Пишите:
e-mail:karaul911@mail.ru


    Главная  |  Контакты  |  Цены  |
Документ Без Имени

Контрольная работа

по дисциплине «Социология» (код - СЦ 00)

 

Вопрос 1. Как социология соотносится с философией и другими науками? В чем выражается её роль в современном научном знании? Ответ обоснуйте.

Вопрос 2. Почему О. Конта называют отцом-основателем социологии? Каких ещё мыслителей XIX-XX вв. следует отнести к родоначальникам социологии? Аргументируйте свой ответ.

Вопрос 3. Как осуществляется в обществе процесс взаимодействия материальной и нематериальной культуры? Обоснуйте свои взгляды.

Вопрос 4. Какие критерии и подходы существуют в социологии для дифференциации социальных групп? Как трактуется в социологии понятие «класс» ?

Вопрос 5. Социальный конфликт. Почему конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни? Аргументируйте свой ответ, опираясь на примеры современной социальной действительности.

Вопрос 6. В чем выражается значение религии как социального института? Какова роль в обществе и культуре секуляризации? Ответ обоснуйте.

Вопрос 7. Какова структура социальной организации? Какую роль в процессе функционирования организации имеет управленческая деятельность? Аргументируйте свой ответ, желательно используя свои наблюдения и опыт.

Вопрос 8. На каком этапе исследовательской работы составляется программа социологического исследования, какова её структура, какие функции она реализует? Почему ошибки, допущенные в программе социологического исследования трудно исправить впоследствии?

Вопрос 9. Какие положения и идеи содержит творчество Питирима Сорокина? Какое место в истории социологии он занимает?

Вопрос 10. Концептуальные подходы к пониманию общества как научной категории. Какие теории общества сложились в западной социологической мысли во второй половине XIX-XX вв. ?

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Социология» (код - СЦ 00)

 

 

Вопрос 1. Какое место занимает социология в системе научного знания?

Вопрос 2. Опишите процесс взаимодействия культуры и общества.

Вопрос 3. Какие типы личности выделяются в социологии?

Вопрос 4. Назовите особенности национально-этнических общностей и отношений.

Вопрос 5. Охарактеризуйте основные типы социальных движений.

Вопрос 6. Опишите механизм процесса миграции. Что характерно для миграционных процессов в России?

Вопрос 7. Какова роль религии в современном мире?

Вопрос 8. Охарактеризуйте структуру социальной организации.

Вопрос 9. Что такое бюрократия и каковы ее основные черты?

Вопрос 10. Каковы методы и приемы социальных исследований?

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Социология» (код - СЦ 00)

 

ВОПРОС 1. Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?

 

ВОПРОС 2. Какие категории лежат в основе социологии? Раскройте их.

 

ВОПРОС 3. Какие социальные институты Вы знаете?

 

ВОПРОС 4. Как трактуют глобальный мир современные ученые?

 

ВОПРОС 5. Что Вы знаете о социальном неравенстве?

 

ВОПРОС 6. Раскройте понятие «социальная стратификация».

 

ВОПРОС 7. Как происходит процесс социализации личности?

 

ВОПРОС 8. Какие виды субкультур Вы знаете?

 

ВОПРОС 9. Какие стадии в процессе своего  развития проходят социальные движения?

 

ВОПРОС 10. Каковы причины девиантного поведения?

 

ВОПРОС 11. Какова природа социального конфликта?

 

ВОПРОС 12. Что вы понимаете под социологическим опросом?

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Социология» (код - СЦ 00)

 

Вопрос 1. В чём специфика  социологии как науки ?

Вопрос 2. Почему О. Конта называют «отцом социологии» ?

Вопрос 3. Понятие «культуры» в социологии.

Вопрос 4. Что понимается под социализацией личности ?

Вопрос 5. В чем причины социальных конфликтов?

Вопрос 6. В чем заключается правовое регулирование социальной жизни?

Вопрос 7. Организация как форма социальной общности.

Вопрос 8. Основный понятия стратификационного анализа.

Вопрос 9. Основные черты бюрократии по М.Веберу.

Вопрос 10. Что такое контент – анализ?

 

 

Экзаменационная работа

по предмету «Социология» (СЦ-96)

 

               

Задание 1. Социальные сдвиги в современных развитых обществах и изменение фигуры их социальной стратификации. Особенности социальной стратификации бывшего советского общества и современной России.

               

Задание 2.  Эволюция, революция и реформы: в чем их сущность и роль в обществе? Что, по-вашему, дала социалистическая революция в России?

               

Задание 3. Девиантное поведение: сущность, виды, факторы и возможная реакция общества. Основные проявления аномии в современной России. Какие меры общественного воздействия, на Ваш взгляд, наиболее уместны в отношении поведенческих отклонений людей?

 

Экзаменационная работа

по предмету «Социология» (СЦ-96)



Задание 1. Что такое социальный институт? В чем причина необычайного разнообразия
социальных институтов в современном обществе? Почему институт семьи считается базовым в любом обществе?

 

Задание 2. Выделите и опишите основные свойства и виды толпы как квазигруппы. Как меняется поведение отдельного человека в толпе? Каков механизм формирования поведения <человека толпы>? Как может быть преобразована толпа?


Задание 3. Какова природа социальных изменений в обществе? В чем причины сопротивления
социальным изменениям? Что нужно для того, чтобы социальные изменения были приняты в обществ

 

 

 

Индивидуальная работа

 

1. Социальные движения и их историческая роль.

Какие социальные движения Вы знаете? Как они повлияли на структуру общества и изменили социальные отношения?

Расскажите о молодежных движениях в современной России. Приведите примеры из зарубежной практики.

 

2. Какую роль в политической жизни играет научно-технический прогресс? Расскажите о

достижениях науки и техники, которые, по Вашему мнению, оказали значительное влияние на политические процессы в России и мире. Приведите примеры.

 

3. «Общественное животное», «биосоциальное существо» – такие определения дали человеку древнегреческий философ Аристотель и французский мыслитель ХIХ в. О.Конт. Как Вы считаете, почему? Как соотносятся в человеке его биологическое и общественное начало? Что станет с человеком, который с младенчества был изолирован от общества?

 

Сборник заданий по дисциплине «Социология» (код - СЦ)

Задание 1

 Вопрос 1. Предметом социологии, согласно Н.Смелзеру, является:

1)               совокупность социальных связей и отношений;

2)       социальная система;

3)       общество современного типа;

4)       социальное поведение;

5)               психические процессы.

Вопрос 2. Социология как наука возникает:

1)               на рубеже 19-20 веков;

2)       в 30-е годы 19 века;

3)       во второй половине 20 века;

4)       в 18 веке;

5)       в 6 веке до н.э.

Вопрос 3. Общественные отношения в наименьшей степени из перечисленного связаны:

1)               с экономическими факторами;

2)       с химическими процессами;

3)               с политическими отношениями;

4)       с культурными факторами;

5)               с психологическими факторами.

Вопрос 4. Важнейшей задачей прикладной социологии является:

1)               проведение социологических опросов;

2)       управление социальными процессами;

3)       выявление социальных закономерностей;

4)       построение математических моделей;

5)               формулирование теоретических положений.

