X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости


Криминология
1. Дайте определение предмета науки криминологии.
2. Расскажите об истории развития криминологии.
3. Раскройте сущность теории причинности в криминологии и проблемы криминологической детерминации.
4. Дайте классификацию основных детерминант преступности.
5. Раскройте понятие «личность преступника» и его структуру.
6. Дайте краткую характеристику структуры личности преступника в отечественной криминологии.
7. Расскажите о типологии (классификации) преступников.
8. Приведите классификацию криминогенных ситуаций и механизм их возникновения.
9. Назовите причины и условия индивидуального преступного поведения.
10. Охарактеризуйте роль потерпевшего в механизме индивидуального преступного поведения.
11. Расскажите о методологии и методике криминологических исследований.
12. Перечислите методы сбора, анализа и обработки криминологической информации.
13. Раскройте понятие, виды и сроки прогнозирования в криминологии.
14. Расскажите о методике и методах криминологического прогнозирования.
15. Раскройте сущность теории предупреждения преступности. Сформулируйте понятие предупреждения преступности.
16. Назовите нормативно-правовые, организационные, тактические основы и информационное обеспечение общесоциального и специально-криминологического предупреждения.
17. Охарактеризуйте систему и субъекты профилактики. Опишите систему предупреждения преступности, общесоциальной и специально-криминологической профилактики преступлений.
18. Назовите виды и этапы предупредительной деятельности. Охарактеризуйте объекты и субъекты предупредительной деятельности.
19. Раскройте сущность виктимологии (учение о жертве) и виктимности (личностная, ролевая, ситуативная).
20. Соотнесите понятия «личность потерпевшего» и «жертва» преступления.
21. Дайте криминологическую характеристику, социологическую и правовую оценку насильственным преступлениям.
22. Перечислите факторы, определяющие современное состояние и развитие насильственной преступности.
23. Приведите классификацию насильственных преступлений.
24. Дайте понятие и назовите виды (типы) рецидивной преступности.
25. Перечислите основные направления предупреждения рецидивной преступности. Назовите меры и методы общей и индивидуальной профилактики рецидивной преступности.
26. Дайте понятие и назовите виды (типы) и профессиональной преступности.
27. Назовите факторы, определяющие состояние и развитие организованной преступности. Назовите личностные особенности участников организованной преступной деятельности; их типология и классификация.
28. Дайте понятие и криминологическую характеристику преступности несовершеннолетних.
29. Перечислите основные направления общесоциального и специально криминологического предупреждения преступности несовершеннолетних.
30. Дайте криминологическую характеристику экономической преступности.
1. В городе N проживает (на 1 января отчетного года) мужчин в возрасте уголовной ответственности (т.е. старше 14 лет) 125 тыс. человек. Из них:
1) 14-20 лет - 20 тыс. чел.;
2) 21-40 лет -55 тыс. чел.;
З) 41 и старше - 50 тыс. чел.
В отчетном году выявлено преступников - 350 человек. Из них в возрасте: 1) 14-20 лет - 100 лиц; 2) 21-40 - 200 лиц; 3) 41 и старше - 50 лиц.
Укажите коэффициент криминальности (пораженности) каждого из трех возрастных слоев населения.
Поясните, какие особенности существуют при расчете коэффициента криминальности.
Аргументируйте свой ответ.
2. Проанализируйте, какие из приведенных ниже преступлений обладают степенью латентности (высокой, средней и низкой), и объясните, почему:
- дача и получение взятки;
- изнасилования;
- мошенничество;
- кража;
- хулиганство;
- вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий;
- убийство.
Укажите, причины возникновения латентности преступлений.
Аргументируйте свой ответ.
3. По мнению некоторых специалистов, латентность преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, достигает 80-90%.
Проанализируйте данное утверждение.
Соотнесите зависимость латентности от тяжести совершенных преступлений.
Обоснуйте свою позицию.
4. Ознакомьтесь с факторами преступности:
1. отступление от норм социальной справедливости в различных сферах общественной жизни;
2. обострение межнациональных отношений;
3. негативное воздействие «массовой культуры» через средства массовой информации;
4. изменения уголовного законодательства и правоприменительной практики;
5. усиление миграционных процессов;
6. изменение половозрастного состава населения;
7. изменение форм и отношений собственности;
8. сокращение расходов на учреждения культуры;
9. эффективность правоохранительной деятельности, проявляющейся в показателях раскрываемости преступлений;
10. изменение уровня потребления алкоголя;
11. рост психологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций;
12. ослабление семейных связей, рост числа разводов;
13. усиление социальной напряженности;
14. усиление социального и иного неравенства между людьми;
15. дефекты организационно-управленческой деятельности органов власти и управления, бюрократизации государственного аппарата.
