X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости


Юридическая психология

1 Оформление юридической психологии как науки. История юридической психологии в XX столетии
2 Предмет и задачи юридической психологии, ее место в системе психологической науки
3 Методы юридической психологии
4 Понятие, возникновение и развитие сознания и личности
5 Психологические особенности в деятельности прокурора при проведении антикоррупционной экспертизы
6 Личностный подход в психологии. Система психических процессов, психических свойств, психических состояний личности
7 Социально-психологические особенности поведения (демографические, культурные, социальные и межличностные статусы, роли, стили межличностного взаимодействия
8 Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности
9 Ощущение. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности отдельных видов ощущений
10 Восприятие. Нейрофизиологические основы восприятия. Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии
11 Понятие и виды памяти. Закономерности мнемических процессов
12 Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач
13 Интуиция в работе юриста. Речь в юридической работе
14 Воображение и его виды. Роль воображения в деятельности юриста
15 Внимание. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников
16 Нейрофизиологические основы эмоций и чувств. Свойства, виды и общие закономерности эмоций и чувств
17 Фрустрация. Посттравматические стрессовые расстройства
18 Аффект, его диагностические признаки
19 Понятия, признаки страданий как особой формы переживаний человека
20 Темперамент. Основные виды темпераментов. Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции. Учет типов темперамента в юриспруденции
21 Характер. Классификация черт характера. Типы характера. Акцентуация характера.
22 Возрастные особенности характера. Половые особенности различия характера. Учет типов и черт характера в юридической работе
23 Воля. Нейрофизиологические основы воли. Классификация волевых действий
24 Понятие направленности личности. Потребности личности. Мотивация и виды мотивационных состояний личности
25 Способности. Виды способностей. Способности и задатки. Развитие способностей
26 Личность и социальная группа. Социализация и социальная справедливость
27 Сознание, ответственность и правосознание
28 Предмет и задачи психологии юридического труда.
29 Психологические аспекты гражданско-правового регулирования
30 Психологические аспекты организации гражданского процесса
1 Какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать нотариусом?
2 Какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать юристом в налоговой инспекции?
3 Какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать юристом в органах социальной защиты населения?
4 Какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать юристом в сфере семейного права?
5 Какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать юристом в сфере защиты прав интеллектуальной собственности?
6 Какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать юристом в органах здравоохранения?
7 Какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать юристом в органах представительной и исполнительной власти?
8 Какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать юристом в страховых компаниях?
9 Какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать юристом в банковской сфере?
10 Какие, основные правила использования приемов психологического воздействия могут применятся юристами при разрешении споров в гражданских, жилищных, наследственных делах? Поясните, в чем могут заключатся нарушения правил оказания психологического воздействия?
11 Дайте, пожалуйста, определение психическим и психологическим методам воздействия. В чем заключается их принципиальное различие?
Перечислите известные Вам приемы и методы данных категорий воздействия.
12 Чем будут отличаться словесные портреты одного и того же лица, составленные на основе показаний взрослого человека и ребенка?
Напишите, пожалуйста, как индивидуально-психологические характеристики человека, а также род его профессиональной деятельности влияют на восприятие им другого человека.
13 Чем отличаются между собой два вида воображения: творческое и репродуктивное (воссоздающее)? Из кинофильмов или книг приведите яркий пример решения юристом профессиональной задачи при подключении им воображения.
14 Приведите, пожалуйста, пример, как эмоциональное состояние адвоката повлияло на характер восприятие им обстоятельств рассматриваемого им семейного конфликта.
15 Выделите, пожалуйста, факторы, определяющие развитие воли у сотрудников правоприменительных органов. Приведите примеры. Влияние воли на соблюдение законности, воздержание от коррупционного поведения.
16 Сформулируйте факторы, влияющие на конформность поведения человека. С какими проявлениями конформизма сталкивается в своей профессиональной деятельности сотрудник налоговой службы?
17 Чем, на Ваш взгляд, отличаются между собой акцентуация характера и психопатия личности?
18 Как Вы думаете, какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать в судах общей юрисдикции?
19 Выделите, пожалуйста, стадии развития отклоняющегося поведения юристов, работающих в сфере частного бизнеса. Разберите эти стадии на конкретном примере.
20 Сформулируйте основные свойства участников конфликтов и споров в сфере жилищных, наследственных, земельных дел.
21 Напишите, пожалуйста, какие Вам известны факторы, влияющие на субъективность восприятия времени у женщин, мужчин, детей, лиц пожилого возраста.
22 Какие Вы можете привести способы, активизирующие память работников юридических консультаций?
23 В чем, на Ваш взгляд, состоит взаимосвязь между волей и нравственностью человека?
24 Напишите, пожалуйста, факторы, определяющие развитие воли у сотрудников налоговых органов. Приведите примеры.
25 Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: «Какого человека можно считать личностью?» Дайте свое определение понятию «личность успешного юриста».
26 Дайте психологическую характеристику направленности личности. Выделите влияние направленности на выбор личностью юриста вариантов поведения в налоговой сфере.
27 Чем, на Ваш взгляд, отличаются между собой девиантное поведение и делинквентное поведение юриста в сфере гражданско-правовых отношений?
28 Дайте, пожалуйста, определение следующим понятиям: «способность», «одаренность», «талант», «гениальность». В чем их отличие одного от другого?
29 Как Вы думаете, какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать юристом в учреждениях судебной экспертизы?
30 Какие факторы существенно влияют на процесс формирования направленности личности юриста, работающего в сфере частного бизнеса? О чем бы Вы разговаривали с женщиной? На что необходимо ее сориентировать?
1 На консультацию к юристу пришли родители подростка. Сыну 16 лет. В интерпретации он ведет себя странно: стал нервным, скрытным. Часто у него «блестят глаза». Ухудшились успеваемость и поведение.
Сформулируйте возникшие у Вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента.
По каким признакам родители могут определить, что их ребенок стал употреблять спиртное (другие психоактивные вещества)?
2 Вы решили создать консультационный юридико-психологический центр.
Что необходимо для того, чтобы центр начал функционировать?
3 В консультационный юридико-психологический центр пришла мама ученицы, которая учится в 10 классе и попросила помощи. Она рассказала, что ее дочь до 6-7 класса была веселой, активной девочкой, хорошо училась в школе, любила общаться с детьми и одноклассниками, много времени отдавала внеклассной работе. Сейчас, она совсем изменилась. Замкнулась, перестала общаться с друзьями, теряется в присутствии незнакомых людей, сторонится компаний и шумных собраний. Стала хуже учиться. Все свободное время проводит в своей комнате. Придирчиво относится к своей внешности. Живет своей довольно напряженной жизнью, иногда прорывающейся в нервных репликах и подавленном настроении. На искренний разговор не идет. Как вернуть дочь к нормальной жизни? Что с ней происходит?
Сформулируйте юридико-психологичес-кую гипотезу относительно перемен, происходящих с девушкой? Какие психологические проблемы ее мучают?
