Пишите:
e-mail:karaul911@mail.ru


    Главная  |  Контакты  |  Цены  |
Документ Без Имени

Контрольная работа

по предмету «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Вопрос 1.Что такое «военная демократия» как способ управления обществом.

 

Вопрос 2. Почему дворцово-вотчинная система управления является первой формой государственного управления на Руси?

 

Вопрос 3  Раскройте сущность преобразований местного управления и самоуправления в эпоху ПетраI.

 

Вопрос 4. Назовите высшие органы власти, созданные во время правления Екатерины I и Анны Ивановны. В чем заключались их функции?

 

Вопрос 5. Укажите реорганизацию органов центрального и местного управления, проведенную Екатериной II

.

Вопрос 6.. Дайте характеристику изменениям в государственном управлении Россией в 1905-1907 гг.

 

Вопрос 7. Какие органы власти и управления возникли в России в марте-октябре 1917 г.?

 

Вопрос 8. Какие чрезвычайные органы власти и управления были созданы в годы Великой Отечественной войны?

 

Вопрос 9. Назовите причины и основное содержание конституционного кризиса в России 1992 –1993 гг.

 

Вопрос 10. Укажите функции и состав приказов как первой формы отраслевого управления в России

 

 

 

 

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ»

 

Задание 1

 

1. Почему «военная демократия» не может считаться первой формой государственности древней Руси?

 

1.     Государственность на Руси в этот период еще не сложилась;

2.     она существует в условиях кровнородственной (родовой) общины;

3.     предполагает наличие неотчужденной власти у общего собрания всех достигших зрелости и способности носить оружие мужчин;

4.     исключает возможность применения такого важного средства государственного управления как насилие;

 

2. Окончательное оформление древнерусской государственности при великих князьях Владимире и Ярославе было обусловлено:

 

1. Унификацией системы сбора дани и появлением других элементов государственности;

2. развитием процесса социальной дифференциации, складыванием единой системы торговых путей, наличием серьезной военной угрозы;

3. окончательной ассимиляцией варяжской династии;

4. полным подчинением всех восточнославянских племен;

 

3.  Киевская Русь не являлась монархией в строгом смысле слова, поскольку:

 

1.        политическая власть осуществлялась князем и городской общиной совместно;

2.        община могла изгнать князя из города;

3.        Русь была “отчиной” всей династии Рюриковичей;

4.        поскольку князь - не монарх, и его полномочия не были закреплены в законодательстве;

 

4. Специфика системы государственного управления различных русских земель в эпоху политической раздробленности по преимуществу объяснялась:

 

1.     их экономическим развитием и экономической спецификой тех или иных земель;

2.     наличием республиканской и монархической форм правления;

3.     степенью социальной дифференциации в различных землях;

4.     политическими качествами правящего князя, его способностями к государственному управлению.

 

5.  “Государство-вотчина” - это:

 

1.     форма государственного управления при удельном строе;

2.     система власти, основанная на земельном иммунитете;

3.     политический строй, связанный с особой формой управления, при которой государственная власть сближается с крупной земельной собственностью;

4.     государственная власть, которой династия Рюриковичей согласно “лествичному” порядку владела сообща. 

Задание 2

 

1. Эволюция системы татаро-монгольского ига объясняется:

 

1. Ослаблением политической власти монгольских ханов над Русью;

2.     политикой московского князя Ивана Калиты;

3.     сопротивлением населения Древней Руси;

4.     созданием наиболее эффективной системы применительно к русским условиям.

 

2. Появление титула “самодержец” при Иване III было обусловлено:

 

1.     окончательным оформлением унифицированной системы государственного управления;

2.     обретением Московской Русью государственного суверенитета;

3.     женитьбой на Софье Палеолог и появлением двуглавого орла в качестве государственного герба;

4.     подчинением Москве всех северорусских земель.

