X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости


СУДЕБНАЯ ЭТИКА
1. Понятие и предмет этики. Основные этапы исторического развития этических учений.
2. Понятие и содержание основных категорий этики. Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста. Долг, совесть, ответственность в работе юриста.
3. Общечеловеческие начала этики.
4. Понятие и сущность морали. Структура и функции морали.
5. Нравственная свобода выбора. Соотношение императивности и нравственной свободы выбора.
6. Понятие, признаки и виды социальных норм и их иерархия.
7. Моральное сознание и моральная практика.
8. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.
9. Методы изучения профессиональной этики юриста. Виды профессиональной этики юриста.
10. Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике.
11. Нравственное содержание презумпции невиновности.
12. Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста.
13. Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста.
14. Нравственное содержание правовых норм.
15. Нравственные начала гражданского судопроизводства.
16. Нравственные начала судопроизводства по уголовным делам.
17. Профессионально необходимые качества юриста, их нравственное содержание.
18. Соотношение правовых норм и норм нравственности.
19. Нравственные основы деятельности следователя.
20. Нравственные основы деятельности адвоката.
21. Нравственные основы избрания мер пресечения.
22. Нравственные основы проведения обыска.
23. Этические основы допроса потерпевшего.
24. Этические основы допроса несовершеннолетнего.
25. Этические аспекты использования следователем предоставленных ему властных полномочий.
26. Нравственные основы очной ставки.
27. Нравственные основы использования гипноза, полиграфа.
28. Этические начала взаимодействия следователя со средствами массовой информации.
29. Нравственные основы деятельности судьи.
30. Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста.
1. Перечислите этико-психологические приемы в судебной деятельности. Как в них преломляются формы и принципы культуры общения, поведения и внешнего облика судьи?
2.Сопоставьте два высказывания И. Канта:
-«Красота поступка состоит, прежде всего, в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения»;
- «Привычку нельзя признать добром, даже привычку к хорошим поступкам. Добро только то, что добывается усилием».
Получается, что красивый поступок – это не добрый, а добрый – не красивый. Так ли это? В чём состоит усилие при совершении доброго дела?
3. Когда кто-то спросил Конфуция: «Правильно ли отвечать добром на зло», он ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром».
- В чём же отличие справедливости от добра?
- Какая моральная система считает правильным отвечать на зло добром?
4. Попробуйте закончить мысль:
а) «Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за ними, низкие люди…» (Конфуций);
б) «Любовь к людям содержит и любовь к себе, ибо…» (Мо-Цзы).
в) «Благородный муж беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что…» (Конфуций).
5. Почему ни Будда, ни Конфуций, ни Сократ, ни Иисус сами не записали своих учений? О каком специфическом свойстве этического знания свидетельствует данное обстоятельство?
6. Согласились бы Вы подавить свою индивидуальность, если бы знали, что это приведет к счастью? Возможно ли неиндивидуальное (коллективное, общественное) счастье? Чем различаются счастье и блаженство? В каких этических учениях именно блаженство считается целью стремлений?
7. В чем состоит принцип гуманизма, выдвинутый в эпоху Возрождения? Чем эта трактовка гуманизма отличается от прочих.
8. Какие аргументы приводили Аристотель и Эпикур в пользу приоритета духовных удовольствий над чувственными? Какие духовные удовольствия Вам известны?
9. Почему древние греки считали дружбу самым совершенным отношением между людьми и ставили ее значительно выше любви?
10. Каково христианское понимание принципа гуманизма, в чем его специфика по сравнению с другими историческими формами гуманизма?
11. Каким образом христианство совмещает, с одной стороны, признание человека ответственным за свои действия, а с другой стороны, внушает человеку смирение и послушание, отречение от своей воли?
12. Источником всякого зла в Библии считается гордыня. Что это такое в Вашем понимании? В чем ее отличие от гордости?
13. Мораль Ветхого Завета основана на законе. Мораль Нового Завета основана на любви и Божественной благодати. Как Вы понимаете это различие?