Вопрос 5. Социологическое знание отличается от обыденного:

1)               использованием особого терминологического аппарата;

2)       соответствием реальности;

3)       опорой на факты;

4)       рациональной обоснованностью;

5)       практической применимостью.

Задание 2 Вопрос 1. Социология выделилась из:

1)               антропологии;

2)       теологии;

3)               истории;

4)       экономической теории;

5)               философии.

Вопрос 2. Социальные законы проявляются:

1)               как всеобщие;

2)       как необходимые;

3)       как законы природы;

4)       как законы мышления;

5)               как законы-тенденции, реализующиеся конкретными людьми при определенных условиях.
Вопрос 3. Согласно О.Конту, социология опирается на:

 

1)               биологию;

2)       экономику;

3)       культуру;

4)       политику;

5)       психологию.

Вопрос 4. Рассматривал общество по аналогии с живым организмом:

1)               К.Маркс;

2)       Ф.Теннис;

3)       Г.Спенсер;

4)       Э. Дюркгейм;

5)       М.Вебер.

Вопрос 5. Какие факты общественной жизни, согласно Дюркгейму, принудительно воздействуют на человека, подобно природным:

1)               идеология;

2)       политика;

3)       искусство;

4)       «коллективные представления»;

5)       «дух капитализма».

Задание 3

Вопрос   1.   Мыслитель,   который   рассматривал   развитие   общества   как   последовательную   смену общественно-экономических формаций:

1)               М.Вебер;

2)       Э.Дюркгейм;

3)       Г.Зиммель;

4)       К.Маркс;

5)       Ф.Теннис.

Вопрос 2. Главное назначение социологии Э.Дюркгейм видит:

1)               в познании общественных связей и отношений;

2)       в объяснении различных социальных типов личности;

3)       в создании теории бесклассового общества;

4)       в содействии интеграции общества;

5)       в содействии борьбе с бедностью.

Вопрос 3. Возникновение капитализма было подготовлено протестантской этикой, согласно:

1)               Г.Риккерту;

2)       Г.Зиммелю;

3)       В.Парето;

4)       М.Веберу;

5)       О.Конту.

Вопрос 4. Главной заслугой В.Парето в социологии является:

1)               анализ «социальных фактов»;

2)       построение системной модели общества, учитывающей своеобразие общественной жизни;

3)       исследование социальных типов личности;

4)       разработка метода, позволяющего постигнуть значение и смысл человеческих действий;

5)       открытие «закона трех стадий».

Вопрос 5. «Отцом-основателем» социологии считается:

1)               Г.Спенсер;

2)       Э. Дюркгейм;

3)       О.Конт;

4)       К.Маркс;

5)       В.Парето.

Задание 4

Вопрос 1. Представителем руссофильского направления в социальном мышлении России является:

1)               А.И.Герцен;

2)       К.П.Победоносцев;

3)       Д.И.Писарев;

4)       Н.Г.Чернышевский;

5)       В.Г.Белинский.

Вопрос 2. Н.А.Данилевский первым в истории социологии сформулировал:

1)               учение о поступательном развитии общества;

2)       учение о циклическом ходе истории;

3)       учение о единой линии развития мировой истории;

4)       учение о культурно-исторических типах, проходящих жизненный цикл от рождения до смерти;

5)       учение об общественно-экономических формациях.

Вопрос  3.  Русский   мыслитель,   который   первым  ввел  в  социологию  термины  «антропологизм», «субъектный метод»:

1)               Н.К.Михайловский;

2)       НЛанилевский;

3)       Н.И.Кареев;

4)       П.Л.Лавров;

5)               А.А.Богданов.

Вопрос 4. Для современной академической социологии характерно:

1)первичный сбор и аналитическая обработка фактов общественной жизни;

2)применение преимущественно эмпирических методов исследования;

3)стремление к идейно-теоретическому и методологическому плюрализму.

4)практическая направленность.

5)решение проблем познания с опорой на эмпирические и теоретические методы исследования.

Вопрос 5. Какой мыслитель наиболее важными группами интересов для развития общества счит; психологические, альтруистические и религиозные:

1)Е.В. де Роберти;

2)А.А.Богданов;

3)М.И.Туган-Барановский;

4)Н.И.Кареев;

5)Н.К.Михайловский

 

                                                                      Задание 5

Вопрос 1. Согласно теориям «экологического детерминизма», определяющим фактором общественно развития является:

1)               уровень развития производства;

2)       уровень развития науки и техники;

3)               уровень материального благосостояния общества;

4)       характер взаимодействия человека и природы;

5)       характер взаимодействия людей в обществе.

Вопрос 2. Теорию социальной мобильности сформулировал:

1)               Г.Спенсер;

2)       П.Сорокин;

3)       Ф.Теннис;

4)       О.Шпенглер;

5)               Г.Зиммель.

Вопрос 3. Слово «культура» пришло в русский язык:

1)               из древнегреческого;

2)       из древнееврейского;

3)       из латинского;

4)       из церковнославянского;

5)       из древнеславянского.

Вопрос 4. Классическое определение понятия «культура» дано:

1)               Джрэзером;

2)       Л.Уайтом;

3)       Э.Тайлором;

4)       О.Шпенглером;

5)       Ж.Ж.Руссо.

Вопрос 5. Основные положения теории «демографического детерминизма» сформулировал:

1)               Ж.Ж.Руссо;

2)       О.Шпенглер;

3)       Г.Спенсер;

4)       О.Конт;

5)       Д.Белл.

Задание 6

Вопрос 1. Представителей движения «хиппи» мы можем отнести:

1)               к доминирующей культуре;

2)       к субкультуре;

3)       к контркультуре;

4)       к элитарной культуре;

5)               к народной культуре.

Вопрос 2. Формализованные нормы, требующие неукоснительного соблюдения, называются:

1)               правовыми;

2)       нравственными;

3)       нормами морали;

4)       нравами;

5)       традициями.

Вопрос 3. Культурным элементом можно назвать:

1)               джазовую композицию;

2)       ритуальный танец;

3)       поклон певца после выступления;

4)       кинофильм;

5)       торговую сделку.

Вопрос 4. Наиболее продуктивный способ существования общества базируется:

1)               на этноцентризме;

2)       на культурном реализме;

3)               на национализме;

4)       на сочетании энтоцентризма и культурного реализма;

5)       на космополитизме.

Вопрос 5. Признание за другими культурами возможности собственной интерпретации «наших» культурных образцов характерно для позиции:

1)               этноцентризма;

2)       космоцентризма;

3)               антропоцентризма;

4)       плюрализма;

5)       монизма.

 

Задание 7

Вопрос 1. Сходство человека с другими живыми существами проявляется в:

1)               в наличии языка;

2)       в биологической наследственности;

3)       в уникальном индивидуальном опыте;

4)       в религиозности;

5)       в чувстве юмора.

Вопрос 2. Человеческое «Я», открывающееся через реакции других, Ч.Кули называл:

1)               «обобщенным другим»;

2)       «зеркальным Я»;

3)       Я-образом;

4)       Сверх Я;

5)       «значимым другим».

