X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » Демография

Демография

Практическая работа по предмету «Демография»

Ситуация 1. В какой ситуации происходит депопуляция населения?
Ситуация 2. Покажите значение этнодемографических факторов, в конфликтных ситуациях, без применения военной силы за прошедшие 30 лет.
Ситуация 3. В какой ситуации в аграрном или традиционном обществе меняются коэффициенты рождаемости?
Ситуация 4. При каких обстоятельствах в переходном обществе резко снижается уровень смертности при сохраняющемся высоком уровне рождаемости?
Ситуация 5. По какой причине в России происходит сокращение среднего размера семьи, изменяется структура семей по числу членов?
Ситуация 6. Какой подход может дать эффект в исследовании проблем семьи и рождаемости в переходный период?
Ситуация 7. В какой ситуации миграция населения рассматривалась как важнейшее из движений человечества?
Ситуация 8. На чем основываются наиболее общие классификации миграционного движения?
Ситуация 9. Сколько типов миграции населения выделяют в науке?
Ситуация 10. В какой ситуации следует разделять понятие иммиграция и эмиграция?

Контрольная работа по предмету «Демография»

Вопрос 1. Назовите наиболее распространенную теорию, объясняющую последовательность развития демографических процессов в их долгосрочной тенденции.
Вопрос 2. Что понимается под термином «депопуляция населения»?
Вопрос 3. В чем состоит содержание процессов демографического перехода?
Вопрос 4. Как связано сохранение высокой рождаемости в некоторых регионах мира с вероятностью социальной напряженности?
Вопрос 5. Назовите ожидаемую продолжительность жизни мужчин и женщин в европейской части России по данным переписи населения 1896 г.
Вопрос 6. Какая средняя продолжительность жизни населения России была в 1958-1959 гг.?
Вопрос 7. Назовите основные причины роста смертности в России в 1965-1980 гг.
Вопрос 8. Охарактеризуйте современный этап в развитии рождаемости.
Вопрос 9. Назовите основные методы и модели анализа рождаемости,
Вопрос 10. На что направлены социологические методы в демографии?

Контрольная

Вариант 1

1. Дата рождения науки Демография:

а) 1562 год;

б) 1702 год;

в) 1662 год.

2. Что изучает демография?

а) перемещение населения по территории;

б) здоровье населения;

в) воспроизводство населения.

3. Основные источники информации о населении в демографических процессах.

4. Когда была проведена первая Всероссийская перепись населения?

а) 1872 год;

б) 1897 год;

в) 1917 год.

5. Укажите дату проведения последней подворной переписи населения в России.

6. Итоги какой переписи не были приняты правительством?

а) 1937 год;

б) 1959 год;

в) 1970 год.

7. Назовите основные принципы проведения современных переписей.

8. Чем является миграция по отношению к демографии?

а) предметом изучения;

б) функцией;

в) аргументом.

9. Назовите 2 типа сведений, содержащихся в актах гражданского состояния

10. Под влиянием каких факторов формируется половозрастная структура населения?

а) половые различия в брачности;

б) соотношение полов среди новорожденных;

в) семейный состав;

г) половозрастные различия в смертности;

д) повозрастные коэффициенты рождаемости;

е) половозрастные различия в интенсивности миграции населения.

11. Чем характеризуется процесс депопуляции?

а) стабилизацией населения;

б) постарением населения;

в) усилением миграционных процессов;

г) сокращением численности населения;

д) возрастной аккумуляцией.

12. Какой тип воспроизводства населения формируется на втором этапе демографического перехода?

а) регрессивный;

б) примитивный;

в) стационарный.

13. В чем недостаток общих показателей естественного движения населения?

14. Какие факторы влияют на уровень рождаемости в сторону его повышения?

15. Чему равно критическое значение суммарного коэффициента рождаемости на один эффективный брак?

а) 1,71;

б) 2,12;

в) 2,6;

г) 3,15

16. Какая из приведенных областей России имеет более низкую рождаемость?

а) Московская область;

б) Омская область;

в) Псковская область.

17. Какова связь между уровнем рождаемости и уровнем жизни.

а) прямая;

б) корреляционная;

в) обратная.

18. Расставьте причины смертности населения России по приведенным классам в порядке убывания:

а) от инфекционных заболеваний;

б) от новообразований;

в) от сердечно-сосудистых заболеваний;

г) от заболеваний органов дыхания;

д) от неестественных причин смерти (травматизм, убийства и др).