4 «Мой муж умер в день 13-летия сына. После похорон сын стал очень замкнутым, хотя до этого он делился со мной своими мыслями и впечатлениями. Замкнутый и неразговорчивый он везде: и дома, и в школе, в окружении друзей. Такое впечатление, что он перестал даже интересоваться тем, что до этих трагических событий его увлекало. Что сделать, чтобы он стал таким, каким был?».
В приведенном выше фрагменте юридико-консультативного приема найдите и выделите наиболее значимую для решения юридических и психологических проблем клиента информацию. Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента. Определите основные этапы работы над проблемой.
5 Измученная женщина пришла в консультационный юридико-психологичес-кий центр. Ее интересовал вопрос, как вести себя со своей 60-летней мамой-вдовой, которой поставили диагноз: рак. Врачи за месяц проживания женщины в больнице расписались в собственном бессилии и на днях выписывают ее домой. Мама, женщина мужественная, прожившая тяжелую жизнь, еще не знает о действительных масштабах своей болезни. Наследством своим пока не распорядилась. А в него входят: 3-х комнатная квартира, гараж (остался от мужа), банковские счета, дом в деревне и др.имущество. Что говорить, как вести с ней. Откуда черпать силы перед лицом такого несчастья?
6 Юрист рассказывает своему коллеге-психологу: «В поле моего внимания попал десятиклассник, который при анонимном анкетировании признался, что принимает наркотики. В беседе он сказал, что недавно перестал употреблять их, потому что они стали дорого стоить. Правда, у меня закралось сомнение, относительно правдивости его слов, мне кажется, что время от времени он все-таки берется за старое. У нас с ним сложились неплохие отношения, он доверяет мне, пока еще прислушивается к моим советам. Поэтому я боюсь потерять его доверие, боюсь сделать какой-то неправильный шаг. Но с другой стороны, я боюсь, что не справлюсь сама. Я перечитала много литературы по проблемам наркомании, в результате еще больше запуталась и теперь вообще не знаю, что делать дальше. Как помочь мальчику?»
Что бы Вы посоветовали коллеге, оказавшейся в такой ситуации? Что должны знать юрист и психолог, работая с наркозависимыми?
7 В семейную консультацию обратилась женщина с жалобами на то, что у нее с мужем без видимых причин происходят постоянные ссоры и скандалы. В браке они 6 лет. Живут в новой двухкомнатной квартире, воспитывают 3-х летнего сына.
Из беседы стало известно, что ссоры почти всегда возникают «на пустом месте»: какие-то бытовые мелочи, которых в любой семье бывает достаточно. Когда предмет недоразумения исчерпан, остается обоюдное раздражение, которое тлеет до тех пор, пока снова какая-нибудь мелочь не выведет кого-то из себя.
Последнее время женщина начала думать о разводе, по ее словам: «жалко разрушать семью, ведь муж не пьет, на работе его уважают, очень любит своего сына, часто с ним играет. Временами в семье бывают «перемирия», но это продолжается недолго. То очередные неприятности у мужа на работе, то еще что-то, и снова дает о себе знать хроническая несовместимость, доводящая до мысли, что так дальше жить просто невозможно».
В чем, по-Вашему, причина неблагоприятного психологического климата в семье клиентки? Как можно помочь семье гармонизировать свои отношения? Какие правовые проблемы возникнут в семье в связи с возможным разводом?
8 В консультационный юридико-психологический центр обратилась женщина, мать двоих девочек. В беседе открылись некоторые подробности неблагополучной семейной жизни. Муж систематически выпивает, но наотрез отрицает то, что это болезнь. Уже начал выносить вещи из дома. Живут в 1-комнатной квартире – идти некуда. Старшая дочь (ему неродная, от первого брака), доведена им до отчаяния. Младшая, семиклассница, время от времени пропускает занятия в школе. А когда приходит, то зачастую с синяками, выглядит как затравленный зверек. Женщина слезно просила психолога вмешаться в их семейные дела, поговорит с мужем.
Как помочь этой семье? На что необходимо обратить внимание при работе с женщиной? Какие правовые проблемы возникнут в семье в связи с возможным разводом?
9 Объясните, почему юридический психолог-консультант должен обладать следующими качествами, которые он должен проявлять в общении с клиентами.
1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.
2. Открытость.
3. Доброжелательность.
4. Безоценочное отношение к клиенту.
5. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.
6. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.
10 Укажите, в чем основные различия психологического и юридического консультирования.
а) в уровне психического здоровья клиентов;
б) в распределении ответственности;
в) в компетентности психолога;
г) в объеме психодиагностической работы.
Назовите еще несколько различий.
11 Женщина 38 лет обратилась в консультационный юридико-психологичес-кий центр по поводу невозможности простить измену мужа, о которой она узнала около 4 лет назад. Все это время она не может ни расстаться с ним, ни продолжать жить вместе. Мучительность этой неопределенной ситуации увеличивается тем, что муж тоже не делает решающего выбора. За это время он несколько раз уходил жить к любовнице и снова возвращался в семью.
В браке двое детей, 16 и 10 лет. Только в последние 5 лет клиентка вышла на работу, до этого все свое время она посвящала семье. До брака клиентка жила с родителями.
В настоящее время клиентка многократно обсуждает свою ситуацию с родителями и подругами. То принимает решение о разводе с мужем, то отказывается от этой мысли (жаль детей и родителей). Принимает ту или иную позицию, тот или иной стиль поведения, что не помогает ей разрешить ситуацию. Ожидает от юридического психолога совета и рекомендаций о том, как она должна поступить.
Что в описании этой ситуации привлекает Ваше внимание, и как на основе этих наблюдений Вы сформулируете консультативную гипотезу? Ваше предположение об уровне психической организации клиентки? Обоснуйте предположение. Какие варианты раздела имущества Вы можете предложить ей? Обоснуйте предположение. Какие особенности взаимодействия клиентки с консультантом можно ожидать в процессе работы?
12 Женщина 40 лет обратилась в консультационный юридико-психологичес-кий центр по поводу депрессии. В расспросе выяснилось, что клиентка много лет страдает фобиями – она боится воды, никогда не умела плавать, и даже полет над водой вызывает сильный страх. Она — единственный ребенок в семье. Детско-родительские отношения описывает как очень хорошие. Страхов в детстве не помнит. Не замужем, предпочитает непродолжительные связи серьезным отношениям. Сделала блестящую карьеру, много времени посвящает работе. Но, в связи с ее «неординарным» поведением, возникли проблемы на работе, вплоть до увольнения. Это не входит в ее планы, боится потерять работу. В ситуации консультирования ведет себя несколько «по-деловому», как в бизнес-сотрудничестве, контролируя свои спонтанные реакции, в том числе на личность консультанта.
С чем из предложенного Вы будете работать как консультант? Как переформулируете запрос? Как сформулируете для себя проблему клиента? В чем специфика объектных отношений? Используйте для анализа весь доступный материал, в том числе контрпереносную реакцию. Как Вы понимаете смысл симптома клиентки? Каковы будут Ваши предположения и предложения?
