X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости


ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
1 Понятие финансов как экономической категории. Их функции и роль в современном обществе.
2 Финансовая система Российской Федерации. Характеристика элементов финансовой системы.
3 Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, принципы, методы.
4 Система государственных (муниципальных) органов, осуществляющих финансовую деятельность: общая характеристика функций и полномочий.
5 Разграничение компетенции (предметов ведения) между уровнями государственной власти и местного самоуправления в области финансовой деятельности.
6 Понятие и предмет финансового права. Метод финансово-правового регулирования, его специфика.
7 Источники финансового права: понятие, виды, система.
8 Понятие и виды финансово-правовых норм.
9 Структура финансово-правовой нормы, особенности санкции финансово-правовой нормы.
10 Понятие, особенности и классификация финансово-правовых отношений.
11 Субъекты финансовых правоотношений, их виды. Особенности правового статуса субъектов финансовых правоотношений.
12 Содержание финансовых правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.
13 Понятие и задачи финансового контроля. Отличие финансового контроля от других видов государственного контроля.
14 Виды, формы и методы осуществления финансового контроля.
15 Система органов финансового контроля в РФ.
16 Понятие и роль бюджета. Правовая форма бюджетов. Консолидированный бюджет, его значение.
17 Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации, структура.
18 Доходы и расходы бюджетов: понятие, виды.
19 Принципы бюджетной системы Российской Федерации и их характеристика.
20 Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
21 Целевые государственных и муниципальные денежных фондов: понятие, значение, виды.
22 Целевые внебюджетные и бюджетные государственные и муниципальные денежные фонды в финансовой системе Российской Федерации.
23 Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса. Бюджетный период.
24 Порядок составления проектов бюджетов. Рассмотрение и утверждение проекта закона (решения) о бюджете представительными органами власти.
25 Исполнение бюджета. Принцип единства кассы. Иммунитет бюджета.
Отчетность об исполнении бюджета. Сроки и порядок завершения бюджетного года.
26 Государственный и муниципальный долг: понятие, формы, классификация (по уровню, по срокам предоставления). Предельные объемы, управление и обслуживание государственного и муниципального долга.
27 Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ.
28 Функции и полномочия Министерства финансов Российской Федерации в бюджетной сфере.
29 Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством.
30 Понятие и структура денежной системы России, правовые основы ее функционирования. Эмиссия денег.
1 В процессе рассмотрения проекта закона С-ой области о бюджете профильная комиссия областной думы выявила противоречие в проекте закона федеральному законодательству и предложила отправить проект закона на доработку. Представители Правительства С-ой области, присутствующие на заседании, предложили принять закон, несмотря на выявленную коллизию, пообещав в кратчайшие сроки подготовить и внести поправки в него. Мотивируя свою позицию, руководитель Департамента финансов С-ой области указал, что нестабильность является особенностью финансово-правовой нормы и поэтому принятие поправки в закон сразу после его принятия вполне оправдано. Оцените позицию руководителя Департамента финансов С-ой области.
2 На основе анализа закона субъекта РФ (на выбор) о бюджете на текущий год назовите все источники финансирования дефицита бюджета.
3 На основе анализа закона субъекта РФ (на выбор) о бюджете на текущий год укажите все предусмотренные этим законом формы расходов.
4 Статья 5 НК РФ содержит норму, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Постановлением Конституционного Суда РФ установлено, что данная норма применяется не только к актам законодательства о налогах, но и к отдельным актам земельного законодательства, в соответствии с которыми устанавливается кадастровая стоимость земельных участков. Что является источником финансового права в данной ситуации: Налоговый кодекс РФ или постановление Конституционного Суда РФ?
5 Студент второго курса юридического факультета, характеризуя правоотношение по возврату излишне взысканного налога, пришел к выводу, что оно не является финансовым правоотношением, поскольку: - управомоченным субъектом в данном правоотношении является физическое или юридическое лицо, а не государство; - не имеет властного характера; - складывается после завершения публичной финансовой деятельности. Прав ли студент? Что является объектом данного правоотношения? Какой юридический факт приводит к возникновению данного правоотношения?
6 Из каких элементов состоит финансовая правосубъектность? Охарактеризуйте каждый элемент. Какой элемент отсутствует в правосубъектности государства? Каким образом восполняется его отсутствие?
