Пишите:
e-mail:karaul911@mail.ru


    Главная  |  Контакты  |  Цены  |
Документ Без Имени

Сборник практических заданий по дисциплине «Римское право» код (РИМ-93)

Поясните смысл юридических сентенций и выражений, используемых в современное время. Ответы обоснуйте (ссылками на источники римского права, высказывания римских юристов, философов). Как смысл данных выражений отражается в современном российском законодательстве? Приведите примеры (соответствующие законодательные акты РФ).

1. ACTUS ME INVITO FACTUS NON EST MEUS ACTUS – Действие, совершенное мною против моей воли, не есть мое действие.

2. QUI FACIT PER ALIUM, FACIT PER SE – Тот, кто действует через другого, действует сам.

3. TERRA TRANSIT CUM ONERE. SUPERFICIES SOLO CEDIT - Земля переходит вместе со связанными с ней обязательствами. Постройка следует за землей.

4. LEX PROSPICIT, NON RESPICIT - Закон смотрит вперед, а не назад.

5. LEX SPECIALIS DEROGAT GENERALI - Специальный закон отменяет действие основного.

6. PAR IN PAREM NON НАВЕТ IURISDICTIONEM - Равный против равного не имеет юрисдикции. (Примечание: применяется в международном праве).

7. NULLUM CRIMEN, NULLA POENA SINE LEGE - Никакого преступления, никакого наказания, если они не предусмотрены законом.

8. NUMERANTUR SENTENTIAE, NON PONDERANTUR- ARGUMENTA PONDERANTUR, NON NUMERANTUR. - Голоса считают, а не взвешивают. Доказательства взвешивают, а не считают.

9. ACCESSIO CEDIT PRTNCIPALI - Придаточная вещь следует за главной.
10. QUOD ALIAS NON FUIT LICITUM, NECESSITAS LICITUM FACIT - Необходимость делает дозволенным то, что было недозволенным в других условиях.

11. NOXA CAPUT SEQUITUR - Ответственность за нанесенный рабом или животным ущерб ложится на его хозяина.

12. NIHIL COMMUNE НАВЕТ PROPRIETAS CUM POSSESSIONE - Собственность не имеет ничего общего с владением.

13. HERES SUCCEDENS IN HONORE SUCCEDIT IN ONERE - Наследующий выгоды наследует и тяготы.

14. CUIUS EST INSTITUERE, EIUS EST ABROGARE - Тот, кто может создать, может и упразднить.

15. LOCUS REGIT ACTUM - Место определяет сделку.

16. QUIS? QUID? UBI? QUIBUS AUXILIIS? CUR? QUOMODO? QUANDO? - Кто? Что? Где? С чьей помощью? Зачем? Каким образом? Когда?

17. IURIS EFFECTUS IN EXECUTIONE CONSISTIT - Эффективность закона - в его исполнении

18. SENATUS POPULUSQUE ROMANUS - Сенат и римский народ.

19. SI VIVIS ROMAE, ROMANO VIVITO MORE - Если живешь в Риме, живи по римским обычаям.

20. LIBERTAS EST POTESTAS FACIENDI ID, QUOD JURE LICET - Свобода есть возможность делать то, что позволено правом.

Практическая работа по предмету «Римское право»
код РИМ-93

DURA LEX, SED LEX - Суров закон, но закон.

LEGALITAS REGNORUM FUND AMENTUM - Законность - основа государства.

DE MAJORI ЕТ MINORINON VARIANT JURA - Нет отдельных законов для большого и для малого.

4. NULLUM CRIMEN SINE POENA, NULLA POENA SINE LEGE, NULLUM CRIMEN SINE POENA LEGALI   - Нет преступления без наказания, нет наказания без закона, нет преступления без законного наказания.

5. NEMO PLUS JURIS AD ALIUM TRANSFERRE GUAM IPSO НАВЕТ - Никто не может передать больше прав, чем имеет сам.

6. DORMIUNT ALIGUANDO LEGES, NUNGUAM MORIUNTUR - Хотя законы иногда спят, они никогда не умирают.

7. IBI РОТЕ VALERI POPULUS, UBI LEGES VALENT - Народ силен там, где сильны законы.

8. IGNORANTIA FACTI NON NOCET - Незнание события не вредит. IGNORANTIA JURIS NOCET - Незнание закона вредит.

9. IN DUBIO PRO REO - Сомнение (толкуется) в пользу обвиняемого.

10. IN MAXIMA POTENTIA MINIMA LICENTIA - Чем власть сильнее, тем меньше свободы.

11. TERTIUM NON DATUR - Третьего не дано.

12. SI JUDICAS, COGNOSCE - Если ты судишь, сначала пойми.

13. NON OLET PECUNIA - Деньги не пахнут.

14. NON BIS IN IDEM - Не дважды за одно и то же.

15. DE FACTO - Фактически. DE JURE - По праву (юридически).

 

Контрольная работа № 00 по дисциплине «Римское право» код (РИМ 00)

Вопрос 1. Значение римского права в истории мировой культуры.
Вопрос 2. Римская государственность и современность.
Вопрос 3. Римское право и современность.
Вопрос 4. Учение Цицерона о государстве и праве.
Вопрос 5. Учение о естественном праве в трудах римских юристов.
Вопрос 6. Римский стоицизм.
Вопрос 7. Вещные права.
Вопрос 8. Право собственности. Права на чужие вещи (iura in re aliena).
Вопрос 9. Обязательственное право. Исполнение обязательства и ответственность за неисполнение. Виды обязательств.
Вопрос 10. Обязательства из деликтов и как бы из деликтов.