14. Прочитайте ряд русских поговорок:
«С волками жить – по-волчьи выть»;
«Попал в стаю – лай не лай, а хвостом виляй»;
«С кем поведешься, от того и наберешься»;
«С собакой ляжешь – с блохами встанешь».
Какая черта традиционной нравственности в них отражена?
15. В Библии записано, что кража – это лишение человека имущества, чего-то материального. Почему же это нравственное, а не только экономическое преступление?
16. Выскажите ваше мнение, почему 10 заповедей даны как моральные, а не правовые, хотя их содержание и включено в Уголовный кодекс?
17. Какие суждения Вы отнесете к общечеловеческим, национальным, классовым, индивидуальным:
– бедность не порок;
– что хочу, то ворочу;
– кто не отомстил за смерть родственника, тот не мужчина;
– старших надо уважать;
– молодые должны отдавать родителям земной поклон;
– ребята, давайте жить дружно;
– на добро надо отвечать добром;
– джентльмен должен держать слово?
18. Война всегда была бедствием для людей, в XIX веке возникло движение пацифизма, отвергающее и осуждающее всякую войну.
− Как соотносятся пацифизм и патриотизм?
− Является ли пацифизм формой гуманизма?
19. Какие черты, по Вашему мнению, отличают русский народ?
− коллективизм,
− патриотизм,
− трудолюбие,
− уважение к старшим,
− любовь к социальной справедливости,
− индивидуализм,
− любовь к наживе,
− религиозность,
− толерантность,
− воинственность.
Охарактеризуйте систему нравственности современного русского общества.
20. Моралисты всегда жаловались на «упадок нравов», это продолжается и сейчас. Почему же мораль до сих пор не исчезла совсем? Какие способы улучшения нравов в нашем обществе Вы бы предложили?
21. Могут ли оказаться безнравственными:
– помощь старому человеку,
– благотворительный взнос,
– забота о воспитании ребёнка,
– защита слабого?
Чем могут быть испорчены наши добрые, на первый взгляд, поступки?
22. Разделите действия на нравственные и приятные:
– дарить подарки,
– радоваться чужому горю,
– раскаиваться за совершённое зло,
– давать взятку,
– возвращать долг,
– ставить студенту двойку.
Какие выводы о соотношении морали и удовольствия можно сделать.
23. Оцените с точки зрения приличий и нравственности следующие действия:
– не возражать старшим, что бы они ни говорили,
– жениться из-за денег,
– носить вызывающие наряды,
– включать по ночам громкую музыку,
– здороваться при встрече.
Сделайте выводы: что делает поведение приличным, а что нравственным?
24. Часто мораль кажется клеткой, ограничивающей наши желания и стремления. Какие правила морали лично Вам не нравятся? Что будет, если их отменить?
25. В бандитском сообществе есть свои правила взаимоотношений. Можно ли сказать, что в нем действует своя мораль? Какая? Чем она отличается от морали законопослушных граждан?
26. Сравните моральную и правовую регуляцию поведения, выделите элементы сходства и различия.
27. Сравните «золотое правило нравственности» («Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе») с житейским правилом: «Относись к другим так, как они относятся к тебе».
28. Мы часто мечтаем об абсолютной свободе. Что бы Вы сделали по принципу «всё дозволено» в первую очередь?
29. Наличие свободы ставит нас в ситуации нравственного выбора. Оцените, всегда ли он есть:
а) у того, кого наутро повесят;
б) у того, кто знает дату своей смерти (от врачей, гадалок);
в) у юриста, идущего при рассмотрении дела на сделку с совестью?
30. Имеет ли человек моральное право на самоубийство? Самоубийство свидетельствует о каких-то свойствах мира или только о качествах самоубийцы?
1. Напишите по выбору краткое эссе по теме: «Этические принципы профессиональны сообществ юристов» (адвокатов, судей, полицейских, следователей).
2. Ознакомьтесь с некоторыми статьями Всеобщей декларации прав человека, провозглашённой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году:
Ст. 1. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Ст. 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Ст. 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех видах.
Ст. 23. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
Ст. 29.
