Пишите:
e-mail:karaul911@mail.ru


    Главная  |  Контакты  |  Цены  |

Контрольная работа по дисциплине

«Основы этнографии и исторической географии» (ОЭГ-00)

 

 

Вопрос 1.  Приведите определения предмета этнографии, данное С.А. Токаревым в 1968 году.

Вопрос 2. Дайте определение этнографии как науки.

Вопрос 3. Приведите современное определение понятия «этнос».

Вопрос 4. Как должна рассматриваться этнография с точки зрения ее общенаучного и социального значения?

Вопрос 5. Назовите основные разделы в этнографическом исследовании.

Вопрос 6. Рассматривая традиционное природопользование на опыте изучаемых народов, выделите и назовите три уровня традиционности.

Вопрос 7. Что такое материальная культура?

Вопрос 8. Как Вы определяете понятие «духовная культура»?

Вопрос 9. Дайте определение передвижения этнических групп в пределах этнической территории, переселения их в другие районы.

Вопрос 10. Объясните смысл и содержание понятия «матриархат».

 

 

Сборник практических заданий

по дисциплине «Основы этнографии и исторической географии» код (ОЭГ-93)

 

 

 

Ситуация 1. При каких обстоятельствах этнография может давать и дает материал для характеристики национально-культурной специфики отдельных народов или стран?

 

Ситуация 2. В какой ситуации может произойти глубокий локальный экологический кризис – нарушение экосферы?

 

Ситуация 3. В какой ситуации применялось понятие «номовая обрядность»?

 

Ситуация 4. В какой ситуации возникают новые элементы культуры социальных организмов – инновации?

 

Ситуация 5. При каких обстоятельствах осуществляется табуация?

 

Ситуация 6. В какой связи в этнографии употребляется понятие «фольклор»?

 

Ситуация 7. Назовите проблемы, в которых сохраняются самые тесные связи географии и этнографии.

 

Ситуация 8. Какие стадии развития народов выделял Л. Морган?

 

Ситуация 9. В какой ситуации процесс классообразования наиболее интенсивен?

 

Ситуация 10. Назовите составные части второго хозяйственно-культурного типа.

 

 

 

Сборник заданий по дисциплине

«Основы этнографии и исторической географии» (код ОЭГ)

Задание 1.

Изучить главу 1. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Что понимается под словом этнография?

1.        народоописание;

2.        наука о народах мира;

3.        народоведение;

4.        квинтэссенция общественных наук;

5.        этнология.

Вопрос 2. Когда возникла этнография как самостоятельная отрасль знаний?

1.        100 лет назад;

2.        150 лет назад;

3.        300 лет назад;

4.        400 лет назад;

5.        500 лет назад.

Вопрос 3. На протяжении какой истории человечества накапливались этнографические материалы?

1.        материальной;

2.        естественной;

3.        первобытной;

4.        письменной;

5.        средневековой.

Вопрос 4. Кто определил этнографию как квинтэссенцию общественных наук?

1.        Л.Я. Штернберг;

2.        С.П. Толстов;

3.        М.Г. Левин;

4.        Ю.В. Бромпей;

5.        С.А. Токарев.

Вопрос 5. Как называется в этнографии проблема происхождения народов?

1.        этногенез;

2.        этнология;

3.        народоведение;

4.        этнос;

5.        народоописание.

Задание 2.

Изучить главу 1. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Как называется направление в этнографии, изучающее проблемы расселения народов?

1.        народоведение;

2.        урбанизация;

3.        этническая география;

4.        этногенез;

5.        этнические процессы.

Вопрос 2. Какой термин в русском языке считался эквивалентом термина «этнос»?

1.        народ;

2.        племя;

3.        толпа;

4.        группа людей;

5.        общность людей.

Вопрос 3. Какой наукой является этнография?

1.        географической;

2.        философской;

3.        социальной;

4.        исторической;

5.        общественной.

Вопрос 4. Какая наука охватывает весь дописьменный период истории человечества и все бесписьменные народы-этносы?

1.        история;

2.        этнография;

3.        философия;

4.        археология;

5.        социология.

Вопрос 5. На базе какой науки этнография возникла как самостоятельная научная дисциплина?

1.        исторической;

2.        археологической;

3.        философской;

4.        социологической;

5.        географической.

Задание 3.

Изучить главу 1. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. К каким народам относились народы, не имеющие письменности?

