X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости


Риторика

1. Риторика – наука об убеждающей речи: сущность, содержание. Объект и предмет изучения дисциплины.
2. Античная и средневековая риторика и ее характеристика.
3. Характеристика риторики эпохи Возрождения и Нового времени.
4. Риторика в XX веке и состояние отечественной риторики.
5. Ораторское искусство и его характеристика.
6. Понятие «оратор», содержание ораторского искусства.
7. Аргумент к этосу («нравы») и его характеристика.
8. Аргумент к пафосу («страсти») и его характеристика.
9. Характеристика ошибок и уловок аргументации.
10. Повседневная и конкретная подготовка к выступлениям.
11. Виды подготовки к публичным выступлениям и их характеристика.
12. Характеристика и особенности подготовки информационного выступления.
13. Характеристика и особенности подготовки протокольно-этикетного выступления.
14. Характеристика и особенности подготовки судебного выступления.
15. Характеристика и особенности подготовки убеждающего выступления.
16. Характеристика и особенности подготовки дебатов.
17. Понятие и характеристика яркой и выразительной речи.
18. Монолог и диалог - их использование в ораторском искусстве юриста.
19. Использование пословиц и поговорок в выступлениях.
20. Методы полемики и значение их знания для юриста.
21. Метод опровержения ложного тезиса фактами.
22. Сущность и характеристика метода критики доводов оппонента.
23. Сущность и характеристика метода опровержения демонстрации.
24. Сущность и характеристика метода применения юмора, иронии, сарказма.
25. Сущность и характеристика метода «доведение до нелепости».
26. Сущность и характеристика метода приема бумеранга.
27. Сущность и характеристика метода «подхвата реплики».
28. Сущность и характеристика метода «довод к человеку»
29. Сущность и характеристика метода «апелляция к публике»
30. Современные средства риторики.
31. Факторы, влияющие на психологическую подготовку и речь судебного оратора в гражданском процессе. 32. Методы проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов и преподнесения материала в речи.
1. Охарактеризуйте основные части публичного выступления и их функции.
2. Раскройте принципы риторики описания и повествования?
3. Каковы особенности речи-рассуждения? Дайте характеристику речи и ее видов.
4. Найдите речевые ошибки, отредактируйте предложения. Телефонная станция уточняет права абонементов. Своевременно заплатите проезд в автобусе. Некогда мне: чайник скипел. В киоске продаются актеры кино. Вернисаж продлится три недели. Дом находился в полтора часа ходьбы от деревни. В списке двое мужчин и пятеро женщин. Витя простыл и не пришел в школу.
5. Выберите нормативный вариант: около полугода - около полгода; в полтораста - в полутораста верстах; в ста метрах - в сотне метров; с шестьюдесятью - шестидесятые учениками; с тысячей рублей - с тысячью рублями; мать двоих - двух детей.
6. Основной аргумент противников риторики: «Эта наука помогает скрывать истинные (иногда низменные) мысли за красивыми словами, помогает обманывать людей». Согласны ли вы с этим? Не получится ли так, что, отказавшись от этой науки, человек окажется не способен удачно выражать свои мысли – и низменные, и благородные? Насколько риторика виновата в том, что на свете существуют лжецы и мошенники?
7. Одинаковы ли профессиональные риторические умения людей разных профессий? Какими профессиональными риторическими качествами должен обладать продавец, бизнесмен, следователь, педагог, политик? Докажите, что в юридической профессии, риторические умения играют существенную роль.
8. Кто из известных тележурналистов, на ваш взгляд, лучше владеет словом? Какие качества отличают его речь: логичность, эмоциональность, знание фактов, правильность, точность, уместность, образность, индивидуальность? Насколько взаимодополняют друг друга речь журналиста и его внешний облик?
9. Кто из современных политических деятелей, по вашему мнению, лучше других владеет словом? Мотивируйте свой ответ. Какие качества речи наиболее значимы для тележурналиста. А какие - для политического деятеля?
11. Какие правила убеждения были нарушены?
Маленький мальчик хочет походить по луже. Мама прикрикнула, чтоб он не лез в нее. Но ребенок все равно направляется туда, где глубже. Мать объясняет ему, что он промочит ноги, простудится, заболеет и даже может умереть от этого. Но мальчик продолжает углубляться в центр лужи.
Наконец взбесившаяся мать хватает свое чадо, вытаскивает из лужи и отшлепывает. Ребенок, естественно, ревет…
12. Какие аргументы к делу вы можете привести в следующих утверждениях.
1) Ваш друг — способный человек.
2) Если его подозревают в правонарушении, значит он его совершил.
13. Докончите высказывания так, чтобы они стали аргументами из опыта, устраняющими сомнения относительно приводимых дискуссионных положений.
1) В результате долгих и разносторонних наблюдений и экспериментов доказано, что ... .
2) Практика жизни показала, что ....
3) В результате проведения опросов детей среднего и старшего школьного возраста установлено, что ... .
14. В какой ситуации может быть использован данный пример обоюдного аргумента?
- Ему нужно об этом сообщить, он заинтересованное лицо.
- Вот именно потому, что он заинтересованное лицо, ему об этом говорить не надо.
15. Составьте фразы риторического характера, в которых были бы заложены данные проявления.
1) Уважение к вашим слушателям.
2) Личная скромность.
3) Тактичность по отношению к оппоненту (к оппонентам).
16. Составьте фрагмент речи на общественно-политическую тему, в котором были бы совмещены пафос и риторический этос.
17. Вообразите себя на трибуне митинга или какого-то совещания, составьте вступление к речи, включив в него инсинуацию, чтобы произвести положительное впечатление на оппонентов, присутствующих на собрании.
18. Составьте фрагмент защитительной речи, в которой увяжите по-ложительную характеристику личности подзащитного с мыслями о не-обходимости его оправдания или смягчения наказания.
19. Составьте фрагмент обвинительной речи на суде или политической речи на митинге, увязав отрицательную характеристику чьей-то личности (подсудимого, политического противника) с существом рассматриваемого судебного дела или политической позицией оппонента.
20. Составьте фрагменты речи, которые могли бы вызвать возбуждение страстей.
1) О криминальной обстановке где-либо.
2) О тяжелой жизни бомжей.
3) О коррупции в каких-либо учреждениях.
21. Составьте фрагменты речи, в которой вы попытаетесь склонить аудиторию к тому, чтобы она не соглашалась со следующими утверждениями.
1) Культура России всегда была под иноземными влияниями (апеллируйте к чувству национального достоинства ваших слушателей).
