X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (ЗПЗИ) » Профессиональная этика юриста (ЗПЗИ)

Профессиональная этика юриста
1. Определите сущность, предмет изучения и принципы профессиональной этики юриста.
2. Охарактеризуйте особенности становления и развития этики в период античности и средних веков.
3. Назовите характерные особенности развития этики в Новое и Новейшее время (вторая половина XX – XXI века).
4. Назовите особенности становления и развития этических воззрений в России.
5. Охарактеризуйте влияние межкультурного разнообразия современного общества на формирование конкретно-исторических этических ценностей.
6. Объясните необходимость соблюдения юристом принципов профессиональной этики и толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий людей.
7. Дайте определение общественных моральных ценностей, назовите и кратко охарактеризуйте их разновидности.
8. Назовите нравственные ценности личности современного юриста и дайте им краткую характеристику.
9. Перечислите основные этические категории и дайте им определение.
10. Дайте определение и охарактеризуйте понимание вами черт таких этических категорий юриста как: профессиональный долг, честь, совесть; справедливость, нетерпимое отношение к коррупционному поведению.
11. Сформулируйте свое понимание социальной и этической ответственности юриста за принятые решения и действия, и в чем она заключается.
12. Изложите своими словами, что вы понимаете под справедливостью, честностью юриста и его терпимостью к этническому и конфессиональному разнообразию в коллективе.
13. Перечислите морально-нравственные аспекты защиты прав и свобод человека и гражданина на международном и государственном уровне.
14. Опишите в чем, по Вашему мнению, заключается нравственное содержание гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства.
15. Назовите, сходства и различия морали и права в регулировании общественного поведения и объясните, в чем заключается их взаимосвязь.
16. Расскажите, какую роль играют нормы общественной нравственности и морали в предотвращении конфликта интересов в обществе.
17. Расскажите, как и чем регламентируется морально-нравственная сторона профессиональной деятельности юриста (судьи, прокурора, адвоката).
18. Назовите основные требования Кодекса этики к профессиональной деятельности юриста (судьи, прокурора, адвоката).
19. Перечислите этические требования по общению юриста (судьи, прокурора, адвоката) с гражданами и коллегами по работе в процессе профессиональной деятельности.
20. Дайте определение понятия «культура общения юриста» и какие морально- нравственные нормы юрист должен соблюдать в деловом общении.
21. Перечислите этикетные правила и морально-нравственные нормы должен соблюдать юрист (судья, прокурор, адвокат) при руководстве коллективом и работе в команде.
22. Назовите морально-нравственные основы построения различных видов коммуникации в процессе профессиональной деятельности юриста (учебной, профессиональной, деловой, неформальной).
23. Перечислите в чем заключаются морально-нравственные аспекты нетерпимого отношения юриста к проявлениям коррупционного поведения.
24. Перечислите, какие этические правила должен соблюдать юрист (судья, прокурор, адвокат) в по созданию в коллективе здорового морально-психологического климата.
25. Перечислите в чем заключаются особенности профессиональной деятельности юриста (судьи, прокурора, адвоката) и как они влияют на этику его общения.
26. Назовите приемы, позволяющие исключить юристу (судье, прокурору, адвокату) в процессе профессиональной деятельности поступки, порочащие его честь и достоинство.
27. Назовите моральные требования, предъявляемые к юристам (судье, прокурору, адвокату) при осуществлении правоприменительных, правоохранительных и надзорных функций в процессе профессиональной деятельности.
28. Перечислите и поясните способы поведения, позволяющие юристу (судье, прокурору, адвокату) сохранить профессиональный облик, честь и достоинство юридического работника.
29. Дайте определение понятия «социальная и этическая ответственность юриста» за принимаемые решения и приведите пример ее проявления.
30. Перечислите этикетные правила поведения юриста (судьи, прокурора, адвоката) при выполнении профессиональных функций.
31. Раскройте сущность понятия «антикоррупционная деятельность юриста» и охарактеризуйте её этические основы.
