обществе резко снижается уровень смертности при сохраняющемся высоком уровне рождаемости?
Ситуация 5. По какой причине в России происходит сокращение среднего размера семьи, изменяется структура семей по числу членов?
Ситуация 6. Какой подход может дать эффект в исследовании проблем семьи и рождаемости в переходный период?
Ситуация 7. В какой ситуации миграция населения рассматривалась как важнейшее из движений человечества?
Ситуация 8. На чем основываются наиболее общие классификации миграционного движения?
Ситуация 9. Сколько типов миграции населения выделяют в науке?
Ситуация 10. В какой ситуации следует разделять понятие иммиграция и эмиграция?

Контрольная  работа по предмету «Демография»

Вопрос 1. Назовите наиболее распространенную теорию, объясняющую последовательность развития демографических процессов в их долгосрочной тенденции.
Вопрос 2. Что понимается под термином «депопуляция населения»?
Вопрос 3. В чем состоит содержание процессов демографического перехода?
Вопрос 4. Как связано сохранение высокой рождаемости в некоторых регионах мира с вероятностью социальной напряженности?
Вопрос 5. Назовите ожидаемую продолжительность жизни мужчин и женщин в европейской части России по данным переписи населения 1896 г.
Вопрос 6. Какая средняя продолжительность жизни населения России была в 1958-1959 гг.?
Вопрос 7. Назовите основные причины роста смертности в России в 1965-1980 гг.
Вопрос 8. Охарактеризуйте современный этап в развитии рождаемости.
Вопрос 9. Назовите основные методы и модели анализа рождаемости,
Вопрос 10. На что направлены социологические методы в демографии?

Контрольная

Вариант 1

 

1. Дата рождения науки Демография:

а)    1562 год;

б)    1702 год;

в)     1662 год.

 

2. Что изучает демография?

а)    перемещение населения по территории;

б)    здоровье населения;

в)     воспроизводство населения.

 

3. Основные источники информации о населении в демографических процессах.

 

4. Когда была проведена первая Всероссийская перепись населения?

а)    1872 год;

б)    1897 год;

в)     1917 год.

 

5. Укажите дату проведения последней подворной переписи населения в России.

 

6. Итоги какой переписи не были приняты правительством?

а)    1937 год;

б)    1959 год;

в)     1970 год.

 

7. Назовите основные принципы проведения современных переписей.

 

8. Чем является миграция по отношению к демографии?

а)    предметом изучения;

б)    функцией;

в)     аргументом.

 

9. Назовите 2 типа сведений, содержащихся в актах гражданского состояния

 

10. Под влиянием каких факторов формируется половозрастная структура населения?

а)    половые различия в брачности;

б)    соотношение полов среди новорожденных;

в)     семейный состав;

г)     половозрастные различия в смертности;

д)    повозрастные коэффициенты рождаемости;

е)     половозрастные различия в интенсивности миграции населения.

 

11. Чем характеризуется процесс депопуляции?

а)    стабилизацией населения;

б)    постарением населения;

в)     усилением миграционных процессов;

г)     сокращением численности населения;

д)    возрастной аккумуляцией.

 

12. Какой тип воспроизводства населения формируется на втором этапе демографического перехода?

а)    регрессивный;

б)    примитивный;

в)     стационарный.

 

13. В чем недостаток общих показателей естественного движения населения?

 

14. Какие факторы влияют на уровень рождаемости в сторону его повышения?

 

15. Чему равно критическое значение суммарного коэффициента рождаемости на один эффективный брак?

а)    1,71;

б)    2,12;

в)     2,6;

г)     3,15

 

16. Какая из приведенных областей России имеет более низкую рождаемость?

а)    Московская область;

б)    Омская область;

в)     Псковская область.

 

17. Какова связь между уровнем рождаемости и уровнем жизни.

а)    прямая;

б)    корреляционная;

в)     обратная.

 

18. Расставьте причины смертности населения России по приведенным классам в порядке убывания:

а)    от инфекционных заболеваний;

б)    от новообразований;

в)    от сердечно-сосудистых заболеваний;

г)     от заболеваний органов дыхания;

д)    от неестественных причин смерти (травматизм, убийства и др).

 

19. Какая миграция сопровождается сменой места жительства?

а)    маятниковая;

б)    сезонная;

в)     стационарная.

 

20. Назовите социально-экономические факторы миграции.

 

21. Наибольшее число мигрантов на постоянное место жительства прибывают из:

а)    Казахстана;

б)    Узбекистана;

в)     Украины;

г)     Молдавии;

д)    Таджикистана.

 

22. Какая из названных областей является наиболее урбанизированной?

а)    Ростовская;

б)    Новосибирская;

в)     Свердловская.

 

23. Какие показатели используются при прогнозировании половозрастной структуры населения?

а)    повозрастные коэффициенты брачности;

б)    повозрастные коэффициенты рождаемости;

в)     повозрастные коэффициенты разводимости;

г)     повозрастные коэффициенты смертности;

д)    повозрастные коэффициенты естественного прироста.

