X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » УП и ГП БАКАЛАВРИАТ » Концепции современного естествознания

Концепции современного естествознания

1. Наука, ее отличительные особенности. Функции науки.
2. Естественные и гуманитарные науки, их сходство и различие.
3. Формы познания мира, их особенности. Методы научного познания.
4. Виды научных знаний, отличие эмпирических знаний от теоретических. Особенности научных знаний.
5. Научные законы. Виды научных законов.
6. Алгоритм научного познания мира.
7. Типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая.
8. Натурфилософская картина мира.
9. Механистическая картина мира.
10. Квантово-релятивистская картина мира.
11. Корпускулярная и континуальная концепции описания действительности.
12. Физическая картина мира. Структурные уровни организации материи.
13. Пространство и время. Концепции абсолютных и относительного пространства и времени.
14. Энтропия как универсальная характеристика неупорядоченности в системах разной природы, в т.ч. социальных.
15. Состояние и структура как динамическая и статическая характеристика систем.
16. Взаимосвязь физических, химических и биологических процессов.
17. История геологического развития Земли.
18. Концепции развития геосферных оболочек.
19. Отличие живой материи от неживой. Определение жизни как свойства открытой системы.
20. Иерархические уровни организации живой материи.
21. Функции разных видов живых организмов в биогеоценозах.
22. Законы генетики и их роль в эволюции живого вещества.
23. Человек как биосоциальное существо, научные принципы здорового образа жизни.
24. Влияние космических циклов на жизнедеятельность человека.
25. Взаимосвязь творческой деятельности человека с эмоциями и работоспособностью.
26. Биоэтика и экологическая этика: основные понятия и проблемы.
27. Коэволюция – принцип ненасильственного сотрудничества человека и биосферы.
28. Универсальный эволюционизм как современная научная парадигма.
29. Условия, необходимые для протекания процессов самоорганизации.
30. Принципы универсального эволюционизма.
31. Роль знаний о научной картине мира в профессиональной деятельности юриста в сфере уголовного права.
1. Алгоритм научного познания мира включает ряд последовательных этапов, часть из которых требует итерации. Расположите этапы в правильном порядке и обозначьте те из них, которые необходимо повторить:
а) в случае, если гипотеза не выдержала эмпирическую проверку;
б) если появились новые научные факты, противоречащие общепризнанной теории.
Этапы научного познания (в произвольном порядке): формулирование закона, теории; анализ и систематизация данных; эмпирическое обобщение; сбор данных формулирование проблемы; эмпирическая проверка, выдвижение гипотезы.
2. Расположите этапы эволюции Вселенной в правильной последовательности: образование галактик; инфляционная стадия; нуклеосинтез – образование ядер атомов; образование нуклонов - протонов и нейтронов; Большой взрыв, образование атомов; образование звездных систем.
3. Установите правильную последовательность следующих процессов:
биологические, физические, социальные, психические, химические. Ответ аргументируйте конкретными примерами.
4. Установите соответствие между понятием и его определением (наименованием и содержанием метода научного познания) — аналогия, индукция, обобщение, синтез, дедукция, наблюдение, моделирование:
Способ рассуждения, в котором общий вывод строиться на основе частных посылок,
Чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира,
Изучение объекта путем создания и исследования модели, отражающей основные свойства объекта,
Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов,
Установление подобия, сходства каких-либо свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов,
Соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое,
Способ рассуждения, в котором из общего истинного знания выводится частное истинное знание.
Приведите примеры использования этих методов в профессиональной деятельности.
5. Объясните, почему время течет по-разному на Луне, Земле, Солнце, околоземной орбите, используя следствия общей и специальной теории относительности. Какие практические следствия имеет этот феномен?
6. Рассчитайте, а) чему равно расстояние, обозначаемое как световой год, если скорость света в вакууме составляет 300000 км/сек; б) когда мы на Земле узнаем, что Солнце погасло, если расстояние от Земли до Солнца составляет 150 000 000 км?
7. Жизнь - это форма существования макроскопических гетерогенных открытых систем, устойчивых, но неравновесных, и способных к самоорганизации и самовоспроизведению. Приведите конкретные примеры, характеризующие каждый элемент этого описания, то есть поясните, как проявляется макроскопичность, гетерогенность и др. в любом живом организме.
8. На низком берегу реки (пойменном) располагались обширные кочкарниковые болота. В них долго задерживалась вода и во множестве обитали личинки комаров, поэтому из болот все лето вылетали полчища кровососов. Люди осуществили мелиорацию - срезали кочки, выровняли рельеф и создали в этом месте заливной луг. Спустя несколько лет река стала мелеть.
Объясните, какие факторы (не менее двух), поддерживавшие водный баланс реки, исчезли из-за осушения болот.
