X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » История и методология юридической науки

История и методология юридической науки

Тест для самопроверки:
1. Современный этап развития науки называется:
а) постнеклассическим
б) неклассическим
в) классическим
г) паранормальным
2. Наука может рассматриваться как … (исключите неправильный ответ):
а) форма обыденного мировоззрения
б) определенный способ человеческой деятельности (исследования)
в) проверяемая особым образом система знаний о реальности г) определенный социальный институт
3. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из форм общественного сознания это:
а) картина мира
б) искусство
в) наука
г) религия
4. Томас Кун ввел в науковедение понятие:
а) верифицируемость истины
б) критический рационализм
в) парадигма познания
г) реляционное познание
5. Соперничающими подходами в поиске основных закономерностей развития науки являются:
а) коммунизм и антикоммунизм
б) кумулятивизм и антикумулятивизм
в) креационизм и эволюционизм
г) субстратный и функциональный
6. Автором книги «Структура научных революций» является:
а) Г. Гроций
б) Т. Гоббс
в) Т. Джефферсон
г) Т. Кун
7. Юридическая наука - это:
а) социально-правовой опыт, который в качестве элемента включает правоположения, т.е. такие достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности
б) общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности
в) наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений
г) наука о закономерностях процесса развития государства и права и, что самое главное, сущность государства и права
8. Основоположником позитивизма является:
а) И. Кант
б) О. Конт
в) М.А. Коркунов
г) С.П. Карпов
9. Исследование развития научного знания является целью:
а) психоанализа
б) герменевтики
в) постпозитивизма
г) неотомизма
10. Установите соответствие между этапами развития классической науки и концепциями: История классической науки выделяет три эволюционных этапа развития:
1) Классический этап
2) Неклассический этап
3) Постнеклассический этап
а) данный этап характеризуется идеей зависимости, а также связи конкретного объекта со средствами деятельности. Учет полученных в ходе исследования результатов является условием получения в дальнейшем истинного знания о данном объекте
б) на данном этапе наука характеризуется, прежде всего, принципом интерсубъективности и проникновением субъективных изменений в контекст науки. В первую очередь через процесс познания был внесен принцип дополнительности. Здесь все внимание сосредоточено строго на исследуемом объекте, и не выносится за окружение его деятельности
в) на данном этапе происходит соотнесение знаний науки с имеющимися средствами познания и ценностными структурами деятельности
11. Стандартная модель постановки и решения исследовательских задач - это:
а) способ
б) метод
в) парадигма
г) моделирование
12. Установите соответствия классической науки и неклассической (или постклассической) науки:
1) Классическая наука
2) Неклассическая наука
а) вынесение субъекта за рамки объекта
б) учет внерациональных способов познания
в) признание субъектности знания и познания
г) установка на рациональность
д) господство динамических закономерностей
е) дифференциация и интеграция (теория систем, синергетика, структурный метод)
ж) четкая грань между естественными и гуманитарными науками
з) моделирование
13. Для традиционного права характерны:
а) синкретизм
б) системность
в) символизм
г) формализм
14. Основными функциями юридической науки являются:
а) мировоззренческая
б) эвристическая
в) проектирования и конструирования
г) методологическая
д) практико-организационная
е) эстетическая
ж) прогностическая
з) практическая
и) эвристическая
к) онтологическая
л) инструментальная
м) познавательная
15. Выделите формы научного познания:
а) интуиция
б) проблема
в) анализ
г) теория
д) закон
е) индукция
ж) факт
з) идея
и) гипотеза
к) опыт
л) принцип
16. Установите соответствие между уровнями научного познания и их функциями:
1) эмпирический уровень
2) предпосылочный уровень
3) теоретический уровень
а) объяснение выявленных законов
б) обнаружение, описание и обобщение фактов
в) фиксация философско-методологических оснований
17. Методами эмпирического познания являются:
а) абстрагирование и описание
б) измерение
в) наблюдение
г) моделирование
д) абстрагирование
е) аналогия
18. Основными видами теории являются:
а) гипотетико-дедуктивная
б) аксиоматическая
в) индуктивная
г) описательная
д) формализованная
19. Выстройте в правильной логической последовательности этапы наблюдения:
а) выбор способа наблюдения
б) проведение наблюдения
в) определение задачи
г) обработка полученных данных
д) выбор объекта
20. Основные требования, предъявляемые к научной гипотезе:
а) принципиальная проверяемость
б) совместимости с существующим научным знанием экономический эффект
в) простота
г) эвристическая сила
д) абсолютная достоверность
21. В структуру научной теории входят:
а) исходная теоретическая основа
б) альтернативные теории
в) логика развития теории
г) совокупность выводного знания
д) реализация теории в изобретениях
22. Установите парные методы познания:
а) анализ
б) исторический
в) индукция
г) диалектика
д) дедукция
е) синтез
ж) логический
з) метафизика
23. Метод научного познания, заключающийся в изучении явления в специально создаваемых и контролируемых условиях, позволяющих восстановить ход явления при повторении условий, это:
а) эксперимент
б) описание
в) анализ
г) измерение
д) наблюдение
24. Установите соответствие между понятиями и их значениями:
1) метод
2) методика
3) методология
а) конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования; совокупность способов и приемов познания
б) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операция практического или теоретического освоения (познания) действительности
в) учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания эпистемологии и философии науки; система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки
25. Установите соответствие между понятиями и их значениями:
1) фактуализм
2) эмпиризм
3) рационализм
4) сенсуализм
5) теоретизм
а) научные факты определяются теорией
б) основным источником познания выступает разум
в) нет ничего в разуме, что не прошло бы прежде через чувства
г) основа познания - опыт
д) «факты - упрямая вещь»
26. Расположите в логической последовательности этапы научного исследования:
а) создание теории
б) выдвижение гипотезы
в) формулирование проблемы
г) сбор эмпирических данных
д) проверка гипотезы
27. Сильными сторонами интуитивного познания являются:
а) неорганизованность
б) относительная свобода от стереотипов и схем
в) более высокая скорость мышления
г) отсутствие опоры на предшествующий опыт
д) большая возможность образования ассоциаций
28. Выстройте логическую последовательность этапов эксперимента:
а) самоманипулирование исследуемым объектом
б) планирование эксперимента
в) интерпретация полученных результатов
г) выбор средств
29. Видами эксперимента являются:
а) модельный
б) кибернетический
в) фантастический
г) гуманистический
д) поисковый
30. Установите соответствие между названиями методов и их описанием:
1) индукция
2) синтез
3) анализ
4) дедукция
а) расчленение объекта на составляющие для раздельного их изучения
б) движение мысли от частного к общему
в) рассуждения от общего к частному
г) мысленное или практическое объединение изучаемого объекта в целое
31. Преимуществами эксперимента над наблюдением являются:
а) естественность
б) воспроизводимость
в) возможность вмешаться в изучаемый процесс
г) неповторимость
32. К видам научного прогнозирования относятся:
а) прогнозирование на фактографической основе
б) прогнозирование на аналогии
в) прогнозирование по взаимному расположению планет
г) прогнозирование на основе экспертной информации
33. Гипотеза «ad hoc» - это:
а) общая гипотеза
б) окончательная гипотеза
в) гипотеза для данного случая
г) доказанная гипотеза
34. В интуитивном познании ведущая роль принадлежит:
а) сознательному
б) бессознательному
в) логическому
г) дискурсивному
35. Принцип фальсифицируемости предложил:
а) К. Поппер
б) М. Шлик
в) Т. Кун
г) И. Лакатос
36. Эксперимент как метод познания первоначально возник в:
а) биологии
б) гуманитарном знании
в) естествознании
г) математике
37. Наблюдение - это:
а) метод построения научной теории
б) метод эмпирического познания
в) метод выдвижения гипотезы
г) метод теоретического познания
38. Формами научного познания являются:
а) интуиция
б) проблема
в) анализ
г) теория
д) закон
е) индукция
ж) факт
з) идея
и) гипотеза
к) опыт
л) принцип
39. Научная коммуникация это…
а) социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств
б) мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива
в) совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способа осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов
г) адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам
д) система общения, состоящая из мелких фрагментов и набора правил, которые регулируют способ употребления этих фрагментов для составления высказывания, имеющего смысл
40. Ученые, входивших в состав Венского кружка, это…
а) М Шлик
б) К. Гѐдель
в) Р. Карнап
г) Х. Хан
д) Л. Витгенштейн
е) К. Поппер
ж) Э. Мах
з) А. Пуанкаре
и) А. Эйнштейн
к) Г. Гельмгольц
41. Установите соответствие:
1) локуция
2) иллокуция
3) перлокуция
а) непосредственно произнесение высказывания с помощью языковых средств. Местонахождения чего-либо
б) использование высказывания для достижения определенной цели
в) эффект, достигаемый в результате произнесения высказывания с определенным намерением
42. Модели (теории) юридической аргументации:
а) дедуктивная
б) феноменологическая
в) модель свободного принятия решения
г) герменевтическая
д) индуктивная
е) когерентная
43. Установите соответствие видам аргументации:
1) удостоверенные единичные факты
2) определения как аргументы доказательства
3) аксиомы и постулаты
4) ранее доказанные законы и теоремы как аргументы доказательства
а) в качестве аргументов доказательства могут выступать ранее доказанные законы физики, химии, биологии и других наук, теоремы математики
б) больше характерны для математики, механики, теоретической физики, математической логики и др.
в) определения понятий формулируются в каждой науке. Свои определения существуют в химии, математике, физике и т. д.
г) к такому роду аргументам относится, так называемый, фактический материал, то есть научные данные и научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, очень велика
44. Деконструкция – это…
а) понятие современной философии и искусства, означающее понимание посредством разрушения стереотипа или включения в новый контекст
б) строение, устройство, взаимное расположение частей какоголибо предмета
в) воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок
45. Функциями метода юридического познания являются:
а) эстетическая
б) получение юридических знаний
в) защитная
г) построение теоретической (научной) системы юридических знаний
д) организационно-технологическая
е) управленческая
ж) общественно-преобразовательная
46. Определение: «Система методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности, знания о них» относится к понятию:
а) концепция
