Пишите:
e-mail:karaul911@mail.ru


    Главная  |  Контакты  |  Цены  |
Документ Без Имени

Контрольная работа по дисциплине «Геология» код (ГЕО  00)

 

 

Вопрос 1. Назовите и дайте краткую характеристику важнейших свойств Земли.

Вопрос 2. Каков химический состав Земли?

Вопрос 3. Назовите основные классы минеров.

Вопрос 4. Какие процессы являются важнейшими факторами внешней динамика Земли?

Вопрос 5. Что понимают под геологической структурой земной коры?

Вопрос 6. Какие геологические этапы в истории Земли Вы знаете?

Вопрос 7. Что относят к энергетическим ресурсам?

Вопрос 8. Что относят к минеральным ресурсам?

Вопрос 9. Каковы проблемы загрязнения окружающей среды в период добычи полезных ископаемых?

Вопрос 10. Как происходит рекультивация земель в районах добычи полезных ископаемых?

 

                                            Сборник заданий по дисциплине «Геология»

                                                                        Задание 1

Изучить главу 1.

Вопрос 1. Общая площадь поверхности Земли составляет:

1.         50 млн. м²;

2.         120 млн. м².;

3.         510 млн.  м²;

4.         600 млн. м²;

5.         650 млн. м².                                                                                                                                  

Вопрос 2. Что включает в себя гидросфера?

1.         океаны, моря;

2.         реки;

3.         озера;

4.         подземные водоносные горизонты;

5.         все перечисленное.

Вопрос 3. Каков рельеф океанического дна?

1.         пологая материковая отмель (шельф);

2.         крутой континентальный склон;

3.         океаническое ложе;

4.         узкие глубоководные желоба;

5.         все перечисленное.

Вопрос 4. Важнейшими физическими свойствами Земли являются:

1.         гравитационное поле;

2.         плотность, давление;

3.         магнитное поле;

4.         тепловое поле, упругость;

5.         все перечисленное.

Вопрос 5. Наиболее распространенными элементами земной коры являются:

1.         кислород, кремний;

2.         алюминий, железо;

3.         кальций, натрий;

4.         калий, магний;

5.         все перечисленное.

                                                                                        Задание 2

Продолжить изучение главы 1.

Вопрос 1. Сколько типов сингоний выделяют?

1.         два;

2.         три;

3.         пять;

4.         семь;

5.         девять.

Вопрос 2. Что относят к внешним постоянным диагностическим признакам минералов?

1.         облик кристаллов;

2.         цвет минерала;

3.         цвет черты;

4.         механические свойства;

5.         все перечисленное.

Вопрос 3. Какие виды спайности минералов вы знаете?

1.         весьма совершенную;

2.         совершенную;

3.         среднюю;

4.         несовершенную;

5.         все перечисленное.

Вопрос 4. К классу самородных элементов относятся:

1.         самородное золото, серебро;

2.         медь, платина;

3.         графит, алмаз;

4.         сера;

5.         все перечисленное.

Вопрос 5. Что  относят к классу сульфидов?

1.         галенит;

2.                                                                                                                            сфалерит;

3.         пирит;

4.         халькопирит;

5.         все перечисленное.

Задание 3

Продолжить изучение главы 1.

Вопрос 1. После кислорода второй по распространенности в земной коре химический элемент:

1.         кремний;

2.         медь;

3.         сера;

4.         цинк;

5.         золото.

Вопрос 2. Гранаты применяются:

1.         в абразивной и строительной промышленности;

2.         в приборостроении;

3.         в электронике;

4.         как полудрагоценные камни;

5.         все перечисленное.

Вопрос 3. Горные породы могут быть:

1.         магматические;

2.         осадочные;

3.         метаморфические;

4.         все перечисленное;

5.         нет верного ответа.

Вопрос 4. С какими горными породами связаны полезные ископаемые?

1.         с магматическими;

2.         с осадочными;

3.         с метаморфическими;

4.         все вышеперечисленное;

5.         нет верного ответа.

Вопрос 5. Наиболее распространенные метаморфические породы - это:

1.глинистые сланцы;

2.гнейсы;

3.кварциты, мраморы;

4.скарны, роговики;

5.все перечисленное.

Задание 4

Изучить главу  2.

Вопрос 1. Какими процессами сопровождается химическое выветривание?