Вопрос 3. Необходимым признаком существования социальной группы является:

1)               ожидания каждого члена группы относительно других ее членов;

2)       наличие духовной общности у членов группы;

3)       терпимое отношение к религиозным взглядам членов группы;

4)       территориальная общность;

5)               общие увлечения членов группы.

Вопрос 4. Футбольные болельщики представляют собой:

1)               аудиторию;

2)       социальный круг;

3)       случайную толпу;

4)       обусловленную толпу;

5)       касту.

Вопрос 5. Наиболее близкими к устойчивым социальным группам среди квазигрупп являются:

1)               социальные круги;

2)       аудитории;

3)       обусловленные толпы;

4)       действующие толпы;

5)       экспрессивные толпы.

                                                                   Задание 8

   Вопрос 1. «Пассионарии», согласно Н.Гумилеву :

1)               рационально-мыслящие люди;

2)       религиозные фанатики;

3)       деклассированные слои населения;

4)       наиболее энергичные и одаренные люди;

5)       стойкие и непреклонные войны.

Вопрос  2.  В  основе  социальной  стратификации  лежат  ценностные  ориентации   членов общества, согласно:

1)               К.Дэвису;

2)       П.Сорокину;

3)       Т.Парсонсу;

4)       У.Муру;

5)       А.Тойнби.

Вопрос 3. Принадлежность к определенному общественному классу зависит:

1)               от наличия или отсутствия собственности;

2)       от уровня интеллектуального развития;

3)       от древности рода;

4)       от религиозной веры;

5)       от нравственных установок.

Вопрос 4. Три основные ценности, с распределением которых Дженски связывает социальную стратификацию:

1)               свобода, равенство, братство;

2)       секс, наркотики, рок-н-ролл;

3)       власть, привилегии, престиж;

4)       тайна, власть, авторитет;

5)               благосостояние, влияние, мода.

Вопрос 5. Автором работы «Янки-сити» является:

1)               У.Л.Уорнер;

2)       ДжЛенски;

3)       Т.Парсонс;

4)       М.Вебер;

5)       Г.Зиммель.

Задание 9 Вопрос 1. Диффузия возникает как следствие:

1)               тесного контакта между социальными группами;

2)       демонстрации возможностей инноваций;

3)       технической оснащенности общества;

4)       изолированности социальных групп друг от друга;

5)       договоренности ученых-социологов.

Вопрос 2. Внедрение инноваций в общественную жизнь:

1)               подрывает устои традиционной культуры;

2)       приводит к отказу от инноваций;

3)       вносит новые культурные образцы;

4)       не влияет на культуру;

5)               способствует изолированности определенных культур.
Вопрос 3. Положительным значением конкуренции является:

 

1)               борьба руководителей за влияние в организации;

2)       текучесть кадров;

3)       разобщенность коллектива;

4)       стимулирование личности к высоким результатам труда;

5)       формирование подозрительного и недружелюбного отношения работников друг к другу-

Вопрос   4.   Когда   внуки   переселенцев   воспринимают   культуру   новой   родины   как  собственную, происходит:

1)               диффузия;

2)       инкультурация;

3)       социализация;

4)       аккультурация;

5)               ассимиляция.

Вопрос 5. Одним из методов распределения недостаточного вознаграждения является:

1)               кооперация;

2)       солидарность;

3)       забастовка;

4)       сотрудничество;

5)       конкуренция.

Задание 10

Вопрос 1. Социальные движения, направленные на приостановку или искоренение произошедших в обществе изменений, называются:

1)              утопическими движениями;

2)      движениями сопротивления;

3)      революционными движениями;

4)      экспрессивными движениями;

5)      движениями за реформы.

Вопрос 2. Борьба за эмансипацию женщин относится:

1)               утопическим движениям;

2)       к движениям сопротивления;

3)       к экспрессивным движениям;

4)       к движениям сексуальных меньшинств;

5)       к движениям за реформы.

Вопрос 3. Личность, живущая на грани нескольких культур и не относящая себя ни к одной из них, называется:

1)               асоциальной;

2)       преступной;

3)       маргинальной;

4)       мобильной;

5)       изолированной от общества.

Вопрос 4. Согласно Р.Хеберле, невротиков и психопатов привлекает в экстремистских социальных движениях:

1)               единение с себе подобными;

2)       цель движения;

3)       средства, используемые для достижения целей;

4)       мотивы движения;

5)               перспектива стать лидерами.

Вопрос 5. Изменение социального статуса:

1)               не влияет на чувство социальной несправедливости индивида;

2)       обостряет чувство социальной несправедливости;

3)       ослабляет чувство социальной несправедливости;

4)       укрепляет семейные связи;

5)               влечет за собой разрыв семейных связей.

Задание 11

 Вопрос 1. Служебное повышение, согласно учению П.Сорокина, относится:

1)               к горизонтальной семейной мобильности;

2)       к горизонтальной территориальной мобильности;

3)       к политической вертикальной мобильности;

4)       к экономической вертикальной мобильности;

5)       к профессиональной вертикальной мобильности.

Вопрос 2. Социальные системы, для которых занятие индивидами определенных позиций в обществе закреплено происхождением и исключена возможность достижения индивидами более высоких статусов, называются:

1)               племенами;

2)       классами;

3)       стратами;

4)       родами;

5)       кастами.

Вопрос 3. Брак с представителем или представительницей более высокого социального статуса не даст ничего хорошего, если:

1)               индивид не поменяет свои увлечения;

2)       индивид не умеет быть доброжелательным;

3)       индивид не обладает сильным характером;

4)       индивид не готов к быстрому усвоению новых культурных образцов;

5)       индивид не обладает высоким уровнем интеллекта.

Вопрос 4. Если в дружеском кругу один из рабочих становится мастером, то:

1)               возникает конфронтация;

2)       остальные рабочие увольняются;

3)       дружеские отношения, как правило, распадаются;

4)       дружеские отношения, как правило, укрепляются;

5)               отношения в группе не изменяются.

Вопрос 5. Вертикальная социальная дистанция или число страт, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени, называется:

1)               скоростью мобильности;

2)       интенсивностью мобильности;

3)       концентрацией мобильности;

4)       каналом мобильности;

5)       статусным окружением.

Задание 12

Вопрос 1. Общество может существовать без конфликтов, согласно:

1)               Г.Зиммелю;

2)       К.Марксу;

3)       Л.Козеру;

4)       Э.Гидденсу;

5)       Р.Дарендорфу.

Вопрос 2. Р.Дарендорф в основание конфликтов в обществе положил:

1)               экономические факторы;

2)       культурные факторы;

3)       религиозные факторы;

4)       этнические различия;

5)       политические факторы.

Вопрос 3. По мнению П.Сорокина, социальные конфликты возникают тогда, когда:

1)              люди стремятся к доминированию;

2)      на всех людей не хватает природных ресурсов;

3)      люди не контролируют свои эмоции;

4)      не удовлетворяются базовые потребности людей;

5)      усиливается социальная мобильность.

Вопрос 4. Важнейшим условием преодоления конфликта является:

1)               обоюдная заинтересованность сторон в разрешении сложившейся ситуации;

2)       привлечение к нему третьей стороны;

3)       эмоциональная разрядка участников конфликта;

4)       обращение за консультацией к конфликтологу;

5)       отказ одной сторон от своих целей.

