X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (ЗПЗИ) » Педагогика и психология (ЗПЗИ)

Педагогика и психология
1. Сформулируйте объектно-предметную область психологии как науки, её цели и задачи, этапы развития.
2. Дайте краткую характеристику основным отраслям психологии и охарактеризуйте предмет изучения и задачи юридической психологии.
3. Дайте определение сущности психики, охарактеризуйте ее структуру и основные функции.
4. Сформулируйте сущность понятия «сознание», опишите его структуру, природу возникновения, раскройте соотношение сознания и бессознательного.
5. Дайте определение понятиям «индивид», личность», «индивидуальность». Охарактеризуйте основные компоненты структуры личности.
6. Дайте определение темпераменту, опишите его физиологические основы и охарактеризуйте виды.
7. Дайте определение характеру и опишите закономерности его формирования.
8. Раскройте понятие «способности», охарактеризуйте их виды и опишите условия развития.
9. Дайте характеристику ощущений и восприятия как базовых познавательных процессов, перечислите их виды, опишите физиологический механизм.
10. Дайте характеристику внимания и памяти, перечислите их виды, определите значение этих познавательных процессов в профессиональной деятельности юриста.
11. Дайте характеристику мышления и воображения, назовите их виды, опишите физиологический механизм, раскройте роль этих познавательных процессов в профессиональной деятельности юриста.
12. Охарактеризуйте эмоции, чувства, эмоциональные состояния личности, опишите их влияние на профессиональную деятельность юриста.
13. Охарактеризуйте волевой процесс, раскройте способы формирования и управления волей.
14. Дайте определение деятельности, перечислите ее виды, опишите психологические особенности профессиональной деятельности юриста.
15. Дайте определение понятиям «малая группа», «коллектив», «команда», кратко охарактеризуйте структуру малой группы, этапы ее развития, опишите групповые феномены.
16. Дайте определение понятиям «лидер», «руководитель». «менеджер», опишите виды лидерства и стили руководства коллективом.
17. Расскажите о сущности, видах и способах стимулирования и мотивации деятельности членов коллектива, охарактеризуйте основные теории мотивации.
18. Определите понятие «общение», охарактеризуйте его структуру, функции, виды, опишите роль общения в профессиональной деятельности юриста.
19. Охарактеризуйте психологические особенности межличностного восприятия, опишите «эффекты восприятия», их роль в профессиональном общении юриста.
20. Дайте характеристику сущности понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», назовите виды конфликтов, опишите способы разрешения конфликтов в коллективе.
21. Дайте краткую характеристику объектно-предметной области, функциям и истории развития педагогической науки.
22. Определите понятия «образование», «система образования», охарактеризуйте виды и уровни образования.
23. Охарактеризуйте тенденции развития образования в мире и направления реформирования образования в России.
24. Дайте определение понятия «педагогический процесс», раскройте его структуру, закономерности, основные пути оптимизации.
25. Дайте определение сущности процесса воспитания, раскройте его цели, задачи, принципы, методы и формы.
26. Дайте определение понятию «содержание воспитания», охарактеризуйте основные теории воспитания.
27. Дайте определение сущности процесса обучения, охарактеризуйте задачи
принципы, содержание обучения.
28. Определите понятие «технология обучения», дайте краткую характеристику современных технологий обучения.
29. Назовите традиционные и современные методы обучения, дайте краткую характеристику каждого метода.
30. Перечислите формы и средства обучения, дайте краткую характеристику традиционных и современных форм обучения.
1.Предмет психологии как науки не был сразу определен. На «донаучном» этапе развития психологии в качестве предмета изучения рассматривалась душа (психология в переводе с греческого означает «учение о душе»). В последней четверти XIX века, когда стали появляться первые психологические лаборатории, в качестве предмета психологии ученые предлагали рассматривать сознание (В. Вундт, Дж. Ф. Брентано, У. Джеймс). Однако сознание трудно было исследовать, так как уровень науки в то время был недостаточен. На фоне критики лабораторий, изучающих сознание, появилось предложение в качестве предмета психологии рассматривать поведение. В США возникает и начинает развиваться бихевиоризм (наука о поведении). В конечном итоге под влиянием многолетних дискуссий большинство ученых согласовало мнение по поводу предмета психологической науки.