1.         окисление;

2.         гидратация;

3.         растворение;

4.         гидролиз;

5.         все перечисленное.

Вопрос 2. Физическое выветривание происходит под воздействием:

1.         солнечной энергии;

2.         воды;

3.         все вышеперечисленное;

4.         животных;

5.         растительных организмов.

Вопрос 3. Дефляция - это:

1.         разрушение рыхлых горных пород на поверхности Земли;

2.         раздробление рыхлых горных пород на поверхности Земли;

3.         выдувание ветром рыхлых горных пород на поверхности Земли;

4.         все вышеперечисленное;

5.         разрушение горных пород с помощью переносимых ветром твердых частиц.

Вопрос 4. Эрозия может быть:

1.         поверхностная;

2.         линейная;

3.         боковая;

4.         глубинная;

5.         все перечисленное.

Вопрос 5. Россыпные месторождения каких минералов образуются в аллювии?

1.         золота, платины;

2.         алмазов, рубинов;

3.         титанистого железняка;

4.         касситерита;

5.         все перечисленное.

 

Задание 5

Продолжить изучение главы 2.

Вопрос 1. Какую часть от поверхности суши земного шара занимают ледники?

1.         5%;

2.         11%;

3.         15%;

4.         18%;

5.         20%.

Вопрос 2. Разрушительная работа моря называется:

1.         абразия;

2.         элювий;

3.         карст;

4.         денудация;

5.         эрозия.

Вопрос 3. Какие внутренние процессы непрерывно происходят в недрах Земли?

1.         магматизм;

2.         метаморфизм;

3.         тектогенез;

4.         все вышеперечисленное;

5.         элювий.

Вопрос 4. Сколько типов вулканов выделяют?

1.         один;

2.         два;

3.         три;

4.         четыре;

5.         пять.

Вопрос 5. Что можно отнести к твердым продуктам вулканических извержений?

1.         пепел;

2.         песок;

3.         лапилли;

4.         бомбы;

5.         все перечисленное.

Задание 6

Продолжить изучение главы 2.

Вопрос 1. Продукты вулканических извержений представлены:

1.         твердыми веществами;

2.         жидкими веществами;

3.         газообразными веществами;

4.         все вышеперечисленное;

5.         нет верного ответа.

Вопрос 2. Сколько действующих вулканов центрального типа насчитывается на Земле?

1.         около 100;

2.         около 300;

3.         около 500;

4.         около 800;

5.         больше 1000.

Вопрос 3. При излиянии горячей лавы на дно океанов морская вода разогревается:

1.         до 100º;

2.         до 150º;

3.         до 350º;

4.         до 400º;

5.         до 450º.

Вопрос 4. Главные факторы метаморфизма - это:

1.         высокая температура;

2.         высокое давление;

3.         химическая активность воды;

4.         химическая активность углекислоты, горячих растворов;

5.         все перечисленное.

Вопрос 5. Какие тектонические движения различают?

1.         колебательные;

2.         складкообразовательные;

3.         разрывные;

4.         все вышеперечисленное;

5.         сплошные.

Задание 7

Продолжить изучение главы 2.

Вопрос 1.  По какой шкале оценивается интенсивность землетрясений в эпицентре на поверхности Земли?

1.         по 5-балльной;

2.         по 9-балльной;

3.         по 10-балльной;

4.         по 12-балльной;

5.         по 15-балльной.

Вопрос 2. Колебания почвы улавливаются сейсмографами только:

1.         при 1-2 баллах;

2.         при 3-4 баллах;

3.         при 5-баллах;

4.         при 7 баллах;

5.         при 9 баллах.

Вопрос 3.  Какое землетрясение ощущается людьми?

1.         1-2-балльное;

2.         3-4-балльное;

3.         5-балльное;

4.         8-балльное;

5.         12-балльное.

Вопрос 4. Какова толщина земной коры под океанами?

1.         5-10 км;

2.         10-15 км;

3.         20-25 км;

4.         30 км;

5.         35-80 км.

Вопрос 5. К числу крупных геологических структур континентов относят:

1.         платформы;

2.         горно-складчатые области;

3.         подводные окраины;

4.         кольцевые структуры;

5.         все перечисленное.

Задание 8

Продолжить изучение главы 2.

