X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости


ЛОГИКА
1. Логика как наука. Предмет формальной логики.
2. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Логическая характеристика понятий.
3. Отношения между понятиями.
4. Логические операции обобщения и ограничения понятий.
5. Логическая операция определения понятий. Виды определений. Правила определения понятий.
6. Логическая операция деления понятий. Правила деления понятия.
7. Суждение как форма мышления. Простое суждение: структура, виды простых суждений (по содержанию предиката).
8. Объединенная классификация категорических суждений по количеству и качеству.
9. Отношения между суждениями (логический квадрат).
10. Виды и структура сложных суждений.
11. Модальность суждений. Виды модальности.
12. Вопрос как форма мысли. Логическая структура вопроса и ответа.
13. Законы формальной логики.
14. Умозаключение: сущность, структура и виды.
15. Непосредственные умозаключения (превращение, обращение, противопоставление предикату).
16. Простой категорический силлогизм.
17. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. Правила фигур.
18. Умозаключения из суждений с отношениями. Чисто условное умозаключение.
19. Условно-категорическое умозаключение, его правильные модусы и роль в судебно-следственной практике.
20. Разделительно-категорическое умозаключение, его модусы и роль в судебно-следственной практике.
21. Индуктивные умозаключения. Виды индукции.
22. Индуктивные методы установления причинной связи.
23. Умозаключение по аналогии. Виды аналогии.
24. Доказательство и его структура. Значение доказательства в судебной практике.
25. Характеристика видов доказательств в ходе уголовного процесса.
26. Способы опровержения, их роль в судебной практике.
27. Гипотеза и ее структура. Роль гипотезы в познании.
28. Виды гипотез.
29. Особенности аргументации в ходе уголовного процесса.
30. Использование логических приемов, правил и средств познания смысла норм права для квалифицированного осуществления уяснения и разъяснения содержания норм права.
Задание 1. Нарушены ли в приведенных высказываниях законы логики и если да, то какие?
1. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать …» (И. А. Крылов «Волк и ягненок»).
2. Убийство было совершено гражданкой Иволгиной, поскольку она сама призналась в совершенном преступлении и подписала все показания.
3. Студенту следует поставить зачет, поскольку у него день рождения.
4. Любое правонарушение является общественно опасным деянием.
5. Данный брак был признан судом недействительным, поскольку одному из супругов к моменту заключения брака не исполнилось 18 лет.
6. «Шапку на стол не клади – денег не будет» (народная примета).
7. Отец проверяет тетрадь сына:
- Я что-то не понимаю: написано «Классная работа», а стоит двойка.
Задание 2. Установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений (опираясь на закон исключенного третьего).
1. Любое правонарушение является общественно опасным деянием. Ни одно правонарушение не является общественно опасным деянием.
2. Следствие по делу Завьялова прекращено. Следствие по делу Завьялова не прекращено.
3. Все студенты получили зачет по латинскому языку. Некоторые студенты не получили зачет по латинскому языку.
4. Петров – верующий человек. Петров – неверующий человек.
5. Суд вынес обвинительный приговор по делу Солодовой. Суд не вынес обвинительный приговор по делу Солодовой.
6. Любая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука своего предмета исследования не имеет.
Задание 3. Дайте полную логическую характеристику понятиям.
1. Министерство юстиции. 2. Газета. 3. Невиновность. 4. Закон. 5. Необходимость. 6. Брат. 7. Адвокат. 8. Измена. 9. Дом. 10. Город.
Задание 4. Дано несколько определений:
1. Трапеция - четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие - не параллельны.
2. Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называются электролитами.
3. Флорой называют видовой состав растений, произрастающих на той или иной территории.
4. Естественный отбор - процесс выживания наиболее приспособленных особей, который ведет к преимущественному повышению или понижению численности одних особей и популяций по сравнению с другими.
Какие из названных определений можно отнести к номинальным?
Задание 5. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:
1. Преступник – это человек, совершивший преступление.
2. Нефть – это черное золото.
3. Озеро – это водоем.
4. Треугольник – это многоугольник с разными сторонами.
Задание 6. Определите вид отношений между понятиями и изобразите его с помощью кругов Эйлера.
1.Храбрость, трусость. 2.Белая крыса, черная крыса. 3. Писатель, русский писатель, автор романа «Мастер и Маргарита». 4. Республика, форма правления. 5. Право, уголовное право, административное право. 6. Студент, москвич, спортсмен, отличник. 7. Президент, президент РФ. 8. Преступник, рецидивист, вор, мошенник.
Задание 7. Обобщите и ограничьте понятия.
1. Конституционное право. 2. Адвокат. 3. Студент МЮИ. 4. Эпос. 5. Демократия. 6. Движение. 7. «Былое и думы» Герцена. 8. Причина. 9. Министр. 10. Политическая партия.
Задание 8. Найдите субъект, предикат и связку в суждениях:
1. Дисциплина важна в любом деле.
2. Общее потепление во много раз превысит адаптационные способности многих природных сообществ.
3. Парниковый эффект может привести к быстрой гибели лесов.
