X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » - СПЕЦИАЛИТЕТ (ПД2) » Профессиональная этика (ПД2)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
1. Понятие и предмет этики. Основные этапы исторического развития этических учений.
2. Понятие и содержание основных категорий этики (добро, зло, долг, совесть, ответственность в работе юриста).
3. Общечеловеческие начала этики в профессиональной деятельности юриста.
4. Сущность морали, ее структура и функции в обществе.
5. Соотношение императивности и нравственной свободы выбора в деятельности прокурорского работника.
6. Понятие, признаки и виды социальных норм и их иерархия.
7. Моральное сознание личности и моральная практика.
8. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.
9. Методы изучения профессиональной этики юриста. Виды профессиональной этики юриста.
10. Нравственные начала использования помощи общественности в правозащитной и правоприменительной практике.
11. Толерантное восприятие социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий в коллективе и в ходе работы с гражданами.
12. Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности работника прокуратуры.
13. Нравственное содержание Конституции РФ.
14. Требования Кодекса этики к профессиональной деятельности прокурорского работника РФ.
15. Требования присяги к профессиональной деятельности прокурорского работника РФ.
16. Правила поведения прокурорского работника при осуществлении служебной деятельности.
17. Взаимоотношения прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры.
18. Основные правила поведения прокурорского работника во внеслужебной деятельности.
19. Ответственность прокурорского работника за нарушение требований Кодекса этики прокурорского работника РФ.
20. Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры РФ.
21. Этико-правовые основы прокурорской деятельности.
22. Этические и этикетные правила руководства коллективом.
23. Этические начала взаимодействия работника прокуратуры со средствами массовой информации.
24. Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста.
25. Этикетные правила руководства коллективом.
26. Этические требования к общению с гражданами и коллегами в процессе профессиональной деятельности юриста.
27. Непримиримость работника прокуратуры к коррупционному поведению государственных и муниципальных служащих.
28. Законодательная регламентация принципов профессиональной этики прокурорских работников.
29. Нравственное содержание гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства и гражданского и уголовного судопроизводства.
30. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека.
1. Среди определений этики есть следующие:
"Этика - это эстетика души" (Тьер Риверди);
"Этика есть философия убеждения" (И. Кант).
Как Вы их понимаете? Какое из них, на Ваш взгляд, более удачное?
Как Вы сами определили бы, что такое этика?
2. Сопоставьте два высказывания И. Канта:
«Красота поступка состоит, прежде всего, в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения»;
«Привычку нельзя признать добром, даже привычку к хорошим поступкам. Добро только то, что добывается усилием».
Получается, что красивый поступок – это не добрый, а добрый – не красивый.
Так ли это? В чём состоит усилие при совершении доброго дела?
3. Когда кто-то спросил Конфуция: «Правильно ли отвечать добром на зло», он ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром».
В чём же отличие справедливости от добра?
Какая моральная система считает правильным отвечать на зло добром?
4. Попробуйте закончить мысль:
а) «Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за ними, низкие люди…» (Конфуций);
б) «Любовь к людям содержит и любовь к себе, ибо…» (Мо-Цзы);
в) «Благородный муж беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что…» (Конфуций).
5. Согласно учению К. Маркса "... всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль".
Согласны ли Вы с этим мнением?
Существуют ли, на Ваш взгляд, "вечные" ценности?
6. Согласились бы Вы подавить свою индивидуальность, если бы знали, что это приведет к счастью?
Возможно ли неиндивидуальное (коллективное, общественное) счастье?
Чем различаются счастье и блаженство?
В каких этических учениях именно блаженство считается целью стремлений?
7. В чем состоит принцип гуманизма, выдвинутый в эпоху Возрождения? Чем эта трактовка гуманизма отличается от прочих.
8. Какие аргументы приводили Аристотель и Эпикур в пользу приоритета духовных удовольствий над чувственными? Какие духовные удовольствия Вам известны?
9. В основании нравственности христианской цивилизации лежит 10 библейских заповедей.
Назовите их. Как Вы их понимаете? Считаете ли вы, что они создали нравственный абсолют?
В какой форме сформулированы данные нравственные нормы? Как вы думаете, почему?
10. Герой кинофильма "Берегись автомобиля" Юрий Деточкин угонял автомобили, купленные на нетрудовые доходы, и все вырученные деньги перечислял в детские дома.
