X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (ЗПЗИ) » Теория государства и права (ЗПЗИ)

Теория государства и права
1. Дайте краткую характеристику предмету и методам теории государства и права. Охарактеризуйте место и роль теории государства и права в системе общественных наук и ее связь с юридическими науками.
2. Расскажите об истории становления теории государства и права, ее современном состоянии. Охарактеризуйте функции теории государства и права и ее значение в подготовке юриста.
3. Дайте характеристику первобытному обществу: общественной власти, регуляторам общественного поведения, экономике.
4. Опишите основные закономерности возникновения государства и права. Назовите типичные и уникальные формы возникновения государства.
5. Дайте характеристику теориям происхождения государства и права. Раскройте сущность современных политико-правовых доктрин.
6. Объясните значение термина «государство», перечислите и кратко охарактеризуйте признаки государства.
7. Раскройте сущность государственной власти и ее признаков. Объясните значение терминов «легитимность государственной власти» и «легальность государственной власти».
8. Раскройте сущность формационного и цивилизационного подхода к типологии государств.
9. Раскройте содержание понятия формы государства и ее элементов.
10. Дайте определение «форма правления» и краткую характеристику ее разновидностям.
11. Дайте определение «форма государственного устройства» и краткую характеристику ее видам.
12. Дайте определение «форма политического режима» и краткую характеристику ее видам.
13. Дайте определение функциям государства, укажите классификации функций государства и дайте краткую характеристику функциям государства.
14. Дайте определение государственному аппарату и охарактеризуйте его структуру.
15. Раскройте сущность теории разделения властей. Укажите особенности применения принципа разделения властей в России.
16. Дайте определение «государственный орган» и краткую характеристику видам государственных органов.
17. Раскройте понятие «политическая система общества», охарактеризуйте ее структуру. Дайте краткую характеристику видам политических систем.
18. Определите место и роль государства в политической системе общества.
19. Дайте определение «политическая партия» и краткую характеристику видам партий. Охарактеризуйте взаимодействие государства и партий.
20. Опишите особенности взаимодействия государства и церкви в светских и теократических государствах.
21. Раскройте понятие «регулирование общественных отношений» и охарактеризуйте нормативные и ненормативные регуляторы общественных отношений.
22. Раскройте понятие и признаки права. Расскажите о взаимодействии государства и права.
23. Охарактеризуйте основные концепции правопонимания.
24. Раскройте понятие формы (источника) права и дайте краткую характеристику видам форм права.
25. Раскройте понятие «норма права» и ее признаки. Дайте характеристику структурным элементам нормы права и видам нормы права.
26. Дайте определение понятию «правотворчество» и дайте краткую характеристику стадиям правотворчества. Определите виды правотворчества.
27. Охарактеризуйте действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
28. Раскройте понятие «система права», ее значение и структуру.
29. Раскройте понятия отрасли, подотрасли, института права.
30. Раскройте сущность формационного и цивилизационного подхода к типологии права.
31. Раскройте понятие правоотношения, дайте краткую характеристику элементам правоотношения. Охарактеризуйте виды правоотношений.
32. Раскройте понятие субъектов правоотношения, дайте краткую характеристику видам субъектов правоотношения. Дайте определения правоспособности, дееспособности, правового статуса.
33. Дайте краткую характеристику юридическим фактам. Раскройте сущность юридических презумпций и фикций.
34. Раскройте сущность реализации права, дайте краткую характеристику формам и методам реализации права.
35. Раскройте понятие «применение права». Опишите стадии правоприменительного процесса.
1. Объясните, в чем выражается единство и взаимодействие государства и права. Выполните ретроспективный анализ возникновения и развития указанных явлений. Каковы, по Вашему мнению перспективы развития соответствующих институтов?
Оцените возможность «отделения» теории государства от теории права и передачи ее в состав политологии. В чём заключаются сильные и слабые стороны такого методологического подхода?
2. Распределите по группам (общенаучные, частно-научные, специальные методы) и охарактеризуйте указанные методы теории государства и права:
 метод анализа и синтеза
 статистический метод
 метод моделирования
 метод индукции и дедукции
 метод сравнительного правоведения и государствоведения
 метод формальной логики
 конкретно-социологический метод
 метод наблюдения
 структурно-функциональный метод,
 метод правового эксперимента.
При помощи диалектического метода оцените развитие предмета теории государства и права.
3. Объясните причины многообразия и содержание теорий происхождения государства. Как Вы считаете, в чём заключалась необходимость разработки данных теорий, какой смысл они несли на различных этапах функционирования государства?
Проанализируйте наиболее актуальные в современных условиях теории.
4. Одна из древних теорий происхождения государства и права — теологическая, которая говорит, что государство и право произошли по воле Бога. Эта идея господствовала еще во времена Древнего Египта, Вавилона, Иудеи, а потом получила развитие в Средние века.
Поясните, чем объясняется в прошлом господство теологического подхода к трактовке происхождения государства?
Обоснуйте, почему эта концепция играла важную идеологическую функцию?
5. Все существующие государства имеют свою историю развития и условия формирования, однако у них есть и общая черта: неолитическая революция (переход от присваивающей формы экономики к производящей) которая стала катализатором разрушения родоплеменной организации, спровоцировала социальное расслоение в обществе, стала основой для трансформации обычаев в правовые нормы. В зависимости от того, каким способом осуществлялись указанные изменения, возможно выделить два основных пути формирования государства: восточный и западный.
