X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » - СПЕЦИАЛИТЕТ (СД1) » Психология судебной деятельности (СД)

ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оформление психологии судебной деятельности как науки. История психологии судебной деятельности в XX столетии.
Предмет и задачи психологии судебной деятельности, ее место в системе психологической науки.
Методы психологии судебной деятельности.
Понятие, возникновение и развитие сознания и личности.
Понятие о личности. Структура и этапы формирования личности.
Личностный подход в психологии. Система психических процессов, психических свойств, психических состояний личности.
Интересы, склонности, идеалы и мировоззрение личности.
Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.
Ощущение. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности отдельных видов ощущений.
Восприятие. Нейрофизиологические основы восприятия. Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.
Понятие и виды памяти. Закономерности мнемических процессов.
Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач.
Интуиция в работе юриста. Речь в юридической работе.
Воображение и его виды. Роль воображения в деятельности юриста.
Внимание. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.
Нейрофизиологические основы эмоций и чувств. Свойства, виды и общие закономерности эмоций и чувств.
Фрустрация. Посттравматические стрессовые расстройства.
Аффект, его диагностические признаки.
Понятия, признаки страданий как особой формы переживаний человека.
Темперамент. Основные виды темпераментов. Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции. Учет типов темперамента в юриспруденции.
Характер. Классификация черт характера. Типы характера. Акцентуация ха-рактера.
Возрастные особенности характера. Половые особенности различия характера. Учет типов и черт характера в юридической работе.
Воля. Нейрофизиологические основы воли. Классификация волевых действий.
Понятие направленности личности. Потребности личности. Мотивация и виды мотивационных состояний личности.
Способности. Виды способностей. Способности и задатки. Развитие способностей.
Личность и социальная группа. Социализация и социальная справедливость.
Сознание, ответственность и правосознание.
Предмет и задачи психологии юридического труда. Структура профессиограммы следователя. Краткие юридические профессиограммы.
Предмет и задачи криминальной психологии.
Психологическая структура преступного поведения.
1.При осмотре места происшествия зловонный запах разлагающегося трупа притупляет чувствительность зрительных анализаторов, также и шум негативным образом влияет на остроту зрительного восприятия оперативного работника.
Какое свойство (закономерность) ощущения было представлено в приведенных примерах? Напишите, пожалуйста, какие еще свойства ощущения Вы знаете. Как обозначенные Вами закономерности ощущения влияют на характер профессиональной деятельности сотрудника ОВД.
2.На примере отрывка из произведения Н.В. Гоголя «Женитьба» разберите структуру сложного волевого действия. Охарактеризуйте каждый этап волевого действия, опираясь на представленный ниже текст.
Размышления «немолодого» человека накануне женитьбы:
«В самом деле, что я был до сих пор? Понимал ли значение жизни? Не понимал, ничего не понимал. Ну, каков был мой холостой век? Что я значил, что я делал? Жил, жил, служил, ходил в департамент, обедал, спал, — словом, был в свете самый препустой и обыкновенный человек. Только теперь видишь, как глупы все, которые не женятся; а ведь если рассмотреть, какое множество людей находятся в такой слепоте. Если бы я был где-нибудь государь, я бы дал повеление жениться всем, решительно всем, чтобы у меня в государстве не было ни одного холостого человека. — Право, как подумаешь: через несколько минут и уже будешь женат. Вдруг вкусишь блаженство, какое точно бывает только разве в сказках, которого просто даже не выразишь, да и слов не найдешь, чтобы выразить. (После некоторого молчания). Однако ж что ни говори, а как-то даже делается страшно, как хорошенько подумаешь об этом. На всю жизнь на весь век, как бы то ни было, связать себя, и уже после ни отговорки, ни раскаянья, ничего, ничего, — всё кончено, всё сделано. Уж вот даже и теперь назад никак нельзя попятиться; через минуту и под венец; уйти даже нельзя, там уж и карета, и всё стоит в готовности. А будто, в самом деле, нельзя уйти? Как же, натурально нельзя: там, в дверях и везде стоят люди, ну, спросят: зачем? Нельзя, нет. А вот окно открыто; что если бы в окно? Нет, нельзя; как же, и неприлично, да и высоко. (Подходит к окну). Ну, еще не так высоко: только один фундамент, да и тот низенький. — Ну, нет, как же, со мной даже нет картуза. Как же без шляпы?»
3.Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте, какие мотивы лежали в основе совершенных преступлений?
«Смирнов давно занимается карманными кражами. Вором он стал, можно сказать, случайно. Однажды в автобусе он увидел, что у мужчины выглядывает бумажник из заднего кармана— вот-вот выпадет. Он аккуратно достал этот бумажник и хотел отдать гражданину, дескать, кто же так небрежно носит деньги.
Но мужчина не заметил, а Смирнов все медлил. В бумажнике было много денег. На них Смирнов купил много разных нужных вещей.
Во время следующей кражи он немного боялся, но воспоминание о первом успехе окрылило его. Постепенно пришла уверенность — уже совершил столько кражи никаких проблем. Да и привычка к легким деньгам давала себя знать. На заводе, где он работал, зарплату часто задерживали, денег практически не было. Теперь у него появился автомобиль. Ремонт и обслуживание стоят недешево — надо добывать деньги. Мало зарабатывать сегодня стыдно. Каждый крутится как может — делает свой «бизнес». Ему это даже нравится. Риск приятно щекочет нервы. На другую жизнь он не согласен».
4.Придумайте эффективные способы предупреждения массовых беспорядков, прекращения паники и распространения слухов в представленных ниже проблемных ситуациях.
Ситуации:
А. На встречных путях друг к другу приближаются две непримиримые группировки футбольных фанатов. Они идут по одной из центральных улиц Москвы. Столкновение группировок может привести к жертвам и многочисленным пострадавшим как со стороны конфликтующих «фэнов», так и случайных прохожих;
Б. Во время рок-концерта из-за короткого замыкания звукоаппаратуры загорелись декорации. Возник пожар на сцене и в дальнейшем огонь перебросился на боковые стены зрительного зала. В публике, состоявшей преимущественно из несовершеннолетних, возникла паника;
В. Среди членов жилого кооператива муссируются слухи, что их дом в престижном районе центра Москвы будут сносить, а на месте него правительство города планирует построить автостоянку для легковых автомобилей, чтобы «разгрузить» основные дорожные магистрали центра Москвы.
5.Одна из героинь романа Д. Х. Чейза рассуждает так: «Единственная вещь, которая что-то значит в жизни, от которой зависит все, — это деньги. И если кто-то говорит, что это не так, не верьте. Они говорят, что самое главное в жизни — это здоровье и религия. Какая чепуха! Деньги — вот что самое главное! И если у вас их нет, можете смело идти в магазин, покупать бритву и резать себе горло. Без денег вы полное дерьмо. Вы не можете найти приличную работу. Вы не можете ходить туда, куда стоит ходить. Вы не можете жить там, где стоит жить. Вы не можете общаться с людьми, с которыми стоит общаться».
Согласны ли Вы с таким мнением? Аргументируйте свою точку зрения.
Как Вы считаете, к чему может привести воспитание ребенка в духе преклонения перед деньгами, когда в семье придают им большое значение?
6.В дачном поселке, в двадцати метрах от палисадника одного из домов, был обнаружен труп мужчины. Следствие интересовало, слышали ли соседи какой-либо шум и в какое время. Оказалось, что в одном из домов, около которого был обнаружен труп, накануне до 12 часов ночи горел свет; в доме в интересующее следствие время находились двое взрослых и один мальчик, ученик 3-го класса.
Взрослые на допросе ничего не могли сообщить об обстоятельствах, относящихся к событию преступления, и только мальчик показал, что слышал на улице какой-то шум и крик, но в какое время не помнит.
Какой тактический прием можно применить при допросе несовершеннолетнего?
7.Проанализируйте представленные ситуации осмотра места происшествия:
1. При осмотре места происшествия пистолет был обнаружен лишь в динамической стадии осмотра— под туловищем трупа после того, как последний был перевернут.
2. При осмотре места происшествия пистолет был обнаружен крепко зажатым в руке трупа, охваченного окоченением.
Дайте психологический анализ приведенных ситуаций в плане возможности оценки каждой из них как инсценировки на месте происшествия.