Определите, что является объектом и предметом современной психологии.
Сравните идеалистическую и материалистическую точку зрения на понимание сущности «предмета» психологии.
Раскройте основные формы проявления психики и установите взаимосвязь между ними.
2. Шимпанзе по кличке Аюму, живущий в исследовательском институте в Киото (Япония), стал всемирно известным благодаря своей выдающейся зрительной памяти. Ему показывают девять цифр на экране на доли секунды, а затем Аюму воспроизводит по памяти их местоположение. Причём шимпанзе способно обыграть в этой игре любого человека. Ученые до сих пор не понимают, как Аюму это удаётся, но они предполагают, что шимпанзе мгновенно оценивает количество, то есть смотрит на ряд объектов и запоминает их, а не последовательно пересчитывает. Учитывая, что шимпанзе – ближайшие родственники человека, их интеллект вполне объясним. Тем не менее, есть принципиальная разница между обезьянами и людьми.
Сопоставьте психику животных и человека, выявите черты сходства.
Сравните психику животных и человека, найдите существенные различия.
Определите, на какой стадии развития находится психика у высших приматов (у шимпанзе в приведенном выше описании).
Приведите примеры существенного отличия сознания человека от психики приматов.
3. Определите, какой метод исследования применен в следующих примерах.
а) Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или состояний организма (бодрствование, сон). Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все нейрофизиологические показатели фиксируются точной аппаратурой.
б) Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные» картинки и регистрируют при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.
Определите, какой метод психологического исследования используется в приведенных примерах.
Сравните все разновидности этого исследовательского метода, отметив их специфику.
Укажите достоинства и ограничения метода, который применялся в приведенных примерах.
4. Немецкий философ и психолог Вильгельм Вундт, основатель первой психологической лаборатории (1879 г.), говорил: «В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком».
Сравните все типы темперамента между собой, укажите достоинства и ограничения каждого типа темперамента.
Определите, что является физиологической основой темперамента.
Приведите примеры проявления темперамента в поведении и общении человека.
Проанализируйте, как темперамент человека влияет на его профессиональную деятельность. Приведите соответствующие примеры.
5. В трудовом коллективе работает молодой мужчина Андрей К,, 23 лет, который отличается общительностью, подвижностью, активностью, склонностью к розыгрышам. В происходящие вокруг события он всегда привносит много шума, любит компании, праздники, корпоративы. Настроение у Андрея К. всегда хорошее, приподнятое. Однако при хорошем профессиональном образовании и высоких интеллектуальных способностях он недостаточно усидчив, многое не доводит до конца, поэтому начальство периодически бывает им недовольно. По причине срыва сроков работы у Андрея К. нередко возникают конфликты с руководителем. Этот молодой человек имеет много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностные и быстро проходят. Опираясь на классификацию акцентуаций характера К. Леонгарда, определите, о каком типе акцентуации идет речь в этом описании.
Объясните, с каким типом темперамента обычно связан описанный выше тип акцентуации характера.
Приведите примеры взаимосвязи акцентуаций характера с типами темперамента.
6. Основная задача телешоу «Голос» - поиск и отбор универсальных вокалистов, поющих в разных жанрах. Участники проекта отбираются не по уровню музыкальной подготовки, ни по «презентативной» внешности, а только по вокальным данным. При этом в связи с отсутствием жанровых критериев участники могут демонстрировать жюри
свои вокальные способности как в исполнении джаза, рока, так и народных песен или классического вокала. Шоу является открытым для любого гражданина России, для людей разных возрастных групп, в том числе и для детей. Для того чтобы принять в нем участие, достаточно подать заявку в виде записи своего пения, а потом принять участие в «слепом прослушивании». Неоднократно лауреатами конкурса становились певцы с потрясающими вокальными данными. При этом у них могло не быть ни консерваторской подготовки, ни даже начального музыкального образования.
Объясните, как связаны между собой биологические задатки, социальные задатки (предпосылки) и способности.
Укажите, какие условия необходимы для развития способностей.