1.        второстепенным;

2.        неразвитым;

3.        отсталым;

4.        неисторическим;

5.        невежественным.

Вопрос 2. Когда возникла эпоха классического общества?

1.        7 тыс. лет назад;

2.        8 тыс. лет назад;

3.        9 тыс. лет назад;

4.        10 тыс. лет назад;

5.        11 тыс. лет назад.

Вопрос 3. Сколько разделов можно выделить в этнографических исследованиях?

1.        один;

2.        два;

3.        три;

4.        четыре;

5.        пять.

Вопрос 4. Какой вопрос дают возможность решить этногенез и этническая история?

1.        процессы межэтнических отношений;

2.        о происхождении самого этноса, изменениях этнических общностей;

3.        характер производства;

4.        особенности культуры;

5.        результаты межэтнических отношений.

Вопрос 5. На какой вопрос отвечают основные занятия и социальная организация?

1.        о материальной культуре;

2.        о характере социальной организации;

3.        о характере производства этноса и особенностях возникающих на его основе;

4.        о духовной культуре;

5.        о результатах межэтнических отношений.

Задание 4.

Изучить главу 1. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Как называется направление этнографии, изучающее этническое многообразие мира и традиционное природопользование?

1.        экология;

2.        этноэкология;

3.        природопользование;

4.        этногенез;

5.        этнология.

Вопрос 2. Как называются народы, находящиеся на стадии присваивающего хозяйства?

1.        живущие в гармонии с природой;

2.        зависимые от природы;

3.        покоряющие природу;

4.        вписывающиеся в природу;

5.        не зависящие от природы.

Вопрос 3. К чему приводит любой природный сдвиг, создающий основу для прогрессивного развития демографических процессов и совершенствование производительных сил?

1.        к кризису экосистемы;

2.        к разрушению экологической ниши;

3.        к перенапряжению экосферы;

4.        к потреблению продуктов природной среды;

5.        к экологическим проблемам.

Вопрос 4. Что означает понятие флуктуация?

1.        колебание, отклонение;

2.        движение;

3.        распределение;

4.        изменение;

5.        равномерность.

Вопрос 5. Как следует определять жизнь народов в системе традиционного природопользования?

1.        живущие в согласии с природой;

2.        традиционность;

3.        природное равновесие;

4.        жизнь в экологической нише;

5.        живущие в условиях естественного равновесия.

Задание 5.

Изучить главу 2.

Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Назовите дату работы первого Международного конгресса антропологических и этнографических наук.

1.        1934 г.;

2.        1935 г.;

3.        1936 г.;

4.        1937 г.;

5.        1938 г.

Вопрос 2. В каком году был создан этнографический музей?

1.        1834 г.;

2.        1835 г.;

3.        1836 г.;

4.        1837 г.;

5.        1838 г.

Вопрос 3. Назовите дату создания Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете.

1.        1863 г.;

2.        1864 г.;

3.        1865 г.;

4.        1866 г.;

5.        1867 г.

Вопрос 4. Сколько экспонатов насчитывает музей антропологии и этнографии России?

1.        100 тыс.;

2.        500 тыс.;

3.        200 тыс.;

4.        300 тыс.;

5.        400 тыс.

Вопрос 5. Назовите годы издания «Этнографического сборника»:

1.        1853-1864 гг.;

2.        1852-1863 гг.;

3.        1851-1862 гг.;

4.        1850-1861 гг.;

5.        1849-1860 гг.

Задание 6.

Изучить главу 3.

Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Как называется в антропологии группа людей, выделяемая на основании их родства по происхождению, которая имеет внешние проявления во многом сходных физических признаков и общность древних и современных территорий?

1.        этнос;

2.        племя;

3.        род;

4.        раса;

5.        группа людей.

Вопрос 2. В какую эпоху закончилось формирование рас?

1.        неолита;

2.        плейстоцена;

3.        верхнего палеолита;

4.        бронзового века;

5.        энеолита.

Вопрос 3. В результате какого развития произошло образование новых рас и разграничительных признаков между ними?

1.        биологического, естественного;

2.        физиологического;

3.        исторического;

4.        антропологического;

5.        социального.

Вопрос 4. Как называются в антропологии группы людей, чьи физические особенности являются результатом  исторических контактов различных рас и их подразделений?

1.        этносы;

2.        народы;

3.        этнические общности;

4.        народности;

5.        антропологические типы.