8.В городе Н. был обнаружен труп женщины, висевший в петле. Следователь, проводивший осмотр места происшествия, усомнился в том, что погибшая покончила жизнь самоубийством. В связи с этим после осмотра места происшествия следователь приступил к тщательному обыску помещения и надворных построек. На куске веревки, лежавшей в сарае, он заметил несколько женских волос, а среди тряпок, сложенных в корзине, нашел скомканный влажный кусок ткани, по-видимому, оторванный от женской рубашки.
Предположите, как перечисленные результаты обыска дома потерпевшей помогли следователю убедиться в том, что данное самоубийство инсценировано?
9.По одному делу было установлено, что обвиняемый имел в пригороде участок, на котором проводил все свободное время. Там, под корнями одного из плодовых деревьев, был найден тайник, где оказалось 110 тысяч долларов США, заклеенных в кусок резиновой шины.
Охарактеризуйте, пожалуйста, значение профессиональных и иных навыков (формирующихся, например, в результате любительских занятий, увлечений) в создании тайных хранилищ, выборе места сокрытия и способов маскировки сокрытого. Также, поясните, что такое навык; назовите виды навыков и условия его формирования; дайте физиологическое обоснование формирования навыка.
10.Напишите, пожалуйста, основные правила использования приемов психического воздействия в деятельности сотрудника ОВД.
Приведите пример неправомерного использования сотрудником ОВД приема психического воздействия. Поясните, в чем заключается нарушение правил оказания психического воздействия.
11.Дайте, пожалуйста, определение психическим и психологическим методам воздействия. В чем заключается их принципиальное различие.
Перечислите известные Вам приемы и методы данных категорий воздействия. Напишите, в каких случаях в правоохранительной деятельности они используются.
12.Чем будут отличаться словесные портреты одного и того же лица, составленные на основе показаний взрослого человека и ребенка?
Напишите, пожалуйста, как индивидуально-психологические характеристики человека, а также род его профессиональной деятельности влияют на восприятие им другого человека.
13.Чем отличаются между собой два вида воображения: творческое и репродуктивное (воссоздающее)?
Из кинофильмов или книг приведите яркий пример решения сотрудником правоохранительных органов профессиональной задачи при подключении им воображения.
14.Приведите, пожалуйста, пример, как эмоциональное состояние свидетеля преступления или потерпевшего повлияло на характер восприятие им обстоятельств расследуемого дела.
15.Выделите, пожалуйста, факторы, определяющие развитие воли у сотрудников правоприменительных органов. Приведите примеры.
16.Сформулируйте факторы, влияющие на конформность поведения.
С какими проявлениями конформизма сталкивается в своей профессиональной деятельности сотрудник правоохранительных органов?
17.Чем, на Ваш взгляд, отличаются между собой акцентуация характера и психопатия личности?
18.Как Вы думаете, какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать в органах правопорядка?
19.Напишите, пожалуйста, стадии развития стихийного массового поведения. Разберите эти стадии на конкретном примере.
20.В оставленном для ответа месте напишите, пожалуйста, основные четыре свойства организованной преступной группы и раскройте их значение.
1.___________________________________________________
2.___________________________________________________
3.___________________________________________________
4.___________________________________________________
Какие Вы можете привести способы нейтрализации и последующего пресечения организованной преступной деятельности?
21.Напишите, пожалуйста, какие Вам известны факторы, влияющие на субъективность восприятия времени.
22.Какие Вы можете привести способы, активизирующие память свидетелей преступления?
23.В чем, на Ваш взгляд, состоит взаимосвязь между волей и нравственностью человека?
24.Напишите, пожалуйста, факторы, определяющие развитие воли у сотрудников правоприменительных органов. Приведите примеры.
25.Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: «Какого человека можно считать личностью?» Дайте свое определение понятию «личность».
26.Напишите, пожалуйста, известные Вам факторы, влияющие на конформность поведения.
С какими проявлениями конформизма сталкивается в своей профессиональной деятельности сотрудник правоохранительных органов?
27.Чем, на Ваш взгляд, отличаются между собой акцентуация характера и психопатия личности?
28.Дайте, пожалуйста, определение следующим понятиям: «способность», «одаренность», «талант», «гениальность».
29.Как Вы думаете, какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать в органах правопорядка?
30.Напишите, пожалуйста, стадии развития стихийного массового поведения.
Разберите эти стадии на конкретном примере.
1.Выделите характеристики таких психических функций, как оценка и отношение, в следующем примере.
Сорокасемилетний П <...>, обвиняемый по ч. 4 ст. 111 УК РФ в умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего, и О. (потерпевший) знакомы около 10 лет. Исследуемый конфликт возник из-за того, что П <...> не мог вовремя отдать О. деньги в сумме одна тысяча рублей. О. неоднократно приходил к П <...> домой, требовал у его жены деньги.
П <...> не понравилось, что О. приходит домой, тревожит семью, в которой были напряженные отношения в связи с материальными проблемами, у П <...> не ладился бизнес. Он хотел поговорить с О. и в исследуемой ситуации вторично пришел к нему с намерением сказать, чтобы тот не ходил к нему домой, что он взрослый человек и деньги обязательно отдаст. П <...> пришлось разбудить О., он спал после укола героина. П <...> показывает, что разговор быстро перешел на взаимные угрозы и О. говорил с ним как с пацаном, обещая «поставить его на счетчик», на что П <...> ответил, что не надо ерундой заниматься, и, посчитав, что разговор окончен, стал уходить.
О. догнал П <...> у ворот, схватил его сзади, развернул таким образом, что через голову с него снялся свитер, который сполз на глаза. П <...>, ничего не видя, стал падать на правое колено, что-то почувствовал в руке (впоследствии предположил, что, видимо, это был обломок от ножниц, который он раньше видел у ворот, а теперь, падая, схватил с земли) и, выпрямившись, двумя руками оттолкнул от себя О. так, что его свитер оказался в руках у О. Со слов П <...>, от толчка О. попятился от него. П <...> был возбужден (в жизни его никто пальцем не тронул), не заметил, что в толчке он нанес удар в сердце О., так как тот закрылся свитером. Еще раз сказал ему, что если он будет приходить домой, «башку ему оторвет».
Раздраженный и возбужденный, он сразу энергично ушел, так как не хотел усугублять отношения и всегда старался от неприятностей уходить.
2.Назовите вид регуляции, которую проявляет обвиняемый М <...>.
Согласно показаниям М <...>, сорокапятилетнего обвиняемого по ч. 1 ст. 105 УК РФ в убийстве своей жены, в начале распития спиртного по случаю ноябрьского праздника Н. (потерпевшая) начала, как всегда, его оскорблять. Н. и М <...> оба ранее судимые. Чтобы не ругаться с ней, он ушел в летний домик и стал красить дверной косяк. Вскоре в домик пришла Н. и стала кричать на него и требовать деньги на подарок ко дню рождения, который будет нескоро. Когда М <...> стал ее успокаивать, она стала нецензурно браниться, оскорблять его жаргонными выражениями. М <...> подошел к ней, когда она села за стол и стала чертить ножом, как ручкой, по столу. Он попросил ее замолчать, наклонясь к ней, облокотился на стол, после чего, с его слов, она плюнула ему в лицо и засмеялась,
обнажив «фиксы», отчего улыбка получилась ехидной. М <...> это задело: «я за ней ходил, ходил, а для нее это — ничто».
Дальнейшее, как он объясняет, произошло как в тумане, как в замедленном кино показывают: он вытащил из ее руки ножик и приставил к ее груди; как получилось, что нож воткнулся в нее, объяснить не может. Помнит, как приставил нож, как она сразу положила на нож руку, как и куда она отбросила нож после удара.
Из показаний М <...>: «Убивать Н. я не хотел. Мне хотелось ее просто попугать, хотел только задеть ей кожу. Как получилось, что я глубоко воткнул ей нож, я не могу объяснить. Мне казалось, что я воткнул в нее нож на 2-3 мм, чтобы попугать и наказать за нанесенное мне оскорбление. Я не почувствовал, как лезвие ножа вошло в ее тело. Она еще дернулась, ухватила меня за руку, которой я держал нож. Я ручку ножа сразу выпустил, и Н. сама взяла нож и вытащила из себя, бросила его на стол. Стала еще больше на меня кричать и материться».
Когда Н. стало плохо от полученного ранения, М <...> подумал, что она притворяется. После того как Н. увезли в больницу, М <...> стал плакать, говорить «что я натворил».