7 ООО "Природа" обратилось в суд к департаменту здравоохранения о взыскании убытков, причиненных незаконными действиями его должностных лиц. Правомерны ли требования истца с точки зрения финансовой правосубъектности участников спора? Какие действия должен совершить суд при подаче указанного иска?
8 29 марта 2019 г. Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон Хабаровского края № 265 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О бюджете Хабаровского края на 2019 год", опубликованный в "Собрании законодательства Хабаровского края" № 4 от 12 мая 2019 г.
Необходимость принятия указанного закона края вызвана тем, что дополнительные доходы поступили в краевой бюджет только в декабре 2019 г. и закон принят в рамках контроля за исполнением краевого бюджета. Правомерны ли действия Думы? Дайте обоснованный ответ.
9 В каких из нижеперечисленных случаев органы государственной власти являются самостоятельными субъектами финансового права:
- орган Федерального казначейства РФ перечисляет средства во исполнение решения суда;
- инспекция ФНС России проводит выездную налоговую проверку налогоплательщика;
- Департамент финансов С-ой области согласовывает предоставление инвестиционного налогового кредита;
- Министерство финансов РФ составляет сводную бюджетную роспись; - инспекция ФНС России выносит решение о взыскании недоимки и задолженности по пеням с налогоплательщика;
- орган Федерального казначейства РФ перечисляет налогоплательщику проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных налогов;
- инспекция ФНС России направляет в орган Федерального казначейства РФ поручение на перечисление заработной платы сотрудникам;
- арбитражный суд С-ой области предоставляет отсрочку по уплате государственной пошлины.
10 В каких их нижеприведенных случаях Центральный банк РФ (Банк России) является субъектом финансового права:
- осуществляет операции по корреспондентским счетам;
- осуществляет размещение государственных ценных бумаг;
- разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики;
- управляет средствами Резервного фонда;
- предоставляет кредиты банкам;
- перечисляет часть своей прибыли в федеральный бюджет;
- уплачивает налоги;
- печатает банкноты;
- устанавливает ключевую ставку.
Свою позицию подкрепите конкретными нормами законодательства.
11 АНО "Урюпинский университет" открыло счет в Сбербанке РФ (ПАО). Является ли Сбербанк РФ субъектом финансового права при обслуживании данного счета? Изменится ли решение задачи, если счет откроет ФГБОУ ВПО
"Урюпинский университет" филиал на о. Франца Иосифа?
12 Контрольное управление Президента РФ провело проверку соблюдения налогового законодательства Государственной корпорацией "Росатом", по результатам которой руководителю корпорации было направлено предписание об устранении выявленных нарушений налогового законодательства. В ответ на предписание ГК "Росатом" возразил, что контрольное управление не вправе самостоятельно проводить проверку соблюдения налогового законодательства, а может лишь создавать комиссии с привлечением сотрудников ФНС России для проведения таких проверок. Оцените действия и аргументы сторон?
13 Управлением Федерального казначейства по С-ой области было отказано в санкционировании расходования средств федерального казенного учреждения "Мечта казнокрада" в связи с превышением суммы расходов над доведенным до получателя бюджетных средств лимитом бюджетных обязательств. Оцените правомерность данного решения. Изменится ли решение задачи, если отказ был вызван несоответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации, указанному в платежном документе; если отказ был вызван неэффективным использованием бюджетных средств? В каких еще формах осуществляется органами Федерального казначейства государственный финансовый контроль?
14 Контрольный департамент Министерства обороны РФ направил комиссию для проверки расходования бюджетных средств, выделенных из федерального бюджета для подготовки офицеров на военной кафедре ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет". Начальник военной кафедры полковник Щ. отказался допустить членов комиссии на кафедру и предоставить им документы, мотивируя это тем, что аналогичная проверка уже была проведена Министерством образования и науки РФ. Оцените правомерность позиции начальника военной кафедры.
15 Счетная палата РФ провела проверку финансово-хозяйственной деятельности АО "Уральский пустоцвет", которое возражало против проведения данной проверки, мотивируя это отсутствием какого-либо финансирования из федерального бюджета. Однако аудиторы Счетной палаты РФ настояли на проведении проверки, обосновывая свою позицию тем, что акционерное общество получало финансирование из регионального бюджета (дотируемого из федерального бюджета). Помимо этого, акционерное общество осуществляет добычу драгоценных камней, тем самым используя недра, которые являются собственностью государства. Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.