Сравните разные степени развития способностей: одаренности, талантливости, гениальности. Проанализируйте, в чем их сходство и различие.
7. Г. Гросс в «Руководстве к расследованию преступлений» писал: «Кому приходилось наблюдать, чего только не показывают свидетели! Если они во время восприятия или при даче показаний находились в возбуждении, тот знает, что цена подобным показаниям очень невелика, и такие показания бывают иногда прямо противоположны действительности». Если говорить о свидетельских показаниях, в которых описываются явления прошлого, то здесь большую роль играет не только восприятие, но и память лица, дающего показания.
Систематизируйте объективные и субъективные факторы, влияющие на полноту и точность восприятия очевидцем события.
Систематизируйте объективные и субъективные факторы, влияющие на запоминание и последующее воспроизведения очевидцем наглядных образов.
Оцените, каким образом полнота и точность свидетельских показаний зависят от конкретных свойств восприятия и памяти.
Подведите итог: каким образом особенности восприятия и памяти свидетелей должны учитываться в судебно-следственной практике.
8. Произвольное внимание необходимо многим специалистам: диспетчерам, операторам сложных машин, оперативникам, следователям и др. Ученые считают, что в значительной мере произвольное внимание – это продукт нашей цивилизации. По мнению французского психолога Т. Рибо, до возникновения цивилизации произвольное внимание практически не существовало. Так, дикари со страстью предавались охоте, войне, игре, но постоянный труд вызывал у них презрение, так как требовал усилий по концентрации сознания на действиях. Английский естествоиспытатель Ч. Дарвин заинтересовался тем, как дрессировщик обезьян отбирает будущих «артистов».
Оказалось, что все зависит от их способности к вниманию. Если в то время, когда дрессировщик что-то объясняет обезьяне, а ее внимание легко отвлекается мухой, сидящей на стене, или чем-то подобным, то он делает вывод, что обезьяна совершенно не способна к обучению.
Раскройте специфику внимания как познавательного процесса. Объясните, почему некоторые психологи предлагают не рассматривать внимание как отдельный познавательный процесс.
Проведите различие между непроизвольным, произвольным и послепроизвольным вниманием.
Систематизируйте объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность внимания в процессе профессиональной деятельности юриста.
9. Известна история об изобретении швейной машины американцем Элиасом Хоувом. Он долго мучился, прежде чем швейная машина, над изобретением которой он работал, начала шить. Все дело в том, что отверстие (ушко) находилось не на кончике иглы, а в середине. Однажды Хоуву приснился сон, как будто за ним гонится стая дикарей, а он в ужасе убегает от них. Обернувшись в какой-то момент, он увидел, что в руках дикарей копья, похожие на огромные швейные иглы, только отверстия расположены не в середине, а в самом острие иглы. Хоув проснулся, сразу же сделал набросок, и через несколько дней подал патент на изобретение швейной машины.
Определите, какой вид мышления помог изобретателю решить творческую задачу?
Объясните, при каких условиях активизируется работа именно этого вида мышления?
Приведите примеры решения творческих задач (научных, изобретательских, художественных) с опорой на данный вид мышления.
Предложите эффективные способы активизации этого вида мышления.
10. В семье Новиковых между её членами всё больше омрачались отношения из-за недостойного поведения отца – грубого, недалёкого, жестокого. Он почти каждый вечер превращал в унизительное ожидание скандала, оскорблений и даже физического насилия. Матери не раз приходилось искать приют у соседей, спасаясь от пьяных дебошей. Ребята во дворе и в школе сочувствовали сыну Новиковых, 15-летнему Коле, но избегали общения с ним, так как их родители не одобряли дружбы своих детей с Колей. Мальчик рос замкнутым, озлобленным, болезненно самолюбивым. Однажды Коля увидел, что пьяный отец в очередной раз избивает мать, но делает это с особой жестокостью. Коля, пытаясь защитить мать, набросился на отца с кулаками, но тот отшвырнул его в угол. Подросток, не отдавая отчета в своих действиях, бросился на кухню, схватил нож и накинулся с ним на отца, нанося беспорядочные удары, один из которых стал смертельным. Впоследствии на допросах Коля не смог объяснить следователям, как это произошло.