Сравните «восточный» и «западный» пути возникновения государства и права.
Выделите общие черты и различия в происхождении государства и права.
Проанализируйте, каким путем происходило становление Российской государственности?
Укажите, в чем особенности российского пути?
6. В княжестве Лихтенштейн ликвидирован институт армии.
Внешнеполитическая доктрина данного государства провозглашает отказ от ведения войны и подготовки к ней.
Определите, сохраняет ли после этого княжество Лихтенштейн признаки современного государства? Если да, то какие специфические черты этого государства можно выделить особо?
Выделите, направления политики этого государства, которые по Вашему мнению, являются эффективными, и какие являются менее эффективными?
Охарактеризуйте основные признаки государства; охарактеризуйте их содержание, приведите примеры.
Назовите и проанализируйте подходы к сущности государства. Сформулируйте и обоснуйте собственную точку зрения на вопрос о сущности современных государств.
7. Выделите формальные признаки государства как особой организации общества и государства.
Проведите различия государства от первобытнообщинной организации общества.
8. Создатель теории государственного суверенитета французский мыслитель XVI в. Жан Боден утверждал: «Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть государства … Абсолютная, не связанная никакими законами, власть над гражданами и подданными».
Проанализируйте высказывание.
Согласны ли Вы с этим определением? Обоснуйте свою точку зрения.
Сформулируйте свою позицию относительно определения понятия государственного суверенитета. Выделите общие черты, которые она имеет с изложенной позицией Ж. Бодена. Выделите отличия.
9. Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.
Проиллюстрируйте структурные компоненты «государственного механизма» на примере Российской Федерации.
Соотнесите правовые явления «аппарат государства» и «государственный механизм».
Разработайте и представьте наиболее эффективную модель современного государственного аппарата (схематично).
10. Общественное объединение «Первоздание» в своих программных предположениях предполагает отказ человеческого общества от цивилизации и возврат к первобытным началам жизни. По мнению идеологов данного объединения, дальнейшее развитие научно-технического прогресса приведет к экологической катастрофе, а возрастание потребностей людей со временем вызовет неразрешимые экономические и социальные проблемы. Возврат же человечества в первозданную природу является органической необходимостью, исправляющей тупиковую ошибку развития общественных отношений.
Объясните, возможен ли возврат общества в прошедшую формацию?
Выполните моделирование условий, при которых подобный возврат был бы возможен.
Укажите, какие «полезные» с точки зрения повышения эффективности управления моменты мог бы принести такой возврат?
Докажите, что современное правовое, демократическое государство владеет инструментами для разрешения возникающих проблем на пути развития?
11. Определите форму правления государства.
Государство Ватикан образовано в 1929 году на основе Латеранского договора между Италией и главой Римской Католической церкви – Папой Пием XI. Глава государства Ватикан – Папа Римский (глава Католической церкви). Он избирается пожизненно коллегией кардиналов. Папе принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть. Парламент в Ватикане отсутствует. Действуют только совещательные органы: Вселенский Собор Римской Католической церкви, собираемый раз в несколько десятилетий; коллегия кардиналов; епископский собор. Папа Римский назначает членов правительства (римской курии), которое непосредственно управляет делами церкви и государства. Римскую курию возглавляет государственный секретарь Ватикана, выполняющий одновременно функции премьер-министра и министра иностранных дел. Своеобразными министерствами являются конгрегации. Делами самого государства Ватикан ведает комиссия, назначаемая Папой и состоящая из трех кардиналов, губернатора и генерального советника.
Докажите или опровергнете правильность высказывания «монархия – это устаревшая форма правления».
12. Назовите и охарактеризуйте функции государства.
Можно ли определить доминирующую функцию государства, присущую государству на любом этапе его исторического развития?
Целесообразно ли, по Вашему мнению, деление функций государства на доминирующие и прочие?
Объясните, каким образом доминирующая функция связана с суверенитетом государства?
Спрогнозируйте, будут ли меняться функции современных государств? Если да, то какому (каким) сегменту (сегментам) общественной жизни (экономика, политика, государственное и муниципальное управление и прочие) будет уделяться повышенное внимание государства?
13. Используя следующие классификационные критерии, выделите виды функций государства:
 по содержанию;
 по времени действия;
 по характеру деятельности государства.
Укажите, какие функции можно выделить у современного демократического правового государства?
Укажите, какие общепланетарные государственные функции можно выделить на современном историческом этапе общественного развития?
14. На основе анализа глав 4–8 Конституции РФ представьте механизм российского государства в виде схемы (в схеме должен найти свое отражение принцип разделение властей).
Определите, все ли государственные органы вписываются в классическую схему трех самостоятельных ветвей власти?
Объясните соотношение самостоятельности указанных ветвей и единства государственной власти.
Оцените место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.
15. Рассмотрите три позиции на соотношение терминов «аппарат» и «механизм» государства:
 «аппарат и механизм государства - идентичные понятия»;
 «аппарат – составная часть механизма государства»;
 «аппарат государства формирует для реализации своих функций механизм государства».
Соотнесите понятия «орган государства» и «орган государственной власти».
Раскройте, какие функции выполняют органы государства?
Раскройте, какие функции выполняют органы государственной власти?
Обоснуйте, верно ли утверждение о том, что органы государственной власти существуют для внешней реализации органами государства своих функций?