Вопрос 11. Наследственное право.
Вопрос 12. Семейное право.
Вопрос 13. Лица. Правовое положение отдельных категорий лиц.
Вопрос 14. Защита прав. Процесс: легисакционный, формулярный, экстраординарный.
Вопрос 15. Публичное право: общая характеристика.

 

Практическая работа по дисциплине «Римское право»

 

Ситуация 1.

 

В какой ситуации часть свободного населения Рима составляли клиенты?

 

Ситуация 2.

 

В какой ситуации была учреждена особая должность дефенсора?

 

Ситуация 3.

 

Назовите ситуацию, в которой физическое лицо могло быть правоспособным.

 

Ситуация 4.

 

При наличии каких обстоятельств происходило ограничение дееспособности в римском классическом праве?

 

Ситуация 5.

 

В какой ситуации в римском праве действует понятие общей собственности – кондоминимум?

Ситуация 6.

 

При каких обстоятельствах предъявлялся негаторный иск?

 

Ситуация 7.

 

Что подразумевалось в римском праве под контрактами?

 

Ситуация 8.

 

В какой ситуации различались частные деликты?

 

Ситуация 9.

 

В какой ситуации различались публичные деликты?

 

Ситуация 10.

 

С какого момента вступало в силу стипуляционное обязательство?

 

 

Контрольная работа по дисциплине Римское право

 

Вопрос 1. Кто в римском обществе становился сенатором?

Вопрос 2. Назовите основную тенденцию в классическом римском праве в отношении прав групп свободного населения.

Вопрос 3. Поясните  происхождение перегринов как группы римского населения, на которых не распространялось квиритское право.

Вопрос 4. Назовите вид правовой эволюции в позднем Риме.

Вопрос 5. Назовите возраст, по достижении которого наступало полное совершеннолетие и дееспособность по римскому классическому праву.

Вопрос 6. Поясните смысл понятия квиритская собственность?.

Вопрос 7. Назовите виды исков в римском праве как средства защиты права собственности.

Вопрос 8. Объясните понятие эмфитевзис?

Вопрос 9. Как определялось римскими юристами обязательство?

Вопрос 10. К чему обязывало обязательственное право?

 

Экзаменационные задания

по дисциплине «Римское право» РИМ 96(3.)

 

Задание 1

 

Изучите статью С.Ю. Седакова (Журнал российского права, № 10, 1997, стр. 119-126). Согласны ли Вы с современной интерпретацией договорных правовых форм Древнего Рима? Свой вывод аргументируйте.

 

Задание 2

 

Какова Ваша точка зрения на важность и сложность проблемы римского владения? Какой смысл вкладывался в понятие «владение»? Как бы Вы объяснили отличие фактического владения от держания (deteniio) и юридического владения от права собственности?

 

Задание 3

 

Как Вы считаете, является ли сервитут в римском праве самостоятельным вещным правом? Какие цели преследовал законодатель, вводя понятия «предиальный сервитут» и «личный сервитут»? Чем отличаются нормы о сервитуте в римском праве от норм о сервитуте в Гражданском кодексе Российской Федерации?

 

 

Экзаменационные задания

по дисциплине «Римское право» РИМ 96(4.)

 

Задание 1

Какова Ваша точка зрения на сущность leges actio? Как Вы считаете, почему гражданский процесс в Древнем Риме отличался крайним формализмом? Какую аргументацию в данном случае приводит Гай?

 

Задание 2

Приведите несколько примеров использования латинской терминологии в Гражданском кодексе РФ, относящихся к общим положениям гражданского права.

 

Задание 3

Стих был схвачен за кражу плодов из сада Тиция. Какое наказание его ожидает? Какова ответственность, установленная за воровство в зависимости от правового статуса, пола, возраста и сопровождающих хищение обстоятельств.

 

 

Экзаменационные задания

по дисциплине «Римское право» РИМ 96(7.)

 

Задание 1

Позиция современного права может быть выражена формулой «я имею иск, так как имею право», для Рима (в особенности в области прав на вещи и обязательства) была характерна иная формула: «я имею право, так как мне предоставлен иск».

Прокомментируйте этот факт. Свой ответ аргументируйте. Кроме того, поясните, в чем выражались основные - причем противоположные - принципы процесса разработки римского права претором и юристами (консерватизм и прогрессивность)?