 

24. Объект демографической политики:

а)    население страны в целом;

б)    безработные;

в)     молодые семьи;

г)     студенты и школьники.

 

Сборник заданий по дисциплине

«Демография» (код ДЕМ)

Задание 1.

Изучить главу 1.

Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Что означает понятие «революция» в широком смысле?

                                 1.            переворот;

                                 2.            способ перехода к новой ступени развития;

                                 3.            разрешение кризиса;

                                 4.            качественный сдвиг в развитии явления, перерыв постепенного развития;

                                 5.            отрицание прошлого.

Вопрос 2. Как осуществляется демографический переход количественного характера в течение длительного времени?

                                 1.            постепенно;

                                 2.            эволюционным путем развития;

                                 3.            скачком;

                                 4.            революционным путем;

                                 5.            спонтанно.

Вопрос 3. Назовите главную проблему в концепции демографических революций:

                                 1.            выделение схемы воспроизводства;

                                 2.            выделение общих закономерностей, этапы и последовательность воспроизводства населения;

                                 3.            типы воспроизводства;

                                 4.            логика смены типов воспроизводства;

                                 5.            формы воспроизводства.

Вопрос 4. Назовите наиболее распространенную единицу времени в демографии:

                                 1.            длина поколения;

                                 2.            год;

                                 3.            месяц;

                                 4.            полугодие;

                                 5.            квартал.

Вопрос 5. Сколько лет составляет длина поколения – единица времени в демографии?

                                 1.            21-22 года;

                                 2.            22-23 года;

                                 3.            23-24 года;

                                 4.            24-25 лет;

                                 5.            25-27 лет.

Задание 2.

Изучить главу 1.  Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Назовите период действия комплекса «внешних возмущений» демографических процессов в Российской Империи:

                                 1.            1917 г.;

                                 2.            после 1917 г.;

                                 3.            1919 г.;

                                 4.            до 1917 г.;

                                 5.            1918 г.

Вопрос 2. Назовите период действия комплекса «внешних возмущений» демографических процессов в Российской Федерации:

                                 1.            с 1990 г.;

                                 2.            с 1991 г.;

                                 3.            1992 г.;

                                 4.            1993 г.;

                                 5.            1994 г.

Вопрос 3. Что входит в понятие «внешние возмущения» демографических процессов?

                                 1.            рождаемость;

                                 2.            смертность;

                                 3.            войны, социально-экономические потрясения, голод, репрессии;

                                 4.            уровень жизни;

                                 5.            демографические волны.

Вопрос 4. Кто является автором классической работы «Демографическая революция»?

                                 1.            А. Ландри;

                                 2.            Э. Коул;

                                 3.            К. Блеккер;

                                 4.            Э. Гувер;

                                 5.            Г. Шубнелль.

Вопрос 5. Сколько этапов развития населения выделил А. Ландри?

                                 1.            один;

                                 2.            два;

                                 3.            три;

                                 4.            четыре;

                                 5.            пять.

Задание 3.

Изучить главу 1. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Назовите три этапа развития населения по концепции А. Ландри:

                                 1.            примитивный, промежуточный, современный;

                                 2.            ранний, зрелый, поздний;

                                 3.            стартовый, основной, вспомогательный;

                                 4.            примитивный, зрелый, поздний;

                                 5.            ранний, примитивный, основной.

Вопрос 2. Сколько стадий развития населения, исходя из темпов роста населения, рождаемости и смертности, выделил К. Блеккер?

                                 1.            одну;

                                 2.            две;

                                 3.            три;

                                 4.            четыре;

                                 5.            пять.

Вопрос 3. Что характерно для традиционного типа воспроизводства населения?

                                 1.            высокие темпы;

                                 2.            слабые темпы;

                                 3.            не ограничиваемые рождаемость и смертность;

                                 4.            не ограничиваемая смертность;

                                 5.            ограничение рождаемости.

Вопрос 4. Что предшествовало качественному скачку в воспроизводстве населения?

                                 1.            ограничение рождаемости;

                                 2.            повышение жизненного уровня;

                                 3.            снижение уровня жизни;

                                 4.            вмешательство людей в естественные процессы воспроизводства;

                                 5.            регулирование прироста населения.

Вопрос 5. Что является главным в периодизации демографических процессов?

                                 1.            анализ статистических данных;

                                 2.            выделение качественного скачка;

                                 3.            оценка времени;

                                 4.            выделение системы характеристик интенсивности;

                                 5.            оценка структурных факторов.

Задание 4.

Вопрос 1. Какова была степень влияния общества на рождаемость на первом (традиционном или примитивном) этапе развития населения?

                                 1.            мала;

                                 2.            велика;

                                 3.            определяющая;

                                 4.            недостаточная;

                                 5.            незначительная.

Вопрос 2. Как общество начинает влиять на заболеваемость, смертность на втором этапе развития населения?