13 Женщина 30 лет обратилась в консультаци-онный юридико-психологический центр за консультацией с желанием разобраться в личных отношениях. На протяжении 5 лет она живет в гражданском браке с мужчиной старше ее на 10 лет. У него две дочери от первого брака, которых он часто навещает. Эти визиты вызывают у клиентки много ярости, ревности и желания прервать отношения. Мужчина не разведен с матерью своих детей, и эта ситуация напоминает клиентке ее предыдущий гражданский брак, когда мужчина старше ее на 12 лет также не был разведен и имел детей. После 5 лет совместного проживания клиентка порвала отношения с ним. Известно, что в 5-летнем возрасте ее родители развелись, мать вышла повторно замуж и родила второго ребенка, когда клиентке было 11 лет. С отчимом были прекрасные отношения, с отцом также виделись довольно часто и вместе ездили отдыхать. В связи с потерей работы, в настоящее время испытывает большие финансовые трудности по содержанию семьи.
Является ли запрос консультативно-терапевтическим или юридико-психологическим? Если запрос терапевтический, в чем могут быть консультативные задачи? Какую вы видите основную проблему клиентки и каковы могут быть ожидаемые результаты консультирования? Какие предложенные варианты будут базовыми в понимании данного случая?
14 В консультационный юридико-психологи-ческий центр обратилась мама девочки 15 лет, жалуясь на безответственное поведение своей дочери. По мнению мамы, дочь мало времени уделяет учебе, часто бывает рассеяна, поздно ложится спать и потому на уроках «засыпает». Маме кажется, что отношения девочки со сверстниками складываются не очень успешно, она не всегда умеет подать себя, завоевать их уважение. Встречается с ребятами старше себя, по словам матери «безбашенными». При этом к маминым советам дочь мало прислушивается, поэтому маме, с ее слов, приходится быть категоричной и запрещать ей, например, покупать одежду, которая демонстрирует недостатки ее фигуры (чтобы над ней не смеялись сверстники). Мама жалуется на то, что девочка стала менее сговорчивой и часто требует «свободы». Что под этим подразумевается, мама точно не понимает, но очень возмущена, «о какой свободе может идти речь, если она стала хуже учиться» или «когда сейчас такая криминогенная обстановка».
Кто является клиентом консультативной ситуации? Какова основная проблема дочери и в чем проблема матери? Ваша стратегия работы?
15 Женщина 34 лет обратилась в консультационный юридико-психологиче-ский центр с желанием определиться в своем профессиональном выборе. Она закончила экономический вуз, но не работала по специальности, так как вскоре после окончания института родила ребенка. После декретного отпуска клиентка не захотела возвращаться к прежней специальности и получила второе высшее образование в области менеджмента. Через 2 года работы почувствовала, что этот род занятий не удовлетворяет ее, поэтому в настоящий момент хочет сменить специализацию. Однако плохо понимает, в какой области лежат ее интересы и к какой работе она больше всего способна.
Ситуация осложняется тем, что в личных отношениях с мужем накопилось много непонимания, клиентка часто раздражена на него и опасается, что если ее внутренняя ситуация не изменится, она может потерять брак.
С какими правовыми и финансовыми проблемами она может столкнуться при разводе? Что вы можете ей посоветовать?
16 В редакцию газеты «Выбор» обратился гражданин Н., инвалид с детства, работающий педагогом дополнительного образования (кружок в школе, 9 часов в неделю). После окончания учебы на радиомеханика в 2005г. он 4 месяца проработал телемастером. Однако, болезнь прогрессировала, и он был вынужден оставить работу (до 2010 г. была II группа инвалидности, а с 2010 г. I группа инвалидности, бессрочно). Он интересуется, имеет ли право на перерасчет пенсии, поскольку вновь работает в течение 2-х лет.
Определите основную проблему.
Назовите учреждения, которые должны быть задействованы в решении проблемы. Что должен предпринять юридический психолог в данной ситуации?
17 Ученик 9-го класса С. в последнее время периодически пропускает занятия в школе. В связи с этим классная руководительница решила посетить семью ученика, где отца обнаружила в состоянии алкогольного опьянения, сестренка 9 лет в синяках, из беседы выяснила, что мать 6 месяцев назад умерла от онкологического заболевания. Учительница обратилась в отдел социальной защиты района и попросила принять меры в отношении детей и их родителей.
Определите проблемы семьи. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы? Какие меры необходимо оказать?
18 Участковым уполномоченным полиции и специалистом социальной работы, при проверке жилищно-бытовых условий семьи, которая находилась на учете, было установлено, что отец воспитывает двоих детей один, выпивает, одному ребенку 10 лет, а другому 18, тоже употребляет алкоголь. Отец ведет асоциальный образ жизни (наркоман), работает грузчиком на складе. Старший сын не живет дома, только временами приходит навестить младшего брата. По словам соседей, в квартире постоянно происходят какие-то скопления людей, к тому же, соседи видели, как отец семейства в состоянии алкогольного опьянения бил ребенка.
Определите социальную проблему семьи?
Какие социальные учреждения должны быть задействованы в решении проблем семьи? Какие специалисты будут задействованы в решении проблемы?
19 К школьному психологу обратился социальный работник с просьбой дать характеристику на Игоря Д., 14 лет. Запрос исходил из следственных органов по делу об ограблении ларька. Игорь - мальчик из благополучной, материально обеспеченной семьи, очень подвижный, любит «пошалить», способный, хотя учится неровно. При психологическом обследовании нарушений со стороны психических процессов не выявлено, интеллект выше нормы, акцентуация по гипертимно-неустойчивому типу, самооценка завышена; высокий индекс склонности к аддиктивному поведению, социально-одобряемые ценностные ориентации не сформированы. Из беседы с матерью выяснилось, что Игорь единственный ребенок в семье. Отец на 20 лет старше матери, постоянно занят на руководящей работе. Мать, с тех пор, как вышла замуж, не работает и «всецело посвятила себя воспитанию сына». То, что ее сын участвовал в ограблении ларька, мать объясняет «дурным влиянием улицы», всячески оправдывает своего сына, растерянно повторяя: «И что же ему надо было? Ведь у него было все! Ни в чем отказа не знал!»
Какие психосоциальные причины породили отклоняющееся поведение подростка? Какие виды психосоциальной помощи можно предложить семье? Кто из ее членов нуждается в индивидуальной работе?
20 Саша П., 15 лет. В консультационный юридико-психологический центр за помощью обратились мать и классный руководитель. С их точки зрения, Саша мало общается с детьми в классе, не принимает участия в общешкольных мероприятиях. Успеваемость хорошая, но неравномерная. Мать беспокоит, что Саша дома мало общается с родителями и старшим братом. Все свое свободное время он проводит в своей комнате, где играет в компьютерные игры или сам пишет программы. Читает исключительно литературу по программированию. При психологическом обследовании нарушений со стороны памяти, внимания, работоспособности не обнаружено. При классификации понятий - отдельные решения по субъективно значимым признакам. Эмоциональная сфера не нарушена. Самооценка высокая, подросток осознает свою малообщительность, но не считает ее проблемой и систему отношений с родителями и одноклассниками оценивает как вполне удовлетворительную. При обследовании по ПДО - выраженная шизоидная акцентуация с высоким риском психопатизации; тенденции к делинквентности и алкоголизации не отмечается.