4. Не шведы победили в битве под Полтавой.
5. Не каждый совершивший преступление виновен в преступлении.
6. Любви все возрасты покорны.
7. Умение замечать хорошее вокруг отвлекает от плохих мыслей
Задание 9. Деление какого понятия и по какому основанию было произведено в высказываниях.
1. «Государства делятся на унитарные и федеративные»
2. «Политическая деятельность может быть конструктивной и деструктивной»
Задание 10. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено).
1. Правоспособность – способность иметь определенные права и обязанности.
2. Грабеж – преступление против собственности, состоящее в открытом хищении чужого имущества.
3. Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.
4. Страус – это птица.
5. Соучастие – совершение умышленного преступления двумя и более лицами.
6. Вымогательство – преступление против собственности.
7. Национализм – детская болезнь, корь человечества. (Эйнштейн А.)
8. Подстрекатель – лицо, склонившее к совершению преступления.
9. Преступление – это, прежде всего, неразумие (Бальзак О.)
Задание 11. Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным.
1. Большой. 2. Научный. 3. Бедный. 4. Холодный климат. 5. Легкая работа. 6. Верность. 7. Законный. 8. Красивый поступок. 9. Гармоничный. 10. Смелый. 11. Глубокий. 12. Друг. 13. Наличный расчет. 14. Правда. 15. Истина.
Задание 12. Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление предикату.
1. Порядочному человеку чуждо зазнайство.
2. Все безответственные люди не являются надежными.
3. Некоторые россияне являются гражданами других стран.
4. Некоторые законы не являются юридическими.
Задание 13. Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении укажите, какие правила нарушены.
1. Речь бывает устной, письменной, путанной и заумной.
2. Приговоры бывают обвинительные, оправдательные и несправедливые.
3. Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно.
4. Трудовой договор может быть заключен: 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок не более трех лет.
5. Различают такие виды конкуренции, как совершенная и несовершенная.
6. Налоги бывают прямые и косвенные.
7.Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями.
Задание 14. Определите структуру и вид суждения.
1. Мифология появилась раньше философии.
2. В атмосфере Юпитера нет кислорода.
3. Лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора имеет воспитательный характер.
4. Мой брат старше меня на пять лет.
5. Налог не имеет характера наказания.
6. Юпитер – планета Солнечной системы.
7. В России существует разделение властей.
8. Геология – наука, изучающая строение и эволюцию Земли.
Задание 15. Дайте объединенную классификацию суждений, укажите субъект, предикат, связку, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность терминов.
1. Правительство является высшим органом исполнительной власти.
2. Гражданское право – юридическая наука.
3. Только некоторые люди обладают абсолютным слухом.
4. Не все работники суда имеют высшее образование.
5. Некоторые студенты являются кандидатами в мастера спорта.
6. Каждый работник имеет право на своевременную выплату заработной платы.
7. Не все преступления совершаются с прямым умыслом.
8. Некоторые выпускники МЮИ работают в прокуратуре.
9. Некоторые молодые люди любят слушать классическую музыку.
10. Понятие – форма мышления.
Задание 16. Установите вид сложного суждения, обозначьте его составные части (простые суждения) и запишите суждение с помощью символов.
1. Если Вы любите оперу, то вам обязательно надо сходить на премьеру «Евгения Онегина».
2. Организация или проведение несанкционированного митинга влечет наложение административного штрафа.
3. В суде прокурор либо поддерживает обвинение, либо отказывается от него.
4. Если жизнь теряет смысл, то человек впадает в отчаяние.
5. Мы все ленивы и нелюбопытны.
6. Мудрые люди обдумывают свои мысли, глупые – провозглашают их. (Гейне Г. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. М., 2006)
7. Ответственность за правонарушение может быть административной или уголовной.
8. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. (Конституция РФ)
9. Скажи мало, но хорошо.
10. Жизнь коротка, искусство вечно.
11. Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
Задание 17. Проверьте логическую состоятельность суждений при помощи «Логического квадрата».
1. «Истинно, что некоторые люди любят заниматься спортом, значит, истинно также и то, что некоторые люди не любят заниматься спортом».
2. «Истинно, что не все сделки являются многосторонними, значит, истинно, что все сделки не являются многосторонними».
3. «Истинно, что все студенты изучают иностранный язык, значит ложно, что некоторые студенты не изучают иностранный язык».
4. «Ложно, что все родители желают своим детям добра, значит ложно и то, что некоторые родители желают своим детям добра».
5. «Истинно, что никакое преступление не может иметь законного основания, значит, истинно и то, что некоторые преступления не могут иметь законного основания».
Задание 18. Определите вид модальности суждений (эпистемическая, деонтическая, алетическая), запишите их с помощью операторов.
1. На Марсе, по-видимому, возможна жизнь.
2. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.
3. Каждый человек имеет право на гражданство (Всеобщая декларация прав человека).
4. Зима в этом году, по-видимому, будет очень холодной.
5. Установлено, что Иванов был соучастником преступления.
6. Существование живых организмов без кислорода невозможно.
