X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » - СПЕЦИАЛИТЕТ (ПД2) » Ораторское искусство юриста и культура речи (ПД2)

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ЮРИСТА И КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Риторика как наука об убеждающей речи. Характеристика разделов риторики. Связь риторики с другими науками. 2. Классификация видов красноречия в риторической науке.
3. Характеристика монологического и диалогического красноречия.
4. Характеристика социально-политического, академического, социально-бытового, богословско-церковного красноречия.
5. Характеристика и особенности судебного красноречия.
6. Основные этапы развития риторики.
7. Становление и развитие риторики и ораторского искусства в античности (Горгий, Сократ, Аристотель, Квинтилиан, софисты).
8. Особенности развития риторики и ораторского искусства в средние века.
9. Становление научной риторики в эпоху Просвещения и Нового времени.
10. Развитие риторики в России.
11. Понятие, качества и свойства выразительной речи.
12. Характеристика повседневной и конкретной подготовка к публичной речи.
13. Аргументация: сущность структура, приемы.
14. Культура речи. Критерии и компоненты культуры речи.
15. Языковые нормы и средства выразительной речи.
16. Психологические и культурологические средства в ораторском искусстве.
17. Понятие судебного красноречия и его предназначение. История судебного красноречия в России 18-20 вв.
18. Речевая культура юриста.
19. Понятие и предмет судебной речи. Отличительные черты судебной речи.
20. Психология восприятия и нравственные аспекты судебной речи.
21. Логические ошибки в речи юриста. Языковые средства, создающие логичность речи.
22. Композиция и логическая структура судебной речи. Средства речевого и эмоционального воздействия в судебной речи.
23. Техника речи юриста: состав, характеристика.
24. Средства речевого воздействия: интонационно-выразительные средства, произношение, благозвучие, ударение.
25. Судебная речь: опровержение тезиса, критика аргументов, критика доводов.
26. Речевые приёмы судебного оратора.
27. Досудебная подготовка речи.
28. Особенности речи на заключительном этапе судебного процесса.
29. Обвинительная речь прокурора.
30. Защитительная речь адвоката.
1.Назовите определение понятия «косвенный» аргумент. Приведите пример.
2.Назовите определение понятия «прямой» аргумент. Приведите пример.
3.Назовите гипотезу, выдвигаемую в ходе следственной или судебной деятельности, и дайте ей краткую характеристику.
4.Как называются два противоположных утверждения, каждое из которых является достаточно обоснованным. Дайте ему характеристику:
- аргументом;
- паралогизмом;
- парадоксом;
- софизмом.
5. Что позволяет исчерпывающе утверждать обоснованность доказываемого тезиса. Обоснуйте ваше мнение.
6. Что вы понимаете под ошибкой «круг в доказательстве». Приведите примеры данной ошибки.
7. Какая ошибка содержится в аргументации «Это пьяница, посмотрите, какой у него красный нос»? Объясните ваш выбор.
8. Обоснуйте, чем и почему определяется необходимость в доказательстве в судебной речи?
9. Определите, чем является обоснованное предположение о причинах, происхождении и взаимосвязях единичных факторов, единичных объектов действительности. Объясните почему.
10. Определите, какой среди ниже приведенных вариантов представляет ошибку по отношению к тезису, который должен быть ясно и четко сформулирован и объясните почему:
- «довод к публике»;
- выдвижение неопределенного, неясного, неточного тезиса;
- «подмена тезиса»;
- «довод к личности».
11. Какое из нижеприведенных правил не имеет отношения к аргументам? Объясните почему.
- аргументы должны быть истинными, доказанными суждениями;
- аргументы не должны противоречить друг другу;
- аргументы должны быть достаточными для данного тезиса;
-тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.
12. Какие правила аргументации и почему являются правилами по отношению к аргументам:
- аргументы должны быть обоснованными утверждениями, принятыми обеими сторонами;
- аргументы должны быть остроумными;
- аргументы должны быть правильными утверждениями;
- связь тезиса с аргументами должна быть представлена на искусственном языке формальной логики.
13. Какие правила аргументации и почему являются правилами по отношению к демонстрации:
-демонстрация не должна содержать неясных и неточных имен и выражений;
-форму демонстрации необходимо описать на искусственном языке формальной логики;
-демонстрация не должна содержать в себе круга;
-аргументы должны быть правильными рассуждениями.
