X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (МАГИСТРАТУРА) ГП » Профессиональная этика и культура юриста (М-ГП)

«Профессиональная этика и культура юриста»
1. Раскройте сущность этики как науки, охарактеризуйте её предмет и место в системе гуманитарных знаний.
2. Покажите предпосылки и условия возникновения и развития этических знаний.
3. Охарактеризуйте этические учения Древнего мира.
4. Раскройте характерные особенности средневековой этики.
5. Покажите характерные особенности этики Нового времени.
6. Опишите характерные особенности этики новейшего времени (вторая половина XX – XXI вв.).
7. Охарактеризуйте понятие, предмет и структуру профессиональной этики юриста.
8. Раскройте основные принципы профессиональной этики юриста.
9. Охарактеризуйте профессиональный этический кодекс: понятие, назначение и виды.
10. Покажите основные функции профессиональной этики, ее роль в профессиональной деятельности юриста.
11. Охарактеризуйте взаимодействие права и морали.
12. Раскройте нравственные основы международно-правовых норм о правах человека.
13. Охарактеризуйте нравственное содержание Конституции РФ, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства.
14. Раскройте требования профессиональных этических кодексов к профессиональной деятельности юриста.
15. Покажите специфику законодательной регламентации принципов профессиональной этики юристов.
16. Охарактеризуйте методы предотвращения конфликта интересов с учетом норм общественной нравственности и морали.
17. Раскройте этические признаки профессиональной деятельности юриста.
18. Покажите специфику правозащитной деятельности юриста и её этические основы.
19. Охарактеризуйте классификацию и содержание нравственных качеств личности юриста.
20. Охарактеризуйте пправовые, организационные и нравственные меры и принципы противодействия коррупции.
21. Охарактеризуйте многообразие подходов к пониманию сущности культуры.
22. Раскройте сущность профессии как социокультурного феномена.
23. Покажите специфику профессиональной деятельности и профессиональной культуры.
24. Охарактеризуйте правовую культуру юриста как основу его профессиональной культуры.
25. Покажите сущность профессиограммы юридической деятельности.
26. Охарактеризуйте специфику правовой культуры.
27. Покажите соотношение правовой культуры общества и правовой культуры юриста.
28. Дайте характеристику профессиональной основы правовой культуры юристов.
29. Раскройте этические основы правовой культуры юриста.
30. Раскройте сущность, причины и пути преодоления профессионально-нравственной деформации личности юриста.
31. Опишите структуру и функции правового сознания.
32. Охарактеризуйте правовое сознание юристов.
33. Покажите соотношение правовой идеологии и правовой психологии.
34. Охарактеризуйте правовое государство как юридическую категорию.
35. Раскройте предпосылки и основные этапы формирования взглядов на правовое государство.
36. Дайте характеристику основных признаков правового государства.
37. Охарактеризуйте правовую культуру как признак и фактор становления правового государства.
38. Дайте понятие законности как юридической категории.
39. Покажите соотношение законности, правовой и профессиональной культуры юристов.
40. Охарактеризуйте пути и средства формирования законности в условиях правового государства.
1. «Категорический императив» — центральное понятие в этическом философском учении И. Канта, представляющее собой высший принцип нравственности: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом», или: «поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе». Аргументируйте, в состоянии ли «повседневный человек» в любой обстановке соответствовать требованиям категорического императива? Приведите примеры.
2. Широко распространено мнение: «У каждого человека своя мораль». Соотнесите это мнение с тезисом этики об общечеловеческом характере морали.
3. В современном обществе человеку приходится работать в разного рода коллективах и организациях, для которых характерен конкретный тип дисциплины, где нередко действует корпоративная этика. Проанализируйте, не являются ли в этих условиях излишними собственные нравственные убеждения личности? Аргументируйте свой ответ.
4. Соотнесите два определения: «Этика — это эстетика души» (Пьер Риверди); «Этика есть философия убеждения» (И. Кант). Разъясните смысл этих определений. Обоснуйте, какое из них, на Ваш взгляд, является наиболее удачным? Предложите свое определение этики.