Вопрос 1. Какое строение обычно имеют платформы?

1.         одноярусное;

2.         двухъярусное;

3.         трехъярусное;

4.         четырехъярусное;

5.         пятиярусное.

Вопрос 2. Сколько астроблем известно на Земле?

1.         около 50;

2.         около 100;

3.         более 170;

4.         200;

5.         300.

Вопрос 3.  Температура в месте падения метеорита превышает:

1.         100º;

2.         1000º;

3.         5000º;

4.         10000º;

5.         15000º.

Вопрос 4. Самый древний из известных метеоритных кратеров на Земле - это:

1.         Суавъяри;

2.         Стерлитамакский;

3.         Ришат;

4.         Чуксулуб;

5.         нет верного ответа.

Вопрос 5. Каков диаметр метеоритного кратера Суавъяри?

1.         5 м;

2.         10 м;

3.         16 м;

4.         20 м;

5.         25 м.

 

 

Задание 9

Изучить главу  3.

Вопрос 1.  Когда была разработана общая для всего земного шара стратиграфическая шкала?

1.         в 1881 г.;

2.         в 1890 г.;

3.                                                                                                                            в 1905 г.;

4.         в 1919 г.;

5.         в 1926 г.

Вопрос 2. История Земли в стратиграфической шкале подразделялась:

1.         на две эры;

2.         на три эры;

3.         на четыре эры;

4.         на пять эр;

5.         на шесть эр.

Вопрос 3.  Какие этапы выделяют в геохронологической шкале?

1.         криптозой;

2.         фанерозой;

3.         все вышеперечисленное;

4.         кайнозой;

5.         мезозой.

Вопрос 4. Геологическая история Земли насчитывает:

1.         1,2-1,0 млрд. лет;

2.         2,2-2,0 млрд. лет;

3.         3,2-3,0 млрд. лет;

4.         4,2-4,0 млрд. лет;

5.         5,2-5,0 млрд. лет.

Вопрос 5. Атмосфера в архейскую эру содержала:

1.         пары воды;

2.         углекислоту;

3.         аммиак, метан;

4.         водород;

5.         все перечисленное.

Задание 10

Продолжить изучение главы 3.

Вопрос 1.  Протерозой подразделяют:

1.         на ранний;   

2.         на поздний;

3.         на ранний и поздний;

4.         на средний;

5.         на ранний, средний, поздний.

Вопрос 2. Когда, предположительно, существовал единый континент Гондвана?

1.         в архейскую эру;

2.         в начале протерозойской эры;

3.         в середине протерозойской эры;

4.         в конце протерозойской эры;

5.         в палеозойскую  эру.

Вопрос 3. Полезные ископаемые протерозоя представлены:

1.         железными рудами;

2.         рудами марганца, никеля;

3.         рудами кобальта, меди, хрома;

4.         ураном, золотом, алмазами;

5.         все перечисленное.

Вопрос 4. Краткосрочные планы - это планы:

1.         сроком до 1 года;

2.         сроком от 1 года до 2 лет;

3.         сроком от 1 года до 3 лет;

4.         сроком от 1 года до 5 лет;

5.         свыше 5 лет.

Вопрос 5. Фанерозийский этап истории Земли включает:

1.         палеозойскую эру;

2.         мезозойскую эру;

3.         кайнозойскую эру;

4.         все вышеперечисленное;

5.         архейскую эру.

 

 

Задание 11

Продолжить изучение главы 3.

Вопрос 1. Поздний палеозой составляет:

1.         девон;

2.         карбон;

3.         пермь;

4.         все вышеперечисленное;

5.         ордовик.

Вопрос 2. Ранний палеозой составляет:

1.         кембрик;

2.         ордовик;

3.         силур;

4.         все вышеперечисленное;

5.         девон.

Вопрос 3. Мощные горообразовательные движения происходили:

1.         в силурийский период;

2.         в ордовикский период;

3.         в кембрийский период;

4.         в пермский период;

5.         в девонский период.

Вопрос 4. Наибольшая за всю палеозойскую эру регрессия моря произошла:

1.         в пермский период;

2.         в девонский период;

3.         в силурийский период;

4.         в ордовикский период;

5.         в кембрийский период.

Вопрос 5. Какие беспозвоночные скелетные организмы заселяли кембрийские бассейны?