7. В течение рабочего дня работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания (рудовой кодекс РФ).
8. После окончания колледжа, я, возможно, выйду замуж.
9. Земля вращается вокруг Солнца.
10. Материя без движения не существует.
Задание 19. Подберите примеры правообязывающих, правозапрещающих и правопредоставляющих норм, используя Конституцию РФ и Уголовный Кодекс РФ.
Задание 20. Охарактеризуйте следующие вопросы с точки зрения семантики, познавательной функции, состава и структуры. Нарушены ли здесь правила постановки вопроса или нет?
1. Как зовут нынешнего короля Англии?
2. Ты выполнил домашнее задание сообщение по логике?
3. Как звали слона Александра Македонского?
4. Можно ли утверждать, что Платон был античным философом, или что именно он является автором диалога «Государство».
5. Земля вращается вокруг Солнца?
6. Действительно ли, что Россия не является членом НАТО?
7. В каком году был создан вечный двигатель?
8. Содержит ли данное деяние состав преступления?
9. Где и когда был подписан акт о капитуляции Германии в конце второй мировой войны?
10. Вы перестали врать?
Задание 21. Сделайте полный разбор силлогизма. Определите фигуру и модус.
Проверьте его правильность.
1. Лица, совершившие хулиганский поступок привлекаются к уголовной ответственности. Совершеннолетний Уточкин привлекается к уголовной ответственности, так как он совершил хулиганский поступок.
2. Все студенты проходят учебную практику. Петров не студент. Следовательно, Петров не проходит учебную практику.
3. Учебная практика – один из способов проверки знаний студентов. Петров – студент. Петров проходит учебную практику.
4. Все слоны – живые существа. Студент Сидаренко – это тоже живое существо. Студент Сидаренко – это слон.
5. Все отличники не получают двоек. Моя подруга Ира – не отличница. Моя подруга Ира получает двойки.
6. Доказательство, полученное незаконным путем, не имеет юридической силы.
Данное доказательство не имеет юридической силы, поскольку получено незаконным путем.
7. Лук – грозное оружие первобытного охотника. Лук содержит витамины. Некоторые растения, содержащие много витаминов, были грозным оружием первобытного охотника.
8. Все бабушки являются матерями. Все матери – это женщины. Некоторые женщины – бабушки.
Задание 22. Используя в качестве большей посылки суждение «Всякое преступление ДОЛЖНО быть раскрыто», подберите меньшую посылку и составьте силлогизм, соответствующий первой фигуре и модусу Ваrbаrа. Проверьте его на истинность.
Задание 23. Закончите силлогизм. Определите его фигуру. Проверьте правильность вывода.
1. Все адвокаты – юристы. Некоторые адвокаты – шахматисты.
2. Каждый человек имеет право на квалифицированную медицинскую помощь. Моя бабушка – человек.
3. Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными. Данные суждения являются противоречащими.
4. Все выпускники вуза сдают экзамены. Студент – первокурсник не является выпускником вуза.
5. Супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака (статья 25 Семейного кодекса РФ). Иванов подобного свидетельства еще не получил.
6. Все студенты нашей группы получили зачет по экономике. Смолина зачет по экономике не получила.
7. Все кашалоты – киты. Ни один кит – не рыба.
8. Некоторые юристы – прокуроры. Семенов – юрист.
Задание 24. Определите вид сложного суждения. Установите зависимость истинности или ложности сложного суждения от истинности или ложности составляющих его простых суждений:
1. И волки сыты, и овцы целы;
2. Рента бывает абсолютная или дифференциальная;
3. Если нападают, надо защищаться;
4. Рыночный обмен между людьми совершается только в том случае, если обе стороны рассчитывают получить прибыль.
5. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. (Конституция РФ).
6. Организация или проведение несанкционированного митинга влечет наложение административного штрафа.
7. В суде прокурор либо поддерживает обвинение, либо отказывается от него.
Задание 25. Проанализируйте приведенные ниже ответы. Нарушены ли здесь правила формулировки ответа или нет?
1. – Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило?
– А что же? Не в бабки же играть? (Чехов А. П. Злоумышленник).
2. – Петров, вы выполнили домашнее задание по логике?
– Да, я подготовил сообщение по Семейному праву.
3. – Ты идешь с нами в кино или нет?
– Да.
4. Кто является автором сочинения «Левиафан»?
– Английский мыслитель Томас Гоббс.
Задание 26. Определите фигуру и модус простого категорического силлогизма.
1. Некоторые писатели – авторы фантастических романов. К. Булычев – автор фантастического романа. Следовательно, К. Булычев – писатель.
2. Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Данное доказательство получено с нарушением закона. Оно не имеет юридической силы.
3. Эта рукопись не является средневековой. Ибо ни одна средневековая рукопись не написана химическими чернилами. А эта рукопись написана химическими чернилами.
4. Обвиняемый имеет право на защиту. Гражданин Н. – обвиняемый. Гражданин Н. имеет право на защиту.
5. Ни одна научная истина не основана на вере. Всякое религиозное учение основано на вере. Ни одно религиозное учение не является научной истинной.