Как Вы оцениваете его поступок с нравственной точки зрения?
11. Каким образом христианство совмещает, с одной стороны, признание человека ответственным за свои действия, а с другой стороны, внушает человеку смирение и послушание, отречение от своей воли?
12. Источником всякого зла в Библии считается гордыня. Что это такое в Вашем понимании? В чем ее отличие от гордости?
13. Расставьте правильно слова в утверждении Сенеки:
«Честный судья осуждает _________________, а не _________________». (преступника, преступление).
Обоснуйте свой ответ. Какими морально-нравственными качествами должен обладать прокурор, участвующий в судебном процессе.
14. Прочитайте ряд русских поговорок:
«С волками жить – по-волчьи выть»;
«Попал в стаю – лай не лай, а хвостом виляй»;
«С кем поведешься, от того и наберешься»;
«С собакой ляжешь – с блохами встанешь».
Какая черта традиционной нравственности в них отражена?
15. В Библии записано, что кража – это лишение человека имущества, чего-то материального. Почему же это нравственное, а не только экономическое преступление?
16. Проанализируйте и сопоставьте следующие группы высказываний:
I. "Человек по своей природе зол... Человек рождается с инстинктивным желанием наживы... Человек рождается завистливым... Когда человек вежлив и уступчив, это противоречит его природе". (Сюнь-Цзы).
"Нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно, они не врожденные". (Дж. Локк).
II. "Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость" (Н. Макиавелли).
Люди рождены добродетельными и справедливость - качество, присущее им также, как и самое существование. (Монтескье).
Какая точка зрения, как Вам кажется, наиболее близка к истине? Обоснуйте свой выбор.
17. Какие суждения Вы отнесете к общечеловеческим, национальным, классовым, индивидуальным:
– бедность не порок;
– что хочу, то ворочу;
– кто не отомстил за смерть родственника, тот не мужчина;
– старших надо уважать;
– молодые должны отдавать родителям земной поклон;
– ребята, давайте жить дружно;
– на добро надо отвечать добром;
– джентльмен должен держать слово?
18. «Когда виновный __________ (признает, не признает) свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать - свою честь». (В. Гюго).
Вставьте пропущенное слово, выбрав из двух предложенных вариантов наиболее, на Ваш взгляд, соответствующее по смыслу. Обоснуйте свой выбор.
19. Какие черты, по Вашему мнению, отличают русский народ?
- коллективизм,
- патриотизм,
- трудолюбие,
- уважение к старшим,
- любовь к социальной справедливости,
- индивидуализм,
- любовь к наживе,
- религиозность,
- толерантность,
- воинственность.
Охарактеризуйте систему нравственности современного русского общества.
20. Моралисты всегда жаловались на «упадок нравов», это продолжается и сейчас. Почему же мораль до сих пор не исчезла совсем? Какие способы улучшения нравов в нашем обществе Вы бы предложили?
21. Приказ о совершении безнравственного поступка недействителен.
Как Вы считаете, справедливо по отношению к современному российскому праву это старое латинское юридическое изречение?
Ответ обоснуйте ссылками на законодательные нормы.
22. Разделите действия на нравственные и приятные:
– дарить подарки,
– радоваться чужому горю,
– раскаиваться за совершённое зло,
– давать взятку,
– возвращать долг,
– ставить студенту двойку.
Какие выводы о соотношении морали и удовольствия можно сделать.
23. "Честность, порядочность - это уже половина счастья", - утверждал Э. Золя.
Согласны ли Вы с ним?
Если да, то из чего состоит вторая половина счастья для Вас?
24. Часто мораль кажется клеткой, ограничивающей наши желания и стремления. Какие правила морали лично Вам не нравятся? Что будет, если их отменить?
25. В бандитском сообществе есть свои правила взаимоотношений. Можно ли сказать, что в нем действует своя мораль? Какая? Чем она отличается от морали законопослушных граждан?
26. Сравните моральную и правовую регуляцию поведения, выделите элементы сходства и различия.
27. Сравните «золотое правило нравственности» («Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе») с житейским правилом: «Относись к другим так, как они относятся к тебе».
28. Существует выражение "Наглость - второе счастье".
Согласны ли Вы с ним? Что тогда первое счастье?