 

3.  Образ идеального правителя на Руси XVI в. предполагал:

 

1.     наличие у монарха таких качеств, как строгость, справедливость и милосердие;

2.     наличие у монарха выдающихся интеллектуальных способностей;

3.     строгое соблюдение монархом законности и политических прав всех его подданных;

4.     наличие у монарха полководческих талантов и способностей к расширению государственной территории военным способом.

 

4. Приказы XVI в. - это:

 

1.     учреждения, возникшие в процессе дальнейшего развития “путей” - органов отраслевого управления при Иване III;

2.     первые в России органы отраслевого управления, действовавшие на началах ведомственности;

3.     палаты с особой канцелярией и архивом, осуществлявшие различные царские поручения;

4.     органы дворцового управления при самодержавии.

 

5. Введение опричного управления было обусловлено:

 

1.     самодержавным произволом Ивана IV, необходимостью борьбы с последними очагами политического сепаратизма;

2.     неудачами в Ливонской войне, необходимостью изменения курса государственной политики и создания принципиально новой системы управления;

3.     принципиальными изменениями в методах государственного управления;

4.             необходимостью “чисток” и изменения экономического положения служилых людей.

 

Задание 3

 

1. Каким образом формировался состав Боярской Думы в XV-XVII вв. в России?

 

1.     Состав Боярской Думы назначался царем;

2.     в Боярскую Думу входили наиболее известные и богатые бояре, которые затем передавали эту должность по наследству;

3.     состав Думы избирался на Земских соборах;

4.     в состав Думы входили только московские бояре.

 

2. Что представлял собой «Табель о рангах», введенный в 1722 г.  Петром I?

 

1.     Перечень государственных военных должностей;

2.     перечень государственных должностей, включающий военные, штатские и придворные чины;

3.     перечень военных, штатских и придворных чинов (званий);

4.     перечень чинов (званий) должностных лиц по военной, штатской и придворной служб нарушать который было запрещено.

 

3. Где устанавливался коллегиальный принцип принятия решений в эпоху Петра I?

 

1.     Только в коллегиях;

2.     в коллегиях и сенате;

3.     в коллегиях, сенате, синоде, в органах власти губерний и ниже;

4.     только в местных органах власти (сходы, волостные собрания гласных, в органах уездных комиссаров).

 

4. Какие акты принимали Земские соборы XVI-XVII вв. в России?

 

1.     Только нормативные акты;

2.     акты, посвященные конкретным решениям внутренних и внешнеполитических проблем;

3.     любые акты;

4.     соборы только утверждали решения царя и Боярской Думы.

 

5. Что означал Указ Петра III (1762 г.) о даровании свободы дворянству?

 

1.     Возможность свободного выезда российского дворянства за рубеж;

2.     освобождение дворян от обязательной государственной службы по военным или штатским линиям;

3.     возможность свободного наследования своего имения (кому пожелает);

4.     полное иммунное право по отношению к крепостным крестьянам.

 

Задание 4

 

1. Что представлял собой созданный Петром I сенат?

 

1.     Высший законодательный орган страны;

2.     высший судебный орган Российской империи;

3.     высший военный орган России;

4.     сенат имел «смешанные» функции и носил законосовещательный характер при императоре.

 

2. Что с точки зрения государственного устройства означали «кондиции» сначала подписанные, а затем отвергнутые Анной Ивановной в 1731 г.?

 

1.     Ограничение абсолютизма положениями «кондиций»;

2.     превращение страны в конституционную монархию;

3.     установление демократического управления в Российской империи;

4.     установление власти «верховников».

 

3. Какую внешнеэкономическую политику проводило правительство Петра I?

 

1.     Закрытия российского рынка от иностранных товаров;

2.     протекционизма по отношению к отечественной промышленности;

3.     монополия государства во внешней торговле;

4.     обеспечение включения страны в европейский рынок.

 

4. Как формировались Земские соборы XVII в. в России?