19. Какая миграция сопровождается сменой места жительства?

а) маятниковая;

б) сезонная;

в) стационарная.

20. Назовите социально-экономические факторы миграции.

21. Наибольшее число мигрантов на постоянное место жительства прибывают из:

а) Казахстана;

б) Узбекистана;

в) Украины;

г) Молдавии;

д) Таджикистана.

22. Какая из названных областей является наиболее урбанизированной?

а) Ростовская;

б) Новосибирская;

в) Свердловская.

23. Какие показатели используются при прогнозировании половозрастной структуры населения?

а) повозрастные коэффициенты брачности;

б) повозрастные коэффициенты рождаемости;

в) повозрастные коэффициенты разводимости;

г) повозрастные коэффициенты смертности;

д) повозрастные коэффициенты естественного прироста.

24. Объект демографической политики:

а) население страны в целом;

б) безработные;

в) молодые семьи;

г) студенты и школьники.

Сборник заданий по дисциплине

«Демография» (код ДЕМ)

Задание 1.

Изучить главу 1.

Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Что означает понятие «революция» в широком смысле?

1. переворот;

2. способ перехода к новой ступени развития;

3. разрешение кризиса;

4. качественный сдвиг в развитии явления, перерыв постепенного развития;

5. отрицание прошлого.

Вопрос 2. Как осуществляется демографический переход количественного характера в течение длительного времени?

1. постепенно;

2. эволюционным путем развития;

3. скачком;

4. революционным путем;

5. спонтанно.

Вопрос 3. Назовите главную проблему в концепции демографических революций:

1. выделение схемы воспроизводства;

2. выделение общих закономерностей, этапы и последовательность воспроизводства населения;

3. типы воспроизводства;

4. логика смены типов воспроизводства;

5. формы воспроизводства.

Вопрос 4. Назовите наиболее распространенную единицу времени в демографии:

1. длина поколения;

2. год;

3. месяц;

4. полугодие;

5. квартал.

Вопрос 5. Сколько лет составляет длина поколения - единица времени в демографии?

1. 21-22 года;

2. 22-23 года;

3. 23-24 года;

4. 24-25 лет;

5. 25-27 лет.

Задание 2.

Изучить главу 1. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Назовите период действия комплекса «внешних возмущений» демографических процессов в Российской Империи:

1. 1917 г.;

2. после 1917 г.;

3. 1919 г.;

4. до 1917 г.;

5. 1918 г.

Вопрос 2. Назовите период действия комплекса «внешних возмущений» демографических процессов в Российской Федерации:

1. с 1990 г.;

2. с 1991 г.;

3. 1992 г.;

4. 1993 г.;

5. 1994 г.

Вопрос 3. Что входит в понятие «внешние возмущения» демографических процессов?

1. рождаемость;

2. смертность;

3. войны, социально-экономические потрясения, голод, репрессии;

4. уровень жизни;

5. демографические волны.

Вопрос 4. Кто является автором классической работы «Демографическая революция»?

1. А. Ландри;

2. Э. Коул;

3. К. Блеккер;

4. Э. Гувер;

5. Г. Шубнелль.

Вопрос 5. Сколько этапов развития населения выделил А. Ландри?

1. один;

2. два;

3. три;

4. четыре;

5. пять.

Задание 3.

Изучить главу 1. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Назовите три этапа развития населения по концепции А. Ландри:

1. примитивный, промежуточный, современный;

2. ранний, зрелый, поздний;

3. стартовый, основной, вспомогательный;

4. примитивный, зрелый, поздний;

5. ранний, примитивный, основной.

Вопрос 2. Сколько стадий развития населения, исходя из темпов роста населения, рождаемости и смертности, выделил К. Блеккер?

1. одну;

2. две;

3. три;

4. четыре;

5. пять.

Вопрос 3. Что характерно для традиционного типа воспроизводства населения?

1. высокие темпы;

2. слабые темпы;

3. не ограничиваемые рождаемость и смертность;

4. не ограничиваемая смертность;

5. ограничение рождаемости.

Вопрос 4. Что предшествовало качественному скачку в воспроизводстве населения?

1. ограничение рождаемости;

2. повышение жизненного уровня;

3. снижение уровня жизни;

4. вмешательство людей в естественные процессы воспроизводства;

5. регулирование прироста населения.

Вопрос 5. Что является главным в периодизации демографических процессов?

