X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости


Социология
1. Определите объектно-предметную область социологии, назовите основные понятия, ее функции и задачи как науки и научной дисциплины предпосылки ее возникновения.
2. Сформулируйте определение социологии права как отрасль социологической науки. Опишите значение социологических знаний для профессиональной деятельности юриста.
3. Перечислите и охарактеризуйте исторические этапы зарождения и становления социологического знания от античности до современности.
4. Дайте краткую характеристику историческим этапам и особенностям развития социологической мысли в России.
5. Дайте краткую характеристику классическим социологическим теориям (органическая теория общества Г. Спенсера, теория социального реализма Э. Дюркгейма, понимающая социология М. Вебера, социологическая теория марксизма). 6. Дайте определения общества и охарактеризуйте теоретические подходы к его
анализу.
7. Объясните значение термина «социальные связи и отношения в обществе» и дайте краткую их характеристику в современном российском обществе.
8. Дайте социологическое определение культуры и охарактеризуйте особенности правовой культуры в современном российском обществе.
9. Раскройте сущность, понятий «социальные ценности, нормы и традиции» и опишите их значение для функционирования общества.
10. Опишите социологические проблемы межкультурного взаимодействие в современном обществе и охарактеризуйте толерантное восприятие юристом разнообразия культур в процессе межкультурного взаимодействия.
11. Раскройте сущность, понятий «социальные группы и общности» и дайте
краткую характеристику их видам.
12. Опишите социологические основы формирования стратегии командной работы и принципы взаимодействия в коллективе.
13. Раскройте сущность социальной стратификации общества и социальной мобильности и дайте им краткую характеристику.
14. Раскройте сущность, понятий «социальный контроль и социальные санкции» опишите особенности социальной организации российского общества
15. Дайте определение «социального института», опишите их типологию и функции. Объясните, в чем заключаются особенности института права.
16. Дайте социологическое определение личности и опишите основные ролевые теории личности и значение личности в системе социальных связей.
17. Объясните значение терминов «социальный статус» и «социальная роль» личности. Объясните, что вы понимаете под ролевым напряжением и ролевым конфликтом в деятельности юриста.
18. Раскройте сущность, понятий «социальной адаптации и социализации личности», опишите фазы социализации личности и специфические черты правовой социализации личности.
19. Дайте краткую характеристику типологии, причин, особенностей формирования и проявления девиантного (деликвентного) поведения личности. Опишите правила и принципы социального межличностного взаимодействия в команде.
20. Раскройте сущность понятия «социальный конфликт», охарактеризуйте его причины социального конфликта, стадии и методы разрешения. Опишите особенности организации работы команды с учетом складывающихся объективных социальных условий.
21. Объясните значение термина «социологическое исследование», назовите его виды и дайте краткую характеристику структуре исследовательской программы.
22. Раскройте сущность, понятий генеральная и выборочная совокупности в социологическом исследовании и дайте характеристику методам сбора социальной информации.
23. Характеристика опроса и интервью как основных методов сбора социальной информации.
24. Объясните порядок социологического мониторинга взаимодействия в команде и результатов командной работы. Кратко охарактеризуйте методы исследования межкультурных, групповых и межличностных различий в коллективе.
25. Дайте краткую характеристику способам обработки, анализа и интерпретации данных. Объясните, как можно использовать результаты социологических исследований, эмпирически обоснованные обобщения, выводы в деятельности юриста.
26. Охарактеризуйте специфику юридической деятельности и опишите социальные роли, выполняемые юристом в процессе профессиональной деятельности. Объясните значение термина профессиональная деформация юристов.
27. Дайте краткую характеристику коррупционному поведению и назовите социальные условия, и факторы его формирования.
28. Опишите, как можно использовать результаты социологических исследований для изучения проблем в надзоре за исполнением законов и защитой прав и свобод человека и гражданина.
29. Сформулируйте, что вы понимаете под действиями юриста в нестандартных социальных ситуациях. Опишите ваше понимание социальной и этической ответственности юриста за принятые решения и руководство командой.
30. Кратко охарактеризуйте ваше понимание толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий индивидов и социальных групп. Расскажите, как вы сможете использовать данные социального
мониторинга для анализа и изучения разнообразия представителей различных культур в вашем коллективе.
1. Выделите наиболее характерные, с Вашей точки зрения, признаки предметной области социологии как науки, содержащиеся в определениях различных ученых: О. Конт, М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин.