 

Задание 2

Сравните классификации вещей в римском праве с классификацией вещей по Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч. 1, разд. I, гл. 6). Определите, какие основания классификации вещей положены в основу современного понимания объектов гражданских прав. Какая классификация вещей в римском частном праве была без изменения рецепирована европейским правом?

 

Задание 3

Как Вы считаете, какой смысл вкладывали римляне в понятие «наследование»? Какая оценка римского права наследования (с точки зрения «духа закона») Вам представляется наиболее точной?

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

РИМСКОЕ ПРАВО (РИМ96)

 

Вопрос 1
Утрата одного из трех состояний правоспособности влекла за собою и утрату правоспособности – capitis deminutio. Наряду с этим римское право знало ограничения правоспособности вследствие умаления гражданской чести. Важнейшими случаями такого ограничения правоспособности были: 1) intestabilitas; 2)infamia; 3) turpitude. Например, turpitude представляла собой умаление чести, связанное с занятием некоторыми профессиями. Что означали другие случаи ограничения правоспособности? Какие аналогичные случаи можно найти в современном российском или зарубежном законодательстве? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Вопрос 2
Приблизительно со II века н.э. начинают складываться общие правила о зачете, и прежде всего применительно к операциям банкиров (argentarii). В чем выражались эти правила? Какие из сложившихся с того времени правил о зачете «дошли» до наших дней и отражены в современном действующем законодательстве? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Вопрос 3
Позиция современного права может быть выражена формулой «я имею иск, так как имею право», для Рима (в особенности в области прав на вещи и обязательств) была характерна иная формула: «я имею право, так как мне предоставлен иск». Прокомментируйте этот факт. Свой ответ аргументируйте. Кроме того, поясните, в чем выражались основные – причем противоположные – принципы процесса разработки римского права претором и юристами (консерватизм и прогрессивность)?

Экзаменационные задания

по дисциплине «Римское право» РИМ 96(6)

 

Задание 1

Отцовская власть. Узаконение, усыновление, опека, попечительство.

 

Задание 2

Владение и держание.

 

Задача

Агерий, возвратившись домой после длительного отсутствия, нашел свой участок захваченным Негидием, который действовал правомерно, но не успел провладеть землей установленный срок давности. Он не желал покидать участок, ссылаясь на затраты по содержанию земли. Кто является собственником участка? С помощью каких исков может решен данный спор и почему? Дайте аргументированный ответ.

 

 

 Экзаменационные задания

по дисциплине «Римское право» РИМ 96(7)

 

Задание 1

Юридические лица в римском праве.

 

Задание 2

Эмфитевзис и суперфиций, как права на чужие вещи.

 

Задача

У римлянина было четыре внука: первый от сына, который проживал вместе с ним; второй от эмансипированного сына; третий от дочери, состоящей в строгом браке; четвертый от дочери, состоящей в нестрогом браке. Какой внук находился под властью деда? Кто является его агнатом, а кто - когнатом? Дайте аргументированный ответ.

 

Экзаменационные задания

по дисциплине «Римское право» РИМ 96(8)

 

Задание 1

Легисакционный судебный процесс.

 

Задание 2

Правовой статус «неграждан» в Риме.

 

Задача

Октавий продал Павлу без манципации раба, но через некоторое время раб убежал к прежнему хозяину, т.к. там осталась его семья. Павел потребовал вернуть раба, но Октавий отказался. Какое решение должен вынести претор? Какие доводы может использовать Октавий? Дайте аргументированный ответ.

 

 

ТЕСТЫ

 

Занятие № 1 .

Вопрос № 1.   Достижения римского права стали непреходящей ценностью какой культуры?

1) материальной

2) правовой

3) духовной

4) римской

5) античной

Вопрос № 2.   Назовите сферу, в которой получены особенно заметные результаты регулирования отношений римским правом.

1) гражданская

2) процессуальная

3) частная

4) товарное производство и рынок

5) публичная

Вопрос № 3.   Назовите аспекты при изучении и преподавании римского права в России.

1) гражданский

2) частный

3) публичный

4) историко-правовой, цивилистический (гражданско-правовой);

5) исторический

Вопрос № 4.   Характерность какой правовой формы определило римское право?

1) континентальной и российской

2) европейской

3) азиатской

4) восточной

5) западной

Вопрос № 5.   Какое количество аспектов выделяется при изучении и преподавании римского права в России?

1) один

2) два

3) три

4) четыре

5) пять

 

Занятие № 2 .

Вопрос № 1.   Назовите частно-научный прием и метод изучения римского права.

1) сравнительный метод

2) конкретно-исторический анализ

3) метод типологии

4) системный анализ

5) структурный анализ

Вопрос № 2.   Назовите предмет цивилистического, гражданско-правового аспекта изучения римского права.

1) римское частное право

2) гражданское право

3) история правовых учений

4) история политических учений

5) история государства и права

Вопрос № 3.   Сколько ступеней, этапов развития можно выделить в римском праве?

1) одну

2) две

3) три

4) четыре

5) пять

Вопрос № 4.   Назовите предмет историко-правового аспекта изучения римского права.