29. Наличие свободы выбора ставит работника прокуратуры в ситуации нравственного выбора. Оцените, всегда ли она есть:
а) у того, кого наутро повесят;
б) у того, кто знает дату своей смерти (от врачей, гадалок);
в) у прокурора, идущего при рассмотрении дела на сделку с совестью?
30. "Нет более верного признака плохого устройства городов, как обилие в них юристов и врачей" (Платон).
Как Вы считаете, что дало великому мудрецу основание для данного утверждения?
Справедливо, ли оно, на ваш взгляд?
1. Проанализируйте предложенные ситуации. Проранжируйте их от наиболее осуждаемого Вами к наименее осуждаемому (нейтральному) поведению, вплоть до полностью одобряемого и поддерживаемого:
 отмщение человеку, неосмотрительные действия которого стали причиной гибели близкого родственника;
 охота на животных с получением соответствующей лицензии;
 кара за умышленное убийство родственника;
 самоубийство;
 лишение жизни другого человека как самооборона, для защиты жизни других людей;
 уничтожение домашних паразитов;
 убийство противника на войне;
 выполнение просьбы неизлечимо больного человека, испытывающего невыносимые страдания (эвтаназия);
 прерывание беременности (аборт) вне медицинского учреждения на поздних сроках беременности;
 приведение в исполнение вступившего в законную силу приговора суда (смертная казнь);
 исполнение приказа о подрыве стратегических объектов противника, находящихся вблизи населенных пунктов, в результате чего погибают мирные жители.
2. "Выпускник юридического факультета ищет работу в одной адвокатской конторе. Там менеджер по персоналу проводит психологическое тестирование:
- Посмотрите, перед вами картинка, на ней изображены три человека, плывущих по морю, в котором много акул. Видите, у одного из них в руках ничего нет, у второго в руках маленький ножичек, а третий взял с собой подводную пушку типа базуки. С кем Вы себя ассоциируете?
- С третьим, конечно!
- К сожалению, Вы нам не подходите: нам нужны сотрудники, ассоциирующие себя с акулами".
Кому нужна профессиональная этика юриста? Не мешает ли она работать? Если мешает, тогда нужно ли соблюдать ее предписания? Почему она существует?
3. "Есть деятельности, где трудно отличить частного человека от должностного, и в глазах большинства нотариус, составляющий домашний подлог, все-таки подрывает доверие к учреждению, к которому он принадлежит...", - указывал А.Ф. Кони. Как Вы считаете, существуют ли особые требования к поведению в быту различных представителей юридической профессии (судей, прокуроров, адвокатов)? Ответ обоснуйте примерами.
4. Ознакомьтесь с некоторыми статьями Всеобщей декларации прав человека, провозглашённой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году:
Ст. 1. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Ст. 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Ст. 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех видах.
Ст. 23. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
Ст. 29. 1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
Ст. 29. 2. При осуществлении своих прав и свобод человек должен подвергаться только тем ограничениям, какие установлены законом, исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Проанализируйте общечеловеческое и конкретно-историческое содержание Декларации.
Какими нравственными системами некоторые из этих ценностей были бы отвергнуты?
5. Какие принципы традиционной нравственности отражены в следующих группах пословиц:
а) «Сын без примера отца угощения не устроит, дочь без примера матери наставления не примет» (тюрк.);
«Ремесло отца сыну подобает» (туркмен.);
«Адсохні тая рука, што на бацьку падымаецца» (бел.);
б) «Дым отечества ярче огня чужбины» (лат.);
«Чем быть шахом в чужой стране, лучше быть нищим в своей» (туркмен.);
«Дома і салома едома, на чужыне і гарачы суп стыне» (бел.);
в) «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня» (рус.);
«Лодырю и порог кажется вершиной горы» (тюрк.);
г) «Один в поле не воин» (рус.);
«Одинокий пыли не подымет» (туркмен.);
«Адным колом плоту не падапрэш» (бел.).
6. "Уголовный кодекс - протез совести" (В. Александров).
Как Вы считаете, что дало автору этого афоризма основание для такого утверждения?
В развитие этой идеи, как бы Вы сформулировали, что такое уголовно-процессуальный кодекс?