Задание 27. Укажите умозаключения полной и неполной индукции. Найдите рассуждения, содержащие логические (индуктивные) ошибки.
1. Для выступления на научной конференции подготовились четыре члена студенческого научного общества «Генезис»: Синицын, Вяземский, Ложкин и Белкина. Вяземский и Ложкин выступили на пленарном заседании. Студенты Белкина и Синицын выступили с докладами на секциях. Таким образом, все члены студенческого научного
общества, приготовившие доклады, выступили на конференции.
2. Иванов не выполнил домашнее задание по логике. Петров не выполнил домашнее задание по логике. Сидоров не выполнил домашнее задание по логике. Иванов, Петров, Сидоров – студенты группы КОПС – 29. Ни один студент группы КОПС-29 не выполнил домашнее задание по логике.
3. При освобождении бойцами ОМОН заложников, захваченных преступниками, в завязавшейся схватке один преступник был убит, двое ранены, остальные сдались. Ни один из заложников не пострадал. Таким образом, все заложники были освобождены, бандиты обезврежены (Кириллов В.И. Упражнение по логике. М., 1997.).
4. Девушки, которых я знаю, любят шоколад. Вероятно, шоколад любят все девушки.
5. Некогда в Англии был особый способ лечения, состоящий в том, что так называемую мазь чести прикладывали не к ране, а к тому мечу, которым она была нанесена, и на нем делали перевязки с правильными промежутками; но в то же время перевязывали и рану, оставляя ее в таком положении на семь дней. Было замечено, что многие излечивались таким способом, считая, что излечение зависело от перевязки мяча. (Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. М., 1909.).
Задание 28. Укажите конкретные и абстрактные понятия.
1. Политическая система. 2. Преступность. 3. Стратегия. 4. Диктатура. 5. Двуличие. 6. Трезвость. 7. Адвокат. 8. Равенство. 9. Космический корабль. 10. Бескорыстие. 11. Родина. 12. Гражданское мужество. 13. Противоречие. 14. Спутник. 15. Зазнайство. 16. Самоотверженность. 17. Взаимодействие.
Задание 29. Опишите требования, предъявляемые к тезису, аргументами и демонстрации в ходе уголовного процесса.
Задание 30. Дайте характеристику ошибок в аргументации в ходе уголовного процесса.
Задание 1. Из приведенных суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения, установите их истинность или ложность.
Пример:
Некоторые государства являются унитарными (Iи).
Ни одно государство не является унитарным (Ел).
Некоторые государства не являются унитарными (Ои).
Все государства являются унитарными (Ал).
Задание:
1. Некоторые преступления не являются умышленными.
2. Некоторые писатели — авторы фантастических романов.
3. Некоторые преступления относятся к особо тяжким.
4. Большинство студентов успешно сдали сессию.
5. Некоторые правонарушения являются проступками.
6. Для большинства рабовладельческих государств характерна монархическая форма правления.
7. Некоторые предприятия не обладают правами юридических лиц.
8. Многие участники Великой Отечественной войны награждены боевыми орденами.
9. Некоторые суждения не являются простыми.
10. Не всякому офицеру мундир к лицу (К. Прутков).
11. Для некоторых категорий работников назначаются пенсии за выслугу лет.
12. Некоторые рыбы живут в реках.
13. Не все то золото, что блестит.
Задание 2. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Грипп не представляет опасности для жизни.
Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
Несколько лет назад Британское адмиралтейство обратилось к министру финансов с просьбой выделить 18 шиллингов в месяц на питание кота, охраняющего документы от мышей. Министр ответил так: «Если в адмиралтействе есть мыши, то деньги на пропитание не нужны, поскольку он может питаться мышами. Если мышей нет, то деньги тоже не нужны, поскольку тогда незачем держать кота».
Задание 3. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Наркомания представляет сегодня большую угрозу для здоровья и жизни нации.
Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
Если философ признает первичность материи и вторичность сознания, значит, он принадлежит к лагерю материализма; если же он считает первичным сознание, дух, а вторичным – материю, то он принадлежит к идеалистическому лагерю. Но философ может признавать первичным или материю, или сознание.
Задание 4. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Современная молодежь много развлекается.
Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
Брак может быть признан недействительным при нарушении условий, установленных статьей 27 Семейного кодекса РФ, а также в случаях регистрации брака без намерения создать семью (фиктивный брак), но в этом случае или нарушены условия, установленные статьями 27 Семейного кодекса РФ, или брак зарегистрирован без намерения создать семью.
Задание 5. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Участников данного преступления следует наказать.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
С минимальными примесями углерода железо легко куется. При добавлении небольшого количества углерода железо (сталь) куется труднее, при большем добавлении углерода железо (чугун) вообще не куется. Отсюда делается заключение, что увеличение количества углерода является причиной ухудшения ковкости железа.