Нуждается ли Саша в психологической коррекции? Почему? Какую информацию следует сообщить родителям и педагогу?
21 В службу социальной защиты обратился пожилой человек по поводу перерасчета пенсии. Оказалось, что Вы знаете этого человека - он является соседом по дому. Обычно тихий, приветливый пенсионер, на приеме у социального работника он буквально «взорвался» эмоциями, отругав молодую сотрудницу за недостаточно внимательное отношение к нему, ветерану.
Какую юридико-психологическую помощь Вы окажите ему? Как Вы будете действовать в этой ситуации?
22 В полицию поступили заявления о совершении двух преступлений, связанных с хищением электроинструментов у пенсионеров. Так в Краснинское отделение полиции поступило сообщение от 95 летнего пенсионера о том, что вечером 12 октября в его дом в деревне Дерновка вошли двое неизвестных и открыто похитили три бензопилы и электродрель. 14 октября в ОМВД России по Усманскому району обратился 77 летний житель села Грачёвка и сообщил, что поздно ночью в его дом через разбитое окно, проникли неизвестные лица, избили пострадавшего и совершили хищение электроинструментов, фонаря, рюкзака и сотового телефона. В результате проведённых оперативно розыскных мероприятий сотрудниками полиции задержаны и доставлены 22-х и 27-и летние жители ближнего зарубежья. В отношении подозреваемых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. По фактам грабежа и разбойного нападения возбуждены уголовные дела. Ведётся следствие. Сотрудники полиции устанавливают причастность задержанных к аналогичным преступлениям, совершённым на территории Липецкой области.
Какие методы необходимо учесть при ведении дела (с учетом этнических, социальных различий)? Какие меры необходимо предпринять для пресечения и предупреждения противоправного поведения?
23 В некоторых ситуациях эффективным бывает урегулирование конфликта посредником.
Каковы условия правомерного вмешательство самого посредника в конфликт?
24 Целесообразность участия третьей стороны в юридическом конфликте связана с тем, насколько этот конфликт может быть разрешен силами самих конфликтующих, либо с возможностью вреда, который конфликтующие могут нанести окружающим. Следовательно, третья сторона может помочь с разрешением конфликта случае, когда конфликтующие сами обратились к его помощи.
Какова роль посредника в разрешении такого рода конфликтов?
25 На приеме у психолога две девушки с выпускного курса престижного вуза. Сейчас преддипломная практика, до защиты диплома остается один месяц. Все нервные, озабоченные, но как бы ни было тяжело, студенчество находит отдушину и для общения с друзьями, и для танцев. Вот только в их комнате в последнее время происходит что-то необъяснимое. Их подруга В. (они живут вместе) ведет себя как-то странно. Встает «ни свет, ни заря» и садится за книжки, бывает, по 10 часов не поднимается со стула. Перешла на чай, питается в сухомятку, на приглашение к столу не реагирует. Почти никуда не выходит. Ни с кем не общается. Стала раздражительной, злой. Раньше она была доброй, приветливой. Самое интересное то, что чем больше она работает, тем хуже у нее выходит, она, словно топчется на одном месте. Все трое учатся приблизительно одинаково, но девушки уже заканчивают написание дипломных работ, а у В., по ее словам, конца еще не видно. Девушки просили совета, как вывести подругу из этого добровольного заточения, ведь в последнее время на нее страшно взглянуть: бледная, измученная, с синяками под глазами.
Сформулируйте предварительный диагноз состояния девушки. Попытайтесь объяснить студенткам, что происходит с их подругой. Как изменить ситуацию к лучшему?
26 Родители обратились по поводу сына 14,5 лет, который всего боится, ни с кем не дружит, с трудом вступает в контакт с незнакомыми людьми, упрямый, дома часто плачет, из класса убегает, объяснить причины не может. Семья дружная, есть младший сын – противоположность первому. Старший унаследовал от отца его нелюдимость и замкнутость. Самому отцу с ним трудно общаться. Мать отзывчивая женщина, замученная страхами, тревожная, гиперсоциализирующая.
Какие гипотезы, относительно причин поведения парня можно построить? Определите основные этапы работы над проблемой.
27 Людмила Д., 25 лет, 7 лет замужем. Живет с мужем и свекровью. Муж на девять лет старше ее. Обратилась с жалобами на чувство тоски, утомляемость, частые головные боли, рассеянность, которая не была ей свойственна ранее, бессонницу.
Внешне семейные отношения хорошие. Имеет ребенка 4 лет. Изучение семейных отношений показывает наличие коммуникативных проблем в ее взаимоотношениях со свекровью. Проблема возникла с момента замужества. Свекровь очень привязана к сыну и переживала в связи с его женитьбой. Людмила по характеру стеснительная, неуверенная в себе. Свекровь приняла решение, что «хотя и была против этого брака, но раз так все получилось, она поможет невестке всей душой». Эта помощь и стала источником коммуникативной проблемы. По словам Людмилы «с детства не может, когда кто-нибудь стоит и смотрит, как она что-то делает». Свекровь же не отходила от нее ни на шаг. Когда у невестки что-то не получалось, она как старая учительница, говорила: «Нет, не так, а вот, так, посмотри внимательно!». Людмила призналась, что иногда испытывала приступы ярости, по отношению к свекрови. После – испытывала чувство страха и вины. Уже тогда появились бессонница и головные боли. С появлением ребенка конфликт ушел вглубь. Но невротические симптомы усилились, когда однажды ребенок по ошибке назвал бабушку мамой. Появились раздражительность, вспышки ярости, пониженное настроение.
Проанализируйте характер психологических трудностей Людмилы и ее свекрови. Как можно изменить коммуникативную ситуацию в семье?
28 Родители обратились по поводу сына 14,5 лет, который всего боится, ни с кем не дружит, с трудом вступает в контакт с незнакомыми людьми, упрямый, дома часто плачет, из класса убегает, объяснить причины не может. Семья дружная, есть младший сын – противоположность первому. Старший унаследовал от отца его нелюдимость и замкнутость. Самому отцу с ним трудно общаться. Мать отзывчивая женщина, замученная страхами, тревожная, гиперсоциализирующая.
Какие гипотезы, относительно причин поведения парня можно построить? Определите основные этапы работы над проблемой.
29 Психолог рассказывает своему коллеге: «В поле моего внимания попал десятиклассник, который при анонимном анкетировании признался, что принимает наркотики. В беседе он сказал, что недавно перестал употреблять их, потому что они стали дорого стоить. Правда, у меня закралось сомнение, относительно правдивости его слов, мне кажется, что
20 время от времени он все-таки берется за старое. У нас с ним сложились неплохие отношения, он доверяет мне, пока еще прислушивается к моим советам. Поэтому я боюсь потерять его доверие, боюсь сделать какой-то неправильный шаг. Но с другой стороны, я боюсь, что не справлюсь сама. Я перечитала много литературы по проблемам наркомании, в результате еще больше запуталась и теперь вообще не знаю, что делать дальше. Как помочь мальчику?»