3.Ознакомьтесь с данным случаем. Убедитесь, что психология личности в данной ситуации важна в процессе расследования преступления: следы преступления превращаются во фрагменты портрета личности преступника, определяющие оперативно-розыскную работу. Какую роль может сыграть психология личности в этом случае?
Летом в 1980-х гг. на озере Цимлянском около автомобиля был обнаружен труп молодого мужчины с огнестрельным ранением, лежащий лицом вниз, руки в карманах, положение ног «нога за ногу». Смерть наступила ночью, мгновенно. Рядом нет следов. Версия следователя: не было много людей, потерпевший убит знакомым во время выяснения отношений, при разговоре он нападения не ожидал, обреза в темноте не видел.
Схема расследования: машина — связи владельца машины — близкие отношения.
При расследовании было установлено следующее. Два друга детства, оба спортсмены, любят одну девушку, она встречается с Вячеславом, который впоследствии был убит. Второй из друзей, Фарид, приглашает Кристину в ресторан и просит ее бросить Вячеслава и встречаться с ним. Она отвечает, что не может и добавляет: «Ты бы хоть бы его убил бы». Фарид, в свою очередь, спросил ее: «Если я его убью, ты будешь меня ждать?» После того как Кристина ответила «да», Фарид отправился на озеро, он знал, где находился Вячеслав.
Перед выстрелом он произнес: «Я не виноват, Слава. На меня не обижайся».
4.1. Ознакомьтесь с описанной ситуацией.
2. Назовите, какие формы психического проявляются в данном примере у «главной героини»: в каком случае у нее проявляется психический процесс, в каком — психическое состояние, в каком — психическая (психологическая) черта. 3. Выделите похожие и отличающиеся признаки у всех базовых форм психического: процесса, состояния ,свойства(черты). 4. Определите, какой вид психической регуляции: бессознательный, эмоциональный, сознательный, волевой — проявляла главная героиня. 5. Определите, какой вид самоуправления более адекватен для сложившейся ситуации. 6. Выделите признаки, по которым можно установить, проявлялось ли у героинь истории субъектное самоуправление.
«Я с детьми в отпуск ездила летом, к моим родителям. Приехали мы раньше, чем планировали. Дня, наверное, на 2. Я вот как чувствовала что-то и не стала мужу звонить, предупреждать о приезде. Мы ночью приехали на такси, поднялись домой. Стучимся, звоним, а муж не открывает. Я ключом попробовала, а замок изнутри закрыт.
Короче, я поняла, что он дома, но по каким-то причинам не может дверь нам открыть. Ребятишки стали кричать, чтобы папа открыл, Димка — сын — стал огой в дверь пинать.
Муж потом открывает, я домой зашла, а у меня в постели баба какая-то голая лежит. Даже не прикрылась ничем, лежит и смотрит на меня. Я вдруг как озверела. Рожа ее наглая, с женатым мужиком гулять! Схватила ее за волосы, стала с кровати стаскивать, бить ее по морде, по спине. В общем, куда попадется. Она заорала, муж меня стал от нее оттаскивать. Он, естественно, сильнее меня, я ее отпустила на какое-то время. Потом опять кинулась на нее. Она стала одеваться, а я не даю, блузку на ней порвала. Схватила ее и выволокла излома, и сколько сил у меня было, толкнула ее на лестницу. А она кубарем скатилась, я ей шмотки ее выбросила и дверь закрыла.
Потом она на меня в суд подала, побои сняла и заявление написала. Меня так, только раза 2 вызывали, а потом отстали. После этого мы с мужем жить плохо стали, он даже в другую комнату жить ушел. Больше вместе не спим. А недавно сказал, что уйти хочет, наверное, к этой бабе, не знаю».
5.Ознакомьтесь с описанной ниже ситуацией.
Выдержка из письма тинэйджера:
«Мое поколение вступает сейчас в жизнь. Какая она — эта ваша жизнь? Какую вы ее нам оставляете? Мир жестокости и озлобленности против всех. Когда тебя никто не любит, трудно любить самому. Я очень расчетливый, холодный, спокойный и упорный человек. Но мы все, все без веры, без любви и нравственных принципов».
Проанализируйте:
а) какой режим психики работает, производя такой результат у несовершеннолетнего человека: он стремится себя понять, видит себя со стороны, дает себе характеристику, сравнивает себя с другими и с идеалом, проявляет самооценку и самоконтроль, строит прогноз, выражает самоотношение и отношение к ценностям и т. п.;
б) какую юридически значимую способность проявляет несовершеннолетний;
в) прежде всего с работой какой психической функции (а также впоследствии функции самосознания и самого субъекта) связана проблема безнравственности, неспособность к чувству любви;
г) может ли такая психологическая характеристика человека способствовать совершению преступления.
6.Ознакомьтесь с описанной ситуацией. Осуществите ее анализ в соответствии со следующими вопросами:
1. Является ли пятнадцатилетний В <...> человеком со сформированным сознанием?
2. Можно ли этого подростка характеризовать как сформировавшуюся личность?
3. Доступно ли этому несовершеннолетнему человеку проявлять режим рефлексии в работе своей психики, т. е. подключать самосознание, проявлять способность осознавать себя и значение своих действий и осуществлять их регуляцию?
4. Из заключения СПЭ выделите признаки, согласно которым несовершеннолетний В <...> в исследуемых ситуациях мог управлять собой в соответствии с общепринятыми нормами, т. е. проявлял правосознание.
<...> Из материалов уголовного дела известно, что пятнадцатилетний В <...>, проживающий в дер. <...>, обвиняется по ч. 2 ст. 161 УК РФ в грабеже, совершенном группой лиц по предварительному сговору, по ч. 2 п. «б» ст. 158 в краже, совершенной неоднократно. Как следует из постановлений, по первому эпизоду: В <...> и неустановленные лица пришли ночью домой к А., нанесли ей несколько ударов и похитили алюминиевый бачок с мукой, настенные часы, 500 рублей денег. По второму эпизоду: В <...> по предварительному сговору с С. и Г. вечером путем взлома дверей проникли в кинобудку клуба, откуда похитили цветной металл и детали кинопроектора. По третьему эпизоду: В <...> по предварительному сговору с Г. и Е. днем путем взлома дверей проникли в комнату, где проживала строительная бригада, откуда тайно похитили бензопилу, ячейку яиц, пачку чая, наручные часы.
Изучение особенностей социально-психологического развития и жизнедеятельности В <...> показало следующее. В <...> — младший ребенок у матери, он имеет сестру и трех братьев, все они взрослые и живут отдельно. С его
слов, его братья судимы. В быту В <...> характеризуется с отрицательной стороны: пропускал уроки, бродяжничал, состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних как безнадзорный. Сожитель матери его сильно бил, уйдя от него, они «мотались» по квартирам. Раньше, когда в семье было неблагополучно, он убегал из дома, пропустил много уроков, жил в приюте в г. <...>, где ему тоже не нравилось. Его мать злоупотребляет спиртными напитками, должного внимания воспитанию и обучению сына не уделяла. В <...> не пьет, но курит, с «благополучной» старшей сестрой имеет плохие отношения. В настоящее время он учится в 8 классе, они живут вдвоем с мамой на ее пенсию, испытывая материальные трудности (оба приехали на экспертизу в областной центр в сильный мороз в демисезонной одежде).
Как показал анализ, В <...> с учетом своего развития, а также осведомленности, во всех трех эпизодах понимает противоправный характер совершаемого. Он принимает определенные меры предосторожности при реализации украденного, скрывает этот факт. При осуществлении самоуправления В <...> попадает под влияние друзей и старшего брата, не может отказаться от правонарушения на этапе замысла, увлекается во время его совершения. Однако это вовлечение не некритичное подражание, а целенаправленная активность, имеющая для него смысл, так как им избирательно берутся вещи и предметы, представляющие материальную ценность, деньги, а также продукты питания. В <...> проявляет также инициативные действия во время совершения кражи и заинтересованность от реализации украденного. Кроме того, он противостоит такому воздействию, как сопротивление жертвы и указание свидетеля соответственно в 1-м и 2-м эпизодах. В <...> опасается наказания, зная об условиях заключения от братьев, но даже в конкретном проявлении опасности, когда встретившийся мужчина-свидетель сказал им вернуть детали кинопроектора в клуб, он предпочитает вырученные за их реализацию деньги. Такое поведение может быть связано не только с беспристрастным выбором решения поступать, нарушая закон, но также с материальными и личностными потребностями, от которых В <...> не отказывается, не может преодолеть их. Например, с кем он будет дружить, если не будет вместе с этими ворующими друзьями и братом.