б) методология
в) парадигма
г) теория
47. Предмет и метод юридической науки соотносятся как:
а) предмет определяет методы исследования
б) предмет не определяет методы исследования
в) предмет и метод существуют независимо друг от друга
г) между предметом и методом разница отсутствует
48. Понятию «специальные научные методы» соответствует определение:
а) методы, которые используются во всех конкретных науках
б) методы, которые используются в нескольких, но не во всех конкретных науках
в) методы, которые разработаны конкретными науками и используются для познания государственно-правовых явлений
49. Для анализа сходства, различия и классификации правовых систем применяется следующие методы:
а) статистический
б) сравнительного правоведения
в) кибернетический
г) следственный
50. Установите соответствие между методами юридической науки:
а) общенаучные методы
б) специальные методы
в) частнонаучные методы
1. правовой эксперимент
2. системный
3. аналогия
4. моделирование
5. формально-юридический
6. математический
7. конкретно-социологический
8. анализ
9. статистический
10. абстрагирование
11. диалектика
12. правовое прогнозирование
13. восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному
14. математический
15. индукция
16. сравнительное правоведение
17. функциональный
18. дедукция
19. сравнительный
20. синтез
51. К эмпирическим методам сбора и изучения отдельных государственно-правовых явлений относятся:
а) метод познания закономерностей
б) методы толкования права
в) системно-структурный метод
г) конкретно-социологические методы
д) метод научной абстракции
52. Установите соответствие:
1) метод сравнительного правоведения
2) статистические методы
3) метод социально-правового эксперимента
а) применяется к фактам, полученным при помощи методов анкетирования, наблюдения, анализа письменных источников, социально-психологических методов с целью выявления в них общего и устойчивого
б) в ограниченной сфере создается реальный набор государственно-правовых условий с целью изучения их приемлемости для практики и более широкого распространения
в) состоит главным образом из методик выявления фактов сходства и различия, присущих государственным и правовым системам разных стран
53. Правовой позитивизм - это ….
а) способ осмысления права, сводящий многогранную правовую реальность к позитивному праву, которое производно от воли государства и ценностно-нейтральное
б) способ освоения права, сводящий многогранную правовую реальность к позитивному праву, которое производно от воли государства и ценностно-нейтральное
в) способ применения права, сводящий многогранную правовую реальность к позитивному праву, которое производно от воли 101 государства и ценностно-нейтральное
54. Выделите (подчеркните) объекты феноменологического метода:
а) правовые явления несут в себе, кроме сугубо юридических значений, еще и смыслы внеюридического характера
б) безусловные очевидности, предшествующие нормам права
в) человек как субъект права предстает в качестве продукта и представителя определенных социальных общностей, конкретноисторических систем общественных отношений
в) идеальные априорные когнитивные структуры, предшествующие знаниям о праве и данные человеку через феномены его сознания.
55. Одним из основателей аналитической философии считают …
а) Л. Витгенштейна
б) И. Лакатоса
в) Т. Куна
г) П. Фейерабенда 1
56. К преимуществам культурологической методологии необходимо отнести:
а) ценность многофакторности, многообразности вне необходимости приведения многообразия к единству
б) конкретность, исчерпывающая содержательность получаемого знания, позволяющая избегать абстрактных рассуждений о праве и государстве
в) решающую роль опыта как способа накопления социальноцелесообразной и социально-ценной деятельности и отношений
г) образность (подвластность «картиночному», поверхностному, неспециализированному мышлению) и, как следствие, общедоступность
д) наглядность (опредмеченность) знаний о праве и государстве
е) вписанность инструментария исторической методологии во все другие методологии
ж) рассчитанность на связывание ценностей с предметнодеятельными воплощениями и их внешними формами
з) документально-фактическую подкрепленность выводимых исторических закономерностей, что позволяет различить их многообразие
и) богатство понятийно-образного аппарата
57. Сущность антропологической методологии заключена в…
а) установлении органичной связи между социальным и культурным измерениями государственно-правовой жизни, правообразования и правореализации
б) обнаружении и характеристике идейно-мотивационного аспекта проблем теории государства и права, в обосновании органичного единства государственно-правовой жизни людей с жизнью в других общественных формах, а также в идейно-теоретическом обеспечении выхода на уровень индивидуального права (права человека) и международного права
в) рефлексии правосознания о своих актах и данном в них содержании как условном осознании основ культуры, т.е. первичных интенций, определяющих значения правовой жизни, и редукции как рационального способа такого осознания
г) установлении органичной связи между социальным и природным измерениями государственноправовой жизни, права и государства как элементов среды существования человека
г) в том, чтобы создать стройную понятийную систему, призванную стать тождественной системе знаний о праве и государстве, сформировать догму как смысловую основу юриспруденции и практики нормирования, регуляции и суда
д) совмещении универсальности с конкретностью, в способности мыслить о конкретном (явлении, процессе) в категориальном ключе


