Пишите:
e-mail:karaul911@mail.ru


    Главная  |  Контакты  |  Цены  |
Документ Без Имени

Контрольная работа
по предмету «ГЕОПОЛИТИКА»

Вопрос 1.Назовите основные противоречия европейской интеграции в свете геополитики?
Вопрос 2. Россия и Восточная Европа в процессе общеевропейской интеграции.
Вопрос 3. Проблемы европейской безопасности в начале XXI века.
Вопрос 4. Эволюция американской геополитики и современная геостратегия США.
Вопрос 5. Геополитика России в XXI веке.
Вопрос 6. Геостратегия современного Китая.
Вопрос 7. Геополитика арабского мира.
Вопрос 8. Геополитика Азиатско-Тихоокеанского региона.
Вопрос 9. Геополитика Латинской Америки.
Вопрос 10. Противоречия европейской интеграции в свете геополитики.
.

Контрольная работа по дисциплине «Геополитика» код ( ГПО 00)

 

Вопрос 1. Какие геополитические эпохи Вы знаете?

Вопрос 2. Раскройте понятие «геополитическое поле».

Вопрос 3. Что понимается под внешней политикой государства? Как она реализуется?

Вопрос 4. Каковы последствия распада СССР для России?

Вопрос 5. Какое место занимает Россия в постсоветском пространстве?

Вопрос 6. Как складываются отношения России со странами Прибалтики?

Вопрос 7. Назовите основные центры (полюсы) ислама.

Вопрос 8. Назовите основные причины расширения НАТО.

Вопрос 9. Как складываются сейчас российско-китайские отношения?

Вопрос 10. Какова роль Саудовской Аравии в современном геополитическом пространстве?

Вопрос 11. В каких сферах проходит сотрудничество России и Индии?

Вопрос 12. Какова геополитическая ситуация на африканском континенте?

 

 

 

 

 

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОПОЛИТИКА»

 

Задание 1.

Вопрос 1. Что представляет собой геополитика?

 

1. Это наука, изучающая комплекс географических, исторических, политических факторов, влияющих на потенциал государства;

2. это наука, система знаний о контроле над пространством;

3. это доктрина, рассматривающая государство как географический организм.

 

Вопрос 2. Верно ли утверждение, что геополитика не стала реальным инструментом изменения мира и не служит ключом к прогнозированию политики ведущих стран?

 

1. Да;

2. нет.

 

Вопрос 3. Что из перечисленного НЕ относится к научному подходу, на базе которого не могла возникнуть геополитика?

 

1. Цивилизованный;

2. военно-стратегический;

3. теорий географического детерминализма;

4. исторический.

 

Вопрос 4. Кто считается основоположником цивилизационного подхода к историческому процессу?

 

1. Американский военно-морской теоретик, историк Альфред Мэхен (1840-1914 гг.);

2. русский ученый Н.Я. Данилевский (1822-1885 гг.);

3. профессор географии Лондонского университета Генри Томас Бокль.

 

Вопрос 5. Что является объектом геополитики как науки?

 

1. Планетарное пространство, геополитические процессы и явления в мировом сообществе как системе;

2. изучение государств в их отношении к пространству;

3. динамика исторического развития государств и их взаимоотношений.

 

Задание 2.

Вопрос 1. Какая геополитическая эпоха изменила мир, который из многополюсного стал биполярным?

 

1. Венская эпоха;

2. Версальская эпоха;

3. Потсдамская эпоха;

4. Беловежская эпоха.

 

Вопрос 2. Какой метод, используемый геополитикой, ориентирован на изучение зависимости поведения индивидов или групп от их включения в более глобальные общности?

 

1. Системный метод;

2. сравнительный метод;

3. деятельностный метод;

4. функциональный метод;

5. институциональный метод.

 

Вопрос 3. Какая функция геополитики связана с изучением тенденций геополитического развития стран и народов, с изучением различных явлений, процессов, событий?

 

1. Прогностическая;

2.  управленческая;

3. познавательная

4. идеологическая.

 

Вопрос 4. Верно ли утверждение, что в результате сложившегося однополярного мира после разрушения системы коллективной безопасности стран Восточной Европы идеологическая сторона геополитической функции усилилась?

 

1. Да;

2. нет.

 

Вопрос 5. Кто считается «отцом» геополитики, в системе взглядов которого видны идеи эволюционизма и дарвинизма?

 

1. Немецкий ученый Фридрих Ратцель;

2. шведский геополитик Рудольф Челлен;

3. английский ученый - геополитик Хелфорд Макиндер;

4. американский адмирал Альфред Т. Мэхен.

 

Задание 3.

Вопрос 1. Кому из ученых – геополитиков принадлежит основной тезис: государство – живой организм?

 

1. Немецкому ученому Фридриху Ратцелю;

2. шведскому геополитику Рудольфу Челлену;

3. английскому ученому - геополитику Хелфорду Макиндеру;

4. американскому адмиралу Альфреду Т. Мэхену.

 

Вопрос 2. В чем состоит суть концепции «поссибилизма» основателя французской геополитической школы Видаля де ла Бланша?

 

1. Она ставит на первое место не географический фатализм, а волю и инициативу человека;

2. суть концепции – организация жесткого контроля береговых территорий Евразии: Европы, арабских стран, Индии, Китая, Юго-Восточной Азии и т.д.;

3. в соответствии с этой концепцией главной движущей силой государства выступает борьба за расширение жизненного пространства.

 

Вопрос 3. Какой тезис в геополитике Запада занял ведущее место с начала Потсдамской эпохи?

 

1. Тезис о необходимости организации жесткого контроля береговых территорий Евразии;

2. тезис превосходства западной цивилизации над народами Евразии и других континентов;

3. тезис о необходимости геополитической экспансии;

4. тезис о создании «континентального блока».

 

Вопрос 4. Когда было положено начало создания франко-западногерманского союза-ядра объединенной Европы конца XX в., которая превзошла по главным показателям США?