14. Какие правила аргументации и почему являются правилами по отношению к тезису:
- тезис должен быть доказуемым утверждением;
- тезис должен быть ясным и четким;
- тезис должен быть сформулирован на искусственном языке формальной логики;
- тезис должен быть обоснованным утверждением.
15. Определите какое из приведенных рассуждений, в ходе которого показывается ложность или несостоятельность положений, взятых в качестве доказательства некоторого тезиса является:
- доказательством;
- критикой аргументов;
- опровержением тезиса;
- критикой демонстрации.
Объясните почему?
16.Определите основные критерии (элементы) убедительности и логичности судебной речи и дайте пояснения по каждому их них.
17.Назовите элементы композиции судебной речи и дайте им характеристику.
18.Охарактеризуйте технику речи юриста ее интонационно-выразительные средства, произношение, благозвучие, ударение.
19. Дайте краткую характеристику культуры речи современных судебных ораторов.
20.Перечислите особенности досудебной подготовки речи и речи во время судебного заседания.
21.Перечислите факторы, влияющие на психологическую подготовку и речь судебного оратора. Объясните сущность их влияния.
22.Перечислите основные элементы, отражаемые в обвинительной речи прокурора. Охарактеризуйте их
23.Назовите особенности и основные элементы защитительной речи адвоката. Охарактеризуйте их.
24.Опишите современное состояние ораторского искусства юриста и речей судебных ораторов.
25.Найдите в словарных рядах, приведенных ниже, родовые (общие) понятия и их разновидности. Объясните различия разновидностей и оцените их:
- Бор, дубрава, лес, роща, куща, перелесок.
- Хижина, землянка, изба, дом, хоромы, палаты, дворец.
- Несчастье, беда, напасть, бедствие, катастрофа.
- Диспут, пререкания, спор, полемика, прения, препирательство, контроверза.
26. Используя топос «целое – части», составьте речь-описание своей комнаты. Детали должны отражать характер хозяина (3 мин).
27.Обдумайте помещенные ниже тезисы и составьте причинно-следственные цепочки для их доказательства.
 Богатство имеет выгодные стороны.
 Бедность не лишена преимущества.
 Богатство таит опасности.
 Бедность губительна
28. Смотря телевизор, обратите внимание, как ораторы используют жесты, мимику. Как вы думаете, насколько осознанно они пользуются «языком движений»? Приведите конкретные примеры. Каким образом язык жестов влияет на общее впечатление от публичного выступления (речи) и качество его восприятия аудиторией? Определите цели, способы и особенности использования ораторами жестов и мимики в процессе публичных выступлений.
29. Произнесите по-разному этикетную формулу начала речи «Дамы и господа!» (равнодушно, торжественно, выражая просьбу, иронию, радость и т.д.).
30.Во время выступления оратор услышал шум в аудитории. Придумайте фразу, с какой он обратится к слушателям, и произнесите ее по-разному: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой и т.д.
Какие речевые конструкции совместимые с судебной этикой можно применить судье, адвокату, прокурору в этом же случае, но в ходе судебного заседания?
1. Выделите тезис и аргументы в следующем рассуждении:
а) каждый отличник получает повышенную стипендию;
б) студент Петров получает повышенную стипендию;
в) так как он отличник.
2. Установите соответствие между утверждениями и их авторами и объясните ваш выбор.
1. Квинтилиан
4.Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению
2. Н.Ф. Кошанский
2.Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и тем самым сообщать образ своих понятий
3. Аристотель
1.Риторика – искусство говорить хорошо
4. М.В. Ломоносов
3.Риторика есть искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета
3. Текст: «Сегодня – рубеж. История близко приблизилась к нам и с надеждой заглядывает нам в глаза: не ошибись, не струсь, не испугайся! Человек, сегодня ты еще многое можешь сделать, завтра может быть поздно! Будь умным, и не чужой дядя будет за нас решать, а мы сами должны отстоять и укрепить демократию и народовластие, другой силы нет» (М. Ульянов) принадлежит к функционально-смысловому типу речи:
а) описание
б) рассуждение
в) повествование
г) повествованием с элементами описания
Объясните почему?
