X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » - СПЕЦИАЛИТЕТ (ПД2) » Методология и методика научных исследований (ПД2)

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Предмет и задачи курса «Методология и методика научных исследований».
2. Наука как социальный институт. Проблемы взаимодействия науки и общества.
3. Организация научных исследований в высших учебных заведениях.
4. Нормативно-правовая база РФ в сфере науки и образования.
5. Методология науки: понятие, предмет и проблемы.
6. Основные формы научного познания. Рациональность и иррациональность в научном познании.
7. Методология научного познания и научного исследования.
8. Предмет и структура методологии как учения об организации деятельности (научной, практической).
9. Роль методологии в повышении эффективности научных исследований.
10. Условия и критерии научности юридического исследования.
11. Теоретические и эмпирические методы научного правового познания.
12. Проблема, гипотеза и теория как структурные компоненты теоретического познания. Структурные элементы теории.
13. Факты, теоретические обобщения и законы как структурные элементы эмпирического исследования.
14. Методы перехода от анализа правовой действительности к абстрактному мышлению, ее анализу и синтезу.
15. Порядок анализа правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и правозащитной практики.
16. Особенности и актуальные проблемы в научном познании правовой реальности.
17. Закономерности развития юридической науки: преемственность и перспективы.
18. Сущность и краткая характеристика философских и общенаучных методов научного исследования.
19. Общенаучные и всеобщие методы исследований. Диалектический и метафизический метод познания.
20. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.
21. Частно-научные и специальные методы научного исследования.
22. Методы проведения прикладных научных исследований правовой составляющей в юридически значимых событиях и фактах.
23. Программа научных исследований, алгоритм и основные этапы научно-исследовательской работы.
24. Проблема, гипотеза и теория как структурные компоненты теоретического познания. Структурные элементы теории.
25. Порядок анализа правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и правозащитной практики.
26. Планирование, организация и проведение прикладных научно-правовых исследований самостоятельно и в творческом коллективе.
27. Методология и методика научного исследования общественных правовых отношений.
28. Юридическая практика как основа методики научного правового исследования.
29. Объективное и субъективное в научном процессе познания. Анализ юридических фактов как объект научного исследования.
30. Методика обработки информации и представления результатов научных исследований.
1. Проанализируйте взаимосвязь и взаимозависимость науки и научных исследований в современной России. Дайте свое объяснение ее состоянию.
2. Какие основные концепции современной науки вам известны? Проведите их краткий анализ.
3. Какие функции выполняет наука в обществе? Дайте им краткую характеристику и пояснения их роли в познавательной деятельности человека.
4. Объясните ваше понимание объекта и предмета научных исследований. Каков практический и теоретический смыл в различении объекта и предмета исследования?
5. Что вам известно об основаниях классификация наук, и какие выделяют группы наук? Определите основания классификации юридической науки.
6. Дайте определение научного факта. В чём заключается различие между научным фактом и юридическим фактом.
7. Дайте определение познания и видов познания. Объясните структуру познания и особенности юридического познания.
8. Проведите классификацию методов исследования и дайте им краткую характеристику. Объясните их роль в научно-юридическом исследовании.
9. Охарактеризуйте теоретические методы исследования: аксиоматический, гипотетический, формализация, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, системного анализа. Объясните их роль в научном исследовании.
10. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование. Объясните их роль в научном исследовании.
11. Опишите формально-юридический метод познания правовой реальности. Поясните алгоритм его применения в научно-юридическом исследовании.
12. Дайте пояснения по методике научного исследования общественных правовых отношений. В чём заключается особенность применяемых в ней методов.
13. Охарактеризуйте чувственное познание и его формы. Какую роль играет чувственное познание в научно-исследовательской деятельности юриста?
14. Поясните роль научного познания в получении истинных знаний. Охарактеризуйте структуру научного познания и его особенности в юридической науке.
15. Сформулируйте цели научного исследования. Дайте пояснения о соотношении абстрактной и конкретной цели научного исследования.
16. Объясните задачи научно-юридического исследования. Какую роль играет его построение в соответствии с логикой исследования?
17. Опишите порядок организации научно-юридического исследования. Как взаимосвязаны методология, методика и организация юридического исследования?
18. Чем обусловлена роль методологии в научном исследовании? Объясните на примере юридического исследования.
19. Объясните методику научного исследования общественных правовых отношений. В чём заключаются особенности ее применения?
20. Опишите значение юридической практики в реализации и проверке теоретических результатов исследования.
21. Какие вы знаете методы анализа научной информации? Дайте им краткую характеристику.
22. Опишите особенности исследования правовой природы общественных отношений, правовой составляющей в юридически значимых событиях и фактах.
23. Перечислите методы, используемые в профессиональной деятельности
прокурора. Проведите анализ юридических фактов на примере судебной практики.