 

1. В 50-е гг.;

2. в 60-е гг.;

3. в 70-е гг.;

4. в 80-е гг.

 

Вопрос 5. Что является сущностью геополитической концепции мондиализма?

 

1. Утверждение планетарной интеграции, создание единого мира;

2. глобализация геополитики с техницистских позиций;

3. создание против России «санитарного кордона», куда вошли бы страны Восточной Европы и Прибалтики.

 

Задание 4.

Вопрос 1. Что явилось главной темой евразийского движения как одного из наиболее мощных в  русской геополитической школе?

 

1. Определение России как «географического организма больших рек и удаленных морей»;

2. утверждение самобытных основ русской истории и культуры, а также разработка своих собственных взглядов на мировую и русскую историю;

3. предсказание, куда будут направлены взгляды Германии, Англии, Японии, США, Канады при условии расчленения России.

 

Вопрос 2. Имя какого русского ученого связано с началом евразийского движения, которого все исследователи причисляют к самым ярким геополитикам?

 

1. П.Н. Савицкого;

2. М.В. Ломоносова;

3. В. И. Даля;

4. В.П. Семенова-Тян-Шанского.

 

Вопрос 3. Какое название получила у П.Н. Савицкого неповторимая географическая среда?

 

1. Вся планета;

2. Евразия;

3. «месторазвитие»;

4. Европа.

 

Вопрос 4. Каковы геополитические последствия распада СССР для России?

 

1. Геополитическая уязвимость России возрастает;

2. уменьшение международной роли России и падение имиджа страны;

3. авторитарное руководство и управление страной;

4. экстенсивный путь хозяйствования;

5. ослабление экономических связей между регионами;

6. падение научно-технического потенциала.

Вопрос 5. Верно ли утверждение, что сложившаяся геополитическая ситуация после распада СССР ставит Россию в положение региональной державы с ограниченными международными возможностями?

 

1. Да;

2. нет.

 

Задание 5.

Вопрос 1. С чего начался развал СССР?

 

1. С культурно-политической экспансии;

2. с экономической экспансии;

3. с продовольственной экспансии;

4. с военной экспансии.

 

Вопрос 2. В качестве какой главной геополитической цели преследует проникновение западных стран на Кавказ?

 

1. Усиление позиций транснациональными компаниями Запада в Закавказье;

2. вытеснение России из региона;

3. завоевание рынка;

4. разрушить территориальную целостность региона.

 

Вопрос 3. Какой важнейший фактор предопределяет стратегические отношения между Россией и США?

 

1. Недопущение так называемого «расползания ядерного оружия»;

2. борьба с международным терроризмом;

3. ракетно-ядерный потенциал обоих государств.

 

Вопрос 4. Верно ли утверждение, что во взаимоотношениях России и США в Североатлантическом регионе (САР) все еще сохраняется модель ядерного сдерживания?

 

1. Да;

2. нет.

 

Вопрос 5. Сторонниками какой геополитики являются политические лидеры Великобритании?

 

1. Противниками геополитики «атлантизма»;

2. сторонниками геополитики «атлантизма»;

3. активными сторонниками углубления интеграции в Европе.

 

Задание 6.

Вопрос 1. Каких возможно адекватных действий со стороны России опасаются Европа и США в случае настойчивого расширения НАТО?

 

1. Россия может пойти на создание Евразийского оборонительного союза;

2. Россия может прекратить поставку на Запад нефти и газа;

3. Россия может перевести экономику на военный лад.

 

Вопрос 2. Какое звено в геополитической и геоэкономической структуре России  является  самым слабым звеном, что прямо угрожает ее национальной безопасности?

 

1. Североатлантический геостратегический регион;

2. южные края России, активно и беспрепятственно заселяемые армянами, грузинами, азербайджанцами, курдами, чеченцами и другими представителями СНГ;

3. Восточный регион.

 

Вопрос 3. Чем  во многом обусловлена сложность современной ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке?

 

1. Малочисленностью трудоспособного населения в регионе;

2. отсутствием глубоко проработанной научной стратегии развития региона;

3. несовершенным военно-техническим обустройством границы.

 

Вопрос 4. Какой фактор мешает установить равноправный союз между Россией и Германией?

 

1. Слабость России и сопредельных с Германией государств;

2. возрастающая экономическая мощь Германии;

3. опасение появления «Четвертого рейха».

 

Вопрос 5. Верно ли утверждение, что в геополитическом плане Италия представляет для России союзника в Европе, заинтересованного  в создании многополюсного мира?

 

1. Да;

2. нет.

 

Задание 7.

Вопрос 1. К чему может привести присоединение стран Прибалтики к НАТО?

 

1. К потере Россией основных морских портов на Балтийском море;

2. к приобретению конфликтно настроенных соседей;

3. к былому расколу Европы, усилению конфронтации в мире.

 

Вопрос 2. Какова сверхзадача, конечная цель США и атлантистов в сложной геополитической игре вокруг Калининградской области? 

 

1. Помешать созданию мощной Европы, объединенной вокруг Германии;

2. препятствовать образованию союза трех славянских государств;

3. обострить сепаратистские тенденции, растущие в области и отрицательным образом повлиять на экономическую ситуацию в анклаве.

 

Вопрос 3. Что провозглашают большинство политических лидеров США, включая президента Дж. Буша – младшего, в качестве геополитических целей?

 

1. Закрепление в Евразии геополитического плюрализма;

2. исключение возможности образования враждебных США коалиций;

3. создание монополярного мира, в котором Америка будет выступать в качестве единственной сверхдержавы;

4. создание трансевразийской системы безопасности.

 

Вопрос 4. Какова судьба России в геополитическом пасьянсе Бжезинского?

 

1. Привлечение России к работе в широких рамках  европейского сотрудничества и укрепление независимости новых суверенных соседних государств;

2. исключение военного могущества России;

3. недопущение развития национальной экономики.

 

Вопрос 5. Что означает для России тезис «демографический империализм», выдвинутый авторами книги «Китай после Дэн Сяопина: десять сущностных проблем»?