Чтобы вы посоветовали коллеге, оказавшейся в такой ситуации? Что должен знать психолог, работая с наркозависимыми?
30 В семейную консультацию обратилась женщина с жалобами на то, что у нее с мужем без видимых причин происходят постоянные ссоры и скандалы. В браке они 6 лет. Живут в новой двухкомнатной квартире, воспитывают 3-х летнего сына.
Из беседы стало известно, что ссоры почти всегда возникают «на пустом месте»: какие-то бытовые мелочи, которых в любой семье бывает достаточно. Когда предмет недоразумения исчерпан, остается обоюдное раздражение, которое тлеет до тех пор, пока снова какая-нибудь мелочь не выведет кого-то из себя. Последнее время женщина начала думать о разводе, по ее словам: «жалко разрушать семью, ведь муж не пьет, на работе его уважают, очень любит своего сына, часто с ним играет. Временами в семье бывают «перемирия», но это продолжается недолго. То очередные неприятности у мужа на работе, то еще что-то, и снова дает о себе знать хроническая несовместимость, доводящая до мысли, что так дальше жить просто невозможно».
В чем, по-вашему, причина неблагоприятного психологического климата в семье клиентки? Как можно помочь семье гармонизировать свои отношения?
1. Оформление юридической психологии как науки. История юридической психологии в XX столетии.
2. Предмет и задачи юридической психологии, ее место в системе психологической науки.
3. Методы юридической психологии.
4. Понятие, возникновение и развитие сознания и личности.
5. Понятие о личности. Структура и этапы формирования личности.
6. Личностный подход в психологии. Система психических процессов, психических свойств, психических состояний личности.
7. Социально-психологические особенности поведения (демографические, культурные, социальные и межличностные статусы, роли, стили межличностного взаимодействия и жизнедеятельности).
8. Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности. Психологическое обеспечение законности действий юриста.
9. Ощущение. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности отдельных видов ощущений.
10. Восприятие. Нейрофизиологические основы восприятия. Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивиду-альные различия в восприятии.
11. Понятие и виды памяти. Закономерности мнемических процессов.
12. Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач.
13. Интуиция в работе юриста. Речь в юридической работе.
14. Воображение и его виды. Роль воображения в деятельности юриста
15. Внимание. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.
16. Нейрофизиологические основы эмоций и чувств. Свойства, виды и общие закономерности эмоций и чувств.
17. Фрустрация. Посттравматические стрессовые расстройства.
18. Аффект, его диагностические признаки. Общие требования и правила оформления заключения судебно-психологической экспертизы аффекта.
19. Понятия, признаки страданий как особой формы переживаний человека.
20. Темперамент. Основные виды темпераментов. Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции. Учет типов темперамента в юриспруденции. 21. Характер. Классификация черт характера. Типы характера. Акцентуация характера.
22. Возрастные особенности характера. Половые особенности различия характера. Учет типов и черт характера в юридической работе.
23. Воля. Нейрофизиологические основы воли. Классификация волевых действий.
24. Понятие направленности личности. Потребности личности. Мотивация и виды мотивационных состояний личности.
25. Способности. Виды способностей. Способности и задатки. Развитие способностей.
26. Личность и социальная группа. Социализация и социальная справедливость.
27. Сознание, ответственность и правосознание.
28. Предмет и задачи психологии юридического труда. Структура профессиограммы следователя. Краткие юридические профессиограммы.
29. Предмет и задачи криминальной психологии. Психологические методики расследования преступлений. Психологические предикторы коррупционного поведения личности и их коррекция.
30. Юридическая защита чести, достоинства и деловой репутации.
1 Несовершеннолетний И. был задержан сотрудниками полиции в момент хищения продуктов из ларька. Обстоятельства дела свидетельствовали, что взлом и хищение были совершены группой лиц. На допросе И. признался в хищении, но, вопреки фактам, утверждал, что преступление он совершил один, без соучастников. В ходе длительной беседы следователь выяснил, что подросток очень гордится тем, что работает на заводе в бригаде коммунистического труда. Он с большим уважением отзывался о бригадире, недавно награжденном орденом, и о членах бригады. Стало ясно, что работа в бригаде оказывает на И. положительное воздействие. Следователь принял решение существенно активизировать это воздействие рабочего коллектива. Он вызвал к себе бригадира, которому рассказал о совершенном И. преступлении, и просил значительно усилить воспитательную работу с И. в коллективе. Все члены бригады приняли участие в длительной, обстоятельной беседе с подростком. На следующий день бригадир пришел к следователю вместе с И., и последний рассказал, как и кем в действительности было совершено преступление.
Проанализируйте психологический аспект привлечения коллектива к перевоспитанию правонарушителя в плане совмещения цели общевоспитателъного и тактического воздействия.
2 При расследовании уголовного дела о крупных хищениях на предприятии в результате эффективного общевоспитательного воздействия следователя на обвиняемого П. последний не только принял решение рассказать всю правду, но и сам обратился с просьбой дать ему очные ставки с соучастниками. На этих очных ставках П. сообщал соучастникам о принятом им твердом решении навсегда покончить с преступной деятельностью, разъяснял те причины, которые привели его к такому решению. Активная позиция обвиняемого не только помогла следователю, но и укрепила П. в правильности решения по самовоспитанию, увлекла на этот путь и других обвиняемых.
Раскройте психологию процесса самовоспитания обвиняемого с учетом ограничения возможностей процессуальным порядком расследования. Охарактеризуйте воспитательную роль следователя в этом плане.
3 При расследовании уголовного дела о нарушении правил техники безопасности на одном из кожевенных заводов возникла необходимость в производстве следственного эксперимента, чтобы установить, можно ли видеть стоящего около дубильного барабана рабочего с места, откуда этот барабан приводится в действие. Этот эксперимент был проведен следователем днем, когда предприятие работало.
Назовите основную цель психологического анализа при подготовке следственного действия. Все ли условия опыта были проанализированы следователем при прогнозировании результатов следственного эксперимента?
4 С учетом всех собранных доказательств было принято решение о задержании и аресте О., подозреваемого в убийстве, сопряженном с изнасилованием Ш. Преступление было совершено в степи по трассе Караганда - Павлодар. О. категорически отрицал свою причастность к убийству Ш., заявляя, что в тот день безвыездно находился в городе. При личном обыске у О. изъяли флакон с уксусной кислотой. Как выяснилось, О. захватил с собой уксусную кислоту для самоубийства. Находясь в следственном изоляторе временного содержания, О. пытался повеситься.
Определите содержание психологического анализа, проводимого следователем по указанным фактам при подготовке к допросу О.
