X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости


Экология

1. Экология как наука. Предмет, задачи и методы экологии. Структура экологии и ее место в системе естественных наук.
2. Понятие экосистемы (А. Тенсли) и биогеоценоза (В.Н. Сукачев). Сходство и отличие понятий. Структура экосистемы (видовая, пространственная, трофическая, экологическая).
12
3. Функциональные блоки организмов в экосистеме: продуценты, консументы и редуценты.
4. Потоки вещества и энергии в экосистемах. Пищевые цепи, трофические уровни. Пастбищная и детритная пищевые цепи. Расход энергии в цепях питания.
5. Свет, температура, влажность – как факторы окружающей среды. Адаптации организмов к воздействию экологических факторов.
6. Динамика экосистем. Экологические сукцессии. Первичные и вторичные сукцессии. Экосистемы в стадии климакса.
7. Особенности наземно-воздушной среды. Адаптации организмов к жизни в наземно-воздушной среде.
8. Агроэкосистемы. Их сходство и отличия от природных биогеоценозов.
9. Особенности водной среды обитания. Адаптации гидробионтов к жизни в водной среде.
10. Классификация экологических факторов. Природные и антропогенные факторы. Биотические и абиотические факторы. Совместное действие факторов. Закон ограничивающего фактора.
11. Почва как среда обитания. Особенности организмов обитающих в почве.
12. Живые организмы как среда обитания. Адаптации паразитов к жизни в организменной среде.
13. Методы экологических исследований – общенаучные и частные.
14. Понятие о популяции в экологии. Динамические характеристики популяции.
15. Типы и особенности сред жизни (наземно-воздушная, почвенная, водная, организменная). Основные адаптации обитателей этих сред. Эврибионты и стенобионты.
16. Основной структурный элемент биогеоценоза – экологическая ниша. Классификация связей между животными и растениями в экологических нишах.
17. Происхождение и эволюция биосферы. Структура, границы и функции биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости биосферы.
18. Понятие о биоценозе. Структура биоценоза. Виды эдификаторы.
19. Аутогенные и аллогенные сукцессии. Понятие климакса в экосистеме.
20. Трофические, топические, форические и фабрические связи между организмами.
21. Положение человека в биосфере. Нарушения экологических законов как причина экологических катастроф.
22. Ноосфера и условия перехода биосферы в ноосферу (по В.И.Вернадскому).
23. Ведущие этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы: антропоцентризм и натуроцентризм (экоцентризм).
24. Биоразнообразие как показатель состояния экосистемы. Уровни биоразнообразия.
25. Экологическая экспертиза. Основы экологического права.
26. Виды природопользования. Экономический аспект природопользования.
27. Виды загрязнения окружающей среды (физическое, биологическое, химическое, радиационное). Мониторинг окружающей среды: цели, задачи, уровни организации.
28. Международные и межправительственные программы по охране окружающей среды.
29. Экологический ущерб. Законы, правила, принципы рационального природопользования.
30. Экологические проблемы современного общества и пути выхода из экологического кризиса.
31. Роль экологических знаний в профессиональной деятельности юриста в области гражданского права.
1. Зарастающий пруд - неустойчивая экосистема. В нем бурно развиваются разнообразные прибрежные и водные растения. Они не успевают перерабатываться обитателями водоема - консументами первого уровня. Отмирая, эти растения оседают на дне в виде слоев торфа. Водоем мелеет, превращается в болото, а затем преобразуется во влажный луг. Что может задержать исчезновение пруда, как можно изменить его биоценоз с целью предотвратить большие отложения торфа?
2. Растение кислица на нашем подоконнике вечером складывает листья, а утром расправляет их. Что произойдет с этим растением, если поставить его в подвал, где всегда темно? Объясните механизм происходящего.
3. Рис - растение короткого дня. На острове Тринидад земледельцы подали в суд на промышленников, круглосуточно сжигающих газовые отходы вблизи полей, в результате чего огромное пространство освещалось ночью. За что просили компенсацию земледельцы?
4. На бульварах города в суровую зиму вымерзла часть тополей. Более всего пострадали те деревья, что росли возле уличных фонарей. Почему им так не повезло?