1. анализ статистических данных;

2. выделение качественного скачка;

3. оценка времени;

4. выделение системы характеристик интенсивности;

5. оценка структурных факторов.

Задание 4.

Вопрос 1. Какова была степень влияния общества на рождаемость на первом (традиционном или примитивном) этапе развития населения?

1. мала;

2. велика;

3. определяющая;

4. недостаточная;

5. незначительная.

Вопрос 2. Как общество начинает влиять на заболеваемость, смертность на втором этапе развития населения?

1. недостаточно;

2. эффективно;

3. незначительно;

4. реально;

5. заметно.

Вопрос 3. Назовите цель третьего этапа развития населения, к которому общество только приближается:

1. планирование числа детей;

2. планирование всех случаев рождений;

3. полное регулирование рождаемости и смертности;

4. биологическое регулирование;

5. планирование сроков появления детей.

Вопрос 4. Что является особенностью демографической революции?

1. прерывание постепенности;

2. разрешение демографических проблем;

3. спонтанность;

4. непредсказуемость;

5. неотвратимость.

Вопрос 5. Какой тип воспроизводства общество может сформулировать исходя из своих долгосрочных целей?

1. простой;

2. сложный;

3. пропорциональный;

4. оптимальный;

5. расширенный.

Задание 5.

Вопрос 1. Назовите возраст женщин в интервале повышенной брачности и рождения первых детей:

1. 19-20 лет;

2. 20-24 года;

3. 25-26 лет;

4. 27-28 лет;

5. 29-30 лет.

Вопрос 2. В каком случае могут сокращаться интервалы между рождениями?

1. при росте уровня жизни;

2. при интенсивности миграции;

3. при улучшении социально-экономической ситуации;

4. при изменении режима смертности;

5. при изменении демографического поведения.

Вопрос 3. Что представляет собой население Российской Федерации в демографическом плане?

1. сложную и противоречивую совокупность;

2. региональные отличия;

3. различия в режиме смертности;

4. разный тип воспроизводства;

5. этнические отличия.

Вопрос 4. Как следует проводить изучение режима и типа воспроизводства населения крупных многонациональных регионов?

1. при помощи статистических данных;

2. используя динамику стандартов демографии;

3. используя разностороннюю информацию;

4. как агрегацию отдельных режимов «снизу-вверх»;

5. как анализ совокупности.

Вопрос 5. С чем связаны тенденции брачности (особенно юридической) и рождаемости?

1. с ростом брачности;

2. с ростом числа активного населения;

3. с социально-экономической обстановкой;

4. с половозрастной структурой населения;

5. с закономерностями рождаемости.

Задание 6.

Вопрос 1. Как система демографических коэффициентов отражает суть происходящих процессов?

1. точно;

2. корректно;

3. объективно;

4. не точно, не корректно;

5. субъективно.

Вопрос 2. Какие современные варианты таблиц смертности населения следует исчислять сегодня?

1. статистические;

2. мультистатусные и комбинированные таблицы;

3. обобщающие;

4. аналитические;

5. результирующие.

Вопрос 3. Что оказывает определенное влияние на изменение численности, состава и качества населения ряда регионов России в последние годы?

1. рождаемость;

2. смертность;

3. миграции;

4. благосостояние;

5. эмиграция.

Вопрос 4. Что следует учитывать в характере демографических процессов?

1. демографические волны;

2. правило алгортизации;

3. рождаемость;

4. смертность;

5. миграции.

Вопрос 5. Какой элемент тенденции развития населения обсуждается в последние годы?

1. рождаемость;

2. смертность;

3. продолжительность жизни;

4. вопрос о депопуляции населения России;

5. демографический кризис.

Задание 7.

Вопрос 1. Как понимается депопуляция в социально-экономической литературе?

1. негативно;

2. позитивно;

3. как форма демографического кризиса;

4. вырождение;

5. демографическая катастрофа.

Вопрос 2. На что влияет колебание численности женщин детородного возраста?

1. на количество браков;

2. на формирование демографической волны;

3. на количество рождений;

4. на демографическую ситуацию;

5. на количество активного населения.

Вопрос 3. Какой показатель используется для характеристики уровня воспроизводства населения?

1. региональный коэффициент;

2. этнический показатель;

3. стационарная возрастная структура;

4. нетто-коэффициент воспроизводства;

5. соотношение рождаемости и смертности.

Вопрос 4. Какие показатели необходимо использовать при анализе тенденций вырождения населения?