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод человек должен подвергаться только тем ограничениям, какие установлены законом, исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Проанализируйте общечеловеческое и конкретно-историческое содержание Декларации. Какими нравственными системами некоторые из этих ценностей были бы отвергнуты?
3. Рассмотрите трактовку соотношения морали и права у ряда философов:
Гегель: «Правовое и моральное не могут существовать каждое само по себе, и они должны иметь своим носителем и своей основой нравственное, ибо праву недостаёт момента субъективности, а мораль опять-таки односторонняя, ибо обладает единственно лишь субъективностью и, таким образом, оба момента сами по себе не обладают действительностью».
Кант: «Таким образом, учение о праве и учение о добродетели отличаются друг от друга не столько своими разными обязанностями, сколько характером законодательства, связывающего с законом различные мотивы».
В.С.Соловьёв: «Для юриста лишение жизни есть нарушение права, или урон, противозаконно причинённый жертве преступления и общественному порядку, но с чисто нравственной точки зрения лишение жизни не есть ещё тем самым урон, а может быть даже приобретением для убитого – убийство есть несомненный урон только для убийцы – не как факт, а как последнее слово той злобы, которая сама уже есть урон для человека, поскольку она роняет его достоинство как разумного существа».
В чём едины право и мораль?
Чем «субъективна» мораль и «объективно» право?
Чем отличается моральная мотивация от правовой?
В чём различие правового и морального законодательства?
Чем моральное преступление отличается от правового?
4. Чем отличается ошибочная моральная позиция от позиции аморальной? Прокомментируйте высказывания:
Цицерон: «Свобода – это зависимость от законов»;
Ф.М. Достоевский: «Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой»;
Ф. Ницше: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего или свободным для чего?».
5. Какие принципы традиционной нравственности отражены в следующих группах пословиц:
а) «Сын без примера отца угощения не устроит, дочь без примера матери наставления не примет» (тюрк.);
«Ремесло отца сыну подобает» (туркмен.);
«Адсохні тая рука, што на бацьку падымаецца» (бел.);
б) «Дым отечества ярче огня чужбины» (лат.);
«Чем быть шахом в чужой стране, лучше быть нищим в своей» (туркмен.);
«Дома і салома едома, на чужыне і гарачы суп стыне» (бел.);
в) «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня» (рус.);
«Лодырю и порог кажется вершиной горы» (тюрк.);
г) «Один в поле не воин» (рус.);
«Одинокий пыли не подымет» (туркмен.);
«Адным колом плоту не падапрэш» (бел.).
6. Адвокат П., осуществляя защиту обвиняемого Серова, направил в порядке ст. 86 УПК РФ запрос по месту жительства потерпевшего Валеева и получил от участкового отрицательную характеристику. Адвокат П. сообщил о результатах запроса Серову, тот попросил дать эту характеристику ему, указав, что сам будет решать, что с ней делать. Спустя некоторое время выяснилось, что Серов направил по месту работы Валеева жалобу, приложив к ней отрицательную характеристику на Валеева по месту жительства.
Оцените ситуацию с точки зрения соответствия поведения адвоката П. нормам профессиональной этики. Вправе ли адвокат не предавать своему доверителю материалы, полученные по адвокатскому запросу.
7."Идет суд за убийство, в котором против обвиняемого представлены очень веские доказательства; однако дело осложняется тем, что тело так и не нашли. Под конец адвокат решается на отчаянный шаг:
-Господа присяжные, сейчас дверь откроется и предполагаемая "Жертва" войдет в эту дверь.
Все взгляды устремились на дверь.
-Я просто провел эксперимент, - продолжал адвокат. - Если вы все поверили в возможность этого, значит, в глубине души вы сомневаетесь в виновности моего подзащитного.
Когда жюри тем не менее вынесло обвинительный приговор, адвокат воскликнул:
-Но как же так! Ведь я же видел, как вы все смотрели на дверь, должны же вы были сомневаться!
-Мы заметили, что в то время, как мы смотрели на дверь, ваш подзащитный не повернул головы... "
Какую ошибку допустил адвокат? Каков основной принцип взаимоотношений адвоката и доверителя?