 

1. Китаизация приграничных земель России, особенно Приморья;

2. рост численности населения;

3. сложное социальное явление, порождающее настроение эмиграции.

 

Задание 8.

Вопрос 1. Верно ли утверждение, что Китай опасен для России как геополитическая база атлантизма, как страна самой высокой в мире демографической плотности.

 

1. Да;

2. нет.

 

Вопрос 2. С чем увязывают народы России и Японии во многом неприязнь друг к другу?

 

1. С искажением образа России и Японии средствами массовой информации;

2. с бурными событиями прошлых лет;

3. с проамериканской ориентацией японского руководства, которое постоянно солидаризировалось с американцами, объявившими «холодную войну» СССР.

 

Вопрос 3. В чем особенность подхода Японии к решению проблемы об освоении энергетических ресурсов в Сибири и на Дальнем Востоке?

 

1. Соблюдение взаимовыгодного характера сотрудничества;

2. наладить сеть нефтеперерабатывающих заводов и химических комплексов;

3. контроль над энергетическими проектами японцы стремятся оставить в своих руках, а добываемые энергоносители намереваются ориентировать на экспорт.

 

Вопрос 4. О чем идет речь в опубликованном в июне 1997 года документе «Основные направления японо-американского сотрудничества в области обороны»?

 

1. Об обороне Японии;

2. о совместных американо-японских военных действиях в «прилегающих» к ней  обширных регионах;

3. о военном переоснащении сил «самообороны» Японии.

 

Вопрос 5. В чем заключается новейший геополитический прицел Японии?

 

1. В «активизации в странах Центральной Азии и Кавказа» и вытеснении России из этого региона;

2. в участии «сил самообороны» Японии в ряде миротворческих операций ООН;

3. в дальнейшем укреплении японо-американских отношений.

 

Задание 9.

Вопрос 1. Какова стратегическая цель России по отношению к Ирану?

 

1. Объединение с Ираном против американской экспансии на Каспии;

2. сочетание торгового партнерства с инвестиционным;

3. не допустить влияния атлантизма на Иран.

 

Вопрос 2. За что в геополитическом плане в последние годы ушедшего века и сейчас выступают Москва и Дели?

 

1. За то, чтобы тенденция к многополюсности стала главной в формировании новой системы геополитических отношений;

2. за территориальную целостность, невмешательство в межэтнические споры;

3. за укрепление стабильности и безопасности в азиатском регионе.

 

Вопрос 3. Можно ли утверждать, что Москва и Дели способны противопоставить однополюсному миру как минимум двухполюсный мир?

 

1. Да;

2. нет.

 

Вопрос 4. От чего во многом зависят геополитическое положение Африки, ее позиция в системе международных отношений?

 

1. От объединения всех сфер общественной жизни большинства стран континента;

2. от урегулирования африканских конфликтов;

3. от коренного изменения международного экономического порядка в пользу формирования лучших (льготных) условий для этого континента.

 

Вопрос 5. Какое положение занимают сейчас США в абсолютном большинстве стран Латинской Америки?

 

1. Равноправное;

2. гегемонистское;

3. антигуманное.

 

Вопрос 6. Какой фактор объективно сближает интересы РФ и государств Латинской Америки?

 

1. Потребность в механизмах сдерживания гегемонистских устремлений в геополитике США;

2. заинтересованность в развитии взаимовыгодных связей;

3. стремление решать задачи национальной безопасности.

 

 

 

 

 

 

                                                      Сборник заданий по дисциплине «Геополитика»

                       

                                                                                      Задание 1

Изучить главу 1.

Вопрос 1. В научное обращение понятие «геополитика» ввел:

1.       Р. Челлен;

2.       Ф. Ратцель;

3.       Э. А. Поздняков;

4.       А. Дугин;

5.       К. Гаджиев.

Вопрос 2. Современная геополитика анализирует развитие событий:

1.       на глобальном уровне;

2.       на региональном уровне;

3.       на субрегиональном уровне;

4.       на внутригосударственном уровне;

5.       все перечисленное.

Вопрос 3. Версальский мирный договор отдал пальму первенства континентальной державы:

1.       Англии;

2.       Франции;

3.       России;

4.       Германии;

5.       Италии.

Вопрос 4. Чем характеризуется сухопутное могущество (теллурократия)?

1.       четко обозначенными границами;

2.       фиксированным пространством;

3.       способами жизнедеятельности населения;

4.       устойчивостью качественных ориентаций населения;

5.       все перечисленное.

Вопрос 5. Какие регионы можно отнести к пограничному геополитическому полю?

1.       Азиатский, Северо-Восточный, Дальневосточный регионы России;

2.       Кавказ;

3.       Калининградская область, Карелия;

4.       мусульманский анклав на Волге;

5.       все перечисленное.

                                                                                       Задание 2

Продолжить изучение главы 1.

Вопрос 1. Какие формы контроля над освоенным геополитическим пространством известны?

1.       военный;

2.       политический;

3.       экономический, демографический;

4.       коммуникационный, религиозный;

5.       все перечисленное.

Вопрос 2. Одним из первых проблему границы исследовал:

1.       Дж. Н. Керзон;

2.       Ф. Ратцель;

3.       А. Мэхен;

4.       Х. Макиндер;

5.       Л. И. Гумилев.

Вопрос 3. На земном шаре этнически однородны только:

1.       5% государств;

2.       10% государств;

3.       15% государств;

4.       20% государств;

5.       30% государств.

Вопрос 4. Кто заложил основы учения о русловых процессах?

1.       Н.С. Лелявский;

2.       В.М. Лохтин;

3.       Н.С. Лелявский и В.М. Лохтин;

4.       В.А. Урываев;

5.       И.И. Леви.

Вопрос 5. Экспансия может быть:

1.       территориальная;

2.       военная;

3.       экономическая;

4.       культурно-идеологическая;

5.       информационная.

                                                                                      

Задание 3

Продолжить изучение главы 1.