 

1.     Состав соборов назначался царем от каждого сословия;

2.     состав соборов каждый раз избирался в регионах представителями различных сословий по указу царя, либо Боярской думы;

3.     соборы состояли из пожизненных представителей сословий;

4.     состав соборов избирался сроком на 5 лет сословиями в регионах.

 

5. Сохранялась ли система государственного и местного управления, созданная Петром I, в послепетровской России?

 

1.     Эта система оставалась неизменной в стране до 1917 г.;

2.     петровская система была полностью изменена после его смерти;

3.     петровская система с рядом несущественных изменений сохранялась до 1917 г.;

4.     многое из установлений Петра I «дожило» до современных дней.

 

Задание 5

 

1. Что, по вашему мнению, представлял собой «просвещенный абсолютизм» как система государственного управления?

 

1.      Введение в Российской империи конституционной монархии;

2.      создание в стране правового государства;

3.      попытку Екатерины II сохранить абсолютизм, но в рамках «правового государства»;

4.      прикрытие неограниченного самодержавия демократическими лозунгами.

 

2. Какую роль в системе государственного управления России выполнял, созданный в 1810 г. Государственный Совет?

 

1.     Государственный Совет выполнял функции правительства страны;

2.     Государственный Совет был законосовещательным органом (готовил законопроекты);

3.     Государственный Совет имел различные функции, но главной из них была подготовка проектов законов;

4.     Государственный Совет руководил деятельностью министров России.

 

3.  Какие государственные функции выполнял Правительствующий Сенат в XIX – начале XX века?

 

1.     Являлся правительством Российской империи;

2.     осуществлял по указам Императора разработку законопроектов;

3.     являлся высшим органом политической полиции страны;

4.     был высшей судебной и апелляционной инстанцией Российской Империи.

 

4. Какие из перечисленных ниже органов местного самоуправления были созданы в России во второй половине XIX века?

 

1.     Городские муниципалитеты;

2.     только губернские земские собрания;

3.     только уездные земские собрания и городские думы;

4.     губернские, уездные земские собрания и городские думы.

 

5. Что означало введение Николаем I положения о разрядах для государственных служащих?

 

1.     Отмену «Табеля о рангах» и введение разрядов;

2.     градацию классных чинов гражданской государственной службы в зависимости от их образовательного уровня;

3.     обеспечение более быстрого продвижения по службе классных чинов, имеющих более высокий разряд;

4.     разряды делили классные чины одного уровня по социальному положению.

 

Задание 6

 

1. Чем, по Вашему мнению, были вызваны периодические кризисы  Временного правительства в марте – октябре 1917 г.?

 

1.     Приходом «новых» неопытных людей в министерства;

2.     «давлением» Советов на временное правительство;

3.     революционной атмосферой в стране, население которой требовало принятия мер, которые не воспринимались Временным правительством;

4.     стремлением членов Временного правительства удержаться у власти любым путем до созыва Учредительного собрания.

 

2. Укажите причины реорганизации структуры и функций Сената, проведенные в 1673 году Екатериной II.

 

1.     намерение императрицы превратить Сенат в высший правительственный орган страны;

2.     предотвращение претензий Сената на обладание рядом властных законодательных полномочий;

3.     вернуть Сенату функции, которые ему дал Петр I;

4.     стремление Екатерины II разделить «власть», а значит и ответственность с Сенатом.

 

3. Чем, по Вашему мнению, отличались по функциям в СГУ Государственный Совет и Комитет Министров XIX в. в России?

 

1.     Государственный Совет считался более высоким законосовещательным органом, чем Комитет Министров;

2.     Комитет Министров считался более высоким законосовещательным органом, чем Государственный Совет;

3.     Комитет Министров был правительством, а Государственный Совет законосовещательным органом;

4.     у них были абсолютно различные функции и уравнивать их между собой нельзя.

 

4.  Чем отличались система государственной службы при Петре I от такой же службы в XIX в.?