Тесты по дисциплине «История и методология юридической науки»

1. Для традиционного права характерны:

а) синкретизм

б) системность

в) символизм

г) формализм

2. Основными функциями юридической науки являются:

а) мировоззренческая

б) эвристическая

в) проектирования и конструирования

г) методологическая

д) практико-организационная

е) эстетическая

ж) прогностическая

з) практическая

и) эвристическая

к) онтологическая

л) инструментальная

м) познавательная

3. Выделите формы научного познания:

а) интуиция

б) проблема

в) анализ

г) теория

д) закон

е) индукция

ж) факт

з) идея

и) гипотеза

к) опыт

л) принцип

4. Установите соответствие между уровнями научного познания и их функциями:

1) эмпирический уровень

2) предпосылочный уровень

3) теоретический уровень

а) объяснение выявленных законов

б) обнаружение, описание и обобщение фактов

в) фиксация философско-методологических оснований

5. Методами эмпирического познания являются:

а) абстрагирование и описание

б) измерение

в) наблюдение

г) моделирование

д) абстрагирование

е) аналогия

6. Основными видами теории являются:

а) гипотетико-дедуктивная

б) аксиоматическая

в) индуктивная

г) описательная

д) формализованная

7. Выстройте в правильной логической последовательности этапы наблюдения:

а) выбор способа наблюдения

б) проведение наблюдения

в) определение задачи

г) обработка полученных данных

д) выбор объекта

8. Основные требования, предъявляемые к научной гипотезе:

а) принципиальная проверяемость

б) совместимости с существующим научным знанием

экономический эффект

в) простота

г) эвристическая сила

д) абсолютная достоверность

9. В структуру научной теории входят:

а) исходная теоретическая основа

б) альтернативные теории

в) логика развития теории

г) совокупность выводного знания

д) реализация теории в изобретениях

10. Установите парные методы познания:

а) анализ

б) исторический

в) индукция

г) диалектика

д) дедукция

е) синтез

ж) логический

з) метафизика

11. Расположите в логической последовательности этапы научного исследования:

а) создание теории

б) выдвижение гипотезы

в) формулирование проблемы

г) сбор эмпирических данных

д) проверка гипотезы

в) формулирование проблемы

б) выдвижение гипотезы

г) сбор эмпирических данных

д) проверка гипотезы

а) создание теории

12. Сильными сторонами интуитивного познания являются:

а) неорганизованность

б) относительная свобода от стереотипов и схем

в) более высокая скорость мышления

г) отсутствие опоры на предшествующий опыт

д) большая возможность образования ассоциаций

13. Выстройте логическую последовательность этапов эксперимента:

а) самоманипулирование исследуемым объектом

б) планирование эксперимента

в) интерпретация полученных результатов

г) выбор средств

14. Видами эксперимента являются:

а) модельный

б) кибернетический

в) фантастический

г) гуманистический

д) поисковый

15. К видам научного прогнозирования относятся:

а) прогнозирование на фактографической основе

б) прогнозирование на аналогии

в) прогнозирование по взаимному расположению планет

г) прогнозирование на основе экспертной информации

16. В интуитивном познании ведущая роль принадлежит:

а) сознательному

б) бессознательному

в) логическому

г) дискурсивному

17. Выстройте в правильной логической последовательности этапы наблюдения:

а) выбор способа наблюдения

б) проведение наблюдения

в) определение задачи

г) обработка полученных данных

д) выбор объекта

18. Основные требования, предъявляемые к научной гипотезе:

а) принципиальная проверяемость

б) совместимости с существующим научным знанием

экономический эффект

в) простота

г) эвристическая сила

д) абсолютная достоверность

19. В структуру научной теории входят:

а) исходная теоретическая основа

б) альтернативные теории

в) логика развития теории

г) совокупность выводного знания

д) реализация теории в изобретениях

20. Установите парные методы познания:

а) анализ

б) исторический

в) индукция

г) диалектика

д) дедукция

е) синтез

ж) логический

з) метафизика

21. Формами научного познания являются:

а) интуиция

б) проблема

в) анализ

г) теория

д) закон

е) индукция

ж) факт

з) идея,

и) гипотеза

к) опыт

л) принцип

22. Научная коммуникация это...

а) социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств

б) мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива

в) совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способа осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов

г) адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам

д) система общения, состоящая из мелких фрагментов и набора правил, которые регулируют способ употребления этих фрагментов для составления высказывания, имеющего смысл

23. Установите соответствие:

1) локуция

2) иллокуция

3) перлокуция

а) непосредственно произнесение высказывания с помощью языковых средств. Местонахождения чего-либо

б) использование высказывания для достижения определенной цели

в) эффект, достигаемый в результате произнесения высказывания с определенным намерением

24. Модели (теории) юридической аргументации:

а) дедуктивная

б) феноменологическая

в) модель свободного принятия решения

г) герменевтическая

д) индуктивная

е) когерентная

25. Установите соответствие видам аргументации:

1) удостоверенные единичные факты

2) определения как аргументы доказательства

3) аксиомы и постулаты

4) ранее доказанные законы и теоремы как аргументы доказательства

а) в качестве аргументов доказательства могут выступать ранее доказанные законы физики, химии, биологии и других наук, теоремы математики

б) больше характерны для математики, механики, теоретической физики, математической логики и др.

в) определения понятий формулируются в каждой науке. Свои определения существуют в химии, математике, физике и т. д.

г) к такому роду аргументам относится, так называемый, фактический материал, то есть научные данные и научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, очень велика

26. Функциями метода юридического познания являются:

а) эстетическая

б) получение юридических знаний

в) защитная

г) построение теоретической (научной) системы юридических знаний

д) организационно-технологическая

е) управленческая

ж) общественно-преобразовательная

27. Установите соответствие между методами юридической науки:

а) общенаучные методы

б) специальные методы

в) частнонаучные методы

1. правовой эксперимент

2. системный

3. аналогия

4. моделирование

5. формально-юридический

6. математический

7. конкретно-социологический

8. анализ

9. статистический

10. абстрагирование

11. диалектика

12. правовое прогнозирование

13. восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному

14. математический

15. индукция

16. сравнительное правоведение

17. функциональный

18. дедукция

19. сравнительный

20. синтез

28. К эмпирическим методам сбора и изучения отдельных государственно-правовых явлений относятся:

а) метод познания закономерностей

б) методы толкования права

в) системно-структурный метод

г) конкретно-социологические методы

д) метод научной абстракции

29. Выделите (подчеркните) объекты феноменологического метода:

а) правовые явления несут в себе, кроме сугубо юридических значений, еще и смыслы внеюридического характера

б) безусловные очевидности, предшествующие нормам права

в) человек как субъект права предстает в качестве продукта и представителя определенных социальных общностей, конкретноисторических систем общественных отношений

г) идеальные априорные когнитивные структуры, предшествующие знаниям о праве и данные человеку через феномены его сознания.

30. К преимуществам культурологической методологии необходимо отнести:

а) ценность многофакторности, многообразности вне необходимости приведения многообразия к единству

б) конкретность, исчерпывающая содержательность получаемого знания, позволяющая избегать абстрактных рассуждений о праве и государстве

в) решающую роль опыта как способа накопления социально-

целесообразной и социально-ценной деятельности и отношений

г) образность (подвластность «картиночному», поверхностному,

неспециализированному мышлению) и, как следствие, общедоступность

д) наглядность (опредмеченность) знаний о праве и государстве

е) вписанность инструментария исторической методологии во все другие методологии

ж) рассчитанность на связывание ценностей с предметно-деятельными воплощениями и их внешними формами

з) документально-фактическую подкрепленность выводимых исторических закономерностей, что позволяет различить их многообразие

и) богатство понятийно-образного аппарата

31. Сущность антропологической методологии заключена в...

а) установлении органичной связи между социальным и культурным измерениями государственно-правовой жизни, правообразования и правореализации

б) обнаружении и характеристике идейно-мотивационного аспекта проблем теории государства и права, в обосновании органичного единства государственно-правовой жизни людей с жизнью в других общественных формах, а также в идейно-теоретическом обеспечении выхода на уровень индивидуального права (права человека) и международного права

в) рефлексии правосознания о своих актах и данном в них содержании как условном осознании основ культуры, т.е. первичных интенций, определяющих значения правовой жизни, и редукции как рационального способа такого осознания

г) установлении органичной связи между социальным и природным измерениями государственно-правовой жизни, права и государства как элементов среды существования человека

г) в том, чтобы создать стройную понятийную систему, призванную стать тождественной системе знаний о праве и государстве, сформировать догму как смысловую основу юриспруденции и практики нормирования, регуляции и суда

д) совмещении универсальности с конкретностью, в способности мыслить о конкретном (явлении, процессе) в категориальном ключе

1. Современный этап развития науки называется:

а) классическим

б) неклассическим

в) постнеклассическим

г) паранормальным

2. Наука может рассматриваться как ... (исключите неправильный ответ):

а) форма обыденного мировоззрения

б) определенный способ человеческой деятельности (исследование)

в) проверяемая особым образом система знаний о реальности

г) определенный социальный институт

3. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания это:

а) картина мира

б) наука

в) искусство

г) религия

26

д) образование

4. Томас Кун ввел в науковедение понятие:

а) верифицируемость истины

б) критический рационализм

в) парадигма познания

г) реляционное познание

5. Соперничающими подходами в поиске основных закономерностей развития науки являются:

а) коммунизм и антикоммунизм

б) кумулятивизм и антикумулятивизм

в) креационизм и эволюционизм

г) субстратный и функциональный

6. Автором книги «Структура научных революций» является:

а) Т. Кун

б) Т. Гоббс

в) Т. Джефферсон

г) И. В. Сталин

7. Юридическая наука - это:

а) социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т.е. такие достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности

б) общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности

в) наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений

г) наука о закономерностях процесса развития государства и права и, что самое главное, сущность государства и права

д) дисциплина, предмет изучения которой составляют правовые явления

8. Основоположником позитивизма является:

а) И. Кант

б) О. Конт

в) М. Бакунин

г) П. Сорокин

27

9. Исследование развития научного знания является целью:

а) психоанализа

б) герменевтики

в) постпозитивизма

г) неотомизма

10. Установите соответствие между этапами развития классической науки и концепциями:

История классической науки выделяет три эволюционных этапа развития:

1. Классический этап

2. Неклассический этап

3. Постнеклассический этап

а) данный этап характеризуется идеей зависимости, а также связи конкретного объекта со средствами деятельности. Учет полученных в ходе исследования результатов является условием получения в дальнейшем истинного знания о данном объекте

б) на данном этапе наука характеризуется, прежде всего, принципом интерсубъективности и проникновением субъективных изменений в контекст науки. В первую очередь через процесс познания был внесен принцип дополнительности. Здесь все внимание сосредоточено строго на исследуемом объекте, и не выносится за окружение его деятельности

в) на данном этапе происходит соотнесение знаний науки с имеющимися средствами познания и ценностными структурами деятельности

11. Стандартная модель постановки и решения исследовательских задач - это:

а) сигма

б) энигма

в) парадигма

г) диафрагма

12. Установите соответствия классической науки и неклассической (или постклассической) науки:

1. Классическая наука

2. Неклассическая наука

а) вынесение субъекта за рамки объекта

б) учет внерациональных способов познания

в) признание субъектности знания и познания

г) установка на рациональность

д) господство динамических закономерностей

28

е) дифференциация и интеграция (теория систем, синергетика, структурный метод)

ж) четкая грань между естественными и гуманитарными науками

з) моделирование (в том числе математическое)

13. Для традиционного права характерны черты:

а) синкретизм

б) системность

в) символизм

г) различие юридических и нравственных предписаний

д) формализм.

14. Основными функциями юридической науки являются:

а) мировоззренческая

б) эвристическая

в) проектирования и конструирования

г) методологическая

д) практико-организационная

е) эстетическая

ж) прогностическая

з) практическая

и) эвристическая

к) онтологическая

л) инструментальная функция

м) познавательная

1. Выделите формы научного познания:

а) интуиция

б) проблема

в) анализ

г) теория

д) закон

е) индукция

ж) факт

з) идея

и) гипотеза

к) опыт

л) принцип

2. Установите соответствие между уровнями научного познания и их функциями:

1) эмпирический уровень

2) предпосылочный уровень

3) теоретический уровень

а) объяснение выявленных законов

б) обнаружение, описание и обобщение фактов

в) фиксация философско-методологических оснований

3. Методами эмпирического познания являются:

а) обстрагирование и описание

б) моделирование

в) измерение

г) наблюдение

д) абстрагирование

е) аналогия

4. Основными видами теории являются:

а) аксиоматическая

б) гипотетико-дедуктивная

в) индуктивная

г) описательная

д) формализованная

5. Выстройте в правильной логической последовательности этапы наблюдения:

1) выбор способа наблюдения

2) проведение наблюдения

3) определение задачи

4) обработка полученных данных

5) выбор объекта

6. Подчеркните требования, предъявляемые к научной гипотезе:

а) принципиальная проверяемость

б) абсолютная достоверность

в) простота

г) эвристическая сила

д) совместимости с существующим научным знанием экономический эффект

7. В структуру научной теории входят:

а) исходная теоретическая основа

б) логика развития теории

в) альтернативные теории

г) совокупность выводного знания

д) реализация теории в изобретениях

8. Установите парные методы познания:

анализ, исторический, индукция, диалектика, дедукция, синтез, логический, метафизика

9. Метод научного познания, заключающийся в изучении явления в специально создаваемых и контролируемых условиях, позволяющих восстановить ход явления при повторении условий, это:

а) наблюдение

б) описание

в) анализ

г) измерение

д) эксперимент

10. Установите соответствие между понятиями и их значениями:

1) метод

2) методика

3) методология

а) конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования; совокупность способов и приемов познания

б) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операция практического или теоретического освоения (познания) действительности

в) это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания эпистемологии и философии науки; система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки

11. Установите правильное соответствие:

1) фактуализм

2) эмпиризм

3) рационализм

4) сенсуализм

5) теоретизм

а) научные факты определяются теорией

б) основным источником познания выступает разум

в) нет ничего в разуме, что не прошло бы прежде через чувства

г) основа познания - опыт

д) «факты - упрямая вещь»