2) В современном обществе все больше падает нравственность.
3) Нужно запретить употребление спиртных напитков.
22. Докончите высказывания, вложив в них актуальное общественное содержание, так чтобы получились аргументы из народного единодушия.
1) Не нужно доказывать, что ... .
2) Уже ни у кого не вызывает сомнений ... .
3) Стало уже аксиомой ... .
4) За последнее время всем стало очевидно ....
23. Чем различаются понятия «спор», «полемика», «дискуссия», «дебаты», «диспут», «конфликт», «ссора»?
Определите какая среди ниже приведенных вариантов представляет ошибку по отношению к тезису, который должен быть ясно и четко сформулирован и объясните почему:
- «довод к публике»;
- выдвижение неопределенного, неясного, неточного тезиса;
- «подмена тезиса»;
- «довод к личности».
24. Какое из нижеприведенных правил не имеет отношения к аргументам. Объясните почему.
- аргументы должны быть истинными, доказанными суждениями;
- аргументы не должны противоречить друг другу;
- аргументы должны быть достаточными для данного тезиса;
-тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.
25. Какие правила аргументации и почему являются правилами по отношению к аргументам:
- аргументы должны быть обоснованными утверждениями, принятыми обеими сторонами;
- аргументы должны быть остроумными;
- аргументы должны быть правильными утверждениями;
- связь тезиса с аргументами должна быть представлена на искусственном языке формальной логики.
26. Какие правила аргументации и почему являются правилами по отношению к демонстрации:
- демонстрация не должна содержать неясных и неточных имен и выражений;
- форму демонстрации необходимо описать на искусственном языке формальной логики;
- демонстрация не должна содержать в себе круга;
- аргументы должны быть правильными рассуждениями.
27. Какие правила аргументации и почему являются правилами по отношению к тезису:
- тезис должен быть доказуемым утверждением;
- тезис должен быть ясным и четким;
- тезис должен быть сформулирован на искусственном языке формальной логики;
- тезис должен быть обоснованным утверждением.
28. Определите какое из приведенных рассуждений, в ходе которого показывается ложность или несостоятельность положений, взятых в качестве доказательства некоторого тезиса является:
- доказательством;
- критикой аргументов;
- опровержением тезиса;
- критикой демонстрации;
Объясните почему? 29. Охарактеризуйте технику речи юриста ее интонационно-выразительные средства, произношение, благозвучие, ударение.
30. Перечислите особенности досудебной подготовки речи и речи во время судебного заседания.
31. Перечислите и дайте краткую характеристику факторам, влияющим на психологическую подготовку и речь судебного оратора в гражданском процессе.
32. Дайте краткую характеристику методам проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов и преподнесения материала в речи.
Задание 1. Сопоставьте различные определения риторики, выделите в них общее и различное. Какое их этих определений, на ваш взгляд, отличается наибольшей объясняющей силой и практической целенаправленностью?
«Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель).
«Риторика есть искусство хорошо и украшенно говорить» (Цицерон).
«Красноречие есть искусство о всякой данной категории красиво говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» (М.В. Ломоносов).
«Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Непосредственная задача риторики - прозаическая речь или публичная аргументация» (проф. А.А. Волков).
«Риторика - теория, мастерство и искусство красноречия» (проф. А.К. Михальская).
«Риторика — теория речи как инструмента развития общества» (проф. Ю.В. Рождественский).
Задание 2. Приведите в пример человека, который, по вашему мнению, наделен выдающимся даром слова. Что в его речи вам представляется наиболее поучительным? Есть ли среди известных вам людей такой человек, чья речь вызывает у вас неприятие? Почему? Подготовьте выступление на эту тему (3 минуты). Условия: 1 - будьте сдержаны в своих заключениях и оценках, 2 — «не переходите на личности»; 3 — стремитесь выражать свои мысли как можно более конкретно.
Задание 3. Ознакомьтесь с фрагментами из трактата Цицерона «Оратор». Какие части античного канона затрагиваются здесь? Что именно говорится о каждой из них? Какие из приведенных рекомендаций сохранили
актуальность сегодня? Какой этап подготовки ораторской речи Цицерон считает самым важным? Согласны ли вы с ним?
«Оратор должен заботиться о трех вещах - что сказать, где сказать и как сказать...
Действительно, найти и выбрать, что сказать, - великое дело: это - как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здорового смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй — определениями, третий — понятиями о правоте и неправоте. <...>
А с какой заботою он расположит все, что найдет! — ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, доставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, между ними вдвинет слабые.
Итак, мы описали бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Но, как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато, когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать. <...>
Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жестокими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что они желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.
«Как сказать?» - это вопрос, относящийся и к произнесению, и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений. <....>
Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах. <...>
Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать — изредка и не на много, не ступать вперед — с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами — он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных.
А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза - ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь».
Задание 4. Прочитайте русские народные пословицы, взятые из сборника В.И. Даля. Какие выводы о характере русского народного речевого идеала можно сделать на их основании. Приведите примеры, иллюстрирующие данные пословицы.
1. Язык поит и кормит, и спину порет. 2. Красна речь слушаньем, а беседа смирением. 3. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 4. Много наговорено, да мало переварено. 5. Что про то говорить, чего нельзя воротить? 6. В добрый час молвить, в худой промолчать. 7. Сказал бы словечко, да волк недалечко. 8. Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай. 9. Кстати промолчать, что большое слово сказать. 10. От приветливых слов язык не отсохнет.
Задание 5. В 1958 году в США был принят «Закон об образовании ради национальной обороны», который явился реакцией американских политиков на советские успехи в космосе. Данный закон предполагал значительное увеличение часов на изучение предметов, обеспечивающих развитие языковой способности учащихся (VI - ХII кл.). Как вы думаете, почему американские законодатели выбрали именно такую стратегию в области народного образования? Что дает для науки и производства развитие умения воспринимать и создавать речь?
Задание 6. Ознакомьтесь с фрагментом из выступления Андрея Дмитриевича Сахарова на форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества», состоявшемся 14 — 16 февраля 1987 г. в г. Москве. Какие стороны этой речи вам представляются наиболее удачными? К каким аргументам прибегает оратор? Определите их характер? Есть ли в речи Сахарова коммуникативные ошибки?
«Ядерное оружие разделяет человечество, угрожает ему. Но есть мирное использование ядерной энергии, которое должно способствовать объединению человечества. Разрешите мне сказать несколько слов по этой теме, связанной с основной целью форума.