7. Оцените ситуацию с точки зрения соответствия поведения адвоката П. нормам профессиональной этики. Вправе ли адвокат не предавать своему доверителю материалы, полученные по адвокатскому запросу.
"Идет суд за убийство, в котором против обвиняемого представлены очень веские доказательства; однако дело осложняется тем, что тело так и не нашли. Под конец адвокат решается на отчаянный шаг:
- Господа присяжные, сейчас дверь откроется и предполагаемая "Жертва" войдет в эту дверь.
Все взгляды устремились на дверь.
- Я просто провел эксперимент, - продолжал адвокат. - Если вы все поверили в возможность этого, значит, в глубине души вы сомневаетесь в виновности моего подзащитного.
Когда жюри, тем не менее, вынесло обвинительный приговор, адвокат воскликнул:
- Но как же так! Ведь я же видел, как вы все смотрели на дверь, должны же вы были сомневаться!
- Мы заметили, что в то время, как мы смотрели на дверь, ваш подзащитный не повернул головы... "
Какую ошибку допустил адвокат? Каков основной принцип взаимоотношений адвоката и доверителя?
8. К адвокату Сидорову обратился гражданин Козлов, являющийся потерпевшим по уголовному делу, с просьбой принять поручение на представление его интересов в суде первой инстанции. Козлов согласен на уплату стразу и полностью всей суммы гонорара.
Адвокату Сидорову известно, что Козлов не оплатил адвокату Козочкину, осуществлявшему защиту Козлова на стадии предварительного расследования, причитающуюся тому довольно крупную сумму гонорара. Сидоров знает это лично от Козочкина, который жаловался ему на Козлова, а также знает, что Козочкин планирует обратиться в суд с иском к Козлову.
Допустимо ли с точки зрения профессиональной этики, для адвоката Сидорова, зная об указанных обстоятельствах, заключать соглашение о представлении интересов Козлова брать с него полную сумму гонорара в качестве авансового платежа?
Повлияет ли на Ваше решение то, что Козлов будет обладать иным процессуальным статусом, например, будет выступать по делу обвиняемым?
9. «На правосудие легче рассчитывать, когда знаешь, с кем нужно рассчитаться.» (Михиал Мамчич).
Кто, по вашему, в большей степени несет моральную ответственность за взяточничество: тот, кто осуществляет посредничество, тот кто предлагает и дает взятку или тот, кто ее берет?
10. Директор государственного предприятия Л., имеющий высшее юридическое образование, предстал перед судом по обвинению в совершении хищения. Л. категорически отрицал свою вину, а при исследовании доказательств в судебном следствии не признавал свои подписи под документами и заявлял, что ряд изъятых рукописных документов исполнен не его рукой, хотя на предварительном следствии он этого не говорил. В связи с такими заявлениями по ходатайству защиты суд вынем определение о назначении почерковедческой экспертизы, в котором указал также, что на экспертное исследование представляются образцы подчерка и подписей Л. После оглашения определения председательствующий предложил Л. переписать текст одного из изъятых документов, в отношении которого Л. отрицал свое авторство.
Л. категорически отказался переписывать текст, мотивируя тем, что это процессуальное действие нарушает его конституционное право не свидетельствовать против себя. Уточняя свою позицию, Л. пояснил, что право не свидетельствовать против себя следует толковать не только как разрешение не говорить против себя, но и как разрешение не создавать против себя доказательств.
Защитник Л. полностью согласился с позицией подзащитного.
Прокурор выразил мнение о незаконности этой позиции.
Какое решение в данной ситуации должен принять суд? Ответ обоснуйте.
11. "Председательствующий: Подсудимый, Вы подтверждаете характеристику с места работы?
Подсудимый: Нет, директор магазина - мой враг и мстит мне за то, что я иногда разбиваю посуду.
Председательствующий: Пустую или полную?
Подсудимый: Всякое бывает. Так она за эту посуду у меня из зарплаты удерживает. А чем семью кормить? У меня жена, ребенок.
Председательствующий: Вот-вот, у вас семья, Вам надо бежать домой, помогать жене, а Вы пьете и к посторонним женщинам пристаете.
Подсудимый: Но я же уже шел домой.
Председательствующий: Но по дороге пристали к незнакомой женщине. Вас ведь жена ждет, ребенок.
Подсудимый: Так она красивая, а я не мужик, что ли? Или она не баба?"