Вопрос 5. Как называется наиболее общее философское определение всего того, что создано человеком в отличие от того, что создано природой?

1.        творчество;

2.        культура;

3.        материальные блага;

4.        цивилизация;

5.        культурные ценности.

Задание 7.

Изучить главу 3. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Сколько видов культуры различают этнографы?

1.        один;

2.        два;

3.        три;

4.        четыре;

5.        пять.

Вопрос 2. Назовите культуры, различаемые этнографами:

1.        творчество;

2.        цивилизация;

3.        материальная и духовная;

4.        культурные ценности;

5.        архитектура и искусство.

Вопрос 3. Назовите термин, применяемый в этнографии для выявления истоков и происхождения самих этносов, а также явлений и объектов культуры:

1.        генезис;

2.        синтез;

3.        анализ;

4.        источник;

5.        этногенез.

Вопрос 4. Назовите термин, означающий принадлежность по происхождению данной территории, местный, коренной по происхождению:

1.        абориген;

2.        туземец;

3.        местный;

4.        автохтонный;

5.        коренной.

Вопрос 5. Приведите понятие, охватывающее все существование людей вне их производственной и общественно-политической деятельности:

1.        среда;

2.        быт;

3.        хозяйственный тип;

4.        семья;

5.        бытовая среда.

Задание 8.

Изучить главу 3. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Назовите первую этническую общность в истории человечества:

1.        племя;

2.        род;

3.        община;

4.        народность;

5.        этническая группа.

Вопрос 2. Назовите первую этническую общность классового общества, возникшую на основе смешения и слияния различных племен, объединенных не только по кровнородственным признакам, но и по территориально-соседским.

1.        племя;

2.        род;

3.        народность;

4.        община;

5.        этническая группа.

Вопрос 3. Назовите высшую форму этнической общности людей, исторически сложившихся на базе слияния ранних форм родственных и неродственных этнических общностей (племен, народностей).

1.        род;

2.        народность;

3.        этническая группа;

4.        нация;

5.        племя.

Вопрос 4. Как называются специфические по своей культуре и происхождению группы людей, обособленные от окружающего этнического массива народностей или наций?

1.        нации;

2.        этнографические группы;

3.        народности;

4.        род;

5.        племя.

Вопрос 5. Назовите этническую общность нации за пределами ее основного обитания.

1.        национальные меньшинства;

2.        мигранты;

3.        нации;

4.        народности;

5.        эмигранты.

Задание 9.

Изучить главу 3. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Приведите определение заселенной человеком части земной поверхности.

1.        регион;

2.        область;

3.        анклав;

4.        ойкумена;

5.        мегаполис.

Вопрос 2. Как называется место формирования данного этноса, зона обитания его основной части?

1.        район;

2.        регион;

3.        этническая территория;

4.        родина;

5.        ойкумена.

Вопрос 3. Назовите определение процесса установления этнических культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-политической общности.

1.        интеграция;

2.        консолидация;

3.        ассимиляция;

4.        миграция;

5.        аккомодация.

Вопрос 4. Дайте определение процесса слияния относительно самостоятельных народов и их крупных подразделений, обычно родственных по языку и культуре, в единую этническую общность.

1.        интеграция;

2.        консолидация;

3.        адаптация;

4.        аккультурация;

5.        аккомодация.

Вопрос 5. Как называется процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносов, различающихся по происхождению, культуре и языку, в результате которого представители одного этноса усваивают язык и культуру другого и полностью утраивают прежнюю этническую принадлежность?

1.        консолидация;

2.        адаптация;

3.        аккультурация;

4.        интеграция;

5.        ассимиляция.

 

Задание 10.

Изучить главу 3. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Как называется тенденция сосредоточения промышленности и населения в крупных городах?

1.        урбанизация;

2.        аккомодация;

3.        аккультурация;

4.        адаптация;

5.        миграция.

Вопрос 2. Назовите действо, имеющее регламентацию, связанное с важнейшими событиями социальной, семейной и духовной жизни этноса:

1.        обычай;

2.        традиция;

3.        обряд;

4.        пережиток;

5.        инициация.

Вопрос 3. Как называется установленное правило поведения в данной этнической общности?

1.        обряд;

2.        обычай;

3.        пережиток;

4.        традиция;

5.        адаптация.