32. Дайте краткую характеристику, этическим признакам профессиональной деятельности юриста: правовая компетентность, привычка соблюдения моральных и правовых норм, активность в реализации норм права, личный пример законопослушного гражданина.
33. Назовите и кратко охарактеризуйте нравственные качества, выражающие отношение юристов к людям (справедливость, великодушие, терпимость, отзывчивость, чуткость, требовательность, правдивость, прямота, доброжелательность, вежливость).
34. Изложите последовательность действий и методы предупреждения коррупционного поведения в профессиональной деятельности юриста (судьи, прокурора, адвоката).
35. Перечислите правовые, организационные и нравственные меры антикоррупционного поведения юриста (судьи, прокурора, адвоката).
36. Назовите, какие пути и средства формирования высокого морального облика юридического работника в современных условиях вы можете предложить.
1. Понятие «справедливости» как морально-нравственной и правовой категории существует в различных мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме).
Сравните его понимание в разных религиях и на чем основывается это понимание.
Объясните, в чем вы видите сходство и различия в его понимании.
Интерпретируйте понимание вами христианских заповедей и как они на ходят отражение в общественной морали и правовых нормах.
2. Сопоставьте два высказывания И. Канта:
«Красота поступка состоит, прежде всего, в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения».
«Привычку нельзя признать добром, даже привычку к хорошим поступкам. Добро только то, что добывается усилием».
Интерпретируйте Ваше понимание данных высказываний и понятий «красота поступка» и «привычка».
Объясните, в чём состоит моральное усилие личности при совершении доброго дела?
Проведите различие между пониманием Вами «красоты поступка» и «привычки к хорошим поступкам» в современных социальных условиях.
3. Проанализируйте ответ: Конфуция спросили – «Правильно ли отвечать добром на зло», он ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром».
Дайте свои пояснения ответу Конфуция.
Сопоставьте категории справедливости и добра. В чём заключается отличие между ними?
Обоснуйте, какая моральная система считает правильным отвечать на зло добром.
4. Оцените принцип гуманизма, выдвинутый в эпоху Возрождения – признание ценности человека как личности, требование защиты достоинства личности, ее свободы.
Чем эта трактовка гуманизма отличается от данных в другие времена.
Дайте определение понятия «гуманизм».
Оцените состояние гуманистических идей в современном российском обществе.
Спрогнозируйте, как изменятся общественные отношения, если вдруг в обществе отменить действие морали и нравственности.
5. Сравните трактовку соотношения морали и права у ряда философов:
Гегель: «Правовое и моральное не могут существовать каждое само по себе, и они должны иметь своим носителем и своей основой нравственное, ибо праву недостаёт момента субъективности, а мораль опять-таки односторонняя, ибо обладает единственно лишь субъективностью и, таким образом, оба момента сами по себе не обладают действительностью».
Кант: «Таким образом, учение о праве и учение о добродетели отличаются друг от друга не столько своими разными обязанностями, сколько характером законодательства, связывающего с законом различные мотивы».
Соловьёв В.С.: «Для юриста лишение жизни есть нарушение права, или урон, противозаконно причинённый жертве преступления и общественному порядку, но с чисто нравственной точки зрения лишение жизни не есть ещё тем самым урон, а может быть даже приобретением для убитого – убийство есть несомненный урон только для убийцы – не как факт, а как последнее слово той злобы, которая сама уже есть урон для человека, поскольку она роняет его достоинство как разумного существа».
Укажите, в чем заключается единство права и морали и, в чем «субъективна» мораль и «объективно» право?
Определите, чем отличается моральная мотивация от правовой?
Аргументируйте, чем нарушение норм морали отличается от нарушения норм права?
6. Проанализируйте текст буддистских морально-нравственных наставлений:
«Люди неразумны, нелогичны и эгоистичны. Люби их все равно!
Если ты творишь добро, люди обвинят тебя в эгоистичных, низменных мотивах.
Все равно твори добро!
Если ты преуспеваешь, то получишь ложных друзей и настоящих врагов. Все равно стремись к успеху!