5. Проанализируйте два высказывания: «Этика — это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям» (Б. Рассел); «Моральные нормы вырабатываются (изобретаются) людьми как средство ограничения законов рационального расчета (экзистенциального эгоизма)» (А. А. Зиновьев). Обоснуйте. в чем авторы видят причину возникновения этики и морали? Покажите, нет ли между авторами противоречий? Назовите причины возникновения этики и морали.
6. Согласно учению К. Маркса, «…всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 17. С. 568). Объясните смысл этого высказывания. Докажите, существуют ли, на Ваш взгляд, «вечные» ценности?
7. Проанализируйте ситуацию: «Защитник (выступая в прениях): Речь прокурора это не его личное дело. Он выступает с обвинением от имени государства и, предлагая суду считать преступление доказанным, обязан представить суду абсолютно допустимые доказательства, обоснованно подтверждающие этот вывод. Прокурор (выступая с репликой): Считаю, что вина Н. доказана. Дело суда оценить представленные мной доказательства, а дело адвоката не передергивать факты и не заниматься демагогией. Защитник (выступая с репликой): Прошу суд занести в протокол оскорбительное высказывание прокурора и возбудить уголовное дело по ч. 1 ст. 297 УК РФ за неуважение к суду. Председательствующий: Адвокат, пора знать, что в соответствии с решением Конституционного суда суд не возбуждает уголовные дела. Прокурор (не вставая с места и без разрешения председательствующего): предлагаю адвокату пойти на курсы усовершенствования, где ему расскажут, что ответственность по ст. 297 УК РФ предусмотрена только за оскорбление состава суда или отдельного судьи и не имеет отношения к участникам процесса. Председательствующий: Всё, всё, прения закончены». (Халдеев Л. С. Судья в уголовном процессе. М.: ЮРАЙТ, 2001. С. 403 – 404). Оцените поведение участников возникшего конфликта. Укажите, кто из его участников действовал вопреки требованиям юридической этики? Обоснуйте, справился ли с ситуацией судья? Разработайте свой вариант действий судьи в этом случае.
8. Когда кто-то спросил Конфуция: «Правильно ли отвечать добром на зло», он ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром». Обоснуйте, в чём же отличие справедливости от добра? Аргументируйте, какая общественная моральная система считает правильным отвечать на зло добром?
9. Проанализируйте высказывание Платона: «Нет более верного признака плохого устройства городов, как обилие в них юристов и врачей». Аргументируйте, что дало великому мудрецу основание для данного утверждения? Оцените справедливость этого утверждения с Вашей точки зрения.
10. Проанализируйте высказывание выдающегося русского юриста А. Ф. Кони: «Есть деятельности, где трудно отличить частного человека от должностного, и в глазах большинства нотариус, составляющий домашний подлог, все-таки подрывает доверие к учреждению, к которому он принадлежит...». Определите, существуют ли особые требования к поведению в быту различных представителей юридической профессии: судей, прокуроров, адвокатов и др.?
11. Проанализируйте высказывание: «На правосудие легче рассчитывать, когда знаешь, с кем нужно рассчитаться» (Михаил Мамчич). Сопоставьте: кто, по-Вашему, в большей степени несет моральную ответственность за взяточничество: тот, кто осуществляет посредничество, тот, кто предлагает и дает взятку или тот, кто ее берет? Ответ обоснуйте.
12. Известны различные формы взяточничества. Например, городничий из повести Н.В. Гоголя «Ревизор» брал взятки борзыми щенками. Обоснуйте, какую взятку Вы смогли бы признать нравственно оправданной по каким-либо соображениям (например, в зависимости от размера, формы взятки, либо от того, от кого она получена, для каких целей передана или куда идут вырученные средства и проч.). Аргументируйте, каковы причины взяточничества? Предложите эффективные меры профилактики коррупции.