4. Найдите соответствие между названием риторического приема и его описанием:
1. Антономазия
Замена множественного числа единственным, употребление части вместо целого, целого вместо общего
2. Синекдоха
Употребление собственного имени в значении нарицательного
3. Перифраза
Перенос наименования с одного предмета на другой на основании их сходства
4. Метафора
Описательный оборот, употребляемый, употребляемый вместо слова или словосочетания
5. В тексте: «Для повышения качества воспроизведения мелких деталей при приеме черно-белого изображения в схему телевизора введено автоматическое отключение резекторных фильтров в яркостном канале. Уменьшение влияния помех достигается применением схемы автоматической подстройки частоты и фазы строчной разверстки» (Руководство по эксплуатации телевизионного приемника) - нарушено коммуникативное качество:
а) правильность речи
б) ясность речи
в) точность речи
г) уместность речи
Объясните ваш выбор.
6. В тексте: «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождем мокрые/ и это самое/ рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня все в шарах-то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков меняю» (устная речь подростка) - нарушено коммуникативное качество речи
а) точность, ясность
б) правильность
в) логичность
г) краткость
Объясните ваш выбор.
7. Вставьте пропущенное слово.
«Текст - это произведение ____________ речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанного в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых) единств, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» (И.Р. Гальперин). Объясните ваш выбор.
8. В приведенном фрагменте речевого сообщения: «Из житейского опыта я убежден, что если вложены в человека добрые инстинктивные качества, то как бы ложная сознательная мысль ни сводила его в сторону, в кривые дорожки, натура возьмет свое и выведет человека на прямую дорогу» - использован тип аргумента:
а) к суждению
б) от абсурдного
в) из опыта
г) к уступке
Объясните ваш выбор.
9. В следующем фрагменте речи: «И вы называете это законом? Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны – порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь!» - использован тип некорректного аргумента:
а) к публике
б) к тщеславию
в) к жалости
г) из народного единодушия
Объясните ваш выбор.
10. Как называется аргумент приведенный ниже?
Во время диспута, происходившего в 20-х г.г. ХХ в. между верующими и атеистами некий священник заявил: - Я могу очень просто доказать и то, что Господь Иисус Христос существовал, и самый факт Его воскрешения… Затем он повернулся к многочисленной аудитории и воскликнул: - Христос воскресе! - Воистину воскресе! – отозвались сотни голосов.
Такой аргумент называется:
а) argumentum ad rem;
б) argumentum ad publicum;
в) argumentum ad misericordiam.
Объясните свой выбор.
11. Проанализируйте следующее математическое рассуждение: «Две прямые могут пересекаться только в одной точке. В самом деле, предположим, что это не так, тогда получится, что через две различные точки проходят две различные прямые, что противоречит аксиоме, которая гласит, что через две различные точки можно провести только одну – единственную прямую. Следовательно, наше первоначальное предположение неверно, и две прямые пересекаются только в одной точке». Это рассуждение представляет собой:
- косвенное доказательство «от противного»;
- косвенное разделительное доказательство;
- прямое доказательство;
- доказательство только по видимости; на самом деле оно не является правильным рассуждением.
Обоснуйте свой выбор.
12. Сопоставьте различные определения риторики, выделите в них общее и различное. Какое их этих определений, на ваш взгляд, отличается наибольшей объясняющей силой и практической целенаправленностью?
«Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель).
«Риторика есть искусство хорошо и украшенно говорить» (Цицерон).
«Красноречие есть искусство о всякой данной категории красиво говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» (М.В. Ломоносов).
«Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Непосредственная задача риторики - прозаическая речь или публичная аргументация» (проф. А.А. Волков).
«Риторика - теория, мастерство и искусство красноречия» (проф. А.К. Михальская).
«Риторика – теория речи как инструмента развития общества» (проф. Ю.В. Рождественский).
13. Приведите в пример человека, который, по вашему мнению, наделен выдающимся даром слова. Что в его речи вам представляется наиболее поучительным? Есть ли среди известных вам людей такой человек, чья речь вызывает у вас неприятие? Почему? Подготовьте выступление на эту тему (3 минуты).