16. Существует мнение, что в светских государствах религиозные организации через благотворительность, формирование нравственных принципов формируют мировоззрение верующих, которые являются избирателями. Религиозные деятели непосредственно участвуют в борьбе за мир, за достижение общественного согласия, в противодействии проявлениям экстремизма, в экологических движениях. Следовательно, в светских государствах, церковь, не являясь элементом политической системы, активно участвует в политической жизни.
Проанализируйте вышеуказанное мнение.
Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ аргументируйте.
17. Определите, о каких социальных нормах идет речь в каждом из нижеследующих определений:
1. правила поведения, которые сложились исторически на протяжении жизни многих поколений жизни и вошли в привычку в результате многократного повторения;
2. правила, установленные различными религиозными конфессиями и обязательные для верующих, которые регламентируют отправления обрядов и отправления религиозного культа;
3. нормы регулирующие права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ, порядок их создания и функционирования (структуру, порядок управления, полномочия органов объединения, размер членских взносов и т. п.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями;
5. нормы, отражающие идейные начала и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни;
6. нормы, охватывающие взгляды, представления людей о добре и зле, о чести, совести, долге, справедливости;
7. нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения, гарантированные государством.
Приведите примеры технической нормы.
Аргументированно объясните её взаимосвязь с социальной нормой.
18. Распределите по группам следующие социальные нормы: 1) религиозные; 2) моральные; 3) правовые.
А. правило, запрещающее распространять сведения, представляющие коммерческую тайну;
Б. правило, запрещающее обнародовать сведения о частной жизни;
В. правило, предписывающее соблюдать пост;
Г. правило, предписывающее регистрировать сделку с недвижимостью;
Д. правило, запрещающее убивать других людей;
Е. правило, запрещающее в исламе употреблять в пищу свинину;
Ж. правило, предписывающее уступать в транспорте сидячее место женщинам и пожилым людям;
З. правило, запрещающее распитие спиртных напитков в общественных местах;
И. правило, осуждающее чрезмерное и систематическое употребление алкоголя.
Определите, есть ли среди указанных правил поведения комплексные нормы?
Какие виды социальных норм (помимо указанных) Вы знаете?
Проведите различия указанных социальных норм.
Выявите и опишите их сходные черты.
Объясните, каким образом уяснение сходных черт и различий, а также комплексного характера норм позволяют понимать проблематику и формулировать рекомендации по повышению качества регулирования общественной жизни?
19. Ознакомьтесь с рассуждениями А. Кистяковского («В защиту права», 1916 г.) и дайте ответы на поставленные вопросы.
Главное и самое существенное содержание права составляет свобода. Правда, это свобода внешняя, относительная, обусловленная общественной средой. Но внутренняя, более безотносительная, духовная свобода возможна только при существовании свободы внешней, и последняя есть самая лучшая шкала первой... Всякая общественная организация нуждается в правовых нормах, т. е. в правилах, регулирующих не внутреннее поведение людей, что составляет задачу этики, а их поведение внешнее. Определяя внешнее поведение, правовые нормы, однако, сами не являются чем-то внешним, так как они живут прежде всего в нашем сознании и являются такими же внутренними элементами нашего духа, как и этические нормы. Только будучи выраженными в статьях законов или примененными в жизни, они приобретают и внешнее существование.
Как соотносятся право и свобода?
Определите, что такое внешняя и внутренняя свобода?
Согласны ли вы с мнением автора по этому вопросу?
Обоснуйте, зачем нужны правовые нормы?
20. Проанализируйте следующие подходы к пониманию права:
1) Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими».
2) Карл Маркс: «Право - это возведенная в закон воля господствующего класса».
3) Ж.-Ж. Руссо в своих работах высказывал суждения о том, что «право заключает в себе общую волю».
4) Г. Кельзен: «Право представляет собой̆ иерархическую (ступенчатую) систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется».
Какая из представленных теорий наиболее подходит к сущности российской правовой действительности?
Обоснуйте свой ответ.
21. Решая проблему определения статуса предприятий и организаций, осуществляющих владение и пользование государственными средствами производства в условиях господства социалистической государственной собственности, ученый А.В. Венедиктов создал научную конструкцию оперативного хозяйственного управления, которая получила правовое закрепление.
Определите, о каком виде источника права идет речь в данном случае?
Какие источники права Вы знаете, помимо указанного?
Покажите, какие общие черты имеют указанные источники права, чем отличаются?
Охарактеризуйте их и выделите приоритетный источник в условиях современной Российской действительности.
Дайте аргументированное объяснение.
22. Разъясните способы изложения норм права: 1) прямой способ; 2) отсылочный способ; 3) бланкетный способ:
А. Конституции РФ ст. 109: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ».
Б. Трудовой кодекс РФ ст. 419: «Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско- правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами».
В. ГК РФ ст. 253. п.п.1,2: «1. Участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом. 2. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом…».
Соотнесите способы изложения норм права с конкретными примерами норм права: 1) прямой способ; 2) отсылочный способ; 3) бланкетный способ:
23. Определите структурные части правовых норм.
1. Ст. 161 УК РФ: «Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет». 2. Ст. 31 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
Согласны ли Вы с мнением, что «Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции – немыслима, без санкции – бессильна». Эффективны ли, по Вашему мнению, в процессе правореализации нормы со скрытой гипотезой (диспозицией, санкцией)?
Аргументируйте свой ответ.