16 На основе анализа Бюджетного кодекса РФ поясните, в чем различие между долговыми обязательствами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
17 Незаконными действиями органов внутренних дел С-ой области гражданину был причинен имущественный вред. Гражданин решил обратиться в суд с иском о возмещении вреда. Кто должен быть указан в качестве ответчика в указанном исковом заявлении?
18 Для проведения ежегодной аудиторской проверки АКБ "Некрополь" привлек ООО "Честный аудитор". После проведения аудита руководитель банка отказался от подписания акта оказанных услуг и подал исковое заявление в суд о расторжении договора. Иск был мотивирован тем, что аудиторы превысили свои полномочия по договору и включили в свой отчет анализ тех бухгалтерских документов, изучать им которые руководство банка запретило. Кроме того, выводы проверки не были предварительно согласованы с заказчиком. Какое решение должен принять суд?
19 В соответствии со ст. 39 БК РФ доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Поясните, где проходит граница между бюджетными отношениями и налоговыми отношениями в процессе формирования доходов бюджетов (в частности, применительно к отношениям по уплате, перечислению и зачислению налогов, к отношениям по разграничению налогов между бюджетами).
20 Назовите субъектов бюджетного права. Все ли субъекты финансового права могут быть субъектами бюджетного права?
21 Субъект Российской Федерации принял решение о выделении из регионального бюджета в очередном финансовом году денежных средств индивидуальным предпринимателям в связи с реализацией ими товаров по регулируемым ценам. Укажите, какой вид бюджетных ассигнований следует использовать субъекту Российской Федерации для предоставления указанных средств, а также какие нормативные акты и иные документы должны быть оформлены при их предоставлении. Каким образом индивидуальные предприниматели могут получить указанные средства?
22 Как соотносятся понятия "федеральная собственность", "федеральный бюджет" и "федеральная казна"?
23 Что является основой построения бюджетной системы России и какова ее структура? Какое место в бюджетной системе России занимают государственные внебюджетные фонды, инвестиционный фонд, дорожный фонд?
24 В соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете было приостановлено действие федерального закона об образовании в части, предусматривающей выплату стипендий студентам. Студенты оспорили положения закона о бюджете, считая, что такое приостановление невозможно. Однако Государственная Дума РФ и Правительство РФ со ссылкой на п. 6 ст. 192 БК РФ возражало против удовлетворения требований студентов, обосновывая это отсутствием средств в бюджете. Кто прав в этом споре? Дайте аргументированный ответ.
25 Законом субъекта Российской Федерации были предусмотрены бюджетные меры принуждения в виде штрафа за нецелевое использование средств регионального бюджета, а также органы и должностные лица, уполномоченные применять указанные меры. Прокуратура области обратилась в суд с заявлением о признании недействующим указанного закона.
Правомерны ли требования прокуратуры? Ответ обоснуйте.
26 В дореволюционных учебниках по финансовому праву (И. Озерова, Л. Коссы) выделялись следующие источники формирования доходов государства: домены (прямые государственные доходы), подати (косвенные государственные доходы) и регалии (доходные права) или монополии. Соотнесите с современным определением источников формирования доходов государства по действующему финансовому законодательству
27 Почему государству, несмотря на непомерные внутренние и внешние долги, никогда не грозит банкротство?
Дайте правовое обоснование ответа.
28 Поясните, в чем заключается различие между понятиями "банковский кредит", "бюджетный кредит", "государственный финансовый кредит", "муниципальный кредит", "инвестиционный налоговый кредит".
Какими нормативными актами определяется правовой режим этих видов кредитования?
29 В федеральном законе о федеральном бюджете была закреплена норма, в соответствии с которой средства, поступающие от взимания платы за выдаваемые паспорта, подлежали расходованию на финансирование мероприятий по осуществлению паспортизации граждан Российской Федерации. Оцените соответствие указанной нормы принципам бюджетной системы.