Задание 6. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
Все преступники - рецидивисты.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
Какао-бобы способствует улучшению состояния сердечно-сосудистой системы. К такому выводу пришел сотрудник Медицинского института Гарварда. По словам доктора Н.Холленберга, полезные свойства какао-бобов сравнимы с теми, которыми обладают зеленый чай или красное вино. Содержащиеся в этих продуктах вещества снижают кровяное давление и улучшают кровоснабжение мозга и конечностей. К таким выводам ученый пришел, обследуя состояние здоровья жителей островов у побережья Панамы. В диеты местных индейцев входит много соли, однако, несмотря на это, они не страдают от повышенного артериального давления. Как выяснилось, это происходит благодаря употреблению большого количества какао-бобов. Выводы ученого косвенно подтверждаются и обследованием тех, жителей островов, которые переехали на материк, где в продающемся какао содержится меньше полезных веществ: эти люди часто страдают от повышенного давления
Задание 7. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Этому автомобилю необходим ремонт.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
Исследуя происхождение цветов радуги, английский мыслитель Р.Бэкон установил, что цвета радуги появляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы. Расширив область своих наблюдений, он открыл, что то же явление имеет место и при прохождении света через другие прозрачные среды; он нашел его в каплях росы, в пыли водопада, в брызгах от ударов веслами по воде. Бэкон установил, что причиной появления цветов радуги является прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы.
Задание 8. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Это рассуждение не является простым категорическим силлогизмом.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
Называя людей великодушными, можно укрепить ту сторону их Я-образа, которая побуждает к оказанию помощи. После того как несколько жительниц штата Коннектикут сделали благотворительные пожертвования, Роберт Краут сказал каждой из них: «Вы – великодушная личность». Двумя неделями позже те же самые женщины, в отличие от тех, которые не удостоились подобной характеристики, готовы были внести еще больший вклад в другое благотворительное общество».
Задание 9. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
Ни одно животное не понимает слов.
Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
Лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что ко времени расследования или рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки совершенное лицом деяние потеряло характер общественно опасного или это лицо перестало быть общественно опасным. Деяние, совершенное Н., потеряло характер общественно опасного или перестал быть общественно опасным Н.
Задание 10. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
Все преступники наказываются лишением свободы.
Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
Если преступление совершено вследствие стечения тяжелых личных (или семейных) обстоятельств, то эти обстоятельства признаются смягчающими ответственность виновного.
Если преступление совершено под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерным действием потерпевшего, то это обстоятельство также признается смягчающим ответственность. Это преступление совершено вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего.
Задание 11. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
Материальное богатство гарантирует счастье.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
Около ста лет назад впервые было описано заболевание овец и крупного рогатого скота, распространенное только в определенных местностях Шотландии. Животные теряли аппетит, у них быстро развивалась слабость, истощение; они с трудом держались на ногах и быстро погибали. Долгое время искали причину заболевания и способы лечения животных пока не обратили внимание на то, что заболевшие овцы и коровы выздоравливали, как только им добавляли в пищу кору осиновых деревьев. Выяснилось, что кора осины содержит кобальт, а в районах, где животные болеют этой болезнью, трава и вода бедны кобальтом. Стали делать добавки кобальта в корм – болезнь исчезла. Следовательно, кобальт в составе пищи животных занимает значительное место.
Задание 12. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Все кошки – позвоночные.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
Если стрессовая ситуация имеет выход, то она не влияет сильно на жизнь и здоровье живых существ. Это показал опыт, проведенный над крысами. Две группы крыс подвергали ударам электрическим током. Общее количество ударов было одинаковым. При этом у крыс из первой группы была возможность найти выход из клетки, в которой проводились опыты. А у крыс из второй группы выхода не было. Крысы второй группы быстро погибли, а первой - остались живы.
Задание 13. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Девушки любят читать гороскопы.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
В длинный стеклянный сосуд, соединенный с воздушным насосом, помещают два предмета различного веса, например, стальной шарик и легкое птичье крылышко, и проводят первое исследование в присутствие воздуха: сосуд переворачивают и наблюдают, что стальной шарик под действием силы тяжести падает быстрее, чем легкое перышко. Затем из сосуда выкачивают воздух и опыт повторяют. Оказывается, без присутствия воздуха и шарик, и перышко падают с одинаковой скоростью.
Задание 14. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Люди преклонного возраста нуждаются в заботе.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
Зная, что каждый химический элемент имеет особый отличающий его спектр, ученый Бунзен в 1860 г. открыл два новых щелочных металла: цезий и рубидий. Он исследовал щелочи, оставшиеся после испарения значительного количества минеральной воды из источника Дюркгейм. Изучая спектроскопом пламя, которое давали эти соли из смеси солей, он нашел какие-то «светлые линии, которые он никогда не наблюдал прежде и которые, как он знал, не давали ни поташ, ни сода. Тогда он принялся анализировать смесь и наконец выделил из нее два новых щелочных вещества».
Задание 15. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
У отечественных звезд эстрады есть поклонники.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
Эксперименты Артура Бимана и его коллег со студентами университета Монтана
(1978) показывают, что, как только люди осознают, почему присутствие других удерживает от оказания помощи, они становятся более отзывчивыми в любой групповой ситуации.