Оцените действия судьи. В чем состоит воспитательное значение судебного разбирательства и деятельность судьи по ее обеспечению. Правильно ли в приведенном примере судья выполнил воспитательную функцию?
12. В свое время Ш. Монтескье отмечал: "Свобода есть право делать все, что дозволено законом".
Справедливо ли высказывание великого ученого в наши дни?
Исходя из известного современного правового положения о том, что "Все, что не запрещено - то разрешено" не является ли более верным утверждение о том, что "Свобода есть право делать все, что не запрещено законом?"
13. Существует следующее определение четырех типов права:
 английская система – можно все, кроме того, что нельзя;
 немецкая система – нельзя ничего, кроме того, что можно;
 французская система – можно все, даже то, что нельзя;
 русская система – нельзя ничего, даже то, что можно.
Дайте оценку предложенной типологии. Какой из названных типов права Вам кажется наиболее предпочтительным и почему?
Как Вы считаете, в каком направлении развивается современное российское право?
14. Проанализируйте и сопоставьте следующие высказывания о законах:
Хорошие законы порождены дурными нравами (Тацит);
Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными (Цицерон);
Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных. Первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше (Демокрит);
В джунглях законов расцветает закон джунглей (Яцех Вайрох).
Как Вы их понимаете? Нет ли между ними противоречий? С каким из них вы согласны в большей степени? Почему?
Как Вы сами определяете природу и значение законодательства?
15. Проанализируйте и сопоставьте следующие высказывания о праве и морали:
 Право - это искусство добра и справедливости (Античный афоризм);
 Право - это все то, что истинно и справедливо (В. Гюго);
 Высшее право часто есть высшее зло (Теренций);
 Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право (Геор Михтенберг).
Как Вы их понимаете? Нет ли между ними противоречий? С какими из них Вы согласны в большей степени? Почему?
Как бы Вы сами определили, что такое право?
16. "Судьи по уголовным и гражданским делам, начальник полиции и многие другие должностные лица, чья обязанность - блюсти установленный порядок, почти всегда видят людей в самом мрачном свете. Они полагают, что изучили общество, хотя знают только его подонков. Но разве можно судить о городе по сточным канавам, о доме - по нужнику?" (Н. Шамфор).
Как вы считаете, в чем причина формирования искаженного мировоззрения у указанных лиц? Как это явление называется?
17. Смоленский губернатор однажды пожаловался, что про него распускают лживые слухи, будто он взятки берет. Услыхав это сетование, граф Алексей Григорьевич Орлов посоветовал:
- А ты, брат, поступай как я: про меня в Италии болтали, будто я древние статуи ворую, но, как только я перестал воровать, сразу болтовня прекратилась". (Н. Эйдельмен Большой Жанно).
Как Вы считаете, всегда ли справедлива применительно ко взятничеству поговорка "нет дыма без огня"? Может ли она оказать влияние на мотивацию поведения взяткополучателя, и какое именно?
Почему в нашей стране так часто и открыто говорят о коррупции?
18. Известны различные формы взяточничества. Например, городничий из повести Н.В. Гоголя "Ревизор" брал взятки борзыми щенками.
Какую взятку Вы смогли бы признать нравственно оправданной по каким-либо соображениям (например, в зависимости от размера, формы взятки, либо от того, от кого она получена, для каких целей передана или куда идут вырученные средства и проч.)?
Каковы причины взяточничества? Следует ли бороться с этим явлением? Какие, на ваш взгляд, наиболее эффективные меры профилактики коррупции?
19. Приходят два юриста в ресторан. Садятся за столик, достают из своих портфелей бутерброды и начинают есть. К ним подходит официант и говорит:
- Вы знаете, в нашем ресторане нельзя приносить свои продукты и питаться ими.
Оба юриста молча меняются бутербродами и продолжают есть.
Каковы особенности юридической профессии, и какой отпечаток на личность ее представителя они накладывают?
20. "Защитник (выступая в прениях): Речь прокурора - это не его личное дело. Он выступает с обвинением от имени государства и, предлагая суду считать преступление доказанным, обязан представить суду абсолютно допустимые доказательства, обоснованно подтверждающие этот вывод.
Прокурор (выступая с репликой): Считаю, что вина И. доказана. Дело суда - оценить представленные мной доказательства, а дело адвоката - не передергивать факты и не заниматься демагогией.