Условия:
1 – будьте сдержаны в своих заключениях и оценках
2 – «не переходите на личности»
3 – стремитесь выражать свои мысли как можно более конкретно.
14. Ознакомьтесь с фрагментами из трактата Цицерона «Оратор». Какие части античного канона затрагиваются здесь? Что именно говорится о каждой из них? Какие из приведенных рекомендаций сохранили актуальность сегодня? Какой этап подготовки ораторской речи Цицерон считает самым важным? Согласны ли вы с ним?
«Оратор должен заботиться о трех вещах - что сказать, где сказать и как сказать...
Действительно, найти и выбрать, что сказать, - великое дело: это - как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здорового смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй — определениями, третий — понятиями о правоте и неправоте.
А с какой заботою он расположит все, что найдет! — ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, доставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, между ними вдвинет слабые.
Итак, мы описали бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Но, как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать.
Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жестокими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что они желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.
«Как сказать?» - это вопрос, относящийся и к произнесению, и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений.
Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах.
Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать — изредка и не на много, не ступать вперед — с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами — он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных.
А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза - ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь».
15. Прочитайте русские народные пословицы, взятые из сборника В.И. Даля. Какие выводы о характере русского народного речевого идеала можно сделать на их основании. Приведите примеры, иллюстрирующие данные пословицы.
1. Язык поит и кормит, и спину порет.
2. Красна речь слушаньем, а беседа смирением.
3. Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
4. Много наговорено, да мало переварено.
5. Что про то говорить, чего нельзя воротить?
6. В добрый час молвить, в худой промолчать.
7. Сказал бы словечко, да волк недалечко.
8. Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай.
9. Кстати промолчать, что большое слово сказать.
10. От приветливых слов язык не отсохнет.
16. В 1958 году в США был принят «Закон об образовании ради национальной обороны», который явился реакцией американских политиков на советские успехи в космосе. Данный закон предполагал значительное увеличение часов на изучение предметов, обеспечивающих развитие языковой способности учащихся (VI - ХII кл.).
Как вы думаете, почему американские законодатели выбрали именно такую стратегию в области народного образования? Что дает для науки и производства развитие умения воспринимать и создавать речь?
17. Оцените следующие материалы и высказывания, приведенные в газете «Аргументы и факты» с точки зрения критерия уместности речи. Содержатся ли в них коммуникативно-речевые ошибки? Какие именно?
Опрос
Что для вас 9 мая?
65% День великой победы над фашизмом.
15% Воспоминания о собственных дедах и прадедах.
12% Траур по миллионам погибших из-за ошибок Сталина.
8% Лишний повод выпить.
(«Аргументы и факты», №18-19, 2002 г.)
Мы ушли из Африки, потом из Азии, из Европы, из СНГ. И, видимо, уходить будем до последнего рубежа: Рублевско-Успенского шоссе, ресторана «Царская охота» и горнолыжного центра на Дмитровке. Ну и регионов, где есть нефть, газ и металлы с углем.
(А. Митрофанов: «Аргументы и факты», №18-19, 2002 г.)
Язык недели
По зарубежным СМИ прокатилась волна публикаций о нашей мафии, международным криминальным языком окончательно и бесповоротно назван русский. Отечественные братки со стоном «Чисто подстава!» начали срочно его учить.
(«Аргументы и факты», №17, 2002 г.)
Я не так много пишу, чтобы тормозить появление новых имен, – «Речной трамвайчик» для Пугачевой, «Все равно» для Алсу, «Маму» для Дианы Гурцкая, «Шарманку» для Коли Баскова. Да, эти песни достаточно раскрутились, но, чтобы написать песню, которая будет популярна у молодежи, надо быть молодым человеком.
(Из интервью с И. Крутым: «Аргументы и факты», №17, 2002 г.)
Нынешняя имперская ностальгия на самом деле платоническая: величия хотят многие, но оплачивать из своего кармана не готов никто. Родители выкладывают тысячи долларов, чтобы «отмазать» сыновей от армии.
(Из статьи И. Яковенко «Нас губит мания величия»: «Аргументы. и факты», №18-19, 2002 г.)
18. Ознакомьтесь с описанием двух речевых ситуаций. Проанализируйте поведение их участников. Каковы причины успеха «молодых людей» в первом примере и коммуникативной неудачи продавца меда во втором?