Вопрос 1. Какой метод позволяет использовать опыт других народов и государств?

1.       исторический;

2.       деятельностный;

3.       сравнительный;

4.       системный;

5.       бихевиористский.

Вопрос 2. Требования бихевиористского метода применительно к политике сформулировал:

1.       В. Вильсон;

2.       Н. Макиавелли;

3.       Г. Спенсер;

4.       О. Конт;

5.       Т. Парсонс.

Вопрос 3. Что относят к методам эмпирических исследований?

1.       анализ документов;

2.       опросы;

3.       эксперименты;

4.       теорию игр;

5.       все перечисленное.

Вопрос 4. Какие функция геополитики является наиболее важной?

1.       познавательная;

2.       прогностическая;

3.       управленческая;

4.       идеологическая;

5.       все перечисленное.

Вопрос 5. Управленческая функция геополитики проявляется:

1.          в сборе эмпирической информации;

2.          в анализе эмпирической информации;

3.          в выработке конкретных управленческих решений;

4.          в выработке конкретных управленческих  рекомендаций;

5.          все перечисленное.

                                                                                       Задание 4

Изучить главу 2.

Вопрос 1. Годом Африки был назван:

1.       1947 г.;

2.       1960 г.;

3.       1965 г.;

4.       1971 г.;

5.       1973 г.

Вопрос 2. Какие последствия имели Великие географические открытия?

1.       социально-экономические;

2.       политические;

3.       геополитические;

4.       психологические;

5.       все перечисленное.

Вопрос 3. Возникновению каких сухопутных империй способствовал железнодорожный транспорт?

1.       Германия;

2.       США;

3.       Россия;

4.       все вышеперечисленное;

5.       Франция.

Вопрос 4. Важнейшей функцией внешней политики государства является:

1.       предотвращение войны между государствами;

2.       предотвращение агрессии между государствами;

3.       предотвращение всякого рода конфликтов между государствами;

4.       все вышеназванное;

5.       предотвращение конфликтов и агрессии внутри государства.

Вопрос 5. Какой государственный орган в России осуществляет внешнюю политику государства?

1.       Государственный департамент;

2.       Министерство иностранных дел;

3.       Министерство внешних сношений;

4.       Министерство обороны;

5.       Министерство культуры.

                                                                                     

Задание 5

Изучить главу 3.

Вопрос 1. Министра иностранных дел какого государства называли господин «нет»?

1.       СССР;

2.       США;

3.       Германии;

4.       Франции;

5.       Италии.

Вопрос 2. Какие факторы связывают бывшие советские республики?

1.       демографические;

2.       социальные;

3.       культурные;

4.       психологические;

5.       все перечисленное.

Вопрос 3. Разница в доходах населения страны составляет приблизительно:

1.       1:2;

2.       1:5;

3.       1:10;

4.       1:14;

5.       1:20.

Вопрос 4. Какие районы России являются бездействующими?

1.       Кабардино-Балкария;

2.       Калмыкия;

3.       Адыгея;

4.       Чечня, Ингушетия;

5.       все перечисленное.

Вопрос 5. Кто считал, что переживаемый Россией кризис является духовным?

1.       И.А. Ильин;

2.       Л.Н. Гумилев;

3.       А. Панарин;

4.       А. Дугин;

5.       А. Зиновьев.

                                                                                   Задание 6

Изучить главу 4.

Вопрос 1. Какие существуют угрозы  глобального порядка из постсоветского пространства?

1.       неконтролируемая утечка материалов и технологий;

2.       территориальные претензии;

3.       национализм и религиозный фундаментализм;

4.       техногенные и экологические катастрофы;

5.       все перечисленное.

Вопрос 2. В настоящее время в Центральной Азии насчитывается:

1.       две спорные территориальные проблемы;

2.       три спорные территориальные проблемы;

3.       пять спорных территориальных проблем;

4.       восемь спорных территориальных проблем;

5.       более десяти спорных территориальных проблем.

Вопрос 3. Миграция в Центральной Азии вызвана:

1.       аграрным перенаселением;

2.       отсутствием рабочих мест;

3.       перекосом в демографической политике;

4.       все вышеназванное;

5.       нет верного ответа.

Вопрос 4. Какое государство, кроме России, после распада СССР претендует на Каспийское море?

1.       Азербайджан;

2.       Иран;

3.       Туркменистан;

4.       Казахстан;

5.       все перечисленное.

Вопрос 5. Какие проблемы появились с выходом Украины из евразийского пространства?

1.        проблема Крыма;

2.        проблема русскоязычного населения Украины;

3.        проблемы таможенных пошлин и платежей за энергию;

4.        проблема автокефалии Украинской Церкви;

5.        все перечисленное.

                                                                                   Задание 7

Продолжить изучение главы 4.

Вопрос 1.  Чтобы соответствовать геополитическим и этнокультурным реальностям, Украина должна быть поделена на:

1.        Восточную Украину;

2.       Крым;

3.       Центральную часть;

4.       Западную Украину;

5.       все перечисленное.

Вопрос 2. Когда был подписан Устав Союза Белоруссии и Украины?

1.       весной 1996 г.;

2.       в мае 1977 г.;

3.       в декабре 1977 г.;

4.       в декабре 1998 г.;

5.       весной 1999 г.

Вопрос 3.  Какие территории имеют двойственную геополитическую природу?

1.       Белоруссия и центральная часть Украины;

2.       Молдавия, Румыния;

3.       Сербия;

4.       Болгария;

5.       все перечисленное.

Вопрос 4. Лидеры Казахстана продали или передали зарубежным фирмам:

1.       10% крупнейших уникальных производственных мощностей;

2.       20% крупнейших уникальных производственных мощностей;

3.       30% крупнейших уникальных производственных мощностей;

4.       50% крупнейших уникальных производственных мощностей;

5.       90% крупнейших уникальных производственных мощностей.

Вопрос 5. Когда прекратил свое существование последний военный объект в Латвии?