Защитник (выступая с репликой):Прошу суд занести в протокол оскорбительное высказывание прокурора и возбудить уголовное дело по ч.1 ст. 297 УК РФ за неуважение к суду.
Председательствующий: Адвокат, пора знать, что в соответствии с решением Конституционного Суда суд не возбуждает уголовные дела.
Прокурор (не вставая с места и без разрешения председательствующего): Предлагаю адвокату пойти на курсы усоверешенсвтования, где ему расскажут, что ответственность по ст. 297 УК РФ предусмотрена только за оскорбление состава суда или отдельного судьи и не имеет отношения к участникам процесса.
Председательствующий: Все, все, прения закончены."
Каковы причины возникшего конфликта? Кто его спровоцировал? Оцените поведение его участников. Справился ли суд с возникшим конфликтом? Какие ошибки он допустил? Каковы должны были быть действия судьи в данной ситуации?
21. Ознакомьтесь с определениями отрасли знаний, посвященной профессиональной этике юриста, данными в разное время разными учеными:
Судебная этика – это учение о специфических нравственных нормах служебной деятельности и внеслужебного поведения профессиональных участников судопроизводства: судей, прокуроров, следователей и адвокатов (А.Ратинов, Ю. Зархин, 1970г.);
Судебная этика – учение о нравственных идеалах, принципах и нормах осуществления трудовых функций всеми участниками процесса (Настольная книга судьи);
Судебная этика – это разновидность профессиональной этики, предмет которой составляет нравственное содержание существующих правовых норм, а также специфическое действие общеэтических норм в сфере правосудия, и особые нормы судебной этики (Бойков 1971г.);
Судебная этика – совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области (Кобликов А.С., 2004г.);
Юридическая этика – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельность и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области (Кобликов А.С., 2004г.);
Юридическая (судебная) этика – это наука о применении общих норм морали, нравственности в специфических условиях деятельности судей, прокуроров, следователей, адвокатов, об осуществлении нравственных принципов и требований в расследовании и разрешении подведомственных суду уголовных дел (О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко, 2004г.).
Укажите, в чем разница в определении учеными предмета обозначенной отрасти знаний.
При ответе возьмите за основу следующие критерии различия:
 по кругу лиц,
 по кругу отношений,
 по кругу норм,
 составляющих.
В чем разница между юридической этикой и судебной этикой?
Какие определения вы считаете наиболее удачными и в большей степени отражающими суть данного явления? Какие из них представляются Вам наименее удачными и почему?
22. Среди известных шуток о юристах есть следующие:
Вопрос: какая разница между бедствием и несчастным случаем?
Ответ: несчастный случай, это когда автобус, полный юристов, срывается в реку. А бедствие, это когда они умеют плавать.
Вопрос: какая разница между юристом и вампиром?
Ответ: вампиры пьют кровь только по ночам.
Вопрос: почему змеи не кусают юристов?
Ответ: профессиональная этика.
Какое отношение к юристам в них выражено? В какое мере оно отражает действительное отношение к юристам в нашей стране?
Чем обусловлено негативное отношение к представителям юридической профессии? Можно ли сказать, что в нем виноваты сами юристы? В чем это заключается?
23. Итальянский государственный деятель Джиолитти утверждал: "В делах управления государством совесть роли не играет."
Что Вы можете сказать о справедливости данного высказывания.
В каких еще сферах профессиональной деятельности совесть, на Ваш взгляд, не нужна?
24. Сопоставьте высказывания в каждой группе:
I. Совесть - зритель и судья добродетели. (античный афоризм).
Чистая совесть есть изобретение дьявола (А. Шварц).
II. Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть. (Л.Н. Толстой);
Совесть у него чистая. Не бывшая в употреблении. (Е. Лец.)
Как Вы их понимаете? Какие из приведенных высказываний Вам ближе? Как бы Вы сами определили, что такое совесть?
25. Люди неразумны, нелогичны и эгоистичны. Люби их все равно!
Если ты творишь добро, люди обвинят тебя в эгоистичных, низменных мотивах. Все равно твори добро!
Если ты преуспеваешь, то получишь ложных друзей и настоящих врагов. Все равно стремись к успеху!