Укрепление дверей
Как-то раз, открыв дверь на звонок, я заметил, что звонили и соседям, поскольку открыли дверь и они.
На площадке находились двое молодых людей приятной внешности. Один из них обратился к нам со следующей речью:
- Вы, конечно, знаете, что сейчас много квартирных краж. Воры вышибают двери или открывают замок отмычкой за несколько секунд. В качестве защиты мы укрепляем дверные коробки и ставим крепкие двери с замками особой сложности. Стоимость работ от … до … в зависимости от используемых материалов. Заказы можно оформить сейчас или по телефону (вручили визитные карточки). Оплата – после сдачи работы заказчику.
Многие в нашем подъезде оформили заказ на предложенную услугу.
Горький мед
Мужчина средних лет проходит по торговому ряду, где продается мед. Подойдя к молодому продавцу, спрашивает: «Скажите, пожалуйста, сколько стоит эта баночка?» А продавец, поднеся открытую баночку к носу покупателя, сказал: «Понюхайте, какой ароматный мед и совсем недорого». На что первый отвечал: «Что вы мне суете под нос, я не собака, чтобы нюхом определять». И прекратил разговор, купив мед у другого продавца, который сразу ответил на вопрос о цене. По В.П. Шеинову
19. Обдумайте и произнесите трехминутную речь на любую из следующих тем:
 Почему я выбрал именно профессию юриста?
 Что я бы сделал, если бы был ректором (деканом)?
 Что я люблю делать в свободное время?
 Что я хотел бы иметь больше всего?
 От чего я хотел бы избавиться?
Требования к речи: 1) точность регламента (постарайтесь уложиться в 3 минуты); 2) связность, обдуманность; 3) требования к исполнению – максимальная простота, разговорность, естественность; постарайтесь убедить всех в своей точке зрения, склонить к ней; самое главное – выполняйте требования коммуникативности, эффективного общения с аудиторией: помните о зрительном (и голосовом) контакте, старайтесь быть самим собой – как можно больше обаяния и доброжелательности!
20. Определите, какие ошибки допущены в следующих ситуациях начала общения, нередко встречающихся в практике публичной речи.
«Я хочу рассказать вам сегодня о…».
«Может, я скажу не совсем удачно, но…».
«Дорогие друзья! Позвольте рассказать вам…».
«Я еще только начинаю свою деятельность. Но попробую объяснить вам…».
«Вы, конечно, уже знаете, что я сегодня имею честь сообщить».
«Все вы помните, что Петербург был основан в 1703 году».
«Не буду долго утомлять вас и скажу коротко, если позволите…».
«Я очень волнуюсь, поэтому прошу простить мне некоторую сумбурность…».
«Вы, вероятно, подумаете, что я плохо знаю предмет…».
«Я всегда заинтересован в том же, в чем заинтересованы вы…»
21. Ознакомьтесь с фрагментом из выступления Андрея Дмитриевича Сахарова на форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества», состоявшемся 14 – 16 февраля 1987 г. в г. Москве. Какие стороны этой речи вам представляются наиболее удачными? К каким аргументам прибегает оратор? Определите их характер? Есть ли в речи Сахарова коммуникативные ошибки?
«Ядерное оружие разделяет человечество, угрожает ему. Но есть мирное использование ядерной энергии, которое должно способствовать объединению человечества. Разрешите мне сказать несколько слов по этой теме, связанной с основной целью форума.
В эти дни в выступлениях участников много раз упоминалась катастрофа в Чернобыле, явившаяся примером трагического взаимодействия несовершенства техники и человеческих ошибок.
Нельзя, тем не менее, переносить на мирное использование ядерной энергии то неприятие, которое люди вправе иметь к ее военным применениям. Человечество не может обойтись без ядерной энергетики. Мы обязаны, поэтому найти такое решение проблемы безопасности, которое полностью исключило бы возможность повторения чего-либо подобного чернобыльской катастрофе в результате ошибок, нарушения инструкций, конструктивных дефектов и технических неполадок.