1) история политических учений

2) история правовых учений

3) история государства и право зарубежных стран

4) частное право

5) история государства и права

Вопрос № 5.   Чем определяется предмет римского частного права?

1) методологией

2) целостным содержанием

3) структурой

4) его юридической природой

5) правовыми событиями

 

Занятие № 3 .

Вопрос № 1.   Назовите первый этап развития римского права.

1) V-II вв. до н.э.;

2) IV-V вв. до н.э.;

3) III-I вв. до н.э.;

4) VI-III вв. до н.э.;

5) VII-IV вв. до н.э.

Вопрос № 2.   Назовите хронологические рамки третьего этапа римского права.

1) III-IV вв. н.э.;

2) II-III вв. н.э.;

3) IV-VI вв. н.э.;

4) V-VI вв. н.э.;

5) V-VII вв. н.э.

Вопрос № 3.   Назовите второй этап развития римского права.

1) середина III в. до н.э. - конец III в. н.э.;

2) II в. до н.э. - начало III в. н.э.;

3) IV в. до н.э. онец II в. н.э.;

4) вторая половина III в. до н.э. - III в. н.э.;

5) первая половина III в. до н.э. - IV в. н.э.

Вопрос № 4.   Назовите дату прекращения существования Римской империи.

1) 472 г.

2) 473г.

3) 474 г.

4) 475 г.

5) 476 г.

Вопрос № 5.   Назовите ступени, этапы развития римского права.

1) зарождение, развитие, совершенство

2) ранее, зрелое (классическое), позднее (постклассическое)

3) возникновение, развитие

4) истоки, формирование, зрелость

5) предпосылки, состав, совершенство

 

Занятие № 4 .

Вопрос № 1.   В каком документе римского права наиболее полно представлено цивильное право?

1) свод законов императора Юстиниана

2) публичное право

3) Законы XII таблиц

4) частное право

5) Кодекс Феодосия

 

Вопрос № 2.   Назовите древнейший слой римского права.

1) преторское право

2) квиритское, цивильное право

3) право народов

4) публичное право

5) частное право

Вопрос № 3.   Сколько основных делений включала в себя структура римского права?

1) один

2) два

3) три

4) четыре

5) пять

Вопрос № 4.   Как именовались коренные жители Рима?

1) плебеи

2) патриции

3) римляне

4) квириты

5) плебс

Вопрос № 5.   Назовите основные части структуры римского права?

1) преторское право, цивильное право;

2) квиритское право, право народов;

3) право народов, обязательственное право;

4) цивильное право, квиритское право;

5) публичное право, частное право.

 

Занятие № 5 .

Вопрос № 1.   Кто были первыми юристами Рима?

1) понтифики

2) преторы

3) магистраты

4) жрецы

5) аристократы

Вопрос № 2.   Какие нормы присущи частному римскому праву?

1) императивные

2) позитивные

3) общие

4) уполномачивающие, диспозитивные

5) институционные

Вопрос № 3.   Какой документ права называли законом римлян юристы?

1) Законы XII таблиц;

2) Кодекс Феодосия;

3) Институции;

4) Свод цивильного права;

5) Свод законов императора Юстиниана.

Вопрос № 4.   Какие источники права имели преимущественное значение в ранний период истории римского права?

1) институции

2) своды законов

3) кодексы

4) законы XII таблиц

5) обычаи

Вопрос № 5.   Какие нормы присущи публичному римскому праву?

1) диспозитивные

2) уполномачивающие

3) императивные

4) позитивные

5) общие

 

Занятие № 6 .

Вопрос № 1.   Как называлось судебное решение по конкретному решению в римском праве?

1) эдикт

2) декрет

3) мандат

4) рескрипт

5) свод

Вопрос № 2.   Назовите автора древнейшего учебника по римскому праву "Институции"?

1) С.Юлиан

2) Попиан

3) Гай

4) Ульпиан

5) Павел

Вопрос № 3.   Кто был автором первого комментария преторского эдикта?

1) Сервий Сульпиций Руф;

2) Юний Брут;

3) Марк Манилий;

4) Квинт Муций Сцевола;

5) Публий Муций Сцевола.

Вопрос № 4.   Назовите имя составителя первого подробного изложения цивильного права.

1) Сервий Сульпиций Руф;

2) Юний Блут;

3) Публий Муций Сцевола;

4) Квинт Муций Сцевола;

5) Марк Манилий.

Вопрос № 5.   Как именовался ответ на запрос частного или должностного лица по римскому праву?

1) рескрипт

2) декрет

3) декрет

4) эдикт

5) свод

 

Занятие № 7 .

Вопрос № 1.   Сколько родов имел народ Древнего Рима?

1) 100

2) 200

3) 300

4) 400

5) 500

Вопрос № 2.   На сколько родов делилась курия?

1) шесть

2) семь

3) восемь

4) десять

5) одиннадцать

 

Вопрос № 3.   На сколько племен делился народ Древнего Рима?