8. К адвокату Сидорову обратился гражданин Козлов, являющийся потерпевшим по уголовному делу, с просьбой принять поручение на представление его интересов в суде первой инстанции. Козлов согласен на уплату стразу и полностью всей суммы гонорара.
Адвокату Сидорову известно, что Козлов не оплатил адвокату Козочкину, осуществлявшему защиту Козлова на стадии предварительного расследования, причитающуюся тому довольно крупную сумму гонорара. Сидоров знает это лично от Козочкина, который жаловался ему на Козлова, а также знает, что Козочкин планирует обратиться в суд с иском к Козлову.
Допустимо ли с точки зрения профессиональной этики, для адвоката Сидорова, зная об указанных обстоятельствах, заключать соглашение о представлении интересов Козлова.и брать с него полную сумму гонорара в качестве авансового платежа?
Повлияет ли на Ваше решение то, что Козлов будет обладать иным процессуальным статусом, например, будет выступать по делу обвиняемым?
9. Ознакомьтесь со следующими ситуациями:
I. Поссорившись на улице с одним человеком, эфенди сильно его оскорбил. Тот потащил эфенди к судье. Оштрафованный на одну таньгу, эфенди воскликнул:
- О, штраф за оскорбление невелик!
Вынув из кармана две таньги, отдал одну судье:
- Это - за того человека, а это ...
И, выругав судью площадным ругательством, эфенди швырнул ему вторую таньгу:
Это штраф за оскорбление, которое я сейчас нанес вам! (таджикский анекдот).
II. - Господин судья, это несправедливо. В прошлый раз, когда я обозвал соседа свиньей, вы оштрафовали меня на 200 франков, а теперь на 500.
- Сожалею, но за это время свинина изрядно подорожала.
III. - Может быть, обвиняемый назвал вас ослом в приступе сильного гнева?
- О нет! Перед этим он долго разглядывал меня.
IV. - Я приговариваю Вас к 500 рублям штрафа за оскорбление государственного служащего. Хотели бы Вы что-нибудь сказать на это, обвиняемый?
- Вообще-то хотел бы! Но при таких ценах...
Как Вы считаете, от чего должен зависеть размер наказания за оскорбление (ответ обоснуйте):
− от статуса лица, которому нанесли оскорбление;
− от уровня дохода лица, которому нанесли оскорбление;
− от тяжести самого оскорбления;
− от степени моральных страданий лица, которому нанесли оскорбление;
− от обоснованности высказанной в неприличной форме негативной оценки потерпевшего;
− от наличия предыдущих фактов судимости за аналогичное преступление;
− от статуса лица, нанесшего оскорбление;
− от уровня дохода лица, нанесшего оскорбление;
− от уровня благосостояния родственников лица, нанесшего оскорбление;
− иное (конкретизировать).
10. Директор государственного предприятия Л., имеющий высшее юридическое образование, предстал перед судом по обвинению в совершении хищения. Л. категорически отрицал свою вину, а при исследовании доказательств в судебном следствии не признавал свои подписи под документами и заявлял, что ряд изъятых рукописных документов исполнен не его рукой, хотя на предварительном следствии он этого не говорил. В связи с такими заявлениями по ходатайству защиты суд вынем определение о назначении подчерковедческой экспертизы, в котором указал также, что на экспертное исследование представляются образцы подчерка и подписей Л. После оглашения определения председательствующий предложил Л. переписать текст одного из изъятых документов, в отношении которого Л. отрицал свое авторство.
Л. категорически отказался переписывать текст, мотивируя тем, что это процессуальное действие нарушает его конституционное право не свидетельствовать против себя. Уточняя свою позицию, Л. пояснил, что право не свидетельствовать против себя следует толковать не только как разрешение не говорить против себя, но и как разрешение не создавать против себя доказательств.
Защитник Л. полностью согласился с позицией подзащитного.
Прокурор выразил мнение о незаконности этой позиции.
Какое решение в данной ситуации должен принять суд? Дайте аргументированный ответ.