В эти дни в выступлениях участников много раз упоминалась катастрофа в Чернобыле, явившаяся примером трагического взаимодействия несовершенства техники и человеческих ошибок.
Нельзя тем не менее переносить на мирное использование ядерной энергии то неприятие, которое люди вправе иметь к ее военным применениям. Человечество не может обойтись без ядерной энергетики. Мы обязаны поэтому найти такое решение проблемы безопасности, которое полностью исключило бы возможность повторения чего-либо подобного чернобыльской катастрофе в результате ошибок, нарушения инструкций, конструктивных дефектов и технических неполадок.
Такое кардинальное решение — размещение ядерных реакторов под землей на глубине, исключающей выделение радиоактивных продуктов в атмосферу при любой мыслимой аварии. При этом будет также обеспечена ядерная безопасность в случае войны, ведущейся без использования ядерного оружия. Особенно существенно иметь полную безопасность для теплофикационных станций, располагаемых вблизи больших городов. Идея подземного расположения ядерных реакторов не нова, против нее выдвигаются соображения экономического характера. На самом деле с использованием современной землеройной техники цена будет, как я убежден, приемлемой. Жалеть же деньги на предотвращение радиационных катастроф нельзя. Я считаю, что мировая общественность, обеспокоенная возможными последствиями мирного использования ядерной энергии, должна сосредоточить свои усилия не на попытках вовсе запретить ядерную энергетику, а на требовании обеспечить ее полную безопасность».
Задание 7. Прочитайте диалог героев романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок», где Паниковский предлагает Балаганову украсть гири у Корейко, утверждая, что они золотые. К какой форме речевого воздействия прибегает Паниковский? Почему он убедил Балаганова? Можете ли вы привести примеры использования аналогичных форм речевого воздействия в современной экономической жизни?
- А вдруг они не золотые? — спросил любимый сын лейтенанта Шмидта, которому очень хотелось, чтобы Паниковский возможно скорее развеял его сомнения.
- А какие же они, по-вашему? — иронически спросил нарушитель конвенции.
- Да, - сказал Балаганов, моргая рыжими ресницами, - теперь мне ясно. Смотрите, пожалуйста, старик — и все раскрыл!
Задание 8. Ознакомьтесь с речью адвоката Ф.Н. Плевако в защиту старушки из Сызрани, которая украла жестяной чайник стоимостью около 50 копеек. Она была предана суду присяжных, так как являлась потомственной почетной гражданкой. Прокурор требовал наказания для совершившей кражу, не взирая на ее почтенный возраст и ничтожную стоимость похищенного, в связи с тем, что неуважение к праву частной собственности может привести к разрушению основ государства, однако присяжные взяли сторону адвоката и оправдали подзащитную. Определите, какие аргументы и выразительные средства использует адвокат для убеждения присяжных. Можно ли доводы, приведенные Ф.Н. Плевако, назвать корректными?
«Много бед, испытаний пришлось претерпеть России за ее больше, чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Около двух десятков языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно».
Задание 9. Определите, какие логические ошибки допущены в приведенных ниже примерах.
1. Велосипед — самый дешевый вид транспорта.
- Что вы, велосипеды очень подорожали!
2. Девочка.
- Я так рада, что не люблю спаржу.
Подруга.
- Отчего же, милая.
Девочка.
- Потому что, если бы я ее любила, мне пришлось бы ее есть, а я ее не выношу.
Кэролл. Алиса в Зазеркалье
3. Все мои друзья и знакомые поддерживают демократов. Значит, каждый уважающий себя человек должен придерживаться такого же мнения.
4. Общие результаты выборов сфальсифицированы, потому что на трех избирательных участках рядом с моим домом обнаружены нарушения процедуры голосования.
Задание 10. Прочитайте ответ П.А. Столыпина, министра внутренних дел, на запрос Государственной думы о Щербаке, данный 8 июня 1906 года. Определите, какие логические и психологические аргументы использовал оратор. Обратите внимание на последовательность и связь аргументов. Есть ли здесь какая-либо закономерность?
«Власть не может считаться целью. Власть - это средство охранения жизни, спокойствия и порядка; поэтому, осуждая всемерно произвол и самовластие, нельзя не считать опасным безвластие правительства. Не нужно забывать, что бездействие власти ведет к анархии, что правительство не есть аппарат бессилия и искательства. Правительство - аппарат власти, опирающейся на законы, отсюда ясно, что министр должен и будет требовать от чинов министерства осмотрительности, осторожности и справедливости, но также твердого исполнения своего долга и закона. Я предвижу возражения, что существующие законы настолько несовершенны, что всякое их применение можно вызвать только ропот. Мне рисуется волшебный круг, из которого выход, по-моему, такой: применять существующие законы до создания новых, ограждая всеми способами и по мере сил права и интересы отдельных лиц. Нельзя сказать часовому: у тебя старое кремневое ружье; употребляя его, ты можешь ранить себя и посторонних; брось ружье. На это честный часовой ответит: покуда я на посту, покуда мне не дали нового ружья, я буду стараться умело действовать старым (шум, смех). В заключение повторяю, обязанность правительства — святая обязанность ограждать спокойствие и законность, свободу жизни, и все меры, принимаемые в этом направлении, знаменуют не реакцию, а порядок, необходимый для развития самых широких реформ (шум).
Задание 11. Составьте план краткого выступления на тему: «Риторические аргументы и правила их использования в публичной речи».
Задание 12. Насколько удовлетворяет требованиям, предъявляемым к риторической аргументации современная практика технических средств массовой коммуникации? Выберите для оценки одну из программ радио, ТВ, сайт (портал) в сети INTERNET, где приводится выступление, беседа или интервью. Какие моменты в организации общения, в форме и содержании речи показались вам удачными, целесообразными? Что мешало общению, затрудняло речевой контакт и понимание? Составьте план краткого выступления ответа на эту тему (3 мин).
Задание 13. Обдумайте помещенные ниже тезисы и составьте причинно-следственные цепочки для их доказательства.
1. Богатство имеет выгодные стороны.
2. Бедность не лишена преимущества.
3. Богатство таит опасности.
4. Бедность губительна
Задание 14. Какова задача каждой композиционной части речи? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?
Задание 15. Попробуйте составить собственный план судебной речи (обвинительной, защитительной). Какие основные моменты вы в нем отразите?
Задание 16. Уже античная риторика сообщала о двух способах построения речи в текстах-рассуждениях — от общего к частному («аристотелевский») и от частного к общему («сократический»). Приведите ваши примеры этих способов построения речи.