Проанализируйте ситуацию и укажите, какие чувства испытывал Коля к матери и отцу-алкоголику.
Определите доминирующую эмоцию у Коли в момент совершения преступления.
Сравните эмоции и чувства: что в них общего, и чем они различаются.
Приведите конкретные примеры из профессиональной деятельности юриста (судьи, прокурора, адвоката и др.), где необходимо сдерживать свои чувства и эмоции.
11. В юридической организации случилась неприятная ситуация: одна работница увольнялась, а другая устраивалась на ее место, принимая на себя материальную ответственность за архив. Не удалось найти достаточно много папок с документами. Не разобравшись, все члены коллектива стали сваливать вину друг на друга, никто не хотел отвечать за пропажу документов, в том числе и увольняющаяся работница. В подразделении установилась напряженная атмосфера, появилось несколько микрогруппировок, все переругались между собой. Чуть позже папки нашлись в отдельном шкафу в другой комнате, куда их переложили на время ремонта. Однако сотрудникам коллектива помириться не удалось, так как трудно было простить то, что сами друг другу наговорили. В настоящее время идет реорганизация юридической службы, и руководителю очень важно, чтобы отдел не расформировали.
Проанализируйте ситуацию и определите вид конфликта в трудовом коллективе.
Предложите эффективные способы, которые помогут руководителю разрешить данный конфликт.
Предложите способы, которые помогут руководителю сплотить трудовой коллектив после произошедшего конфликта.
12. В юридической организации несколько отделов. Ими руководят люди разного возраста и с непохожими стилями управления. Первый руководитель А. – это мужчина 58 лет, хороший организатор, крепкий специалист. В отношениях с подчиненными он использует такие методы, как приказ, распоряжение, указания. Он единолично принимает решения и любит, чтобы все поручения выполнялись четко в срок. Второй руководитель Б., мужчина 35 лет, опирается на актив, любит обсуждать с подчиненными совместно значимые вопросы, делегирует полномочия, поощряет инициативу. Третий руководитель – женщина 30 лет, которую недавно назначили на эту должность. Она предпочитает выполнять все указания вышестоящего начальства, держится на дистанции от подчиненных, но при этом старается не осложнять отношения с ними. Ей не удается организовать четкую работу в отделе, так как подчиненные не видят в руководителе лидера, способного решать возникающие проблемы.
Определите, какой стиль управления присущ каждому руководителю.
Сравните стили управления коллективом, оцените достоинства и недостатки каждого стиля управления.
Обоснуйте, каким образом стиль управления влияет на результаты совместной деятельности и на психологический климат в коллективе.
13. Внедрение новых цифровых технологий в работу отдела вызвало споры и разногласия среди членов коллектива. Образовались две группировки. Молодые сотрудники выступают за нововведения, считая, что это сократит рутинную работу, сделает ее более интересной и творческой. Старые специалисты (их большинство) защищают проверенные технологии работы. Руководитель отдела совсем недавно назначен на эту должность. Сам он – сторонник инноваций, однако столкнулся с мощным сопротивлением внедрению нового со стороны самых опытных специалистов.
Систематизируйте материальные (экономические) методы повышения мотивации подчиненных.
Систематизируйте психологические (воспитательные) методы повышения мотивации подчиненных.
Проанализируйте ситуацию и предложите эффективные методы, которые может использовать руководитель для повышения мотивации подчиненных к внедрению новшеств.
14. Вы – молодой специалист. По поручение руководства вам нужно провести переговоры с деловыми партнерами. На встрече вам предстоит решить несколько важных для фирмы вопросов, в том числе связанных с получением инвестиций.
Объясните, как лучше поступить, договариваясь о деловой встрече: самому назвать время, или предложить партнеру назвать время встречи. Аргументируйте свой ответ.
Оцените, кто имеет психологическое преимущество в переговорах: делегация гостей или делегация хозяев. Поясните ответ.
Выберите темы, которые уместны в преддверии деловой беседы: погода, политика, общие знакомые, как добрались.
Объясните, какая практика предпочтительнее в переговорах: вначале высказать свою точку зрения или выслушать точку зрения партнеров? Обоснуйте свой ответ.