1.       в начале 1997 г.;

2.       в конце 1997 г.;

3.       в начале 1998 г.;

4.       в конце 1998 г.;

5.       в начале 2000 г.

                                                                                    Задание 8

Продолжить изучение главы 4.

Вопрос 1. Какими причинами обосновано отрицательное отношение России к приему в НАТО стран Прибалтики?

1.       их прием в НАТО сильно затрагивает оборонные интереса России и Белоруссии;

2.       усилится углубление раскола в Европе, произойдет наращивание военно-политической мощи за счет этих стран;

3.       подрывается значение основополагающего акта Россия - НАТО;

4.       Россия вынуждена будет предпринять меры по укреплению обороноспособности;

5.       все перечисленное.

Вопрос 2. Основным иностранным инвестором в Литве является:

1.       Германия;

2.       Швеция;

3.       Россия;

4.       Финляндия;

5.       Франция.

Вопрос 3.  Кто взял на себя роль «старшего брата» в отношении стран Прибалтики?

1.       Дания;

2.       Швеция;

3.       Финляндия;

4.       все вышеназванное;

5.       Норвегия.

Вопрос 4. Как проявляется экспансионизм в экономической жизни Калининградской области?

1.       активное создание совместных предприятий;

2.       избирательное кредитование и приватизация местных предприятий;

3.       система удушения российских конкурентов;

4.       установка немецких счетчиков воды в квартирах;

5.       все перечисленное.

Вопрос 5. Чтобы удержать Калининградскую область России необходимо:

1.       решить свои экономические проблемы;

2.       реальный прочный союз трех славянских государств;

3.       решительная смена российских геополитических установок;

4.       умение и желание противостоять сепаратистским тенденциям;

5.       все перечисленное.

                                                                                    Задание 9

Продолжить изучение главы 4.

Вопрос 1.  Прямые геополитические интересы США в Кавказском регионе состоят в том, чтобы:

1.       вывести всю зону из-под влияния Москвы;

2.       нарушить устоявшуюся геополитическую систему;

3.       перекроить кавказскую территорию;

4.       все вышеперечисленное;

5.       нет верного ответа.

Вопрос 2. Центром геополитической активности на современном Кавказе сегодня является:

1.       Чечня;

2.       Грузия;

3.       Армения;

4.       Азербайджан;

5.       Дагестан.

Вопрос 3.  Проамериканское лобби на Кавказе связано:

1.       с официальной Анкарой;

2.       с «ваххабитами» Саудовской Аравии;

3.       все вышеназванное;

4.       с местными националистами;

5.       с Ираном.

Вопрос 4. Какие полюса ислама Вы знаете?

1.       ваххабизм Саудовской Аравии;

2.       иранский ислам (преимущественно шиитского направления);

3.       разновидности исламского социализма (Ирак, Сирия, Ливан, Египет, Ливия);

4.       «просвещенный исламизм» (Турция, Пакистан, Алжир, Тунис, Марокко);

5.       все перечисленное.

Вопрос 5. Собственно Кавказ состоит из:

1.       двух геополитических уровней;

2.       трех геополитических уровней;

3.       четырех геополитических уровней;

4.       пяти геополитических уровней;

5.       шести геополитических уровней.

                                                                                    Задание 10

Продолжить изучение главы 4.

Вопрос 1. «Хазарский треугольник» образуют:

1.       Ростов-на-Дону - Волгоград - Астрахань;   

2.       Ростов-на-Дону - Астрахань - Краснодар;

3.       Ростов-на-Дону - Майкоп - Краснодар;

4.       Ставрополь - Краснодар - Астрахань;

5.       Астрахань - Махачкала - Краснодар.

Вопрос 2. В карабахских переговорах оптимально должны участвовать:

1.       Азербайджан;

2.       Армения;

3.       Россия;

4.       Иран;

5.       все перечисленное.

Вопрос 3. На какие части делится Средняя Азия?

1.       Центральный Казахстан;

2.       пустынные Туркмения, Узбекистан и горная Киргизия;

3.       Иран, Афганистан - Пакистан - Индия;

4.       все вышеперечисленное;

5.       нет верного ответа.

Вопрос 4. Индоевропейский Юг - это:

1.       Иран;

2.       Афганистан;

3.       Пакистан;

4.       Индия;

5.       все перечисленное.

Вопрос 5. Индоевропейский Север - это:

1.       Россия;

2.       Афганистан;

3.       Пакистан;

4.       Индия;

5.       Иран.

 

 

                                                                                   Задание 11

Изучить главу 5.

Вопрос 1. Статус великой державы определяет:

1.       численность населения и размеры территории;

2.       природные ресурсы, экономические возможности;

3.       военная сила;

4.       внутриполитическая стабильность, уровень компетенции руководителей страны;

5.       все перечисленное.

Вопрос 2. Какое государство было сверхдержавой в послевоенные десятилетия?

1.       США;

2.       СССР;

3.       Франция;

4.       Германия;

5.       Италия.

Вопрос 3. В каком регионе Россия может существовать как региональная держава?

1.       в Центральном;

2.       в Ближневосточном, Средневосточном;

3.       в Центрально-Азиатском, Азиатско-Тихоокенаском;

4.       в ближнем Зарубежье;

5.       все перечисленное.

Вопрос 4. Для мирового баланса сил большое значение имеют отношения:

1.       Россия - страны ЕС, Россия - НАТО;

2.       Россия - США;

3.       Россия - Япония, Россия - Китай;

4.       Россия - страны Ближнего Востока, Россия - страны СНГ;

5.       все перечисленное.

Вопрос 5. Какой державой является в настоящее время Россия?

1.       европейской;

2.       азиатской и азиатско-тихоокеанской;

3.       континентальной;

4.       океанической;

5.       все перечисленное.

                                                                                    Задание 12

Продолжить изучение главы 5.

Вопрос 1. Какие интересы совпадают у России с западными странами?