                                 1.            недостаточно;

                                 2.            эффективно;

                                 3.            незначительно;

                                 4.            реально;

                                 5.            заметно.

Вопрос 3. Назовите цель третьего этапа развития населения, к которому общество только приближается:

                                 1.            планирование числа детей;

                                 2.            планирование всех случаев рождений;

                                 3.            полное регулирование рождаемости и смертности;

                                 4.            биологическое регулирование;

                                 5.            планирование сроков появления детей.

Вопрос 4. Что является особенностью демографической революции?

                                 1.            прерывание постепенности;

                                 2.            разрешение демографических проблем;

                                 3.            спонтанность;

                                 4.            непредсказуемость;

                                 5.            неотвратимость.

Вопрос 5. Какой тип воспроизводства общество может сформулировать исходя из своих долгосрочных целей?

                                 1.            простой;

                                 2.            сложный;

                                 3.            пропорциональный;

                                 4.            оптимальный;

                                 5.            расширенный.

Задание 5.

Вопрос 1. Назовите возраст женщин в интервале повышенной брачности и рождения первых детей:

                                 1.            19-20 лет;

                                 2.            20-24 года;

                                 3.            25-26 лет;

                                 4.            27-28 лет;

                                 5.            29-30 лет.

Вопрос 2. В каком случае могут сокращаться интервалы между рождениями?

                                 1.            при росте уровня жизни;

                                 2.            при интенсивности миграции;

                                 3.            при улучшении социально-экономической ситуации;

                                 4.            при изменении режима смертности;

                                 5.            при изменении демографического поведения.

Вопрос 3. Что представляет собой население Российской Федерации в демографическом плане?

                                 1.            сложную и противоречивую совокупность;

                                 2.            региональные отличия;

                                 3.            различия в режиме смертности;

                                 4.            разный тип воспроизводства;

                                 5.            этнические отличия.

Вопрос 4. Как следует проводить изучение режима и типа воспроизводства населения крупных многонациональных регионов?

                                 1.            при помощи статистических данных;

                                 2.            используя динамику стандартов демографии;

                                 3.            используя разностороннюю информацию;

                                 4.            как агрегацию отдельных режимов «снизу-вверх»;

                                 5.            как анализ совокупности.

Вопрос 5. С чем связаны тенденции брачности (особенно юридической) и рождаемости?

                                 1.            с ростом брачности;

                                 2.            с ростом числа активного населения;

                                 3.            с социально-экономической обстановкой;

                                 4.            с половозрастной структурой населения;

                                 5.            с закономерностями рождаемости.

Задание 6.

Вопрос 1. Как система демографических коэффициентов отражает суть происходящих процессов?

                                 1.            точно;

                                 2.            корректно;

                                 3.            объективно;

                                 4.            не точно, не корректно;

                                 5.            субъективно.

Вопрос 2. Какие современные варианты таблиц смертности населения следует исчислять сегодня?

                                 1.            статистические;

                                 2.            мультистатусные и комбинированные таблицы;

                                 3.            обобщающие;

                                 4.            аналитические;

                                 5.            результирующие.

Вопрос 3. Что оказывает определенное влияние на изменение численности, состава и качества населения ряда регионов России в последние годы?

                                 1.            рождаемость;

                                 2.            смертность;

                                 3.            миграции;

                                 4.            благосостояние;

                                 5.            эмиграция.

Вопрос 4. Что следует учитывать в характере демографических процессов?

                                 1.            демографические волны;

                                 2.            правило алгортизации;

                                 3.            рождаемость;

                                 4.            смертность;

                                 5.            миграции.

Вопрос 5. Какой элемент тенденции развития населения обсуждается в последние годы?

                                 1.            рождаемость;

                                 2.            смертность;

                                 3.            продолжительность жизни;

                                 4.            вопрос о депопуляции населения России;

                                 5.            демографический кризис.

Задание 7.

Вопрос 1. Как понимается депопуляция в социально-экономической литературе?

                                 1.            негативно;

                                 2.            позитивно;

                                 3.            как форма демографического кризиса;

                                 4.            вырождение;

                                 5.            демографическая катастрофа.

Вопрос 2. На что влияет колебание численности женщин детородного возраста?

                                 1.            на количество браков;

                                 2.            на формирование демографической волны;

                                 3.            на количество рождений;

                                 4.            на демографическую ситуацию;

                                 5.            на количество активного населения.

Вопрос 3. Какой показатель используется для характеристики уровня воспроизводства населения?

                                 1.            региональный коэффициент;

                                 2.            этнический показатель;

                                 3.            стационарная возрастная структура;

                                 4.            нетто-коэффициент воспроизводства;

                                 5.            соотношение рождаемости и смертности.

Вопрос 4. Какие показатели необходимо использовать при анализе тенденций вырождения населения?

                                 1.            качественные;

                                 2.            стационарные;

                                 3.            обобщающие;

                                 4.            статистические;

                                 5.            социально-экономические.

Вопрос 5. Что нужно учитывать при оценке последствий и темпов вырождения населения?