Задание 17. Исправьте предложения, объясните ошибки.
1. Построены три новых дома для переселенцев. 2. Два красивых панно украшало вестибюль. 3. Не только проблемы строительства, а также бытовые и социальные проблемы строителей были рассмотрены. 4. Датой передачи собственности является дата зачисления денежных средств за всю партию на расчетный счет поставщика. 5. Абсолютное большинство хорошо подготовлены к предстоящему конкурсу. 6. В случае необходимости, которая может наступить по причине обстоятельств, которые не позволяют. 7. Арендаторы и их персонал обязаны соблюдать санитарные и противопожарные требования. 8. Те, кто живет плохо, более жаден на новое и более отзывчив к новому, чем те, кто живет хорошо. 9. Бунин считал «Темные аллеи» своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл. 10. Стажировку за рубежом прошли 21 студент нашего факультета.
Задание 18. Прочитайте речь К. Минина, обращенную к согражданам — нашим предкам (результатом ее стало создание народного ополчения, освободившего Москву от польских интервентов). Какие тропы и фигуры речи использует оратор? К каким аргументам он прибегает?
Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врага неимоверна; они заняли первопрестольный град. Если падет Москва, падет Вера и Отечество, падем и мы. Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отчество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Сограждане! Решите, что ожидает нас — рабство или свобода.
Задание 19. Смотря телевизор, обратите внимание, как ораторы используют жесты, мимику. Как вы думаете, насколько осознанно они пользуются «языком движений»? Приведите конкретные примеры.
Задание 20. Произнесите по-разному этикетную формулу начала речи «Дамы и господа!» (равнодушно, торжественно, выражая просьбу, иронию, радость и т.д.).
Задание 21. Во время выступления оратор услышал шум в аудитории. Придумайте фразу, с какой он обратится к слушателям, и произнесите ее по-разному: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой и т.д.
Задание 22. Проанализируйте следующее математическое рассуждение: «Две прямые могут пересекаться только в одной точке. В самом деле, предположим, что это не так, тогда получится, что через две различные точки проходят две различные прямые, что противоречит аксиоме, которая гласит, что через две различные точки можно провести только одну – единственную прямую. Следовательно, наше первоначальное предположение неверно, и две прямые пересекаются только в одной точке». Это рассуждение представляет собой
- косвенное доказательство «от противного»;
- косвенное разделительное доказательство;
- прямое доказательство;
- доказательство только по видимости; на самом деле оно не является правильным рассуждением.
Обоснуйте свой ответ.
Задание 23. Текст «Сегодня – рубеж. История близко приблизилась к нам и с надеждой заглядывает нам в глаза: не ошибись, не струсь, не испугайся! Человек, сегодня ты еще многое можешь сделать, завтра может быть поздно! Будь умным, и не чужой дядя будет за нас решать, а мы сами должны отстоять и укрепить демократию и народовластие, другой силы нет» (М. Ульянов) принадлежит к функционально-смысловому типу речи:
а) описание
б) рассуждение
в) повествование
г) повествованием с элементами описания
Объясните почему?
Задание 24. Найдите соответствие между названием риторического приема и его описанием:
1. Антономазия
Замена множественного числа единственным, употребление части вместо целого, целого вместо общего
2. Синекдоха
Употребление собственного имени в значении нарицательного
3. Перифраза
Перенос наименования с одного предмета на другой на основании их сходства
4. Метафора
Описательный оборот, употребляемый, употребляемый вместо слова или словосочетания
Задание 25. В тексте: «Для повышения качества воспроизведения мелких деталей при приеме черно-белого изображения в схему телевизора введено автоматическое отключение резекторных фильтров в яркостном
канале. Уменьшение влияния помех достигается применением схемы автоматической подстройки частоты и фазы строчной разверстки» (Руководство по эксплуатации телевизионного приемника) - нарушено коммуникативное качество:
а) правильность речи
б) ясность речи
в) точность речи
г) уместность речи
Объясните ваш выбор.
Задание 26. В тексте: «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождем мокрые/ и это самое/ рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня все в шарах-то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков меняю» (устная речь подростка) - нарушено коммуникативное качество речи
а) точность, ясность
б) правильность
в) логичность
г) краткость
Объясните ваш выбор.
Задание 27. Вставьте пропущенное слово.
«Текст - это произведение _________речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанного в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых) единств, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» (И.Р. Гальперин). Объясните ваш выбор.
Задание 28. В приведенном фрагменте речевого сообщения: «Из житейского опыта я убежден, что если вложены в человека добрые инстинктивные качества, то как бы ложная сознательная мысль ни сводила его в сторону, в кривые дорожки, натура возьмет свое и выведет человека на прямую дорогу» - использован тип аргумента:
а) к суждению
б) от абсурдного
в) из опыта
г) к уступке
Объясните ваш выбор.
Задание 29. В следующем фрагменте речи: «И вы называете это законом? Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны – порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь!» - использован тип некорректного аргумента:
а) к публике
б) к тщеславию
в) к жалости
23
г) из народного единодушия
Объясните ваш выбор.
Задание 30. Как называется аргумент приведенный ниже?
Во время диспута, происходившего в 20-х г.г. ХХ в. между верующими и атеистами некий священник заявил: - Я могу очень просто доказать и то, что Господь Иисус Христос существовал, и самый факт Его воскрешения… Затем он повернулся к многочисленной аудитории и воскликнул: - Христос воскресе! - Воистину воскресе! – отозвались сотни голосов.
Такой аргумент называется:
а) argumentum ad rem;
б) argumentum ad publicum;
в) argumentum ad misericordiam.
Объясните свой выбор.
Задание 31. Составьте таблицу с краткой характеристикой факторов, влияющих на психологическую подготовку и речь судебного оратора в гражданском процессе.
№ п/п
Название фактора
Краткая характеристика фактора
Задание 32. Проведите анализ и психолого-юридическую экспертизу ниже приведенного текста речи. Какие аргументы и психологические средства использует адвокат для убеждения присяжных. Определите, можно ли доводы, приведенные адвокатом, назвать корректными?
Речь адвоката Ф.Н. Плевако в защиту старушки из Сызрани, которая украла жестяной чайник стоимостью около 50 копеек.
«Много бед, испытаний пришлось претерпеть России за ее больше, чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Около двух десятков языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно».

Перечень вопросов к зачету
1. Риторика – наука об убеждающей речи: сущность, содержание. Объект и предмет изучения дисциплины.
2. Античная и средневековая риторика и ее характеристика.