Определите, какая тактика в переговорах более выигрышная: начать с возражений, с критики доводов противоположной стороны, или начать обсуждать то, с чем можете согласиться. Аргументируйте ответ.
15. В отделе пропала папка с важными документами. Сотрудница пришла после обеда на рабочее место и не обнаружила этой папки. Она дождалась свою напарницу и накричала на нее, так как та и раньше допускала небрежность в служебных делах. Вторая сотрудница виноватой себя не считала, поэтому ответила также резко и категорично.
Между ними разгорелась ссора. Позже оказалось, что папку взяли без спроса сотрудники другого отдела.
Сравните случайные, закономерные и неизбежные конфликты.
Объясните сущность каждого типа конфликта.
Проанализируйте ситуацию, определите инцидент (повод, внешнюю причину конфликта) и конфликтную ситуацию (истинную причину конфликта).
Определите тип произошедшего конфликта: вертикальный или горизонтальный, конструктивный или деструктивный, случайный, закономерный или неизбежный.
16. Между рядовыми сотрудниками разгорелся спор по поводу графика дежурств. Никто не хочет работать в праздничные дни, и каждый приводит в свою пользу веские аргументы. Из-за этого все перессорились. Руководитель волевым решением назначил на дежурство молодого «несемейного» сотрудника, который собирался в праздник уехать на день рождение к другу. Этот работник затаил обиду и на начальника, и на своих коллег. Проанализируйте ситуацию, определите инцидент (повод, внешнюю причину конфликта), конфликтную ситуацию (истинную причину конфликта).
Определите тип произошедшего конфликта: вертикальный или горизонтальный, конструктивный или деструктивный, случайный, закономерный или неизбежный.
Предложите свой вариант поведения на месте руководителя: что нужно было сделать, чтобы избежать конфликта в трудовом коллективе.
17. В XIX – нач. XX века проходила дискуссия о том, может ли педагогика считаться наукой, или это область практической деятельности, близкая к искусству. К.Д. Ушинский в свои молодые годы писал: «Воспитатель есть художник, школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества». Ему вторил Л.Н. Толстой: «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом». Но существовала и иная точка зрения. Тот же К.Д. Ушинский в зрелые годы высказал мысль: «Одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине» А первый советский педагог-теоретик П.П. Блонский писал: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика».
Объясните, на каком основании К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой приравнивали педагогику к искусству.
Обоснуйте, противоречит ли их высказыванию точка зрения П.П. Блонского. Оцените, от чего, в первую очередь, зависит результат воспитания и обучения человека: от личности педагога, его способностей и интуиции или от методики, которую разрабатывает педагогическая наука.
Подведите итог дискуссии: так чем же в настоящее время является педагогика – наукой или искусством? Аргументируйте свое мнение.
18. Ученый посредством специально придуманной скорописи и аббревиатур регистрировал акты поведения каждого преподавателя на учебном занятии. При этом он учитывал не только то, что каждый преподаватель делает и говорит, но и невербальные средства общения: жесты, кивки, улыбки и т.п. Это позволило ученому зафиксировать в таблице показатели активности каждого преподавателя. Сопоставив формы общения и взаимодействия преподавателей со студентами, ученый сделал заключение о том, какой стиль педагогического руководства использует каждый преподаватель в своей работе. Определите метод исследования, который использовался в приведенном примере. Сравните между собой все разновидности этого исследовательского метода, указав их достоинства и ограничения.
Предложите другие методы исследования, которые могли бы дополнить данный метод и таким образом повысить достоверность эмпирических данных.
19. Образование изначально трактовалось как создание человека по образу и подобию Божию. В этом определении содержался глубокий религиозный смысл. И в настоящее время в рамках религиозных учений много говорится о постижении, следовании образу Бога. Начиная с Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ саморазвития личности, ее вхождения в социум и культуру. Образование начинает трактоваться как процесс создания своего образа, лика, личности. В настоящее время понятие «образование» является
центральной категорией педагогики.
Опираясь на российское законодательство, определите сущность и содержание понятия «образование».
Сравните понятия: образование, система образования, непрерывное образование, виды и уровни образования. Установите логические взаимосвязи между этими понятиями.