                                 1.            возрастной состав;

                                 2.            общую численность;

                                 3.            национальный состав;

                                 4.            региональные особенности;

                                 5.            половозрастную структуру.

Задание 8.

Изучить главу 2. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. В какой форме ставилась проблема соотношения населения и ресурсов в трудах мыслителей прошлого?

                                 1.            в сложной;

                                 2.            в упрощенной;

                                 3.            детерминированной;

                                 4.            философской;

                                 5.            в риторической.

Вопрос 2. Когда древнекитайский философ Конфуций впервые поставил вопрос об оптимальной численности населения?

                                 1.            в I в. до н.э.;

                                 2.            во II в. до н.э.;

                                 3.            в III в. до н.э.;

                                 4.            в IV в. до н.э.;

                                 5.            в V в. до н.э.

Вопрос 3. В работах мыслителей какой эпохи проблема соотношения населения и ресурсов была центральной?

                                 1.            феодальной;

                                 2.            социалистической;

                                 3.            капиталистической;

                                 4.            первобытной;

                                 5.            рыночной.

Вопрос 4. Назовите мыслителей Средневековья, выдвигавших тезис об общественной  полезности увеличения численности населения:

                                 1.            Мэн Т.;

                                 2.            Сера А.;

                                 3.            Мор Т., Калтанелла Ф.;

                                 4.            Фортрей С.;

                                 5.            Уоллес Р.

Вопрос 5. Назовите имена ученых, считавших, что чрезмерный рост населения может создать реальную угрозу перенаселения:

                                 1.            Фортрей С.;

                                 2.            Сера А.;

                                 3.            Мэн Т.;

                                 4.            Таусенд Д., Уоллес Р.;

                                 5.            Аквинский Ф.

Задание 9.

Изучить главу 2. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Когда в общественной мысли установился политико-экономический подход к оценке соотношения роста населения и общественного развития?

                                 1.            в XVII в.;

                                 2.            на рубеже XVIII-XIX вв.;

                                 3.            в XVIII в.;

                                 4.            в XIX в.;

                                 5.            в XX в.

Вопрос 2. Какой аспект роста населения становится главным в работах А. Смита и Д. Рикардо?

                                 1.            политический;

                                 2.            социальный;

                                 3.            философский;

                                 4.            экономический;

                                 5.            географический.

Вопрос 3. Об ограниченности каких ресурсов высказался А. Смит в связи с ростом населения?

                                 1.            земельных;

                                 2.            природных;

                                 3.            сырьевых;

                                 4.            производственных;

                                 5.            энергетических.

Вопрос 4. Какой тезис сформулирован Д. Рикардо в связи с ростом народонаселения?

                                 1.            о производной экономических факторов;

                                 2.            об ограниченности ресурсов;

                                 3.            о давлении населения на средства существования;

                                 4.            об исчерпаемости сырья;

                                 5.            об ограниченности природных ресурсов.

Вопрос 5. С каких позиций теория Т.Р. Мальтуса трактовала причины социальных бедствий, политических потрясений и экологических катастроф?

                                 1.            идеализма;

                                 2.            демографического детерминизма;

                                 3.            материализма;

                                 4.            с философских позиций;

                                 5.            с психологической точки зрения.

Задание 10.

Изучить главу 2.

Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Что является исходным фактором общественного развития согласно теории Т.Р. Мальтуса?

                                 1.            соотношение населения и ресурсов;

                                 2.            неограничиваемый рост населения;

                                 3.            биологическая природа человека;

                                 4.            демографическое давление;

                                 5.            биологическая природа воспроизводства населения.

 

Вопрос 2. Из каких законов населения К. Маркс и его последователи выводили закономерность демографической династии?

                                 1.            из эволюции социальных систем;

                                 2.            из нищеты населения;

                                 3.            из социальной детерминации;

                                 4.            из законов социально-экономического развития;

                                 5.            из диалектики развития общества.

Вопрос 3. Какие события мировой истории стали практическим опровержением теоретических положений мальтузианства?

                                 1.            промышленная революция;

                                 2.            научно-технический прогресс;

                                 3.            промышленный переворот;

                                 4.            прогресс техники;

                                 5.            развитие промышленных технологий.

Вопрос 4. Исследования каких процессов потребовали изменения в развитии населения в связи с переходом от доиндустриальной экономики к индустриальной системе производственных сил?

                                 1.            общей теории народонаселения;

                                 2.            этногенеза;

                                 3.            этнологии;

                                 4.            политической детерминации народонаселения;

                                 5.            социальной детерминации демографических процессов.

Вопрос 5. Когда возникла схема демографического перехода?

                                 1.            в середине XX в.;

                                 2.            в XIX в.;

                                 3.            в начале XX в.;

                                 4.            в XVIII в.;

                                 5.            в конце XX в.

Задание 11.

Изучить главу 2. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Какую эволюцию составляющих воспроизводства населения описывает теория демографического перехода?