13. Смоленский губернатор однажды пожаловался, что про него распускают лживые слухи, будто он взятки берет. Услыхав это сетование, граф Алексей Григорьевич Орлов посоветовал: - А ты, брат, поступай как я: про меня в Италии болтали, будто я древние статуи ворую, но, как только я перестал воровать, сразу болтовня прекратилась". (Эйдельман Н. Большой Жанно. Повесть об Иване Пущине). Аргументируйте, всегда ли справедлива применительно ко взяточничеству поговорка «нет дыма без огня»? Оцените, может ли такая поговорка оказать влияние на мотивацию поведения взяткополучателя, и какое именно?
14. Наличие свободы выбора ставит работника прокуратуры в ситуации нравственного выбора. Оцените, всегда ли свобода выбора есть:
а) у того, кого наутро повесят;
б) у того, кто знает дату своей смерти (от врачей, гадалок);
в) у прокурора, идущего при рассмотрении дела на сделку с совестью?
15. Проанализируйте высказывание известного французского писателя Э. Золя: «Честность, порядочность — это уже половина счастья». Обоснуйте, согласны ли Вы с ним? Если согласны, то продемонстрируйте, из чего состоит вторая половина счастья для Вас?
16. Проанализируйте старое латинское изречение: «Приказ о совершении безнравственного поступка недействителен». Оцените, справедливо ли это изречение по отношению к выполнению своих профессиональных обязанностей юристом (судьей, прокурором, полицейским)? Обоснуйте свой ответ ссылками на Кодекс профессиональной этики (судьи, прокурора, полицейского).
17. Проанализируйте высказывание: «Коварная это вещь — культура общения: присутствие ее незаметно, зато отсутствие замечаешь сразу» (С. Муратов). Подумайте и продемонстрируйте, какие важные характеристики культуры
общения (и профессиональной культуры вообще) подмечены С. Муратовым в этой фразе.
18. Проанализируйте фразу: «Прослушивание телефонных переговоров производится в случаях, когда данным телефонным аппаратом было совершено преступление» (из контрольной работы студентки 3-го курса дневного отделения). Выделите составляющую профессиональной культуры, отсутствие которой демонстрирует эта фраза? Систематизируйте основные составляющие профессиональной культуры юриста.
19. «— Откройте дверь! Милиция! – А у вас уже и открыть нечем? Ну, довели страну!» Оцените, зависит ли культура процессуальной деятельности от материально- технического обеспечения органов, осуществляющих эту деятельность? Систематизируйте направления взаимосвязи культуры процессуальной деятельности и средств ее материально-технического обеспечения.
20. Проанализируйте фразу: «Судья должен быть в манто» (из ответа студента на экзамене по спецкурсу «Этические основы процессуальной деятельности). Покажите требования закона к внешнему виду судьи и атрибутике судебной власти. Оцените смысл и значение этих требований. Покажите, имеют ли отношение эти требования к профессиональной культуре юриста.
21. Проанализируйте ситуацию. В зале суда слишком шумно. Судья заявляет: «Если не наступит тишина, я буду вынужден удалить всех из зала. Разбираю уже четвертое дело, не слыша ни слова!». Охарактеризуйте нравственное значение закрепления в УПК РФ требований о регламенте судебного разбирательства. Покажите, можно ли на этом примере продемонстрировать взаимосвязь правовой и профессиональной культуры?
22. Проанализируйте ситуацию. «В суде. Судья: «Те, кто нарушат тишину, быстро вылетят из суда». Подсудимый: УРА!!!» Определите роль председательствующего в обеспечении соблюдения регламента судебного разбирательства.
Классифицируйте качества профессиональной культуры, которые председательствующий должен при этом проявлять? Докажите наличие взаимосвязи профессиональной, правовой и этической культуры юриста.
23. Проанализируйте тексты процессуальных документов.
А. «Таким образом, суд не принял во внимание неисправимость лица, допустившего нарушение правил безопасности движения, а также то обстоятельство, что сейчас от острых кишечных инфекционных заболеваний погибает людей не столько, сколько вследствие нарушения работниками транспорта правил техники безопасности, поэтому прошу приговор суда из-за мягкости назначенного наказания отменить и дело направить на новое судебное рассмотрение» (из кассационного протеста).
Б. «Производством закончено уголовное дело 3. по обвинению гр. Л. в преступлении, предусмотренном статьями... УК... Расследованием установлено, что причиной, способствующей совершению преступления, послужило наличие скамеек на перроне ст. Кугай.