1) одно

2) два

3) три

4) четыре

5) пять

Вопрос № 4.   Какие черты характерны для государственного строя раннего Рима?

1) родоплеменные

2) общинные

3) феодальные

4) племенные

5) родовые

Вопрос № 5.   Сколько курий входило в состав племени?

1) десять

2) двадцать

3) тридцать

4) сорок

5) пятьдесят

 

Занятие № 8 .  оценка 4

Вопрос № 1.   Как назывался совещательный орган при императоре?

1) консисторий

2) сенат

3) магистрат

4) трибуны

5) консилиум

Вопрос № 2.   Назовите дату проведения реформ Сервия Туллия?

1) начало VI в. до н.э.;

2) середина VI в. до н.э.;

3) V в. до н.э.;

4) конец VI в. до н.э.;

5) VII в. до н.э.

Вопрос № 3.   Назовите высший государственный орган республиканской формы правления в Риме.

1) народное собрание

2) сенат

3) магистрат

4) трибуны

5) консулы

Вопрос № 4.   Назовите органы исполнительской власти в республиканском Риме.

1) преторы

2) магистраты

3) консулы

4) трибуны

5) сенат

Вопрос № 5.   Как назывались народные собрания по куриям, в которых участвовали все члены римской общины, способные носить оружие?

1) сенат

2) трибуны

3) куриатные комиции

4) центурии

5) коллегии

 

Занятие № 9 .

Вопрос № 1.   Назовите полноправных членов римской общины.

1) плебеи

2) всадники

3) патриции

4) трибуны

5) консулы

Вопрос № 2.   Каким было римское общество?

1) классовым

2) сословным

3) феодальным

4) рабовладельческим

5) демократическим

Вопрос № 3.   Назовите новое сословное образование, выделявшееся из патрициев и плебеев.

1) всадники

2) сенаторы

3) трибуны

4) нобилитет

5) консулы

Вопрос № 4.   Назовите основные сословия деления свободных граждан раннего Рима.

1) преторы

2) консулы

3) трибуны

4) патриции и плебеи

5) нобилитет

Вопрос № 5.   Кто находился вне родовой организации римского народа?

1) плебеи

2) патриции

3) всадники

4) трибуны

5) консулы

 

Занятие № 10 .

Вопрос № 1.   Сколько постановлений о рабах содержалось в кодексах Феодосия и Юстиниана?

1) 100

2) 200

3) 300

4) 400

5) 500

Вопрос № 2.   С какого года было запрещено колонам покидать обрабатываемые ими земли?

1) 332 г.

2) 333 г.

3) 334 г.

4) 335 г.

5) 336 г.

Вопрос № 3.   Назовите дату принятия Силанианского снатусконсульта.

1) 9 г. н.э.

2) 10 г. н.э.

3) 11 г. н.э.

4) 12 г. н.э.

5) 13 г. н.э.

 

Вопрос № 4.   Назовите значительную группу населения на третьем этапе римского права.

1) рабы

2) патриции

3) колоны

4) плебеи

5) всадники

Вопрос № 5.   Кого римские юристы называли колонами?

1) рабов

2) патрициев

3) всадников

4) любых арендаторов

5) консулов

 

Занятие № 12 .

Вопрос № 1.   Как назывался иск, представляющий право не владеющему собственнику истребовать свою вещь у владеющего не собственника?

1) реституция

2) виндикационный иск

3) негаторный иск

4) интердикт

5) сервитут

Вопрос № 2.   Как по римскому праву называлось понятие общей собственности?

1) бонитарий

2) проприетас

3) доминий

4) кондоминимум

5) преторская собственность

Вопрос № 3.   Как называется в римском праве институт, предусматривающий пользование чужой вещью в каком-либо отношении?

1) дееспособность

2) фиск

3) сервитут

4) статус

5) правоспособность

Вопрос № 4.   Как назывались вещи, которые при делении утрачивали свою субстанцию?

1) вещи

2) неделимые вещи

3) прежнее целое

4) целое

5) целые вещи

Вопрос № 5.   Каким названием охватываются юридические отношения и права?

1) вещь

2) сервитуты

3) преторская собственность

4) собственность

5) право

 

 

 

 

Семинар по предмету Римское право

 

Занятие № 1 .

 

 

Вопрос № 1.   Право Древнего Рима - яркая и значительная страница … истории.

1) римской

2) итальянской

3) мировой

 

 

Вопрос № 2.   Право Древнего Рима занимает место, сходное с тем, какое в духовном мире принадлежит …

1) Католицизму

2) Христианству

3) Православию

 

 

Вопрос № 3.   Римское право помогает лучше понимать современное, в том числе … право.

1) российское

2) международное

3) конституционное

 

 

Вопрос № 4.   … римского права - результат интенсивного развития общества.

1) классичность

2) исключительность

3) оформление

 

 

Вопрос № 5.   Успехи римского права не в последнюю очередь объясняются мастерством … юристов.