Создайте структурно-логическую схему «Система образования», выделив все структурные компоненты и указав взаимосвязи между ними.
20. Система образования – это открытая система, поэтому все, что происходит в политике, экономике, науке, культуре откладывает отпечаток на нее. В настоящее время в системе профессионального образования в России прослеживается ряд тенденций, которые, с одной стороны, меняют содержание и процесс подготовки кадров для экономики, с другой стороны, порождают новые проблемы, которые еще только предстоит решать.
Определите тенденции развития образования в мире, покажите взаимосвязь между этими тенденциями.
Систематизируйте новые задачи, которые возникают в системе образования в связи с этими тенденциями.
Сравните понятия «информатизация» и «цифровизация» образования, укажите сходство и различие.
Проанализируйте проблемы развития системы высшего образования в нашей стране.
21. В соответствии с законодательством, каждый специалист один раз в три года должен повышать свою квалификацию. Для юристов это крайне важно, так как постоянно появляются новые законы и другие нормативно-правовые акты. Кроме того, современный человек на протяжении жизни может неоднократно менять род своей профессиональной деятельности, для чего необходимо пройти переподготовку. Решению этих задач способствует система непрерывного образования и входящая в ее структуру система дополнительного профессионального образования (ДПО).
Укажите структурные компоненты, которые входят в систему непрерывного образования, установите взаимосвязи между ними.
Опираясь на российское законодательство, определите сущность и содержание понятия «дополнительное профессиональное образование», выделите подсистемы, которые входят в систему ДПО.
Объясните, в чем заключается отличие повышения квалификации от переподготовки юристов.
Проанализируйте особенности организации педагогического процесса в системе ДПО, систематизируйте проблемы повышения квалификации юридических кадров.
22. В педагогике существует множество теорий воспитания. Среди них есть две противоположные, которые различаются по педагогическому подходу к ребенку: теория свободного воспитания и бихевиористическая теория воспитания. Суть теории свободного воспитания заключается в следующем: ребенок приходит в мир с заложенными природой потенциями, поэтому воспитание не всесильно. Задача воспитателя – создать благоприятные условия для свободного развития личности с учетом ее природных возможностей. Суть бихевиористической теории воспитания заключается в следующем: человека можно сформировать в нужном направлении, если использовать формулу: S→R→P (стимул-реакция-подкрепление). Другими словами, создать ситуацию, вызывающую у ребенка нужную реакцию (поведение), которую затем нужно подкрепить. Сравните теорию свободного воспитания и бихевиористическую теорию воспитания, укажите достоинства и ограничения каждой теории.
Определите, какая из теорий лучше подходит для воспитания современных детей.
Аргументируйте свое мнение.
Проанализируйте, от каких факторов зависит успех воспитания ребенка.
Обобщите: в каком случае целесообразно использовать «свободный», а в каком – бихевиористический подход к воспитанию детей.
23. Одна из первых научных теорий воспитания появилась в XVII веке. Ее основы изложены в книге английского философа Дж. Локка «Мысли о воспитании». В XVIII веке французским философом Ж.Ж. Руссо была разработана теория природосообразного воспитания. Обе эти теории предполагали использование индивидуального подхода к воспитанию ребенка, причем речь шла о детях из высших сословий. В 20-е гг. XX века появилась теория коллективного воспитания (А.С. Макаренко), которая легла в основу советской педагогики. Эту теорию дорабатывали советские педагоги В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов и др.
Сравните теории индивидуального и коллективного воспитания, укажите достоинства и ограничения каждой теории.
Сформулируйте и обоснуйте собственное мнение по вопросу: какая теория – индивидуального или коллективного воспитания – больше подходит для современных детей.
Спрогнозируйте результаты формирования личности: 1) только в условиях индивидуального подхода, в отрыве от влияния коллектива сверстников; 2) только в коллективе сверстников, при полном отсутствии индивидуального подхода в воспитании.