Во-первых, перрон станции является очень маленьким, и нет необходимости ставить скамейку на этом перроне, всего лишь через эту станцию проезжает 2 пассажирских и 1 пригородный поезд, и поэтому нахождение пассажиров в зале ожидания является целесообразным, чем на перроне.
Во-вторых, по опросам работников указанной станции видно, что особенно в ночное время на скамейках перрона ст. Кугай скапливаются лица в нетрезвом состоянии с гитарами, тем самым отвлекают нормальную работу дежурных по станции.
В-третьих, на перроне указанной станции уже совершено очень тяжкое преступление, причиной которого послужили имеющиеся не нужные скамейки, т.е. 19 мая 1977 г. в 21.00 местного времени гр. А., будучи в нетрезвом состоянии, бесцельно находился на территории станции Кутай и, увидев, что на перроне имеется скамейка, решил отдохнуть. Рядом с которым присел местный житель Р., между ними возникла ссора, в итоге А. нанес множество ножевых ранений Р., который до сего дня находится в больнице.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей... УК, прошу убрать скамейки, имеющиеся на перроне станции Кутай» (из частного определения следователя). Определите, в чем, с Вашей точки зрения, состоит недостаток приведенных текстов процессуальных документов? Обоснуйте, почему культура юридического документа является неотъемлемой частью профессиональной культуры юриста? Покажите, что именно входит в понятие «культура юридического документа»?
24. Сопоставьте два подхода к пониманию правовой культуры личности:
А. Правовая культура личности отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности.
Б. Правовая культура общества отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности. Докажите, какое из этих определений наиболее обстоятельно раскрывает сущность рассматриваемого явления.
25. Рассмотрите ситуацию. У судьи Громова сложились устойчиво неприязненные отношения с детьми и молодежью, проживавшими по соседству. Громов жил на втором этаже и очень ревностно относился ко всему, что происходило во дворе. Его раздражали молодые люди, которые допоздна пили пиво, шумели и мешали судье отдыхать. Он разгонял детей, игравших в футбол, обвиняя их в том, что они вытаптывают газоны, а мяч может разбить стекло в его окне. Пользуясь своим высоким статусом, он неоднократно привлекал участкового инспектора для разрешения конфликтов с соседями. Однажды, вскоре после того, как Громов приехал домой на обед, он услышал, что под окнами квартиры сработала сигнализация его нового автомобиля. Выбежав на улицу, Громов увидел подростков, толпившихся вокруг его машины, а один из них, как ему показалось, гвоздем царапал её крыло. Рассерженный судья схватил мальчика за одежду и, подтащив к мусорному контейнеру, велел забраться в него, а когда тот отказался, Громов поднял ребенка и посадил в контейнер с мусором. Впоследствии проведенная по заявлению родителей мальчика экспертиза установила, что на теле у него имеются кровоподтеки, царапины и ссадины. Оценивая ситуацию, укажите: Какие нормы профессиональной судейской этики были нарушены в рассматриваемом случае? В чем Вы усматриваете деформацию правовой культуры судьи Громова? О каких конкретно компонентах правовой культуры можно вести речь в данной ситуации? Можно ли говорить о последующей оценке и квалификации действий судьи?
26. Проанализируйте ситуацию. Широко распространено мнение, что требования профессиональной этики юриста нередко находятся в конфликте с общественной моралью. Выделите в этом тезисе рациональное зерно (если считаете, что оно существует). Выявите связь этого тезиса с объяснением причин деформации правовой культуры юриста.
27. Рассмотрите ситуацию. «Судьи по уголовным и гражданским делам, начальник полиции и многие другие должностные лица, чья обязанность – блюсти установленный порядок, почти всегда видят людей в самом мрачном свете. Они полагают, что изучили общество, хотя знают только его подонков. Но разве можно судить о городе по сточным канавам, о доме – по нужнику?» (Н. Шамфор). Оцените, можно ли в данном случае говорить о деформации правовой культуры должностных лиц? Укажите, какой (какие) компоненты правовой культуры в данном случае подвергаются деформации? Обоснуйте, как может быть названо рассматриваемое Н. Шамфором явление?