1. качественные;

2. стационарные;

3. обобщающие;

4. статистические;

5. социально-экономические.

Вопрос 5. Что нужно учитывать при оценке последствий и темпов вырождения населения?

1. возрастной состав;

2. общую численность;

3. национальный состав;

4. региональные особенности;

5. половозрастную структуру.

Задание 8.

Изучить главу 2. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. В какой форме ставилась проблема соотношения населения и ресурсов в трудах мыслителей прошлого?

1. в сложной;

2. в упрощенной;

3. детерминированной;

4. философской;

5. в риторической.

Вопрос 2. Когда древнекитайский философ Конфуций впервые поставил вопрос об оптимальной численности населения?

1. в I в. до н.э.;

2. во II в. до н.э.;

3. в III в. до н.э.;

4. в IV в. до н.э.;

5. в V в. до н.э.

Вопрос 3. В работах мыслителей какой эпохи проблема соотношения населения и ресурсов была центральной?

1. феодальной;

2. социалистической;

3. капиталистической;

4. первобытной;

5. рыночной.

Вопрос 4. Назовите мыслителей Средневековья, выдвигавших тезис об общественной полезности увеличения численности населения:

1. Мэн Т.;

2. Сера А.;

3. Мор Т., Калтанелла Ф.;

4. Фортрей С.;

5. Уоллес Р.

Вопрос 5. Назовите имена ученых, считавших, что чрезмерный рост населения может создать реальную угрозу перенаселения:

1. Фортрей С.;

2. Сера А.;

3. Мэн Т.;

4. Таусенд Д., Уоллес Р.;

5. Аквинский Ф.

Задание 9.

Изучить главу 2. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Когда в общественной мысли установился политико-экономический подход к оценке соотношения роста населения и общественного развития?

1. в XVII в.;

2. на рубеже XVIII-XIX вв.;

3. в XVIII в.;

4. в XIX в.;

5. в XX в.

Вопрос 2. Какой аспект роста населения становится главным в работах А. Смита и Д. Рикардо?

1. политический;

2. социальный;

3. философский;

4. экономический;

5. географический.

Вопрос 3. Об ограниченности каких ресурсов высказался А. Смит в связи с ростом населения?

1. земельных;

2. природных;

3. сырьевых;

4. производственных;

5. энергетических.

Вопрос 4. Какой тезис сформулирован Д. Рикардо в связи с ростом народонаселения?

1. о производной экономических факторов;

2. об ограниченности ресурсов;

3. о давлении населения на средства существования;

4. об исчерпаемости сырья;

5. об ограниченности природных ресурсов.

Вопрос 5. С каких позиций теория Т.Р. Мальтуса трактовала причины социальных бедствий, политических потрясений и экологических катастроф?

1. идеализма;

2. демографического детерминизма;

3. материализма;

4. с философских позиций;

5. с психологической точки зрения.

Задание 10.

Изучить главу 2.

Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Что является исходным фактором общественного развития согласно теории Т.Р. Мальтуса?

1. соотношение населения и ресурсов;

2. неограничиваемый рост населения;

3. биологическая природа человека;

4. демографическое давление;

5. биологическая природа воспроизводства населения.

Вопрос 2. Из каких законов населения К. Маркс и его последователи выводили закономерность демографической династии?

1. из эволюции социальных систем;

2. из нищеты населения;

3. из социальной детерминации;

4. из законов социально-экономического развития;

5. из диалектики развития общества.

Вопрос 3. Какие события мировой истории стали практическим опровержением теоретических положений мальтузианства?

1. промышленная революция;

2. научно-технический прогресс;

3. промышленный переворот;

4. прогресс техники;

5. развитие промышленных технологий.

Вопрос 4. Исследования каких процессов потребовали изменения в развитии населения в связи с переходом от доиндустриальной экономики к индустриальной системе производственных сил?

1. общей теории народонаселения;

2. этногенеза;

3. этнологии;

4. политической детерминации народонаселения;

5. социальной детерминации демографических процессов.

Вопрос 5. Когда возникла схема демографического перехода?

1. в середине XX в.;

2. в XIX в.;

3. в начале XX в.;

4. в XVIII в.;

5. в конце XX в.

Задание 11.

Изучить главу 2. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Какую эволюцию составляющих воспроизводства населения описывает теория демографического перехода?

1. стратегии развития;

2. демографическую статистику;

3. рождаемости и смертности;

4. процесс старения населения;

5. социальные последствия миграции.