1) итальянских

2) европейских

3) римских

 

 

Вопрос № 6.   Достижения римского … права стали непреходящей ценностью правовой культуры.

1) классического

2) частного

3) публичного

 

 

Вопрос № 7.   Утверждается наиболее … право индивидуальной частной собственности.

1) абсолютное

2) исключительное

3) незыблемое

 

 

Вопрос № 8.   Опыт, сложившийся в нормах римского, прежде всего частного, гражданского права, в течение многих веков позволял именовать его …

1) "истинным разумом"

2) "разумом человечества"

3) "писаным разумом"

 

 

Вопрос № 9.   В период Республики расширяются … права граждан.

1) политические

2) экономические

3) социальные

 

 

Вопрос № 10.   Право Рима - существенный фактор развития и составная часть … культуры.

1) мировой

2) европейской

3) античной

 

 

Вопрос № 11.   Российское право есть … со своим прошлым и мировым процессом поступательного движения права.

1) часть

2) целое

3) совокупность

 

 

Вопрос № 12.   Уже в далекое от нас время трудами юристов было возведено здание …

1) законов

2) права

3) юриспруденции

 

 

 

Занятие № 2 .

 

 

Вопрос № 1.   Будучи целостным историческим явлением, римское право обнаруживает четко выраженные деления - …

1) части

2) этапы

3) ступени

 

 

Вопрос № 2.   Юридическая специфика дисциплины, ее цивилистический аспект предполагают расширение сферы … изложения.

1) логического

2) философского

3) юридического

 

 

Вопрос № 3.   Между понятиями … и этапа есть много общего.

1) ступени

2) периода

3) части

 

 

Вопрос № 4.   В рамках … реальное воспроизводится со случайностями.

1) этапа

2) события

3) периода

 

 

Вопрос № 5.   Факты одного и того же периода … быть отнесены к различным этапам.

1) не могут

2) должны

3) могут

 

 

Вопрос № 6.   Предклассическое право нами … в качестве особого этапа.

1) не выделяется

2) выделяется

3) рассматривается

 

 

Вопрос № 7.   Периодизация римского права обрывается …

1) VIII в.

2) VII в.

3) VI в.

 

 

Вопрос № 8.   Первый этап римского права соответствовал … ступеням развития римского общества.

1) поздним

2) высшим

3) ранним

 

 

 

Вопрос № 9.   … Рим - сравнительно небольшое государственное образование.

1) Ранний

2) Поздний

3) Средневековый

 

 

Вопрос № 10.   Постепенно в Риме складываются основы … товарного производства.

1) сложного

2) простого

3) домашнего

 

 

Вопрос № 11.   История Раннего Рима изобилует фактами борьбы плебеев за равные права с

1) воинами

2) патрициями

3) рабами

 

 

Вопрос № 12.   Первоначально в Риме существовала царская власть - форма …

1) демократии

2) народовластия

3) монархии

 

 

 

 

Занятие № 3 .

 

 

Вопрос № 1.   Необходимо учитывать, что наблюдаемые в истории явления постоянно в

1) развитии

2) движении

3) изменении

 

 

Вопрос № 2.   В науке возможно использование понятий и терминов, … древним народам.

1) не известных

2) известных

3) знакомых

 

 

Вопрос № 3.   Изучающим право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово …

1) "закон"

2) "юриспруденция"

3) "право"

 

 

Вопрос № 4.   Естественное право - … конструкция.

1) юридическая

2) философская

3) социальная

 

 

Вопрос № 5.   … право распространяло свое действие на коренных жителей Рима.

1) Римское

2) Частное

3) Квиритское

 

 

Вопрос № 6.   В квиритском и цивильном праве ярко выражены черты …

1) экзотики

2) самобытности

3) практики

 

 

Вопрос № 7.   Позже в цивильное право стали включать и законы … собраний.

1) народных

2) общих

3) городских

 

 

Вопрос № 8.   ... право рождается на более высокой ступени культурного и социально-экономического развития.

1) Квиритское

2) Преторское

3) Цивильное

 

 

Вопрос № 9.   …, более совершенное право могло просто вытеснить, устранить старое (цивильное) право.

1) Преторское

2) Квиритское

3) Частное

 

 

Вопрос № 10.   Правом … римские юристы называли то право, "которым пользуются народы человечества".

1) граждан

2) людей

3) народов

 

Вопрос № 11.   Структура римского права включала в себя … основных деления.

1) два

2) три

3) четыре

 

 

Вопрос № 12.   К сфере … права причислялись нормы, определяющие положение государства.

1) частного

2) публичного

3) квиритского

 

 

 

Занятие № 4 .

 

 

Вопрос № 1.   Под … права в формально юридическом смысле понимаются способы правообразования.

1) актами

2) факторами

3) источниками

 

 

Вопрос № 2.   В ранний период истории римского права преимущественное значение среди его источников имели …

1) обычаи

2) традиции

3) законы

 

 

Вопрос № 3.   Обычаи отражали сравнительно … уровень общества и его правосознания.