Распределите по степени значимости перечисленные факторы преступности.
Укажите, причины возникновения латентности преступлений.
Аргументируйте свой ответ.
5. Ознакомьтесь со следующими явлениями:
- индивидуальные особенности личности преступника;
- социальные, экономические, психологические явления и процессы, свойственные данному обществу
- социально-экономические противоречия;
- конкретно-исторические противоречия развития нашего общества;
- конкретная жизненная ситуация.
Укажите, в каких из перечисленных явлений необходимо искать причины конкретного преступления, а в каких – причины преступности в целом.
Раскройте характеристику каждого явления.
Аргументируйте свой ответ.
6. Ознакомьтесь со следующими понятиями: общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, физическое уродство, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, равнодушие, рассеянность, мнительность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, конформизм, зависть.
Определите, какие из нижеприведенных признаков и особенностей человека характеризуют индивида как личность?
Укажите, какие из перечисленных признаков могут детерминировать антиобщественное поведение, а какие являются криминологически нейтральными?
Аргументируйте свой ответ.
7. Ознакомьтесь со следующими психофизиологическими особенностями преступников:
а) унаследованные или приобретенные физические или психические дефекты;
б) физические травмы, полученные в результате несчастного случая или заболевания;
в) врожденные или приобретенные психические нарушения (слабоумие, психопатия);
г) умственные и психосоматические расстройства (психозы, психоневрозы);
д) патологии, связанные с половыми извращениями, алкоголизмом, наркоманией;
е) низкий интеллектуальный уровень, умственная ограниченность, невежество, наивность;
ж) гормональные аномалии, связанные с повышенной сексуальностью, импотенцией, и т.п.
Определите, какие из перечисленных психофизиологических особенностей преступников относятся к числу факторов, детерминирующих преступность, какие служат благоприятным фоном антиобщественного поведения, а какие являются криминологически нейтральными?
Аргументируете свой ответ.
8. Проанализируйте нижеприведенную справку по делу М. и ответьте на поставленные в конце текста вопросы.
М., 35 лет. Родителей потерял в малолетнем возрасте, воспитывался в детском доме. По специальности - квалифицированный столяр с 10-летним стажем работы, образование - 6 классов общеобразовательной школы, женат, имеет 8-летнего сына.
Проживал с семьей в отдельной двухкомнатной квартире. Заработок - средний. Ранее был условно осужден за подделку больничных листов, затем за хулиганство - к лишению свободы. Хулиганство совершил при следующих обстоятельствах. Во время выпивки на квартире своего приятеля М. допустил непристойное высказывание в отношении жены последнего. В ответ на замечание приятеля М. неожиданно ударил его бутылкой по голове, избил жену и сына, разбил окно в их квартире, нарушил покой соседей, одного из них беспричинно ударил, «чтобы сорвать злость», как впоследствии пояснил сам М. на суде. После отбытия наказания возвратился к семье, был трудоустроен на ту же мебельную фабрику, где работал до осуждения. По работе характеризуется в целом положительно, однако отмечены выпивки в рабочее время, факты использования оборудования предприятия в корыстных целях. По истечении десяти месяцев со времени освобождения из колонии совершил кражу, один раз привлекался к ответственности за мелкое хулиганство.
Планы на будущее сводятся к тому, чтобы «освободиться и жить с семьей». Когда в ходе беседы разговор зашел о семье, М. заметно заволновался, на глазах у него появились слезы.
На вопрос о том, что привело его к неоднократному совершению преступлений. М. ответил: «Сам виноват. Дурость своя да водка».
Укажите основные социальные роли М.
Дайте обобщенную оценку такого элемента структуры личности М., как социальные роли и статусы.
Опишите раздельно интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства личности М.
Охарактеризуйте культурный уровень М.
Дайте обобщенную нравственно-психологическую характеристику личности М.