Вопрос 5. Конфликт пр поводу распределения власти считается:

1)               экономическим;

2)       национально-этническим;

3)       политическим;

4)       религиозным;

5)       идеологическим.

Задание 13

 Вопрос 1. Собственность, обмен, деньги относятся к:

1)               социокультурным институтам;

2)       политическим институтам;

3)       экономическо-социальным институтам;

4)       воспитательным институтам;

5)       нормативно-санкционирующим институтам.
Вопрос 2. Семья — это:

 

1)              социальный институт;

2)      форма отношений между мужчиной и женщиной;

3)              форма отношений между родителями и детьми;

4)      уставная форма отношений;

5)              социальный круг.

Вопрос 3. Нуклеарная семья представляет собой:

1)               супружескую пару с детьми, не состоящими в браке;

2)       семью, включающую в себя два или более поколений;

3)       семью, включающую мать и детей;

4)       семью, включающую отца и детей;

5)               полигамную семью.

Вопрос 4. Семейная жизнь в современном государстве регулируется, прежде всего:

1)              правовыми нормами;

2)      эстетическими нормами;

3)      экономическими нормами;

4)      политическими нормами;

5)              религиозными нормами.

Вопрос 5. Основной функцией семьи является:

1)               досуговая;

2)       эмоциональная;

3)       экономическая;

4)       воспитательная;

5)               репродуктивная.

Задание 14

Вопрос 1. Для первобытных верований характерен:

1)              монотеизм;

2)      дуализм;

3)      политеизм;

4)      деизм;

5)              плюрализм.

Вопрос 2. К монотеистическим религиям относится:

1)               буддизм;

2)       сикхизм;

3)               синтоизм;

4)       даосизм;

5)               парсизм.

Вопрос 3. Характерной чертой сознания верующего является:

1)               преобладание в нем эмоционально-аффективных свойств;

2)       умиротворение;

3)       рациональность;

4)       сосредоточенность;

5)       открытость.

Вопрос 4. Основной формой современной религиозной организации является:

1)               секта;

2)       церковь;

3)       деноминация;

4)       монастырь;

5)       патриархат.

Вопрос 5. Существенной особенностью современного этапа развития религии в западных странах является:

1)               неравномерное развитие различных религиозных направлений;

2)       терпимое отношение представителей различных религиозных направлений друг к другу;

3)       секуляризация;

4)       усиление роли национальных религий;

5)       увеличение числа верующих.

Задание 15 Вопрос 1. Религия способствует сплочению людей, выполняя:

1)               регулятивную функцию;

2)       интегративную функцию;

3)       мировоззренческую функцию;

4)       психотерапевтическую функцию;

5)       коммуникативную функцию.
Вопрос 2. Секуляризация — процесс:

 

1)               усиления влияния политики в современном обществе;

2)       усиления влияния религии;

3)       коммуникации верующих;

4)       освобождения от влияния религии на различные социальные институты;

5)       установления религиозных ограничений.

Вопрос 3. Основной характеристикой социальных организаций, согласно П.Глау и У.Скотту, является:

1)               направленность на достижение цели;

2)       наличие взаимодействия людей;

3)       рациональные установки членов организации;

4)       регламентированность;

5)       наличие формальной структуры.

Вопрос 4. При исследовании социальных организаций преимущественное внимание кооперации людей уделяли:

1)               Д.Марч, Г.Саймон;

2)       К.Б.Барнард;

3)       А.Этциони;

4)       П.Блау и У.Скотт;

5)               К.Дэвис.

Вопрос 5. Социальное взаимодействие и коммуникация рассматриваются в качестве основы любой формальной организации:

1)               в «интеракционистической модели»;

2)       в модели «организации-машины»;

3)       в теории Ф.Тейлора;

4)       в теории Ч.Барнарда;

5)       в теории М.Вебера.

Задание 16 Вопрос 1. Важнейшим признаком организации является:

1)               обладание формальной структурой;

2)       целесообразность;

3)       предсказуемость действий ее членов;

4)       согласованность действий ее членов;

5)       все вышеперечисленные признаки являются важнейшими.
Вопрос 2. Нормативная структура организации включает в себя:

 

1)               нормы, традиции, ценности;

2)       обычаи, идеалы, устои;

3)       нормы, ценности, ролевые ожидания;

4)       правила, уставы, приказы;

5)       законы, установления, эдикты.

 

Вопрос 3. Фактический порядок организации можно представить в качестве:

1)               поведенческой структуры;

2)       нормативной структуры;

3)       правовой структуры;

4)       абстрактной структуры;

5)       идеальной структуры;

Вопрос 4. Цели организации устанавливаются:

1)              для слаженной работы членов организации;

2)      для установления неформальных отношений между членами организации;

3)      для рационализации деятельности;

4)      для удовлетворения коллективных потребностей;

5)              для совершенствования структуры организации.

Вопрос 5. При социологическом подходе к изучению организации исследуются:

1)               мотивации работников организации;

2)       способы эффективного управления организацией;

3)               информационные потоки;

4)       взаимосвязи и взаимоотношения организации с обществом в целом;

5)               цели и задачи деятельности организации.

Задание 17

 Вопрос 1. Современный человек западного общества ориентируется преимущественно на:

1)               чувственное понимание действительности;

2)       на религию;

3)       на рациональный стиль поведения;

4)       на интуитивный стиль поведения;

5)       на мистический опыт.

Вопрос 2. Ф.Тейлор полагал, что рядовой работник организации является:

1)              участником управления;

2)      генератором творческих идей;

3)      инициатором нововведений;

4)      участником производственного процесса;

5)              правильны все вышеперечисленные ответы.

Вопрос 3. Ученый, разработавший модель «организации-машины»:

1)               Ч.Барнард;

2)       Ф.Тейлор;

3)       Г.Саймен;

4)       Ф.Селзник;

5)       А.Файоль.

Вопрос 4. Обязательным условием институционализации организации является:

1)               формирование системы социального контроля;

2)       возможность служебной карьеры для членов организации;

3)               забота о здоровье членов организации;

4)       организация благоприятных условий трудовой деятельности;

5)               возможность персонала обновлять свои знания.
Вопрос 5. Согласно теории бюрократии М.Вебера:

 

1)               формирование персонала бюрократической организации осуществляется на рациональных основаниях;

2)       важнейшую роль в бюрократической организации персонала играет интуиция руководства;

3)       власть в бюрократической организации имеет горизонтальную структуру;

4)       представители низшего звена вправе  не учитывать решения руководителей более  высокого уровня
управления;

5)       работники вправе руководствоваться личностными пристрастиями и предпочтениями.

Задание 18 Вопрос 1. Концепция Э.Мэйо легла в основание:

1)              учения о влиянии протестантской этики на формирование капитализма;

2)      учения о бюрократии;

3)      теории «человеческих отношений на производстве»;

4)      теории конфликта;

5)              идеи «вертикальной мобильности».

Вопрос  2.  Автор  концепции  бюрократии,  служившей   многие десятилетия   отправной   точки  для проведения социологического анализа организации:

1)               Э.Мэйо;

2)       А.Файоль;

3)               М.Вебер;

4)       Ч.Барнард;

5)               Ф.Селзник.