Исследователи прочитали некоторым из студентов лекцию о том, как бездействие других приводит к неправильной интерпретации чрезвычайной ситуации и искажает чувство ответственности. Прочие же студенты прослушали иную лекцию или вообще не слышали никакой лекции. Две недели спустя в другом эксперименте студенты проходили мимо человека, упавшего с велосипеда. Из тех, кто не слышал лекции об оказании помощи, лишь четвертая часть остановилась, чтобы предложить свою помощь; среди тех, кто прослушал лекцию, таковых оказалось вдвое больше.
Задание 16. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).
Пример:
Студент - это учащийся. Неправильное определение. Ошибка слишком широкого определения (А < Вс). Правильное определение: (студент — учащийся высшего учебного заведения (А = Вс).
1.Источники права - акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права.
2.Феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации.
3.Кассационная жалоба - это жалоба на приговор или решение суда, не вступившие в законную силу.
4.Инкриминирование - предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления.
5.Нация – устойчивая историческая общность людей.
6.Кража – тайное похищение общественного имущества.
7.Иск – юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
8.Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.
9.Правоспособность – способность иметь права.
Задание 17. Проверьте правильность обращения. Если обращение неправильно, сделайте правильный вывод.
Задание:
1.Все студенты юридических вузов изучают логику. Все изучающие логику - студенты юридических вузов.
2.Ни один студент нашей группы не является неуспевающим. Ни один неуспевающий не является студентом нашей группы.
3.Некоторые писатели - авторы исторических романов. Некоторые авторы исторических романов - писатели.
4.Некоторые ученые - авторы научной фантастики. Некоторые авторы научной фантастики - ученые.
5.Все экономические законы - объективны. Все объективные законы - экономические. 6.Некоторые юристы - преподаватели правовых дисциплин в вузах. Некоторые преподаватели правовых дисциплин в вузах - юристы.
7.Некоторые европейские государства являются унитарными. Все унитарные государства являются европейскими.
Задание 18. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненные данным. Установите их истинность или ложность.
Пример:
Обвиняемый имеет право на защиту (Аи). Ни один обвиняемый не имеет право на защиту (Ел). Некоторые обвиняемые не имеют прав на защиту (Ол). Некоторые обвиняемые имеют право на защиту (Iи).
Задание:
1. Совершеннолетние имеют право голоса.
2. Несовершеннолетние не имеют право голоса.
3. Всякое правонарушение есть противоправное деяние.
4. Ни один договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке.
5. Ни одно млекопитающее не живет в воде.
6. Каждый гражданин имеет право на самозащиту.
7. Все свидетельские показания подтвердились.
8. Всякий кулик свое болото хвалит.
9. Ни один студент нашей группы не курит.
10. Всякое суждение выражается в предложении.
11. Ничто человеческое мне не чуждо.
12. Никто его не понял.
13. Электрон имеет отрицательный заряд.
14. Все грибы съедобны.
15. Старый конь борозды не портит.
Задание 19. Сделайте вывод путем превращения; для проверки правильности вывода сформулируйте исходное суждение в явной логической форме (Все S суть Р; Ни одно S не есть Р; Некоторые S суть Р; Некоторые S не суть Р).
Пример:
1. Исходное суждение: Доверенность, в которой не указана дата совершения, недействительна.
2. То же суждение в явной логической форме: Всякая доверенность, в которой не указана дата ее совершения, является недействительной. Заключение: Ни одна доверенность, в которой не указана дата ее завершения, не является действительной.
Задание:
1. Конфедерации не носят постоянного характера.
2. Правовые нормы не возникают из экономических отношений автоматически.
3. Каждый человек имеет право на гражданство.
4.Значительный массив информации еще остается недоступным широкой общественности.
5. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение.
6. Счастливые часов не наблюдают.
7. Каждый французский солдат носит в своем ранце маршальский жезл.
8. Не все утверждения защитника были убедительными.
9. Войны не возникают сами по себе.
10. Все рабочие и служащие подлежат обязательному социальному страхованию.
11. Оскорбление национального достоинства преследуется по закону.
12. Время простоя по вине работника оплате не подлежит.
13. Ничто не возникает из ничего.
14. Среди художников есть пейзажисты.
15. Кто-то будет избран в президиум собрания.
Задание 20. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения: А, Е, I, О.
Пример:
Некоторые сделки являются односторонними. Некоторые S суть Р.
Частноутвердительное суждение (I).
Задание:
1.Многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений.
2. Некоторые осужденные к лишению свободы — рецидивисты.
3. Незаконная сделка является недействительной.
4. Каждый профессиональный футболист имеет свой уровень мастерства.
5. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
6.Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.
7.Сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной.
8. Арест состоит в содержании лица в условиях строгой изоляции.
9.Работник, невиновный в выпуске бракованной продукции, не может быть привлечен к материальной ответственности.
10. В этой деревне огни не погашены. (Рубцов).
11. Маршал Жуков — выдающийся полководец Второй мировой войны.
12. Некоторые преступления не представляют большой общественной опасности.
13. Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух.
14.Лицо, впервые совершившее в возрасте до шестнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, не подлежит уголовной ответственности.