Вопрос 4. Дайте определение явления, чуждого современному состоянию общественной и культурной жизни, являющегося наследием пройденных ступеней культуры, которое сохраняется  членами данной этнической общности по привычке или из подражания:

1.        предрассудок;

2.        обычай;

3.        обряд;

4.        пережиток;

5.        традиция.

Вопрос 5. Назовите явление материальной или духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса:

1.        обычай;

2.        предрассудок;

3.        обряд;

4.        пережиток;

5.        традиция.

Задание 11.

Изучить главу 3. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Назовите основную социальную ячейку доклассового общества:

1.        племя;

2.        семья;

3.        община;

4.        род;

5.        союз племен.

Вопрос 2. Назовите подразделение племени, объединяющее несколько взаимобрачных родов, которые большей частью произошли из одного рода:

1.        эпигамия;

2.        фратрия;

3.        экзогамия;

4.        эндогамия;

5.        союз племен.

Вопрос 3. Как называлось временное объединение родственных или соседствующих племен, образованное, прежде всего, для отражения угрозы нападения врага?

1.        фратрия;

2.        община;

3.        союз племен;

4.        род;

5.        интеграция.

Вопрос 4. Как называется наука, которая изучает традиционные отношения власти и властвования в доклассовых и раннеклассовых общественных организмах?

1.        протестарная этнография;

2.        политология;

3.        социология;

4.        этнология;

5.        история.

Вопрос 5. Назовите обряд посвящения юношей и девушек в члены рода, переход в группу взрослых:

1.        посвящение;

2.        ритуал;

3.        конфирмация;

4.        инициация;

5.        причастие.

Задание 12.

Изучить главу 3. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Какой брак характерен для классового общества?

1.        полигамный;

2.        моногамный;

3.        парный;

4.        полиандрия;

5.        ортокузенный.

Вопрос 2. Как называется предпочтительная или обязательная форма брака?

1.        полигамный;

2.        парный;

3.        сорорат;

4.        ортокузенный;

5.        моногамный.

Вопрос 3. Назовите своеобразную форму брака на самых ранних этапах истории человечества (эпоха первобытного стада):

1.        промискуптет;

2.        сорорат;

3.        полиандрия;

4.        полигамия;

5.        моногамный.

Вопрос 4. Как называется специфическая регламентация соединения брачных пар?

1.        моногамия;

2.        полигамия;

3.        форма семьи;

4.        полиандрия;

5.        сорорат.

Вопрос 5. Как называется линия, по которой ведется счет родства?

1.        инициация;

2.        матрилинейность;

3.        билинейность;

4.        филиация (линейность);

5.        патрилинейность.

Задание 13.

Изучить главу 3. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Что является началом начал в этнографии?

1.        происхождение семьи;

2.        возникновение государства;

3.        антропология;

4.        хозяйственная деятельность этноса;

5.        генезис частной собственности.

Вопрос 2. Назовите основные занятия на самых ранних этапах развития:

1.        земледелие;

2.        собирательство, охота, рыболовство;

3.        рыболовство;

4.        скотоводство;

5.        охота.

Вопрос 3. Как называется расселение этноса или его подразделений на ограниченном пространстве в специальных постройках, сооружениях?

1.        поселение;

2.        село;

3.        деревня;

4.        город;

5.        урбанизация.

Вопрос 4. Назовите специальную постройку или сооружение для обитания и защиты от стихийных явлений:

1.        дом;

2.        навес;

3.        укрытие;

4.        жилище;

5.        палатка.

Вопрос 5. Как называются отдельные или относительно систематизированные представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ, и их влияние на судьбы его и связанных с ним людей?

1.        предрассудки;

2.        форма сознания;

3.        верование;

4.        система взглядов;

5.        вера в сверхъестественное.

Задание 14.

Изучить главу 3. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Какое понятие употребляется в ряде этнографических работ с учетом различий между верованиями и религиями для характеристики комплекса иррациональных представлений этнической группы?

1.        верование;

2.        язычество;

3.        анимизм;

4.        дорелигиозные верования;

5.        тотелизм.

Вопрос 2. Дайте определение веры человека в способность сверхъестественными средствами оказывать влияние на естественный ход событий, на материальные предметы или на другого человека:

1.        магия;

2.        инициация;

3.        фетишизм;

4.        тотелизм;

5.        анимизм.

Вопрос 3. Как называется поклонение неодушевленным предметам, которые наделялись сверхъестественной силой, способной оказать помощь поклоняющимся им?