28. Рассмотрите ситуацию. «Следователю Калининского РУВД Аркадьеву стало известно, что защита рас- полагает свидетелем, который способен надежно подтвердить алиби обвиняемого. Оперативным путем удалось не только установить личность этого свидетеля, но и собрать информацию, касающуюся некоторых сторон его частной жизни. Свидетель был вызван к следователю Аркадьеву. В беседе с ним следователь подчеркивал, что показания всегда субъективны, каждый может заблуждаться относительно виденного и слышанного или что-нибудь со временем подзабыть. Между тем, заметил Аркадьев, ему известно, что свидетель счастлив в семейной жизни, любит жену, у них недавно родились очаровательные двойняшки. Однако органы следствия располагают информацией, что есть женщина, которая воспитывает рожденную от него дочь, и свидетель регулярно видится с ними, и оказывает материальную поддержку. При определенных обстоятельствах, предположил следователь, эта информация может стать известна его жене». Оцените эту ситуацию, используя понятие «деформация правовой культуры юриста»? Продемонстрируйте, о каких конкретно компонентах правовой культуры в данном случае идет речь?
29. Рассмотрите ситуацию. «Федеральный судья Кравчук отличался своеобразной манерой ведения судебных заседаний. В ходе очередного заседания в присутствии государственного обвинителя, заседателей и публики судья обвинил адвоката в том, что он отнимает у суда время, пытаясь добиться приобщения к делу документов, говорящих в пользу его подзащитного. Он, в частности, публично заявил: «Если Вы думаете, что я приму решение в Вашу пользу после того, как выслушаю все доказательства, Вы сильно заблуждаетесь». Несколько позже при рассмотрении того же дела Кравчук сказал адвокату: «Большое количество глупых вопросов свидетелю не поможет Вам добиться истины». Реплики и двусмысленные замечания, которые он отпускал в адрес адвоката и свидетелей, неоднократно вызывали смех и оживление среди публики, присутствовавшей в зале судебного заседания. В дальнейшем судья неоднократно в грубой форме отказывал защитнику в предоставлении слова». Аргументируйте, руководствуясь Кодексом судейской этики, какие нарушения этического свойства были допущены судьей. Оцените, можно ли эти нарушения квалифицировать как проявление деформации правовой культуры личности судьи? Обоснуйте, какими причинами, по Вашему мнению, вызваны конкретные проявления этой деформации?
30. Назовите виды деформаций правовой культуры юриста:
А) Правовой инфантилизм.
Б) Правовой нигилизм.
В) Перерождение правосознания.
Г) Правильного ответа нет.
Ваш ответ аргументируйте.
31. Классифицируйте этические основания правовой культуры юриста. Покажите, какие функции профессиональной этики определяют сущность таких оснований?
32. Библейская истина утверждает: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (Первое послание к Коринфянам апостола Павла, 11:31); «Не судите, да не судимы будете» (Евангелие от Матфея, 7:1). Обоснуйте нравственный смысл этих изречений. Продемонстрируйте, могут ли эти изречения относиться к оценке профессиональной деформации личности юриста?
33. Покажите место убеждений в структуре правового сознания. Сопоставьте основные ценности, лежащие в основе правовых убеждений современного юриста. Покажите взаимосвязь между правовыми убеждениями и нравственными
качествами юриста. Попробуйте выявить взаимосвязь между конкретными убеждениями и правовыми качествами.
34. Ознакомьтесь с отрывком из повести В. Курочкина «Записки народного судьи Семена Базыкина»: «Не прошло и года, а какая-то частица моей души, причем лучшая частица, пропала. Не прошло и года, я стал автоматом. Осудив человека на пятнадцать лет, я моментально о нем забываю, с аппетитом ем, с удовольствием пью и засыпаю крепким сном, с сознанием, что сегодня я много и плодотворно потрудился на пользу Отечества. Теперь я автомат. Человек вместо высшего, таинственного и хрупкого существа стал для меня субъектом преступления». Сформулируйте сущность явления, о котором написал В. Курочкин. Выделите составляющую правового сознания, о которой идет речь в приведенном отрывке. Оцените возможные причины деформации этой составляющей.