                                 1.            стратегии развития;

                                 2.            демографическую статистику;

                                 3.            рождаемости и смертности;

                                 4.            процесс старения населения;

                                 5.            социальные последствия миграции.

Вопрос 2. Какой процесс реально обострил социально-экономические проблемы периферийных районов современного мира?

                                 1.            экологический;

                                 2.            демографический кризис;

                                 3.            экономический кризис;

                                 4.            удвоение населения в течение жизни одного поколения;

                                 5.            социально-политические проблемы.

Вопрос 3. Какой процесс наблюдается в динамике населения развитых стран мира?

                                 1.            спад роста населения;

                                 2.            депопуляция;

                                 3.            старение населения;

                                 4.            масштабная миграция;

                                 5.            эмиграция.

Вопрос 4. Сколько существует типов экономико-демографических моделей?

                                 1.            один;

                                 2.            два;

                                 3.            три;

                                 4.            четыре;

                                 5.            пять.

Вопрос 5. Назовите основные факторы экономического развития по модели Р. Харрода и Е. Домара:

                                 1.            открытие новых ресурсов;

                                 2.            освоение новых районов;

                                 3.            автоматизация производства;

                                 4.            демографическая динамика, наряду с техническим прогрессом;

                                 5.            освоение новых технологий.

Задание 12.

Изучить главу 2.

Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Сколько факторов экономического развития выделяли Р. Харрод и Е. Домар?

                                 1.            один;

                                 2.            два;

                                 3.            три;

                                 4.            четыре;

                                 5.            пять.

Вопрос 2. Назовите факторы экономического развития по Р. Харроду и Е. Домару:

                                 1.            технические;

                                 2.            социальные;

                                 3.            эргономические;

                                 4.            экзогенные и эндогенные;

                                 5.            природные.

 

Вопрос 3. Что относилось к числу экзогенных факторов?

                                 1.            население, изменяющееся с постоянным темпом;

                                 2.            трудовые ресурсы;

                                 3.            подготовка специалистов;

                                 4.            эргономика;

                                 5.            переподготовка персонала.

Вопрос 4. По какому направлению шло дальнейшее развитие экономико-демографических моделей?

                                 1.            по статистическому;

                                 2.            по прагматическому;

                                 3.            по модели Харрода-Домара;

                                 4.            по математическому;

                                 5.            в определении связи между рождаемостью, потреблением, сбережением, занятостью и доходом на душу населения.

Вопрос 5. В каком году вышла ставшая классической книга А. Коула и Э.Гувера «Рост населения и экономическое развитие в странах с низким уровнем дохода»?

                                 1.            1956 г.;

                                 2.            1957 г.;

                                 3.            1958 г.;

                                 4.            1959 г.;

                                 5.            1960 г.

Задание 13.

Изучить главу 2.

Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Как рассматривали А. Коул и Э. Гувер фактор прироста населения?

                                 1.            демографический рост как экзогенный фактор;

                                 2.            как сдерживающий общий прирост производительности;

                                 3.            как схему микроанализа;

                                 4.            демографический рост как эндогенный фактор;

                                 5.            на макроэкономическом уровне.

Вопрос 2. Назовите школу, в моделях которой была заложена зависимость между ростом населения и уровнем среднедушевого дохода:

                                 1.            неоклассическая;

                                 2.            модель Харрода-Домара;

                                 3.            модель Коула-Гувера;

                                 4.            неокейнсианская;

                                 5.            классическая.

Вопрос 3. Какой подход использовал Р. Нельсон для объяснения демографических процессов?

                                 1.            социологический;

                                 2.            философский;

                                 3.            корреляционный;

                                 4.            экономический;

                                 5.            статистический.

Вопрос 4. Сколько конфликтов произошло между развивающимися странами с применением военной силы в период 1945-1980 гг.?

                                 1.            70;

                                 2.            80;

                                 3.            90;

                                 4.            100;

                                 5.            101.

Вопрос 5. В скольких случаях в конфликтах периода 1945-1980 гг. этнодемографические факторы влияли на возникновение конфликтной ситуации?

                                 1.            в 20% случаев;

                                 2.            в 30% случаев;

                                 3.            в 40% случаев;

                                 4.            в 50% случаев;

                                 5.            в 60% случаев.

 

Задание 14.

Изучить главу 2. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Сколько сфер расселения сложилось в бывшем СССР?

                                 1.            одна;

                                 2.            две;

                                 3.            три;

                                 4.            четыре;

                                 5.            пять.

Вопрос 2. Где проживают народы бывшего СССР, составляющие первую сферу расселения?

                                 1.            на своей этнической территории;

                                 2.            в ближнем зарубежье;

                                 3.            в дальнем зарубежье;

                                 4.            в континентальной Европе;

                                 5.            в Америке.

Вопрос 3. Где проживают народы бывшего СССР, составляющие вторую сферу расселения?

                                 1.            в дальнем зарубежье;

                                 2.            в континентальной Европе;

                                 3.            в ближнем зарубежье;

                                 4.            в Америке;

                                 5.            на своей этнической территории.