Добро, которое ты сделал сегодня, завтра будет забыто. Все равно твори добро!
Искренность и честность сделают тебя беззащитным. Все же будь искренен и честен.
Люди любят побежденных, но идут только за вожаками! Все же борись за тех, кто побежден!
То, на постройку чего ты потратил годы, может быть разрушено за одну ночь. И все же строй!
Людям на самом деле нужна твоя помощь, но они могут напасть на тебя, если ты поможешь им. И все же помогай!
Отдай миру лучшее, что есть в тебе, и мир ударит тебя в челюсть! И все же отдай все лучшее, что есть в тебе!
Преисполнись любовью ко всему миру, твори добро...».
Оцените, для чего, с точки зрения буддизма, все это надо необходимо делать.
Обоснуйте, применимы ли эти наставления в профессиональной деятельности юриста.
7. Проанализируйте и сопоставьте следующие высказывания о праве и морали:
Право - это искусство добра и справедливости. Античный афоризм.
Право - это все то, что истинно и справедливо. В. Гюго.
Высшее право часто есть высшее зло. Теренций.
Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но, чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право. Георг Михтенберг.
Дайте вашу оценку их понимания. С какими из них Вы согласны в большей степени и почему.
Найдите, что в них общее и особенное. Нет ли между этими высказываниями противоречий?
Сформулируйте Ваше определение права с учетом общественной морали и нравственности и обоснуйте его.
8. Обоснуйте, согласились бы Вы подавить свою индивидуальность, если бы знали, что это приведет к счастью.
Аргументируйте, возможно ли неиндивидуальное (коллективное, общественное) счастье.
Обоснуйте, в чем вы видите различие между «счастьем» и «блаженством», как этическими категориями.
Определите ваше понимание категории «счастье». Приведите примеры из жизни в чем оно выражается.
9. Проведите анализ нижеприведенных суждений:
 бедность не порок;
 что хочу, то ворочу;
 кто не отомстил за смерть родственника, тот не мужчина;
 старших надо уважать;
 молодые должны отдавать родителям земной поклон;
 ребята, давайте жить дружно;
 на добро надо отвечать добром;
 джентльмен должен держать слово.
Определите, какие из них Вы отнесете к общечеловеческим, национальным, классовым, индивидуальным. Поясните свой выбор.
Перечислите, какие конкретно-исторические морально-нравственные принципы присущи для современного российского общества.
Обоснуйте Вашу морально-нравственную позицию, которой Вы придерживаетесь в жизни.
10. Проанализируйте понятие «пацифизм», как движение, возникшее в XIX веке и отвергающее и осуждающее всякую войну.
Дайте определение категориям «пацифизм» и «патриотизм». Соотнесите эти определения.
Обоснуйте (или опровергните) может ли выступать пацифизм формой гуманизма.
Оцените состояние патриотизма в современном российском обществе.
Приведите пример проявления патриотизма из современной общественной жизни.
11. Анализ высказываний моралистов разных времен показывает, что они всегда жаловались на «упадок нравов».
Оцените, этот процесс происходит (не происходит) и в наше время.
Проиллюстрируйте на примере из жизни.
Поясните, почему мораль не исчезла в современном обществе, несмотря на изменение общественных ценностей.
Сформулируйте предложения по способам улучшения нравов моральных ценностей в нашем обществе.
12. Объясните понимание вами положения: «Приказ о совершении безнравственного поступка недействителен».
Определите, справедливо ли по отношению к современному российскому праву это старое латинское юридическое изречение. Ответ обоснуйте ссылками на законодательные нормы.
Продемонстрируйте на примере из жизни взаимосвязь безнравственных поступков юриста с общей культурой его личности.
13. Проведите анализ ситуации:
«Приходят два юриста в ресторан. Садятся за столик, достают из своих портфелей бутерброды и начинают есть. К ним подходит официант и говорит:
Вы знаете, в нашем ресторане нельзя приносить свои продукты и питаться ими.