 

1.     Принуждением дворян (и не дворян) к государственной службе при Петре I;

2.     добровольным поступлением дворян на государственную службу в XIX в.;

3.     изменениями, внесенными в петровскую «Табель о рангах» в XIX веке;

4.     отменой жалования и пенсий за государственную службу при Петре I, в отличие от XIX века.

 

5.  Какую основную цель преследовала Екатерина II при подготовке и проведении губернской и городской реформ?

 

1.     Создать органы местного самоуправления в губерниях и городах и опереться на них;

2.     упорядочить административную власть на «местах», сделать ее однотипной;

3.     обеспечить назначение дворян во все органы местной государственной власти и этим создать дворянскую опору абсолютизму;

4.     сформировать демократическую систему власти и управления в губерниях, уездах и городах.

 

Задание 7

 

1.  Укажите самый высший орган государственной власти в Российской Империи (кроме самого императора) в годы царствования Александра I.

 

1.     Государственный Совет;

2.     Сенат;

3.     Комитет Министров;

4.           Собственная Е.И.В. канцелярия.

 

 2.  Кто такие земские участковые начальники, введенные в 1889 г.?

 

1.     Назначавшиеся  губернаторами главы уездов России;

2.     члены земских губернских и земских уездных управ;

3.     лица, заменившие собой мировых судей;

4.     инспекторы губернских и уездных канцелярий.

 

3.  В каком направлении, по Вашему мнению, проходила эволюция СГУ Российской Империи?

 

1.     СГУ медленно эволюционировала к конституционной монархии;

2.     никакой эволюции в СГУ России не происходило;

3.     СГУ эволюционировала к республиканской форме правления;

4.     реформы СГУ только укрепляли и маскировали абсолютизм.

 

4. Что представляли собой военно-промышленные комитеты, созданные в годы первой мировой войны?

 

1.     Новые органы государственной власти, вызванные военным положением;

2.     добровольно созданные промышленниками и купцами общественные организации, призванные оказывать помощь армии;

3.     общественные организации промышленников, которым затем были поручены некоторые государственные функции;

4.     таких органов в России в годы первой мировой войны не было.

 

5. Чем, с точки зрения управления, являлась существовавшая с VIII до начала XX веков крестьянская община в России?

 

1.     Органом, входящим в систему государственного управления;

2.     органом крестьянского самоуправления;

3.     органом крестьянского управления, существующим с разрешения бояр, дворян или государства;

4.     органом «полицейского» контроля за крестьянством.

 

Задание 8

 

1.  Какие функции выполнял, созданный в 1905 г. в Российской империи Совет Министров?

 

1.     Высшего законодательного органа;

2.     высшего законосовещательного органа;

3.     правительства страны;

4.     высшей судебной и апелляционной инстанции по экономическим делам.

 

2.  Чем были вызваны реформы Александра II в сфере местного самоуправления?

 

1.     Желанием императора дать стране демократическое местное управление;

2.     необходимостью «политически» устроить ставшее свободным крестьянство России после реформы 1861 г.;

3.     учетом опыта стран Западной Европы;

4.     снизить накал революционных выступлений в стране.

 

3. Кем считали себя императоры Российской империи в XIX - начале XX веков?

 

1.     Представителями и защитниками интересов самого передового сословия – дворянства;

2.     представителями и защитниками всех сословий России;

3.     правителями страны по воле судьбе;

4.     правителями страны по предназначению «свыше», призванными защищать все сословия страны.

 

4.  Кто, из российских императоров ввел бессословный суд с состязательным процессом?

 

1.     Екатерина II;

2.     Александр I;

3.     Николай II;

4.     Александр II.

 

5. Какие цели, преследовали в сфере государственного строительства декабристы, поднявшие восстание на Сенатской площади столицы в 1825 г.?