В момент обследования В <...> демонстрирует понимание противоправности содеянного, проявляет защитное поведение в отношении себя, друзей, старшего брата и отчаяние по поводу возможного лишения свободы. Он сам выбирает способ своего поведения на экспертизе, лишь незначительно корректирует его под воздействием эксперта, как внешне независимый человек. Однако его автономность низкого уровня развития, она основана на его непосредственных побуждениях и негативизме. Он склонен к повышенной внушаемости при интеллектуальной деятельности, когда не уверен в своих возможностях или доверяет авторитетному лицу, тем самым проявляя зависимость. И наоборот, проявляет строптивость и негативизм, когда хочет настоять на своем. По результатам обследования, у В <...> высокий уровень эмоциональной возбудимости, у него не развиты приемы преодоления стресса, что также способствует непосредственному и несдержанному характеру его поведения. В <...> считает себя по характеру агрессивным, сообщает это так, будто зол и на других, и на себя. Кроме того, высказывает мысли, что ему «лучше сдохнуть» или что он «зарежет себя, все равно ему не жить», тем самым проявляя тенденции к разрушению и саморазрушению, нецелостность и ничтожность. Он способен перестроиться на созидание, но имеет для этого мало ресурсов. Личность В <...> характеризуется различными противоречивыми, по сути, активными и зависимыми тенденциями, которые проявляются сопротивляемостью другим требованиям и спонтанностью в ответ на свои потребности. Чувство собственного достоинства проявляется у него болезненным самолюбием и протестными реакциями. Ему свойственны субъективизм и категоричность в оценке ситуаций, неуступчивость и настойчивость в отстаивании своей независимости. Он чувствует себя отчужденным, чувствует себя непонятым и одиночество, нуждается в поддержке и доброжелательных отношениях, в расширении контактов. Он склонен ориентироваться на референтную группу, стремится укрепить свою самооценку через престижность своей позиции в группе. При оценке социальной поддержки В <...> считает, что он ее частично получает в семье, а у друзей и других значимых людей абсолютно не получает. В то же время об исследуемых ситуациях и взаимоотношениях с друзьями он говорит: «Куда я, туда и они», — т. е. проявляет подростковый эгоцентризм и группоцентризм. Он прикрывает собственное бессилие, основанное на скудных ресурсах (полуграмотный, с «уплощенным» мировоззрением, де-привированный, эмоционально неуравновешенный), внешне обвинительной реакцией, а возникающие проблемы скрывает подчеркнутой уверенностью и самостоятельностью, бескомпромиссностью и отсутствием коррекции. Его неудовлетворенность проявляется беспокойной и малопродуктивной активностью в связи с разными проблемами: отсутствием теплых межличностных отношений, ущемленностью самолюбия, упорством в завышенных притязаниях, ригидной претензией на исключительность. Он способен к эмпатии и доброте, но зациклен на своей личностной неудовлетворенности. Он хотел бы взаимоотношений, несущих радость и спокойствие, и для него это — отношения полного взаимопонимания и уважения,
но с сохранением тенденции к своему превосходству.
Обследование показало, что В <...> — социально запущенный подросток с дисгармоничным развитием, нуждающийся в социально-психологической реабилитации. В <...> способен управлять собой с ориентировкой на общественные значения, но не воспитан относиться к нравственным принципам как значимым в жизни. Общественные нормы поведения он воспринимает как преграды и в поведении в большей мере ориентируется на свои непосредственные интересы, своеволие и собственную исключительность, что приводит к его трудновоспитуемое, заинтересованности в правонарушениях и вовлекаемое в них. <...> Вывод, вошедший в заключение СПЭ. В трех исследуемых ситуациях В <...> мог правильно понимать действительность, осознавать значение своих действий и регулировать их.
7.Познакомьтесь с описанной ситуацией.
Используя модели структуры деятельности и психической организации, определите их продуктивность для психолого-юридической квалификации овершенного деяния. Методом ретроспективной реконструкции установите психологический механизм совершенного деяния, которое было квалифицировано как неосторожное убийство. Оцените правильность юридической квалификации.
Пятнадцатилетний ученик С. был на хорошем счету в школе и дома. Любил ходить с отцом на охоту. Одно из ружей находилось в его безраздельном владении. В этот день он был на охоте, много стрелял. Возвращаясь с охоты один без отца, С. встретил двух знакомых школьниц. Захотелось обратить на себя их внимание, и он шутливо пригрозил одной из них: «Люда, я сейчас тебя подстрелю!». И, быстро зарядив ружье патроном, прицелившись, неожиданно для себя выстрелил. Девочка умерла там же, на улице поселка. С. был в отчаянии и долго не мог понять, что произошло. Осужден за неосторожное убийство.
8.Проанализируйте ситуацию из рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник» в двух аспектах: как криминальную и как следственную. Проанализируйте, каковы причины и условия данного преступления. Установите атрибуты субъектности или объектности личности, в большей мере проявляющиеся у Дениса Григорьева.
Какой уровень субъектности свойственен подозреваемому по делу?
Может ли Денис Григорьев в полной мере руководить собой в роли обвиняемого по делу?
Мог ли он в полной мере руководить собой в инкриминируемой ситуации?
9.Ознакомьтесь с описанной ситуацией. Выделите признаки деформации субъектности личности у обвиняемого. Отметьте, в связи с какими причинами она возникает (возникла).
Д <...> обвиняется по уголовному делу № <...> по ст. 319 УК РФ — оскорбление представителя власти. Он доставлен на амбулаторную судебно- психиатрическую экспертизу в связи с оказанием сопротивления сотрудникам полиции и, после чего, по просьбе жены, он проходил лечение в психиатрическом стационаре в течение 1,5 мес.
Согласно материалам дела с декабря 2001 года психическое состояние Д <...>,несмотря на то что он справлялся с обязанностями рабочего на железной дороге,характеризовалось тем, что его мысли обгоняли одна другую, он считал себя то демобилизованным солдатом, то сотрудником ФСБ, значимым для спецслужб.
Он стал считать, что начальство чинит ему препятствия, не дает работать,разными путями вмешивается в его личные дела. Однажды в армейском альбоме заметил отсутствие одной фотографии, из чего сделал вывод, что ее изъяли спецслужбы, для того чтобы в последующем устроить его агентом в органы безопасности. Он стал конфликтовать с женой, так как стал подозревать ее в том, что она взяла документы о праве собственности на дом, чтобы переделать их на свое имя. Он не поддавался разубеждению, считал, что теща настраивает жену против него. После ссоры жена ушла жить в дом своей матери. В исследуемой ситуации Д <...> со своим знакомым распивал дома спиртное.
Во время разговора он узнал, что у знакомого группа крови и резус-фактор такой же, как у его жены. На это он сказал знакомому, что его кровь надо перелить жене, тогда у нее пройдут головные боли. Придумав такое, он ощутил мощный прилив сил, почувствовал себя богом, пошел, стал стучаться в дверь дома тещи.
Когда его не пустили, продолжал ломиться в дверь, оказал сопротивление вызванному наряду полиции, отказался от осмотра, считая себя богом, оскорблял сотрудников нецензурными выражениями, плевался на них.
В период расследования происшествия он был помещен в стационарное отделение <...> психиатрической больницы, где ему был поставлен диагноз: признаки хронического психического расстройства в форме шизофрении шубообразного течения, маниакально-параноидный приступ.
Амбулаторной психиатрической экспертизой ТКПНД выявлены: в настоящее время — негативные проявления в виде дефицитарной эмоциональности (холодность), грубые нарушения мышления (резонерство, парадогичность), прогностических и критических способностей; в период происшествия — маниакально-параноидный приступ дебюта шубообразной шизофрении. Поэтому по своему психическому состоянию в период совершения правонарушения подэкспертный не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В настоящее время он также не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, нуждается в направлении на принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа.
10.Ознакомьтесь с описанной ситуацией.
Установите, есть ли деформация субъектности личности в описанном случае у семнадцатилетней Н. Если есть, в чем она выражается,по каким причинам происходит, имеет ли устойчивый характер?