Оба юриста молча меняются бутербродами и продолжают есть».
Определите, какие особенности юридической профессии, и какой отпечаток на личность ее представителя они накладывают.
Выделите особенности профессиональной деятельности юриста (судьи, прокурора, адвоката) и ее морально-нравственные аспекты.
Сформулируйте правила этикета, которые должен соблюдать юрист в общественных местах.
14. Проанализируйте известные шутки о юристах:
 Вопрос: какая разница между бедствием и несчастным случаем?
Ответ: несчастный случай, это когда автобус, полный юристов, срывается в реку.
А бедствие, это когда они умеют плавать.
 Вопрос: какая разница между юристом и вампиром?
Ответ: вампиры пьют кровь только по ночам.
 Вопрос: почему змеи не кусают юристов?
Ответ: из-за профессиональной этики.
Определите, какое отношение к юристам в них выражено?
Оцените, в какой мере данные шутки отражают действительное отношение к юристам в нашей стране. Обоснуйте свое мнение.
Обоснуйте, чем обусловлено негативное отношение к представителям юридической профессии.
Аргументируйте можно ли утверждать, что в таком отношении виноваты сами юристы?
15. Проведите анализ ниже указанных групп пословиц:
а) «Сын без примера отца угощения не устроит, дочь без примера матери наставления не примет» (тюрк.);
«Ремесло отца сыну подобает» (туркмен.);
«Адсохні тая рука, што на бацьку падымаецца» (бел.);
б) «Дым отечества ярче огня чужбины» (лат.);
«Чем быть шахом в чужой стране, лучше быть нищим в своей» (туркмен.);
«Дома і салома едома, на чужыне і гарачы суп стыне» (бел.);
в) «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня» (рус.);
«Лодырю и порог кажется вершиной горы» (тюрк.);
г) «Один в поле не воин» (рус.);
«Одинокий пыли не подымет» (туркмен.);
«Адным колом плоту не падапрэш» (бел.).
Объясните, какие принципы традиционной нравственности в них отражены.
Определите, какие особенности национальной культуры и морали в них отражены.
Сформулируйте морально-нравственные принципы профессиональной деятельности современного юриста (на примере судьи, адвоката или прокурора).
16. Проанализируйте высказывание Ш. Монтескье: «Свобода есть право делать все, что дозволено законом».
Оцените, справедливо ли высказывание великого ученого в наши дни.
Дайте свои пояснения известному современному правовому положению о том, что «Все, что не запрещено – то разрешено».
Не является ли более верным в современных условиях утверждение о том, что «Свобода есть право делать все, что не запрещено законом»?
Интерпретируйте свое понимание термина «свобода».
17. Сопоставьте высказывания в каждой группе:
I. Совесть - зритель и судья добродетели. (античный афоризм).
Чистая совесть есть изобретение дьявола (А. Шварц).
II. Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть. (Л.Н. Толстой);
Совесть у него чистая. Не бывшая в употреблении. (Е. Лец.)
Объясните, как Вы понимаете данные высказывания.
Сопоставьте эти высказывания и определите какие из них Вам ближе.
Дайте свое определение понятия «совесть», обоснуйте его.
18. Опишите и объясните содержание этикетных отношений (с опорой на нормы общественной морали и нравственности) юриста и обратившегося к нему за консультацией гражданина по разъяснению содержания нормы права.
Определите, какие этические принципы в данном случае должен соблюдать юрист при общении с гражданами.
Дайте определение понятия «этикет юриста» и выявите в чем заключаются его особенности.
19. Важным требованием к профессиональной деятельности юриста (судьи, адвоката, прокурора, полицейского, следователя) является требование об умении строить межличностное общение.
Сформулируйте морально-нравственные требования к профессиональной деятельности юриста.
Назовите и охарактеризуйте методы норм общественной морали, которые необходимо использовать юристу при анализе и оценке правовых явлений и разъяснении гражданам правовых вопросов в рамках своей профессиональной деятельности.