2. Обоснуйте, какие методы социологической науки вы сможете использовать при взаимодействии в обществе, и какие при решении профессиональных задач. Предложите свое понимание необходимости изучения социологии для подготовки современного специалиста юридического профиля. Приведите пример.
3. Раскройте содержание развития социологической мысли на разных исторических этапах и запишите особенности ее развития на каждом этапе. Выделите практические функции социологической науки по анализу социальных процессов и явлений в современном российском обществе. Объясните их. Охарактеризуйте особенности развития социологии права на современном этапе.
4. Макс Вебер писал: «Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и самая эта классификация, конечно, не исчерпывает типы ориентации действия; они являют собой созданные для социологического исследования понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или – что встречается значительно чаще – из которых оно состоит. Для нас доказательством их целесообразности может служить только результат исследования».
Проанализируйте высказывание.
Поясните, о чем, по Вашему мнению, рассуждает автор.
Дайте характеристику термину «социальное действие».
5. Выделите, этапы и особенности развития социологической мысли в России. Кратко охарактеризуйте основные проблемы в развитии современной российской социологической мысли.
Оцените роль социологии права как отрасли социологического знания, для профессиональной деятельности юриста.
6. Сформулируйте свое понимание выражения «социологический образ мышления» на основе изучения и усвоения сущности понятий «объект социологии» и «предмет социологии».
Раскройте его характерные черты, покажите особенности проявления в поведении людей.
Приведите примеры из жизни.
7. Определите в процессе социологического анализа, с какими социальными проблемами сталкивается в настоящем, и может столкнуться в будущем российское общество.
Проведите анализ и объясните свое понимание социальных процессов, происходящих в современном российском обществе.
Дайте определение социальных процессов и назовите известные Вам виды.
8. Проведите анализ и поместите в левый столбик номера терминов, характеризующие материальную культуру, а в правый – духовную культуру:
1 - паровая машина, 2 - нормы, 3 - правила, 4 - образцы поведения, 5 - книга, 6 - галстук, 7- ритуалы, 8 - язык, 9 - украшение, 10 - плотина, 11 - мифы, 12 - храм, 13 - орудие труда, 14 - обычаи, 15 - жилой дом, 16 - традиции, 17 - знания, 18 - церемонии, 19 - теория относительности, 20 - дуэль, 21 - диспут, 22 - джинсы, 23 - огонь.
Материальная культура Духовная культура
Назовите методы социологической науки.
Укажите, как Вы сможете их использовать при выполнении должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.
Приведите пример.
9. В последние два-три десятилетия все более активные действия начинают предпринимать культурные движения. В них объединяются преимущественно мастера культуры, а также люди, озабоченные кризисными явлениями в развитии культуры на рубеже XX-XXI веков. Эти движения очень разнородны, но наиболее часто в них формулируются и отстаиваются несколько основных позиций:
1) возрождение и развитие национальной культуры и языка;
2) сбережение и охрана шедевров искусства и исторических памятников;
3) противодействие распространению в средствах массовой информации, особенно на телевидении, сцен насилия, убийств, вампиризма и т.п.;
4) противодействие процессам унификации и глобализации культуры.
Оцените эффективность этих движений, и выскажите Ваше отношение к ним.
Дайте определение термина «социальное движение» и назовите их разновидности.
10. Дайте описание различных типов общественной культуры, дифференцируемых в зависимости от форм хозяйственного уклада, способов существования и средств создания и распространения ценностей и норм культуры.
Проведите различие между доминирующей культурой от негосподствующей культурой.
Раскройте, каким образом типологизируются культуры в зависимости от специфических особенностей сфер общества и видов человеческой деятельности?
Приведите пример.
Сформулируйте особенности правовой культуры современного российского общества.
11. Проанализируйте стратификационную систему современной России и ее социальную структуру.
Дайте определение понятию стратификация.
Определите социальную структуру и дайте краткое описание современной структуры российского общества.
Опишите в чем, по Вашему мнению, заключаются особенности этой модели, с чем они связаны, какими факторами определяются?
Определите, какие основные признаки выделения страт можно выделить для России XIX века, коммунистического этапа, современного этапа?
12. Идентифицируйте себя (свою семью) с одной из страт (высшей, средней, низшей) общества.
Укажите на основании, каких признаков Вы это сделали.
Назовите экономические показатели (доход) страты, к которой Вы отнесли себя и свою семью, каков ее престиж, отношение к власти.
Проанализируйте, есть ли у страты, к которой вы себя отнесли, собственные нормы, ценности, отношения к актуальным социальным, политическим, экономическим, культурным, правовым и другим проблемам?