1) высокий

2) низкий

3) развитый

 

 

Вопрос № 4.   Чтобы получить признание в суде, … должен был выражать разумную потребность.

1) истец

2) обычай

3) факт

 

 

Вопрос № 5.   Лицо, ссылающееся в обоснование своих … на обычай, должно было и доказать его наличие.

1) свидетельств

2) фактов

3) притязаний

 

 

Вопрос № 6.   Значение обычая как … права было предельно полно определено римским юристом Юлианом.

1) источника

2) фактора

3) акта

 

 

Вопрос № 7.   Обычаи и обычное право были ... неопределенны, противоречивы.

1) часто

2) всегда

3) подчас

 

 

Вопрос № 8.   В раннем Риме заметное место среди источников права занимала деятельность …

1) судей

2) жрецов

3) патрициев

 

 

Вопрос № 9.   Сведения юридического характера … хранили в строгой тайне.

1) судьи

2) жрецы

3) патриции

 

 

Вопрос № 10.   Замечательным памятником древнейшего римского права были Законы … таблиц.

1) XII

2) XIII

3) XIV

 

 

Вопрос № 11.   Пережитком простых норм нравственности можно считать сохранившийся принцип …

1) кровной мести

2) талиона

3) обычая

 

 

Вопрос № 12.   Законы XII таблиц почитались в Риме … правом.

1) обычным

2) римским

3) священным

 

 

 

 

 

 

Занятие № 5 .

 

 

Вопрос № 1.   Государственное право на ранней ступени развития римского общества … царскую власть.

1) поддерживало

2) закрепляло

3) обосновывало

 

 

Вопрос № 2.   Исторические свидетельства о месте царей в системе управления римским народом крайне …

1) однообразны

2) многочисленны

3) скупы

 

 

Вопрос № 3.   Последних римских царей нельзя считать … монархами.

1) абсолютными

2) исключительными

3) деспотичными

 

 

Вопрос № 4.   … ли связь между формами государства и этапами развития.

1) Существует

2) Имеется

3) Действует

 

 

Вопрос № 5.   Республика появляется на более … ступени.

1) развитой

2) высокой

3) низкой

 

 

Вопрос № 6.   Римский народ был разделен на … племени.

1) три

2) четыре

3) пять

 

 

Вопрос № 7.   Другим важным государственным органом был …

1) парламент

2) синод

3) сенат

 

 

Вопрос № 8.   Коллегия … путем гадания по внутренностям животных, "свидетельствовавших о воле богов".

1) судей

2) жрецов

3) авгуров

 

 

Вопрос № 9.   … часть реформ состояла в разделении и патрициев, и плебеев по имущественному признаку.

1) Первая

2) Вторая

3) Тетья

 

 

Вопрос № 10.   В … разряд зачислялись наиболее богатые граждане.

1) первый

2) третий

3) главный

 

 

Вопрос № 11.   Всего было создано … центурии.

1) 150

2) 194

3) 200

 

 

Вопрос № 12.   С падением царской власти в Риме установилась …

1) Демократия

2) Монархия

3) Республика

 

 

 

Занятие № 6 .

 

Вопрос № 1.   В раннем Риме … различия наиболее резко выражены.

1) социальные

2) сословные

3) имущественные

 

 

Вопрос № 2.   Сословия в сложившимся состоянии представляли собой … социальные группы населения.

1) широкие

2) различные

3) замкнутые

 

 

Вопрос № 3.   Плебеи находились … родовой организации римского народа.

1) внутри

2) вне

3) в числе

 

 

Вопрос № 4.   До середины V в. браки между патрициями и плебеями …

1) практиковались

2) разрешались

3) запрещались

 

 

Вопрос № 5.   Постепенно в качестве … сословного образования выделяется патрицианско-плебейская верхушка.

1) нового

2) высшего

3) господствующего

 

 

Вопрос № 6.   В некоторых случаях … становились и всадники.

1) сенаторами

2) нобилями

3) плебеями

 

 

Вопрос № 7.   Ограниченную в правах часть свободного населения Рима составляли …

1) нобили

2) клиенты

3) сенаторы

 

 

Вопрос № 8.   Клиент получал для обработки участок земли от

1) патриция

2) нобиля

3) патрона

 

 

Вопрос № 9.   В раннем Риме имело место так называемое …, патриархальное рабство.

1) домашнее

2) плантационное

3) условное

 

 

Вопрос № 10.   Убийство раба считалось … делом.

1) обычным

2) праведным

3) нечестивым

 

 

Вопрос № 11.   … первоначально, видимо, называли жителей Лациума.

1) Нобилями

2) Латинами

3) Перегринами

 

 

Вопрос № 12.   Перегринами именовали подданных иностранных государств, в частности иностранных …

1) послов

2) купцов

3) граждан

 

 

 

 

Занятие № 7 .

 

Вопрос № 1.   Субъект гражданского права - … - наделялся в Риме правоспособностью.