24. Ознакомьтесь со ст. 10 и ч. 2 ст. 235 УК РФ и решите задачу:
Клубов в течение некоторого времени занимался частной фармацевтической деятельностью, не имея при этом необходимой лицензии. 1 декабря 2009 г. Макаров приобрел у него препарат, в результате употребления которого скончался. Судебно- медицинская экспертиза подтвердила факт наступления смерти Макарова в результате приема вещества, который ему был продан Клубовым. Клубов был привлечен к уголовной ответственности, и его действия квалифицированы по ч. 2 ст. 235 УК РФ, санкция которой предусматривала «ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на тот же срок». 27 декабря 2009г. Федеральный закон № 377-ФЗ изменил данную статью в
части размера наказания за данное преступление, и определил санкцию в виде «лишения свободы на срок до пяти лет».
Определите, каким законом должен руководствоваться суд при определении меры наказания Клубову – старым или вновь принятым?
Сформулируйте, что такое обратная сила закона, и каким образом данный правовой институт реализуется на практике?
25. Восстановите логическую последовательность событий, составляющих процесс формирования права:
А. появление общественных отношений, требующих правового регулирования;
Б. правотворчество;
В. возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
Г. создание позитивного права;
Д. формирование правовых норм в сознании людей.
Можно ли считать процесс формирования права в настоящее время оконченным?
Раскройте сущность взаимодействия государства и права.
Дайте аргументированный ответ.
26. В одном из вузов на юридическом факультете был открыт отдел кодификации. Здесь вели картотеку действующего законодательства, отмечали изменения и дополнения в нем. С помощью аппарата множительной техники формировали и тиражировали сборники законов по определенной тематике.
Какая форма систематизации законодательства осуществляется в данном случае?
Какие формы систематизации существует помимо указанной?
Докажите, что кодификация – это «особая формой правотворчества».
27. Ряд ученых-юристов называют комплексные отрасли права «несамостоятельными», полагая, что они не имеют своего предмета и метода, или считают, что они являются не отраслями права, а отраслями законодательства.
Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Каким образом определить, является ли отрасль права самостоятельной?
Обоснуйте, могут ли комплексные отрасли быть самостоятельными?
Приведите примеры таких отраслей в российской системе права и дайте аргументированный развернутый ответ.
Объясните, каковы особенности комплексной отрасли права?
28. Какие методы правового регулирования Вы знаете?
Перечислите и охарактеризуйте их.
Сгруппируйте нижеприведенные нормы по методам правового регулирования:
А. «Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок» (п. 2 ст. 610 ГК РФ);
Б. «Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц» (п. 1 ст. 51 ГК РФ);
В. «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (п. 3 ст. 44 Конституции РФ);
Г. «Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность» (п. 1 ст. 715 ГК РФ);
Д. «Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине» (ст. 192 ТК РФ);
Е. «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст. 45 Конституции РФ).
Как соотносятся между собой «метод правового регулирования» и «способ правового регулирования»?
29. Сравните англосаксонскую, романо-германскую и мусульманскую правовые семьи по следующим критериям: основной источник права, структура права, характер законодательства, особенности норм права.
Приведите примеры конкретных государств современности, правовая система которых соответствует указанным правовым семьям.
Оцените, происходит ли сближение национальных правовых систем.
Дайте аргументированный ответ.
30. Ознакомьтесь с ситуациями:
1. В результате возгорания, произошедшего от удара молнии, сгорел дом гражданина Сергеева. Дом был застрахован. Возникло правоотношение между собственником и страховой компанией.
2. Граждане Максимов и Улиткин заключили между собой договор аренды, по которому Максимов обязался передать в аренду Улиткину однокомнатную квартиру в городе Санкт-Петербурге за определенную арендную плату.
3. Супруги Ивановы подали исковое заявление в суд о разводе, которое было удовлетворено. Возникли правоотношения, связанные с порядком раздела имущества.
Укажите, что является основанием для возникновения гражданских правоотношений?
Определите, какие юридические факты имеют место в описанной ситуации?
Какие правовые последствия они порождают?
31. Согласно ст. 45 ГК РФ днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решение суда об объявлении его умершим.
Определите, какое название имеет данное положение в Теории права?
Объясните его правовую сущность.
Спрогнозируйте, как будет решаться вопрос, в случае если объявленный умершим гражданин объявится?
Приведите конкретные ситуационные примеры данного правового явления.
32. Определите в указанных ситуациях форму реализации права:
1) гражданин приобрел автомобиль;
2) суд вынес решение об аресте имущества;
3) в 20 часов гражданин прекратил строительные работы, чтобы не мешать соседям отдыхать;
4) гражданин представил в налоговые органы декларацию о доходах;
5) гражданин не явился на избирательный участок в день выборов, и не принял участия в голосовании;
6) супруги подписали брачный договор;
7) директор предприятия издал приказ об увольнении сотрудника;
8) водитель снизил скорость до 60 км/ч при въезде в населенный пункт;
9) судья спортивных соревнований потребовал снять спортсмена с дистанции за грубое нарушение правил;
10) гражданин направил жалобу на нарушение его трудовых прав в прокуратуру.
Используя российское законодательство, выделите нормы, реализуемые в форме использования, соблюдения, исполнения.
33. В 1767 году в Наказе Комиссии о сочинении проекта нового Уложения императрица Екатерина Вторая отмечала: «Законы должны быть писаны простым языком; и уложение, все законы в себе содержащее, должно быть книгой, весьма употребительной и которую за малую цену достать можно было наподобие букваря». Очевидно, что принципу доступности законодательства Екатерина Вторая придала здесь по крайней мере два смысла.
Определите, какие именно?
Объясните, что включает в себя понятие «доступность законодательства»?