35. Продемонстрируйте, к каким структурным элементам и уровням правового сознания можно отнести убежденность граждан и профессионалов-юристов в необходимости соблюдения правовых норм. Ответ обоснуйте, характеризуя специфику каждой из составляющих правового сознания.
36. Соотнесите функции и структурные компоненты правосознания. Покажите взаимосвязь конкретной функции с определенными компонентами структуры правосознания.
37. Проанализируйте тезисы Н. Г. Яковлевой (Яковлева Н. Г. Основы правовой культуры. Тверь, 2014. С. 13): «Правовая культура так же, как и политическая культура, является непременным элементом демократии. Без них демократия может превратиться в анархию. А это чревато пагубными последствиями для общества и государства, в том числе и для всего мирового правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод
личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права. Высокий уровень правовой культуры является необходимым условием (фактором) формирования правового государства. Особенно актуальной эта проблема является для отечественного права и государства. Поэтому, воспитание правовой культуры граждан - важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе». Систематизируйте направления взаимосвязи правовой культуры и демократии. Сформулируйте рекомендации (комплекс мер) для повышения правовой культуры юристов.
38. Проанализируйте идеи М. Н. Марченко (Марченко М. Н. Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование. М.: Проспект, 2015. С. 4): «Несмотря на наличие различных точек зрения и подходов к формированию представления о правовом государстве и гражданском обществе, их объединяет между собой то, что все они, так же как и многие предшествовавшие им теории и доктрины, такие, в частности, как теории «государства всеобщего благоденствия», «социального государства», «общенародного государства» и др., не в меру идеализируют реальную государственно-правовую и иную социальную действительность, уводят от нее исследователя в виртуальный мир, нередко выдают желаемое за действительное. Смысл же любой научной теории состоит не в том, чтобы уводить от реальности, а в том, чтобы, адекватно отражая мир, способствовать развитию и совершенствованию этой государственно-правовой или иной реальности. Если же теория не отвечает этим требованиям, то это будет не научная, а умозрительная, виртуальная по своему характеру и содержанию теория, нередко сменяющая аналогичную ей, но устаревшую теорию». Дайте интерпретацию недостатков теории правового государства. Покажите, относятся ли эти недостатки только к теории правового государства или являются универсальными? Предложите свой вариант устранения указанных недостатков.
39. В силу того, что теория правового государства – это развивающаяся теория, еще не установилось единого понимания взаимосвязи правового государства и гражданского общества. Сопоставьте существующие точки зрения.
А. «Из недр правового государства рождается гражданское общество».
Б. «Правовое государство выступает в качестве основы гражданского общества».
В. «Гражданское общество является ядром правового государства».
Г. «Правовое государство первично по отношению к гражданскому обществу». Обоснуйте, с каким конкретным пониманием сущности правового государства и гражданского общества связан каждый из приведённых тезисов.
Сформулируйте собственную точку зрения по проблеме соотношения правового государства и гражданского общества.
40. Проанализируйте тезисы М. Н. Марченко (Марченко М. Н. Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование. М.: Проспект, 2015. С. 4): «Правовое сознание, выступая в качестве универсальной предпосылки возникновения идей правового, а вместе с ним и любого иного государства и права, и фактора, способствующего их последовательному развитию и совершенствованию, отнюдь не всегда продуцирует исключительно прогрессивные идеи, представления и мысли. На разных этапах развития общества наряду с идеями, способствовавшими созданию образа прогрессивного правового государства и легшими в основу его теории, всегда соседствовали идеи и теории, которые всячески препятствовали формированию этого образа. Причем речь идет не только о ранних стадиях развития общества, государства и права — о рабовладельческой формации или о средневековом периоде… Имеется в виду гораздо более поздний период развития общества и правосознания». Систематизируйте взаимосвязи правового государства и правового сознания. Приведите примеры правовых идей, которые препятствовали формированию образа правового государства.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.