Проанализируйте, можно ли, судя по приведенным данным, говорить о том, что личности М. присуща устойчивая антисоциальная ориентация корыстного характера (корыстная установка)?
Проанализируйте, можно ли отнести М. к числу опасных преступников, в поведении которых наблюдаются элементы преступного профессионализма?
9. Проанализируйте приведенную ниже справку по делу В. и дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:
В., 32 лет, образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями.
Отец - инвалид, злостный пьяница, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекалась к ответственности за различные правонарушения. После ухода из дома В. попал в компанию опытных воров. По его собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако был осужден только за одну из них. В колонии дал откровенные показания об остальных совершенных им преступлениях. Объясняя свой поступок, заявил: «Начальник отряда душевный и справедливый человек был. Перед таким таиться нельзя». Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания «хотел жить честно», возвратился домой, но там было все «по-старому», даже еще хуже. Поселился у приятеля, потом у сожительницы. Поступил на работу в транспортный цех грузчиком. Перед этим, имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомастерскую, однако не был принят ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие этой специальности. На работе за уголовное прошлое никто В. не упрекал. Спиртными напитками не злоупотреблял, лиц с антиобщественной направленностью поведения сторонился. Случай свел В. с соучастником по делу о кражах, который приобщил его к потреблению наркотиков. Сам В. по этому поводу пояснил: «Вначале просто было интересно попробовать, а затем незаметно втянулся». Укажите, какие обстоятельства жизни В. могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?
Определите, каковы характеристики ситуаций совершенных В. Преступлений (первой кражи, разбойного нападения, применение насилия в отношении представителя власти) и роль в совершении каждого из этих преступлений личностных свойств В. И ситуаций совершения преступлений?
Определите, на какие положительные черты личности В. и особенности его биографии можно опереться в индивидуальной профилактической работе с ним?
Аргументируйте свой ответ.
10. Укажите причины и условия преступления:
Бокшин А.А., проживая в зарегистрированном браке с Бокшиной Н.Р., систематически на почве ссор и других семейно-бытовых причин наносил Бокшиной побои и другие телесные повреждения, которые в силу их неоднократности причиняли потерпевшей значительные физические и психические страдания, а потому носили характер истязания.
Так, в октябре 2020 года около 23 часов Бокшин, находясь в состоянии алкогольного опьянения у себя дома, на почве ревности стал избивать свою жену, нанес ей несколько ударов кулаком по лицу, спине, ноге, бил по другим частям тела, причинив потерпевшей легкие без кратковременного расстройства здоровья повреждения в виде кровоподтеков левого плеча, левого бедра, левой ягодицы.
В ноябре 2020 года вечером, находясь в состоянии алкогольного опьянения, Бокшин в результате ссоры с женой избил ее, сбил ее с ног на пол, несколько раз ударил ее ногой по различным частям тела, причинив потерпевшей побои и телесные повреждения в виде кровоподтеков на теле.
В феврале 2021 года вечером, находясь в состоянии алкогольного опьянения у себя дома, Бокшин на почве неприязненных отношений стал наносить удары кулаками по лицу, сбил с ног, а когда Бокшина упала на пол, стал бить ее ногами по спине, рукам, груди, в результате чего потерпевшей была причинена закрытая черепно-мозговая травма с явлениями сотрясения мозга, кровоподтеки на различных частях тела. Укажите обстоятельства, непосредственно способствовавшие совершению указанного преступления.
Разграничьте обстоятельства, относящиеся к ситуации совершения преступления и личности виновного.
Оцените роль в совершенном Е. преступлении его личностных свойств и ситуации.
Изобразите схематически обстоятельства, обусловившие совершение преступления.
12. 2 мая 2020 года около 5 часов утра Клочкова Л.В. в комнате общежития в присутствии своего сожителя Бондарева С.В. родила живого, доношенного ребенка - мальчика. Родившийся ребенок стал кричать. По совету Бондарева, Клочкова неоднократно закрывала рот ребенку махровым полотенцем, а когда убирала полотенце, ребенок продолжал кричать. Клочкова попросила у Бондарева ножницы и отрезала пуповину, затем, с целью убийства новорожденного, попросила Бондарева найти веревку. Бондарев отрезал часть от бельевого шнура, и подал Клочковой, чем она и задушила ребенка.