Вопрос 4. Где проживают народы бывшего СССР составляющие третью сферу расселения?

                                 1.            на своей этнической территории;

                                 2.            в ближнем зарубежье;

                                 3.            в Америке;

                                 4.            в дальнем зарубежье;

                                 5.            в континентальной Европе.

Вопрос 5. Назовите соотношение расселения русских по трем вышеназванным сферам расселения:

                                 1.            42, 7, 51;

                                 2.            82, 17, 1;

                                 3.            48, 24, 28;

                                 4.            50, 35, 15;

                                 5.            60, 10, 30.

Задание 15.

Вопрос 1. Какой естественный прирост населения наблюдается в России, начиная с 1992 года?

                                 1.            положительный;

                                 2.            отрицательный;

                                 3.            существенный;

                                 4.            незначительный;

                                 5.            негативный.

Вопрос 2. С какого года в России начался новый этап снижения рождаемости и роста смертности?

                                 1.            1985 г.;

                                 2.            1986 г.;

                                 3.            1987 г.;

                                 4.            1988 г.;

                                 5.            1989 г.

Вопрос 3. Назовите людские потери населения СССР в результате войны 1941-1945 гг.:

                                 1.            27 млн.;

                                 2.            20 млн.;

                                 3.            30 млн.;

                                 4.            40 млн.;

                                 5.            25 млн.

Вопрос 4. Какие возможные сценарии эволюции смертности рассматриваются при прогнозе населения России?

                                 1.            оптимальный;

                                 2.            максимальный;

                                 3.            минимальный;

                                 4.            реальный;

                                 5.            пессимистический, оптимистический, средний.

Вопрос 5. На экстракомеции какой динамики демографических показателей основан пессимистический прогнозный сценарий?

                                 1.            1986-1989 гг.;

                                 2.            1989-1990 гг.;

                                 3.            1990-1993 гг.;

                                 4.            1993-1994 гг.;

                                 5.            1995-1996 гг.

Задание 16.

Изучить главу 4. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. С чем связана историческая эволюция рождаемости?

                                 1.            с уровнем благосостояния;

                                 2.            со здоровьем нации;

                                 3.            с социально-экономическим развитием;

                                 4.            с уровнем образования;

                                 5.            с интеллектуальным уровнем.

Вопрос 2. Какая теория дает объяснение исторической эволюции рождаемости?

                                 1.            теория демографического перехода;

                                 2.            классическая;

                                 3.            кейнесианская;

                                 4.            воспроизводства населения;

                                 5.            неоклассическая.

Вопрос 3. В какие годы наметился переход большей части населения России к малодетной семье?

                                 1.            в 20-30 годы;

                                 2.            в 30-40 годы;

                                 3.            в 40-50 годы;

                                 4.            в 50-60 годы;

                                 5.            в 60-70 годы.

Вопрос 4. Назовите дату принятия постановления «О мерах помощи семьям, имеющим детей»:

                                 1.            1980 г.;

                                 2.            1981 г.;

                                 3.            1982 г.;

                                 4.            1983 г.;

                                 5.            1984 г.

Вопрос 5. Назовите период самого резкого спада рождаемости за всю многовековую историю:

                                 1.            конец 60-х – начало 70-х гг.;

                                 2.            середина 70-х – начало 80-х гг.;

                                 3.            конец 80-х – начало 90-х гг.;

                                 4.            середина 80-х – конец 90-х гг.;

                                 5.            первая половина 90-х гг.

Задание 17.

Изучить главы 5-8. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Назовите автора работ 20-х годов, посвященных проблемам формирования бюджетов семей и их расходов:

                                 1.            Гелинцев А.;

                                 2.            Макаров Н.;

                                 3.            Струмилин С.;

                                 4.            Гаянов А.;

                                 5.            Кондратьев Н.

Вопрос 2. Назовите год издания работы Томилина С.А. «Демография и социальная гигиена»:

                                 1.            1973 г.;

                                 2.            1974 г.;

                                 3.            1975 г.;

                                 4.            1976 г.;

                                 5.            1977 г.

Вопрос 3. Назовите количество семей по данным переписи 1989 г.:

                                 1.            40 млн. чел.;

                                 2.            40,2 млн. чел.;

                                 3.            30 млн. чел.;

                                 4.            50,3 млн. чел.;

                                 5.            60 млн. чел.

Вопрос 4. Какой наиболее распространенный тип семьи в России?

                                 1.            многодетный;

                                 2.            неполный;

                                 3.            полный;

                                 4.            нуклеарный;

                                 5.            дифференцированный.

Вопрос 5. Назовите состав так называемой нуклеарной семьи России:

                                 1.            бездетная и одно-двухдетная;

                                 2.            многодетная;

                                 3.            полная;

                                 4.            неполная;

                                 5.            маленькая.

 

Тест Демография

 

1. В каком году началась естественная убыль населения в России?