15. В здоровом теле здоровый дух.
Задание 21. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.
Пример:
Амнистия может быть общей или частичной.
Разделительное (дизъюнктивное) суждение, состоящее из двух простых:
1) Амнистия может быть общей (p).
2) Амнистия может быть частичной (q).
В символической записи p v q – дизъюнкция.
Задание:
1.Несовместимые понятия находятся в отношениях контрарности, контрадикторности и координации.
2.Ни извиняющийся тон, ни упорство не украшают споры.
3.Облака бегут над морем,
Крепнет ветер, зыбь черней (Языков).
4.В судебном заседании прокурор должен либо поддерживать обвинение, либо отказаться от него.
5.Дитя не плачет - мать не разумеет.
6.Действие может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным в состоянии аффекта.
7. Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужой славою (Карамзин).
8. Познанья путь и долог и тяжел...
9. Двери были либо с витражами, либо без них.
10. Шторма бояться - в море не ходить.
Задание 22. Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения, составьте схему вывода.
Пример:
(А) все студенты нашей группы (S+) являются успевающими (Р-).
(I) Некоторые успевающие (Р-) – студенты нашей группы (S+).
Схема вывода: Все S есть Р. Некоторые Р есть S.
Задание:
1. Сотрудники полиции принимают присягу.
2. Некоторые студенты МЮИ первокурсники.
3. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности.
4. Некоторые ученые (и только ученые) академики.
5. Иванов - квалифицированный специалист.
6. Все преступления - общественно опасные деяния.
7. Некоторые студенты первого курса не сдали зачет по иностранному языку.
8. Многие страны Африки завоевали политическую независимость.
9. Все материалисты (и только они) признают первичность материи.
10. Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности.
11. Некоторые юристы - адвокаты.
12. Не всякий генерал от природы полный (Прутков).
13. Узурпация государственной власти - тягчайшее преступление.
14. Религиозные организации не выполняют государственных функций.
15. Кит - не рыба.
Задание 23. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены.
Пример:
Трудовые договоры заключаются: 1) на неопределенные срок; 2) на определенный срок не более трех лет.
Деление неправильное: нарушено правило соразмерности деления (ошибка неполного деления: трудовой договор может быть заключен также на время выполнения определенной работы).
Задание:
1.Научные знания делятся на естественно-научные, технические и гуманитарные.
2.К ценным бумагам относятся акции и чеки.
3.Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные.
4.Видами искусства являются художественная литература, живопись, скульптура, архитектура, театр и симфоническая музыка.
5.Политический режим различных государств может быть демократическим и недемократическим.
6.Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями.
7.Оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и автоматическим.
8.Формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные.
9.Политика бывает прогрессивной, консервативной и реакционной.
10.Языки делятся на естественные, искусственные и народные.
11. Речь бывает устной, письменной, путаной и заумной.
12. Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и несправедливыми.
13. Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно.
14. Республики разделяются на парламентарные, президентские и унитарные.
15. Основными свойствами товара являются потребительная стоимость и стоимость.
Задание 24. В атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку.
Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.
Задание:
1.Ни один водитель, будучи в нетрезвом состоянии, не должен садиться за руль автомобиля.
2.Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на льготы.
3.Сокровища Оружейной палаты являются народным достоянием.
4.Некоторые свободомыслящие люди начала XX века не являлись peволюционерами.
5.Ряд важнейших проблем развивающихся стран связан с переустройством их экономики.
6.Часть осужденных к лишению свободы не содержатся в исправительно-трудовой колонии.
7.Компьютеризация в промышленно-развитых странах породила новые виды преступлений.
8.Нет адъютанта без аксельбанта (Прутков).
9.Подрядчик несет ответственность за недостатки построенного объекта.
10.Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, представлено не было.
11.Авторское право на произведение, созданное в порядке служебного задания, принадлежит его автору.
12.Некоторая часть картин молодых художников была продана на аукционе.
Задание 25. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.
Пример:
Суждение — форма мышления. Общеутвердительное суждение (A), S распределен, Р не распределен.
Задание:
1. Никакая поддержка террористических банд не может быть оправдана.
2. Некоторые соглашения не являются выгодными для одной из сторон.
3. Многие виды преобразующей деятельности человека негативно изменяют условия развития естественных систем.
4. Честный ученый не может устраниться от решения экологических проблем.
5. По некоторым делам предусматривается законом обязательное проведение экспертиз.
6. Ничто не проходит бесследно.
7.Современный этап в развитии нашей страны характеризуется ростом демократических тенденций.
8. Некоторые работники суда не имеют высшего образования.
9. 70% всего мирового грузооборота перевозится морским путем.
10. Все акты моей комедии при всем их разнообразии протекают в течение года (Монтень).
11. Некоторые промышленно развитые страны на современном этапе развития применяют нетрадиционные методы овладения ресурсами развивающихся стран.
12. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд (Всеобщая декларация прав человека).
13. Новодевичье кладбище — пантеон выдающихся представителей русской литературы, искусства, науки, общественно-политических и военных деятелей — невозможно обойти за один день.