Вечером 2 мая 2020 года Клочкова и Бондарев сели в пригородный поезд и по пути следования поезда выбросили сверток с трупиком ребенка на правую сторону колеи железнодорожного пути.
Допрошенная в судебном заседании подсудимая Клочкова вину в совершении преступления признала полностью, и пояснила, что с Бондаревым сожительствует более года, проживала вместе с ним в общежитие училища. О том, что беременна, она узнала за несколько месяцев до родов. Об этом никому не говорила, поскольку в тот период времени нигде не работала, и пыталась трудоустроиться. В женскую консультацию не обращалась. Ребенка она не хотела, так как не имела ни постоянной работы, ни жилья, брак с Бондаревым не был зарегистрирован, а сделать аборт она опоздала.
Клочкова Л.В., 1969 года рождения, имеющая среднее - специальное образование, ранее не судима.
Определите причины и условия преступления.
Укажите характеристики личности Клочковой Л.В.
Аргументируйте свой ответ.
13. Кулагин B.C., 43 лет, имевший высшее образование, работавший инженером электромеханического завода, пользовался авторитетом и уважением в коллективе, был хорошим семьянином, много времени уделял воспитанию детей. В один из дней, позвонив домой, он пообещал жене, что приедет домой пораньше, и они смогут сходить в цирк всей семьей. В тот день шел сильный дождь, был туман, в связи с чем, видимость на дороге была ограниченной. Рассчитывая на свой большой опыт вождения машины (более 10 лет) и желая выполнить обещание, Кулагин вел машину со скоростью 70-80 км в час. На одном из поворотов водитель впереди идущей машины «Жигули» неожиданно затормозил, и без включения сигнала поворота занял левый ряд, и приготовился к повороту налево. Дистанция между машинами была чрезвычайно мала, и Кулагин во избежание столкновения с «Жигулями» стал резко тормозить и взял вправо.
Но из-за скользкой дороги и высокой скорости машину сразу занесло, остановить ее не удалось, и правым боком машины был сбит человек, который шел по краю дороги.
Определите причины и условия преступления.
Укажите характеристики личности Кулагина В.С.
Аргументируйте свой ответ.
14. Систематизируйте по степени криминогенности следующие группы несовершеннолетних:
- учащиеся (лицеев, гимназий, общеобразовательных школ и т.п.);
- работающие на производстве;
- неработающие и неучащиеся.
Определите, какие особенности свойственны каждой из приведенных групп.
Аргументируйте свой ответ.
15. Определите, какие из названных преступлений наиболее часто совершаются несовершеннолетними преступниками:
- хулиганство;
- изнасилование;
- карманная кража;
- убийство;
- квартирная кража;
- неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон):
- применение насилия в отношении представителя власти;
- мошенничество;
- дача взятки.
Укажите основные.
Аргументируйте свой ответ.
16. Артеев B.C. с 12-летнего возраста стал убегать из дома со своим другом. Находясь в бегах, они совершали кражи продуктов и вещей у граждан. Были поставлены на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, имели приводы в милицию. В 14 лет
Артеев был привлечен к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 144 ч. 2 (по старому УК РСФСР) и осужден к трем годам лишения свободы. В воспитательно-трудовой колонии во время отбытия наказания Артеев познакомился с Нестеровым Б.А., с которым в первый же месяц после освобождения из ВТК совершили грабеж и вымогательство. Отбыв пять лет лишения свободы, назначенных по приговору за совершение указанных преступлений, Артеев устроился работать охранником в коммерческую фирму, принимал участие в криминальных «разборках» фирмы с другими подобными фирмами. Во время одной из таких «разборок» совершил умышленное убийство Васнева И.П.
Проанализируйте материалы на несовершеннолетнего Артеева В.С.
Разработайте план профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетнего Артеева В.С.
Аргументируйте свой ответ.
17. В процессе индивидуальной работы с несовершеннолетним С. были получены материалы, характеризующие его образ жизни, поведение, отношение к труду. Из характеристики с места работы С. стало известно, что он работает на заводе железобетонных изделий в качестве разнорабочего. К труду относится удовлетворительно, в общественной жизни участия не принимает, пассивен, имели место опоздания на работу без уважительных причин. На воспитательные меры реагирует болезненно, считает, что к нему проявляют излишнее внимание, как к ранее судимому.