20. Сформулируйте содержание этических принципов профессиональных сообществ юристов (судей, адвокатов, прокуроров, полицейских, следователей). Дайте определение понятию «культура общения юриста» и объясните, в чем
проявляются ее особенности.
Поясните, чем определяются особенности профессиональной этики юристов.
Укажите, какие социальные факторы и условия влияют на формирование этических правил профессиональных сообществ юристов.
21. Сравните «золотое правило нравственности» - «Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» с житейским правилом: «Относись к другим так, как они относятся к тебе».
Поясните, в чем сходство и различие в этих правилах. Какого правила вы придерживаетесь в повседневной жизни?
Сравните моральную и правовую регуляцию поведения, выделите элементы сходства и различия в них.
Объясните, (с приведением примера) соблюдается ли, по Вашему мнению, данное правило в современном российском обществе.
22. Наличие свободы ставит нас в ситуации нравственного выбора. Оцените, всегда ли есть выбор:
а) у того, кого наутро повесят;
б) у того, кто знает дату своей смерти (от врачей, гадалок);
в) у юриста, идущего при рассмотрении дела на сделку с совестью?
Дайте свои пояснения данным ситуациям.
Сформулируйте понятие «нравственный выбор». Аргументируйте, есть ли он в профессиональной деятельности юриста.
Проведите различия между объективной и субъективной стороной свободы нравственного выбора личности юриста. Приведите пример.
23. Проанализируйте определения профессиональной этики юриста, которые сформулированы в разное время учеными:
Судебная этика - это разновидность профессиональной этики, предмет которой составляет нравственное содержание существующих правовых норм, а также специфическое действие общеэтических норм в сфере правосудия, и особые нормы судебной этики (Бойков 1971г.);
Юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельность и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой
области. (Кобликов А.С., 2004г.);
Юридическая (судебная) этика - это наука о применении общих норм морали, нравственности в специфических условиях деятельности судей, прокуроров, следователей, адвокатов, об осуществлении нравственных принципов и требований в расследовании и разрешении подведомственных суду уголовных дел (О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко, 2004г.).
Дайте определение вашего понимания понятия «профессиональная этика юриста».
Поясните, в чем вы видите различие между юридической, судебной и адвокатской этикой.
24. Итальянский государственный деятель Джиолитти утверждал: «В делах управления государством совесть роли не играет».
Дайте Ваше определение понимания категории «совесть».
Обоснуйте справедливость данного высказывания в современных условиях.
Оцените, нужна ли (не нужна) совесть в профессиональной деятельности юриста и почему?
Укажите, в каких сферах профессиональной деятельности совесть, на Ваш взгляд, не нужна. Обоснуйте свой ответ.
25. Проведите анализ высказываний мыслителей:
Цицерон: «Свобода – это зависимость от законов»;
Ф.М. Достоевский: «Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой»;
Ф. Ницше: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего или свободным для чего?».
Дайте определение понятия «свобода». Обоснуйте свой ответ.
Укажите на различия «ошибочной моральной позиции юриста» от «позиции аморальной».
Обоснуйте, возможны ли в профессиональной деятельности юриста (судьи, прокурора, адвоката и др.) не учитывать принципы общественной морали (да, нет).
Объясните свою позицию. И приведите пример того в каких случаях это возможно?
26. Опишите и объясните содержание этикетных отношений юриста (прокурора, адвоката, следователя) с опорой на нормы общественной морали и нравственности с пожилыми людьми, подростками, женщинами.
Дайте определение понятия «этикет».
Укажите этикетные правила, которые необходимо соблюдать юристу при общении с данными группами граждан.
Перечислите методы, которые может использовать в ходе своей профессиональной деятельности юрист при защите прав и свобод граждан.
27. Проанализируйте ситуацию.
«По делу о шантаже следователь Поддавашкин решил провести опознание по голосу. Он попросил Кочурова, обвиняемого в этом преступлении, прочитать протокол его допроса вслух, указав, что так якобы положено, для того, чтобы в конце протокола тот сделал надпись: «протокол прочитан мною вслух». Сам он сделал аудиозапись прочтения протокола, а потом сделал запись чтения этого же протокола другими людьми. Все полученные фонограммы были представлены потерпевшему Недеру для опознания».