9. В результате длительной (более 4 миллиардов лет) эволюции живых организмов и биосферы, выживали наиболее приспособленные к существующим условиям в каждый конкретный период микроорганизмы, растения, животные, вследствие чего природные экологические системы и биосфера в целом непрерывно изменялись, сохраняя при этом устойчивое состояние (состояние гомеостаза). Каждый биологический вид занимает в биогеоценозе свою экологическую нишу. Объясните, в чем заключается антропогенное воздействие на биосферу и почему оно может привести к нарушению устойчивости биосферы.
10. На заре земледелия агроценозы были более устойчивы, чем современные. Культурные растения не были чистыми сортами и представляли собой смесь различных по наследственным качествам форм. В засушливые годы выживали одни, во влажные — другие, то же - в холодные и в жаркие годы.
Сорняки на полях привлекали разнообразных насекомых, получалась система экологических связей, близкая к природной. Сорняки сгнивали на поле, улучшая почву. Такие агроценозы давали относительно невысокие, но устойчивые урожаи.
Объясните, какова главная причина — главный экологический признак, обеспечивающий устойчивость такого биоценоза, и как это связано с функциональными блоками организмов в биосфере.
11. В ходе экологической сукцессии видовое разнообразие организмов изменяется, при этом каждое последующее растительное сообщество в цепи экологической сукцессии формируется и живет дольше, чем предыдущее, а также изменяется устойчивость (стабильность) сообществ.
Объясните, почему и в каком направлении происходят все эти изменения, используя принципы универсального эволюционизма.
12. Установите правильную последовательность биологических ритмов, синхронных с ритмами среды: циркааннуальные, циркатидальные, циркалунарные, циркадианные. Объясните, какому признаку построена последовательность и какие ритмы среды лежат в их основе, приведите примеры.
13. Зависимость характера эмоций от количества информации, которой располагает субъект, можно выразить следующей формулой:
Эмоции = имеющаяся информация – необходимая информация.
Используя эту формулу, объясните, при каком соотношении необходимой и имеющейся информации:
а) эмоции не возникают
б) возникают положительные эмоции
в) возникают отрицательные эмоции.
14. Установите соответствие между видом отношений человека и природы и периодами развития общества: информационный; начало преобразования природы; растворение в природе; аграрный; индустриальный; активное преобразование природы; осознание преобладающей роли человека в биосфере и ответственности за сохранение её устойчивости, а в перспективе — коэволюция; биогенный.
Ответ аргументируйте.
15. Вставьте в предложение соответствующее по смыслу пропущенное слово - резервы, работоспособность, ресурсы, творчество, эмоции, согласовав, при необходимости, его окончание:
… являются средством мобилизации дополнительных возможностей организма для преодоления двойственных и неожиданных ситуаций;
... человека - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных благ;
Запас веществ или сил, которые тем или иным способом сберегаются организмом от их расходования до момента, когда они будут необходимы и могут быть использованы дополнительно называются …;
… — это потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени;
Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ... индивида.
16. Что такое астероиды, где они расположены, каковы их орбиты и размеры? Назовите наиболее крупные из них.
17. В чем заключается концептуальный подход в изучении современного естествознания?
18. Какова роль естествознания в формировании профессиональных знаний?
19. Назовите формальный признак разделения естественно-научных проблем на фундаментальные и прикладные.
20. Охарактеризуйте концепции близкодействия и дальнодействия. Кто и как создавал теорию электромагнитного поля? Как определили скорость света?
21. Что представляет собой процесс фотосинтеза? Сравните клеточное дыхание и фотосинтез.
22. В чем содержание биогеоноокосмического подхода?
23. Кратко охарактеризуйте основные виды галактик.
24. Как развивались представления о составе веществ? Какие основные законы определяют состав веществ? Каково значение закона Авогадро?
25. Выявите этапы развития биологии. Кратко охарактеризуйте каждый из них.
26. На какой основе базируется неклассическая химия?
27. В чем заключается явление самоорганизации? Приведите примеры из области химии и физики.
28. Приведите доказательства справедливости закона всемирного тяготения на Земле, в солнечной системе и за ее пределами.
29. Чем отличается естественнонаучный подход от философского?
30. Что такое радиоактивность (естественная и искусственная)? Как использование явлений радиоактивности позволило осуществить мечту алхимиков? Что такое изотопы? Как можно разделить их и насколько это важно?
31. Анализ причин и условий, порождающих преступное поведение граждан с использованием естественнонаучные знания о научной картине мира.
1. Охарактеризуйте следующие виды знаний, ориентируясь на особенности научных знаний (см. табл.), найдите сходство и отличие. Ответ обоснуйте устно.
Виды и особенности знаний
Научные
Религиозные
Полученные из произведений искусства
Объективные
Систематизированные
Проверенные (достоверные)
Рациональные (основанные на понимании)
Глубокие (неочевидные)
2. Охарактеризуйте следующие виды знаний, ориентируясь на
особенности научных знаний (см. табл.), найдите сходство и отличие. Ответ обоснуйте устно.
Виды и особенности знаний
Научные
Религиозные
Житейские
Объективные
Систематизированные
Проверенные (достоверные)
Рациональные (основанные на понимании)
Глубокие (неочевидные)
3. Охарактеризуйте следующие виды знаний, ориентируясь на особенности научных знаний (см. табл.), найдите сходство и отличие. Ответ обоснуйте устно.