Вопрос 3. Особенность социальных изменений в современном российском обществе состоит в том, что:

1)               осуществляются демографические изменения;      

2)       происходит модернизация;

3)       происходит социализация личности;

4)       они связаны с системным переходом от одного общественно-экономического устройства к другому;

5)       происходит урбанизация общества.

Вопрос 4. Главная особенность социальных изменений в современном российском обществе состоит:

1)               в переходе от одного общественно-экономического устройства к другому;

2)       в росте оппозиционных настроений по отношению к властным структурам;

3)       в демократизации общества;

4)       в усилении верховной власти;

5)       в увеличении социальной мобильности.

Вопрос 5. Для формирования демократического общества в России необходимо:

1)               формировать соответствующий стиль мышления граждан;

2)       формировать развитую социальную инфраструктуру;

3)       формировать социально ориентированную экономику;

4)       формировать характер материально-технической базы демократического общества;

5)               необходимы все вышеперечисленные факторы.

 

 

Социология 1 вариант (СЦ)

Текст контрольной работы по предмету “Социология” 1 вариант

Задание 1

Вопрос 1. Задачей социологии является:

1.                 Типологизация социальных систем;

2.                 Исследование человеческой психики;

3.                 Изучение форм собственности;

4.                 Оценка роли капитализма в жизни общества;

5.                 Изучение политических отношений.

 

Вопрос 2. Истинность получаемых социологических фактов и обобщений устанавливается:

1.                 Путем влияния школы, семьи;

2.                 Путем сопоставления выдвинутых гипотез с эмпирическими данными;

3.                 Под влиянием СМИ;

4.                 Исходя из личного опыта;

5.                 Под влиянием друзей и знакомых.

 

Вопрос 3. Главное отличие прикладной социологии от теоретической заключается в:

1.                 Использовании математических методов;

2.                 Наличии философской базы исследования;

3.                 Обработке данных исследования с помощью компьютера;

4.                 Применении статистики;

5.                 Ориентации на практическое решение социальных проблем.

 

Вопрос 4. В чем заключается специфика человеческого общества?

1.                 Во взаимоотношениях людей;

2.                 В отношении людей к стране, в которой они живут;

3.                 В отношении людей к семье;

4.                 В отношении людей к космосу;

5.                 В отношении людей к природе.

 

Вопрос 5. C какой наукой наиболее полно взаимодействует социология?

1.                 С химией

2.                 С физикой

3.                 С философией

4.                 С математикой

5.                 С биологией

 оценка 5

 

Задание 2

Вопрос 1. Что относится к методам сбора и первичной обработки социальных фактов?

1.                 Разнообразные массовые опросы;

2.                 Социометрия;

3.                 Социальная статистика;

4.                 Социальный эксперимент;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 2. К методам теоретического анализа и обобщения относится:

1.                 Системный метод;

2.                 Структурно-функциональный анализ;

3.                 Типологизация;

4.                 Сравнительно-исторический метод;

5.                 Все вышеизложенное.

 

Вопрос 3. Социология изучает:

1.                 Политические институты общества;

2.                 Социальные закономерности жизни общества;

3.                 Общество в целом;

4.                 Поведение людей в социальных отношениях и системах;

5.                 Различные формы собственности.

 

Вопрос 4. Этносоциология - это:

1.                 Социология культуры;

2.                 Социология познания;

3.                 Социология труда;

4.                 Социология семьи;

5.                 Социология национально этнических отношений.

Вопрос 5. Когда политическая социология, экономическая социология и этносоциология

выделились в относительно самостоятельные науки?

1.                 В начале 19 в.

2.                 В середине 20 в.

3.                 Во второй половине 20 в.

4.                 В первой половине 20 в.

5.                 В конце 20 в.

Оценка 5

 

Задание 3

Вопрос 1. Какие из наук не являются родственными социологии?

1.                 Антропология;

2.                 Экономика;

3.                 Физика;

4.                 Наука о политических отношениях;

5.                 Социология социологии.

Вопрос 2. Кого называют “отцом” социологии?

1.                 О. Конта;

2.                 К. Маркса;

3.                 Ф. Тенниса;

4.                 Ф. Ратцеля;

5.                 Э. Реклю.

Вопрос 3. Какими исследованиями занимаются социологи теорий среднего уровня?

1.                 Изучением законов социологии;

2.                 Изучением конкретного поведения человека;

3.                 Исследованиями закономерностей взаимодействия отдельных социальных структур;

4.                 Исследуют социальные явления, происходящие в отдельных областях жизнедеятельности

людей, в отдельных социальных общностях и социальных институтах;

5.                 Изучением отношений между стратами.

Вопрос 4. Кто разработал теорию этнометодологии?

1.                 Дж. Хоманс;

2.                 Г. Гарфинкель;

3.                 Э. Гоффман;

4.                 Т. Парсонс;

5.                 Н. Смелзер.

Вопрос 5. Что не входит в понятие “Общенаучная функция”?

1.                 Исследование социальной жизни

2.                 Исследование недр Земли

3.                 Исследование феноменов социальной жизни

4.                 Исследование закономерностей динамики социальной жизни

5.                 Исследование процессов, систем и структур социальной жизни

 

Задание 4

Вопрос 1. Кто был автором “закона трех стадий”?

1.                 К. Маркс;

2.                 Г. Зиммель;

3.                 О. Конт;

4.                 М. Вебер;

5.                 Ф. Теннис.

 

Вопрос 2. Что входит в понятие “социальные факты” по Э.Дюркгейму?

1.                 Традиции;

2.                 Обряды;

3.                 Социальные обычаи;

4.                 Правила поведения человека;

 

5.                 Все вышеперечисленное.

Вопрос 3. Какие типы социальной личности выделял Г. Зиммель?

1.                 “Циник”;

2.                 “Аристократ”;

3.                 “Бедняк”;

4.                 “Кокотка”;

5.                 Все вышеперечисленные.

 

Вопрос 4. Какие методы социологического исследования выделял О. Конт?

1.                 Наблюдение;

2.                 Эксперимент;

3.                 Сравнение;

4.                 Исторический, генетический метод;

5.                 Все вышеперечисленные.

 

Вопрос 5. Кто был основателем нового направления в философии – позитивизма?

1.                 Э.Дюркгейм

2.                 Г. Зиммель

3.                 О. Конт

4.                 Ф.Теннис

5.                 К. Маркс

оценка 5

 

Задание 5

Вопрос 1. Сколько периодов в истории цивилизации выделял Л.И. Мечников?

1.                 Один;

2.                 Пять;

3.                 Три;

4.                 Два;

5.                 Четыре.

 

Вопрос 2. Кто был автором понятия “горизонтальная и вертикальная мобильность”?

1.                 П.Л. Лавров;

2.                 Н.И. Кареев;

3.                 А.А. Богданов;

4.                 П.А. Сорокин;

5.                 Н.К. Михайловский.

 

Вопрос 3. Кто был создателем первой в истории социологии антиэволюционистской модели

 общественного прогресса?

1.                 М.Н. Катков;

2.                 К.П. Победоносцев;

3.                 Н.Я. Данилевский;

4.                 М.М. Ковалевский;

5.                 К.Н. Леонтьев.