5. В ходе экологической сукцессии видовое разнообразие организмов изменяется, при этом каждое последующее растительное сообщество в цепи экологической сукцессии формируется и живет дольше, чем предыдущее, а также изменяется устойчивость (стабильность) сообществ. Объясните, почему и в каком направлении происходят все эти изменения, используя принципы универсального эволюционизма.
6. Все живое на Земле дышит, поглощая при этом кислород. Кроме того, на планете постоянно происходят пожары, да и люди жгут без конца уголь, нефть, газ. На это тоже расходуется огромное количество кислорода. По всей планете происходит гниение умерших организмов и органических веществ, а на это тоже затрачивается кислород. В то же время в атмосфере постоянно фиксируется примерно 21% этого газа.
Объясните, почему количество кислорода в атмосфере практически не изменяется.
7. Правительство (гипотетической) страны, специализирующейся на плантационном сельском хозяйстве ограничивает применение пестицидов в сельском хозяйстве. Учитывая влияние этого решения на конкурентоспособность продукции, на здоровье населения, качество воды и др. Предложите наиболее разумную стратегия для сельхозпроизводителей (защищать свои права; применять другие методы). Ответ аргументируйте.
8. Для перехода к устойчивому развитию нашей стране предстоит решить три принципиальные стратегические задачи. Выберите их из предлагаемого перечня, ответ обоснуйте:
а) модернизация производства, переход к новым технологиям, осуществляемые так, чтобы обеспечить необходимое снижение воздействия на окружающую среду; б) повышение уровня общественного здоровья; в) сохранение нетронутой "дикой" природы; увеличение биопродуктивности экосистем; изъятие из хозяйственного оборота и возвращение природе территорий, экопродуктивность которых выше, чем хозяйственная эффективность их использования; г) нормализация экологической обстановки в местах проживания людей и размещения их хозяйств, то есть решение локальных экологических проблем; д) расширенное строительство очистных сооружений; е) развитие экологического мониторинга, увеличение количества и улучшение качества экологической информации, поставляемой населению.
9. Внесите в таблицу примеры видов экологических правонарушений, соответствующие видам ответственности за них.
Виды ответственности за экологические правонарушения
Виды экологических правонарушений
Дисциплинарная
Экономическая (материальная)
Административная
Гражданско-правовая
10. Составьте графическую модель антропоэкосистемы, в которой место «хозяина» занимаете Вы как индивид, который получает энергию, ресурсы, информацию из окружающей среды. Составьте упрощенную схему их источников.
11. Найдите соответствие между определением и видом охраняемой природной территории:
а) высшая категория природоохранных территорий, имеющая статус научно-исследовательского учреждения, исключенная из любой хозяйственной деятельности ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов, охраны видов живого и слежения за природными процессами;
б) разновидность охраняемых природных территорий, основное назначение которых состоит в частичном ограничении прав землепользователя в интересах охраны природы;
в) уникальные или типичные ценные в научном, культурно- познавательном и оздоровительном отношении природные объекты, взятые под государственную охрану без изъятия у землепользователей.
1.заповедник
2.памятник природы
3.заказник
12. Обоснуйте правильность одного из приведенных суждений.
1) современное состояние биосферы характеризуется как экологическая катастрофа, поэтому человечество не имеет будущего;
2) современное состояние биосферы характеризуется как экологический кризис. Человечество существует до тех пор, пока его генетические возможности соответствуют параметрам окружающей среды. Для решения проблемы сохранения здоровья человечества необходимо единство биологического, биосферного, социального и исторического подхода к анализу системы "человек — среда", формирование экологической культуры населения.
13. Акционерное общество решило приобрести в собственность фармацевтический комбинат вместе с земельным участком, на котором он расположен. АО намерено провести реконструкцию комбината и производить медикаменты и другие фармацевтические препараты с использованием передовых технологий, не допускающих загрязнения окружающей природной среды.
При оформлении документов по купле-продаже выяснилось, что в военное время комбинат производил химикаты, токсичные отходы от которых в то время были захоронены прямо на территории комбината. Состояние захороненных отходов с течением времени ухудшается, что все больше и больше отрицательно воздействует на окружающую природную среду.