13. Назовите и дайте характеристику специфических способов осуществления социального контроля, применяемого судами, прокуратурой и тюрьмами.
Дайте определение термину «социальный институт».
Раскройте функции права как социального института в обществе.
Приведите примеры из жизни по их выполнению.
Выделите типы социальных институтов в зависимости от содержания и направленности их деятельности.
14. В социологии изучаются различные аспекты социальной структуры и социальной организации общества. Для уяснения вопросов данной темы необходимо уяснить некоторые понятия.
Дайте определение понятиям: социальная структура, социальная организация, консолидация, ассимиляция, национализм.
Проанализируйте, что представляет собой неформальная организация.
Приведите примеры из жизни, показывающие как функционирует неформальная организация, и какую роль она играет в жизни людей?
Объясните, почему социологию больше интересует деятельность формальных организаций, чем неформальных?
Дайте описание существенных признаков формальной организации и приведите пример из жизни.
15. Укажите, какие существуют в обществе социальные институты, специально созданные для осуществления социального контроля?
Дайте определение и охарактеризуйте социальный контроль как многоступенчатую, иерархизированную систему.
Опишите основные структурные компоненты этой системы.
Проанализируйте место и роль уголовного права и полиции в осуществлении социального контроля.
Охарактеризуйте специфические способы осуществления социального контроля, применяемые судами, прокуратурой и тюрьмами.
16. Госпожа Иванова, описывая хулигана, вырвавшего у нее сумочку, дала ему следующую характеристику: «Маленький, лысый, типичный псих, явно из бедной семьи, да еще и дикарь.
Определите, к какому из направлений соответствует ее ответ: психологическому; биологическому; культурологическому; социологическому; всем? Объясните почему.
Проанализируйте, почему социальный статус личности характеризует преимущественно включенность личности в социальную структуру общества, а социальная роль свидетельствует в основном о степени включенности человека в
культуру, о мере индивидуального культурного развития личности?
Опишите нормативную структуру социальной роли личности,
Ваши представления о ролевом конфликте.
17. Вам поручили выступить в роли консультанта иностранных студентов, приехавших в Ваш институт. Ваше первое задание - подготовить руководство (внутреннюю инструкцию) для этих студентов: что им необходимо знать в первые дни пребывания в стране, городе, университете, чтобы ориентироваться в окружающей среде.
Помните, что эти студенты совершенно не знают местных обычаев и символов, они в самом общем виде знакомы с ценностями, нормами и законами российского общества.
Обоснуйте, какую информацию, на Ваш взгляд, им целесообразно сообщить.
Дайте определение термина «социальная роль» и укажите, какие роли Вы выполняете в процессе своей повседневной деятельности.
Обоснуйте взаимосвязь и взаимозависимость социального статуса и социальной роли личности. Приведите пример.
18. Социализация относится к одному из важнейших социальных процессов в котором участвует личность.
Дайте определение терминам «социализация» «конформист» и «нонконформист».
Обоснуйте, можно ли представить себе общество, состоящее только из нонконформистов (только из конформистов).
Укажите, какие негативные последствия нонконформизма можно выделить с позиций основных функций социализации?
Объясните, в силу каких причин человек выступает творцом общества, его созидателем. Как это согласовывается с противоположным утверждением, согласно которому человек есть творение общества?
19. Сравните между собой приведенные ниже социальные роли с точки зрения: а) жесткости социального контроля за их исполнением; б) сложности обучения им; в) контроля за проявлением эмоций при их исполнении:
1. организатор выставки и ее посетитель;
2. библиотекарь и читатель;
3. муж и жена;
4. программист и юрист.
Объясните, какие условия влияют на успешность овладения данными ролями и их исполнения.
Объясните, какие социальные роли, по Вашему мнению, обозначены и какой социальный статус у личности студента А., который является: третьекурсником нашего вуза, баскетболистом-разрядником, заботливым отцом трех летней дочери, верным и пылким супругом?
20. Разграничьте понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Поясните, что в данных понятиях общего, и в чем заключаются различия?
Охарактеризуйте понятие «индивидуальность», и приведите пример.
Охарактеризуйте основные социальные качества личности современного человека.
Объясните, какие социальные качества и как могут способствовать профессиональной карьере юриста?
21. В ходе изучения дисциплины, у студентов должны быть сформированы определенные компетенции (знания, умения, владения).
Объясните, как Вы их сможете использовать при выполнении должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства?
