ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Особенности становления и развития психологии
управления в России и зарубежных странах
2. Теория управления: школы, подходы, современное состояние
3. Управленческая деятельность: содержание и
основные подходы к ее изучению
4. Психологические особенности реализации функций
управления
5. Профессионализм государственного служащего:
сущность, особенности развития и оценки
6. Стороны и критерии профессионализма
государственного и муниципального служащего
7. Особенности профессионального развития личности:
барьеры, противоречия, кризисы
8. Профессионально обусловленные деструкции личности
руководителя
9. Особенности управленческой деятельности в обычных
и экстремальных трудовых условиях
10. Управленческая адаптация: модели, личностные
механизмы и методы
11. Профессиографический подход к оценке и развитию
профессионализма государственных служащих
12. Стратегии профессионального самосохранения личности
государственных и муниципальных служащих
13. Особенности проявления и функционирования
познавательных процессов в управленческой деятельности.
14. Интеллект и эффективность управленческой
деятельности.
15. Теоретические основы мотивации персонала
16. Психологические особенности мотивации персонала
17. Психологические аспекты разработки и оптимизации
системы вознаграждения персонала
18. Работоспособность человека в труде
19. Функциональные состояния: виды, особенности
проявления и профилактики
20. Стиль управления как качественная характеристика
деятельности руководителя.
21. Инновационные подходы к формированию эффективного
стиля управления.
22. Профессиональное здоровье менеджера как
психологическая проблема
23. Стресс в профессиональной деятельности: стрессоры,
динамика развития, преодоление
24. Психическое выгорание у менеджеров
25. Трудоголизм и синдром хронической усталости в
управленческой деятельности.
26. Исследование профессиональных деформаций руководителей.
27. Влияние здоровья руководителя на эффективность
деятельности организации.
28. Коммуникативная компетентность менеджера
29. Конфликты в деятельности менеджера: особенности
развития и стратегии управления.
30. Учет половозрастных особенностей человека в
организации профессиональной деятельности.
31. Психологическая совместимость и оптимизация
взаимодействия персонала.
32. Группа как социально-психологическая общность
33. Психологические аспекты влияния группы на личность
34. Психологические аспекты влияния личности на группу
35. Психологические аспекты продуктивности группы
36. Психологические аспекты формирования
управленческой команды
Примерный перечень вопросов к экзамену
Теоретический блок вопросов
1. Предмет психологии управления. Школы управленческой
мысли.
2. Подходы в теории управления (процессуальный, системный,
ситуационный).
3. Современные принципы управления персоналом.
4. Понятие и особенности управленческой деятельности.
5. Подходы к исследованию управленческой деятельности
(микроанализ, эмпирический анализ, ролевой анализ, функциональный анализ).
6. Понятие организация. Ее структура.
7. Делегирование полномочий. Значение, предмет, особенности.
8. Принципы делегирования. Виды работ, подлежащие и
неподлежащие делегированию в управленческой деятельности.
9. Правила и показатели эффективного делегирования
полномочий.
10.Этапы делегирования полномочий.
11.Ошибки, допускаемые руководителем в процессе
делегирования полномочий.
12.Специфика мотивации трудовой деятельности подчиненных.
Мотивационный аудит.
13.Особенности мотивации трудовой деятельности руководителей
14.Методы управления мотивационно-потребностной сферой
работников. Алгоритм разработки программ материального и нематериального
стимулирования персонала в организации.
15.Психологическое содержание понятия «инновация». Виды
инноваций.
16.Этапы внедрения инноваций.
17.Социально-психологические факторы, определяющие успешное
внедрение нововведений.
18.Виды психологических барьеров, возникающих на пути
внедрения инноваций. Способы их преодоления.
19.Психологические основы аттестации персонала.
20.Ассесмент как способ подбора и аттестации кадров.
Технология реализации ассессмента.
21.Особенности адаптации сотрудников на предприятии. Модель
адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.
22.Обучение персонала (определение потребности организации в
обучении персонала, цели, задачи, виды и формы обучения, оценка эффективности
обучения).
23.Психологические основы управления карьерным ростом
сотрудников(карьера, типы карьеры) .
24.Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры.
25.Факторы, определяющие карьерный рост.
26.Функция принятия решения в деятельности руководителя.
Структура и этапы.
27.Групповые решения, их преимущества и недостатки. Этапы
группового принятия решений.
28.Коммуникативная функция руководителя. Ошибки
коммуникации.
29.Перцептивная сторона общения как фактор успешного (неуспешного)
взаимодействия.
30.Переговорный процесс, этапы и техники.
31.Управление конфликтами на предприятии (причины, функции
конфликтов, виды организационных конфликтов).