Виды и особенности знаний
Научные
Полученные из произведений искусства
Житейские
Объективные
Систематизированные
Проверенные (достоверные)
Рациональные (основанные на понимании)
Глубокие (неочевидные)
4. Какой вид научных законов и, соответственно, тип причинно-следственных связей, характеризуют строки Омара Хайяма:
«Уж первая заря Творенья записала
То, что прочтет последний, Судный день».
Истинность своих суждений аргументируйте, интерпретируя высказывание О.Хайяма.
5. Философский смысл принципа дополнительности заключается в том, что никакое отдельное знание о предмете не может быть самодостаточным, требуется дополнить его знаниями, полученными в других науках или сферах деятельности. Объясните на конкретных примерах роль этого принципа в профессиональной деятельности юриста.
6. Установите соответствие между типами научной рациональности (их три) и общенаучными картинами мира (их четыре), ответ аргументируйте.
7. Объясните письменно (не более 3-5 предложений или план устного ответа), как можно применить корпускулярную и континуальную концепции описания явлений действительности в профессиональной деятельности юриста.
8. Охарактеризуйте особенности научных и житейских знаний, отраженные в рубае Омара Хайяма:
«Все, что видим мы – видимость только одна...
Далеко от поверхности мира до дна.
Почитай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей не видна!»
Обоснуйте свой ответ.
9. Установите правильную последовательность сложности биоэтических проблем (от менее сложных к более сложным): этические проблемы, связанные с отношениями человека и природы (живой и неживой), моральные проблемы, связанные с взаимоотношениями врача и пациента, этические проблемы, связанные с поддержанием жизни смертельно больного, страдающего человека; искусственного прерывания беременности; нравственные проблемы, связанные с трансплантацией органов, новыми технологиями деторождения; моральные и этические проблемы, связанные с возможностью клонирования многоклеточных организмов.
Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры решения отдельных проблем в юридической практике.
10. Проанализировав философское содержание принципов универсального эволюционизма, приведите их краткое (в одно слово) обозначение, то есть поставьте им в соответствие строго определенные понятия:
любая развивающаяся достаточно сложная система обычно имеет некоторый набор мысленно возможных, виртуальных состояний, из которых может реализоваться одно – единственное. Простейшими критериями отбора являются законы сохранения, которые невозможно нарушить, поэтому из всех возможных организационных структур, порожденных изменчивостью, существовать могут лишь те, которые не противоречат законам природы, в результате чего отсекаются нежизнеспособные формы организации материи;
степень зависимости будущего системы от её прошлого - «память системы» может быть различной: существуют системы с абсолютной памятью и с полным ее отсутствием. Солнечная система - это пример системы с бесконечной или абсолютной памятью: по состоянию системы в данный момент времени с помощью дифференциальных уравнений можно рассчитать все прошлые состояния и предсказать ее поведение в будущем. Развитое турбулентное движение жидкости – противоположный пример: по данному состоянию жидкости ничего нельзя сказать о ее прошлом и будущем;
эволюция систем невозможна без наличия «поля выбора», то есть без возникновения достаточно большого разнообразия форм или виртуальных
возможностей развития, без «хаоса возможностей», без случайности. В жестко детерминированных механических системах, в которых нет места случайности, развития не происходит.
11. Каково значение питания в обеспечении жизнедеятельности организма? Обозначьте Роль продуктов растительного происхождения в питании.
12. Что характерно и для представлений Аристотеля, и для современной научной картины мира? Укажите не менее двух вариантов ответа.
13. Назовите определение понятия «энтропия». Приведите ее основные
свойства.
14. Каков основной смысл высказывания Канта о роли математики в естествознании?
15. Как характеризовал Пуанкаре гармонию природы, выраженную математическими законами?
16. Дайте характеристику основным направлениям псевдонауки.
17. В каких материалах и когда обнаружена высокотемпературная сверхпроводимость?
18. Охарактеризуйте основные этапы развития физики.
19. Сформулируйте принцип тождественности.
20. Сформулируйте закон Хаббла.
21. Дайте краткую характеристику современных гипотез о происхождении Солнечной системы.
22. Приведите характерные параметры планет-гигантов.
23. Каковы перспективы использования биомассы?
24. Назовите основные виды перспективных материалов. Как можно повысить прочность материалов?
25. Каковы структура и состав молекул ДНК? Какие функции выполняют молекулы ДНК?
26. В чем заключается сущность эволюционной идеи Дарвина?
27. Охарактеризуйте на примере бассейна Волги экологическое состояние водных ресурсов.
28. Приведите примеры повышения эффективности потребления воды.
29. В чем заключаются основные современные способы продления жизни организма?
30. Охарактеризуйте сбережение материальных ресурсов на промышленном предприятии.
31. Опишите методы использования естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности юриста в сфере уголовного права при разработке общих и частных мер по профилактике и предупреждению правонарушений (преступлений).

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.