Специалисты городского Центра санитарно-эпидемиологического надзора подтвердили руководству АО, что в дальнейшем загрязнение окружающей природной среды комбинатом от захороненных на его территории токсичных отходов будет расти, и, следовательно, увеличатся платежи за загрязнение; возможно, также, приостановление и прекращение производства, предъявление исков к АО о возмещении вреда окружающей природной среде и здоровью населения.
Предложите правомочные пути решения этой проблемы.
14. Оцените экономические последствия от разлива нефти в результате аварии танкера, если из пробоины вытекло 10, 20, 30 и 40 тысяч тонн нефти:
а) рассчитайте площадь морской поверхности, покрытой нефтью;
б) определите количество морской воды, лишённой кислорода, если 1 тысяча тонн нефти покрывает площадь в 20 км2; если 1 кг нефти закрывает доступ кислорода в 40 м3 морской воды.
15. Распределите следующие факторы по видам (столбцам таблицы): температура, внутривидовые взаимодействия, влажность, суточная периодичность, свет, межвидовые взаимоотношения, сельское хозяйство, растительная пища, животная пища, промышленность, приливы и отливы, дождь и снег.
абиотические
биотические
антропогенные
16. Назовите термины, исходя из определения следующих понятий:
а) наука о взаимосвязях живых существ между собой и окружающих их неорганической природой;
б) раздел экологии, изучающий индивидуальные организмы или отдельные виды;
в) раздел экологии, изучающий жизнь отдельных популяций, определяющий причины их изменений;
г) раздел экологии, занимающийся изучением сообществ, экосистем и среды их обитания.
17. Прокомментируйте высказывание Э. Геккеля: «Экология – это познание экономики природы…».
18. Приведите примеры антропогенных факторов, которые по воздействию на сообщества близки к естественным абиотическим и естественным биотическим факторам.
19. Существует поговорка «Кашу маслом не испортишь», которую применяют и к хозяйственным делам. Противоречит ли это закону оптимума?
20. Что такое экотон и каковы причины краевого эффекта?
21. Почему почти все животные, выращиваемые человеком для использования в пищу – травоядные?
22. Какой должна быть экосистема космического корабля для полетов на долгие годы?
23. Что понимал В. И. Вернадский под живым веществом, и какие биохимические принципы лежат в основе биогенной миграции?
24. Прокомментируйте высказывание А. Гумбольдта: «Человеку предшествует лес. А сопровождает его пустыня».
25. Какие отходы представляют наибольшую экологическую опасность для человека и природных сообществ?
26. Чем обусловлен стремительный рост числа крупных технических аварий и катастроф в последние десятилетия?
27. Что такое экологический риск? Какие регионы России относят к зонам повышенного экологического риска?
28. Какова роль России в международном экологическом сообществе?
29. Почему поведение системы «Человек – Экономика – биота – Среда», направленное на стабилизацию, не устраивает человеческое общество?
30. Буквальное исполнение лозунга «Превратим всю землю в цветущий сад» опасно с экологической точки зрения. Почему?
31. Анализ и оценка правовых явлений и конкретных правовых ситуаций (круга общественных отношений, компетенции субъекта правоприменения, конкретных правовых норм) в профессиональной деятельности юриста в области гражданского права с опорой на знания в области экологии.
1. Докажите, что природная экосистема – это безотходное производство.
2.Объясните, почему экологические проблемы называют «бомбой замедленного действия»? Раскройте на примере загрязнения воды.
3. В результате чего происходит радиоактивное загрязнение атмосферы?
4. Докажите справедливость афоризма Б. Коммонера «Все связано со всем» на примере вырубки лесов.
5. Кому выгоден и невыгоден вечный двигатель?
6. Почему экологические проблемы называют «бомбой замедленного действия»? Раскройте на примере изменения климата.
7. На какие три вида делятся вещества-загрязнители по характеру воздействия на среду обитания?
8. Докажите справедливость афоризма Б. Коммонера «Все связано со всем» на примере загрязнения атмосферы.
9. В чем экологический смысл смога, парникового эффекта и уменьшения озонового слоя?
10. Дайте определение понятия «воздух». Какой газ входит в состав воздуха в большем количестве?
11. Перечислите слои биосферы.
12. Докажите справедливость афоризма Б. Коммонера «Ничто не дается даром» на примере изъятия минеральных ресурсов.