30 При составлении проекта регионального бюджета была установлено, что в очередном финансовом году общий объем расходов областного отдела образования составит 138 000 000 р. Одновременно прогнозируется получение доходов указанным отделом в сумме 30 000 000 р. В связи с этим было принято решение указать в бюджете расходы отдела образования в размере 108 000 000 р. в качестве итоговой суммы
Соответствует ли проект бюджета принципам бюджетной системы?
Ответ обоснуйте.
1 Какие права относятся к компетенции государства и муниципальных образований в области финансовой деятельности:
- право на составление проекта закона о бюджете;
- право на эмиссию государственных облигаций;
- право на утверждение отчета об исполнении бюджета;
- право на взимание сборов;
- право на контроль за уплатой налогов;
- право на получение межбюджетных трансфертов;
- право на образование специальных межбюджетных фондов;
- право на установление местных налогов;
- право на исполнение бюджета по расходам;
- право на зачет переплаты по налогу в счет недоимки по другому налогу;
- право на выделение межбюджетных трансфертов?
В каких из вышеперечисленных случаев государство (муниципальное образование) выступает исключительно как носитель суверенных (исключительных) прав, исключительно как собственник (казна), а в каких в смешанном качестве (и как носитель суверенных (исключительных) прав и как собственник (казна)?
В каких из перечисленных выше случаях субъектом финансового права может быть исключительно Российская Федерация, исключительно муниципальные образования, исключительно субъекты РФ и муниципальные образования?
В какие группы можно объединить указанные выше суверенные права?
2 В соответствии с законом о бюджете субъекта Российской Федерации доходы от налога на имущество организаций по нормативу 30 % подлежали зачислению в бюджеты муниципальных районов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Прокуратура оспорила указанный закон со ссылкой на его противоречие бюджетному законодательству. Правомерны ли требования прокуратуры? Ответ обоснуйте. Измениться ли решение, если указанный норматив отчисления был установлен законом субъекта Российской Федерации о межбюджетных отношениях в субъекте Российской Федерации?
3 Законом Приморского края о межбюджетных отношениях в Приморском крае было предусмотрено, что административные штрафы за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренных КоАП РФ, зачисляются в доход краевого бюджета. Соответствуют ли положения закона действующему законодательству? Изменится ли решение, если бы указанный закон предусматривал зачисление всей суммы указанных штрафов в бюджеты городских поселений края?
4 Поясните, какие субъекты осуществляют распределение налогов между бюджетами бюджетной системы: налоговые органы, органы Федерального казначейства РФ, налогоплательщики? Какую роль играет каждый из указанных субъектов в распределении доходов между бюджетами? Кто несет ответственность за неправильное распределение налогов между бюджетами?
5 Областная дума приняла закон, которым в субъекте Российской Федерации был образован внебюджетный фонд развития жилищного строительства. Прокуратура области обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании указанного закона не действующим со ссылкой на то, что он противоречит федеральному законодательству. Имеются ли основания для удовлетворений требований прокуратуры? Изменится ли решение, если аналогичный закон был бы принят Государственной Думой РФ или представительным органом муниципального образования?
6 Инспекция ФНС России по Ленинскому району города Воронежа провела ревизию ООО "Честный купец". Обжаловав результаты этой ревизии в суд, налогоплательщик указал, что налоговые органы вправе проводить только
проверки, но не ревизии. Возражая против удовлетворения данного заявления, налоговый орган указал, что проводимые в отношении ООО "Честный купец" контрольные мероприятия полностью соответствуют требования налогового законодательства и отвечают всем признакам ревизии:
- всеобъемлющий характер: проверены все налоги и сборы, уплачиваемые налогоплательщиком, все хозяйственные и финансовые операции;
- сочетает в себе и документальные, и фактические способы контроля;
- проверены правильность отражения операций в бухгалтерском учете и законность действий руководителя и главного бухгалтера.
Какое решение примет суд? Какие вспомогательные методы финансового контроля вы знает?
7 Какие виды бюджетных ассигнований могут предусматриваться:
-для казенных учреждений, для бюджетных учреждений
-для государственных корпораций, для унитарных предприятий
-для общественных организаций
-для обществ с ограниченной ответственностью
-для индивидуальных предпринимателей
-для физических лиц, не обладающих статусом индивидуального предпринимателя?