Вопрос 2. Какой процесс реально обострил социально-экономические проблемы периферийных районов современного мира?

1. экологический;

2. демографический кризис;

3. экономический кризис;

4. удвоение населения в течение жизни одного поколения;

5. социально-политические проблемы.

Вопрос 3. Какой процесс наблюдается в динамике населения развитых стран мира?

1. спад роста населения;

2. депопуляция;

3. старение населения;

4. масштабная миграция;

5. эмиграция.

Вопрос 4. Сколько существует типов экономико-демографических моделей?

1. один;

2. два;

3. три;

4. четыре;

5. пять.

Вопрос 5. Назовите основные факторы экономического развития по модели Р. Харрода и Е. Домара:

1. открытие новых ресурсов;

2. освоение новых районов;

3. автоматизация производства;

4. демографическая динамика, наряду с техническим прогрессом;

5. освоение новых технологий.

Задание 12.

Изучить главу 2.

Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Сколько факторов экономического развития выделяли Р. Харрод и Е. Домар?

1. один;

2. два;

3. три;

4. четыре;

5. пять.

Вопрос 2. Назовите факторы экономического развития по Р. Харроду и Е. Домару:

1. технические;

2. социальные;

3. эргономические;

4. экзогенные и эндогенные;

5. природные.

Вопрос 3. Что относилось к числу экзогенных факторов?

1. население, изменяющееся с постоянным темпом;

2. трудовые ресурсы;

3. подготовка специалистов;

4. эргономика;

5. переподготовка персонала.

Вопрос 4. По какому направлению шло дальнейшее развитие экономико-демографических моделей?

1. по статистическому;

2. по прагматическому;

3. по модели Харрода-Домара;

4. по математическому;

5. в определении связи между рождаемостью, потреблением, сбережением, занятостью и доходом на душу населения.

Вопрос 5. В каком году вышла ставшая классической книга А. Коула и Э.Гувера «Рост населения и экономическое развитие в странах с низким уровнем дохода»?

1. 1956 г.;

2. 1957 г.;

3. 1958 г.;

4. 1959 г.;

5. 1960 г.

Задание 13.

Изучить главу 2.

Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Как рассматривали А. Коул и Э. Гувер фактор прироста населения?

1. демографический рост как экзогенный фактор;

2. как сдерживающий общий прирост производительности;

3. как схему микроанализа;

4. демографический рост как эндогенный фактор;

5. на макроэкономическом уровне.

Вопрос 2. Назовите школу, в моделях которой была заложена зависимость между ростом населения и уровнем среднедушевого дохода:

1. неоклассическая;

2. модель Харрода-Домара;

3. модель Коула-Гувера;

4. неокейнсианская;

5. классическая.

Вопрос 3. Какой подход использовал Р. Нельсон для объяснения демографических процессов?

1. социологический;

2. философский;

3. корреляционный;

4. экономический;

5. статистический.

Вопрос 4. Сколько конфликтов произошло между развивающимися странами с применением военной силы в период 1945-1980 гг.?

1. 70;

2. 80;

3. 90;

4. 100;

5. 101.

Вопрос 5. В скольких случаях в конфликтах периода 1945-1980 гг. этнодемографические факторы влияли на возникновение конфликтной ситуации?

1. в 20% случаев;

2. в 30% случаев;

3. в 40% случаев;

4. в 50% случаев;

5. в 60% случаев.

Задание 14.

Изучить главу 2. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Сколько сфер расселения сложилось в бывшем СССР?

1. одна;

2. две;

3. три;

4. четыре;

5. пять.

Вопрос 2. Где проживают народы бывшего СССР, составляющие первую сферу расселения?

1. на своей этнической территории;

2. в ближнем зарубежье;

3. в дальнем зарубежье;

4. в континентальной Европе;

5. в Америке.

Вопрос 3. Где проживают народы бывшего СССР, составляющие вторую сферу расселения?

1. в дальнем зарубежье;

2. в континентальной Европе;

3. в ближнем зарубежье;

4. в Америке;

5. на своей этнической территории.

Вопрос 4. Где проживают народы бывшего СССР составляющие третью сферу расселения?

1. на своей этнической территории;

2. в ближнем зарубежье;

3. в Америке;

4. в дальнем зарубежье;

5. в континентальной Европе.

Вопрос 5. Назовите соотношение расселения русских по трем вышеназванным сферам расселения:

1. 42, 7, 51;

2. 82, 17, 1;

3. 48, 24, 28;

4. 50, 35, 15;

5. 60, 10, 30.