12. Расположите в правильной логической последовательности этапы научного исследования:

1) создание теории

2) выдвижение гипотезы

3) формулирование проблемы

4) сбор эмпирических данных

5) проверка гипотезы

13. Сильными сторонами интуитивного познания являются:

а) неорганизованность

б) относительная свобода от стереотипов и схем

в) более высокая скорость мышления

г) отсутствие опоры на предшествующий опыт

д) большая возможность образования ассоциаций

14. Выстройте верную логическую последовательность этапов эксперимента:

1. самоманипулирование исследуемым объектом

2. планирование эксперимента

3. интерпретация полученных результатов

4. выбор средств

15. Видами эксперимента являются:

а) модельный

б) кибернетический

в) фантастический

г) гуманистический

д) поисковый

16. Установите соответствие между названиями методов и их описанием:

1) индукция

2) синтез

3) анализ

4) дедукция

а) расчленение объекта на составляющие для раздельного их изучения

б) движение мысли от частного к общему

в) рассуждения от общего к частному

г) мысленное или практическое объединение изучаемого объекта в целое

17. Преимуществами эксперимента над наблюдением являются:

а) естественность

б) воспроизводимость

в) возможность вмешаться в изучаемый процесс

г) неповторимость

18. К видам научного прогнозирования относятся:

а) прогнозирование на фактографической основе

б) прогнозирование на основе экспертной информации

в) прогнозирование по взаимному расположению планет

г) прогнозирование на аналогии

19. Гипотеза ad hoc - это:

а) общая гипотеза

б) окончательная гипотеза

в) гипотеза для данного случая

г) доказанная гипотеза

20. В интуитивном познании ведущая роль принадлежит:

а) сознательному

б) бессознательному

в) логическому

г) дискурсивному

21. Принцип фальсифицируемости предложил:

а) И. Лакатос

б) М. Шлик

в) Т. Кун

г) К. Поппер

22. Эксперимент как метод познания первоначально возник в:

а) биологии

б) гуманитарном знании

в) естествознании

г) математике

23. Наблюдение - это:

а) метод построения научной теории

б) метод эмпирического познания

в) метод выдвижения гипотезы

г) метод теоретического познания

24. Выделите (подчеркните) формы научного познания:

Интуиция, проблема, анализ, теория, закон, индукция, факт, идея, гипотеза, опыт, принцип.

1. Научная коммуникация это...

а) социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств

б) мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива

в) совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способа осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов

г) адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам

д) система общения, состоящая из мелких фрагментов и набора правил, которые регулируют способ употребления этих фрагментов для составления высказывания, имеющего смысл

2. Назовите ученых входивших в состав Венского кружка.

3. Установите соответствие

Для того чтобы сделать эту связь достаточно прозрачной, обычно выделяют следующие слои коммуникативного действия:

1) локуция

2) иллокуция

3) перлокуция

а) (указание на способ интерпретации передаваемого текста). Данный слой сообщения определяется общими конвенциями, регулирующими коммуникативные процессы среди носителей некоторой данной культуры, а также особенностями локальной ситуации, в которой эти процессы осуществляются

б) (предъявление определенной конфигурации знаков). В повседневном общении людей, например, под локуцией обычно понимают произнесение определенного комплекса звуков

в) (эта характеристика сообщения выражает ожидания говорящего). Предъявляя окружающим соответствующий текст, инициатор общения старается выстроить его таким образом, чтобы вызвать именно ту ответную реакцию собеседников, которая позволит ему решить поставленную перед собой задачу.

4. Модели (теории) юридической аргументации:

а) дедуктивная

б) феноменологическая

в) модель свободного принятия решения

г) герменевтическая

д) индуктивная

е) когерентная

5. Установите соответствие видам аргументации

Различают несколько видов аргументов:

1) удостоверенные единичные факты

2) определения как аргументы доказательства

3) аксиомы и постулаты

4) ранее доказанные законы и теоремы как аргументы доказательства

а) в качестве аргументов доказательства могут выступать ранее доказанные законы физики, химии, биологии и других наук, теоремы математики.

б) больше характерны для математики, механики, теоретической физики, математической логики и др.

в) определения понятий формулируются в каждой науке. Свои определения существуют в химии, математике, физике и т. д.

г) к такого рода аргументам относится так называемый фактический материал, то есть научные данные и научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, очень велика

6. Правовая оговорка - это...

7. Назовите автора метода деконструкции.

1. Функции метода юридического познания:

а) эстетическая функция

б) получение юридических знаний

в) защитная функция

г) построение теоретической (научной) системы юридических знаний

д) организационно-технологическая функция

е) управленческая функция

ж) общественно-преобразовательная функция

2. Требования диалектического метода познания:

а) изучать явления в неразрывной связи с другими общественными явлениями (экономикой, политикой и т.п.)