1.         археоциаты;

2.         трилобиты;

3.         кораллы, морские звезды;

4.         брахиподы, граптолиты;

5.         все перечисленное.

Задание 12

Продолжить изучение главы 3.

Вопрос 1. Чем знаменуется силурийский период?

1.          появились иглокожие;

2.          вышли на сушу скорпиона;

3.          появились рыбы с внутренним хрящевым скелетом;

4.          все вышеперечисленное;

5.          процветал класс рыб.

Вопрос 2. В девоне впервые появились:

1.          лучеперые, кистеперые рыбы;

2.          двоякодышащие рыбы;

3.          первые хрящевые акулы;

4.          скаты;

5.          все перечисленное.

Вопрос 3. К какому периоду приурочен расцвет земноводных и насекомых?

1.          к каменноугольному;     

2.          к карбонскому;

3.          к девонскому;

4.          к пермскому;

5.          к силурийскому.

Вопрос 4.  В отложениях кембрийской системы содержатся месторождения:

1.          каменной соли;

2.          нефти;

3.          фосфоритов;

4.          все вышеперечисленное;

5.          угля.

Вопрос 5. В силурийский период образовались месторождения:

1.          самородного золота;

2.          железных, полиметаллических руд;

3.          каменной соли;

4.          гипса;

5.          все перечисленное.

 

 

Задание 13

Продолжить изучение главы 3.

Вопрос 1. На какие периоды подразделяется мезозойская эра?

1.          на триасовый;

2.          на юрский;

3.          на меловой;

4.          все перечисленное;

5.          на девонский.

Вопрос 2. Продолжительность мезозойской эры составляет:

1.          69 млн. лет;

2.          156 млн. лет;

3.          183 млн. лет;

4.          200 млн. лет;

5.          203 млн. лет.

Вопрос 3. Какие новые группы пресмыкающихся возникли в триасовый период?

1.          первые ящерицы;

2.          черепахи;

3.          крокодилы;

4.          змеи;

5.          все перечисленное.

Вопрос 4. Мощное угленакопление происходило:

1.          в юрский период;

2.          в меловой период;

3.          в юрский и меловой период;

4.          в триасовый период;

5.          в триасовый, юрский, меловой периоды.

Вопрос 5. В юрский период образовались:

1.          горючие сланцы;

2.          осадочные железные руды;

3.          фосфориты;

4.          все вышеперечисленное;

5.          полиметаллические руды.

Задание 14

Продолжить изучение главы 3.

Вопрос 1. Какова продолжительность кайнозойской эры?

1.          35 млн. лет;

2.          45 млн. лет;

3.          65 млн. лет;

4.          75 млн. лет;

5.          85 млн. лет.

Вопрос 2. В международной шкале геологического времени кайнозойская эра подразделяется:

1.         на первичный период;

2.         на вторичный период;

3.         на третичный период;

4.         на четвертичный период;

5.         на третичный и четвертичный период.

Вопрос 3. На сколько периодов подразделяется кайнозойская эра в России?

1.          на один;

2.          на два;

3.          на три;

4.          на четыре;

5.          на пять.

Вопрос 4. В начале какого периода появился человек?

1.          в антропогене;

2.          в неогене;

3.          в палеогене;

4.          все вышеперечисленное;

5.          в юрском периоде.

Вопрос 5. Господствующее положение среди других представителей животного мира кайнозоя занимали:

1.          простейшие;

2.          млекопитающие;

3.          костистые рыбы;

4.          все вышеперечисленное;

5.          гигантские пресмыкающиеся.

 

 

Задание 15

 

Изучить главу 4.

Вопрос 1. Природные ресурсы Земли делятся на:

1.         две крупнейшие категории;

2.         три крупнейшие категории;

3.         четыре крупнейшие категории;

4.         пять крупнейших категорий;

5.         шесть крупнейших категорий.

Вопрос 2. К горючим полезным ископаемым можно отнести:

1.                                                нефть;

2.                                                природный газ;

3.                                                бурый и каменный уголь;

4.                                                горючие сланцы;

5.                                                все перечисленное.

Вопрос 3.  К горючим неископаемым природным ресурсам относятся:

1.                      древесина;

2.                      торф;

3.                      древесина, торф;

4.                      нефть;

5.                      каменный уголь.