8 Федеральное казенное учреждение приняло решение о строительстве бассейна. Частично финансирование строительства осуществлялось за счет средств, полученных казенным учреждением от приносящей доход деятельности. Частичное финансирование было решено осуществлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого находилось федеральное казенное учреждение. Какой вид бюджетных ассигнований может быть использован для финансирования строительства указанного бассейна из бюджета субъекта
Российской Федерации?
9 Субъект Российской Федерации в лице областной администрации заключил кредитный договор с крупной региональной торговой организацией с целью привлечения средств для финансирования дефицита регионального бюджета. Средств были перечислены в бюджет и использованы. Прокуратура обратилась в суд с иском о признании указанного договора недействительным в связи с тем, что он противоречит бюджетному законодательству. Ответчики возражали против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что кредитный договор соответствует требованиям гражданского законодательства. Кто прав в споре? Какие могут быть последствия разрешения данного спора для субъекта Российской Федерации?
10 Организация, оказывающая социально значимые услуги населению получила кредит в банке. В качестве способа обеспечения его возврата банку была предоставлена государственная гарантия субъекта Российской Федерации. В связи с невозвратом кредита организацией, банк обратился в суд с иском к субъекту Российской Федерации с требованием о возврате суммы кредита. Субъект Российской Федерации против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на то, что в гарантии отсутствует предел ответственности гаранта. Однако иск банка был удовлетворен со ссылкой на то, что гарант отвечает на тех же основаниях, что и организация-должник. После вступления в силу указанного решения суда субъект Российской Федерации обратился в суд с иском к организации-должнику с требованием о взыскании с нее уплаченных банку сумм. Однако организация-должник против удовлетворения требований возражала, ссылаясь на то, что уплаченные гарантом суммы возмещению не подлежат и должны учитываться в расходах бюджета субъекта Российской Федерации. Правомерно ли решение суда о взыскании средств в пользу банка с субъекта Российской Федерации? Каким образом суд может установить, подлежат ли взысканию суммы, выплаченные гарантом, с организации-должника?
11 Муниципальное образование обратилось в управление федерального казначейства по субъекту Российской Федерации с заявлением о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатка средств на счете местного бюджета. Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации отказало в предоставлении бюджетного кредита, сославшись на то, что в федеральном законе о федеральном бюджете предоставление бюджетного кредита данному муниципальному образованию не предусмотрено. Кроме того, управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации обратило внимание на то, что за счет средств федерального бюджета бюджетные кредиты предоставляются исключительно субъектам Российской Федерации, а муниципальные образования могут требовать предоставления бюджетного кредиты лишь из регионального бюджета.
Законны ли аргументы управления Федерального казначейства по субъекты Российской Федерации? Дайте аргументированный ответ.
12 На основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 сентября 2017 г. из средств республиканского бюджета в качестве государственного кредита с оформлением кредитного договора АО "Татсахарпром" было выделено и перечислено 2 млн. р. со сроком возврата до 15 декабря 2019 г.
17 марта 2020 г. Министерство финансов Республики Татарстан обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском о взыскании с АО "Татсахарпром" непогашенной части кредита в сумме 1,7 млн. р., а также пени. АО "Татсахарпром" возражало против удовлетворения требований в связи с пропуском срока исковой давности. Министерство финансов Республики Татарстан возражало против применения срока исковой давности со ссылкой на
то, что возврат бюджетного кредита регулируется не гражданским, а бюджетным законодательством, которые не предусматривает срока исковой давности применительно к заявленным требованиям. Однако АО "Татсахарпром" указало, что в ст. 99.1 БК РФ имеется трехлетний срок, по истечении которого погашаются долговые обязательства субъектов Российской Федерации. Какое решение должен вынести арбитражный суд? Дайте аргументированный ответ.
13 Пункт 2 ч. 3 ст. 60 Кодекса Хабаровского края о государственной и муниципальной службе установил надбавку к должностному окладу за ученую степень и учение звание государственному служащему края. В это же время на федеральном уровне возможность подобных надбавок не была предусмотрена. Министерство финансов РФ при составлении проекта федерального бюджета отказалось предусматривать дотации и субвенции бюджету Хабаровского края, требуя отмены указанных надбавок. Однако Хабаровский край обратился в Правительство РФ с требованием о выделении указанных межбюджетных трансфертов, ссылаясь на необоснованность позиции Министерства финансов РФ. Правомерно ли требование Хабаровского края? Какие обстоятельства следует установить Правительству РФ, чтобы принять обоснованное решение о включении в федеральный бюджет дотаций и субвенций Хабаровскому краю? Какие были бы возможны последствия, если вышеуказанная надбавка появилась в законодательстве Хабаровского края после того, как в федеральном бюджете ему были предусмотрены дотации и субвенции?