Расскажите, как Вы сможете использовать результаты социологического исследования при выполнении должностных обязанностей (прокурора, адвоката, судьи)?
Укажите, какие методы сбора социологических данных об изучении социальных отношений в коллективе вы сможете использовать?
Оцените, возможно ли использовать при изучении правоотношений метод контент-анализа и анкетирования? Да или нет – объясните почему.
22. Социологическое исследование — это сложный и многоплановый процесс.
Дайте определение термина «социологическое исследование» и назовите его основные этапы.
Объясните, что представляет собой в социологическом исследовании: проблемная ситуация; объект и предмет социологического исследования; выборочная совокупность исследования; теоретическая интерпретация основных понятий.
Объясните на примерах каковы особенности реализации результатов социологического исследования юристом на практике.
23. Объясните, что Вы понимаете под: наблюдением, объектом и предметом наблюдения.
Проведите разграничения между следующими терминами: наблюдение, анализ документов, эксперимент.
Перечислите, какие разновидности наблюдения Вы знаете, и кратко их охарактеризуйте. Приведите пример по одному из них.
Перечислите особенности социологического анализа законов юристами.
Объясните свою позицию по отношению к данному процессу.
24. Перечислите основные структурные блоки анкеты, используемой в социологическом исследовании.
Проанализируйте, какой метод сбора информации в социологическом исследовании является основным?
Назовите его разновидности и кратко охарактеризуйте их.
Объясните, что Вы понимаете под открытым и закрытым вопросом в анкете.
Назовите, какие способы и средства вы можете использовать для обработки данных, собранных в ходе анкетного опроса.
25. В программе социологического исследования упоминаются такие термины как генеральная и выборочная совокупность.
Объясните, что Вы понимаете под «генеральной совокупностью» и «выборочной совокупностью» или выборкой, и почему необходима репрезентативность последней.
Покажите взаимосвязь связь между генеральной и выборочной совокупностью.
Объясните, в чем состоит своеобразие экспертного опроса и как вы, как юрист, сможете его использовать в ходе учебной и профессиональной деятельности?
Приведите пример.
26. Выявите и охарактеризуйте основные источники и причины социальные конфликтов в современном российском обществе.
Предложите возможные пути и методы разрешения социальных конфликтов в современном российском обществе.
Объясните их.
27. В процессе развертывания глобализации возникло противопоставление глобального и локального. Глобализация проникает в самые глубины социально-экономических структур и, сопровождаясь мощными информационными потоками, пропагандирующими западные стандарты жизни, нередко сталкивается в острейших противоборствах с такими локальными структурами, как местный образ жизни, традиции, обычаи, привычки, образцы поведения. Это приводит к возникновению и распространению новых форм идентификации, которые утверждаются в жизни многих социальных групп через трудности, противоречия и конфликты, затрудняя вовлечение индивидов и социальных общностей в становление и развитие глобализационных процессов.
Объясните на примере российского общества противоречия глобализационных процессов.
28. Расскажите, почему возрастает роль социальной коммуникации в период информатизации и цифровизации общества.
Проанализируйте, каковы основные компоненты процесса коммуникации юриста в условиях информатизации и цифровизации общества играют определяющую роль?
Охарактеризуйте основные типы социальных отношений, дифференцируемые в зависимости от вида профессиональной деятельности юриста (судья, прокурор, адвокат).
Дайте характеристику содержания и особенностей групповой, межгрупповой коммуникации, опишите ее основные функции.
29. Вебер считал, что социальные действия могут быть классифицированы по четырем типам: целерациональные; ценностнорациональные; традиционные; аффективные.
Объясните свое понимание обозначенных типов социальных действий и кратко охарактеризуйте каждый из них.
Дайте определение Вашего понимания термина «социальное действие».
Проанализируйте, почему с точки зрения социологии, главной формой девиации
может быть названо: преступление против собственности; гомосексуализм; пьянство; измена Родине; самоубийство?
Объясните, какими методами, согласно Т. Парсонсу, необходимо руководствоваться при осуществлении социального контроля.
Опишите содержание и направленность этих методов.
30. Дайте характеристику основных типов социальной деятельности.
Расскажите, на какие типы дифференцируется социальная деятельность в зависимости от ее значимости в социальном развитии.
Оцените значимость для общества профессиональной деятельности юриста.
Охарактеризуйте профессиональную деятельность юриста относительно таких компонентов деятельности как: осознанная цель; средство; процесс деятельности; результат деятельности.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.