Задание 15.

Вопрос 1. Какой естественный прирост населения наблюдается в России, начиная с 1992 года?

1. положительный;

2. отрицательный;

3. существенный;

4. незначительный;

5. негативный.

Вопрос 2. С какого года в России начался новый этап снижения рождаемости и роста смертности?

1. 1985 г.;

2. 1986 г.;

3. 1987 г.;

4. 1988 г.;

5. 1989 г.

Вопрос 3. Назовите людские потери населения СССР в результате войны 1941-1945 гг.:

1. 27 млн.;

2. 20 млн.;

3. 30 млн.;

4. 40 млн.;

5. 25 млн.

Вопрос 4. Какие возможные сценарии эволюции смертности рассматриваются при прогнозе населения России?

1. оптимальный;

2. максимальный;

3. минимальный;

4. реальный;

5. пессимистический, оптимистический, средний.

Вопрос 5. На экстракомеции какой динамики демографических показателей основан пессимистический прогнозный сценарий?

1. 1986-1989 гг.;

2. 1989-1990 гг.;

3. 1990-1993 гг.;

4. 1993-1994 гг.;

5. 1995-1996 гг.

Задание 16.

Изучить главу 4. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. С чем связана историческая эволюция рождаемости?

1. с уровнем благосостояния;

2. со здоровьем нации;

3. с социально-экономическим развитием;

4. с уровнем образования;

5. с интеллектуальным уровнем.

Вопрос 2. Какая теория дает объяснение исторической эволюции рождаемости?

1. теория демографического перехода;

2. классическая;

3. кейнесианская;

4. воспроизводства населения;

5. неоклассическая.

Вопрос 3. В какие годы наметился переход большей части населения России к малодетной семье?

1. в 20-30 годы;

2. в 30-40 годы;

3. в 40-50 годы;

4. в 50-60 годы;

5. в 60-70 годы.

Вопрос 4. Назовите дату принятия постановления «О мерах помощи семьям, имеющим детей»:

1. 1980 г.;

2. 1981 г.;

3. 1982 г.;

4. 1983 г.;

5. 1984 г.

Вопрос 5. Назовите период самого резкого спада рождаемости за всю многовековую историю:

1. конец 60-х - начало 70-х гг.;

2. середина 70-х - начало 80-х гг.;

3. конец 80-х - начало 90-х гг.;

4. середина 80-х - конец 90-х гг.;

5. первая половина 90-х гг.

Задание 17.

Изучить главы 5-8. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Назовите автора работ 20-х годов, посвященных проблемам формирования бюджетов семей и их расходов:

1. Гелинцев А.;

2. Макаров Н.;

3. Струмилин С.;

4. Гаянов А.;

5. Кондратьев Н.

Вопрос 2. Назовите год издания работы Томилина С.А. «Демография и социальная гигиена»:

1. 1973 г.;

2. 1974 г.;

3. 1975 г.;

4. 1976 г.;

5. 1977 г.

Вопрос 3. Назовите количество семей по данным переписи 1989 г.:

1. 40 млн. чел.;

2. 40,2 млн. чел.;

3. 30 млн. чел.;

4. 50,3 млн. чел.;

5. 60 млн. чел.

Вопрос 4. Какой наиболее распространенный тип семьи в России?

1. многодетный;

2. неполный;

3. полный;

4. нуклеарный;

5. дифференцированный.

Вопрос 5. Назовите состав так называемой нуклеарной семьи России:

1. бездетная и одно-двухдетная;

2. многодетная;

3. полная;

4. неполная;

5. маленькая.

Тест Демография

1. В каком году началась естественная убыль населения в России?

1. В 1990 года;

2. в 1992 года;

3. в 1995 года.

2. Благодаря кому получила свое название наука демография?

1. Дж. Граунту;

2. А. Гийяру;

3. Ж. Бертийону.

3. Естественное движение населения - это:

1. непрерывный процесс возобновления поколений;

2. разность между числом родившихся и умерших за определенный период времени;

3. изменение численности и структуры населения в результате рождений, смертей, браков и разводов.

4. Что означает депопуляция населения?

1. Убыль населения;

2. резкое снижение рождаемости населения;

3. нулевые темпы роста населения.

5. Кем было положено начало подушным переписям населения (ревизии)?

1. М.В. Ломоносовым;

2. Петром I;

3. Екатериной II.