Как следует из материалов дела, накануне вечером, а также в 4 часа утра С.
(потерпевший) дома употреблял спиртное. Его падчерица, семнадцатилетняя Н. (обвиняемая по ст. ИЗ УК РФ в причинении тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта), накануне работала во второй половине дня на вокзале, торгуя у поездов, вечером была с другом в ресторане, ночь провела у него на работе, спала около 3-4 часов. В 9 часов утра она пришла домой и пила чай, собираясь лечь выспаться. Она попросила у матери ею заработанные деньги, чтобы купить себе золотое украшение. С. стал ее оскорблять, называл шлюхой, хотел ударить консервным ножом. Мать Н. отобрала у него консервный нож и сказала, что пошла вызывать полицию, после чего С. догнал ее и сбил с ног. Когда Н., чтобы не участвовать в конфликте, пошла курить в ванную комнату, С. ударил ее головой в нос, высказывал угрозы, что зарежет обеих. Покурив, Н. хотела пройти в свою комнату. С. стал размахивать перед ее лицом ножом. Мать Н. не успела заметить, как Н. выхватила нож и нанесла удар.
Как следует из показаний Н., «мы с мамой пытались его удержать. Я сильно разволновалась, я не помню, как я забрала у него нож и как его порезала, я в себя
пришла, когда это все случилось. Я не помню, как я наносила удар, и, когда я увидела у себя на руке кровь и нож, я заплакала и опустилась на колени. Я говорила маме, что не хотела этого делать. Я сказала, что ему необходимо оказать медицинскую помощь и вызвать «скорую». Я не могла встать с пола, я пыталась, но у меня ноги были как ватные».
Ориентируясь на эти установленные факты, эмоциональное состояние Н. может быть идентифицировано с аффектом. Во-первых, оно характеризуется выраженной трехфазностью (нагнетание напряжения — взрыв — психофизиологическое истощение); во-вторых, субъективной неожиданностью возникновения эмоционального взрыва; в-третьих, сужением сознания (фрагментарность восприятия, невозможность воспроизведения части событий).
Понимание действительности, осознание значения своих действий и их регуляция (не может сказать, как это произошло, все произошло мгновенно) проявились не в полной мере из-за влияния эмоционального состояния на осознанное самоуправление.
Вывод, вошедший в заключение СПЭ: «Н. в момент инкриминируемого ей деяния находилась в состоянии аффекта».
11.Ознакомьтесь с выдержками экспертного заключения. Ответьте на вопросы.
1. Какие способности относятся к юридически значимым?
2. Почему эксперт-психолог в данных СПЭ устанавливает именно эти способности?
Способность обвиняемого осознавать значение своих действий. Выдержка из судебно-психологического экспертного заключения шестнадцатилетнего 3 <...>, подозреваемого по ч. 1 ст. 228 УК РФ в незаконном приобретении или хранении наркотических средств в крупном размере.
3 <...> хорошо идет на контакт, проявляет общительность, понимает суть экспертизы «как проверку на вменяемость». Считает себя вменяемым, свою вину
категорично отрицает. В беседе 3 <...> показывает свою осведомленность о проблеме наркомании, его старший брат употреблял наркотики. Он считает, что не стал бы заниматься торговлей наркотиков, так как «там все серьезно, поймают, сразу закроют, лучше работать по профессии, жить нормально». Нежелание самому употреблять наркотик он связывает с тем, что не хочет «губить здоровье, наркоманы долго не живут». Говорит, что у наркомана бывает ломка, если денег нет, они идут воровать. 3 <...> осведомлен также и о том, что «наркоманов много в селе... (Вопрос: «Девушки или парни?») Парни.., они знают место, где им продадут наркотик. (Вопрос: «За сколько?») Ну, не знаю, рублей за 200. (Вопрос: «Часто они покупают?») Может, через день или два, у них может быть ломка».
Со слов 3 <...>, он отрицательно относится к тем, кто продает наркотики, отрицает, что пробовал наркотик сам.
Анализ показывает, что 3 <...> может правильно понимать значение преступления как опасного и запрещенного деяния и конкретно осознает общественную и лично для себя опасность наркотиков, может прогнозировать негативные последствия от их употребления или распространения. Уровень развития его мышления позволяет ему на основе социальной осведомленности строить самостоятельные суждения, а не только воспроизводить усвоенные знания.
Этот пример демонстрирует не только проявление способности осознавать значение своих действий, но и подтверждает факт ее связи со способностью правильно понимать действительность.
12.Ознакомьтесь с выдержками экспертного заключения. Ответьте на вопросы.
1. Какие способности относятся к юридически значимым?
2. Почему эксперт-психолог в данных СПЭ устанавливает именно эти способности?
Способность обвиняемого регулировать свои действия
Назовите вид регуляции, которую проявляет обвиняемый М <...>.
Согласно показаниям М <...>, сорокапятилетнего обвиняемого по ч. 1 ст. 105 УК РФ в убийстве своей жены, в начале распития спиртного по случаю ноябрьского праздника Н. (потерпевшая) начала, как всегда, его оскорблять. Н. и М <...> оба ранее судимые. Чтобы не ругаться с ней, он ушел в летний домик и стал красить дверной косяк. Вскоре в домик пришла Н. и стала кричать на него и требовать деньги на подарок ко дню рождения, который будет нескоро. Когда М <...> стал ее успокаивать, она стала нецензурно браниться, оскорблять его жаргонными выражениями. М <...> подошел к ней, когда она села за стол и стала чертить ножом, как ручкой, по столу. Он попросил ее замолчать, наклонясь к ней, облокотился на стол, после чего, с его слов, она плюнула ему в лицо и засмеялась,
обнажив «фиксы», отчего улыбка получилась ехидной. М <...> это задело: «я за ней ходил, ходил, а для нее это — ничто».
Дальнейшее, как он объясняет, произошло как в тумане, как в замедленном кино показывают: он вытащил из ее руки ножик и приставил к ее груди; как получилось, что нож воткнулся в нее, объяснить не может. Помнит, как приставил нож, как она сразу положила на нож руку, как и куда она отбросила нож после удара.
Из показаний М <...>: «Убивать Н. я не хотел. Мне хотелось ее просто попугать, хотел только задеть ей кожу. Как получилось, что я глубоко воткнул ей нож, я не могу объяснить. Мне казалось, что я воткнул в нее нож на 2-3 мм, чтобы попугать и наказать за нанесенное мне оскорбление. Я не почувствовал, как лезвие ножа вошло в ее тело. Она еще дернулась, ухватила меня за руку, которой я держал нож. Я ручку ножа сразу выпустил, и Н. сама взяла нож и вытащила из себя, бросила его на стол. Стала еще больше на меня кричать и материться».
Когда Н. стало плохо от полученного ранения, М <...> подумал, что она притворяется. После того как Н. увезли в больницу, М <...> стал плакать, говорить «что я натворил».
Анализ показывает, что признаки влияния эмоционального состояния присутствуют при импульсивности принятии решения агрессивного характера: использовать нож при выяснении отношений для усиления своей позиции в конфликте. Кроме того, эмоциональное возбуждение влияет на отладку 1 уровня регуляции — тонически-гедонистического —при налаживании функционального
состояния организма. А именно — всплеск негодования дает дополнительную энергию для напряжения мышц тела. В связи с этим вопреки намерениям М <...> и его самоощущениям его удар получается гораздо сильнее. Следует отметить также и недостаточную работу контроля этого удара: невозможно в движении контролировать то, что не ощущаешь. В то же время он контролирует свои действия, в соответствии со зрительными ощущениями. Это свидетельствует о том, что возбуждение не достигло степени аффекта, но все же, согласно анализу его самочувствия, было глубоким.
Вывод, вошедший в заключение СПЭ.
Эмоциональное состояние, в котором находился М <...> в момент совершения инкриминируемого деяния, не является аффектом. М <...> пребывал в эмоциональном возбуждении, которое существенно повлияло на его самоуправление, а именно: способствовало принятию импульсивно- эмоционального решения использовать нож как аргумент в конфликте и привело к неспособности в полной мере регулировать мышечное напряжение в руке с ножом.
13. Ознакомьтесь с описанной ситуацией.
Оцените, есть ли медицинское основание считать данное лицо невменяемым.
Оцените, есть ли психологическое основание считать данное лицо невменяемым.