Вопрос 4. Наиболее важными неископаемыми и негорючими источниками энергии являются:

1.       гидроэнергия;

2.       солнечная энергия;

3.       энергия приливов;

4.       энергия отливов;

5.       все перечисленное.

Вопрос 5. Во всех нефтедобывающих районах встречаются:

1.          темно-серые глины;

2.          шоколадно-коричневые глины;

3.          голубовато-серые глины;

4.          черные глины;

5.          все перечисленное.

Задание 16

Продолжить изучение главы 4.

Вопрос 1. Какие горные породы могут быть коллекторами?

1.          пески и песчаники;

2.          пористые известняки;

3.          доломиты;

4.          известняковые рифы и полости;

5.          все перечисленное.

Вопрос 2. Как используют нефть?

1.          в качестве топлива;

2.          в качестве смазочных материалов;

3.          в качестве химического сырья;

4.          все вышеперечисленное;

5.          в качестве минерального сырья.

Вопрос 3. В результате очистки нефти получают:

1.          бензин, дизельное топливо;

2.          мазут, керосин;

3.          асфальт;

4.          топливо для реактивных двигателей;

5.          все перечисленное.

Вопрос 4. Нефтехимические соединения используют для производства:

1.          каучука;

2.          синтетического волокна;

3.          пластмассы;

4.          красок, растворителей;

5.          все перечисленное.

Вопрос 5. Какой углеводородный газ присутствует в нефтяных месторождениях?

1.          метан, этан;      

2.          пропан, бутан;

3.          пентан;

4.          пары бензина;

5.          все перечисленное.

 

Задание 17

Продолжить изучение главы 4.

Вопрос 1.  Крупнейшими запасами газа в мире обладают:

1.         Россия;

2.         Ближний и Средний Восток;

3.         Северная Америка, Африка;

4.         Западная Европа;

5.         все перечисленное.

Вопрос 2. На какие классы подразделяют угли?

1.         лигнин;

2.         полибитуминозный уголь;

3.         битуминозный уголь;

4.         антрацит;

5.         все перечисленное.

Вопрос 3.  Как добываются угли?

1.         с помощью скважин;

2.         открытым способом;

3.         шахтным способом;

4.         открытым и шахтным способом;

5.         все перечисленное.

Вопрос 4. Основная масса добываемого угля:

1.         идет на производство электроэнергии;

2.         идет на производство кокса;

3.         используется в промышленности;

4.         идет на производство кокса и используется в промышленности;

5.         идет на нужды населения.

Вопрос 5. Где сосредоточена мировая добыча угля?

1.         в США;

2.         в России;

3.         в Германии;

4.         в Великобритании;

5.         все перечисленное.

6.          

Задание 18

Продолжить изучение главы 4.

Вопрос 1. Какой металл встречается в самородном состоянии?

1.         золото;

2.         серебро;

3.         платина;

4.         серебро, золото;

5.         золото, серебро, платина.

Вопрос 2. В зависимости от происхождения рудные материалы разделяют:

1.         на две группы;

2.         на пять групп;

3.         на восемь групп;

4.         на десять групп;

5.         на двенадцать групп.

Вопрос 3. Какие руды образуются при выветривании?

1.         бокситы;

2.         уран;

3.         ванадий;

4.         металлические руды;

5.         все перечисленное.

Вопрос 4. Где в России имеются крупные бокситовые месторождения?

1.         на Урале;

2.         на Среднем Тимане;

3.         в районе Тихвина;

4.         в районе Онеги;

5.         все перечисленное.

Вопрос 5. Какие рудные материалы концентрируются в пределах россыпей?

1.         алмазы; 

2.         золото, платина;

3.         рутил;

4.         титаномагнетит;

5.         все перечисленное.

 

Задание 19

Продолжить изучение главы 4.

Вопрос 1. Какие полезные ископаемые имеют осадочное происхождение?

1.         известняки;

2.         фосфориты;

3.         каменная соль;

4.         гипс, калиевые соли;

5.         все перечисленное.

Вопрос 2. Природная мегасистема состоит:

1.         из атмосферы;

2.         гидросферы;

3.         литосферы;

4.         биосферы;

5.         все перечисленное.

Вопрос 3. Техногенная мегасистема состоит:

1.         из зданий, сооружений;

2.         из городов и их агломераций;

3.         из промышленных предприятий и их комплексов;

4.         из сельскохозяйственных предприятий и их комплексов;

5.         все перечисленное.