24. Опишите основные элементы подготовительного этапа научно-юридического исследования: определение темы исследования (с учетом установления правовой природы общественных отношений, квалификации юридических фактов и т.д.), выбор методов исследования, разработка инструментария.
25. Объясните содержание основного этапа научно-юридического исследования: изучение нормативных и литературных источников; сбор, обработка, обобщение информации; анализ и интерпретация полученных результатов; формулирование и оценка новизны выводов и предложений.
26. Объясните содержание заключительного этапа научно-юридического исследования: апробация и внедрение результатов исследования; оформление, соответствие государственным стандартам, предварительная экспертиза (на кафедре); защита результатов исследования.
27. Проанализируйте методы научных исследований по сбору социально-правовой информации и кратко охарактеризуйте их: контент-анализ, анализ документов и НПА, наблюдение, опрос, интервью, эксперимент.
28. Перечислите современные направления развития правовых исследований. Дайте им краткую характеристику.
29. Поясните порядок подготовки данных научно-юридического исследования к обработке и ход обработки эмпирических данных.
30. Объясните, что вы понимаете под интерпретацией результатов научно-юридического исследования. Какова роль интерпретации результатов исследования в формулировании выводов по нему?
1. Сформулируйте предварительную тему Вашего будущего исследования. Обоснуйте критерии актуальности, избранной Вами темы. Продемонстрируйте соответствие избранной Вами темы основным направлениям научной работы. Обоснуйте взаимосвязь вашей темы с организацией и деятельностью прокуратуры.
2. Продемонстрируйте применение теоретических методов исследования (аксиоматический, гипотетический, формализация, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, системного анализа) в ходе научно-юридического исследования (на примере курсовой работы). Проведите сравнительный анализ теоретических методов исследования.
3. Продемонстрируйте (на примере курсовой работы) применение методов эмпирического исследования (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) в ходе научно-юридического исследования. Проведите сравнительный анализ эмпирических методов исследования.
4. Является ли объект Вашего исследования нормативным («должное») или эмпирическим («сущее»)? В каком ракурсе Вы его рассматриваете? Сформулируйте объект и предмет Вашего исследования (на примере курсовой работы).
5. Сформулируйте научную проблему и исследовательский вопрос Вашего будущего исследования (в форме противоречия, из которого следует вопрос «Что?», «Как?» или «Почему?»). Какие частные вопросы необходимо рассмотреть для её изучения? Как они связаны между собой?
6. Разъясните основные методы исследования организации и деятельности прокуратуры. Назовите виды теоретических и эмпирических методов используемых при исследовании проблем профессиональной деятельности прокурора. Опишите возможные для использования в будущей профессиональной деятельности методы исследования
организации и деятельности прокуратуры.
7. В рамках какой парадигмы лежит Ваше будущее исследование: «объяснительно-аналитическая» или «интерпретационная»? Раскройте реализацию принципов правосудия в научно-исследовательской деятельности. Проведите сравнительный анализ данных парадигм по алгоритму «общее» и «особенное».
8. Какой характер будет носить Ваше будущее исследование – поисковый, описательный, объяснительный или сравнительный? В чём Вы видите его главную цель? Какие исследовательские задачи позволит он решить? Дайте пояснения сравнительному характеру исследования.
9. Определите цель Вашего исследования (на примере курсовой работы). Какие конкретные задачи необходимо решить, чтобы достичь основной цели Вашего исследования? В чем вы видите его теоретическую и практическую значимость?
10. Какая гипотеза лежит в основе Вашего исследования (на примере курсовой работы)? Какие альтернативные гипотезы можно выдвинуть в рамках Вашего исследования? Должны ли выдвинутые вами альтернативные гипотезы быть частью основной и почему?
11. Какую исследовательскую стратегию («объяснительно-аналитическая» или «интерпретационная») Вы собираетесь применять в своем исследовании? Поясните на примере Вашей темы исследования (на примере курсовой работы). В чем положительные и отрицательные стороны данных стратегий?
12. В чём, на Ваш взгляд, должна состоять теоретическая и практическая ценность Вашего исследования (на примере курсовой работы)? Возможно ли использование эмпирических методов (эксперимент, наблюдение) в вашем исследовании? Обоснуйте свой ответ.
13. Сформулируйте рабочую гипотезу Вашего будущего исследования (на примере курсовой работы). Какие частные гипотезы можно выдвинуть исходя из нее? Всегда ли выдвинутые гипотезы должны носить утвердительный характер? Возможна ли формулировка рабочей гипотезы отрицательного плана. Обоснуйте свой ответ.
14. Определите, что является генеральной совокупностью источников для Вашего исследования (на примере курсовой работы). Классифицируйте первичные и вторичные источники, которыми Вы собираетесь воспользоваться в своем исследовании. К какому виду источников относятся юридические практики в вашем исследовании?