3. Характеристика риторики эпохи Возрождения и Нового времени.
4. Риторика в XX веке и состояние отечественной риторики.
5. Ораторское искусство и его характеристика.
6. Понятие «оратор», содержание ораторского искусства.
7. Аргумент к этосу («нравы») и его характеристика.
8. Аргумент к пафосу («страсти») и его характеристика.
9. Характеристика ошибок и уловок аргументации.
10. Повседневная и конкретная подготовка к выступлениям.
11. Виды подготовки к публичным выступлениям и их характеристика.
12. Характеристика и особенности подготовки информационного выступления.
13. Характеристика и особенности подготовки протокольно-этикетного выступления.
14. Характеристика и особенности подготовки судебного выступления.
15. Характеристика и особенности подготовки убеждающего выступления.
16. Характеристика и особенности подготовки дебатов.
17. Понятие и характеристика яркой и выразительной речи.
18. Монолог и диалог - их использование в ораторском искусстве юриста.
19. Использование пословиц и поговорок в выступлениях.
20. Методы полемики и значение их знания для юриста.
21. Метод опровержения ложного тезиса фактами.
22. Сущность и характеристика метода критики доводов оппонента.
23. Сущность и характеристика метода опровержения демонстрации.
24. Сущность и характеристика метода применения юмора, иронии, сарказма.
25. Сущность и характеристика метода «доведение до нелепости».
26. Сущность и характеристика метода приема бумеранга.
27. Сущность и характеристика метода «подхвата реплики».
28. Сущность и характеристика метода «довод к человеку»
29. Сущность и характеристика метода «апелляция к публике»
30. Современные средства риторики. 31. Использование юридической терминологии при формулировании нормативно-правовых заключений и текстов. 32. Использование юридической терминологии при оформлении соответствующей юридической документации.
Перечень простых практических контрольных заданий к зачету
1. Охарактеризуйте основные части публичного выступления и их функции.
2. Раскройте принципы риторики описания и повествования?
3. Каковы особенности речи-рассуждения? Дайте характеристику речи и ее видов.
4. Найдите речевые ошибки, отредактируйте предложения. Телефонная станция уточняет права абонементов. Своевременно заплатите проезд в автобусе. Некогда мне: чайник скипел. В киоске продаются актеры кино. Вернисаж продлится три недели. Дом находился в полтора часа ходьбы от деревни. В списке двое мужчин и пятеро женщин. Витя простыл и не пришел в школу.
5. Выберите нормативный вариант: около полугода - около полгода; в полтораста - в полутораста верстах; в ста метрах - в сотне метров; с шестьюдесятью - шестидесятые учениками; с тысячей рублей - с тысячью рублями; мать двоих - двух детей.
6. Основной аргумент противников риторики: «Эта наука помогает скрывать истинные (иногда низменные) мысли за красивыми словами, помогает обманывать людей». Согласны ли вы с этим? Не получится ли так, что, отказавшись от этой науки, человек окажется не способен удачно выражать свои мысли – и низменные, и благородные? Насколько риторика виновата в том, что на свете существуют лжецы и мошенники?
7. Одинаковы ли профессиональные риторические умения людей разных профессий? Какими профессиональными риторическими качествами должен обладать продавец, бизнесмен, следователь, педагог, политик? Докажите, что в юридической профессии, риторические умения играют существенную роль.
8. Кто из известных тележурналистов, на ваш взгляд, лучше владеет словом? Какие качества отличают его речь: логичность, эмоциональность, знание фактов, правильность, точность, уместность, образность, индивидуальность? Насколько взаимодополняют друг друга речь журналиста и его внешний облик?
9. Кто из современных политических деятелей, по вашему мнению, лучше других владеет словом? Мотивируйте свой ответ. Какие качества речи наиболее значимы для тележурналиста. А какие - для политического деятеля?
11. Какие правила убеждения были нарушены?
Маленький мальчик хочет походить по луже. Мама прикрикнула, чтоб он не лез в нее. Но ребенок все равно направляется туда, где глубже. Мать объясняет ему, что он промочит ноги, простудится, заболеет и даже может умереть от этого. Но мальчик продолжает углубляться в центр лужи.
Наконец взбесившаяся мать хватает свое чадо, вытаскивает из лужи и отшлепывает. Ребенок, естественно, ревет…
12. Какие аргументы к делу вы можете привести в следующих утверж-дениях.
1) Ваш друг — способный человек.
2) Если его подозревают в правонарушении, значит он его совершил.
13. Докончите высказывания так, чтобы они стали аргументами из опы-та, устраняющими сомнения относительно приводимых дискуссионных положений.
1) В результате долгих и разносторонних наблюдений и экспериментов доказано, что ... .
2) Практика жизни показала, что ....
3) В результате проведения опросов детей среднего и старшего школьного возраста установлено, что ... .
14. В какой ситуации может быть использован данный пример обоюдного аргумента?
- Ему нужно об этом сообщить, он заинтересованное лицо.
- Вот именно потому, что он заинтересованное лицо, ему об этом говорить не надо.
15. Составьте фразы риторического характера, в которых были бы заложены данные проявления.
1) Уважение к вашим слушателям.
2) Личная скромность.
3) Тактичность по отношению к оппоненту (к оппонентам).
16. Составьте фрагмент речи на общественно-политическую тему, в котором были бы совмещены пафос и риторический этос.
17. Вообразите себя на трибуне митинга или какого-то совещания, составьте вступление к речи, включив в него инсинуацию, чтобы произвести положительное впечатление на оппонентов, присутствующих на собрании.
18. Составьте фрагмент защитительной речи, в которой увяжите по-ложительную характеристику личности подзащитного с мыслями о не-обходимости его оправдания или смягчения наказания.
19. Составьте фрагмент обвинительной речи на суде или политической речи на митинге, увязав отрицательную характеристику чьей-то личности (подсудимого, политического противника) с существом рассматриваемого судебного дела или политической позицией оппонента.
20. Составьте фрагменты речи, которые могли бы вызвать возбуждение страстей.
1) О криминальной обстановке где-либо.
2) О тяжелой жизни бомжей.
3) О коррупции в каких-либо учреждениях.
21. Составьте фрагменты речи, в которой вы попытаетесь склонить аудиторию к тому, чтобы она не соглашалась со следующими утверждениями.
1) Культура России всегда была под иноземными влияниями (апеллируйте к чувству национального достоинства ваших слушателей).
2) В современном обществе все больше падает нравственность.
3) Нужно запретить употребление спиртных напитков.