32.Динамика развития конфликтов, способы разрешения, методы
профилактики возникновения.
33.Роль руководителя в управлении конфликтами:
посредничество и арбитраж.
34.Командная форма организации работ, ее преимущества и
риски. Виды команд. Алгоритм их создания. Факторы, способствующие эффективной
работе в команде.
35.Внутрикомандные роли (конструктивные и деструктивные).
Этапы развития команды.
36.Функция целеполагания в управленческой деятельности.
37.Функция контроля и оценки в управленческой деятельности.
Значение, принципы реализации.
38.Представительская функция руководителя. Имидж и средства
его формирования.
39.Непсихологические и психологические критерии
эффективности руководства.
40.Личностные особенности эффективного руководителя.
41.Стили руководства подчиненными (авторитарный,
либеральный, демократический, партисипативный).
42.Факторы, определяющие выбор стиля руководства.
43.Управление формированием психологического климата в
организации.
44.Организационная культура: понятие, структура, методы
поддержания.
45.Особенности профессионального отбора руководителей
46.Технология аттестации руководящих кадров.
47.Особенности планирования карьеры руководителей.
48.Понятие деформации. Факторы, обуславливающие
возникновение деформаций в профессиональной деятельности менеджера.
49.Профессиональные кризисы как источник деформаций руководителя.
50.Уровни деформации личности в профессиональной
деятельности.
51.Профессиональные заболевания, их специфика.
52.Способы профилактики и преодоления деформаций.
53.Понятие руководства. Критерии и факторы эффективности
руководства. Психологические и непсихологические критерии эффективности
руководства.
54.Личностные особенности эффективного руководителя.
55.Стиль руководства. Классические и современные
представления об эффективном стиле руководства.
56.Виды авторитета. Формальный и психологический авторитет
руководителя. Составляющие психологического авторитета (моральный и
функциональный авторитет).
Практический блок вопросов (задачи, практические задания):
Перечень примерных тестовых вопросов.
1. Групповые решения по сравнению с индивидуальными более:
1. оригинальны;
2. экономичны;
3. надёжны.
2. Личностные особенности руководителя:
1. показатель успешности руководства ;
2. фактор эффективности руководства ;
3. не влияют на эффективность руководства.
3. . Упрощенные модели коммуникационных сетей в организации
разделяются на:
1. Вертикальные и горизонтальные
2. Сложные и простые
3. Централизованные и децентрализованные
4. Структурированные и хаотические
4. Лидерство, в отличие от руководства, есть функция:
1. Иерархии рабочих отношений
2. Неформальных отношений
3. Административного назначения
4. Сопротивления группы руководству
5. Эффективным стилем принятия решения является:
1. осторожный;
2. импульсивный;
3. рискованный.
6. Неформальное общение
1.необходимо для эффективных коммуникаций
2. снижает эффективность коммуникаций
3. не оказывает влияния на эффективность коммуникаций
7. Неформальные отношения, в которых формируется лидер,
разделяют на:
1. Горизонтальные и вертикальные
2. Условные и безусловные
3. Деловые и эмоциональные
4. Прямые и косвенные
8. Феномен группового единомыслия характеризуется
1. Излишним оптимизмом и тягой к риску
2. Коллективным стремлением рационализировать принятое
решение
3. Безусловной верой в исповедуемые группой принципы
поведения
4. Стереотипом негативного восприятия соперников
5. Самоцензурой членов группы и давлением на несогласных
6. Иллюзией единодушия группы
7. Появлением в группе охранителей группового духа
8. Всем сказанным
9. Всем, кроме указанного в пп. 1 и 7
9. Причиной плохих коммуникаций не является:
1. отсутствие обратной связи
2. аттракция
3. отсутствие контроля над невербальными сигналами
10. Ключевые моменты кадрового менеджмента включают в себя:
1. Наем
2. Адаптацию
3. Карьеру
4. Повышение квалификации
5. Реструктуризацию
6. Оценку
7. Все названное
8. Все, кроме названного в п. 5
9. Все, кроме названного в пп. 2 и 5
11. Феномен каузальной атрибуции может проявляться в деловых
отношениях
интерпретационными ошибками:
1. Различие оценки роли личностных факторов и внешних
обстоятельств в объяснении
своего и чужого поведения
2. Проекция на большинство людей своих собственных взглядов
и мнений
3. Неравные возможности ролевого поведения
4. Иллюзорные корреляции
5. Все названное
6. Все, кроме названного в п. 4
12. Эффект ореола фиксирует зависимость восприятия частных
свойств человека от:
1. Его служебного положения
2. Влияния общего впечатления о нем