13. Почему экологические проблемы называют «бомбой замедленного действия»? Раскройте на примере использования земельных ресурсов.
14. В результате чего происходит тепловое загрязнение атмосферы?
15. На какие три вида подразделяются леса по их целевому назначению?
16. В некоторых хозяйствах вырубку леса ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубается 8–10% общем массы всех стволов. Рубки стремятся проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?
17. В печати появляются сообщения об отравлениях людей продукцией сельского хозяйства (арбузами, дынями, яблоками). Внешне продукты выглядят спелыми и доброкачественными. В чем могут заключаться причины вредного влияния их на организм человека?
18. При чистке картофеля для предприятий общепита снятие кожуры идет за счет трения о наждачную поверхность. Снятая с шелухой часть картофеля обычно уходит со сточными водами. Какое применение ей можно найти? Какое значение будет иметь использование отходов?
19. К. А. Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую реку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил сахар, крахмал, жиры и зерно, – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений». Объясните суть высказывания ученого.
20. Потребность в кислороде у рабочего меняется в течение дня. Об этом говорят следующие опыты. В перерыве между сменами в цехе спокойно стоящий рабочий потребляет 300 см3 кислорода в минуту. При подготовке рабочего места потребность в кислороде увеличивается на 40 см3, в период интенсивной работы – до 500 см3 кислорода. Чем объяснить разную потребность в кислороде?
21. Молоко – идеальный продукт питания. Академик И. П. Павлов писал, что среди других видов человеческой еды особое место отведено молоку. Это «пища, приготовленная самой природой». Как объяснить данное высказывание ученого?
22. Почему живые аскариды, находясь в кишечнике человека или животного, не перевариваются пищеварительными соками хозяина, а погибшие – перевариваются?
23. В древнем Риме существовала служба водоснабжения. Сотни людей обслуживали сложные и дорогостоящие инженерные сооружения, подававшие воду из источников, находящихся на расстоянии десятков километров от города. Для подачи и накопления питьевой воды подчас использовались серебряные резервуары и трубопроводы. Фонтаны разбрызгивали воду на солнце. Какое значение имела служба водоснабжения и конкретные ее особенности?
24. За последние две тысячи лет в целом первичная продуктивность (количество органических веществ, производимых в биосфере) снизилась примерно на 30% и в настоящее время, по-видимому, продолжает снижаться. Каковы основные причины снижения первичной продуктивности биосферы? Почему необходимо остановить процесс снижения первичной продуктивности биосферы?
25. Жак Картье в 1596 году выехал на исследование берегов Канады. На его корабле весь экипаж заболел цингой. Двадцать шесть матросов погибли от цинги. Высадившись на берег, команда не могла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей. Местное население дало совет, как спастись от цинги. Каким мог быть этот совет?
26. В 1646 году в Италии, в роскошном замке Миланского герцога Моно шествие возглавлял «золотой мальчик», олицетворяющий собой «золотой век». Тело мальчика было сплошь покрыто золотой краской. После торжества вымыть, мальчика забыли, и он всю ночь провел на каменном полу зала. Забава знатных гостей стала роковой для мальчика – он заболел и умер. Объясните причину.
27. В старой медицинской литературе приводится поучительная легенда о холере. Холера в образе женщины обещала повстречавшемуся ей путнику истребить в одном городе определенное число людей. Погибло же во много раз больше. Ее упрекали в том, что она не сдержала слово. На это Холера отвечала: «Все умершие сверх названного числа погибли не от меня, а от страха» Выделите и объясните в легенде истину.
28. При основании Петербурга были приняты строжайшие указы: самовольная порубка деревьев была категорически запрещена, вдоль основных магистралей производились посадки деревьев, запрещалось сбрасывать в открытые водоемы мусор, стирать и полоскать в них белье, сброс мусора с кораблей карался штрафом, а вторичный сброс – конфискацией кораблей вместе с грузом. Какое значение имели данные указы?
29. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки. В чем причина данных явлений?
30. Докажите справедливость афоризма Б. Коммонера «Ничто не дается даром» на примере истощения биологических ресурсов.
31. Опишите и дайте краткую характеристику порядку формулирования выводов и предложений, разъяснения гражданам правовых вопросов в рамках профессиональной деятельности юриста в сфере гражданского права с учетом экологических знаний.