22. Докончите высказывания, вложив в них актуальное общественное содержание, так чтобы получились аргументы из народного единодушия.
1) Не нужно доказывать, что ... .
2) Уже ни у кого не вызывает сомнений ... .
3) Стало уже аксиомой ... .
4) За последнее время всем стало очевидно ....
23. Чем различаются понятия «спор», «полемика», «дискуссия», «дебаты», «диспут», «конфликт», «ссора»?
Определите какая среди ниже приведенных вариантов представляет ошибку по отношению к тезису, который должен быть ясно и четко сформулирован и объясните почему:
- «довод к публике»;
- выдвижение неопределенного, неясного, неточного тезиса;
- «подмена тезиса»;
- «довод к личности».
24. Какое из нижеприведенных правил не имеет отношения к аргументам. Объясните почему.
- аргументы должны быть истинными, доказанными суждениями;
- аргументы не должны противоречить друг другу;
- аргументы должны быть достаточными для данного тезиса;
-тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.
25. Какие правила аргументации и почему являются правилами по отношению к аргументам:
- аргументы должны быть обоснованными утверждениями, принятыми обеими сторонами;
- аргументы должны быть остроумными;
- аргументы должны быть правильными утверждениями;
-связь тезиса с аргументами должна быть представлена на искусственном языке формальной логики.
26. Какие правила аргументации и почему являются правилами по отношению к демонстрации:
- демонстрация не должна содержать неясных и неточных имен и выражений;
- форму демонстрации необходимо описать на искусственном языке формальной логики;
- демонстрация не должна содержать в себе круга;
- аргументы должны быть правильными рассуждениями.
27. Какие правила аргументации и почему являются правилами по отношению к тезису:
- тезис должен быть доказуемым утверждением;
- тезис должен быть ясным и четким;
-тезис должен быть сформулирован на искусственном языке формальной логики;
- тезис должен быть обоснованным утверждением.
28. Определите какое из приведенных рассуждений, в ходе которого показывается ложность или несостоятельность положений, взятых в качестве доказательства некоторого тезиса является:
- доказательством;
- критикой аргументов;
- опровержением тезиса;
- критикой демонстрации.
Объясните почему? 29. Охарактеризуйте технику речи юриста ее интонационно-выразительные средства, произношение, благозвучие, ударение.
30. Перечислите особенности досудебной подготовки речи и речи во время судебного заседания. 31. Опишите возможные варианты использования юридической терминологии специалистом в области уголовного права при формулировании нормативно-правовых заключений и составлении текстов для публичного выступления. 32. Охарактеризуйте речевые шаблоны (штампы), используемые юристом в сфере уголовного права при оформлении соответствующей юридической документации.
Перечень комплексных практических контрольных заданий к зачету
Задание 1. Сопоставьте различные определения риторики, выделите в них общее и различное. Какое их этих определений, на ваш взгляд, отличается наибольшей объясняющей силой и практической целенаправленностью?
«Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель).
«Риторика есть искусство хорошо и украшенно говорить» (Цицерон).
«Красноречие есть искусство о всякой данной категории красиво говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» (М.В. Ломоносов).
«Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Непосредственная задача риторики - прозаическая речь или публичная аргументация» (проф. А.А. Волков).
«Риторика - теория, мастерство и искусство красноречия» (проф. А.К. Михальская).
«Риторика — теория речи как инструмента развития общества» (проф. Ю.В. Рождественский).
Задание 2. Приведите в пример человека, который, по вашему мнению, наделен выдающимся даром слова. Что в его речи вам представляется наиболее поучительным? Есть ли среди известных вам людей такой человек, чья речь вызывает у вас неприятие? Почему? Подготовьте выступление на эту тему (3 минуты). Условия: 1 - будьте сдержаны в своих заключениях и оценках, 2 — «не переходите на личности»; 3 — стремитесь выражать свои мысли как можно более конкретно.
Задание 3. Ознакомьтесь с фрагментами из трактата Цицерона «Оратор». Какие части античного канона затрагиваются здесь? Что именно говорится о каждой из них? Какие из приведенных рекомендаций сохранили
актуальность сегодня? Какой этап подготовки ораторской речи Цицерон считает самым важным? Согласны ли вы с ним?
«Оратор должен заботиться о трех вещах - что сказать, где сказать и как сказать...
Действительно, найти и выбрать, что сказать, - великое дело: это - как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здорового смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй — определениями, третий — понятиями о правоте и неправоте. <...>
А с какой заботою он расположит все, что найдет! — ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, доставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, между ними вдвинет слабые.
Итак, мы описали бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Но, как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать. <...>
Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жестокими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что они желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.
«Как сказать?» - это вопрос, относящийся и к произнесению, и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений. <....>
Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах. <...>
Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать — изредка и не на много, не ступать вперед — с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами — он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных.
А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза - ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь».
Задание 4. Прочитайте русские народные пословицы, взятые из сборника В.И. Даля. Какие выводы о характере русского народного речевого идеала можно сделать на их основании. Приведите примеры, иллюстрирующие данные пословицы.
1. Язык поит и кормит, и спину порет. 2. Красна речь слушаньем, а беседа смирением. 3. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 4. Много наговорено, да мало переварено. 5. Что про то говорить, чего нельзя воротить? 6. В добрый час молвить, в худой промолчать. 7. Сказал бы словечко, да волк недалечко. 8. Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай. 9. Кстати промолчать, что большое слово сказать. 10. От приветливых слов язык не отсохнет.
Задание 5. В 1958 году в США был принят «Закон об образовании ради национальной обороны», который явился реакцией американских политиков на советские успехи в космосе. Данный закон предполагал значительное увеличение часов на изучение предметов, обеспечивающих развитие языковой способности учащихся (VI - ХII кл.). Как вы думаете, почему американские законодатели выбрали именно такую стратегию в области народного образования? Что дает для науки и производства развитие умения воспринимать и создавать речь?
Задание 6. Ознакомьтесь с фрагментом из выступления Андрея Дмитриевича Сахарова на форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества», состоявшемся 14 — 16 февраля 1987 г. в г. Москве. Какие стороны этой речи вам представляются наиболее удачными? К каким аргументам прибегает оратор? Определите их характер? Есть ли в речи Сахарова коммуникативные ошибки?
«Ядерное оружие разделяет человечество, угрожает ему. Но есть мирное использование ядерной энергии, которое должно способствовать объединению человечества. Разрешите мне сказать несколько слов по этой теме, связанной с основной целью форума.