11."Председательствующий: Подсудимый, Вы подтверждаете характеристику с места работы?
Подсудимый: Нет, директор магазина - мой враг и мстит мне за то, что я иногда разбиваю посуду.
Председательствующий: Пустую или полную?
Подсудимый: Всякое бывает. Так она за эту посуду у меня из зарплаты удерживает. А чем семью кормить? У меня жена, ребенок.
Председательствующий: Вот вот, у вас семья, Вам надо бежать домой, помогать жене, а Вы пьете и к посторонним женщинам пристаете.
Подсудимый: Но я же уже шел домой.
Председательствующий: Но по дороге пристали к незнакомой женщине. Вас ведь жена ждет, ребенок.
Подсудимый: Так она красивая, а я не мужик, что ли? Или она не баба?"
(См.: Л.С. Халдеев Судья в уголовном процессе: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000. - С. 253-254.)
Оцените действия судьи. В чем состоит воспитательное значение судебного разбирательства и деятельность судьи по ее обеспечению. Правильно ли в приведенном примере судья выполнил воспитательную функцию?
12. В свое время Ш. Монтескье отмечал: "Свобода есть право делать все, что дозволено законом".
Справедливо ли высказывание великого ученого в наши дни?
Исходя из известного современного правового положения о том, что "Все, что не запрещено - то разрешено" не является ли более верным утверждение о том, что "Свобода есть право делать все, что не запрещено законом?"
13. Существует следующее определение четырех типов права:
− английская система - можно все, кроме того, что нельзя;
− немецкая система - нельзя ничего, кроме того, что можно;
− французская система - можно все, даже то, что нельзя;
− русская система - нельзя ничего, даже то, что можно.
Дайте оценку предложенной типологии. Какой из названных типов права Вам кажется наиболее предпочтительным и почему?
Как Вы считаете, в каком направлении развивается современное российское право?
14. Проанализируйте и сопоставьте следующие высказывания о законах:
Хорошие законы порождены дурными нравами (Тацит);
Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными (Цицерон);
Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных. Первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше. (Демокрит);
В джунглях законов расцветает закон джунглей. Яцех Вайрох.
Как Вы их понимаете? Нет ли между ними противоречий? С каким из них вы согласны в большей степени? Почему?
Как Вы сами определяете природу и значение законодательства?
15. Проанализируйте и сопоставьте следующие высказывания о праве и морали:
− Право - это искусство добра и справедливости. Античный афоризм.
− Право - это все то, что истинно и справедливо. В. Гюго.
− Высшее право часто есть высшее зло. Теренций.
− Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право. Геор Михтенберг.
Как Вы их понимаете? Нет ли между ними противоречий? С какими из них Вы согласны в большей степени? Почему?
Как бы Вы сами определили, что такое право?
16. "Судьи по уголовным и гражданским делам, начальник полиции и многие другие должностные лица, чья обязанность - блюсти установленный порядок, почти всегда видят людей в самом мрачном свете. Они полагают, что изучили общество, хотя знают только его подонков. Но разве можно судить о городе по сточным канавам, о доме - по нужнику?" (Н. Шамфор).
Как вы считаете, в чем причина формирования искаженного мировоззрения у указанных лиц? Как это явление называется?
17. Смоленский губернатор однажды пожаловался, что про него распускают лживые слухи, будто он взятки берет. Услыхав это сетование, граф Алексей Григорьевич Орлов посоветовал:
- А ты, брат, поступай как я: про меня в Италии болтали, будто я древние статуи ворую, но, как только я перестал воровать, сразу болтовня прекратилась".
(Н. Эйдельмен Большой Жанно).
Как Вы считаете, всегда ли справедлива применительно ко взятничеству поговорка "нет дыма без огня"? Может ли она оказать влияние на мотивацию поведения взяткополучателя и какое именно?
Почему в нашей стране так часто и открыто говорят о коррупции?
18. Известны различные формы взяточничества. Например, городничий из повести Н.В. Гоголя "Ревизор" брал взятки борзыми щенками.