14 Субъекту Российской Федерации не выделили в очередном финансовом году дотации из федерального бюджета. Субъект Российской Федерации не согласился с таким решением, указав, что в предыдущем финансовом году доходы его бюджета существенно сократились. При этом в очередном финансовом году ожидается существенное увеличение расходов, связанное с административной реформой. Российская Федерация отказалась выделить дотации, сославшись на то, что никаких дополнительных расходов в очередном финансовом году делегироваться на региональный уровень не будет. Однако в дальнейшем в результате переговоров министра финансов Российской Федерации и главы субъекта Российской Федерации они пришли к соглашению о предоставлении данному субъекту Российской Федерации дотаций в согласованном ими размере. Оцените правомерность аргументов и действий сторон. Какие закреплены подходы к расчету дотаций? В каких нормативных актах закрепляются размеры дотаций для конкретных субъектов Российской Федерации?
15 Российская Федерация передала полномочия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" на региональный уровень. Средства на финансирование указанных полномочий были выделены лишь некоторым субъектам Российской Федерации. Оставшиеся субъекты Российской Федерации не согласились с таким решением и потребовали выделение им необходимых средств. Российская Федерация отказалась предоставить средства, мотивируя это тем, что в указанных субъектах Российской Федерации не соблюдаются положения бюджетного законодательства. Кто прав в данном споре? Ответ обоснуйте. Какие последствия отказа в предоставлении средств из федерального бюджета возможны для Российской Федерации, для субъекта российской Федерации, для граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"?
16 Во исполнение решения районного суда администрация муниципального образования предоставила гражданину, имеющему ребенка-инвалида, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Ссылаясь на то, что данная квартира выбыла из собственности муниципального образования, что повлекло причинение имущественных убытков в размере рыночной стоимости имущества, администрация муниципального образования обратилась в суд с иском о взыскании с Российской Федерации убытков, понесенных в связи с исполнением судебного акта. В качестве обоснования своих требований муниципальное образование указало, что право граждан на получение бесплатного жилья установлено Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", следовательно, расходные обязательства по предоставлению жилых помещений нуждающимся возникают именно у Российской Федерации. Российская Федерация против удовлетворения требований возражала со ссылкой на п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которому вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также со ссылкой на Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", который относит решение вопросов социальной поддержки инвалидов к полномочиям субъектов Российской Федерации. Субъект Российской Федерации указал, что в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" финансовое обеспечение этого закона является расходным обязательствам Российской Федерации; а также сослался на то, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление таким гражданам жилых помещений относится к ведению муниципального образования, в связи с чем субъект Российской Федерации не может нести расходы на предоставление квартир инвалидам. Кто прав в возникшем споре? Оцените аргументы сторон. Каким образом подлежат финансированию указанные в задаче расходные обязательства?
17 Муниципальное образование обратилось в суд с иском к Управлению Федерального казначейства о взыскании сумм налога на доходы физических лиц, уплаченных на территории данного муниципального образования, которые были зачислены на счет бюджета другого муниципального образования. Управление Федерального казначейства РФ против удовлетворения иска возражало, ссылаясь на то, что оно является ненадлежащим ответчиком, а иск следовало предъявлять к налогоплательщику, который уплатил налог на счет Управления Федерального казначейства, к налоговому органу, который осуществлял контроль за уплатой налога и к тому муниципальному образованию, в чей бюджет фактически поступил налог. Кто прав в споре? Какие субъекты исполняют обязанности по распределению налогов между бюджетами? Какую роль в распределении (создании условий для правильного распределения налоговых доходов) играют налогоплательщики, налоговые органы, Федеральное казначейство РФ?