Проанализируйте характер его вины. Оцените, есть ли психологическое основание считать данное лицо виновным в умышленном убийстве.
Как следует из постановления, <...> июня 2002 г. около трех часов ночи на борту теплохода <...>, принадлежащего АО <...>, находящегося на <...> километре реки <...> в районе п. <...>, <...> района, в кают-компании был обнаружен труп рулевого моториста Ч. с огнестрельным ранением в волосистой части головы. Четырнадцатилетний П <...> подозревается по ч. 1 ст. 105 УК РФ в умышленном причинении смерти другому человеку. Следствием установлено, что П <...> состоит на учете в ПНД г. <...> с диагнозом «олигофрения в степени выраженной дебильности с эмоционально-волевыми нарушениями».
П <...> показал, что, решив пострелять из охотничьего ружья, взял его в кают-
компании и вышел на палубу теплохода. Находясь на палубе теплохода, П <...> решил выстрел не производить и вернулся в кают-компанию, где стал разряжать ружье. В ходе снятия курков с боевого взвода П <...> ружье было направлено в сторону спавшего рулевого-моториста Ч. В момент снятия курков произошел выстрел, в результате которого Ч. было причинено огнестрельное дробовое ранение, повлекшее его смерть. Проведенное судебно-психологическое обследование установило у подэкспертного возможности не только опосредствованной, но и ответственной активности, не удавшейся в полной мере,
дающей основание считать, что данное деяние не является направленным на причинение смерти Ч., а соответствует [неосторожному проявлению (причинение
смерти по неосторожности ч. 1 ст. 109 УК РФ, по которой согласно ст. 20 УК РФ,
уголовная ответственность наступает с 16 лет)] его намерению разрядить ружье.
Итак, в целом данный пример показывает значимость для анализа всех выделенных 13 функциональных звеньев ПО в осуществлении самоуправления подэкспертным. Однако принципиальную роль в этом случае для оценки уголовно-релевантной субъектности подэк-спертного играет ряд из них, поскольку, как следует из заключения эксперта-психолога, в момент снятия курка с боевого взвода П <...> осознавал свои намерения как направленные на разоружение ружья, предполагал, что у него получится сделать это и остаться незамеченным, поэтому он не подумал о безопасности Ч., в сторону которого было направлено дуло ружья, тем самым не осуществил полноценный прогноз своих действий при разоружении ружья. Jo есть установлена, в частности, значимость таких звеньев в осуществлении самоуправления подэкспертного, как:
— отношение (взамен получения сиюминутного удовольствия от стрельбы из ружья и прогноза наказания за это в виде «списания на берег», образование нового смысла — значимости своего пребывания на теплоходе);
— целеобразование и его коррекция (вначале принять решение пострелять, в соответствии с ситуационно возникшей потребностью, и, отказавшись от него, решить разоружить ружье); — прогнозирование с разной степенью целостности охвата действительности (понял, что услышат выстрел и накажут, что без разрешения взял ружье; но не учел, когда стал разоружать ружье, что оно может выстрелить и, более того, попасть в спящего человека, в сторону которого оно было направлено);
— регуляция и ее коррекция (смог зарядить, но не смог исполнить разоружения ружья).
14.Оцените в данном примере важность психической функции отношения.
Дайте характеристику проявления функции отношения у обвиняемой М. Определите роль, которую сыграло отношение в деградации М., в том, что ценность человека и его жизни у нее была разрушена, и она совершила насильственное преступление.
Дайте психолого-юридический анализ вины М. Четырнадцатилетняя М <...> обвиняется по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ в убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору. Согласно постановлению о назначении КСППЭ <...>. 07. 2001 г. в ночное время у д. <...>поул. <...>пос. <...> М <...>, действуя совместно с гражданином Д., умышленно, с целью убийства, нанесла водителю автомашины
<...> X. удары ножом, от которых последний скончался на месте.
Как следует из материалов дела, М <...>, младшая из 3 дочерей в семье, жила с матерью, которая после ее ареста умерла, отец умер 2 года назад, родители умеренно употребляли спиртное, старшая сестра отбывает наказание за воровство, средняя живет отдельно, работает. М <...> в младших классах училась хорошо и легко, участвовала в художественной самодеятельности. В средних классах стала учиться хуже, любимых предметов, кроме физкультуры, у нее не было.
В 9 классе она не посещала практику, по ее словам, «неохота было ездить в другую школу на занятия по ЭВМ», поэтому после окончания 9 классов в текущем году она не была допущена к экзаменам и аттестована. М <...> употребляла наркотики, вначале нюхала, потом месяца 3 колола героин. Она была судима за кражу (отдала знакомой шапку матери, деньги нужны были на героин) и за хранение наркотиков. Она смогла бросить употребление наркотиков, перенесла ломку, для чего мама закрывала ее дома.
Бросив наркотики, М <...> вскоре стала употреблять алкоголь, примерно полгода как пьет в компании более старших по возрасту людей, с ее слов, «чтоб посидеть, пообщаться». В процессе употребления алкоголя, бывало, не помнила, что было.
Половой жизнью не жила, имеет друга. Работала кратковременно на овощной
базе. В период совершения инкриминируемого ей деяния нигде не училась и не работала. Согласно установленным в экспериментально-психологическом обследовании индивидуальным особенностям М <...> она имеет внутреннюю систему норм и субъективных ценностей, которая носит эгоцентричный и гедонистический характер. Она считает, что не получает от жизни по заслугам. Потребности в самоутверждении и в привязанности у нее депривированы, нет настоящих друзей. Эти особенности так проявляются в тесте «Неоконченные предложения»: «Думаю, что настоящий друг... (она дописывает) это собака; большинство девушек... глупы; большинство мужчин... козлы; большинство семей... несправедливы».
Она чувствительна, желает наслаждаться предметами, доставляющими удовольствие органам чувств, но отвергает безвкусное, вульгарное, грубое. В ситуациях, личностно затрагивающих ее, она повышенно эмоциональна, в остальных — слишком индифферентна. Склонность отрицать вину, нетерпимость к неуспеху, желание жить по собственным меркам, получая удовольствие и утверждая себя, снижают возможности проявления коррекции в ее поведении и создают предпосылки для ситуативности ее поведения, связанного с ее внутренним состоянием, а не убеждениями. Это объясняет факт нестойкости и ситуативности ее отношений с действительностью, даже ее отношению к себе свойственна ситуативность, так как оно зависимо от ее внутреннего состояния.
В исследуемой ситуации М <...> у себя дома в компании своего знакомого Д. и своего друга К. употребляла алкогольные напитки. Когда спиртное закончилось, К. заснул, а Д. предложил М <...> «постоять на шухере», пока он зайдет в квартиру знакомого и украдет деньги на водку. Вначале М <...> не соглашалась, потом пошла с ним. Квартира оказалось закрытой, и, проходя мимо спящего в автомобиле мужчины, Д. предложил убить его и ограбить. М <...> вначале не согласилась, затем стала участвовать. Машина оказалась открытой. Когда Д. нанес мужчине удар ножом и они перенесли потерпевшего на заднее сиденье, завели машину и отъехали, намереваясь избавиться от трупа, потерпевший начал хрипеть, и М <...>, в ответ на предложение Д. добить его, нанесла ему несколько ударов ножом.