В эти дни в выступлениях участников много раз упоминалась катастрофа в Чернобыле, явившаяся примером трагического взаимодействия несовершенства техники и человеческих ошибок.
Нельзя тем не менее переносить на мирное использование ядерной энергии то неприятие, которое люди вправе иметь к ее военным применениям. Человечество не может обойтись без ядерной энергетики. Мы обязаны поэтому найти такое решение проблемы безопасности, которое полностью исключило бы возможность повторения чего-либо подобного чернобыльской катастрофе в результате ошибок, нарушения инструкций, конструктивных дефектов и технических неполадок.
Такое кардинальное решение — размещение ядерных реакторов под землей на глубине, исключающей выделение радиоактивных продуктов в атмосферу при любой мыслимой аварии. При этом будет также обеспечена ядерная безопасность в случае войны, ведущейся без использования ядерного оружия. Особенно существенно иметь полную безопасность для теплофикационных станций, располагаемых вблизи больших городов. Идея подземного расположения ядерных реакторов не нова, против нее выдвигаются соображения экономического характера. На самом деле с использованием современной землеройной техники цена будет, как я убежден, приемлемой. Жалеть же деньги на предотвращение радиационных катастроф нельзя. Я считаю, что мировая общественность, обеспокоенная возможными последствиями мирного использования ядерной энергии, должна сосредоточить свои усилия не на попытках вовсе запретить ядерную энергетику, а на требовании обеспечить ее полную безопасность.»
Задание 7. Прочитайте диалог героев романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок», где Паниковский предлагает Балаганову украсть гири у Корейко, утверждая, что они золотые. К какой форме речевого воздействия прибегает Паниковский? Почему он убедил Балаганова? Можете ли вы привести примеры использования аналогичных форм речевого воздействия в современной экономической жизни?
- А вдруг они не золотые? — спросил любимый сын лейтенанта Шмидта, которому очень хотелось, чтобы Паниковский возможно скорее развеял его сомнения.
- А какие же они, по-вашему? — иронически спросил нарушитель конвенции.
- Да, - сказал Балаганов, моргая рыжими ресницами, - теперь мне ясно. Смотрите, пожалуйста, старик — и все раскрыл!
Задание 8. Ознакомьтесь с речью адвоката Ф.Н. Плевако в защиту старушки из Сызрани, которая украла жестяной чайник стоимостью около 50 копеек. Она была предана суду присяжных, так как являлась потомственной почетной гражданкой. Прокурор требовал наказания для совершившей кражу, не взирая на ее почтенный возраст и ничтожную стоимость похищенного, в связи с тем, что неуважение к праву частной собственности может привести к разрушению основ государства, однако присяжные взяли сторону адвоката и оправдали подзащитную. Определите, какие аргументы и выразительные средства использует адвокат для убеждения присяжных. Можно ли доводы, приведенные Ф.Н. Плевако, назвать корректными?
«Много бед, испытаний пришлось претерпеть России за ее больше, чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Около двух десятков языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно».
Задание 9. Определите, какие логические ошибки допущены в приведенных ниже примерах.
1. Велосипед — самый дешевый вид транспорта.
- Что вы, велосипеды очень подорожали!
2. Девочка.
- Я так рада, что не люблю спаржу.
Подруга.
- Отчего же, милая.
Девочка.
- Потому что, если бы я ее любила, мне пришлось бы ее есть, а я ее не выношу.
Кэролл. Алиса в Зазеркалье
3. Все мои друзья и знакомые поддерживают демократов. Значит, каждый уважающий себя человек должен придерживаться такого же мнения.
4. Общие результаты выборов сфальсифицированы, потому что на трех избирательных участках рядом с моим домом обнаружены нарушения процедуры голосования.
Задание 10. Прочитайте ответ П.А. Столыпина, министра внутренних дел, на запрос Государственной думы о Щербаке, данный 8 июня 1906 года. Определите, какие логические и психологические аргументы использовал оратор. Обратите внимание на последовательность и связь аргументов. Есть ли здесь какая-либо закономерность?
«Власть не может считаться целью. Власть - это средство охранения жизни, спокойствия и порядка; поэтому, осуждая всемерно произвол и самовластие, нельзя не считать опасным безвластие правительства. Не нужно забывать, что бездействие власти ведет к анархии, что правительство не есть аппарат бессилия и искательства. Правительство - аппарат власти, опирающейся на законы, отсюда ясно, что министр должен и будет требовать от чинов министерства осмотрительности, осторожности и справедливости, но также твердого исполнения своего долга и закона. Я предвижу возражения, что существующие законы настолько несовершенны, что всякое их применение можно вызвать только ропот. Мне рисуется волшебный круг, из которого выход, по-моему, такой: применять существующие законы до создания новых, ограждая всеми способами и по мере сил права и интересы отдельных лиц. Нельзя сказать часовому: у тебя старое кремневое ружье; употребляя его, ты можешь ранить себя и посторонних; брось ружье. На это честный часовой ответит: покуда я на посту, покуда мне не дали нового ружья, я буду стараться умело действовать старым (шум, смех). В заключение повторяю, обязанность правительства — святая обязанность ограждать спокойствие и законность, свободу жизни, и все меры, принимаемые в этом направлении, знаменуют не реакцию, а порядок, необходимый для развития самых широких реформ (шум).
Задание 11. Составьте план краткого выступления на тему: «Риторические аргументы и правила их использования в публичной речи».
Задание 12. Насколько удовлетворяет требованиям, предъявляемым к риторической аргументации современная практика технических средств массовой коммуникации? Выберите для оценки одну из программ радио, ТВ, сайт (портал) в сети INTERNET, где приводится выступление, беседа или интервью. Какие моменты в организации общения, в форме и содержании речи показались вам удачными, целесообразными? Что мешало общению, затрудняло речевой контакт и понимание? Составьте план краткого выступления ответа на эту тему (3 мин).
Задание 13. Обдумайте помещенные ниже тезисы и составьте причинно-следственные цепочки для их доказательства.
1. Богатство имеет выгодные стороны.
2. Бедность не лишена преимущества.
3. Богатство таит опасности.
4. Бедность губительна
Задание 14. Какова задача каждой композиционной части речи? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?
Задание 15. Попробуйте составить собственный план судебной речи (обвинительной, защитительной). Какие основные моменты вы в нем отразите?
Задание 16. Уже античная риторика сообщала о двух способах построения речи в текстах-рассуждениях — от общего к частному («аристотелевский») и от частного к общему («сократический»). Приведите ваши примеры этих способов построения речи.
Задание 17. Исправьте предложения, объясните ошибки.