Такое кардинальное решение – размещение ядерных реакторов под землей на глубине, исключающей выделение радиоактивных продуктов в атмосферу при любой мыслимой аварии. При этом будет также обеспечена ядерная безопасность в случае войны, ведущейся без использования ядерного оружия. Особенно существенно иметь полную безопасность для теплофикационных станций, располагаемых вблизи больших городов. Идея подземного расположения ядерных реакторов не нова, против нее выдвигаются соображения экономического характера. На самом деле с использованием современной землеройной техники цена будет, как я убежден, приемлемой. Жалеть же деньги на предотвращение радиационных катастроф нельзя. Я считаю, что мировая общественность, обеспокоенная возможными последствиями мирного использования ядерной энергии, должна сосредоточить свои усилия не на попытках вовсе запретить ядерную энергетику, а на требовании обеспечить ее полную безопасность.»
22. Ознакомьтесь с речью адвоката Ф.Н. Плевако в защиту старушки из Сызрани, которая украла жестяной чайник стоимостью около 50 копеек. Она была предана суду присяжных, так как являлась потомственной почетной гражданкой. Прокурор требовал наказания для совершившей кражу, не взирая на ее почтенный возраст и ничтожную стоимость похищенного, в связи с тем, что неуважение к праву частной собственности может привести к разрушению основ государства. Однако присяжные взяли сторону адвоката и оправдали подзащитную. Определите, какие аргументы и выразительные средства использует адвокат для убеждения присяжных. Можно ли доводы, приведенные Ф.Н. Плевако, назвать корректными?
«Много бед, испытаний пришлось претерпеть России за ее больше, чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Около двух десятков языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно».
23. Ниже приводятся первые абзацы речей различных ораторов. Отметьте известные вам элементы композиции: этикетные формулы, «зацепляющий крючок», вступление.
I. Господа судьи, господа присяжные заседатели! Около месяца тому назад в Спасской улице, в доме Дмитриевского, произошло большое несчастье. Семейство, единственной поддержкой которого был Алексей Иванович Рыжов, состоявшее из жены его и четырех детей, внезапно и неожиданно осиротело: глава этого семейства был лишен жизни. Он лишился жизни, не окруженный попечениями и участием родных, не благословляя своих детей, а сопровождаемый их отчаянными криками и падая от руки близкого и обязанного ему человека. Этот близкий и обязанный ему человек находится в настоящее время перед вами и от вас зависит решить его судьбу (А.Ф. Кони).
II. Мы представили краткий очерк событий новой истории до половины ХVII столетия. Мы видели, какие результаты имела Тридцатилетняя война для Германии. Она выдвинула на театр истории государство, дотоле не имевшее влияния, Швецию. Но положение, занятое ею, было искусственно, оно не было условлено природными средствами этого края. Швеция не к благу своему, а истощению стала так велика (Т.Н. Грановский).
III. Если бы я не был так стар, я бы нашел себе новую профессию теперь. Я стал бы гидом по переделкинским местам... Я повел бы туристов к березе, которая увековечена Пастернаком, к ручью, который был им воспет. Я показал бы им поле, по которому он проходил ежедневно, я показал бы им те дома, те пейзажи, те леса, которые в его стихах живут до сих пор и будут жить вечно... (К.И. Чуковский).
24. Исправьте предложения.
- Поскольку нигде не разъясняют о сроках сбора орехов, их чаще всего собирают преждевременно.
- Среди психологов широкое распространение получила точка зрения о творческом процессе как явлении психологическом.
- Он не оплатил за проезд в автобусе.
- Делаются выводы по получению различных химических соединений.
- В борьбе по снижению дорожно-транспортных происшествий мы занимаем не последнее место.
- В работу надо как можно больше включать людей и лошадей, которые бы справлялись с уборкой картофеля.
- Оратор, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение.
- Художник изобразил, как Петр I ведет войска.
25. Обдумайте помещенные ниже тезисы и составьте причинно-следственные цепочки для их доказательства.
 Богатство имеет выгодные стороны.
 Бедность не лишена преимущества.
 Богатство таит опасности.
 Бедность губительна.
26. Проанализируйте схему «Композиционное построение речи». Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?