Перечень вопросов к зачету
1. Экология как наука. Предмет, задачи и методы экологии. Структура экологии и ее место в системе естественных наук.
2. Понятие экосистемы (А. Тенсли) и биогеоценоза (В.Н. Сукачев). Сходство и отличие понятий. Структура экосистемы (видовая, пространственная, трофическая, экологическая).
3. Функциональные блоки организмов в экосистеме: продуценты, консументы и редуценты.
4. Потоки вещества и энергии в экосистемах. Пищевые цепи, трофические уровни. Пастбищная и детритная пищевые цепи. Расход энергии в цепях питания.
5. Свет, температура, влажность – как факторы окружающей среды. Адаптации организмов к воздействию экологических факторов.
6. Динамика экосистем. Экологические сукцессии. Первичные и вторичные сукцессии. Экосистемы в стадии климакса.
7. Особенности наземно-воздушной среды. Адаптации организмов к жизни в наземно-воздушной среде.
8. Агроэкосистемы. Их сходство и отличия от природных биогеоценозов.
9. Особенности водной среды обитания. Адаптации гидробионтов к жизни в водной среде.
10. Классификация экологических факторов. Природные и антропогенные факторы. Биотические и абиотические факторы. Совместное действие факторов. Закон ограничивающего фактора.
11. Почва как среда обитания. Особенности организмов обитающих в почве.
12. Живые организмы как среда обитания. Адаптации паразитов к жизни в организменной среде.
13. Методы экологических исследований – общенаучные и частные.
14. Понятие о популяции в экологии. Динамические характеристики популяции.
15. Типы и особенности сред жизни (наземно-воздушная, почвенная, водная, организменная). Основные адаптации обитателей этих сред. Эврибионты и стенобионты.
16. Основной структурный элемент биогеоценоза – экологическая ниша. Классификация связей между животными и растениями в экологических нишах.
17. Происхождение и эволюция биосферы. Структура, границы и функции биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости биосферы.
18. Понятие о биоценозе. Структура биоценоза. Виды эдификаторы.
19. Аутогенные и аллогенные сукцессии. Понятие климакса в экосистеме.
20. Трофические, топические, форические и фабрические связи между организмами.
21. Положение человека в биосфере. Нарушения экологических законов как причина экологических катастроф.
22. Ноосфера и условия перехода биосферы в ноосферу (по В.И.Вернадскому).
23. Ведущие этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы: антропоцентризм и натуроцентризм (экоцентризм).
24. Биоразнообразие как показатель состояния экосистемы. Уровни биоразнообразия.
25. Экологическая экспертиза. Основы экологического права.
26. Виды природопользования. Экономический аспект природопользования.
27. Виды загрязнения окружающей среды (физическое, биологическое, химическое, радиационное). Мониторинг окружающей среды: цели, задачи, уровни организации.
28. Международные и межправительственные программы по охране окружающей среды.
29. Экологический ущерб. Законы, правила, принципы рационального природопользования.
30. Экологические проблемы современного общества и пути выхода из экологического кризиса.
31. Общие и частные меры по профилактике и предупреждению правонарушений (преступлений) в сфере природопользования.
Перечень простых практических контрольных заданий к зачету
1. Зарастающий пруд - неустойчивая экосистема. В нем бурно развиваются разнообразные прибрежные и водные растения. Они не успевают перерабатываться обитателями водоема - консументами первого уровня. Отмирая, эти растения оседают на дне в виде слоев торфа. Водоем мелеет, превращается в болото, а затем преобразуется во влажный луг. Что может задержать исчезновение пруда, как можно изменить его биоценоз с целью предотвратить большие отложения торфа?
2. Растение кислица на нашем подоконнике вечером складывает листья, а утром расправляет их. Что произойдет с этим растением, если поставить его в подвал, где всегда темно? Объясните механизм происходящего.
3. Рис - растение короткого дня. На острове Тринидад земледельцы подали в суд на промышленников, круглосуточно сжигающих газовые отходы вблизи полей, в результате чего огромное пространство освещалось ночью. За что просили компенсацию земледельцы?
4. На бульварах города в суровую зиму вымерзла часть тополей. Более всего пострадали те деревья, что росли возле уличных фонарей. Почему им так не повезло?