1.        анимизм;

2.        тотелизм;

3.        фетишизм;

4.        магия;

5.        верования.

Вопрос 4. Дайте определение одушевления, наделение сверхъестественной душой всех вещей, сил и явлений природы:

1.        тотелизм;

2.        язычество;

3.        фетишизм;

4.        магия;

5.        анимизм.

Вопрос 5. Назовите принятие человеком любого образа с помощью специальных действий или предметов:

1.        зоолатрия;

2.        анимализм;

3.        фетишизм;

4.        перевоплощение;

5.        камлание.

Задание 15.

Изучить главу 4. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Назовите ведущий метод сбора этнографических данных:

1.        экспедиции;

2.        камеральные работы;

3.        непосредственное наблюдение;

4.        социологические опросы;

5.        полевые исследования.

Вопрос 2. Какой экспедиционный метод дает наиболее полные и ценные этнографические материалы?

1.        стационарный;

2.        полевой;

3.        сезонный выезд;

4.        оперативный;

5.        наблюдательный.

Вопрос 3. Назовите количество месяцев этнографического года для осуществления экспедиции:

1.        11-12;

2.        12-13;

3.        13-14;

4.        14-15;

5.        15-16.

Вопрос 4. Как называется метод соучастия этнографа в социальном или семейном действе, обряде, событии в период экспедиционной работы?

1.        наблюдения;

2.        эксперимент;

3.        соучастие;

4.        фиксация;

5.        внедрение.

Вопрос 5. Как называется работа с обоснованно выбранным информатором или информаторами в данной этнической общности?

1.        социологический опрос;

2.        наблюдение;

3.        эксперимент;

4.        фиксация;

5.        опрос.

Задание 16.

Изучить главу 4. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. В недрах какой науки рождалась этнография?

1.        географии;

2.        антропологии;

3.        археологии;

4.        истории;

5.        языкознании.

Вопрос 2. Назовите число известных этнографии этнических связей:

1.        1 тыс.;

2.        3 тыс.;

3.        2,2 тыс.;

4.        4 тыс.;

5.        5 тыс.

Вопрос 3. Сколько классификаций выработано в языкознании?

1.        одна;

2.        две;

3.        три;

4.        четыре;

5.        пять.

Вопрос 4. Назовите основные классификации, выработанные в языкознании, для изучения языка как средства общения между людьми:

1.        типологическая;

2.        генетическая;

3.        сравнительная;

4.        морфологическая и генеалогическая;

5.        сопоставительная.

Вопрос 5. Назовите количество всех языков мира:

1.        1 тыс.;

2.        2 тыс.;

3.        более 3 тыс.;

4.        4 тыс.;

5.        5 тыс.

Задание 17.

Изучить главу 4. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. На какой основе устанавливается родство языков?

1.        на генетической;

2.        на генеалогической;

3.        на морфологической;

4.        по словарному фонду и грамматическому строю;

5.        на лингвистической.

Вопрос 2. Сколько описано из 3 тысяч языков мира?

1.        1000;

2.        2796;

3.        3000;

4.        2600;

5.        2300.

Вопрос 3. На чем основывается лингвистическая классификация в этнографии?

1.        на генеалогической классификации в языкознании;

2.        на географическом принципе;

3.        на систематизации языков;

4.        на антропологической основе;

5.        на культурно-этнографической типологии.

Вопрос 4. Как соотносятся лингвистическая классификация и этническая карта мира?

1.        не соотносятся;

2.        относительно;

3.        совпадают;

4.        при определенных условиях;

5.        не совпадают.

Вопрос 5. Назовите число языковых семей в мире:

1.        10;

2.        более 20;

3.        30;

4.        около 15;

5.        50.

Задание 18.

Изучить главу 5. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Назовите два величайших открытия, во многом способствующих прогрессу человечества и мировой цивилизации:

1.        земледелие и ремесло;

2.        охота и собирательство;

3.        животноводство и рыболовство;

4.        земледелие и животноводство;

5.        ремесло и рыболовство.

Вопрос 2. Сколько лет тому назад появились земледелие и животноводство?

1.        10 тыс. лет;

2.        20 тыс. лет;

3.        30 тыс. лет;

4.        40 тыс. лет;

5.        12-14 тыс. лет.

Вопрос 3. Когда возникло пашенное, плужное земледелие?

1.        1-2 тыс. лет;

2.        2-3 тыс. лет;

3.        6-8 тыс. лет;

4.        7-8 тыс. лет;

5.        9-10 тыс. лет.