 

1.     Создать в России конституционную монархию;

2.     сделать Россию республикой;

3.     отменить крепостное право;

4.     ввести в стране конституционную монархию и отменить крепостное право.

 

Задание 9

 

1.  Укажите основную причину «ухода» эсеров и меньшевиков из всех органов власти в 1918 г.

 

1.      эсеры и меньшевики хотели создать «свои» органы власти (без большевиков);

2.      эсеры и меньшевики не хотели нести ответственность за действия большевиков, считали их ошибочными;

3.      эсеры и меньшевики хотели насильственного свержения большевистского режима, считали его преступным;

4.      эсеры и меньшевики не хотели быть «демократическим» прикрытием диктатуры большевиков.

 

2. Какой из органов законодательной власти, согласно конституции СССР (1924 г.) формировал СНК СССР (правительство)?

 

1.     Съезд Советов СССР;

2.     Президиум ЦИК СССР;

3.     ЦИК СССР;

4.     СНК СССР формировал Председатель Президиума ЦИК СССР.

 

3. Существовала ли в советской системе власти и управления «подчиненность и подотчетность» нижестоящих Советов вышестоящим Советам?

 

1.     Да, существовала;

2.     нет, не существовала;

3.     советы и съезды советов существовали «сами по себе», без всякой подчиненности;

4.     решения низовых Советов или съездов Советов могли быть отменены вышестоящими Советами или съездами Советов.

 

4. Какие функции выполнял в 1922-1934 гг. НК РКИ-ЦКК?

 

1.     Объединял советское государственное и партийное руководство;

2.     осуществлял совершенствование советского государственного строительства, контроль и подготовку кадров;

3.     был высшим контрольно-ревизионным органом станы;

4.     возглавлял судебную систему страны.

 

5.  Какой из органов власти образовывал Правительство – СНК СССР, согласно конституции СССР (1936 г.)?

 

1.     Президиум Верховного Совета СССР;

2.     палата Совета Союза Верховного Совета СССР;

3.     палата Совета Национальностей Верховного Совета СССР;

4.           Верховный Совет СССР.

 

Задание 10

 

1. Почему в 1944 г. были образованы НКИД и НКО союзных республик?

 

1.     Это был «подарок» И. Сталина союзным республикам за их вклад в разгром фашистских войск;

2.     в целях расширения самостоятельности союзных республик в данных сферах;

3.     в целях использования органов власти союзных республик в решении международных проблем и в сфере создания национальных военных формирований;

4.     это был шаг к демократизации власти в СССР.

 

2.  Что означали «новации» Н. Хрущева в сферах государственного местного управления в СССР в 1953-1964 гг.?

 

1.     Попытку демократизации власти в рамках Советской системы;

2.     стремление Н. Хрущева ликвидировать командно-административную систему власти и управления;

3.     намерение Н. Хрущева ввести принцип разделения властей в СССР;

4.     стремление придать закостеневшей системе власти и управления «второе дыхание» и более демократический фасад.

 

3.  Когда в советской избирательной системе были реальные альтернативные выборы в Советы?

 

1.     Только в период НЭПа 1922-1928 гг.;

2.     только после «перестройки» М. Горбачева в 1989-1993 гг.;

3.     и в период НЭПа и после «перестройки»;

4.     таких выборов не было никогда.

 

4. Имели ли право выхода из СССР союзные республики?

 

1.     Имели только по Конституции СССР 1924 г.;

2.     получили такое право лишь по Конституции СССР 1977 г.;

3.     такое право никогда не было предоставлено союзным республикам СССР;

4.     такое право было «записано» во всех Конституциях СССР.

 

5.  Какую «роль» сыграла в распаде СССР система государственного управления?

 

1.     «Пороки» СГУ сыграли решающую роль в распаде СССР, она не смогла противостоять сепаратизму;

2.     СССР распался по другим причинам, его СГУ в этом не «виновата»;

3.     СГУ СССР несет часть «вины» за распад СССР, но здесь действовало и много других факторов-причин;

4.           СССР распался из-за отстранения от власти КПСС.