1.     В 1990 года;

2.     в 1992 года;

3.     в 1995 года.

2. Благодаря кому получила свое название наука демография? 

1. Дж. Граунту;

2. А. Гийяру;

3. Ж. Бертийону.

3. Естественное движение населения – это:

1.     непрерывный процесс возобновления поколений;

2.     разность между числом родившихся и умерших за определенный период времени;

3.     изменение численности и структуры населения в результате рождений, смертей, браков и разводов.

4. Что означает депопуляция населения?

1.     Убыль населения;

2.     резкое снижение рождаемости населения;

3.     нулевые темпы роста населения. 

5. Кем было положено начало подушным переписям населения (ревизии)?

1.     М.В. Ломоносовым;

2.     Петром I;

3.     Екатериной II.

6. Кем был сформулирован тезис о давлении населения на средства существования?

1. А. Смитом;

2. Д. Рикардо;

3.  Т. Мальтусом.

7. Т. Мальтус утверждал, что:

1.     размножение населения есть независимая переменная, лишь корректируемая действиями социальных факторов;

2.     существует лишь «относительное перенаселение» населения;

3.     существует непосредственная связь между численностью народонаселения и уровнем потребности в воспроизводстве рабочей силы.

8. Что изучает этническая демография?

1.     Территориальные группы людей, состоящие из представителей разных национальностей;

2.     этнические особенности воспроизводства населения;

3.     этнические особенности быта, культуры, традиций народа.

9. Общий коэффициент рождаемости – это:

1.     общее количество родившихся за определенный период времени;

2.     разность между числом родившихся в текущем и предыдущем периодах;

3.     отношение цикла родившихся  живыми  в течение определенного периода к средней численности населения за тот же период.

10. Брутто – коэффициент воспроизводства населения.

1.     число девочек, которое в среднем рожает одна женщина до конца репродуктивного периода при отсутствии смертности и сохранении уровня рождаемости этих лет;

2.     изменение численности населения за определенный период;

3.     соотношение уровней рождаемости и смертности женского населения без учета внешней миграции населения.

11. Возрастная структура населения – это:

1.     графическое изображение распределения населения по возрасту;

2.     распределение населения по различным возрастным группам;

3.     доля людей определенного возраста в общей численности населения.

12. Гипотетический уровень рождаемости означает:

1.     необходимый для обеспечения нулевого естественного прироста населения;

2.     прогнозный уровень рождаемости с учетом сложившегося типа воспроизводства;

3.     минимальный уровень рождаемости, ниже которого она не может опуститься без влияния каких-либо факторов негативного характера.

13. Нетто-коэффициент воспроизводства населения.

1.     соотношение общего коэффициента рождаемости и общего коэффициента смертности за определенный период;

2.     изменение численности населения за определенный период, в течение которое родительское поколение замещается поколением своих детей;

3.     количество дочерей, которое при данном режиме рождаемости и смертности в течение всей предстоящей им жизни родит некоторая совокупность новорожденный девочек.

14. Валовая миграция – это:

1.     общая численность мигрантов, включающая как прибывших, так и  выбывших за определенный промежуток времени;

2.     показатель прибывших на данную территорию за определенный промежуток времени;

3.     разница между общим приростом населения и естественным приростом населения.

15. Что представляет собой миграционный прирост населения?

1.     Изменение численности населения данной территории за счет прибывших на нее;

2.     разница между числом прибывших на данную территорию и числом выбывших из нее за определенный промежуток времени;

3.     увеличение уровня рождаемости населения данной территории за счет числа рождений мигрантов, прибывших на данную территорию.

16. Беженец – это:

1.     лицо, не имеющие определенного гражданства и находящееся вне страны своего обычного места жительства;

2.     лицо, покинувшее свою историческую родину по личным и экономическим мотивам и ищущее место приложения труда в другой стране;

3.     лицо, вынужденное мигрировать в другое государство в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований или под угрозой жизни.

17. Что входит в понятие постоянное место жительства?

1.     Люди, фактические находящиеся на территории данного населенного пункта;

2.     люди, постоянно проживающие в данном месте;

3.     население, которое числится проживающим в данном месте по документам.

18. Наличное население равно.

1.     постоянное население плюс, временно проживающие минус временно отсутствующие;

2.     постоянное население минус временно отсутствующее плюс временно проживающее;

3.     постоянное население плюс временно проживающие.

19. Что понимается под старением населения?

1.     Увеличение доли лиц старших возрастов и возрастной структуре населения;

2.     увеличение средней продолжительности жизни населения;

3.     сокращение показателей смертности лиц старше 60 лет.

20. Что оказывает влияние на половую структуру населения?

1.     Половые различия смертности;

2.     младенческая смертность;

3.     численность женщин в репродуктивном возрасте.

21. Если население имеет молодую возрастную структуру, то при прочих равных условиях оно имеет:

1.     низкий уровень рождаемости и низкий уровень смертности;

2.     высокий уровень рождаемости и брачности;

3.     высокий уровень образования и смертности.