Какую взятку Вы смогли бы признать нравственно оправданной по каким-либо соображениям (например, в зависимости от размера, формы взятки, либо от того, от кого она получена, для каких целей передана или куда идут вырученные средства и проч.).
Каковы причины взяточничества? Следует ли бороться с этим явлением? Какие, на ваш взгляд, наиболее эффективные меры профилактики коррупции?
19. Приходят два юриста в ресторан. Садятся за столик, достают из своих портфелей бутерброды и начинают есть. К ним подходит официант и говорит:
- Вы знаете, в нашем ресторане нельзя приносить свои продукты и питаться ими.
Оба юриста молча меняются бутербродами и продолжают есть.
Каковы особенности юридической профессии и какой отпечаток на личность ее представителя они накладывают?
20. "Есть деятельности, где трудно отличить частного человека от должностного, и в глазах большинства нотариус, составляющий домашний подлог, все-таки подрывает доверие к учреждению, к которому он принадлежит...", - указывал А.Ф. Кони.
Как Вы считаете, существуют ли особые требования к поведению в быту различных представителей юридической профессии (судей, прокуроров, адвокатов)? Ответ обоснуйте примерами..
21. Ознакомьтесь с определениями отрасли знаний, посвященной профессиональной этике юриста, данными в разное время разными учеными:
- Судебная этика - это учение о специфических нравственных нормах служебной деятельности и внеслужебного поведения профессиональных участников судопроизводства: судей, прокуроров, следователей и адвокатов. (А.Ратинов, Ю. Зархин, 1970г.)
- Судебная этика - учение о нравственных идеалах, принципах и нормах осуществления трудовых функций всеми участниками процесса (Настольная книга судьи);
-Судебная этика - это разновидность профессиональной этики, предмет которой составляет нравственное содержание существующих правовых норм, а также специфическое действие общеэтических норм в сфере правосудия, и особые нормы судебной этики (Бойков 1971г. );
-Судебная этика - совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области. (Кобликов А.С., 2004г.);
-Юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельность и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области.(Кобликов А.С., 2004г.);
-Юридическая (судебная) этика - это наука о применении общих норм морали, нравственности в специфических условиях деятельности судей, прокуроров, следователей, адвокатов, об осуществлении нравственных принципов и требований в расследовании и разрешении подведомственных суду уголовных дел (О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко, 2004г.).
Укажите, в чем разница в определении учеными предмета обозначенной отрасти знаний.
При ответе возьмите за основу следующие критерии различия:
− по кругу лиц,
− по кругу отношений,
− по кругу норм,
− составляющих.
В чем разница между юридической этикой и судебной этикой?
Какие определения вы считаете наиболее удачными и в большей степени отражающими суть данного явления? Какие из них представляются Вам наименее удачными и почему?
22. Среди известных шуток о юристах есть следующие:
Вопрос: какая разница между бедствием и несчастным случаем?
Ответ: несчастный случай, это когда автобус, полный юристов, срывается в реку. А бедствие, это когда они умеют плавать.
Вопрос: какая разница между юристом и вампиром?
Ответ: вампиры пьют кровь только по ночам.
Вопрос: почему змеи не кусают юристов?
Ответ: профессиональная этика.
Какое отношение к юристам в них выражено? В какое мере оно отражает действительное отношение к юристам в нашей стране?
Чем обусловлено негативное отношение к представителям юридической профессии? Можно ли сказать, что в нем виноваты сами юристы? В чем это заключается?
23. Итальянский государственный деятель Джиолитти утверждал: "В делах управления государством совесть роли не играет".
Что Вы можете сказать о справедливости данного высказывания.
В каких еще сферах профессиональной деятельности совесть, на Ваш взгляд, не нужна?
24. Сопоставьте высказывания в каждой группе:
I. Совесть - зритель и судья добродетели. (античный афоризм).
Чистая совесть есть изобретение дьявола (А. Шварц).
II. Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть. (Л.Н. Толстой);
Совесть у него чистая. Не бывшая в употреблении. (Е. Лец.)
Как Вы их понимаете? Какие из приведенных высказываний Вам ближе? Как бы Вы сами определили, что такое совесть?