Вопрос 4. Назовите первое крупное разделение труда:

1.        отделение скотоводства от земледелия;

2.        отделение ремесла от земледелия;

3.        отделение ремесла от скотоводства;

4.        отделение торговли от ремесла;

5.        отделение ремесла от торговли.

Вопрос 5. Сколько культурно-хозяйственных типов выделяется в этнографии?

1.        один;

2.        два;

3.        три;

4.        четыре;

5.        пять.

Задание 19.

Изучить главу 5. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Назовите первый хозяйственно-культурный тип:

1.        ручное земледелие;

2.        скотоводство;

3.        ремесло;

4.        охота, собирательство, рыболовство;

5.        пашенное земледелие.

Вопрос 2. Назовите второй хозяйственно-культурный тип:

1.        пашенное земледелие;

2.        ручное земледелие и скотоводство;

3.        охота;

4.        рыболовство;

5.        собирательство.

Вопрос 3. Назовите третий культурно-хозяйственный тип:

1.        ручное земледелие;

2.        скотоводство;

3.        пашенное земледелие;

4.        охота, собирательство;

5.        рыболовство.

Вопрос 4. Чем обусловлено выделение подтипов внутри генеральных хозяйственно-культурных типов?

1.        ландшафтно-климатическими зонами;

2.        географическими условиями;

3.        антропогенными особенностями;

4.        природными факторами;

5.        производительной деятельностью людей.

Вопрос 5. Назовите ведущие элементы материальной культуры этносов:

1.        язык;

2.        производительная деятельность;

3.        традиции;

4.        характер социальных связей;

5.        пища, одежда, жилище.

Задание 20.

Изучить главу 5. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Что является экономическим основанием ранних форм государственности?

1.        промышленность;

2.        ручное земледелие, скотоводство;

3.        мануфактуры;

4.        ремесло;

5.        охота и собирательство.

Вопрос 2. Чего не знал весь Новый Свет до появления европейцев?

1.        охоты;

2.        собирательства;

3.        пашенного земледелия;

4.        ручного земледелия;

5.        животноводства.

Вопрос 3. Что явилось отправной точкой для открытия земледелия?

1.        собирательство;

2.        ручное земледелие;

3.        пашенное земледелие;

4.        охота;

5.        скотоводство.

Вопрос 4. Что характерно для всех ручных земледельцев?

1.        общинная структура;

2.        племенные союзы;

3.        моногамия;

4.        оседлый образ жизни;

5.        полигамия.

Вопрос 5. Что знали практически все народы, вступив на путь земледельческого хозяйства?

1.        мотыгу;

2.        ткани;

3.        сажальный кол;

4.        скотоводство;

5.        керамику.

Задание 21.

Изучить главу 6. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Назовите количество сфер жизни этносов, к которым относятся данные археологических материалов:

1.        одна;

2.        две;

3.        три;

4.        четыре;

5.        пять.

Вопрос 2. Назовите сферы жизни этносов, к которым относятся данные археологических материалов:

1.        орудия труда;

2.        жилище и утварь;

3.        производство и материальная культура, аспекты духовной культуры;

4.        прикладное искусство;

5.        верование.

Вопрос 3. Назовите вид данных, занимающих значительное место в комплексе научных источников для решения этногенетических проблем:

1.        языковые данные;

2.        культурные связи этносов;

3.        письменные источники;

4.        генеалогическая классификация;

5.        лингвистические данные.

Вопрос 4. Какая наука предоставляет возможность заглянуть в очень ранние этапы этногенеза, этнической истории народа?

1.        морфология;

2.        социология;

3.        философия;

4.        история;

5.        языкознание.

Вопрос 5. Что является основанием для выводов об этнокультурных контактах этнических общностей?

1.        топонимика;

2.        письменные источники;

3.        этнонимы;

4.        личные имена людей;

5.        язык.

Задание 22.

Изучить главу 6. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Какие дополнительные источники могут быть использованы при освещении вопросов происхождения народов?

1.        этногенетические предания;

2.        фольклор;

3.        народное творчество;

4.        легенды;

5.        сказания.

Вопрос 2. Чем детерминируется хозяйственная деятельность этноса?

1.        природными условиями;

2.        условиями воспроизводства;

3.        физико-географическими условиями обитания и уровнем социального развития;

4.        условиями расселения;

5.        экологической средой.