24. В учебной группе есть студент - отличник Андрей К. Он постоянно участвует в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях и регулярно занимает призовые места. Сотрудники деканата ценят этого студента за его академические и научные успехи, и часто ставят в пример другим учащимся. Однако Андрей К. отличается сложным характером, постоянно конфликтует с другими студентами группы и курса, ведет себя высокомерно, и таким образом создает напряженную атмосферу в учебном коллективе. Одногруппники неоднократно жаловались на его поведение куратору и декану. Однако те, понимая, что речь идет о талантливом студенте, который приносит победы для института, ничего не предпринимали. Конфликт разразился, когда Андрей К. намеренно оскорбил старосту курса Алину Д., унизив ее в присутствии всего потока. Он назвал девушку «альтернативно одаренной» и добавил еще несколько обидных фраз об ее умственных способностях. Студенты курса дружно встали на защиту старосты, которая пользовалась уважением в коллективе.
Проанализируйте ситуацию и укажите все возможные причины неэтичного поведение Андрея К..
Предложите методы для воспитания Андрея К., которые могут использовать куратор группы и сотрудники деканата.
Предложите методы психологического влияния, которые могут использовать студенты группы, чтобы изменить поведение Андрея К.
25. Слабый по успеваемости студент колледжа вывел из себя преподавателя тем, что стал критиковать его предмет, который «никому не нужен». Вначале преподаватель спокойно и аргументировано объяснял, зачем нужны гуманитарные дисциплины, но в конце перепалки не сдержался и стал возмущенно кричать на студента, потому что тот действительно его довел своими хамскими репликами. Тогда студент посмотрел на преподавателя в упор, и язвительно заявил: «Вот Вы – преподаватель, а позволяете себе кричать на студентов. И чему Вы нас сможете научить?».
Проанализируйте ситуацию и оцените поведение преподавателя с точки зрения педагогической этики: насколько он был прав, проявляя гнев в общении со студентом.
Оцените целесообразность использования метода «педагогического взрыва», который обосновал А.С. Макаренко. Он полагал, что многие сильные эмоции можно не только показывать, но даже сыграть, чтобы оказать нужное воздействие на воспитанников.
Объясните, какой принцип воспитания поможет преподавателю эффективно влиять на студентов в конфликтной ситуации, аналогичной той, которая описана в примере.
26. В традиционной системе обучения, основанной на дидактике Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта, доминирующую роль всегда играет преподаватель. Он руководит деятельностью ученика и при этом соблюдает жесткие методические предписания: от изложения нового учебного материал до контроля и оценивания его усвоения. В к. XIX – н. XX века такая система преподавания подверглась резкой критике за авторитарность, теоретический характер обучения, оторванность его от практики, игнорирование интересов обучающихся. В новых дидактических концепциях обучения («прогрессивной» дидактике Д. Дьюи, проектной системе обучения У. Килпатрика и др.) упор делается на предельно самостоятельную деятельность учащихся.
Определите достоинства и недостатки традиционной системы обучения Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта?
Определите достоинства и недостатки, присущие «прогрессивной» дидактике Д. Дьюи?
Проведите анализ дидактических принципов и определите, какие принципы обучения нарушались при традиционном обучении Я.А. Коменского – И.Ф. Гербарта и при использовании «прогрессивной» дидактики Д. Дьюи.
Обоснуйте, какой подход целесообразен в современной системе обучения: ведущая роль преподавателя или максимальная самостоятельность и познавательная активность обучающихся?
27. Вопрос: «Чему обучать?» достаточно сложен. Самый простой ответ на него может звучать так: «Учить нужно предметам наиболее полезным». Однако в разные времена полезными признавались неодинаковые отрасли знания. Например, наши допетровские предки полагали, что грамоте нужно учить, чтобы человек мог читать «слово Божие и душеспасительные книги». Во времена Петра I считалось, что самое важное – это умение считать, обучение «цифири». В к. XIX века прошла бурная дискуссия о том, что должно иметь приоритет – классическое (гуманитарное) или реальное (естественнонаучное) образование. В наши дни дискуссии о содержании образования (и школьного, и профессионального) не утихают, так как объем современных знаний постоянно возрастает, и приходится решать вопрос отбора актуальной и полезной учебной информации.
Определите сущность понятия «содержание образования», выделите его структурные компоненты.
Систематизируйте факторы, которые влияют на определение содержания образования в общеобразовательной и профессиональной школах.