Оцените правомерность действий юриста (следователя).
Укажите на замечания в его действиях с этической точки зрения. Обоснуйте свой ответ.
Предложите, обоснованные с точки зрения профессиональной этики, возможные способы действий юриста в данной ситуации.
28. Проанализируйте высказывание известного юриста прошлого А.Ф. Кони: «Есть деятельности, где трудно отличить частного человека от должностного, и в глазах большинства нотариус, составляющий домашний подлог, все-таки подрывает доверие к учреждению, к которому он принадлежит...».
Оцените исходя из требований профессиональной этики различных представителей юридической профессии (судей, прокуроров, адвокатов), существуют ли особые требования к поведению в юристов во внеслужебное время.
Назовите правила поведения юристов во внеслужебное время.
Почему они должны себя так вести.
Обоснуйте свой ответ примерами из жизни.
29. Проведите анализ выдержки текста речи в уголовном процессе:
«Председательствующий: Подсудимый, Вы подтверждаете характеристику с места работы?
Подсудимый: Нет, директор магазина - мой враг и мстит мне за то, что я иногда разбиваю посуду.
Председательствующий: Пустую или полную?
Подсудимый: Всякое бывает. Так она за эту посуду у меня из зарплаты удерживает.
А чем семью кормить? У меня жена, ребенок.
Председательствующий: Вот-вот, у вас семья, Вам надо бежать домой, помогать жене, а Вы пьете и к посторонним женщинам пристаете.
Подсудимый: Но я же уже шел домой.
Председательствующий: Но по дороге пристали к незнакомой женщине. Вас ведь жена ждет, ребенок.
Подсудимый: Так она красивая, а я не мужик, что ли? Или она не баба?»
Оцените этичность действий судьи.
Укажите в чем состоит воспитательное воздействие судебного разбирательства и в чем заключается деятельность судьи по ее обеспечению.
Обоснуйте, правильно ли в приведенном примере судья выполнил воспитательную функцию.
30. Проанализируйте ситуацию:
«Идет суд за убийство, в котором против обвиняемого представлены очень веские доказательства; однако дело осложняется тем, что тело так и не нашли. Под конец адвокат решается на отчаянный шаг:
- Господа присяжные, сейчас дверь откроется, и предполагаемая «жертва» войдет в эту дверь.
Все взгляды устремились на дверь.
- Я просто провел эксперимент, - продолжал адвокат. - Если вы все поверили в возможность этого, значит, в глубине души вы сомневаетесь в виновности моего подзащитного.
Когда жюри тем не менее вынесло обвинительный приговор, адвокат воскликнул:
- Но как же так! Ведь я же видел, как вы все смотрели на дверь, должны же вы были сомневаться!
- Мы заметили, что в то время, как мы смотрели на дверь, ваш подзащитный не повернул головы...».
Оцените ситуацию с точки зрения соответствия поведения адвоката П. нормам профессиональной этики.
Озвучьте основной принцип взаимоотношений адвоката и доверителя.
Укажите, какую ошибку с точки зрения морали и нравственности допустил адвокат.
31. Проанализируйте ситуацию: «К адвокату Сидорову обратился гражданин Козлов, являющийся потерпевшим по уголовному делу, с просьбой принять поручение на представление его интересов в суде первой инстанции. Козлов согласен на уплату стразу и полностью всей суммы гонорара.
Адвокату Сидорову известно, что Козлов не оплатил адвокату Козочкину, осуществлявшему защиту Козлова на стадии предварительного расследования, причитающуюся тому довольно крупную сумму гонорара. Сидоров знает это лично от Козочкина, который жаловался ему на Козлова, а также знает, что Козочкин планирует обратиться в суд с иском к Козлову».