5. В ходе экологической сукцессии видовое разнообразие организмов изменяется, при этом каждое последующее растительное сообщество в цепи экологической сукцессии формируется и живет дольше, чем предыдущее, а также изменяется устойчивость (стабильность) сообществ. Объясните, почему и в каком направлении происходят все эти изменения, используя принципы универсального эволюционизма.
6. Все живое на Земле дышит, поглощая при этом кислород. Кроме того, на планете постоянно происходят пожары, да и люди жгут без конца уголь, нефть, газ. На это тоже расходуется огромное количество кислорода. По всей планете происходит гниение умерших организмов и органических веществ, а на это тоже затрачивается кислород. В то же время в атмосфере постоянно фиксируется примерно 21% этого газа.
Объясните, почему количество кислорода в атмосфере практически не изменяется.
7. Правительство (гипотетической) страны, специализирующейся на плантационном сельском хозяйстве ограничивает применение пестицидов в сельском хозяйстве. Учитывая влияние этого решения на конкурентоспособность продукции, на здоровье населения, качество воды и др. Предложите наиболее разумную стратегия для сельхозпроизводителей (защищать свои права; применять другие методы). Ответ аргументируйте.
8. Для перехода к устойчивому развитию нашей стране предстоит решить три принципиальные стратегические задачи. Выберите их из предлагаемого перечня, ответ обоснуйте:
а) модернизация производства, переход к новым технологиям, осуществляемые так, чтобы обеспечить необходимое снижение воздействия на окружающую среду; б) повышение уровня общественного здоровья; в) сохранение нетронутой "дикой" природы; увеличение биопродуктивности экосистем; изъятие из хозяйственного оборота и возвращение природе территорий, экопродуктивность которых выше, чем хозяйственная эффективность их использования;
г) нормализация экологической обстановки в местах проживания людей и размещения их хозяйств, то есть решение локальных экологических проблем; д) расширенное строительство очистных сооружений; е) развитие экологического мониторинга, увеличение количества и улучшение качества экологической информации, поставляемой населению.
9. Внесите в таблицу примеры видов экологических правонарушений, соответствующие видам ответственности за них.
Виды ответственности за экологические правонарушения
Виды экологических правонарушений
Дисциплинарная
Экономическая (материальная)
Административная
Уголовная
10. Составьте графическую модель антропоэкосистемы, в которой место «хозяина» занимаете Вы как индивид, который получает энергию, ресурсы, информацию из окружающей среды. Составьте упрощенную схему их источников.
11. Найдите соответствие между определением и видом охраняемой природной территории:
а) высшая категория природоохранных территорий, имеющая статус научно-исследовательского учреждения, исключенная из любой хозяйственной деятельности ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов, охраны видов живого и слежения за природными процессами;
б) разновидность охраняемых природных территорий, основное назначение которых состоит в частичном ограничении прав землепользователя в интересах охраны природы;
в) уникальные или типичные ценные в научном, культурно- познавательном и оздоровительном отношении природные объекты, взятые под государственную охрану без изъятия у землепользователей.
1.заповедник
2.памятник природы
3.заказник
12. Обоснуйте правильность одного из приведенных суждений.
1) современное состояние биосферы характеризуется как экологическая катастрофа, поэтому человечество не имеет будущего;
2) современное состояние биосферы характеризуется как экологический кризис. Человечество существует до тех пор, пока его генетические возможности соответствуют параметрам окружающей среды. Для решения проблемы сохранения здоровья человечества необходимо единство биологического, биосферного, социального и исторического подхода к анализу системы "человек — среда", формирование экологической культуры населения.
13. Акционерное общество решило приобрести в собственность фармацевтический комбинат вместе с земельным участком, на котором он расположен. АО намерено провести реконструкцию комбината и производить медикаменты и другие фармацевтические препараты с использованием передовых технологий, не допускающих загрязнения окружающей природной среды.
При оформлении документов по купле-продаже выяснилось, что в военное время комбинат производил химикаты, токсичные отходы от которых в то время были захоронены прямо на территории комбината. Состояние захороненных отходов с течением времени ухудшается, что все больше и больше отрицательно воздействует на окружающую природную среду.