 

Вопрос 4. Кто ввел в социологическое знание термины “антропологизм”, “субъективный метод”,

“субъективная точка зрения”?

1.                 Е.В. де Роберти;

2.                 Н.М. Коркунов;

3.                 П.Л. Лавров;

4.                 Л.И. Петражицктй;

5.                 Н.И. Кареев.

 

Вопрос 5. Кто был автором теории “четырех факторов цивилизации”?

1.                 В.И. Ленин

2.                 К.Н. Леонтьев

3.                 Е.В. де Роберти

4.                 П.Л. Лавров

5.                 П.А. Сорокин

оценка 5

 

Задание 6

Вопрос 1. Современный этап развития социологии начинался:

1.                 С 20 гг. 20 века;

2.                 С конца 19 века;

3.                 С 50 гг. 20 века;

4.                 С 70 гг. 20 века;

5.                 Со второй половины 19 века.

 

Вопрос 2. Международные социологические конгрессы проводятся с:

1.                 1990 г;

2.                 1988 г;

3.                 1975 г;

4.                 1948 г;

5.                 1950 г.

 

Вопрос 3. В каком году начинает выходить журнал “Социологические исследования”?

1.                 1949 г;

2.                 1956 г;

3.                 1968 г;

4.                 1974 г;

5.                 1980 г.

 

Вопрос 4. Что создает благоприятные условия для развертывания социологических

исследований в нашей стране после 80-х годов?

1.                 Политическая и экономическая реформа;

2.                 Отсутствие идеологических запретов;

3.                 Широкое изучение общественного мнения;

4.                 Формирование системы социологического образования;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 5. Когда были прерваны позитивные тенденции развития социологии в СССР?

1.                 в 20-е годы

2.                 в 30-е годы

3.                 в 60-е годы

4.                 в 40-е годы

5.                 в 50-е годы

оценка 4

 

Задание 7

Вопрос 1.Кто автор “сетевой теории”?

1.                 Дж. Дэвис;

2.                 Г. Зиммель;

3.                 Р. Берт;

4.                 Ф. Знанецкий;

5.                 Т. Боттомор.

 

Вопрос 2. Сколько существует концептуальных подходов к категории “общество”?

1.                 Один;

2.                 Три;

3.                 Два;

4.                 Пять;

5.                 Четыре.

 

Вопрос 3. Кто был первым из социологов, кто сделал попытку интерпретации общества

как “нечто в своем роде, своеобразное”?

1.                 О. Конт;

2.                 Э. Дюркгейм;

3.                 Г. Спенсер;

4.                 Ф. Теннис;

5.                 Т. Боттомор.

 

Вопрос 4. В чем состоит социальная роль техники?

1.                 В овеществлении материальных средств труда;

2.                 В опосредовании взаимодействий природы и человека;

3.                 В создании духовных ценностей;

4.                 В создании материальных ценностей;

5.                 В воспроизводстве физического существования человека.

 

Вопрос 5. Кто считает, что в наше время главными детерминантами социального развития

выступают техника и наука?

1.                 О. Дункан

2.                 У. Огборн

3.                 А. Чазав

4.                 А. Хайт

5.                 П. Струве

оценка 3

 

  Задание 8

Вопрос 1. Что в себя включает нематериальная культура?

1.                 Слова, используемые людьми;

2.                 Идеи;

3.                 Привычки;

4.                 Обычаи и верования;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 2. Что в себя включает материальная культура?

1.                 Инструменты;

2.                 Мебель;

3.                 Автомобиль;

4.                 Здания;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 3. Культурная норма - это:

1.                 Общепринятый шаблон поведения;

2.                 Система поведенческих ожиданий;

3.                 Социальная норма;

4.                 Норма этикета;

5.                 Обычай.

 

Вопрос 4. Культурный элемент - это:

1.                 Совокупность обычаев;

2.                 Нравственная норма;

3.                 Организованная система поведения;

4.                 Неделимая единица поведенческого образца или материального продукта;

5.                 Культурный комплекс.

 

Вопрос 5. Кто сформулировал основные положения демографического детерминизма?

1.                 О. Шпенглер

2.                 Л. Котрелл

3.                 Ф. Знанецкий

4.                 Р. Берт

5.                 П. Сорокин

оценка 5

 

Задание 9

Вопрос 1.Этноцентризм в культуре присущ:

1.                 Отдельным людям;

2.                 Отдельным социальным группам;

3.                 Всем обществам;

4.                 Отдельным нациям;

5.                 Молодым людям.

 

Вопрос 2. Научный термин “культура” появился в:

1.                 Индии;

2.                 Греции;

3.                 Древнем Риме;

4.                 Египте;

5.                 Китае.

 

Вопрос 3. Сколько было сформулировано определений “культуры” в различных областях

научной деятельности?

1.                 Более ста;

2.                 40;

3.                 250;

4.                 Около десяти;

5.                 20.

 

Вопрос 4. Что можно отнести к обычаям?

1.                 Пожимание правой руки при приветствии;

2.                 Еда с вилки;

3.                 Езда по правой стороне улицы;

4.                 Кофе или чай на завтрак;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 5. Что проводит грань между примитивными культурами и цивилизацией?

1.                 песня

2.                 математика

3.                 космос

4.                 письменность

5.                 самолет

оценка 5

 

 Задание 10

Вопрос 1. Кто впервые ввел термин “референтная группа”?

1.                 Р. Парк;

2.                 Э. Берджес;

3.                 Э. Богардус;

4.                 М. Шериф;

5.                 Г. Лебон

 

Вопрос 2. Что характерно для социальных стереотипов?

1.                 Селективное восприятие;

2.                 Селективная интерпретация;

3.                 Селективная идентификация;

4.                 Селективное исключение;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 3. Когда “малые группы” стали изучаться социологами?

1.                 В 40-х годах;

2.                 В 50-х годах;

3.                 В 60-х годах;

4.                 В 70-х годах;

5.                 В 80-х годах.

 

Вопрос 4. Что не является малой группой?

1.                 Производственная бригада;

2.                 Ученики одного класса;

3.                 Коллектив цеха;

4.                 Студенческая группа;

5.                 Спортивная команда.

 

Вопрос 5. К чему приводит потеря цели в больших группах?

1.                 К распаду

2.                 К активизации взаимодействия

3.                 К поиску врага

4.                 К конфликтам

5.                 К возрождению

оценка 5

 

Задание 11

Вопрос 1.Что такое квазигруппа?

1.                 Некий слой населения без каких-либо особых характеристик;

2.                 Такого понятия в социологии нет;

3.                 Большой социальный слой;

4.                 Объединение людей с неустойчивым и кратковременным характером;

5.                 Коллектив людей с устойчивой структурой и долговременным характером.

 

Вопрос 2. Социальная группа - это:

1.                 Индивиды, находящиеся в одном месте;

2.                 Выпускники одной школы;

3.                 Группа молодежи одного возраста;

4.                 Совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе

разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении другого;

5.                 Спонтанная, неустойчивая группа.

 

Вопрос 3. Какие отличительные черты не принадлежат квазигруппам?

1.                 Спонтанность образования;

2.                 Неустойчивость взаимосвязей;

3.                 Отсутствие разнообразия во взаимодействиях;

4.                 Низкий социальный контроль;

5.                 Кратковременность совместных действий.