5 Ранее судимый П. обвинялся в вовлечении в преступную деятельность десятилетнего В., который бродяжничал со своей матерью и П. В ходе расследования следователь произвел очную ставку между П., отрицавшим свою вину, и В., который уличал его в совершенных преступлениях. Во время очной ставки В. отказался от ранее данных показаний, заявив, что оговорил П. На допросе, проведенном после очной ставки, В. объяснил свои показания на очной ставке страхом, который он испытывал в присутствии П.
Что понимается под психологической подготовкой участников к предстоящему следственному действию? В чем должна была заключаться непосредственная психологическая подготовка В. к очной ставке с П.?
6 Х. была изнасилована двумя неизвестными лицами в раздевалке для рабочих, производивших ремонтные работы на одной из центральных улиц Москвы. Не установив примет и внешнего облика насильников, следователь предъявил для опознания потерпевшей всех рабочих двух смен одного из участков строительно-монтажного управления. Несомненно, что указанные действия -следователя были незаконными и нарушали права граждан, унижали их честь и достоинство.
Назовите основные психологические требования к планированию предъявления для опознания.
Назовите возможные причины ложного опознания.
Как диагностировать ложное опознание?
7 Проанализируйте представленные ситуации осмотра места происшествия:
1. При осмотре места происшествия пистолет был обнаружен лишь в динамической стадии осмотра — под туловищем трупа после того, как последний был перевернут.
2. При осмотре места происшествия пистолет был обнаружен крепко зажатым в руке трупа, охваченного окоченением.
Дайте психологический анализ приведенных ситуаций в плане возможности оценки каждой из них как инсценировки на месте происшествия.
8 Шофер автотреста по случаю дня рождения своего 14-летнего сына Владимира пригласил двух его друзей, купил им несколько бутылок вина и сам участвовал в выпивке, после которой Владимир и его товарищи вышли на улицу и совершили тяжкое преступление, за что были привлечены к уголовной ответственности. У Владимира не было матери, он жил с отцом. Следователь отказался от привлечения отца Владимира в качестве его законного представителя.
Проанализируйте психологические аспекты этого решения следователя.
9 Определите, к какой группе психических явлений - психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям - относятся каждое явление, описанное ниже. Дополните каждую группу ещё двумя своими примерами.
Утомление, выдержка, воображение, ярость, любовь к Родине, преодоление усталости, запоминание, активность во время урока, эмоциональная неустойчивость, страх, трусость, борьба мотивов.
10 Напишите, пожалуйста, основные правила использования приемов психического воздействия в деятельности сотрудника ОВД.
Приведите пример неправомерного использования сотрудником ОВД приема психического воздействия. Поясните, в чем заключается нарушение правил оказания психического воздействия.
11 Дайте, пожалуйста, определение психическим и психологическим методам воздействия. В чем заключается их принципиальное различие.
Перечислите известные Вам приемы и методы данных категорий воздействия. Напишите, в каких случаях в правоохранительной деятельности они используются.
12 Чем будут отличаться словесные портреты одного и того же лица, составленные на основе показаний взрослого человека и ребенка?
Напишите, пожалуйста, как индивидуально-психологические характеристики человека, а также род его профессиональной деятельности влияют на восприятие им другого человека.
13 Чем отличаются между собой два вида воображения: творческое и репродуктивное (воссоздающее)?
Из кинофильмов или книг приведите яркий пример решения сотрудником правоохранительных органов профессиональной задачи при подключении им
14 Приведите, пожалуйста, пример, как эмоциональное состояние свидетеля преступления или потерпевшего повлияло на характер восприятие им обстоятельств расследуемого дела.
15 Выделите, пожалуйста, факторы, определяющие развитие воли у сотрудников правоприменительных органов. Приведите примеры. Влияние воли на соблюдение законности, воздержание от коррупционного поведения.
16 Сформулируйте факторы, влияющие на конформность поведения.
С какими проявлениями конформизма сталкивается в своей профессиональной деятельности сотрудник правоохранительных органов?
17 Чем, на Ваш взгляд, отличаются между собой акцентуация характера и психопатия личности?
18 Как Вы думаете, какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать в органах правопорядка?
19 Напишите, пожалуйста, стадии развития стихийного массового поведения. Разберите эти стадии на конкретном примере.
20 В оставленном для ответа месте напишите, пожалуйста, основные четыре свойства организованной преступной группы и раскройте их значение.
1.___________________________________________________ 2.___________________________________________________ 3.___________________________________________________ 4.___________________________________________________
Контрольный вопрос. Какие Вы можете привести способы нейтрализации и последующего пресечения организованной преступной деятельности?
21 Напишите, пожалуйста, какие Вам известны факторы, влияющие на субъективность восприятия времени.
22 Какие Вы можете привести способы, активизирующие память свидетелей преступления?
23 В чем, на Ваш взгляд, состоит взаимосвязь между волей и нравственностью человека?
24 Напишите, пожалуйста, факторы, определяющие развитие воли у сотрудников правоприменительных органов. Приведите примеры.
25 Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: «Какого человека можно считать личностью?» Дайте свое определение понятию «личность».
26 Напишите, пожалуйста, известные Вам факторы, влияющие на конформность поведения.
С какими проявлениями конформизма сталкивается в своей профессиональной деятельности сотрудник правоохранительных органов?
27 Чем, на Ваш взгляд, отличаются между собой акцентуация характера и психопатия личности?
28 Дайте, пожалуйста, определение следующим понятиям: «способность», «одаренность», «талант», «гениальность».
29 Как Вы думаете, какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать в органах правопорядка?
30 Разъясните принципы бесконфликтного общения.
1 Осмотр места происшествия при расследовании взрывов целесообразнее всего проводить по узловым участкам, так как их тщательный осмотр и исследование с целью обнаружения следов преступления позволяют составить представление о характере и механизме происшествия и обстоятельствах, с ним связанных. Чаще всего такими узловыми участками являются: место обнаружения трупа или пострадавшего с телесными повреждениями; эпицентр взрыва; место обнаружения взрывчатых веществ, средств и принадлежностей для взрыва; место нахождения источников электрического тока (например, рубильников, предохранителей); месторасположение укрытий для взрывников и лиц, присутствующих при взрыве; месторасположение вентиляционных установок; место хранения (складского) взрывчатых материалов и т.д. При осмотре места происшествия нередко приходится изучать обнаруженные взрывчатые материалы, части, детали взрывных устройств.
Почему следователь обязан при осмотре места происшествия по данной категории дел строго соблюдать предварительно намеченную последовательность осмотра узловых участков и последовательность в чередовании статического и динамического методов осмотра?
В чем заключается взаимосвязь благоприятных и неблагоприятных психофизиологических состояний следователя и эффективности, а в экстремальных случаях - и безопасности осмотра места происшествия?
Рассмотрите роль специалиста, участвующего в осмотре места происшествия, в плане ответов на поставленные выше вопросы.
2 Мастер-взрывник Ч. получил на складе 24 электродетонатора и 14 кг аммонита. Во время работы он израсходовал только 3 детонатора и 2 кг аммонита. Оставшиеся взрывчатые материалы Ч. оставил за бортом отработанного штрека, не разместив около них никаких указателей, предупреждающих об опасности (эти факты Ч. отрицал), что привело к получению травмы Н.