14. Некоторые лица, достигшие 15 лет, могут быть приняты на работу.
15. Ни один человек не должен страдать за правду.
16. Большое множество простых умов
Живут постройкой карточных домов (Гете).
Задание 26. Укажите, в каких задачах произведено деление понятий, а в каких – расчленение целого на части.
Задание:
1. Изобразительное искусство делится на живопись, скульптуру и графику.
2. Сделки совершаются устно или в письменной форме.
3. Рабовладельческое общество было разделено на рабов и рабовладельцев.
4. Самолеты делятся на монопланы и бипланы.
5. Изложение материала в учебниках обычно подразделяется на введение, основные главы и заключение.
6. Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны.
7. Недействительные сделки могут быть мнимыми или притворными.
8. Палеозойская эра истории Земли делится на кембрий, силур и девон.
9. По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.
10. Правоохранительные нормы делятся на диспозицию и санкцию.
11. Похищение личного имущества граждан квалифицируется как кража или грабеж.
12. К основным элементам музыки относятся ритм, лад, темп, тембр.
13.По характеру психической активности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
14. Решениями, выносимыми судом первой инстанции, являются либо приговор, либо судебное определение.
15. Право собственности включает в себя владение, пользование и распоряжение вещью.
Задание 27. Произведите анализ определений через род и видовое отличие; укажите определяемое и определяющее понятия, в последнем - род и видовое отличие.
Пример:
Суд (А), орган государства (В), рассматривающий гражданские и уголовные дела в соответствии с установленными процессуальными правилами (с). А - определяемое понятие, Вс - определяющее. В - род, с - видовое отличие.
Задание:
1. Держава - большое независимое государство, ведущее самостоятельную политику.
2. Клика - группа людей, стремящихся к достижению каких-либо корыстных, неблаговидных целей.
3. Бунт - стихийное восстание.
4. Халатность - должностное преступление, состоящее в невыполнении или ненадлежащем выполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, причинившее существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан.
5. Девиз - краткое изречение, выражающее руководящую идею поведения, деятельности.
6. Реформа - преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
7. Дееспособность - способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.
8. Сепаратизм - политическое движение за отделение части государства и создание нового государственного образования.
9. Коллизионная норма - правовая норма, определяющая право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному правоотношению международного характера.
10. Фреска - живописная картина, выполненная водяными красками по сырой штукатурке.
11. Проступок - противоправное деяние, влекущее по закону дисциплинарную или административную ответственность.
12. Вакансия - незамещенная должность.
13. Биологические ритмы - циклические колебания интенсивности и характера процессов жизнедеятельности животных и растительных организмов.
14. Инсинуация - клеветническое измышление с целью опорочить кого-либо.
15. Акцепт - согласие принять предложение контрагента о заключении договора.
Задание 28. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное; выделите определение через род и видовое отличие, а также приемы, заменяющие определение.
Пример: Термин «консенсус» заимствован из латинского языка и обозначает согласие, общее мнение. Это номинальное определение.
Задание:
1. Нормативный акт - это правовой акт государства, в котором содержатся предписания, нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида.
2. Грабеж - похищение государственного, общественного или личного имущества граждан, совершенное открыто.
3. Концерн - форма монополистического объединения с очень высоким уровнем концентрации и централизации капитала и производства.
4. Подстрекателем является соучастник преступного деяния, склонивший к совершению преступления.
5. Философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания, называется этикой.
6. Цилиндр - геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны.
7. Общественные отношения, урегулированные нормами административного права, называются административными правоотношениями.
8. Слово, употребленное в переносном значении, называется метафорой.
9. Случайность - форма проявления необходимости.
10. Наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в сложных машинах, живых организмах и обществе называется кибернетикой.
11. Инструмент для измерения на местности вертикальных и горизонтальных углов называется теодолитом.
12. Сознание - особое свойство высокоорганизованной материи.
13. Народ - автор и актер собственной жизненной драмы.
Задание 29. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил установите, следует ли вывод с необходимостью.
Пример:
1. Делаем вывод из посылок: Некоторые юристы (М) – адвокаты (Р). Семенов (S) – юрист (М). Семенов (S) – адвокат (Р).
2. Определяем фигуру: М Р 1-я фигура S М
3. Нарушено правило большей посылки, которая должна быть общей.
Задание:
1. Все студенты юридических вузов изучают логику. Соколов не студент юридического вуза. Следовательно…
2. Все студенты юридических вузов изучают логику. Федоров изучает логику.
3. Некоторые студенты – отличники. Сидоров – не отличник.
4. Некоторые студенты – отличники. Семенов – студент.
5. Некоторые врачи – кардиологи. Все присутствующие на совещании – кардиологи.
6. Каждый участник долевой собственности имеет право на отчуждение своей доли другому лицу. Н. – участник общей долевой собственности.
Задание 30. Продемонстрируйте примеры различных видов доказательств в ходе уголовного процесса (В качестве примера можно приводить реально рассматриваемые в ходе уголовного процесса дела).

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.