Специалисты городского Центра санитарно-эпидемиологического надзора подтвердили руководству АО, что в дальнейшем загрязнение окружающей природной среды комбинатом от захороненных на его территории токсичных отходов будет расти, и, следовательно, увеличатся платежи за загрязнение; возможно, также, приостановление и прекращение производства, предъявление исков к АО о возмещении вреда окружающей природной среде и здоровью населения.
Предложите правомочные пути решения этой проблемы.
14. Оцените экономические последствия от разлива нефти в результате аварии танкера, если из пробоины вытекло 10, 20, 30 и 40 тысяч тонн нефти:
а) рассчитайте площадь морской поверхности, покрытой нефтью;
б) определите количество морской воды, лишённой кислорода, если 1 тысяча тонн нефти покрывает площадь в 20 км2; если 1 кг нефти закрывает доступ кислорода в 40 м3 морской воды.
15. Распределите следующие факторы по видам (столбцам таблицы): температура, внутривидовые взаимодействия, влажность, суточная периодичность, свет, межвидовые взаимоотношения, сельское хозяйство, растительная пища, животная пища, промышленность, приливы и отливы, дождь и снег.
абиотические
биотические
антропогенные
16. Назовите термины, исходя из определения следующих понятий:
а) наука о взаимосвязях живых существ между собой и окружающих их неорганической природой;
б) раздел экологии, изучающий индивидуальные организмы или отдельные виды;
в) раздел экологии, изучающий жизнь отдельных популяций, определяющий причины их изменений;
г) раздел экологии, занимающийся изучением сообществ, экосистем и среды их обитания.
17. Прокомментируйте высказывание Э. Геккеля: «Экология – это познание экономики природы…».
18. Приведите примеры антропогенных факторов, которые по воздействию на сообщества близки к естественным абиотическим и естественным биотическим факторам.
19. Существует поговорка «Кашу маслом не испортишь», которую применяют и к хозяйственным делам. Противоречит ли это закону оптимума?
20. Что такое экотон и каковы причины краевого эффекта?
21. Почему почти все животные, выращиваемые человеком для использования в пищу – травоядные?
22. Какой должна быть экосистема космического корабля для полетов на долгие годы?
23. Что понимал В. И. Вернадский под живым веществом, и какие биохимические принципы лежат в основе биогенной миграции?
24. Прокомментируйте высказывание А. Гумбольдта: «Человеку предшествует лес. А сопровождает его пустыня».
25. Какие отходы представляют наибольшую экологическую опасность для человека и природных сообществ?
26. Чем обусловлен стремительный рост числа крупных технических аварий и катастроф в последние десятилетия?
27. Что такое экологический риск? Какие регионы России относят к зонам повышенного экологического риска?
28. Какова роль России в международном экологическом сообществе?
29. Почему поведение системы «Человек – Экономика – биота – Среда», направленное на стабилизацию, не устраивает человеческое общество?
30. Буквальное исполнение лозунга «Превратим всю землю в цветущий сад» опасно с экологической точки зрения. Почему?
31. Анализ и установление современных социально-экономических причин и условий, порождающих противоправное (преступное) поведение в сфере экологии и природопользования.
Перечень комплексных практических контрольных заданий к зачету
1. Докажите, что природная экосистема – это безотходное производство.
2.Объясните, почему экологические проблемы называют «бомбой замедленного действия»? Раскройте на примере загрязнения воды.
3. В результате чего происходит радиоактивное загрязнение атмосферы?
4. Докажите справедливость афоризма Б. Коммонера «Все связано со всем» на примере вырубки лесов.
5. Кому выгоден и невыгоден вечный двигатель?
6. Почему экологические проблемы называют «бомбой замедленного действия»? Раскройте на примере изменения климата.
7. На какие три вида делятся вещества-загрязнители по характеру воздействия на среду обитания?
8. Докажите справедливость афоризма Б. Коммонера «Все связано со всем» на примере загрязнения атмосферы.
9. В чем экологический смысл смога, парникового эффекта и уменьшения озонового слоя?
10. Дайте определение понятия «воздух». Какой газ входит в состав воздуха в большем количестве?
11. Перечислите и дайте характеристику слоям биосферы.
12. Докажите справедливость афоризма Б. Коммонера «Ничто не дается даром» на примере изъятия минеральных ресурсов.