Оцените, допустимо ли с точки зрения профессиональной этики, для адвоката Сидорова, зная об указанных обстоятельствах, заключать соглашение о представлении интересов Козлова и брать с него полную сумму гонорара в качестве авансового платежа? Обоснуйте свой ответ.
Спрогнозируйте, как изменится ваше решение, если Козлов будет обладать иным процессуальным статусом, например, будет выступать по делу обвиняемым?
32. Мы часто мечтаем об абсолютной свободе в различных жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности.
Дайте Вашу трактовку понимания категории «абсолютная свобода».
Обоснуйте, что бы Вы сделали как юрист по принципу «всё дозволено» в первую очередь.
Аргументируйте, имеет ли человек моральное право на любое преступное деяние?
Поясните свои ответы.
33. Проанализируйте высказывание Н. Шамфора: «Судьи по уголовным и гражданским делам, начальник полиции и многие другие должностные лица, чья обязанность – блюсти установленный порядок, почти всегда видят людей в самом мрачном свете. Они полагают, что изучили общество, хотя знают только его подонков. Но разве можно судить о городе по сточным канавам, о доме – по нужнику?»
Обоснуйте, в чем причина формирования искаженного мировоззрения у указанных лиц.
Дайте определение этому явлению в профессиональной деятельности.
Разработайте Ваши рекомендации по способам борьбы с данным явлением.
34. Проведите анализ ситуации:
«Смоленский губернатор однажды пожаловался, что про него распускают лживые слухи, будто он взятки берет. Услыхав это сетование, граф Алексей Григорьевич Орлов посоветовал:
А ты, брат, поступай как я: про меня в Италии болтали, будто я древние статуи ворую, но, как только я перестал воровать, сразу болтовня прекратилась».
Оцените, всегда ли справедлива применительно ко взяточничеству поговорка «нет дыма без огня»?
Определите, что может оказать влияние (и какое именно), на мотивацию поведения взяткополучателя.
Обоснуйте мнение о том, почему в нашей стране так часто и открыто говорят о коррупции.
35. Известны различные формы взяточничества. Например, городничий из повести Н.В. Гоголя «Ревизор» брал взятки борзыми щенками.
Оцените, какую взятку Вы смогли бы признать нравственно оправданной по каким-либо соображениям (например, в зависимости от размера, формы взятки, либо от того, от кого она получена, для каких целей передана или куда идут вырученные средства и проч.).
Назовите и объясните причины взяточничества в нашей стране? Следует ли бороться с этим явлением и почему?
Назовите, какие, на ваш взгляд, наиболее эффективные меры профилактики коррупции в нашей стране.
36. Проведите анализ следующих ситуаций:
I. Поссорившись на улице с одним человеком, эфенди сильно его оскорбил. Тот потащил эфенди к судье. Оштрафованный на одну таньгу, эфенди воскликнул:
О, штраф за оскорбление невелик!
Вынув из кармана две таньги, отдал одну судье:
Это - за того человека, а это ...
И, выругав судью площадным ругательством, эфенди швырнул ему вторую таньгу:
Это штраф за оскорбление, которое я сейчас нанес вам! (таджикский анекдот).
II. Господин судья, это несправедливо. В прошлый раз, когда я обозвал соседа свиньей, вы оштрафовали меня на 200 франков, а теперь на 500.
Сожалею, но за это время свинина изрядно подорожала.
III. Может быть, обвиняемый назвал вас ослом в приступе сильного гнева?
О нет! Перед этим он долго разглядывал меня.
Оцените, от чего должен зависеть размер наказания за оскорбление:
 от статуса лица, которому нанесли (нанесшего) оскорбление;
 от уровня дохода лица, которому нанесли оскорбление;
 от тяжести самого оскорбления;
 от степени моральных страданий лица, которому нанесли оскорбление;
 от обоснованности негативной оценки, высказанной в неприличной форме;
 иное - (конкретизировать).
Обоснуйте свой ответ.
Укажите, имеют ли место такие ситуации в современной жизни (да, нет).
Обоснуйте свой ответ и приведите пример из жизни.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.