1.         укрепление международной безопасности;

2.         усиление контроля над вооружением;

3.         предотвращение региональных конфликтов;

4.         борьба с международным терроризмом и наркобизнесом;

5.         все перечисленное.

Вопрос 2. НАТО превосходит Россию по размерам военных расходов:

1.         в 3 раза;

2.         в 5 раз;

3.         в 7 раз;

4.         в 10 раз;

5.         в 15 раз.

Вопрос 3. По численности населения НАТо превосходит Россию:

1.         в 2 раза;

2.         в 3 раза;

3.         в 5 раз;

4.         в 10 раз;

5.         в 15 раз.

Вопрос 4.  Конец ялтинским и хельсинским принципам европейского мироустройства и нерушимости границ положил:

1.         распад СССР;

2.         распад Югославии;

3.         распад Чехословакии;

4.         объединение Германии;

5.         все перечисленное.

Вопрос 5. Германский капитал движется:

1.         в Россию, Украину, Польшу;

2.         в Австрию, Чехию, Венгрию;

3.         в Прибалтику;

4.         на Балканы;

5.         все перечисленное.

 

                                                                                    Задание 13

Продолжить изучение главы 5.

Вопрос 1. Лидеры США считают, что в качестве санитарного кордона вокруг Германии выступает:

1.         Россия;

2.         Турция;

3.         Израиль;

4.         Египет;

5.         все перечисленное.

Вопрос 2. Справиться с сырьевой проблемой Германии может помочь только:

1.         Россия;

2.         Украина;

3.         Польша;

4.         Турция;

5.         Китай.

Вопрос 3. Когда появилась новая геополитическая теория - «теория вакуума»?

1.         в 40-х гг. ХХ в.;

2.         в 50-х гг. ХХ в.;

3.         в 60-х гг. ХХ в.;

4.         в 70-х гг. ХХ в.;

5.         в 80-х гг. ХХ в.

Вопрос 4. Калининград, как опорный пункт, позволяет контролировать:

1.         Польшу;

2.         Прибалтику;

3.         Белоруссию;

4.         Западную часть России;

5.         все перечисленное.

Вопрос 5. В каком году Франция ввела мораторий на ядерные испытания?

1.         в 1990 г.;

2.         в 1991 г.;

3.         в 1992 г.;

4.         в 1993 г.;

5.         в 1994 г.

                                                                                     Задание 14

Изучить главу 6.

Вопрос 1. Какие факторы позволили США вести войны?

1.         слабые соседи;

2.         защищенность океанами;

3.         хорошая инфраструктура;

4.         развитый военно-промышленный комплекс;

5.         все перечисленное.

Вопрос 2. СШа вели войны на территории:

1.         одного континента;

2.         двух континентов;

3.         трех континентов;

4.         четырех континентов;

5.         пяти континентов.

Вопрос 3. По мнению Международного трибунала, организатором войны в Югославии является:

1.         Б. Клинтон;

2.         М. Олбрайт;

3.         Г. Шредер;

4.         Т. Блэр;

5.         все перечисленное.

Вопрос 4. Что может стать основой сотрудничества России и США?

1.         отсутствие территориальных претензий  друг к другу;

2.         отсутствие острой экономической конкуренции;

3.         отсутствие идеологических разногласий;

4.         неотягощенность исторической памяти народов двух стран;

5.         все перечисленное.

Вопрос 5. Главным потенциальным противником США считают:

1.         Россию;

2.         Китай;

3.         Россию и Китай;

4.         Индию;

5.         Японию.

 

 

                                                                                     Задание 15

Продолжить изучение главы 6.

Вопрос 1. Кто финансирует американские миротворческие силы?

1.         ООН;

2.         НАТО;

3.         ЕЭС;

4.         ЗЕС;

5.         все перечисленное.

Вопрос 2. Что способствовало созданию имиджа Японии как коварного, жестокого государства и народа?

1.         агрессия в 1904-1905-х гг. ХХ в.;

2.         оккупация Дальнего Востока в 20-х гг. ХХ в.;

3.         бои на озере Хасан;

4.         война в Монголии (Халхин-Гол);

5.         все перечисленное.

Вопрос 3. Союзниками США и Япония стали:

1.         в 1980 г.;

2.         в 1981 г.;

3.         в 1982 г.;

4.         в 1983 г.;

5.         в 1984 г.

Вопрос 4. Япония официально отказалась от Курильских островов:

1.         в 1949 г.;

2.         в 1950 г.;

3.         в 1951 г.;

4.         в 1952 г.;

5.         в 1953 г.

Вопрос 5. Японскую экономическую систему называют:

1.         некапиталистической рыночной экономикой;

2.         некапиталистической экономикой;

3.         рыночной экономикой;

4.         капиталистической экономикой;

5.         социалистической экономикой.

                                                                                     Задание 16

Продолжить изучение главы 6.

Вопрос 1. Какие факторы обусловили «японское экономическое чудо»?

1.         ориентация на достижение человеческой мысли в сфере новой техники;

2.         ориентация на достижение человеческой мысли в сфере технологии и организации менеджмента;

3.         исключительное трудолюбие народа;

4.         борьба за высочайшее качество производимой продукции;

5.         все перечисленное.

Вопрос 2. «Полоса депрессии» для Японии наступила:

1.         с начала 70-х гг. ХХ в.;

2.         с конца 70-х гг. ХХ в.;

3.         с начала 80-х гг. ХХ в.;

4.         с середины 80-х гг. ХХ в.;

5.         с начала 90-х гг. ХХ в.

Вопрос 3. Какие проливы способны пропустить в Тихий океан современные подводные атомоходы?

1.         пролив Крузенштерна;

2.         пролив Буссоль;

3.         проливы Крузенштерна и буссоль;

4.         пролив Кунаширский;

5.         пролив Екатерины и Фриза.

Вопрос 4. Как проходила «ползучая оккупация» Японией Южных Курил?