18 Администрация муниципального образования открыла счет местного бюджета в Сбербанке России (ПАО). Прокуратура оспорила договор банковского счета, заключенный администрацией, считая, что открытие бюджетных счетов в коммерческом банке недопустимо. Администрация не согласилась с таким мнением, сославшись на то, что местные бюджеты являются муниципальной собственностью, и муниципальные образования свободны в распоряжении ими. Кроме того, размещение средств в Сбербанке России выгодно для местного бюджета, ибо банк начисляет проценты. Имеются ли нарушения в действиях администрации муниципального образования, в чем они заключаются? Изменится ли решение, если бы администрацией субъекта Российской Федерации в Сбербанке России был открыт счет регионального бюджета?
19 Федеральное казенное образовательное учреждение обратилось в суд с иском к Министерству финансов РФ, ссылаясь на то, что в текущем финансовом году ему не выделены бюджетные ассигнования, необходимые для финансирования уставной деятельности. Министерство финансов РФ против предъявленного иска возражало, ссылаясь на то, что в федеральном законе о федеральном бюджете указанное образовательное учреждение не упоминается, в связи с чем нет основания для выделения ему ассигнований. Правомерны ли требования образовательного учреждения? Оцените аргументы сторон.
20 Организация получила решение суда о взыскании с федеральной казны причиненного ущерба. Исполнительный лист был направлен в службу судебных приставов-исполнителей. Судебный пристав-исполнитель возвратил исполнительный лист, ссылаясь на то, что судебные приставы-исполнители взыскание средств с бюджетов не осуществляют. Организация оспорила действия судебного пристава-исполнителя, ссылаясь на то, что здесь должен применяться закон об исполнительном производстве, который не предусматривает никаких исключений. Кроме того, организация указала, что объект взыскания в исполнительном листе не ограничивается лишь средствами федерального бюджета, в связи с чем судебный пристав мог бы исполнить его за счет иного имущества казны. Правомерны ли действия судебного пристава-исполнителя? Оцените аргументы сторон.
21 При рассмотрении и утверждении федерального закона об исполнении федерального бюджет Государственная Дума РФ обнаружила, что бюджетные средства были израсходованы Правительством РФ не на те цели, которые были
закреплены в федеральном законе о федеральном бюджет. В связи с этим Комитет по бюджету и налогам предложил депутатам отклонить представленный закон. Правомерно ли предложение об отклонении федерального закона об исполнении федерального бюджет? Каковы последствия отклонения федерального закона об исполнении федерального бюджет Государственной Думой РФ?
22 Счетная палата РФ при проведении проверки соблюдения бюджетного законодательства финансовыми органами субъекта Российской Федерации выявила факты нецелевого использования межбюджетных субсидий, предоставленных указанному субъекту Российской Федерации из федерального бюджета. В связи с этим Счетная палата РФ со ссылкой на ст. 306.4 БК РФ вынесла представление о бесспорном взыскании сумм данной межбюджетной субсидии. Финансовый орган субъекта Российской Федерации отказался исполнять представление Счетной палаты РФ со ссылкой на то, что использование средств бюджета субъекта Российской Федерации вправе осуществлять исключительно Контрольно-счетная палата данного субъекта Российской Федерации. Оцените аргументы сторон. Какие меры реагирования при обнаружении нецелевого использования бюджетных средств может применить Счетная палата РФ? Какие дополнительные меры и в какой последовательности может применить Счетная палата РФ, если лицо, допустившее нецелевое использование бюджетных средств, будет уклоняться от исполнения всех ее мер реагирования?
23 В рамках осуществления аудита эффективности использования бюджетных средств федеральным казенным учреждением Счетная палата РФ выявила, что данным учреждением был заключен государственный контракт на закупку дизельного топлива по цене, которая в полтора раза превышала среднюю цену по субъекты Российской Федерации по данным Федеральной службы государственной статистики. По результатам контрольного мероприятия был составлен соответствующий отчет. Имеется ли возможность возвратить неэффективно использованные бюджетные средства? Какие меры реагирования при сложившихся обстоятельствах может применить Счетная палата РФ?
24 Администрация муниципального образования открыла бюджетный счет в АКБ "Восток". Прокуратура оспорила договор банковского счета, заключенный администрацией, считая, что открытие счетов в коммерческом банке недопустимо. Администрация не согласилась с таким мнением, сославшись на то, что местные бюджеты являются муниципальной собственностью, и муниципальные образования свободны в распоряжении ими. Кроме того, хранение средств в АКБ "Восток" выгодно для местного бюджета, ибо банк начисляет проценты. Оцените доводы сторон.