Оцените, какое значение для эффективности государственного управления имеет обеспечение доступности законодательства? Как повысить доступность законодательства для граждан?
Проанализируйте, каким образом (методы и способы) современное Российское государство решает поставленный вопрос?
34. Дайте грамматическое толкование п.2 ст. 612 ГК РФ: «Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду».
Определите и дифференцируйте стадии толкования права.
Укажите и охарактеризуйте иные способы толкования права.
Классифицируйте толкование по юридической силе, объему и субъектам.
35. Восстановите логическую последовательность правоприменительных действий:
А. установление круга фактических обстоятельств;
Б. сбор доказательств и их оценка с точки зрения полноты, достоверности, законности;
В. толкование-разъяснение вынесенного решения компетентным органом.
Г. сравнение фактических жизненных обстоятельств и юридических фактов, закрепленных правовой нормой, и установление их тождества;
Д. анализ, толкование-уяснение избранной юридической нормы с помощью официального разъяснения;
Е. вынесение решения по делу.
Определите, какие из данных стадий являются факультативными (необязательными)?
Проведите различие между правоприменением и другими формами реализации права?
Оцените, каково место правоприменительной деятельности в правовой действительности?
1. Дайте краткую характеристику предмету и методам теории государства и права. Охарактеризуйте место и роль теории государства и права в системе общественных наук и ее связь с юридическими науками.
2. Опишите основные закономерности возникновения государства и права. Назовите типичные и уникальные формы возникновения государства.
3. Объясните значение термина «государство», перечислите и кратко охарактеризуйте признаки государства.
4. Раскройте сущность формационного и цивилизационного подхода к типологии государств.
5. Охарактеризуйте форму современного Российского государства.
6. Дайте краткую характеристику функциям современного Российского государства.
7. Дайте краткую характеристику государственного аппарата современного Российского государства.
8. Раскройте понятие и структуру политической системы общества. Перечислите виды политических систем. Определите Место и роль государства в политической системе общества.
9. Раскройте понятие социальных и технических норм. Приведите классификации социальных норм. Определите связь права и других социальных норм.
10. Раскройте понятие и признаки права. Раскройте содержание функций права.
11. Раскройте сущность принципов права. Дайте краткую характеристику видам принципов права.
12. Охарактеризуйте нормативный правовой акт как источник права.
13. Дайте определение, опишите логическую структуру и классифицируйте правовые нормы.
14. Дайте определение понятию «законотворческий процесс», перечислите стадии законотворческого процесса, назовите его участников.
15. Раскройте сущность юридической техники.
16. Раскройте понятие «систематизация законодательства» и охарактеризуйте ее виды.
17. Дайте определение «система права», охарактеризуйте ее структуру. Дайте краткую характеристику публичному и частному праву, материальному и процессуальному праву, международному праву.
18. Раскройте понятия предмета и метода правового регулирования.
19. Дайте определение «правовая система», опишите ее структуру и функции. Дайте краткую характеристику современным правовым семьям.
20. Раскройте понятие «правоотношение», охарактеризуйте структуру и виды правоотношений. Определите связь нормы права и правоотношения.
21. Дайте определение «объекты правоотношения», охарактеризуйте их виды.
22. Раскройте сущность реализации права, дайте краткую характеристику формам и методам реализации права.
23. Дайте определение «правоприменительный акт», раскройте его структуру и содержание. Опишите виды правоприменительных актов.
24. Раскройте понятие пробелов в праве. Опишите способы устранения и восполнения пробелов в праве.
25. Дайте определение понятию «толкование права», опишите процесс толкования права. Охарактеризуйте виды толкования. Раскройте понятие «акт толкования».
26. Раскройте сущность государственной власти и ее признаки. Соотнесите термины «легитимность государственной власти» и «легальность государственной власти».
27. Раскройте понятие «деформация правосознания» и дайте краткую характеристику ее основным видам.
28. Дайте характеристику законности и ее принципам. Дайте определение понятию «правопорядок» и опишите связь права, законности и правопорядка.
29. Раскройте понятие «правонарушение», опишите его признаки. Дайте краткую характеристику видам правонарушений.
30. Дайте определение «юридический состав правонарушения», раскройте содержание элементов состава правонарушения.
31. Раскройте понятие, признаки и принципы юридической ответственности.
32. Дайте краткую характеристику видам юридической ответственности. Перечислите основания, освобождающие от ответственности.
33. Раскройте понятие и систему прав и свобод человека и гражданина. Опишите пределы свободы личности.
34. Раскройте сущность гражданского общества. Охарактеризуйте взаимодействие государства и гражданского общества.
35. Раскройте понятие и признаки правового государства. Охарактеризуйте соотношение гражданского общества и правового государства.
1. Раскройте фундаментальный статус теории государства и права в системе юридических наук. Какую роль играет теория государства и права как наука и учебная дисциплина?
Докажите, что «Теория государства и права — наука теоретическая, но нет ничего практичнее хорошей теории».
2. Объясните, как соотносятся методы объективности и плюрализма познания?
Докажите, что эти методы не противоречат друг другу.
Аргументируйте, прав ли индийский политик М. Десаи, утверждая: «Эксперт излагает объективную точку зрения. А именно свою собственную»?
3. Авторы учебника «История первобытного общества» В.П. Алексеев и А.И. Першиц утверждают, что «права в строгом смысле этого слова не могло быть там, где еще не было государства».
Объясните, почему процесс развития права начинается после или только вместе с возникновением государства?