6. Кем был сформулирован тезис о давлении населения на средства существования?

1. А. Смитом;

2. Д. Рикардо;

3. Т. Мальтусом.

7. Т. Мальтус утверждал, что:

1. размножение населения есть независимая переменная, лишь корректируемая действиями социальных факторов;

2. существует лишь «относительное перенаселение» населения;

3. существует непосредственная связь между численностью народонаселения и уровнем потребности в воспроизводстве рабочей силы.

8. Что изучает этническая демография?

1. Территориальные группы людей, состоящие из представителей разных национальностей;

2. этнические особенности воспроизводства населения;

3. этнические особенности быта, культуры, традиций народа.

9. Общий коэффициент рождаемости - это:

1. общее количество родившихся за определенный период времени;

2. разность между числом родившихся в текущем и предыдущем периодах;

3. отношение цикла родившихся живыми в течение определенного периода к средней численности населения за тот же период.

10. Брутто - коэффициент воспроизводства населения.

1. число девочек, которое в среднем рожает одна женщина до конца репродуктивного периода при отсутствии смертности и сохранении уровня рождаемости этих лет;

2. изменение численности населения за определенный период;

3. соотношение уровней рождаемости и смертности женского населения без учета внешней миграции населения.

11. Возрастная структура населения - это:

1. графическое изображение распределения населения по возрасту;

2. распределение населения по различным возрастным группам;

3. доля людей определенного возраста в общей численности населения.

12. Гипотетический уровень рождаемости означает:

1. необходимый для обеспечения нулевого естественного прироста населения;

2. прогнозный уровень рождаемости с учетом сложившегося типа воспроизводства;

3. минимальный уровень рождаемости, ниже которого она не может опуститься без влияния каких-либо факторов негативного характера.

13. Нетто-коэффициент воспроизводства населения.

1. соотношение общего коэффициента рождаемости и общего коэффициента смертности за определенный период;

2. изменение численности населения за определенный период, в течение которое родительское поколение замещается поколением своих детей;

3. количество дочерей, которое при данном режиме рождаемости и смертности в течение всей предстоящей им жизни родит некоторая совокупность новорожденный девочек.

14. Валовая миграция - это:

1. общая численность мигрантов, включающая как прибывших, так и выбывших за определенный промежуток времени;

2. показатель прибывших на данную территорию за определенный промежуток времени;

3. разница между общим приростом населения и естественным приростом населения.

15. Что представляет собой миграционный прирост населения?

1. Изменение численности населения данной территории за счет прибывших на нее;

2. разница между числом прибывших на данную территорию и числом выбывших из нее за определенный промежуток времени;

3. увеличение уровня рождаемости населения данной территории за счет числа рождений мигрантов, прибывших на данную территорию.

16. Беженец - это:

1. лицо, не имеющие определенного гражданства и находящееся вне страны своего обычного места жительства;

2. лицо, покинувшее свою историческую родину по личным и экономическим мотивам и ищущее место приложения труда в другой стране;

3. лицо, вынужденное мигрировать в другое государство в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований или под угрозой жизни.

17. Что входит в понятие постоянное место жительства?

1. Люди, фактические находящиеся на территории данного населенного пункта;

2. люди, постоянно проживающие в данном месте;

3. население, которое числится проживающим в данном месте по документам.

18. Наличное население равно.

1. постоянное население плюс, временно проживающие минус временно отсутствующие;

2. постоянное население минус временно отсутствующее плюс временно проживающее;

3. постоянное население плюс временно проживающие.

19. Что понимается под старением населения?

1. Увеличение доли лиц старших возрастов и возрастной структуре населения;

2. увеличение средней продолжительности жизни населения;

3. сокращение показателей смертности лиц старше 60 лет.

20. Что оказывает влияние на половую структуру населения?

1. Половые различия смертности;

2. младенческая смертность;

3. численность женщин в репродуктивном возрасте.

21. Если население имеет молодую возрастную структуру, то при прочих равных условиях оно имеет:

1. низкий уровень рождаемости и низкий уровень смертности;

2. высокий уровень рождаемости и брачности;

3. высокий уровень образования и смертности.

22. Стационарный тип возрастной структуры соответствует режиму воспроизводства, для которого характерно:

1. снижение смертности отстает от снижения рождаемости. Начинается депопуляция;

2. высокая рождаемость и смертность;

3. низкий уровень рождаемости и смертности, практическое отсутствие роста населения.