Из характеристики по месту жительства С. известно лишь то, что он часто бывает в состоянии алкогольного опьянения, поддерживает связь с ребятами сомнительного поведения, на замечания взрослых обычно не реагирует, сквернословит. Из бесед участкового инспектора с его родителями можно сделать следующий вывод: взаимоотношения родителей с сыном не налажены, взаимопонимание отсутствует; после работы он надолго уходит из дома, приходит поздно, к просьбам матери оставить компанию ребят, заняться делом, учебой относится безразлично, но явной грубости по отношению к ней не проявляет.
Из источников оперуполномоченного уголовного розыска стало известно, что С. является лидером неформальной группы, состоящей из несовершеннолетних, в прошлом судимых, вернувшихся из спецшколы и состоящих на учете милиции. Объединение группы состоялось на почве нездоровых интересов, в частности выпивок. Есть непроверенные данные, указывающие на совершение этой группой мелких краж и других правонарушений.
При проверке по данным ИЦ ГУВД г. Москвы было установлено, что С. ранее привлекался к административной ответственности за распитие спиртных напитков. Штраф был наложен начальником отдела внутренних дел. После этого подобных проступков С. не совершал.
Проанализируйте материалы на несовершеннолетнего С.
Разработайте план профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетнего С.
Аргументируйте вою позицию.
18. Проанализируйте криминологическую квалификацию личности преступника в зависимости от социально - демографических признаков, а также данных, основанных на состоянии личности на момент совершения преступления.
Раскройте характеристику этих данных.
Аргументируйте свой ответ.
19. Раскройте признаки и основания, по которым производится классификация преступников в криминологии.
Составьте криминологический портрет несовершеннолетнего преступника, осужденного за преступления против собственности.
20. Определите уровни предупреждения преступности, выделяемые в криминологии.
Раскройте характеристику уровней предупреждения преступности.
Аргументируйте свой ответ.
21. Определите группы населения, которые являются наиболее уязвимыми, и становятся жертвами преступлений.
Дайте характеристику указанным Вами группам.
Аргументируйте свой ответ.
22. Сформулируйте, по каким направлениям осуществляется предупреждение преступности судебными органами.
Раскройте эти направления.
Аргументируйте свой ответ.
23. Определите сроки криминологического прогноза по продолжительности периода исследования.
Дайте его характеристику.
Аргументируйте свой ответ.
24. Определите, какие криминологические методы будут использованы для проведения нижеуказанного исследования.
Дайте характеристику криминологическим методам в следующем случае: прокурор области поручил научно-исследовательскому учреждению составить прогноз преступности на 5-10-15 лет.
Составьте научный прогноз преступности на эти годы.
Аргументируйте свой ответ.
25. Дайте характеристику основным видам экономической преступности. Определите наиболее эффективные мероприятия, направленные на борьбу с экономической преступностью.
Аргументируйте свой ответ.
26. Определите сколько совершено (всего) убийств, краж личной собственности, грабежей и разбойных нападений, краж государственной собственности в следующем случае: в структуре преступности убийства составляют 2,8%, кражи личной собственности - 27%, грабежи и разбойные нападения - 13%, кражи государственной собственности - 22%. Проживает 180 тысяч человек, всего совершено 356 тысяч преступлений.
Аргументируйте свой ответ.
27. Раскройте признаки организованной преступности.
Проведите различие между организованной преступностью и другими видами преступности.
Аргументируйте свой ответ.
28. Определите структурные виды насильственной и ненасильственной корыстной преступности.
Раскройте характеристики насильственной и ненасильственной корыстной преступности.
Аргументируйте свой ответ.
29. Определите структуру преступности: за последние 2 года в Горьковском районе совершено 100 преступлений, из них: особо тяжких - 8; тяжких - 25; менее тяжких - 35; не представляющих большой общественной опасности - 32; несовершеннолетними - 32; лицами, имеющими неснятую и непогашенную судимость - 47.
Укажите особенности структуры преступности в Горьковском районе.
Аргументируйте свой ответ.
30. Определите структуру преступности: за последние 2 года в N - м регионе совершено 2000 преступлений, из них: 660 - тяжких, 1320 - менее тяжких, 20 – не представляющих большой общественной опасности; 120 – совершено несовершеннолетними, 780 – в соучастии; 1220 – лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость.
Укажите особенности структуры преступности в N - м регионе.
Аргументируйте свой ответ.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.