Как вы оцениваете идею существования «догосударственного права»?
4. Определите, о каких теориях происхождения государства идет речь в следующих отрывках:
1. Основатели Церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. При этом процесс сотворения государства подобен процессу сотворения Богом мира.
2. Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых, и защищала интересы богатых. Такой силой
стало государство.
3. Человеческие расы физически и психически неравноценны. Есть расы высшие и низшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помощью государства и законов.
4. Войны, грубая сила – вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддержать господство над побежденными.
5. Государство происходит из семьи, и является результатом ее разрастания. Оно – высшая форма человеческого общения. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, власти главы семьи.
6. Государство появляется потому, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.
Докажите верность или спорность указанных теорий.
Укажите сходства и различия указанных теорий.
5. Правительство республики N в целях снижения роста тяжкой преступности в стране пошло на чрезвычайные меры: бессрочные аресты подозреваемых, разрешение обысков без санкций юрисдикционных органов, применение пыток к подследственным, расширение оснований для уголовного преследования граждан и ужесточение санкций уголовно-правовых норм. В результате принятых мер кривая преступности в стране упала в 3 раза. Но целый ряд государств осудил такую практику, потребовав отмены перечисленных акций как несовместимых с идеей прав человека. Республика N заявила о недопустимости вмешательства других стран в ее внутренние дела.
Объясните, кто из сторон возникшего спора, по Вашему мнению, прав?
Обоснуйте свою точку зрения.
6. Ученые говорят о том, что государственный суверенитет – понятие не количественное, а качественное.
Объясните, что это означает?
Обоснуйте, может ли суверенитет государства зависеть от размеров территории, населения, экономического и военного потенциала и т.д.?
7. Основываясь на цивилизационном и формационном подходе, определите, к какому типу относятся государства, чьим творением являются данные нормы:
A. Если кто лишит жизни свободного франка или варвара и будет уличен, присуждается к уплате 200 солидов. Если кто лишит жизни человека, стоящего на королевской службе, или же свободную женщину, присуждается к уплате 600 солидов.
B. Если продавец вещи окажется вором, то его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно, покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца.
C. Каждый трудящийся через посредство своих делегатов принимает участие в коллективном определении условий работы, так же как и в руководстве предприятием.
D. Все граждане на равных правах имеют доступ к общественным должностям. Свободные народы не знают иных оснований для предпочтения при избрании, кроме добродетелей и способностей.
E. Если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, он - лжец, возводит клевету, его должно убить.
Основываясь на анализе цивилизационного и формационного подхода, определите тип современного Российского государства.
Оцените, в чём, по Вашему мнению, достоинства формационного подхода?
Цивилизационного? В чём слабые стороны указанных подходов?
8. Бенито Муссолини говорил: "Государство поглощает всю энергию, все интересы, все надежды народа".
Определите, какой тип политического режима он подразумевал?
Используя текст Конституции Российской Федерации, докажите, что Россия – демократическое государство.
9. Укажите основные признаки федераций. По какому принципу могут делиться их территории?
На основе анализа действующей Конституции РФ определите, к какой разновидности федерации относится Российская Федерация.
Почему большинство федеративных государств отказывают своим субъектам в праве сецессии?
Обоснуйте свою точку зрения.
10. Определите, какие функции государства проявились в ниже перечисленных событиях:
 В 945 году князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути он решил вернуться и собрать дань еще раз. Возмущенные древляне убили Игоря.
Его жена Ольга жестоко отомстила за его смерть древлянам. Тем не менее, она упорядочила сбор дани, установила ее размер и места сбора.
 Сын Игоря и Ольги Святослав вел активную внешнюю политику. Он расширил территорию Руси за счет присоединения земель вятичей и кривичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат, покорил народы Северного Кавказа.
 В 1719 году Берг-привилегией (указом) было дозволено заниматься поиском полезных ископаемых. В то же время Петр Первый повышает пошлины на ввозимый из-за рубежа товар, тем самым поощряя отечественных производителей.
 В 2015 году Российская Федерация вступила в Евразийский экономический союз.
Используя текст Конституции РФ, оцените функции современного Российского государства.
11. Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.
Проиллюстрируйте структурные компоненты «государственного механизма» на примере Российской Федерации.
Соотнесите правовые явления «аппарат государства» и «государственный механизм».
Разработайте и представьте наиболее эффективную модель современного государственного аппарата (схематично).
Покажите, как вписывается (или не вписывается) данный орган в классическую систему разделения властей (аргументируйте ответ).
12. Распределите по группам понятия: государство, семья, органы местного самоуправления, государственный орган, государственное учреждение, религиозные организации, политическая партия, культурно-национальные организации, политическое движение:
а) институты политической системы общества
б) общественные организации, оказывающие опосредованное влияние на сферу политики.
Оцените роль государства в политической системе.
13. Сравните правовые, корпоративные и моральные нормы по следующим основаниям: способ установления, форма закрепления, способ защиты, сфера деятельности.
Объясните, в чем состоит различие между социальными и техническими нормами? В чём сходство между указанными правовыми явлениями?
Проанализируйте, почему технические нормы, по выражению Н.И. Матузова, «носят не чисто социальный, а полусоциальный характер»? Согласны ли вы с этой позицией выдающегося учёного?
Можно ли технические нормы отождествлять с законами природы?
Дайте аргументированный ответ.