13. Почему экологические проблемы называют «бомбой замедленного действия»? Раскройте на примере использования земельных ресурсов.
14. В результате чего происходит тепловое загрязнение атмосферы?
15. На какие три вида подразделяются леса по их целевому назначению?
16. В некоторых хозяйствах вырубку леса ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубается 8–10% общем массы всех стволов. Рубки стремятся проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?
17. В печати появляются сообщения об отравлениях людей продукцией сельского хозяйства (арбузами, дынями, яблоками). Внешне продукты выглядят спелыми и доброкачественными. В чем могут заключаться причины вредного влияния их на организм человека?
18. При чистке картофеля для предприятий общепита снятие кожуры идет за счет трения о наждачную поверхность. Снятая с шелухой часть картофеля обычно уходит со сточными водами. Какое применение ей можно найти? Какое значение будет иметь использование отходов?
19. К. А. Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую реку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил сахар, крахмал, жиры и зерно, – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений». Объясните суть высказывания ученого.
20. Потребность в кислороде у рабочего меняется в течение дня. Об этом говорят следующие опыты. В перерыве между сменами в цехе спокойно стоящий рабочий потребляет 300 см3 кислорода в минуту. При подготовке рабочего места потребность в кислороде увеличивается на 40 см3, в период интенсивной работы – до 500 см3 кислорода. Чем объяснить разную потребность в кислороде?
21. Молоко – идеальный продукт питания. Академик И. П. Павлов писал, что среди других видов человеческой еды особое место отведено молоку. Это «пища, приготовленная самой природой». Как объяснить данное высказывание ученого?
22. Почему живые аскариды, находясь в кишечнике человека или животного, не перевариваются пищеварительными соками хозяина, а погибшие – перевариваются?
23. В древнем Риме существовала служба водоснабжения. Сотни людей обслуживали сложные и дорогостоящие инженерные сооружения, подававшие воду из источников, находящихся на расстоянии десятков километров от города. Для подачи и накопления питьевой воды подчас использовались серебряные резервуары и трубопроводы. Фонтаны разбрызгивали воду на солнце. Какое значение имела служба водоснабжения и конкретные ее особенности?
24. За последние две тысячи лет в целом первичная продуктивность (количество органических веществ, производимых в биосфере) снизилась примерно на 30% и в настоящее время, по-видимому, продолжает снижаться. Каковы основные причины снижения первичной продуктивности биосферы? Почему необходимо остановить процесс снижения первичной продуктивности биосферы?
25. Жак Картье в 1596 году выехал на исследование берегов Канады. На его корабле весь экипаж заболел цингой. Двадцать шесть матросов погибли от цинги. Высадившись на берег, команда не могла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей. Местное население дало совет, как спастись от цинги. Каким мог быть этот совет?
26. В 1646 году в Италии, в роскошном замке Миланского герцога Моно шествие возглавлял «золотой мальчик», олицетворяющий собой «золотой век». Тело мальчика было сплошь покрыто золотой краской. После торжества вымыть, мальчика забыли, и он всю ночь провел на каменном полу зала. Забава знатных гостей стала роковой для мальчика – он заболел и умер. Объясните причину.
27. В старой медицинской литературе приводится поучительная легенда о холере. Холера в образе женщины обещала повстречавшемуся ей путнику истребить в одном городе определенное число людей. Погибло же во много раз больше. Ее упрекали в том, что она не сдержала слово. На это Холера отвечала: «Все умершие сверх названного числа погибли не от меня, а от страха» Выделите и объясните в легенде истину.
28. При основании Петербурга были приняты строжайшие указы: самовольная порубка деревьев была категорически запрещена, вдоль основных магистралей производились посадки деревьев, запрещалось сбрасывать в открытые водоемы мусор, стирать и полоскать в них белье, сброс мусора с кораблей карался штрафом, а вторичный сброс – конфискацией кораблей вместе с грузом. Какое значение имели данные указы?
29. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки. В чем причина данных явлений?
30. Докажите справедливость афоризма Б. Коммонера «Ничто не дается даром» на примере истощения биологических ресурсов.
31. Опишите методы выявления причин, способствовавших совершению правонарушений (преступлений) в сфере природопользования и порядок использования методики специально-криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений в сфере природопользования.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.