Вопрос 3. Что в материальной культуре наиболее этнически показательно?

1.        утварь;

2.        национальная одежда;

3.        жилища;

4.        тип поселения;

5.        орнаментика.

Вопрос 4. Что позволяет реконструировать общественные отношения прошлых эпох?

1.        традиционный быт;

2.        обычаи;

3.        социальные отношения;

4.        традиции производственной деятельности;

5.        общественный быт.

Вопрос 5. Назовите самую консервативную форму семейного быта:

1.        праздники;

2.        оформление жилища;

3.        рождение и воспитание детей;

4.        похоронный обряд;

5.        обрядовые традиции.

Задание 23.

Изучить главу 7. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Какие события нового времени неизмеримо расширили знание о земном шаре и его населении?

1.        Крестовые походы;

2.        колониальные войны;

3.        освоение Сибири;

4.        Великие географические открытия;

5.        открытие Америки.

Вопрос 2. С освоения каких территорий Россией началось накопление материалов по этнографии?

1.        Севера;

2.        Сибири, Кавказа;

3.        Дальнего Востока;

4.        Средней Азии;

5.        Карелии.

Вопрос 3. Когда в России возникает Географическое общество с отделением этнографии?

1.        1845 г.;

2.        1846 г.;

3.        1847 г.;

4.        1848 г.;

5.        1849 г.

Вопрос 4. В каком году в СССР был создан Академический научно-исследовательский этнографический центр?

1.        1931 г.;

2.        1932 г.;

3.        1933 г.;

4.        1934 г.;

5.        1935 г.

Вопрос 5. Кто является основоположником эволюционной школы в этнографии?

1.        Токарев С.;

2.        Тейлор Э.;

3.        Бромлей Ю;

4.        Рогинский Я.;

5.        Левин М.

Задание 24.

Изучить главу 7. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. В каком году выходит книга Э. Тейлора «Исследования в области древней истории человечества»?

1.        1864 г.;

2.        1865 г.;

3.        1866 г.;

4.        1867 г.;

5.        1868 г.

Вопрос 2. Сколько этнографических школ возникло в Западной Европе перед первой мировой войной?

1.        одна;

2.        две;

3.        три;

4.        четыре;

5.        пять.

Вопрос 3. В чем суть антропогеографического метода Ф. Ратцеля?

1.        в противопоставлении истории природы и истории общества;

2.        в независимости культур;

3.        в невозможносиь понимания истории;

4.        в диффузионизме;

5.        в пространственном распространении культур и их связь с географической средой.

Вопрос 4. Назовите представителя концепции культурно-исторической ветви Баденской школы:

1.        Шмидт В.;

2.        Фробениус Л.;

3.        Гребнер Ф.;

4.        Риккерт Г.;

5.        Ратцель Ф.

Вопрос 5. Назовите представителя венской культурно-исторической концепции в этнографии:

1.        Риккерт Г.;

2.        Ратцель Ф.;

3.        Гребнер Ф.;

4.        Шмидт В.;

5.        Фробениус Л.

Задание 25.

Изучить главу 7. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.

Вопрос 1. Как понимал общество людей представитель социологической школы Э. Дюркегейм?

1.        как стадии развития;

2.        как социальную солидарность;

3.        как общество индивидуалистов;

4.        как систему закрытых статичных организмов;

5.        как стадии вживания в среду обитания.

Вопрос 2. Назовите положения Э. Дюркгейма об идее существования с индивидуальным сознанием «коллективных представлений»:

1.        фольклор;

2.        религиозные поверья, мифы, нормы морали и права;

3.        творчество;

4.        жилище;

5.        формы быта.

Вопрос 3. В работах этнографов какой страны получили широкое распространение идеи функциональной школы в этнографии?

1.        Англии;

2.        Франции;

3.        Германии;

4.        США;

5.        России.

Вопрос 4. Назовите основоположников функциональной школы в этнографии:

1.        Дюркгейм Э.;

2.        Гребнер Ф.;

3.        Шмидт В.;

4.        Фробениус Л.;

5.        Рэдклифф-Браун А., Малиновский Б.

Вопрос 5. Кто изложил концепцию психологической школы в этнографии?

1.        Малиновский Б.;

2.        Фробениус Л.;

3.        Александер Ф.;

4.        Фрейд З.;

5.        Дюркгейм Э.

 

 

 

  
  © Помощь студентам