Вопрос 4. Какие отрицательные воздействия вызвало интенсивное вмешательство человека в природную обстановку?

1.         нарушение земной коры;

2.         уменьшение пахотных земель;

3.         уменьшение запасов питьевых вод;

4.         сокращение растительного покрова;

5.         все перечисленное.

Вопрос 5. В геологическую систему входит:

1.         геологическая среда;

2.         растительность;

3.         инженерные сооружения;

4.         комплекс зданий;

5.         все перечисленное.

 

Задание 20

Продолжить изучение главы 4.

Вопрос 1. Что представляет собой мониторинг?

1.         наблюдение;

2.         контроль;

3.         прогноз;

4.         управление экологическими процессами;

5.         все перечисленное.

Вопрос 2. Что берут за основу при разработке проектов рекультивации земель?

1.         рельеф местности;

2.         литологию осадочных пород;

3.         подземные воды;

4.         все вышеперечисленное;

5.         квалификацию специалистов.

Вопрос 3. Какие виды рекультивации Вы знаете?

1.         гидротехническая;

2.         биологическая;

3.         все вышеперечисленное;

4.         химическая;

5.         экологическая.

Вопрос 4. Какие работы необходимы для горнотехнической рекультивации?

1.         планирование поверхности отвалов;

2.         покрытие поверхности плодородным слоем почвы;

3.         проведение дорог, устройство водоемов;

4.         предотвращение обвалов, оползней;

5.         все перечисленное.

Вопрос 5. Что учитывают при решении вопросов биологической рекультивации?

1.         климат;

2.         особенности рельефа;

3.         тип почв, характер растительности;

4.         геологическое строение местности;

5.         все перечисленное.

 

 

 

 

3. Задания для контрольных работ

 

Учебным планом предусматривается выполнение одной контрольной работы. Каждое задание включает 30 вариантов. Вариант задания определяется по двум последним цифрам шифра студента. Например, студенты, имеющий шифр 084412, 084442, 084472 - выполняют варианты №12, если шифр 084455 - № варианта 25 и т.д. Выполненная контрольная работа состоит из ответов на 4 контрольных вопроса и выполнения практической работы (задачи) связанной с построением геологической карты.

Контрольные вопросы выбираются из перечня вопросов, составленных для экзаменов, соответственно номерам, указанным в таблице 1.

Ответы на вопросы должны быть четкими и конкретными, не должны представлять собой переписывание из учебников отдельных абзацев, должны содержать поясняющие схемы, эскизы и графики. Текстовая часть контрольной работы выполняется рукописно, рисунки допускается выполнять печатные на принтере.

При выполнении задачи записывают условие задачи, исходные данные с полным наименованием, обозначением, размерностями величин; приводят расчетные формулы,  схемы, выполняют необходимые построения.

Единицы измерения величин в расчетах принимают в системе СИ.

В ответах на вопросы и в решении задачи необходимо делать ссылки на источники, в конце работы приводят список использованной литературы.

 

 Номера контрольных вопросов по вариантам

Таблица 1 

Задача

№4, рис.1,3,6

№5, рис. 2,4,5

№5, рис. 1,3,6

№6, рис. 2,4,5

№6, рис. 1,3,6

№7, рис.2,4,5

№7, рис. 3,6,7

№3, рис.2,4,6

№4, рис.2,4,6

№5, рис.2,4,6

№6, рис.2,4,6

№7, рис.2,4,6

№6, рис.1,5,6

№7, рис.1,5,6

№3, рис.1,5,6

 

 

4. Примерный перечень лабораторных работ и практических занятий

Таблица 3

Наименование практических работ

 

ПР № 1 Определение минералов  по диагностическим признакам

ПР № 2 Определение и описание наиболее распространенных магматических, осадочных и метаморфических горных пород

ПР № 3 Определение элементов залегания в пространстве наклонной плоскости

ПР № 4 Определение по карте количества, типа складок и мощности слоя на крыле складки. Построение разреза

ПР № 4 Построение разреза по геологической карте и составление стратиграфической колонки

ПР № 5 Построение разреза по геологической карте через разрывное смещение

ПР№ 6 Подсчет запасов месторождений полезных ископаемых

ПР № 7 Определение расхода подземного потока и притока воды к водозаборным и водопонижающим установкам

 

5 . Задача: Построение геологических разрезов (выполняется в контрольной работе по вариантам).