1) истец

2) лицо

3) ответчик

 

 

Вопрос № 2.   Обладание правоспособностью обозначалось …

1) статусом

2) правом

3) термином

 

 

Вопрос № 3.   Для физического лица быть правоспособным значило обладание … статусами.

1) двумя

2) тремя

3) четырьмя

 

 

Вопрос № 4.   … императора Каракаллы (212 г.) все свободные были уравнены в гражданско-правовом отношении.

1) Эдиктом

2) Указом

3) Актом

 

 

 

Вопрос № 5.   Римскому праву знакома и ...

1) дееспособность

2) правоспособность

3) правомочие

 

 

Вопрос № 6.   Дети до … лет были лишены дееспособности.

1) семи

2) десяти

3) восемнадцати

 

 

Вопрос № 7.   С семи лет мальчики и с … лет девочки обладали ограниченной дееспособностью.

1) 18

2) 15

3) 12

 

 

Вопрос № 8.   Наряду с физическими лицами, субъектами римского … права становятся и юридические лица.

1) частного

2) гражданского

3) международного

 

 

Вопрос № 9.   Сделка купли-продажи таким образом получила надлежащее … оформление.

1) правовое

2) юридическое

3) экономическое

 

 

Вопрос № 10.   Земля - … объект собственности.

1) главнейший

2) первейший

3) важнейший

 

 

Вопрос № 11.   Выражением … начал в праве, проявлением неразвитости индивидуальной частной собственности была и семейная собственность.

1) коллективистских

2) индивидуалистских

3) демократических

 

 

 

 

 

Вопрос № 12.   Сервитуты возникли в … период римской истории при раздробленности мелких землевладений.

1) поздний

2) средневековый

3) ранний

 

 

Занятие № 8 .

 

Вопрос № 1.   Сфера действия обязательств из договоров была сравнительно …

1) узкой

2) широкой

3) неразвитой

 

 

Вопрос № 2.   Существовал строго определенный … исков для защиты соответствующих отношений.

1) вид

2) перечень

3) уровень

 

 

Вопрос № 3.   Для … состояния обязательственного права типично то, что оно еще не в полной мере отделилось от вещного и уголовного.

1) раннего

2) позднего

3) обычного

 

 

Вопрос № 4.   В древнейшем слое римского права обязательства из деликтов имели … распространение.

1) традиционное

2) узкое

3) широкое

 

 

Вопрос № 5.   В Законах … таблиц говорится о таких частных деликтах, как - посягательство на личность.

1) XII

2) XIII

3) XIV

 

 

Вопрос № 6.   Рамки действия … были все же ограниченны.

1) права

2) талиона

3) обычая

 

 

Вопрос № 7.   Кража каралась уплатой потерпевшему … стоимости украденной вещи.

1) двойной

2) тройной

3) соответствующей

 

 

Вопрос № 8.   В случае … или вооруженной кражи вор мог быть убит.

1) разбойной

2) дневной

3) ночной

 

 

Вопрос № 9.   В манципации представлен и обязательственный характер отношений …

1) граждан

2) сторон

3) людей

 

 

Вопрос № 10.   Малейшее отступление от установленной формы влекло недействительность …

1) документа

2) сделки

3) обязательства

 

 

Вопрос № 11.   Относительно стипуляции было высказано предположение о ее … происхождении.

1) экономическом

2) социальном

3) религиозном

 

 

Вопрос № 12.   Формальные начала стипуляции сравнительно …

1) сложны

2) просты

3) известны

 

Занятие № 9 .

 

Вопрос № 1.   В классическом праве достаточно четко выделяются … условия.

1) два

2) три

3) четыре

 

Вопрос № 2.   … условие - наличие вины.

1) третье

2) второе

3) первое

 

 

Вопрос № 3.   Различались такие формы …, как умысел и небрежность.

1) действий

2) вины

3) событий

 

 

Вопрос № 4.   Грубая вина - это … небрежность.

1) обычная

2) повседневная

3) чрезвычайная

 

 

Вопрос № 5.   Существовало в римском праве еще и понятие …

1) "вина легчайшая"

2) "вина обычная"

3) "вина прямая"

 

 

Вопрос № 6.   Римскому праву известно и понятие … силы.

1) грубой

2) природной

3) неодолимой

 

 

Вопрос № 7.   В … праве чаще всего предусматривалось возмещение всего "интереса".

1) римском

2) развитом

3) частном

 

 

Вопрос № 8.   Переход от натурального хозяйства к рынку привел ко все более … обмену.

1) совершенному

2) равному

3) частному

 

Вопрос № 9.   Договор купли-продажи был …

1) односторонним

2) двусторонним

3) трехсторонним

 

 

Вопрос № 10.   Договор купли-продажи примыкал к … праву.

1) вещному

2) римскому

3) частному

 

 

Вопрос № 11.   Договор купли-продажи … из обмена товара на товар.

1) происходит

2) развивается

3) вырос

 

 

Вопрос № 12.   Не уплата цены и передача вещи, а … совершает куплю-продажу.

1) договор

2) согласие

3) обмен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  
  © Помощь студентам