б) изучать явления в развитии, конкретно - исторически;

в) изучать явления в неразрывной связи с другими общественными явлениями (экономикой, политикой и т.п.);

г) изучать явления в развитии, конкретно-исторически;

д) законность познания.

3. Данное определение: «Система методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности, знания о них» относится к понятию:

а) концепция

б) методология

в) парадигма

г) теория

4. Предмет и метод юридической науки соотносятся как:

а) предмет определяет методы исследования

б) методы определяет исследователь независимо от предмета исследования

в) предмет и метод существуют независимо друг от друга

г) между предметом и методом разница отсутствует

5. Понятию «специальные научные методы» соответствует определение:

а) методы, которые используются во всех конкретных науках

б) методы, которые используются в нескольких, но не во всех конкретных науках

в) методы, которые разработаны конкретными науками и используются для познания государственно-правовых явлений

6. Для анализа сходства, различия и классификации правовых систем применяется следующий из перечисленных методов:

а) статистический

б) метод сравнительного правоведения

в) кибернетический

г) следственный

7. Установите соответствие между методами юридической науки:

А) общенаучные методы

Б) специальные методы

В) частнонаучные методы

Методы юридической науки

Варианты из набора ответов

А)

1. правовой эксперимент

2. системный

3. аналогия

4. моделирование

5. формально-юридический

6. математический

Б)

7. конкретно-социологический

8. анализ

9. статистический

10. абстрагирование

11. диалектика

12. правовое прогнозирование

В)

13. восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному

14. математический

15. индукция

16. сравнительное правоведение

17. функциональный

18. дедукция

19. сравнительный

20. синтез

8. К эмпирическим методам сбора и изучения отдельных государственно-правовых явлений относятся:

а) метод познания закономерностей

б) методы толкования права

в) системно-структурный метод

г) конкретно-социологические методы

д) метод научной абстракции

9. Установите соответствие между эмпирическим методом обобщения единичных:

1) метод сравнительного правоведения

2) статистические методы

3) метод социально-правового эксперимента

а) применяется к фактам, полученным при помощи методов анкетирования, наблюдения, анализа письменных источников, социально-психологических методов с целью выявления в них общего и устойчивого;

б) в ограниченной сфере создается реальный набор государственно-правовых условий с целью изучения их приемлемости для практики и более широкого распространения;

в) состоит главным образом из методик выявления фактов сходства и различия, присущих государственным и правовым системам разных стран.

10. Правовой позитивизм - это ....

11. Выделите (подчеркните) объекты феноменологического метода:

а) правовые явления несут в себе, кроме сугубо юридических значений, еще и смыслы внеюридического характера

б) безусловные очевидности, предшествующие нормам права

в) человек как субъект права предстает в качестве продукта и представителя определенных социальных общностей, конкретно-исторических систем общественных отношений

г) идеальные априорные когнитивные структуры, предшествующие знаниям о праве и данные человеку через феномены его сознания.

12. Правовая интерсубъективность - это ...

13. Одним из основателей аналитической философии считают ...

14. К преимуществам культурологической методологии необходимо отнести:

а) ценность многофакторности, многообразности вне необходимости приведения многообразия к единству

б) конкретность, исчерпывающая содержательность получаемого знания, позволяющая избегать абстрактных рассуждений о праве и государстве

в) решающую роль опыта как способа накопления социально-целесообразной и социально-ценной деятельности и отношений

г) образность (подвластность «картиночному», поверхностному, неспециализированному мышлению) и, как следствие, общедоступность

д) наглядность (опредмеченность) знаний о праве и государстве

е) вписанность инструментария исторической методологии во все другие методологии

ж) рассчитанность на связывание ценностей с предметно-деятельными воплощениями и их внешними формами

з) документально-фактическую подкрепленность выводимых исторических закономерностей, что позволяет различить их многообразие

и) богатство понятийно-образного аппарата

15. Определите сущность антропологической методологии

Сущность антропологической методологии заключена в....

а) установлении органичной связи между социальным и культурным измерениями государственно-правовой жизни, правообразования и правореализации

б) обнаружении и характеристике идейно-мотивационного аспекта проблем теории государства и права, в обосновании органичного единства государственно-правовой жизни людей с жизнью в других общественных формах, а также в идейно-теоретическом обеспечении выхода на уровень индивидуального права (права человека) и международного права

в) рефлексии правосознания о своих актах и данном в них содержании как условном осознании основ культуры, т.е. первичных интенций, определяющих значения правовой жизни, и редукции как рационального способа такого осознания

г) установлении органичной связи между социальным и природным измерениями государственно-правовой жизни, права и государства как элементов среды существования человека

д) том, чтобы создать стройную понятийную систему, призванную стать тождественной системе знаний о праве и государстве, сформировать догму как смысловую основу юриспруденции и практики нормирования, регуляции и суда

е) совмещении универсальности с конкретностью, в способности мыслить о конкретном (явлении, процессе) в категориальном ключе

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.