При осмотре места происшествия брошенные Ч. взрывчатые материалы были обнаружены. В протоколе осмотра места происшествия был указан тип детонаторов и маркировочный номер на них. Это позволило установить, что они были выданы Ч. За небрежное, халатное отношение к хранению взрывоопасных веществ последний был привлечен к уголовной ответственности. После ознакомления с протоколом осмотра места происшествия Ч. дал правдивые показания. Охарактеризуйте влияние квалифицированно составленного протокола осмотра места происшествия на психологию обвиняемого.
Почему при осмотре места происшествия по делам данной категории очень важно зафиксировать факт наличия или отсутствия в местах производства взрывных работ различного рода указателей, предупреждающих об опасности?
3 Следователь Гуров обучал младшего коллегу Королева умению проводить несложные арифметические расчеты. В последний момент в «Шереметьево» был задержан авиарейс. Оказалось, что среди пассажиров находится террорист, намеревающийся угнать самолёт. Было решено всех пассажиров, следующих этим рейсом, подвергнуть досмотру. Для этого в здании аэропорта специально было установлено контрольное устройство, позволяющее безошибочно определить, имеются ли у людей, проходящих через это устройство, металлические предметы. Однако времени для индивидуального осмотра не оставалось, и было решено провести пассажиров через контрольное устройство группами. Если в данной группе пассажиров сказывался вооружённый террорист, то контрольное устройство срабатывало. Однако при этом нельзя было точно установить, у кого из пассажиров в данной группе имеется оружие.
Сколько раз придется включать контрольное устройство (при наиболее удобном способе разделения пассажиров на группы), чтобы точно определить, кто вооружен, если оружие имеется только у одного из 128 пассажиров?
Аргументируйте свой ответ.
4 В прокуратуру поступило заявление матери несовершеннолетней К. о том, что поздно вечером, когда дочь возвращалась с танцев домой, ее на дороге встретил неизвестный мужчина, который, несмотря на оказываемое сопротивление, изнасиловал девушку.
Следователь вместе с законным представителем, самой потерпевшей и судебно-медицинским экспертом выехал на место происшествия, где при осмотре были обнаружены следы борьбы. По окончании осмотра места происшествия судебно-медицинский эксперт освидетельствовал потерпевшую в больнице. При освидетельствовании у К., кроме повреждения девственной плевы, ссадин и кровоподтеков на теле, свидетельствующих об изнасиловании, борьбе и самообороне, на правом бедре был обнаружен четкий след от укуса зубами человека. След был сфотографирован по правилам масштабной фотографии.
По подозрению в совершении указанного преступления был задержан М., у которого оказался такой же характерный прикус, как и на снимке следа укуса. М. после предъявления ему фотоснимка укуса признался в совершении данного преступления.
Какая информация, выявленная при осмотре данного места происшествия, должна быть включена в информационную модель расследуемого события?
Охарактеризуйте психологические основы тактики освидетельствования.
5 В полицию поступило заявление о том, что из магазина похищено 100 тыс. руб. Следователь, выехав на место происшествия и произведя осмотр, установил, что замки, двери, окна и крыша магазина никаких повреждений не имели. Под крыльцом в фундаменте имелось отверстие прямоугольной формы высотой 28 см и длиной 72 см. Рядом с ним находились лом и две деревянные круглые чурки, которые служили для заделки отверстия. Отсутствие повреждений на чурках дало основание полагать, что их вынули из отверстия без каких-либо затруднений.
В других местах какие-либо нарушения почвы отсутствовали. Внутри магазина товар находился на полках. По заявлению заведующего магазином М., ничего, кроме указанной суммы денег, не похищено. При осмотре пола внутри магазина за прилавком следователь обнаружил оторванную с одного конца доску. Гнезда от гвоздей в балке, к которой ранее была прибита доска, оказались забитыми грязью и в них имелась паутина.
Охарактеризуйте познавательную деятельность следователя при осмотре места происшествия.
Постройте следственные версии по данной ситуации и назовите мыслительные операции, осуществляемые в ходе выдвижения версий.
В чем заключается психологическая сущность следственной версии? Какие функции выполняет следственная версия в процессе расследования?
6 При осмотре сгоревшего здания швейного ателье следователь констатировал, что наибольшему разрушению подверглись помещения, расположенные в разных его концах: примерочная, закройная и приемная. Участки, находящиеся между ними, пострадали значительно меньше. Было также установлено, что в полусгоревшем шкафу в приемной почти нет пепла от находившихся там документов.
В закройном отделении обнаружили выгорание пола по концентрическим окружностям. На месте пожара не обнаружили посуды, в которой преступник мог хранить горючую жидкость. Следователь осмотрел мусорные урны во дворе ателье и обнаружил бутылку, пахнущую керосином, со следами пальцев рук. Оказалось, что эти следы оставлены руками заведующего ателье, который впоследствии и был изобличен в хищениях и поджоге.
Дайте психологическую характеристику осмотра места происшествия как познавательной и удостоверительной деятельности следователя.
Проанализируйте решение следователем мыслительных задач при производстве осмотра места происшествия (по вышеизложенной ситуации), выделив: 1) восприятие обстановки места происшествия; 2) анализ обнаруженных следов и вещественных доказательств; 3) установление причинного отношения обнаруженного к событию происшествия; 4) создание мысленного образа происшедшего события.
7 21 апреля в отдел полиции поступило сообщение рабочего совхоза об обнаружении им в лесу за деревней трупа неизвестного мужчины. На место обнаружения трупа выехали следователь, работники полиции и судебно-медицинский эксперт. Сообщивший об обнаружении трупа Е. участвовал в осмотре места происшествия в качестве понятого. Между тем на данном этапе исключить его причастность к убийству не представлялось возможным. Рабочий совхоза выдвигал идеи, что к этому причастны цыгане.
Охарактеризуйте зависимость значения результатов осмотра места происшествия для эффективности дальнейшего расследования от правильного выбора лиц, выступающих в качестве понятых при производстве этого следственного действия.
Охарактеризуйте психологию лица, виновно причастного к событию преступления и избравшего в качестве тактической линии поведения сообщение соответствующим органам о факте преступления, совершенного якобы неизвестными лицами. Какова психологическая характеристика поведения этого лица, участвующего в осмотре места происшествия?
8 При совершении кражи со взломом были разрушены разнообразные преграды: закаленное стекло, сухая штукатурка, кирпичные и деревянные перекрытия. Особенности расположения места происшествия требовали срочного проведения работ по устранению последствий разрушения объекта. Следователь отказался от осмотра места происшествия, объясняя отказ невозможностью безотлагательного квалифицированного его проведения в сжатые сроки. Вследствие этого восстановить обстоятельства, относящиеся к примененным орудиям взлома, способ взлома, механизм образования следов и т.п. не удалось.