1.         с 1992 г. начались  взаимные безвизовые поездки;

2.         с 1998 г. японцы бесплатно обучают жителей островов японскому языку;

3.         идет реконструкция японцами старых дорог и портов;

4.         идет строительство японцами новых дорог, портов, линий связи;

5.         все перечисленное.

Вопрос 5. Какие ключевые проблемы в российско-японских отношениях будут решаться в начале XXI в.?

1.         «северные территории»;      

2.         экономическая;

3.         военно-политическая и геополитическая;

4.         все вышеперечисленное;

5.         демографическая. 

 

 

                                                                                       Задание 17

Продолжить изучение главы 6.

Вопрос 1.  В каких областях правительство Японии провозгласило курс на проведение административной реформы?

1.       в политике;

2.       в экономике;

3.       в системе денежного обращения. Финансов, образования;

4.       в системе социального обеспечения;

5.       все перечисленное.

Вопрос 2. «Срединной Империей» называют:

1.       Турцию;

2.       Китай;

3.       Японию;

4.       Корею;

5.       Индию.

Вопрос 3.  Проблему «свободных территорий» перед Китаем ставит:

1.       демографический рост;

2.       экономический рост;

3.       социальный рост;

4.       политический рост;

5.       культурный рост.

Вопрос 4. Потенциальными геополитическими противниками являются:

1.       Китай - Турция;

2.       Китай - Иран;

3.       Китай - Индия;

4.       Китай - Япония;

5.       Китай - Вьетнам.

Вопрос 5. Пояс безопасности России составляет:

1.       Тибет - Синьцзян - Монголия - Манчжурия;

2.       Тибет - Монголия;

3.       Синьцзян - Тибет - Манчжурия;

4.       Тибет - Манчжурия;

5.       Синьцзян - Манчжурия.

 

                                                                                     Задание 18

Изучить главу 7.

Вопрос 1. К концу ХХ в. улучшились отношения Ирана:

1.       с США;

2.       с Турцией;

3.       с Турцией и США;

4.       с Израилем;

5.       с Пакистаном.

Вопрос 2. Отношения Ирана к концу ХХ в. ухудшились:

1.       с Израилем;

2.       с Ираком;

3.       с Израилем и Ираком;

4.       с Турцией;

5.       с США.

Вопрос 3. Программа перевооружения армии Ирана предусматривает приобретение:

1.       российских самолетов и военно-транспортных ударных вертолетов;

2.       бронетехники;

3.       новейших средств связи;

4.       тактических ракетных систем, дизельных подводных лодок;

5.       все перечисленное.

Вопрос 4. Когда началась реализация военных контрактов между Москвой и Тегераном?

1.       летом 1998 г.;

2.       летом 1999 г.;

3.       летом 2000 г.;

4.       летом 2001 г.;

5.       летом 2002 г.

Вопрос 5. Какие регионы охватывает «дуга нестабильности»?

1.       Южную Африку; 

2.       Северную Африку;

3.       Северо-Западную Азию;

4.       Северную Африку  и Северо-Западную Азию;

5.       Южную Африку и Северную Азию.

                                                                                    Задание 19

Продолжить изучение главы 7.

Вопрос 1. Турция призывает ввести войска НАТО на территорию:

1.       Грузии;

2.       Нагорного Карабаха;

3.       Дагестана;

4.       Чечни, Ингушетии;

5.       все перечисленное.

Вопрос 2. В экономической блокаде Ирак находится:

1.       с 1990 г.;

2.       с 1992 г.;

3.       с 1995 г.;

4.       с 1997 г.;

5.       с 1999 г.

Вопрос 3. Огромные потери от экономической блокады Ирака несет:

1.       Россия;

2.       Китай;

3.       Франция;

4.       Италия.

5.       все перечисленное.

Вопрос 4. Каковы причины ухудшения отношений России с Турцией?

1.       активное участие Турции в играх атлантистов против Ирана и Ирака;

2.       постоянное вмешательство Турции в дела Азербайджана и Армении;

3.       постоянное вмешательство Турции в дела Северного Кавказа;

4.       активная поддержка Турцией чеченских сепаратистов;

5.       все перечисленное.

Вопрос 5. Почему Саудовскую Аравию называют «большим домом» для мусульман?

1.       она играет большую роль в укреплении исламской солидарности;

2.       она играет большую роль в поддержке исламских народов и защите их интересов;

3.       она играет большую роль в распространении исламской мысли;

4.       она играет большую роль в оказании помощи исламским организациям;

5.       все перечисленное.

 

                                                                                      Задание 20

Продолжить изучение главы 7.

Вопрос 1. Активную политическую роль Саудовская Аравия занимает:

1.       с 30-х гг. ХХ в.;

2.       с 40-х гг. ХХ в.;

3.       с 50-х гг. ХХ в.;

4.       с 60-х гг. ХХ в.;

5.       с 70-х гг. ХХ в.

Вопрос 2. Какие ваххабистские исламские порядки установили руководители талибов в освобожденных районах?

1.       запретили учиться девочкам;

2.       запретили работать женщинам;

3.       заставили население совершать пятикратный намаз;

4.       заставили мужчин отращивать бороду, а женщин соблюдать правила ношения одежды по законам шариата;

5.       все перечисленное.

Вопрос 3. В каком году Индия подняла вопрос о постоянном членстве в Совете Безопасности ООН?

1.       в 1994 г.;

2.       в 1996 г.;

3.       в 1998 г.;

4.       в 2000 г.;

5.       в 2001 г.

Вопрос 4. Первой страной, которая еще в 1954 г. предложила запретить все ядерные испытания, была:

1.       Китай;

2.       Индия;

3.       Пакистан;

4.       Иран;

5.       Ирак.

Вопрос 5. Независимое государство Бангладеш образовалось:

1.       в 1947 г.;

2.       в 1965 г.;

3.       в 1971 г.;

4.       в 1983 г.;

5.       в 1987 г.

                                                                                      Задание 21

Продолжить изучение главы 7.

Вопрос 1. Когда Индия провела ядерные испытания?