15. Задайте критерии репрезентативной выборки источников для Вашего исследования (на примере курсовой работы). Каковы критерии ее отбора из всей совокупности (т.е. какие именно источники из всей совокупности Вы собираетесь отбирать и на каком основании)? Каким должен быть объем выборки? Обоснуйте свой ответ.
16. Сконструируйте «шкалу достоверности» для измерения объективности/авторитетности Ваших источников. Постройте типологию первичных и вторичных источников, учитывая их основные идентифицирующие характеристики (степень достоверности, политическая ангажированность, позитивная или негативная оценка изучаемого феномена). Какие источники вы можете отнести к первичным? Обоснуйте свой ответ.
17. Определите, какие методики сбора эмпирических данных Вы намерены использовать в ходе исследования. Опишите, собираетесь ли Вы строить таблицы, карты, графики, диаграммы или гистограммы, какую функцию они будут выполнять в Вашем исследовании и как Вы будете это делать (на основе каких данных, отобранных за какой временной период и почему, с помощью какой программы и т.д.). Поясните, как именно и по каким принципам Вы будите подходить к сбору и анализу исходных данных. Какие результаты Вы собираетесь получить в ходе исследования — количественные или качественные?
18. Проанализировав отечественную и зарубежную правотворческую,
правоприменительную, правоохранительную практику, составьте список литературы к своему исследованию (не менее 20 пунктов). Каков порядок следования блоков в Вашей библиографии? Оформите свою библиографию в соответствии с требованиями.
19. Проанализируйте научные подходы к определению этапов квалификации преступлений. Разъясните проблемные вопросы квалификации. Объясните в чем заключаются особенности исследования правовой реальности в уголовном праве? Какие частные и специальные научные методы в нем используются?
20. Защита нарушенных прав и свобод человека и гражданина является основной функцией в деятельности прокурора? Какие особенности имеет исследование нарушенных прав и свобод в уголовном и гражданском судопроизводстве. Проведите его сравнительный анализ.
21. Составьте план Вашей будущей работы (на примере курсовой работы). Опишите выделение глав и параграфов внутри глав в соответствии с задачами исследования. Объясните в чем заключается актуальность вашего исследования? Какие теоретические вопросы познания правовой реальности оно решает?
22. Дайте определение понятиям «объект исследования» и «предмет исследования». Чем одно отличается от другого? Приведите типологию объектов исследования в юридической науке, кратко охарактеризовав каждый из двух типов объектов. Сформулируйте объект и предмет исследования на примере выполняемой /выполненной курсовой работы.
23. В чём заключается цель научного исследования? Приведите типологию целей исследования, кратко охарактеризовав каждый из четырех типов целей. Должна ли цель исследования конкретизироваться в его задачах? Сформулируйте цель исследования на примере выполняемой /выполненной курсовой работы).
24. В чём заключается объяснительно-аналитическая и интерпретационная парадигмы исследования. Поясните их с приведением примеров из научно-юридической исследовательской практики. Какую парадигму исследования вы применили в своем научном исследовании (объясните на примере выполняемой /выполненной курсовой работы).
25. Что вы понимаете под понятием «гипотеза»? Чем гипотеза отличается от теории? Почему необходимо подвести под гипотезу теоретическое обоснование? Приведите пример формулировки гипотезы на примере вашего будущего исследования (на примере выполняемой /выполненной курсовой работы).
26. Что такое «основная гипотеза» и «альтернативные гипотезы»? Какова процедура выдвижения основной гипотезы? Зачем нужны альтернативные гипотезы? Приведите пример их формулировки на примере вашего будущего исследования (на примере выполняемой /выполненной курсовой работы).
27. Что такое «операционализация понятий» в научно-юридическом исследовании? Для чего нужна эта процедура? Перечислите основные этапы операционализации, дайте краткую характеристику каждого из них на примере вашего будущего исследования (на примере выполняемой /выполненной курсовой работы).
28. Что вы понимаете под «гипотезой-следствием»? Какова процедура выдвижения гипотез-следствий? Зачем они необходимы исследователю? Объясните на примере выполняемой /выполненной курсовой работы.
29. В чём заключается теоретическая значимость исследования? В чём может выражаться практическая значимость исследования? Возможно ли использование результатов исследования правовой действительности в профессиональной деятельности работника прокуратуры? Приведите примеры из практики.
30. На примере своего будущего исследования (на примере выполняемой /выполненной курсовой работы) продемонстрируйте использование способов обработки, анализа полученной социально-правовой информации и интерпретации полученных данных. Назовите способы обработки социально-правовой информации с их краткой
характеристикой, используемые вами в исследовании.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.