14. До 1993 года в России не было юридической базы деятельности товарных бирж. С принятием Закона Российской Федерации «О биржевой торговле и товарных биржах» появились соответствующие субъекты рыночной экономики.
Определите, какая функция права проявилась в данном случае?
Покажите взаимосвязь государства и права.
15. Определите, какой из перечисленных теорий соответствуют нижеприведенные тезисы и имена представителей правой мысли:
А. «Закон стремится помочь жизни людей, но он может этого достичь только тогда, когда сами люди желают жить счастливо»;
Б. «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни»;
В. «право представляет собой стройную с логически взаимосвязанными элементами иерархическую систему»;
Г. «слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание людей и не усвоены им»;
Д. «Государство – большая семья, где власть правителя подобна власти отца. В этой семье чтят традиции, преемственность поколений, главенство старших. В обмен на уважение и подчинение правитель оберегает и направляет подданных, подобно отцу- наставнику».
1) Кельзен; 2) Петражицкий; 3) Демокрит; 4) Дюги; 5) Аристотель
Определите, какая из представленных теорий наиболее подходит к сущности российской правовой действительности?
Обоснуйте свой ответ.
16. Оцените истинность приведенных высказываний и аргументируйте свою точку зрения:
 «в России на уровне субъектов федерации возможно принятие только подзаконных нормативных правовых актов»;
 «в системе источников права РФ вспомогательное значение имеет правовой обычай»;
 «в чрезвычайных ситуациях Президент РФ имеет право принимать законы»;
 «в системе источников англо-саксонской правовой семьи вспомогательное значение имеет нормативный правовой акт».
Назовите, какие источники (формы) права вы знаете, помимо перечисленных?
Что Вы можете сказать о порядке их возникновения, об их юридической и социальной силе?
Дайте характеристику основному источнику права в Российской правовой системе.
17. В 1979 г. в Кении умер известный адвокат С.М. Отинно, родившийся в африканском племени Луо. Вдова адвоката собралась хоронить мужа на его собственной земле под г. Найроби по христианскому европейскому обряду. Однако старейшины племени Луо этому воспрепятствовали, и потребовали совершить похороны по местному обряду в другом месте. Кроме того, возник вопрос о вдове, так как в Кении старейшины рода решают, кто из родственников унаследует собственность покойного, вдову и неженатых детей. Суд первой инстанции отказал племени Луо в претензиях.
Апелляционный же суд признал основные требования старейшин племени.
Определите, на какие источники права опирался суд первой инстанции в своем решении, а на какие апелляционный суд?
Охарактеризуйте источники права и выделите приоритетный в условиях современной Российской действительности.
Дайте аргументированный ответ.
18. Определите структурные элементы правовой нормы и классифицируйте их. Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 6 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Классифицируйте норму права (регулятивная или охранительная; императивная или диспозитивная; управомочивающая, запрещающая или обязывающая).
Проведите различия между функциями права и функциями норм права?
19. Классифицируйте правовые нормы по методу правового регулирования.
Определите их структурные части:
 Ст. 161 УК РФ: «Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет».
 Ст. 31 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
По мнению О.Э. Лейста «санкция является атрибутом не всякой, а только той юридической обязанности, которая имеет категоричный характер, соблюдение которой властно предписано государством, запрещающим уклонение от определенного правила поведения». Следовательно, санкция, по его мнению, является элементом только обязывающей и запрещающей, но не управомочивающей нормы права.
Согласны ли Вы с данной позицией либо имеете альтернативную точку зрения?
Ответ иллюстрируйте ссылками на конкретные нормы законодательства.
Обоснуйте свою позицию.
20. Государственная власть в России, как в демократическом правовом государстве, осуществляется на основе принципа «разделения властей».
Раскройте сущность данного принципа и назовите его авторов.
Поясните: значит ли, что в России существую три государственных власти?
Аргументируйте, могут ли существовать государственные органы, которые не относятся ни одной из трех ветвей власти?
21. Выделите черты, присущие: 1) системе права; 2) системе законодательства:
А. имеет субъективно-объективный характер;
Б. имеет только горизонтальное строение;
В. выступает внешней формой выражения права;
Г. включает комплексные образования;
Д. основным элементом выступает норма;
Е. имеет федеральный, региональный и местный уровни;
Ж. складывается под непосредственным воздействием общественных отношений.
З. базовым элементов является статья;
И. представляет собой иерархическую пирамиду.
Проанализируйте, какое воздействие оказывают друг на друга система права и система законодательства?
Проанализируйте, какие факторы могут повлиять на повышение системности права?
22. Проанализируйте предложенную ситуацию:
В результате весеннего наводнения жителям деревни был причинен ущерб: затоплено два дома, произошло разрушение дорожного покрытия, нарушено снабжение электроэнергией. Три человека погибли, семь осталось без крова. Жители деревни обратились с просьбой о помощи к губернатору области. Определите составы указанных правоотношений (субъекты, объекты, содержание). Укажите, какие сферы общественной жизни представлены указанными правоотношениями?
Определите виды правоотношений:
 по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность);
 по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное);
 по количеству участников (простое или сложное);
 по содержанию (регулятивное, охранительное);
 по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное);
 по продолжительности (кратковременное или долговременное).
Определите основания для возникновения, изменения или прекращения данного правоотношения (событие или действие).
23. Аргументированно докажите, что просьба предоставить дополнительный отпуск является правоотношением.
Определите, к какому виду правоотношений оно относится: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное).