1.       в 1975 г.;

2.       в 1983 г.;

3.       в 1998 г.;

4.       в 2000 г.;

5.       в 2001 г.

Вопрос 2. Основные статьи импорта из Индии - это:

1.       чай, кофе, рис. табак;

2.       соевый шрот;

3.       фармацевтические и парфюмерные товары;

4.       текстиль и кожгалантерея;

5.       все перечисленное.

Вопрос 3. Какова протяженность морской границы Индии?

1.       1,5 тыс. км;

2.       2 тыс. км;

3.       3 тыс. км;

4.       6 тыс. км;

5.       8 тыс. км.

Вопрос 4. Сколько государств входит в АРС ПГИО?

1.       пять;

2.       семь;

3.       десять;

4.       пятнадцать;

5.       восемнадцать.

Вопрос 5. Что осложняет отношения Индии и Китая?

1.       нерешенные пограничные вопросы;

2.       помощь Китая (в военной сфере) Пакистану;

3.       наращивание с помощи России военной мощи КНР;

4.       стремление КНР к беспредельному расширению;

5.       все перечисленное.

                                                                                    Задание 22.

Продолжить изучение главы 7.

Вопрос 1. Страны «третьего мира» - это:

1.       страны Африки;

2.       страны Латинской Америки;

3.       страны Азии;

4.       страны Среднего Востока;

5.       все перечисленное.

Вопрос 2. Какие виды власти господствуют в политической системе африканского континента?

1.       авторитарно-военно-диктаторские;

2.       однопартийные, многопартийные;

3.       демократические;

4.       монархические;

5.       все перечисленное.

Вопрос 3. Авторитарные режимы в тропической Африке господствовали:

1.       в 25 государствах;

2.       в 30 государствах;

3.       в 38 государствах;

4.       в 40 государствах;

5.       в 45 государствах.

Вопрос 4. В каких крупных государствах Африки армия является опорой и рычагом власти?

1.       в Нигерии;

2.       в Заире, в Судане;

3.       в Эфиопии;

4.       в Чаде, в Сомали;

5.       все перечисленное.

Вопрос 5. На африканском континенте проживает:

1.       примерно 10 наций и народностей;

2.       примерно 20 наций и народностей;

3.       примерно 40 наций и народностей;

4.       примерно 50 наций и народностей;

5.       примерно 65 наций и народностей.

 

 

                                                                                     Задание 23

Продолжить изучение главы 7.

Вопрос 1. В «Группу Рио» входят:

1.       5 наиболее влиятельных государств Латинской Америки;

2.       7 наиболее влиятельных государств Латинской Америки;

3.       10 наиболее влиятельных государств Латинской Америки;

4.       14 наиболее влиятельных государств Латинской Америки;

5.       15 наиболее влиятельных государств Латинской Америки.

Вопрос 2. Со странами Латинской Америки Россию сближает:

1.       сходная ситуация стран-должников;

2.       усиливающаяся конкуренция на рынках товаров и услуг;

3.       близость подходов к проблемам международной безопасности;

4.       укрепление режима нераспространения ядерного оружия;

5.       все перечисленное.

Вопрос 3.  Статус постоянного наблюдателя в Организации американских государств (ОАГ) Россия приобрела:

1.       в 1987 г.;

2.       в 1990 г.;

3.       в 1992 г;

4.       в 1995 г.;

5.       в 1997 г.

Вопрос 4. НАФТА была создана:

1.       в 1985 г.;

2.       в 1990 г.;

3.       в 1992 г.;

4.       в 1995 г.;

5.       в 1997 г.

Вопрос 5.  В состав НАФТА вошли:

1.       США;

2.       Канада;

3.       Мексика;

4.       все вышеперечисленное;

5.       Аргентина.

                                                                                     Задание 24

Продолжить изучение главы 7.

Вопрос 1. Когда была создана МЕРКОСУР?

1.       в 1990 г.;

2.       в 1991 г.;

3.       в 1992 г.;

4.       в 1993 г.;

5.       в 1995 г.

Вопрос 2. В состав МЕРКОСУР вошла:

1.       Бразилия;

2.       Аргентина;

3.       Парагвай;

4.       Уругвай;

5.       все перечисленное.

Вопрос 3. В 1996 г. к МЕРКОСУР присоединились:

1.       Чили;

2.       США;

3.       Канада;

4.       Мексика;

5.       Перу.

Вопрос 4. Членами Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества являются:

1.       Россия;

2.       Мексика;

3.       Чили;

4.       Перу;

5.       все перечисленное.

Вопрос 5. Россия с Мексикой сотрудничают в области:

1.       газовой промышленности;

2.       горнодобывающей промышленности;

3.       в области энергетики и транспорта;

4.       в аэрокосмической сфере;

5.       все перечисленное.

 

 

                                                                                     Задание 25

Продолжить изучение главы 7.

Вопрос 1. В группу государств «друзей Колумбии» входят:

1.       Испания;

2.       Венесуэла;

3.       Мексика;

4.       Коста-Рика;

5.       все перечисленное.

Вопрос 2. Всемирный конгресс латиноамериканистов и карибологов (ФИЕАЛК) прошел в Москве:

1.       в конце мая 2001 г.;

2.       в конце июня 2001 г;

3.       в  конце июля 2002 г.;

4.       в конце июня 2002 г.;

5.       в конце августа 2003 г.

Вопрос 3. В работе конгресса ФИЕАЛК в Москве принимали участие делегаты:

1.       из 20 стран;

2.       из 32 стран;

3.       из 40 стран;

4.       из 53 стран;

5.       из 60 стран.

Вопрос 4. Наиболее перспективными странами в налаживании прямых торгово-экономических связей с Россией являются:

1.       Чили;

2.       Перу;

3.       Мексика;

4.       все вышеперечисленное;

5.       Куба.

Вопрос 5. Перу заинтересована в развитии:

1.       судоходства;

2.       рыболовства;

3.       горнорудной промышленности;

4.       все вышеперечисленное;

5.       газовой промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  
  © Помощь студентам