23. Когорта - это:

1. частный случай поколения;

1. совокупность людей, одновременно переживающих какое-то событие;

2. численность населения в определенном возрастном интервале.

24. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении означает:

1. продолжительность жизни для новорожденных;

2. число лет, которое предстояло бы прожить новорожденному при условии, что на протяжении всей жизни его поколения половозрастная смертность останется на уровне того года, для которого определен показатель;

3. общее число лет, которое сможет прожить ныне живущее поколение.

25. Домашнее хозяйство - это:

1. семья, ведущая единое хозяйство;

2. лица, совместно проживающие, но не обязательно имеющие отношения родства;

3. группа лиц, совместно проживающих и совместно осуществляющих свои расходы на потребительские товары и услуги.

26. Вынужденный переселенец - это:

1. гражданин данного государства, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его преследования или реальной опасности подвергнуться насилию;

2. лицо, находящееся вне страны своей гражданской принадлежности и не могущее воспользоваться его защитой;

3. лицо, в силу принадлежности к определенной социальной группе или политический убеждений вынужденное находиться вне страны своей гражданской принадлежности.

27. Что представляют собой демографические индексы?

1. Показатели, характеризующие интенсивность демографического процесса в данном населении по сравнению с другим населением, принимаемым за стандарт;

2. числовые значения основных событий естественного движения населения;

3. отношение общего числа рождений, смертей, браков и разводов к общей численности населения;

28. Демографический взрыв означает:

1. увеличение численности населения за счет улучшения социальных условий жизни и сокращения смертности;

2. высокое значение естественного прироста населения за счет сокращения смертности в условиях улучшения жизни населения;

3. «омоложение» возрастной структуры населения за счет резкого увеличения доли населения младших возрастов.

29. Что включает в себя индекс качества жизни?

1. Показатели младенческой смертности, средней продолжительности жизни и уровня грамотности населения;

2. характеристику сферы образования и здравоохранения, предстоящей жизни и др.;

3. показатели средней продолжительности жизни, уровень грамотности взрослого населения и реального внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения.

30. Единицей измерения демографический процессов в большинстве случаев является количество демографических событий, приходящихся на:

1. 100 человек населения (проценты);

2. 1 000 человек населения (промилле);

3. на 10 000 человек населения.

31. Критический момент переписи населения - это:

1. точный момент счета населения;

2. первый день проведения переписи;

3. предельный срок проведения переписи.

32. Что понимается под суммарным коэффициентом брачности?

1. Условное среднее число браков, заключенных людьми данного поколения на протяжении их жизни в условиях отсутствия смертности;

2. отношение количества браков, заключенных за определенный промежуток времени, к средней численности населения за тот же период;

3. абсолютная разница между числом браков и разводов в обществе за некоторое время.

33. Экзогенные причины смертности означают:

1. несчастные случаи, травмы и отравления;

2. заболевания органов кровообращения;

3. естественные причины смерти.

34. Интенсивность миграции - это:

1. количество мигрантов, приходящееся на среднюю численность населения, за определенный промежуток времени;

2. количество мигрантов, прибывших на данную территорию в текущем периоде по сравнению с предыдущим периодом;

3. разница между числом прибывших и числом выбывших за определенный интервал времени.

35. Что представляет собой коэффициент чистой миграции?

1. Отношение числа эмигрантов к средней численности населения страны за определенный период;

2. отношение разницы между эмигрантами и мигрантами за определенный промежуток времени к средней численности населения данной страны за тот же период;

3. отношение числа прибывших к числу выбывших с данной территории за определенный период времени.

36. Кто из ученых руководил переписью. Населения в 1846г. в Бельгии, которая заложила основы научного подхода к современной переписи населения?

1. А. Кетле;

2. А. Гийяр;

3. Дж. Граунт.

37. Когда в России бала проведена первая перепись населения?

1. В 1879г.;

2. в 1900г.;

3. в 2002г..

38. Какой тип населения показан на данной половозрастной пирамиде?

1. Очень старое (убывающее) население;

2. постаревшее (стационарное) население;

3. молодое (растущее) население.

39. Демографическая политика - это:

1. политика по привлечению иммигрантов и иностранной рабочей силы в страну, проводимая государственными органами власти;

2. политика по предотвращению выезда из страны, проводимая государственными органами власти;

3. целенаправленная деятельность в государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования эмиграции и эмиграции в необходимых для страны целях.

RIUHELP.RU - Помощь студентам.