Композиционное построение речи
Части выступления
Приемы привлечения внимания
I. Вступление
Задачи:
- Пробудить интерес к выступлению
- Установить контакт
- Подготовить слушателей к восприятию выступления
- Обосновать постановку вопроса
Основное условие – максимальная лаконичность
I. Основная часть
Задачи:
- Последовательно разъяснить выдвинуть положения
- Доказать их правильность
- Подвести слушателей к необходимым выводам
- Обращение
- Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы
- Прием сопереживания
- Изложение парадоксальной ситуации
- Апелляция к интересам аудитории
- Прием соучастия
- Апелляция к событиям
- Апелляция к географическим или погодным условиям
- Апелляция к речи предыдущего
III. Заключение
Задачи:
- Суммировать сказанное
- Повысить интерес к предмету речи
- Подчеркнуть значение сказанного
- Поставить задачи
- Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи)
оратора
- Апелляция к авторитетам или известным источникам
- Апелляция к личности оратора
- Юмористическое замечание
- Вопросы к аудитории
- Афоризм
- Экспрессивные обороты
27. Проанализируйте схему «Композиционное построение судебной речи». Объясните, какова задача каждой композиционной части выступления?
Вступление:
1.Отразить конфликт, на котором строится судебная речь.
2.Связать вступление с главной частью, дать отправную точку для исследования обстоятельств дела.
3.Быть коротким.
4.Стилистически должно гармонировать с основной частью.
Основная часть:
Основная часть судебной речи представляет собою совокупность отдельных микротем, связанных по смыслу. Эти части следующие:
Повествование:
1. Изложение фактических обстоятельств дела.
2. Анализ и оценка собранных доказательств.
Утверждение:
3. Обоснование правовой квалификации содеянного.
4. Сведения о личности подсудимого (истца, ответчика).
5.Анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления.
6. Мнение о мере наказания.
Возражение:
7. Ответная речь.
Заключение:
Заключение - важная композиционная часть судебной речи - последняя часть, конец речи, подводит итог всему сказанному.
В заключении важно усилить значение сказанного.
Какие речевые штампы желательно применять в заключении?
28. Определите, какие жесты могут быть использованы при произношении фраз:
Все это не для меня.
Стучат, стучат и вверху, и внизу.
Пришли и те и другие.
Пусть это останется между нами.
Мы-то с тобой поймем друг друга.
Пускай, пускай, оставь его.
Да что там, ну пусть.
Избавьте меня от этого, я этого не хочу.
Нет-нет, ни за что.
Так все напутано, такая неразбериха.
Никто ничего не поймет, полная сумятица.
Все это не совсем так.
Тут как-то все, знаете, эдак.
29. Скажите, о каких жестах пишет в «Кратком руководстве к риторике» М.В. Ломоносов, когда они используются и что означают?
«Что ж надлежит до положения частей тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти, стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не употребляют, а когда что сильными доводами доказывают и стремительными или нежными фигурами речь свою предлагают, тогда изображают оную купно руками, очами, головою и плечьми. Протяженными кверху обеими руками или одною приносят к Богу молитву или клянутся или присягают; отвращенную от себя ладонь протягивая, увещевают и отсылают; приложив ладонь к устам, назначают молчание. Протяженною же рукою указуют; усугубленным оныя тихими движением кверху и книзу показывают важность вещи; раскинув оныя на обе стороны, сомневаются или отрицают; в грудь ударяют в печальной речи; кивая перстом, грозят и укоряют. Очи кверху возводят в молитве и восклицании, отвращают при отрицании и презрении, сжимают в иронии и посмеянии, затворяют, представляя печаль и слабость. Поднятием головы и лица кверху знаменуют вещь великолепную или гордость; голову опустивши, показывают печаль и унижение; ею тряхнувши, отрицают. Стиснувши плечи, боязнь, сомнение или отрицание изображают».
30. Проанализируйте структура речи в суде по уголовным делам прокурора и адвоката, найдите сходство и кратко охарактеризуйте каждую часть композиции речи.
Композиция речи прокурора
Композиция речи адвоката
ВСТУПЛЕНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1.Изложение фактических обстоятельств и фабулы дела
2.Обоснование квалификации преступления
3.Характеристика личности подсудимого и потерпевшего
4. Предложения о мере наказания
5.Вопросы возмещения причиненного преступлением ущерба
6.Анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1.Анализ фактических обстоятельств дела
2.Анализ личностных особенностей подзащитного
3.Анализ мотивов совершения деяния подзащитным
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.