Проанализируйте требования к подготовке выпускников юридических вузов и определите, на что следует делать упор, формируя содержание юридического образования: на фундаментальность или узкую специализацию, на теоретическую или преимущественно практическую подготовку. Аргументируйте свой ответ.
28. Представьте, что вы являетесь руководителем коллектива прокуратуры. Согласно требованиям нормативных документов, все специалисты, в том числе и сотрудники прокуратуры, должны проходить повышение квалификации один раз в три года, а при необходимости и переподготовку. Выскажите компетентное суждение по организации дополнительного профессионального образования (ДПО) юристов.
Проанализируйте практику подготовки юристов в системе ДПО и определите, какие недостатки существуют в традиционной системе повышения квалификации и переподготовки кадров.
Выберите современные технологии обучения, которые целесообразно использовать в процессе повышения квалификации и переподготовки юристов, чтобы сформировать у них необходимые компетенции.
Оцените достоинства и недостатки дистанционных технологий в процессе повышения квалификации и переподготовки юристов.
29. Представьте, что вам предложили поучаствовать в обучении персонала своей организации. Пребывание в роли преподавателя требует владения рядом умений и навыков. Прежде всего, умений публичного выступления, установления психологического контакта с аудиторией, влияния на слушателей, учета обратной связи и т.п. В соответствии с требованиями к публичному выступлению, укажите, как лучше расположить сильные аргументы в речи: в начале, в середине, в конце, в начале и в конце выступления. Поясните свой ответ.
Оцените предпочтительный вариант поведения оратора: как ему лучше поступить, если он не может дать ответ на важный для всех вопрос слушателя: постараться «выкрутиться», чтоб сохранить свое реноме, или сознаться, что не владеет информацией. Аргументируйте ответ.
Выберите наиболее целесообразный вариант поведения оратора в ситуации, когда время выступления истекло, однако он не успел изложить важный вопрос: «Прошу еще несколько минут», «Разрешите мне все-таки договорить…», «И последнее, самое главное». Аргументируйте ответ.
Оцените, стоит ли оратору применять специальные термины, которые большинство слушателей не понимает: это раздражает или повышает статус оратора, дает преимущество? Поясните свой ответ.
Обоснуйте, как лучше поступить оратору, когда один из слушателей вмешивается в доклад, не давая изложить суть вопроса. Выберите наилучший вариант поведения: нужно спокойно отвечать на все вопросы и замечания; следует умерить пыл слушателя репликой: «Сначала выслушайте, а потом критикуйте»; желательно игнорировать выпады и не отклоняться от темы; нужно попросить: «Давайте договоримся: вы даете мне время, чтобы я закончил выступление, слушаете, не перебивая, а потом мы все с вами обсудим»?
30. Новый руководитель организации А.П., 36 лет, в рамках повышения квалификации проводил обучающий семинар с подчиненными, посвященный особенностям системы управления посредством постановки целей. Он тщательно готовился к этому семинару и хотел убедить сотрудников использовать новые подходы к организации работы. Однако в течение всего семинара слушатели не скрывали своего негативного отношения к тому, о чем рассказывал А.П. Когда речь зашла о необходимости формализованной оценки деятельности для эффективного управления организацией, слушатели выступили против этого предложения: «Мы жили без всяких оценок и прекрасно развивались. Проживем и еще». Ответные слова А.П. о разнице между предпринимательской компанией и традиционной организацией вызвали лишь скептические ухмылки. В завершение семинара А.П. объявил, что через две недели ожидает от своих подчиненных проекты целей на следующий год. На просьбу ознакомить слушателей с его индивидуальными целями А.П. резко ответил, что сделает это, когда сочтет нужным, и добавил: «При мне не будут работать те, кто не желает пользоваться современными методами». В аудитории воцарилось молчание. Оцените, правильно ли руководитель построил свой обучающий семинар.
Проанализируйте поведение руководителя и определите все факторы, которые помешали ему убедить подчиненных использовать новые подходы к работе.
Выберите методы обучения, которые руководитель мог бы использовать в данной ситуации, чтобы увлечь коллектив новым подходом к организации работы.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.