Анализ самоуправления М <...> в исследуемой ситуации согласно материалам дела устанавливает проявление у нее всех звеньев субъектного самоуправления, соответствующих социально-ответственной активности:
— отрицательное отношение к предложениям, которые высказывал Д. после употребления спиртного у нее дома, как к краже денег на водку в квартире его знакомого, которая не закрывалась на ночь, так и к совершению убийства мужчины, спящего в автомобиле, стоявшем во дворе дома;
— осознанная оценка противоправности действий, предложенных Д., и проявление страха убивать человека, основанные на сличении (контроле) содержания этих предложений с общественными и индивидуальными нормами поведения;
— принятие решения участвовать (вначале в краже, чтоб предупредить, если кто-то появится у квартиры, куда за деньгами залезет Д., но квартира оказалась закрытой; затем в убийстве);
— участие в программировании совершаемого впоследствии («Д. сказал, что угонит машину. Я спросила, как он это сделает. Д. ответил, что ему нужен нож, он сказал, что убьет водителя»);
— осуществление подготовительных действий (регуляция), адекватных цели и программе (возвращение домой, где пили спиртное, за ножом и др.);
— осуществление социального прогноза: стремление остаться незамеченными при совершении кражи из квартиры, а также ограблении водителя;
— ориентировка: восприятие и описание ударов ножом потерпевшему, тех,
что нанес Д. («Д. наносил удары, я увидела, что нож у него сломался, и он наносил удары остатком ножа, т. е. половинка лезвия осталась в мужчине») и осмысление и осознание своих собственных («После нанесенных ударов перенесли потерпевшего на заднее сиденье, чтобы увезти в лес и выкинуть, а на машине покататься; когда отъехали, услышала, что потерпевший захрипел, Д. сказал, чтобы добить, добивала ножиком раза 2-3 в грудь сверху вниз»);
—проявление регуляции в виде передвижения в пространстве, осуществления
автономных, а также сопряженных действий с Д. и общения с ним: возвращение домой за ножом; после перенесения потерпевшего на заднее сидение М <...> еще раз сходила домой и вернулась, после чего они поехали на машине по направлению к лесу, обнаружив, что потерпевший еще жив, М <...> нанесла ему удары ножом;
—проявление оценки и отношения к совершенному в виде страха возмездия (по показаниям М <...>, она добивала мужчину с целью скрыть совершенное; по показаниям свидетелей, подошедших к застрявшей машине, парень и девушка стали оправдываться, что решили отвезти в больницу какого-то мужчину, лежащего в крови на заднем сиденье, они были взволнованы, алкогольное опьянение у них было не сильно выражено).
Выводы, вошедшие в заключение СПЭ. Признаков отставания в психическом развитии, существенно отразившихся на самоуправлении М <...> в исследуемой ситуации, она не проявляла. М <...> могла в полной мере осознавать значение своих действий и регулировать их при совершении инкриминируемого ей деяния.
15.Проведите анализ ситуативного изменения (коррекции) самоуправления, используя известные вам модели психики. Постройте две модели функционирования психики описываемого человека — вора—до и после того, как он обнаружил у себя наличие доброты и совести. Осознайте, какие психологические понятия вы используете для объяснения функционирования психики и изменений в механизме ее работы.
Г. А. Медынский — автор художественных и публицистических произведений о психологии преступления и личности преступника, писал: «Профессиональный вор приехал в город, чтобы что-то украсть. Сидит на вокзале, рядом женщина с ребенком. Потом она просит: «Мне с ребенком надо в туалет, посмотрите, пожалуйста, за моими вещами». «И вот, — пишет он мне, — я, как дурак, сижу и караулю ее чемодан, который я хотел украсть. Что это? Волшебная нить добра и совести! Значит, она есть все-таки, совесть, под всей грязью и мерзостью жизни, неубиенная!»
16.Проанализируйте ситуацию из рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник» в двух аспектах: как криминальную и следственную. Исходя из действующего УК РФ, что инкриминируется Денису Григорьеву? Правильно ли, что он признан обвиняемым по делу? Если он виновен, в чем состоит его вина, если не виновен, то почему?
17.Осуществите психологический анализ оперативно-розыскной деятельности агента ФБР в романе Т. Харриса «Молчание ягнят». Выделите причины ошибок и основания успешности деятельности по составлению психологического портрета человека, совершающего серийные преступления.
18.Юрист — субъект профессиональной деятельности. Используя психологические характеристики, подкорректируйте формулировки действующего УК РФ в отношении:
— преступления;
— уголовной ответственности;
— субъекта преступления;
— невменяемости;
— аффекта.
Используя психологические характеристики, дайте определение:
— субъекту уголовной ответственности;
— субъекту преступления;
— вменяемости;
19.Юрист — субъект самоуправления во время осуществления профессиональной деятельности. Используя знания психологии, опишите три приема для:
— экстренного самообладания;
— ухода от конфликтной ситуации;
— борьбы с эмоциональным выгоранием, или хронической усталостью, не вредящие, в свою очередь, здоровью человека;
— налаживания контакта в профессиональном общении;
— профилактики профессиональной деформации.
20.Каков характер мотивации преступного деяния, отраженный в следующей истории: «После ссоры с женой Б. решил покончить с собой на месте дуэли Лермонтова у горы Машук. Чтобы прибрести для этого пистолет, совершил нападение на сотрудника полиции».
21.При расследовании уголовного дела по обвинению В. в убийстве с особой жестокостью своей жены на глазах малолетних детей возникла необходимость установить принадлежность ножа, которым было совершено преступление. Выяснить это можно было путем предъявления орудия преступления 11-летнему сыну В. для опознания. Когда следователь спросил его, какой был у отца нож и может ли он его опознать, мальчик заплакал, стал говорить, что не хочет, чтобы ему показывали этот нож. Следователь отказался от производства этого следственного действия, направив свои усилия на установление этого факта другими средствами.
Дать психологический анализ действий следователя.
22.Ранее судимый П. обвиняется в вовлечении в преступную деятельность 10-летнего В. В ходе расследования преступной деятельности П. следователь произвел очную ставку между отрицающим свою вину П. и В., который признался в совершении серии краж совместно с П. Во время очной ставки В. отказался от ранее данных им показаний, заявив, что оговорил П.
Дать психологический анализ действий следователя с позиции подготовки к проведению следственного действия.
23.Следователь допрашивает подозреваемого Л. по факту преступления, совершенного два дня назад. В своих показаниях Л. ссылается на то, что во время инкриминируемого ему деяния находился в ЦУМе в целях приобретения обуви. Свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть показания Л., нет. Во время допроса следователь использует одну из психологических уловок: «А знаете, я в это время тоже был в ЦУМе, правда, в поисках дезодоранта Lanvin. Там еще такой смешной эпизод произошел...»
О каком виде психологической уловки идет речь?
24.Шел по дороге юноша, увидел двух людей, которые расположились под деревом и закусывали. У одного было три лепешки, а у другого – пять. Юноша подошел к ним и поздоровался. В свою очередь люди предложили юноше присоединиться к их трапезе. Когда они съели все лепешки, юноша поблагодарил этих людей, дал им восемь монет и удалился.
Начали тут люди делить деньги, а поделить никак не могут. Они говорит:
– Мне причитается пять монет, потому что я дал пять лепешек.
– Нет,– отвечает второй. – Надо все разделить поровну.
Спорили они, спорили и решили пойти к судье.
Тот их выслушал и сказал:
– Ты возьми себе пять монет, а ты – три.
– Я не согласен!– возразил тот, у кого было три лепешки. – Пусть он возьмет себе четыре монеты, и я – четыре.
– Ах, если так,– рассердился судья,– тогда тебе вообще полагается одна монета!
Почему такое решение принял судья?
25.Свидетельские показания.
– К показаниям свидетелей необходимо относиться очень осторожно, – учил оперуполномоченного Королева следователь Громов, – обязательно что-нибудь напутают или припишут.
И в подтверждение своих слов рассказал случай из своей многолетней практики:
– Ограбили как-то на моем участке обменный пункт. И, главное, произошло это среди бела дня. По прибытии на место происшествия я сразу начал опрашивать очевидцев, которые столпились около раненого кассира. Их было шестеро. Стал уточнять приметы преступника: цвет волос, глаз, как были одеты и обуты преступники, какие-либо особенности поведения. И тут пошел полный разнобой.
Посуди сам:
1.Свидетель Лазаренко: «Рыжий, глаза голубые, куртка серая, ботинки черные».
2.Свидетель Ермолаев: «Блондин, глаза черные, куртка синяя, ботинки коричневые».
3.Свидетельница Соколова: «Рыжий, глаза карие, куртка коричневая, ботинки черные».
4. Свидетель Андриянов: «Брюнет, глаза голубые, куртка скорее не коричневая, а ботинки коричневые».
5. Свидетельница Беляева: «Шатен, глаза черные, куртка серая, кроссовки серые».
6. Свидетель Волков: «Блондин, глаза карие, куртка синяя, белые кеды».
Вот и лови после такой информации грабителя. Тогда я стал анализировать показания очевидцев, для чего составил специальную таблицу. Оказалось, что каждый из них трижды ошибся, но одну из примет назвал точно. Через день его все-таки поймали, причем взяли на месте преступления, когда он попытался еще один обменный пункт ограбить. На первом же допросе он сознался в предыдущем ограблении.
26.Контрабанда.