 

Вопрос 4. Какие характеристики не принадлежат толпе как временному собранию людей?

1.                 Внушаемость;

2.                 Односторонние взаимодействия;

3.                 Анонимность;

4.                 Спонтанность;

5.                 Неуязвимость.

 

Вопрос 5. Какая толпа обладает наиболее неопределенной структурой?

1.                 Восставшая

2.                 Действующая

3.                 Случайная

4.                 Обусловленная

5.                 Экспрессивная

оценка 5

 

Задание 12

Вопрос 1. Под этносом принято понимать:

1.                 Референтные группы;

2.                 Устойчивую совокупность людей, проживающих на отдельной территории;

3.                 Первичные и вторичные группы;

4.                 Малые группы;

5.                 Аутгруппы.

 

Вопрос 2. В защиту идеи чистоты и превосходства белой расы выступали некоторые социологи.

Чье имя вы могли бы назвать?

1.                 У. Томас;

2.                 А. Кетле;

3.                 Ж.А. де Гобино

4.                 Ч. Бут;

5.                 Э. Дюркгейм.

 

Вопрос 3. Понятие этнической стратификации выражают:

1.                 Признаки социального статуса человека;

2.                 Признаки экономического и политического статуса человека;

3.                 Социально-этническое неравенство различных этнических групп, их престиж, статус,

место в общей иерархии этнических отношений;

4.                 Национальные стереотипы;

5.                 Взаимосвязь личности и этнической группы.

 

Вопрос 4. Сколько типов этноса существует?

1.                 Один;

2.                 Два;

3.                 Три;

4.                 Четыре;

5.                 Пять.

 

Вопрос 5. Какой из разновидностей этноса социологи уделяют первостепенное внимание?

1.                 Племя

2.                 Народность

3.                 Нация

4.                 Народность и нация

5.                 Всем без исключения

оценка 5

 

Задание 13

Вопрос 1. Под статусным профилем в социологии понимается:

1.                 Достигаемый статус;

2.                 Совокупный статус индивида в определенный момент времени;

3.                 Предписанный статус;

4.                 Социальный статус;

5.                 Социальный стереотип;

 

Вопрос 2. Социальная стратификация - это:

1.                 Разделение общества на группы;

2.                 Распределение ценностей между членами группы;

3.                 Иерархически организованная структура социального неравенства;

4.                 Показатель степени неравенства между группами;

5.                 Классовая структура общества.

 

Вопрос 3. Согласно К. Марксу основой разделения на конфликтные группы в обществе является:

1.                 Степень образованности;

2.                 Наличие семьи;

3.                 Наличие собственной субкультуры;

4.                 Сформированное классовое самосознание;

5.                 Наличие или отсутствие собственности.

 

Вопрос 4. По М. Веберу современные теории социальных классов основаны на:

1.                 Отношении к собственности;

2.                 Теории стратификации;

3.                 Наличии субкультуры;

4.                 Ценностной ориентации членов общества;

5.                 Критериях дохода.

 

Вопрос 5. Что относится к базовым параметрам общества?

1.                 География, геология

2.                 Современность, прогресс

3.                 Репутация, уважение

4.                 Доход, происхождение, власть, должность

5.                 Перспектива

оценка 5

 

Задание 14

Вопрос 1. Социальный процесс - это:

1.                 Перемещение людей с места на место;

2.                 Совместное обучение;

3.                 Производство, распределение и потребление продуктов;

4.                 Участие в политической борьбе;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 2. Конкуренция - это:

1.                 Борьба между индивидами, группами за овладение ценностями;

2.                 Попытка достижения вознаграждения путем опережения соперников;

3.                 Борьба за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола;

4.                 Один из методов распределения недостаточного вознаграждения;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 3. На чем основаны достижения современного капитализма?

1.                 Открытия;

2.                 Достижения;

3.                 Диффузия;

4.                 Кооперация;

5.                 Конкуренция.

 

Вопрос 4. Приспособление - это ...

1.                 Подчинение;

2.                 Компромисс;

3.                 Терпимость;

4.                 Ассимиляция;

5.                 Варианты 1, 2, 3.

 

Вопрос 5. В каких обществах возможна диффузия?

1.                 В антагонистических.

2.                 В тех, которые вступают друг с другом в тесный контакт.

3.                 В тех, у которых нет общих интересов.

4.                 В тех, которые имеют общего врага

5.                 В конкурирующих.

Оценка 5

 

Задание 15

Вопрос 1. Под социальными движениями понимают:

1.                 Религиозные движения;

2.                 Молодежные движения;

3.                 Эмигрантские движения;

4.                 Политические движения;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 2. Под экспрессивными движениями понимают:

1.                 Молодежные движения (хиппи, рокеры);

2.                 Движения ветеранов войны;

3.                 Монархические движения;

4.                 Религиозные движения;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 3. Какие стадии проходят социальные движения?

1.                 Стадия беспокойства;

2.                 Стадия возбуждения;

3.                 Стадия формализации;

4.                 Стадия распада движения;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 4. Что способствует возникновению социальных движений?

1.                 Социальная неудовлетворенность;

2.                 Контакты и взаимодействия между неудовлетворенными людьми;

3.                 Наличие идеологии, оправдывающей предполагаемые коллективные действия в социальных

 движениях;

4.                 Уверенность в том, что общие коллективные действия могут ослабить социальную

неудовлетворенность;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 5. Кем впервые была разработана концепция маргинальности?

1.                 Р. Парком.

2.                 Э. Хоффером.

3.                 П. Сорокиным.

4.                 К. Марксом.

5.                 В. Плехановым.

Оценка 5

 

Задание 16

Вопрос 1. Что, по мнению Р. Мертона, характерно для членов дезорганизованного общества?

1.                 Чувство того, что те, кто управляет государством, равнодушны к чувствам и

стремлениям рядовых членов;

2.                 Чувство того, что рядовой член общества не может достичь основных своих целей

в обществе;

3.                 Общее ощущение тщетности и бесполезности приложения усилий;

4.                 Убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо социальную или

психологическую поддержку;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 2.Что такое маргинальные слои общества?

1.                 Мелкая буржуазия;

2.                 Социальная страта;

3.                 Неквалифицированные рабочие;

4.                 Промежуточные, пограничные слои общества;

5.                 Крупная буржуазия.

 

Вопрос 3. Люди каких профессий наиболее восприимчивы к социальным движениям?

1.                 Шахтеры;

2.                 Моряки;

3.                 Старатели;

4.                 Геологи;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 4. Аболиционистские движения - это:

1.                 Движения за отмену какого-либо закона;

2.                 Движения за равноправие женщин;

3.                 Религиозные движения;

4.                 Запрещающие движения (порнографию, строительство атомных электростанций и др.);

5.                 Революционные движения.

 

Вопрос 5. Что является одной из причин присоединения к социальным движениям?

1.                 Благоприятная семейная обстановка.

2.                 Материальное благополучие.

3.                 Потребность заполнить эмоциональный вакуум.

4.                 Поиск истины.

5.                 Отсутствие жизненных ориентиров.