24. Проанализируйте содержание правовых норм и распределите статьи Конституции РФ по объему толкования: 1) ограничительное; 2) распространительное; 3) буквальное:
А. «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50 Конституции РФ);
Б. «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ» (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ);
В. «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону» (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ).
Приведите примеры из Российского законодательства легального и аутентичного толкования норм права.
25. Определите в указанных случаях форму реализации права:
 Молодой человек призывного возраста, не имеющий права на отсрочку, служит в армии.
 Девушка переходит улицу на красный свет светофора.
 Граждане являются в суд по повестке в качестве свидетелей.
 Суд выносит оправдательный приговор.
 Студенты получают знания в колледже «Александровский лицей».
 Рыболов осуществляет вылов рыбы согласно предоставленной квоте.
 Сотрудник полиции устанавливает личность гражданина в соответствии с имеющимися полномочиями.
Определите, какие из случаев относятся к правоприменению? Сколько стадий имеет указанный процесс?
Сравните их с иными формами реализации и выделите особенности.
26. Дайте определения и покажите взаимодействие правовой идеологии и правовой психологии в следующей ситуации: «Гражданин Российской Федерации обратился в суд за защитой нарушенного права потребителя в соответствии Законом РФ от 07.02.1992 2300-1 «О защите прав потребителей».
Поясните, какое правовое явление составляют в совокупности «правовая идеология» и «правовая психология».
27. В литературе была высказана точка зрения о том, что неисполнение закона со стороны гражданина нужно рассматривать в качестве правонарушения, а со стороны должностного лица – как нарушение законности.
Дайте оценку данной точке зрения.
Соотнесите понятия «правонарушение» и «нарушение законности».
Обоснуйте, кому (каким субъектам) адресовано требование соблюдать законность?
28. Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались. Объясните, является ли такое поведение проступком или преступлением.
Покажите сходство и различия указанных юридических конструкций.
Укажите, каким законодательством предусматривается противоправное поведение такого рода.
Проанализируйте все элементы состава правонарушения в данной ситуации.
29. Выделите субъект и объект данного правонарушения, дайте характеристику объективной стороны.
Оцените, какая форма вины присутствует в данном деянии:
«В городе П. был поврежден газопровод, проложенный под землей. В течение нескольких часов, пока не были приняты соответствующие меры, газ вырывался наружу, загрязняя воздух и угрожая возникновением пожара. Газопровод был поврежден в результате строительных работ. Строители, проводившие работы, не знали о существовании газопровода. Однако руководство строительного объекта имело документ, подтверждающий наличие на данной территории газопровода, но своевременно не поставило об этом в известность строителей».
30. Определите вид правонарушения и форму ответственности за него. Охарактеризуйте состав данного правонарушения:
«При управлении автотранспортом в нетрезвом состоянии гражданин Д. совершил наезд на пешехода, который в результате этого дорожно-транспортного происшествия
получил многочисленные переломы рук и ног».
Спрогнозируйте, какие смягчающие обстоятельства могут повлиять на судебный приговор?
Объясните, является ли «нетрезвое состояние» гражданина смягчающим обстоятельством?
31. Проанализируйте ситуации и ответьте на следующие вопросы:  Нарушены ли в данном случае права человека? Если да, то нормами какого законодательства предусмотрены соответствующие права и свободы?
 Какие признаки указывают на то, что имеет место нарушение прав человека?
 Если права человека нарушены, то в чем, с вашей точки зрения, это нарушение заключается? Каков порядок восстановления нарушенных прав и свобод в каждом конкретном случае?
Обоснуйте свои ответы.
Ситуация 1. Женщину, употребляющую наркотики, после родов не выпускают из больницы и отбирают у нее ребенка.
Ситуация 2. На автомобильной стоянке родители закрывают спящего ребенка в автомобиле и уходят делать покупки в гипермаркете.
Ситуация 3. Государства принимают решение ограничить въезд беженцев из других государств на свои территории.
32. Руководствуясь статьями действующей Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека, дайте аргументированные ответы на поставленные вопросы.
Объясните, каким образом использование свободы одним человеком может ущемить права другого?
Укажите, кто должен нести ответственность в правовом государстве за соблюдение прав и свобод гражданина?
Классифицируйте права человека и гражданина по следующим критериям: по субъектам; по содержанию; по времени развития; по способу реализации.
33. В науке высказаны суждения, предлагающие считать современную правовую систему России ветвью романо-германского права, а также славянским, или евразийским, или социалистическим, или переходным правом.
Укажите черты, характеризующие право современной России, которые позволяют классифицировать российскую правовую систему по этим критериям.
Обоснуйте: какая точка зрения Вам представляется наиболее убедительной?
Охарактеризуйте англо-американскую правовую семью, выявите особенности исторического развития и источников (форм) права, приведите примеры.
34. Используя текст Конституции Российской Федерации, докажите или опровергнете утверждение о том, что Россия – это правовое государство.
Оцените, какое место в правовом государстве отводится принципу разделения властей? В чём смысл, правовое и организационное значение указанного принципа?
35. Оцените высказывания:
«Основной принцип правового, или конституционного, государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены известные пределы, которых она не может и не должна переступать. Ограниченность власти в правовом государстве создается признанием за личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав».
«Если государственная власть будет слаба, то кто же тогда реально защитит человека от разгула преступности, поможет ему реализовать свои права в борьбе с сильными мира сего: крупными хозяевами, мздоимцами-чиновниками?..»
Какое из этих высказываний представляется Вам правильным?
Обоснуйте свою точку зрения.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.