22. Стационарный тип возрастной структуры соответствует режиму воспроизводства, для которого характерно:

1.     снижение смертности отстает от снижения рождаемости. Начинается депопуляция;

2.     высокая рождаемость и смертность;

3.     низкий уровень рождаемости и смертности, практическое отсутствие роста населения.

23. Когорта – это:

1.     частный случай поколения;

1.     совокупность людей, одновременно переживающих какое-то событие;

2.     численность населения в определенном возрастном интервале.

24. Ожидаемая  продолжительность жизни при рождении означает:

1.     продолжительность жизни для новорожденных;

2.     число лет, которое предстояло бы прожить новорожденному при условии, что на протяжении всей жизни его поколения половозрастная смертность останется на уровне того года, для которого определен показатель;

3.     общее число лет, которое сможет прожить ныне живущее поколение.

25. Домашнее хозяйство – это:

1.     семья, ведущая единое хозяйство;

2.     лица, совместно проживающие, но не обязательно имеющие отношения родства;

3.     группа лиц, совместно проживающих и совместно осуществляющих свои расходы на потребительские товары и услуги.

26. Вынужденный переселенец – это:

1.     гражданин данного государства, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его преследования или реальной опасности подвергнуться насилию;

2.     лицо, находящееся вне страны своей гражданской принадлежности и не могущее воспользоваться его защитой;

3.     лицо, в силу принадлежности к определенной социальной группе или политический убеждений вынужденное находиться вне страны своей гражданской принадлежности.

27. Что представляют собой демографические индексы?

1.     Показатели, характеризующие интенсивность демографического процесса в данном населении по сравнению с другим населением, принимаемым за стандарт;

2.     числовые значения основных событий естественного движения населения;

3.      отношение общего числа рождений, смертей, браков и разводов к общей численности населения;

28. Демографический взрыв означает:

1.     увеличение численности населения за счет улучшения социальных условий жизни и сокращения смертности;

2.     высокое значение естественного прироста населения за счет сокращения смертности в условиях улучшения жизни населения;

3.     «омоложение» возрастной структуры населения за счет резкого увеличения доли населения младших возрастов.

29. Что включает в себя индекс качества жизни?

1.     Показатели младенческой смертности, средней продолжительности жизни и уровня грамотности населения;

2.     характеристику сферы образования и здравоохранения, предстоящей жизни и др.;

3.     показатели средней продолжительности жизни, уровень грамотности взрослого населения и реального внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения.

30. Единицей измерения демографический процессов в большинстве случаев является количество демографических событий, приходящихся на:

1.     100 человек населения (проценты);

2.     1 000 человек населения (промилле);

3.     на 10 000 человек населения.

31. Критический момент переписи населения – это:

1.     точный момент счета населения;

2.     первый день проведения переписи;

3.     предельный срок проведения переписи.

32. Что понимается под суммарным коэффициентом брачности

1.     Условное среднее число браков, заключенных людьми данного поколения на протяжении их жизни в условиях отсутствия смертности;

2.     отношение количества браков, заключенных за определенный промежуток времени, к средней численности населения за тот же период;

3.     абсолютная разница между числом браков и разводов в обществе за некоторое время.

33.         Экзогенные причины смертности означают:

1.     несчастные случаи, травмы  и  отравления;

2.     заболевания органов кровообращения;

3.     естественные причины смерти.

34. Интенсивность миграции – это:

1.     количество мигрантов, приходящееся на среднюю численность населения, за определенный промежуток времени;

2.     количество мигрантов, прибывших на данную территорию в текущем периоде по сравнению с предыдущим периодом;

3.     разница между числом прибывших и числом выбывших за определенный интервал времени.

35. Что представляет собой коэффициент чистой миграции?

1.     Отношение числа эмигрантов к средней численности населения страны за определенный период;

2.     отношение разницы между эмигрантами и мигрантами за определенный промежуток времени к средней численности населения данной страны за тот же период;

3.     отношение числа прибывших к числу выбывших с данной территории за определенный период времени.

36. Кто из ученых руководил переписью. Населения в 1846г. в Бельгии, которая заложила основы научного подхода к современной переписи населения?

1.     А. Кетле;

2.     А. Гийяр;

3.     Дж. Граунт.

37. Когда в России бала проведена первая перепись населения?

1.     В 1879г.;

2.     в 1900г.;

3.     в 2002г..

38. Какой тип населения показан на данной половозрастной пирамиде?

1.     Очень старое (убывающее) население;

2.     постаревшее  (стационарное) население;

3.     молодое (растущее) население.

39. Демографическая политика – это:

1.     политика по привлечению иммигрантов и иностранной рабочей силы в страну, проводимая государственными органами власти;

2.     политика по предотвращению выезда из страны, проводимая государственными органами власти;

3.     целенаправленная деятельность в государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования эмиграции и эмиграции в необходимых для страны целях.

 

 

 

  
  © Помощь студентам