25. Люди неразумны, нелогичны и эгоистичны. Люби их все равно!
Если ты творишь добро, люди обвинят тебя в эгоистичных, низменных мотивах. Все равно твори добро!
Если ты преуспеваешь, то получишь ложных друзей и настоящих врагов. Все равно стремись к успеху!
Добро, которое ты сделал сегодня, завтра будет забыто. Все равно твори добро!
Искренность и честность сделают тебя беззащитным. Все же будь искренен и честен.
Люди любят побежденных, но идут только за вожаками! Все же борись за тех, кто побежден!
То, на постройку чего ты потратил годы, может быть разрушено за одну ночь. И все же строй!
Людям на самом деле нужна твоя помощь, но они могут напасть на тебя, если ты поможешь им. И все же помогай!
Отдай миру лучшее, что есть в тебе, и мир ударит тебя в челюсть! И все же отдай все лучшее, что есть в тебе!
Преисполнись любовью ко всему миру, твори добро, чтобы ...
Как Вы думаете, для чего, с точки зрения буддизма, все это надо делать?
26. "Приказ о совершении безнравственного поступка недействителен".
Как Вы считаете, справедливо по отношению к современному российскому праву это старое латинское юридическое изречение?
Ответ обоснуйте ссылками на законодательные нормы.
27. Долг и право - братья; у них одна мать - ________. Они рождаются в один и тот же день, они растут, развиваются и погибают вместе. ( В. Кузен).
Вставьте пропущенное слово, выбрав наиболее, на Ваш взгляд, соответствующее по смыслу. Обоснуйте свой выбор.
Объясните, что дало автору этого афоризма основание утверждать о неразрывной связи долга и права?
28. Персидская легенда гласит:
"Деревенский кузнец убил человека, и кадий приговорил его к смертной казни. Жители деревни толпой пришли к кадию и заявили:
- Кузнец у нас один. Если ты его казнишь, кто же будет подковывать наших мулов и ослов? Пусть казнят вместо него бакалейщика, он нам не так нужен.
Кадий подумал и ответил:
- Зачем же убивать бакалейщика? Он тоже один. Давайте, казним одного из служителей бани - ведь их там двое".
Какой смысл заключен в этой легенде? Какая категория справедливости обсуждалась? Какой концепцией справедливости руководствовались в данном случае?
29. Определите, о какой категории справедливости идет речь в приведенных выражениях.
Укажите, при возможности, какие концепции справедливости в них представлены:
"От каждого - по способностям, каждому - по потребностям" (Сен-Симон, Э. Кабе).
"Око за око, зуб за зуб" (принцип талиона).
"Равенство-начало справедливости" (Сенека);
"Кому много дано, с того много и взыщется" (Библия).
"Кто не работает, тот не ест".
"Суд - это имитация справедливости путем юридической процедуры". (В. Котов);
"Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому свое" (Цицерон);
"Мерилом справедливости не может быть большинство голосов" (Ф. Шиллер);
"Равенство всех - это вопиющая несправедливость, так как при этом величайшим людям приходится становиться слишком малыми" (Ф. Ницше);
"Давать каждому свое - это значило бы желать справедливости и достигать хаоса" (Ф. Ницше);
"Оплати за обиду справедливостью, оплати за доброту добротой" (Конфуций).
"Справедливость - это твердое и постоянное желание каждому воздавать по заслугам" (Юстиниан).
"Несправедливость, причиненная одному лицу, часто бывает полезна всему обществу" (Юниус).
30. По делу о шантаже следователь Поддавашкин решил провести опознание по голосу. Он попросил Кочурова, обвиняемого в этом преступлении, прочитать протокол его допроса вслух, указав, что так якобы положено, для того, чтобы в конце протокола тот сделал надпись: "протокол прочитан мною вслух." Сам он сделал аудиозапись прочтения протокола, а потом сделал запись чтения этого же протокола другими людьми. Все полученные фонограммы были представлены потерпевшему Недеру для опознания.
Оцените правомерность действий следователя. Что может вызвать замечания с этической точки зрения?

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.