25 Федеральное казначейство РФ приняло решение о проведении выездной проверки коммерческой организации, являющейся поставщиков товаров по государственному контракту, заключенному с федеральным казенным учреждением. Коммерческая организация отказалась допустить проверяющих со ссылкой на то, что она не является участником бюджетного процесса и не может быть объектом контроля со стороны Федерального казначейства РФ. Правомерны ли действия коммерческой организации? Какие возможны последствия для коммерческой организации отказа в допуске должностных лиц Федерального казначейства РФ для проведения проверки? Кто вправе провести проверку надлежащего исполнения заключенного коммерческой организацией государственного контракта? Имеется ли возможность осуществлять бюджетный контроль за контрагентами (или контрагентами контрагентов) коммерческой организации, поставляющей товары по государственным контрактам?
26 Казенное учреждение представило в Управление Федерального казначейства по субъекту РФ, в котором у него был открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, документы для оплаты приобретаемого им автомобиля. Управление Федерального казначейства при проверке представленных документов установило, что стоимость автомобиля в 1,5 раза превышает стоимость идентичных автомобилей в автосалонах соответствующего субъекта Российской Федерации. В связи с этим казенному учреждению было отказано в санкционировании указанной операции. Правомерны ли действия Управления Федерального казначейства по субъекту РФ? Каким образом Управление Федерального казначейства по субъекту РФ может реагировать на подобные ситуации?
27 Министерство образования и науки РФ предоставило субсидию некоммерческой организации на возмещение недополученных доходов в связи с осуществлением ею услуг по дополнительному специальному обучению детей- инвалидов. В процесс проверки соблюдения условий предоставления субсидии Министерство образования и науки РФ установила, что эти условия не были соблюдены. В связи с этим было направлено предписание о возврате указанной субсидии. Некоммерческая организация не согласилась с предписанием, сославшись на то, что Министерство образования и науки РФ не является органом государственного финансового контроля, и проверку соблюдения условия получения субсидии может осуществлять только Федеральное казначейство РФ. Правомерны ли возражения некоммерческой организации? Кто может осуществлять финансовый контроль за соблюдением условий предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов? Какие возможны меры реагирования при выявлении фактов несоблюдения условий предоставления такой субсидии?
28 Гражданин, проходивший военную службу по контракту в качестве матроса в Вооруженных Силах РФ, обратился в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ с заявление о назначении ему пенсии за выслугу лет. Пенсионный фонд РФ отказал гражданину в назначении пенсии со ссылкой на то, что Министерство обороны РФ не уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем выплата ему пенсии невозможна. Правомерны ли действия Пенсионного фонда РФ? Каким образом осуществляется финансирования пенсий лицам, проходившим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ? В чем отличие финансирования выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий?
29 При создании государственной компании "Роскурорт" был сделан ряд имущественных взносов. Российская Федерация внесла 500 млн. руб. ПАО "Курорты Краснодарского края" внесло 1 млн. руб. Городской округ город-курорт Геленджик для размещения администрации "Роскурорта" на своей территории внес 45 тыс. руб.
Органы прокуратуры обжаловали решение о взносе 45 тыс. руб. со стороны городского округа город-курорт Геленджик, ссылаясь на то, что муниципальные образования не могут делать взносы для создания государственных компаний. Правомерны ли требования прокуратуры? Кто имеет право делать взносы в имущество государственных корпораций?
30 Организация открыла расчетный счет в коммерческом банке. При открытии счета банк установил организации лимит остатка наличных денег. Через месяц работники банка провели проверку соблюдения организацией кассовой дисциплины и обнаружили превышение установленного лимита. В связи обнаружением указанного правонарушения банк списал в безакцептном порядке с расчетного счета организации штраф за нарушение кассовой дисциплины, который был предусмотрен в договоре банковского счета между банком и организацией.
Организация оспорила действия банка, сославшись на то, что она вправе самостоятельно устанавливать лимит остатка наличных денег и никакие государственные органы и организации не вправе проводить проверки соблюдения данного лимита. Правомерны ли действия коммерческого банка? Оцените аргументы организации. Измениться ли решение, если превышение лимита остатка наличных денег имело место у индивидуального предпринимателя?

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.