1. Построены три новых дома для переселенцев. 2. Два красивых панно украшало вестибюль. 3. Не только проблемы строительства, а также бытовые и социальные проблемы строителей были рассмотрены. 4. Датой передачи собственности является дата зачисления денежных средств за всю партию на расчетный счет поставщика. 5. Абсолютное большинство хорошо подготовлены к предстоящему конкурсу. 6. В случае необходимости, которая может наступить по причине обстоятельств, которые не позволяют. 7. Арендаторы и их персонал обязаны соблюдать санитарные и противопожарные требования. 8. Те, кто живет плохо, более жаден на новое и более отзывчив к новому, чем те, кто живет хорошо. 9. Бунин считал «Темные аллеи» своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл. 10. Стажировку за рубежом прошли 21 студент нашего факультета.
Задание 18. Прочитайте речь К. Минина, обращенную к согражданам — нашим предкам (результатом ее стало создание народного ополчения, освободившего Москву от польских интервентов). Какие тропы и фигуры речи использует оратор? К каким аргументам он прибегает?
Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врага неимоверна; они заняли первопрестольный град. Если падет Москва, падет Вера и Отечество, падем и мы. Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отчество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Сограждане! Решите, что ожидает нас — рабство или свобода.
Задание 19. Смотря телевизор, обратите внимание, как ораторы используют жесты, мимику. Как вы думаете, насколько осознанно они пользуются «языком движений»? Приведите конкретные примеры.
Задание 20. Произнесите по-разному этикетную формулу начала речи «Дамы и господа!» (равнодушно, торжественно, выражая просьбу, иронию, радость и т.д.).
Задание 21. Во время выступления оратор услышал шум в аудитории. Придумайте фразу, с какой он обратится к слушателям, и произнесите ее по-разному: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой и т.д.
Задание 22. Проанализируйте следующее математическое рассуждение: «Две прямые могут пересекаться только в одной точке. В самом деле, предположим, что это не так, тогда получится, что через две различные точки проходят две различные прямые, что противоречит аксиоме, которая гласит, что через две различные точки можно провести только одну – единственную прямую. Следовательно, наше первоначальное предположение неверно, и две прямые пересекаются только в одной точке». Это рассуждение представляет собой
- косвенное доказательство «от противного»;
- косвенное разделительное доказательство;
- прямое доказательство;
- доказательство только по видимости; на самом деле оно не является правильным рассуждением.
Обоснуйте свой ответ.
Задание 23. Текст «Сегодня – рубеж. История близко приблизилась к нам и с надеждой заглядывает нам в глаза: не ошибись, не струсь, не испугайся! Человек, сегодня ты еще многое можешь сделать, завтра может быть поздно! Будь умным, и не чужой дядя будет за нас решать, а мы сами должны отстоять и укрепить демократию и народовластие, другой силы нет» (М. Ульянов) принадлежит к функционально-смысловому типу речи:
а) описание
б) рассуждение
в) повествование
г) повествованием с элементами описания
Объясните почему?
Задание 24. Найдите соответствие между названием риторического приема и его описанием:
1. Антономазия
Замена множественного числа единственным, употребление части вместо целого, целого вместо общего
2. Синекдоха
Употребление собственного имени в значении нарицательного
3. Перифраза
Перенос наименования с одного предмета на другой на основании их сходства
4. Метафора
Описательный оборот, употребляемый, употребляемый вместо слова или словосочетания
Задание 25. В тексте: «Для повышения качества воспроизведения мелких деталей при приеме черно-белого изображения в схему телевизора введено автоматическое отключение резекторных фильтров в яркостном
канале. Уменьшение влияния помех достигается применением схемы автоматической подстройки частоты и фазы строчной разверстки» (Руководство по эксплуатации телевизионного приемника) - нарушено коммуникативное качество:
а) правильность речи
б) ясность речи
в) точность речи
г) уместность речи
Объясните ваш выбор.
Задание 26. В тексте: «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождем мокрые/ и это самое/ рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня все в шарах-то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков меняю» (устная речь подростка) - нарушено коммуникативное качество речи
а) точность, ясность
б) правильность
в) логичность
г) краткость
Объясните ваш выбор.
Задание 27. Вставьте пропущенное слово.
«Текст - это произведение ____________ речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанного в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых) единств, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» (И.Р. Гальперин). Объясните ваш выбор.
Задание 28. В приведенном фрагменте речевого сообщения: «Из житейского опыта я убежден, что если вложены в человека добрые инстинктивные качества, то как бы ложная сознательная мысль ни сводила его в сторону, в кривые дорожки, натура возьмет свое и выведет человека на прямую дорогу» - использован тип аргумента:
а) к суждению
б) от абсурдного
в) из опыта
г) к уступке
Объясните ваш выбор.
Задание 29. В следующем фрагменте речи: «И вы называете это законом? Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны – порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь!» - использован тип некорректного аргумента:
а) к публике
б) к тщеславию
в) к жалости
г) из народного единодушия
Объясните ваш выбор.
Задание 30. Как называется аргумент приведенный ниже?
Во время диспута, происходившего в 20-х г.г. ХХ в. между верующими и атеистами некий священник заявил: - Я могу очень просто доказать и то, что Господь Иисус Христос существовал, и самый факт Его воскрешения… Затем он повернулся к многочисленной аудитории и воскликнул: - Христос воскресе! - Воистину воскресе! – отозвались сотни голосов.
Такой аргумент называется:
а) argumentum ad rem;
б) argumentum ad publicum;
в) argumentum ad misericordiam.
Объясните свой выбор. Задание 31. Составьте текстов для публичного выступления с использованием юридической терминологии в области уголовного права и речевых шаблонов (штампов).
Задание 32. Прочитайте текст речи адвоката А.Ф. Кони на судебном заседании по уголовному делу и выделите речевые (психологические, лингвистические) приемы которые использовал адвокат.
«Господа судьи, господа присяжные заседатели! Около месяца тому назад в Спасской улице, в доме Дмитриевского, произошло большое несчастье. Семейство, единственной поддержкой которого был Алексей Иванович Рыжов, состоявшее из жены его и четырех детей, внезапно и неожиданно осиротело: глава этого семейства был лишен жизни. Он лишился жизни, не окруженный попечениями и участием родных, не благословляя своих детей, а сопровождаемый их отчаянными криками и падая от руки близкого и обязанного ему человека. Этот близкий и обязанный ему человек находится в настоящее время перед вами и от вас зависит решить его судьбу».

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.