3. Уровня его образования
4. Предшествующего рабочего опыта
13. Система мотивации работников к труду и повышения
результативности труда включает в
себя все перечисленные методы, КРОМЕ:
1. Экономические
2. Целевой
3. Проектирования и перепроектирования работ
4. Управляемого конфликта
5. Партисипативный
14. Целевой метод стимулирования труда предполагает свойства
целей, в число которых входят:
1. Простота, ясность, четкость, измеримость
2. Определенность и измеримость результатов
3. Трудность в пределах достижимого
4. Легкость
5. Определенность во времени
6. Контролируемость
7. Все названное
8 Все, кроме названного в п. 3
9. Все, кроме названного в п. 4
15. Исключите неверное суждение
1. лидерство – психологическое явление
2. руководителю необходимо быть лидером
3. лидерство может переходить в руководство
16. Наличие несогласного меньшинства в группе
1. полезно
2. не имеет значения
3. вредно
17. Исключите неверное суждение
1. очень высокая сплоченность группы имеет особую ценность
2. с ростом сплоченности усиливается переживание чувства
личной безопасности
3. по мере роста сплоченности снижается текучесть рабочей
силы
18. Принципы вознаграждения включают в себя:
1 Конкретность
2. Немедленность
3. Приуроченность к событиям в жизни страны или организации
4. Достижимость
5. Непредсказуемость и нерегулярность
6. Вознаграждение как воплощенное внимание высшего
руководства организации
7. Все верно
8. Верно все, кроме указанного в п. 3
9 Верно все, кроме указанного в п. 5
19. Стиль руководства – это:
1. характеристика личности руководителя;
2. проявление способностей руководителя;
3. характеристика деятельности руководителя.
20. Наибольшее влияние на эффективное руководство оказывает:
1. моральный авторитет;
2. формальный авторитет;
3. функциональный авторитет.
21.Если процесс принятия решения отклоняется от имеющихся
предписаний, то это:
1. зависит от организационной культуры;
2. грубое нарушение;
3. нормальное явление.
22.Традиционная модель стиля руководства (К. Левина) имеет
своим основанием:
1. степень жёсткости руководителя;
2. эмоциональность руководителя;
3. способ реализации функции принятия решения.
23. Участие группы наибольшей степени затрудняет процесс
принятия решений на этапе:
1. анализа проблемы;
2. выбора наилучшей альтернативы;
3. формулировки альтернатив (вариантов решений).
24. Наилучшие решения вырабатываются группой объёмом:
1. 3 человека;
2. объём значения не имеет;
3. 4 - 8 человек.
25. «Сдвиг риска» наблюдается:
1. в групповом решении;
2. в индивидуальном решении;
3. в управлении инновационным процессом.
26. Основным видом коммуникативного поведения руководителя
является:
1. переговоры
2. публичные выступления
3. деловая беседа
27. При проведении беседы и переговоров необходимо:
1. оказывать давление на партнеров
2. поддерживать атмосферу взаимного доверия
3. занимать отстраненную позицию
28. Наибольшим мотивационным потенциалом обладают:
1. легкие цели
2. цели, требующие для их достижения средних усилий
3. трудные цели
29. При формулировке целей перед подчиненными необходимо:
1. ориентироваться на индивидуальные интересы работника
2. достигать компромисс между индивидуальными и
общеорганизационными интересами
3. ориентироваться на цели организации
30. Эффект межличностного восприятия, характеризующийся
склонностью людей доверять информации, представленной им в научном, магическом
или ритуальном контексте - это:
1 эффект ореола
2 эффект установки
3. эффект Барнума
4. эффект проекции
31. К способам принятия группового решения не относится:
1. групповое интервью
2. «мозговой штурм»
3. групповая дискуссия
4. огрупление мышления
32. Персонал, занятый обеспечением системы производства -
маркетинг, снабжение, сбыт, техника безопасности – это:
1. обслуживающий персонал
2. административный персонал
3. инженерно-технический персонал
4. производственный персонал
33. Функция руководителя, предполагающая выбор целей и
стратегий развития предприятия, планирование методов реализации поставленных
целей, выбор и внедрение инноваций – это:
1. тактическая функция
2. стратегическая функция
3. организационная функция
34.Оценка психологической эффективности руководства не
предполагает:
1. оценку личностных особенностей руководителя;
2. оценку авторитета руководителя;
3. оценку мотивации работников.
35.Группа, состоящая из высококвалифицированных
специалистов, целью которых является решение поставленных перед ними
производственных задач –это:
1. матричная группа
2. проектная группа
3.конгломерат
4. команда
|