Добро, которое ты сделал сегодня, завтра будет забыто. Все равно твори добро!
Искренность и честность сделают тебя беззащитным. Все же будь искренен и честен.
Люди любят побежденных, но идут только за вожаками! Все же борись за тех, кто побежден!
То, на постройку чего ты потратил годы, может быть разрушено за одну ночь. И все же строй!
Людям на самом деле нужна твоя помощь, но они могут напасть на тебя, если ты поможешь им. И все же помогай!
Отдай миру лучшее, что есть в тебе, и мир ударит тебя в челюсть! И все же отдай все лучшее, что есть в тебе!
Преисполнись любовью ко всему миру, твори добро, чтобы ...
Как Вы думаете, для чего, с точки зрения буддизма, все это надо делать?
26. Итальянский криминалист Энрико Ферри называл процессуальный кодекс "кодексом честных людей, еще не признанных виновными".
Считаете ли Вы, что эта характеристика в полной мере относится и к уголовно-процессуальному кодексу РФ? Какие положения УПК РФ Вы можете привести в обоснование своей позиции?
27. Долг и право - братья; у них одна мать - ________. Они рождаются в один и тот же день, они растут, развиваются и погибают вместе. ( В. Кузен).
Вставьте пропущенное слово, выбрав наиболее, на Ваш взгляд, соответствующее по смыслу. Обоснуйте свой выбор.
Объясните, что дало автору этого афоризма основание утверждать о неразрывной связи долга и права?
28. Персидская легенда гласит:
"Деревенский кузнец убил человека, и кадий приговорил его к смертной казни. Жители деревни толпой пришли к кадию и заявили:
- Кузнец у нас один. Если ты его казнишь, кто же будет подковывать наших мулов и ослов? Пусть казнят вместо него бакалейщика, он нам не так нужен.
Кадий подумал и ответил:
- Зачем же убивать бакалейщика? Он тоже один. Давайте, казним одного из служителей бани - ведь их там двое".
Какой смысл заключен в этой легенде? Какая категория справедливости обсуждалась? Какой концепцией справедливости руководствовались в данном случае?
29. Определите, о какой категории справедливости идет речь в приведенных выражениях.
Укажите, при возможности, какие концепции справедливости в них представлены.
"От каждого - по способностям, каждому - по потребностям" (Сен-Симон, Э. Кабе);
"Око за око, зуб за зуб" (принцип талиона);
"Равенство-начало справедливости" (Сенека);
"Кому много дано, с того много и взыщется" (Библия);
"Кто не работает, тот не ест";
"Суд - это имитация справедливости путем юридической процедуры". (В. Котов);
"Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому свое" (Цицерон);
"Мерилом справедливости не может быть большинство голосов" (Ф. Шиллер);
"Равенство всех - это вопиющая несправедливость, так как при этом величайшим людям приходится становиться слишком малыми" (Ф. Ницше);
"Давать каждому свое - это значило бы желать справедливости и достигать хаоса" (Ф. Ницше);
"Оплати за обиду справедливостью, оплати за доброту добротой" (Конфуций);
"Справедливость - это твердое и постоянное желание каждому воздавать по заслугам" (Юстиниан);
"Несправедливость, причиненная одному лицу, часто бывает полезна всему обществу" (Юниус).
30. "- Вот этот? - сухо спросил Остап, толкая Паниковского в спину.
- Этот самый, - радостно подтвердили многочисленные правдолюбцы. - Своими глазами видели.
Остап призвал граждан к спокойствию, вынул из кармана записную книжку и, посмотрев на Паниковского, властно произнес:
- Попрошу свидетелей указать фамилии, адреса. Свидетели, записывайтесь!
Казалось бы, граждане, проявившие такую активность в поимке Паниковского, не замедлят уличить преступника своими показаниями. На самом же деле при слове "свидетели" все правдолюбцы поскучнели, глупо засуетились и стали пятиться. В толпе образовались промоины и воронки. Она разваливалась на глазах.
- Где же свидетели? - повторил Остап.
Началась паника. Работая локтями, свидетели выбирались прочь, и в минуту улица приняла свой обычный вид». (И. Ильф, Е. Петров. Золотой Теленок)
Чем объясняется нежелание людей выступать по делу в качестве свидетеля? Как следователь может повлиять на мотивацию такого поведения?

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.