– Мы подозреваем, что Ломов занимается контрабандой, но его в этом трудно уличить, – докладывал капитан уголовного розыска Королев следователю Громову. – Ломов часто совершает короткие поездки в Тегеран по делам коммерческой фирмы, в которой служит, и, по оперативным данным, привозит оттуда небольшими партиями алмазы. Таможенный досмотр ничего не дает. Ломов всегда ездит с небольшим саквояжем. Я составил полный перечень предметов, которые он обычно возит с собой: комнатные туфли, папка для бумаг,
легкий пуловер, пара носков, комплект нижнего белья, небольшое полотенце, пара галстуков, тюбик с мылом для бритья, туалетное мыло, расческа, маникюрный набор, электробритва, дезодорант, зубная паста, зубная щетка.
– Вы ничего не забыли? – спросил следователь.
– Нет, эти вещи были с ним во время последней поездки. В прошлый раз было все то же самое, кроме карты автодорог Тегерана, поскольку Ломов, видимо, пользовался услугами фирмы, сдающей в прокат автомобили.
– Тогда мне понятно, каким образом ему удается перевозить алмазы. В следующий раз ищите камни...
Где?
27.«Сочинитель».
Сергей Литвинов, единственный свидетель по делу о трагической гибели Евгения Орлова, подробно излагал события совместного похода по горной кавказской реке. Поставив точку в свои показаниях, он протянул следователю Громову два листа, исписанных старатель ным почерком: «Наша лодка была немедленно подхвачена бурным течением. Терек нес лодку, словно спичечный коробок, и у нас не было возможности противостоять этому всесильному потоку. Во время крутых спусков берега проносились мимо нас со страшной скоростью. Прибрежные камни и густые леса слились в разноцветную ленту и вызывали головокружение. Терек, подобно неуправляемому поезду, стремительно спускался с горы, а затем приступом брал крутые возвышенности. Эта неравная борьба не могла долго продолжаться. Крутой подъем возле селения Абадан оказался для нас роковым. Лодка ударилась о встречную скалу и была разнесена в щепки. Последнее, что я услышал: “Прощай, Сергей!” Я был бессилен помочь другу...»
– А вы не лишены литературного дарования, – сказал Громов, внимательно прочитав показания Литвинова. – Однако законы природы, как и нормы права, не терпят вымысла. А теперь расскажите, что произошло на самом деле.
Что в показаниях Литвинова показалось следователю неправдоподобным?
28.Провести анализ заключения эксперта-психолога в конкретной криминальной ситуации.
Криминальная ситуация: причинение телесных повреждений несовершеннолетнему Ф.
Следователем принято решение о назначении в отношении Г. судебно-психологической экспертизы. Вопрос, поставленный перед экспертом, таков: «Находился ли Г. в момент совершения преступления в состоянии аффекта?»
Из материалов уголовного дела следует: гражданин Г. (58 лет) пришел с работы. Не успел поужинать, как снова под его окнами громко заиграла гитара. Г. схватил кухонный нож, выбежал из своей квартиры и нанес ножевое ранение молодому человеку, который находился в компании подростков, ежедневно нарушавших общественный порядок под окнами квартиры Г. Характеристика с места работы: уравновешенный, спокойный дисциплинированный, трудолюбив, склонен избегать конфликтных ситуаций.Показания свидетелей: выражены эмоции гнева, обиды, глубокого недовольства. Со слов Г., конфликтная ситуация с несовершеннолетними, которые поздно вечером играли на гитаре под окном квартиры Г., продолжается уже несколько месяцев. Неоднократные обращения жильцов дома к подросткам с просьбой прекратить громко играть после
22.00 не достигли результатов (ночи продолжали оставаться беспокойными).
В последнее время Г. страдал бессонницей (напряженная работа перед выходом на пенсию), мелкие семейные неурядицы, общее невропатическое состояние (климактический возраст), накануне конфликтной ситуации перенес соматическое заболевание. В тот вечер Г. пришел домой с работы в плохом настроении (неприятности по поводу ротации кадров с понижением заработной платы). Не успел поужинать, как снова заиграла гитара. Г. схватил нож, которым жена чистила картошку и выбежал во двор. Навстречу ему из кустов вышел молодой человек. Увидев мужчину с ножом в руке, он пытался обороняться, но Г. нанес ему удар ножом в область руки. После случившегося Г. пришел домой и попросил жену вызвать скорую помощь и полицию .
В контакт с экспертом вступает легко, охотно отвечает на вопросы. Подробно описывает криминогенную ситуацию. Высокая сила нервных процессов (некоторое преобладание заторможенности над возбуждением); умеренная общительность, конформность; высокая фрустрационная напряженность, тревожность. Тип реакции на конфликт: импунитивный (тормозной, уход в себя в целях смягчения эмоционального напряжения).
Амнезии и аффективной суженности сознания не прослеживалось: помнит, куда попал ножом, в какой позе находился потерпевший, утверждает, что сразу вызвал скорую помощь и полицию.
Заключение судебно-психологической экспертизы: имеет место кумулятивная аффективная реакция (Г. долгое время находился в стрессовом состоянии), физиологический аффект не выявлен – вменяем.
29.Изучить материалы уголовного дела и дать рекомендации следователю.
Криминальная ситуация: В. (14 лет) вместе со своей приятельницей Е. (15 лет) совершили убийство младшего брата В. – Олега (9 лет), останки трупа которого были обнаружены через две недели в котловане недалеко от дома, где проживали подростки. Через несколько дней после похорон мальчика Е. в доверительной беседе рассказала сотруднику инспекции по делам несовершеннолетних, как все произошло. Брат В., Олег, страдал олигофренией в степени дебильности, нигде не учился, бродяжничал, совершал кражи и пр. В связи с таким поведением Олега в семье В. обстановка всегда была напряженной: мать избивала Олега после неоднократных вызовов в полицию. Со слов самого В., мысль убить своего младшего брата возникла у него после того, как Олег последний раз попал в полицию. Об этом он рассказал Е., а затем и всем ребятам из дворовой компании, члены которой его поддержали. Накануне совершения преступления подростки собрались в квартире Е., обсудили план операции, выпили за успех. После совершения преступления одежду убитого сожгли и разошлись. Через несколько дней группа распалась, подростки затаились и не проводили вместе свободное время. При допросе Е. полностью подтвердила рассказ В.
30.Психологический анализ криминальной ситуации.
Криминальная ситуация: органами внутренних дел проводится проверка по факту смерти Ф. (19 лет). Назначена посмертная судебно-психологическая экспертиза. Из материалов проверки следует, что вечером 15 ноября Ф. был обнаружен пришедшей с работы матерью висевшим на крючке от люстры в гостиной квартиры.
Судебно-медицинская экспертиза подтвердила факт смерти Ф. от механической асфиксии (повешение на веревке) за несколько минут до прихода матери. Других повреждений, характерных для борьбы или обороны, на теле Ф. обнаружено не было.
Предсмертной записки Ф. не было. При осмотре личных вещей Ф. найден ежедневник с запланированными встречами до конца недели. В день смерти Ф. со своего компьютера сделал заказ на новый смартфон и чехол к нему. В беседе с родителями Ф. установлено: в детстве Ф. рос избалованным и капризным ребенком. В школе стремился достичь высоких успехов и легко поступил в вуз. На первом курсе учиться перестал и увлекся программированием. По настоянию родителей перевелся в другой вуз на специальность, связанную с его увлечением. Через три месяца был отчислен в связи с непосещением учебных занятий.
Отношения с родителями резко изменились, как только отец Ф. стал настаивать на необходимости службы Ф. в вооруженных силах. В один из конфликтов Ф. заявил: «Если отправите меня в армию, то повешусь!». Характеристика личности Ф. его бывшими одногруппниками: амбициозный, хитрый, властный, манипулятор. Друзей не имел, старался приобретать выгодные связи.
Содержание блога Ф.:
Ф.: «Дружбан, нарисуй пару-тройку страшных рисунков. Хочу своим подкинуть, попугать, а то житья не дают со своей армией!»
У.: «Не вопрос :). Ну ты и выдумщик.»
Ф.: «Привет! Родаки достали уже! Сказал, что повешусь, если еще раз обмолвятся об армии :).»
С.: «Ну, ты же не всерьез?»
Ф.: «Ты что, дурак? Конечно нет. Просто достали.»

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.