 

Задание 11

 

1. Чем был вызван кризис СГУ в Российской Федерации в 1992-93 гг.?

 

1.    Противостоянием законодательной и исполнительной властей в России;

2.    законодательная власть в РФ строилась по старой советской системе и не могла «смириться» с принципом разделения властей;

3.    кризис был вызван субъективными причинами – амбициями Б. Ельцина и Председателя Верховного Совета РФ Р. Хасбулатова;

4.    СГУ России, все ее ветви власти оказались неспособными осуществлять системные реформы.

 

2.  Какой тип президентской власти создан в РФ по Конституции (1993 г.)?

 

1.     Американский тип президентства;

2.     деголевский (французский) тип;

3.     смешанный (уникальный) тип;

4.     президент РФ – лишь координатор между ветвями власти.

 

3.  Какие функции выполняет созданный в 2000 г. Государственный совет Российской Федерации?

 

1.     Совещательной системы при Президенте РФ;

2.     органа, обеспечивающего взаимодействие Президента РФ с государственной властью субъектов России;

3.     органа, обладающего самостоятельной законодательной инициативой;

4.     органа, обеспечивающего выполнение указов Президента РФ в субъектах России.

 

4.  Как в законодательном плане решаются проблемы, отнесенные Конституцией РФ (1993 г.) к совместному ведению федерации и субъекта РФ?

 

1.     По ним принимается закон РФ;

2.     по ним принимается закон субъекта РФ;

3.     по ним принимаются Указы Президента РФ;

4.     по ним принимается закон РФ, но только после его одобрения законодательным органом субъекта России.

 

5.  Какой орган власти может распустить Совет Федерации ФС РФ?

 

1.     Президент РФ;

2.     Конституционный суд РФ;

3.     Государственная Дума ФС РФ;

4.     Совет Федерации никем не может быть распущен.

 

Задание 12

 

1. Какая система местного самоуправления действует в Российской Федерации?

 

1.     Англосаксонская;

2.     французская;

3.     германская;

4.     уникальная.

 

2.  Существует ли федеральное законодательство, устанавливающее общие принципы организации государственной власти в субъектах РФ?

 

1.     Существует в виде ряда положений конституции РФ и специального ФЗ;

2.     есть только общие требования конституции РФ, а все остальное субъекты решают сами;

3.     никакого федерального законодательства по этим проблемам нет и быть не может;

4.     есть совместное решение данной проблемы в Совете Федерации ФС РФ.

 

3.  Является ли местное самоуправление самодостаточным, не требующим воздействия государственных органов?

 

1.     Нет, не является, так как действует на основе государственных законов и использует при необходимости государственные органы принуждения;

2.     является, ибо самоуправление в состоянии самостоятельно решить все местные вопросы;

3.     в пределах своей компетенции местное управление вполне самодостаточно;

4.     не является, ибо статус самоуправления, его функции и полномочия определяются государством.

 

4.  Что означает единая система исполнительной власти в Российской Федерации?

 

1.     Подчинение всех органов исполнительной власти РФ и ее субъектов Правительству РФ;

2.     обязательность исполнения всеми органами власти субъектов федерации ФКЗ, ФЗ и постановлений Правительства РФ, принятых в пределах федеральной компетенции;

3.     отрицание самостоятельности исполнительной власти субъектов РФ;

4.     такой системы власти в РФ не существует.

 

5. Может ли субъект РФ принять закон без всякого согласования с федеральной властью?

 

1.     Да, может;

2.     нет, субъект обязан согласовать закон с федеральной властью;

3.     может, но только по предметам, отнесенным к исключительной компетенции субъекта РФ;

4.            может принять любой закон самостоятельно, но любому вопросу, но его действие будет относиться только к территории субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  
  © Помощь студентам