Основная цель геологического разреза - наглядно показать взаимоотношения между разновозрастными отложениями в вертикальной плоскости. Среди складчатых структур выделяют положительные - анти-клинальные, и отрицательные - синклинальные. Необходимо помнить, что в ядре антиклинали залегают более древние, чем на крыльях, отложения, а в ядре синклинали наоборот - наиболее молодые. На построенном топографическом профиле ширина выходов одновозрастных отложений примерно оди¬накова (рис.1.1). Построение геологического разреза производят в следующей последовательности: из точек выходов на поверхность границ между отложениями штрихами в виде наклонных линий по¬казывают под углом 45° к горизонту, какая из смежных толщ лежит выше, а какая ниже (рис. 1.2). В тех участках разреза, где соседние штрихи направлены в разные стороны, расположены ядра структур. Если штрихи при продолжении вниз сходятся в одной точке, то это ядро синклинали, если расходятся, то - антиклинали. Справа и слева от ядра синклинали будут располагаться одвовозрастные отложения, но более древние, чем в ядре. Например, на рис.1, 2 наиболее молодые меловые отложения (К) слагают ядро синклинали, а справа и слева от ядра на профиле выходят более древние юрские отложения (J).

 

Рис.1 Последовательность работы при составлении схематического геологического разреза

На этом же профиле (см. рис.1.1) наиболее древними являются каменноугольные отложения (С). Штрихи, ограничивающие их на профиле, направлены в разные стороны. Следовательно, это ядро анти¬клинали. Слева и справа от него выходят пермские отложения (Р), более молодые, чем в ядре складки.

              Установив ядра складок, плавными линиями проводят карандашом геологические границы между отложениями (рис.1.3), стараясь, чтобы расстояние между ними сохранялось более или менее постоян¬ным.

              Поднимают проведенные границы тушью - сплошными линиями внутри разреза и пунктиром выше поверхности профиля. Складки, построенные пунктиром, называют висячими (рис.1.4). Они показывают строение размытой, эродированной, части разреза.

              Все лишнее с профиля снимают. Проставляют стратиграфические индексы и раскрашивают его соот¬ветствующими цветами (см. рис. 1.4).

В тех случаях, когда на построенном топографическом профиле ширина выходов одновозрастных отло¬жений неодинакова (рис. 2. 1), а мощность их не изменяется.

 

Рис.2 Общий вид схематических геологических разрезов;

 I - при различной ширине выходов одновозрастных пород на поверхность; 2 - при наличии разрывного нарушения различная ширина выходов одновозрастных отложений указывает на наличие мелкой складчатости, ко¬торую необходимо показать на разрезе.

При наличии разрывных нарушений (рис.2.2), обозначенных на профиле чертой с точкой, по¬строение геологического разреза производят по частям, ограниченным двумя сместителями. Каждая из частей может рассматриваться как самостоятельный разрез. Следует отметить, что на линии разрыва не следует совмещать геологические границы между равно возрастными отложениями, подходящие справа и слева, а необходимо оставлять промежутки, подчеркивающие наличие смещения по сместителю.

 

6. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

К.С Баймухаметов.и др. Геологическое строение и разработка Арланского месторождения.-Уфа, 1997г

Н.В. Короновский. Общая геология. – М.: КДУ, 2006.

Н.В. Короновский, Н.А. Ясаманов. Геология. 5-е  издание. «Академия», 2008.

Т.А. Кирюхина. Загрязнение окружающей среды нефтепродуктами и методы борьбы с ними. – М.: Изд-во МГУ, 2006.

А.К. Соколовский. Общая геология. Т. 1, 2. – М.: КДУ, 2006.

И.Х. Абрикосов. Общая, нефтяная и нефтепромысловая геология.: М. Недра, 1985.

Отечественные журналы:

Геология, геофизика и разведка нефтяных и газовых скважин;

Геология нефти и газа;

Нефтяное хозяйство;

Разведка и охрана недр.

Интернет-ресурсы:

Сайт Министерства топлива и энергетики РФ // http://minenergo.gov.ru

  
  © Помощь студентам