Оценка 5

 

Задание 17

Вопрос 1. Основные функции конфликта по Л. Козеру - это:

1.                 Образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ

групп;

2.                 Установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и

межгрупповых отношений;

3.                 Получение информации об окружающей среде;

4.                 Создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 2. Какие стадии выделяют в социальном конфликте?

1.                 Предконфликтную;

2.                 Конфликтную;

3.                 Разрешение конфликта;

4.                 Послеконфликтную;

5.                 Все вышеперечисленные.

 

Вопрос 3. Что ускоряет процесс разрешения конфликта?

1.                 Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов;

2.                 Стороны должны стремиться к снятию социальной и психологической напряженности;

3.                 Стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу;

4.                 Участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую

часть конфликта в открытую;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 4. Что включает в себя понятие “сила” участников конфликта?

1.                 Физическую силу, включая и технические средства, применяемую как инструмент

 насилия;

2.                 Информационно-цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов,

 статистических данных, изучения материалов экспертизы;

3.                 Социальный статус. Выражающийся в общественно признанных показателях (доходы,

уровень власти, престиж);

4.                 Прочие ресурсы – деньги, территория, лимит времени, число сторонников;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 5. Что является важным при организации забастовки?

1.                 Количественный состав бастующих.

2.                 Время суток или года.

3.                 Осознание четкости поставленных целей.

4.                 Наличие лозунгов и плакатов.

5.                 Возрастной состав и образовательный уровень бастующих.

Оценка 5

 

  Задание 18

Вопрос 1. Какие формы социальных образований входят в понятие “социальный институт”?

1.                 Институт семьи;

2.                 Институт образования;

3.                 Институт здравоохранения;

4.                 Институт государства;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 2. Какие основные функции социальных институтов выделяют представители

институциональной школы?

1.                 Воспроизводство членов общества. Главным институтом здесь является семья;

2.                 Социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения;

3.                 Производство и распределение;

4.                 Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и

предписаний: моральные и правовые нормы, обычаи и т.д.;

5.              Все вышеперечисленное.

6.               

Вопрос 3.Сколько этапов проходит семья как социальный институт?

1.                 Один;

2.                 Три;

3.                 Два;

4.                 Пять;

5.                 Шесть.

 

Вопрос 4. Какова основная функция семьи?

1.                 Воспитательная;

2.                 Репродуктивная;

3.                 Хозяйственно-бытовая;

4.                 Досуговая;

5.                 Духовного общения.

 

Вопрос 5. Основой формирования семьи является:

1.                 Удовлетворение той или иной социальной потребности.

2.                 Религиозное поклонение.

3.                 Изменение статуса.

4.                 Поиск истины.

5.                 Производство и распределение.

Оценка 5

 

Задание 19

Вопрос 1. Монотеизм - это:

1.                 Вера в единого бога как высшее духовное существо;

2.                 Религиозное поклонение конкретному объекту (растение, животное);

3.                 Поклонение коллективному, религиозному объекту;

4.                 Религиозное поклонение многим богам (бог искусства, бог торговли, бог войны);

5.                 Вера в колдовские обряды и заклинания.

 

Вопрос 2. В каком веке возник буддизм?

1.                 1 в.;

2.                 7 в.;

3.                 6-5 в.в. до н. э.;

4.                 10 в.;

5.                 2 в. до н. э.

 

Вопрос 3. Что является религиозной символикой?

1.                 Крест и распятие Христа;

2.                 Церковное строение, символизирующее устремление верующих ввысь;

3.                 Алтарь в храме;

4.                 Иконы;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 4. Под культовыми действиями понимают:

1.                 Религиозные обряды и церемонии;

2.                 Проповеди;

3.                 Молитвы;

4.                 Богослужения;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 5. Функции религии в обществе с социологической точки зрения:

1.                 Интегративная

2.                 Регулятивная

3.                 Психотерапевтическая

4.                 Коммуникативная

5.                 Все вышеперечисленные

оценка 5

 

Задание 20

Вопрос 1. В соответствии с теорией К. Барнарда организация - это:

1.                 Искусственно созданная социальная группа;

2.                 Атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру;

3.                 Такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп

сознательностью, предсказуемостью, целенаправленностью;

4.                 Деятельность по выработке новых форм, налаживанию устойчивых связей;

5.                 Социальные объединения, сознательно конструируемые и реконструируемые для

специфических целей.

 

Вопрос 2. Сколько видов организационных целей Вы знаете?

1.                 Два;

2.                 Три;

3.                 Один;

4.                 Четыре;

5.                 Пять.

 

Вопрос 3. Цели-задания - это:

1.                 Преподавание в школе;

2.                 Лечение пациентов в больнице;

3.                 Прием пациентов в поликлинике;

4.                 Лабораторные работы в научно-исследовательских институтах;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 4. Какие промежуточные, вторичные цели ставятся перед организацией?

1.                 Укрепление дисциплины;

2.                 Стимулирование работников;

3.                 Реорганизация;

4.                 Улучшение качества работы;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 5. Кто входит в группу, называемую бюрократической организацией?

1.                 Нерадивые работники.

2.                 Те, кто тормозят принятие решений.

3.                 Высокопрофессиональные работники, занимающиеся выполнением функций управления.

4.                 Подхалимы.

5.                 Работники, имеющие низкую квалификацию, но большие связи.

Оценка 5

 

Задание 21

Вопрос 1. В современной западной социальной науке изучением структур и функций

организаций в обществе занимаются:

1.                 Социологи;

2.                 Психологи;

3.                 Политологи;

4.                 Специалисты по менеджменту и системному анализу;

5.                 Все вышеперечисленные.

 

Вопрос 2. Что можно считать организацией?

1.                 Учебные заведения;

2.                 Промышленные предприятия;

3.                 Воинские части;

4.                 Политические партии;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 3. Кто был автором социологической концепции бюрократии?

1.                 Э. Мэйо;

2.                 М. Вебер;

3.                 А. Файоль;

4.                 Ч. Барнард;

5.                 Ф. Тейлор.

 

Вопрос 4. Согласно Веберу, для бюрократии характерно:

1.                 Разделение труда;

2.                 Иерархия власти, наподобие пирамиды;

3.                 Все решения и действия должностных лиц базируются на правилах и должностных

 инструкциях;

4.                 Служебная карьера чиновника зависит от его деловых, профессиональных качеств,

уровня профессиональной подготовки;

5.                 Все вышеперечисленное.

 

Вопрос 5. Кто открыл роль неформальных групп в производственных отношениях?

1.                 К. Мертон

2.                 М. Вебер

3.                 Г. Саймен

4.                 Э. Мэйо

5.                 Г. Файоль

оценка 5

 

Задание 22

Вопрос 1. Объектом познания социологии является:

1.                 Политические институты общества;

2.                 Поведение людей;

3.                 Общество, его социальные и личностные структуры;

4.                 Различные формы собственности;

5.                 Социальные закономерности жизни общества.

 

Вопрос 2. На какие сферы жизни общества распространяются принципы демократии?

1.                 Политическая;

2.                 Правовая;

3.                 Экономическая;

4.                 Социальная;

5.                 Все вышеперечисленные.

 

Вопрос 3. Плюрализм бывает:

1.                 Политический;

2.                 Социальный;