В чем может выражаться состояние "страха ошибки", порождаемого у следователя неотложным характером осмотра места происшествия, требованием квалифицированного (неповторимого при данных условиях) осмотра? Каковы способы преодоления этого состояния? Какое влияние на психологию следователя оказывает привлечение к осмотру места происшествия специалиста?
9 Проводя осмотр места происшествия при расследовании преступного нарушения правил обращения со взрывчатыми материалами, следователь не принял мер, обеспечивающих безопасность для участников следственного действия и окружающих.
Охарактеризуйте психологические особенности осмотра места происшествия после взрыва.
Какие психологические факторы влияют на эффективность проведения осмотра места происшествия по данной категории дел? Какое место среди них занимает участие специалиста?
10 В переулке, ширина проезжей части которого равна 6 м, произошло столкновение четырех машин: "Москвич-407", "Москвич-411", ГАЗ-51 и ЗИЛ-150.
Следователь, зафиксировав положение машин после аварии, сфотографировал обстановку. Понять, что произошло, человеку, не обладающему специальными познаниями, было невозможно. Поэтому следователь принял решение вызвать на место происшествия специалиста автотехника и эксперта-криминалиста и вручил им постановление о назначении экспертизы. Содержание вопросов сводилось к объяснению механизма автопроисшествия.
Исследование непосредственно на месте происшествия взаимного положения объектов, следов торможения, следов на автомашинах позволило экспертам полностью в четкой логической последовательности восстановить механизм происшествия.
Раскройте психологический аспект принципа активности осмотра места происшествия. Что понимается под профессиональной готовностью следователя к осмотру места происшествия? В чем она проявилась в данной ситуации?
В чем заключается влияние на психологию следователя участия специалистов в осмотре места происшествия? Какое значение имеют в этом плане степень их профессиональной подготовки и иные личностные качества?
11 Известно, что условиями успешного розыска водителя машины, скрывшегося с места происшествия, являются: быстрота и оперативность проведения следственных действий; умелое использование возможностей криминалистической техники при проведении осмотра; правильное сочетание следственной и оперативной работы; тщательная, основанная на глубоком анализе фактического материала разработка версий и их проверка; четкое взаимодействие служб полиции и общественности в розыске нарушителя; оперативная осведомленность, то есть своевременное получение необходимой информации.
Признана целесообразной рекомендация, направленная на получение дополнительной информации: поручать сотрудникам полиции, не дожидаясь окончания осмотра, проехать как в направлении движения машины до совершения аварии, так и в обратном направлении, до ближайшего населенного пункта, поста ГИБДД, железнодорожного переезда и т.п.
С учетом какой психологической особенности поведения лица, скрывшегося с места происшествия, дана эта рекомендация следователю?
Являются ли по содержанию эти действия началом розыска по "горячим следам" или определением границ осмотра?
12 В одном из районов энской области на дороге были обнаружены трупы двух велосипедистов. При анализе следов на месте происшествия было обращено внимание следователя на вмятину, расположенную на заднем грязевом щитке одного из велосипедов. Положение трупов, обломки велосипеда, механизм образования следов с несомненностью свидетельствовали, что наезд совершен машиной, двигавшейся с велосипедистами в одном направлении. Измерение высоты от земли до грязевого щитка давало основание предполагать, что вмятина оставлена буфером машины ГАЗ-51, что и было успешно использовано при розыске.
Какова специфика оценочной деятельности следователя при осмотре места происшествия и чем она определяется?
Приведите пример доказательственной информации, которая может быть использована следователем сразу, в процессе осмотра места происшествия, в целях организации оперативно-розыскных действий.
Какое значение для анализа обстановки на месте происшествия имеет участие специалистов в осмотре?
13 В протоколе осмотра места происшествия имеется следующая запись: "Следов торможения на месте нет, следовательно, водитель перед наездом на потерпевшего даже не тормозил". Следователь пояснил, что на месте происшествия он не увидел следов "юза", поэтому и произвел вышеприведенную запись в протоколе. На фотоснимке, приложенном к протоколу, были хорошо видны четко выраженные отпечатки рисунка протектора.
Водитель утверждал, что если бы он не тормозил, то пострадавший погиб бы, так как перед торможением автобус ехал со скоростью 45-50 км/ч, а наезд произошел, когда скорость была погашена, в конце тормозного пути.
Оцените запись, произведенную в протоколе осмотра места происшествия, соотнеся ее с содержанием объяснения следователя, водителя и объективными данными, запечатленными на фотоснимке.
Дайте психологическую характеристику осмотра места происшествия как познавательной и удостоверителъной деятельности следователя.
14 При осмотре места происшествия установлено, что дверь в помещение, где хранились ценности, была заперта, а в потолке имелось сравнительно небольшое отверстие.
Следователь, анализируя обстановку на месте происшествия, пришел к выводу, что преступник проник к месту хранения ценностей через отверстие в потолке и что по телосложению он мог быть либо подростком, либо очень худощавым и узкоплечим мужчиной.
Какое значение имеют выявляемые определенные материальные изменения обстановки места происшествия в прослеживании объективно существующей причинной связи между результатом преступных действий и личностью преступника, в частности, его некоторыми физическими особенностями?
Является ли в данном случае установленная следователем связь между способом проникновения в помещение и телосложением преступника бесспорной?
15 В городе Н. был обнаружен труп женщины, висевший в петле. Следователь, проводивший осмотр места происшествия, усомнился в том, что погибшая покончила жизнь самоубийством. В связи с этим после осмотра места происшествия следователь приступил к тщательному обыску помещения и надворных построек. На куске веревки, лежавшей в сарае, он заметил несколько женских волос, а среди тряпок, сложенных в корзине, нашел скомканный влажный кусок ткани, по-видимому, оторванный от женской рубашки.
Как выяснилось в дальнейшем, ткань была смочена слюной и кровью убитой: преступник - бывший муж потерпевшей - оторвал подол от ее рубашки и воспользовался им как кляпом. Веревка, найденная в сарае, оказалась частью веревки, послужившей петлей: преступник после подвешивания трупа задушенной им бывшей жены отрезал лишний кусок веревки и, не заметив приставших к нему волос, бросил его в сарай.
Дайте психологическое объяснение одному из показателей инсценировки на месте происшествия - признакам уничтожения отдельных следов преступления.
Почему при осмотре места происшествия нельзя рассчитывать на обнаружение явных следов убийства в тех случаях, когда по первому впечатлению смерть произошла в результате самоубийства, несчастного случая? Почему во всех случаях, когда имеются основания предполагать, что погибший был убит, необходимо одновременно с осмотром помещения (или местности, где обнаружен труп), произвести там же и обыск, причем особенно тщательно? В чем заключается психологическая основа данной рекомендации?
16 При осмотре места происшествия под висевшим трупом было обнаружено перевернутое вверх дном ведро, однако на земляном полу сарая не оказалось никаких следов вдавления от верхнего края и ушек ведра, хотя было установлено, что при вставании человека на ведро на полу оставались четкие следы от врезавшихся в землю ушек и края ведра.
• На балке чердака, закопченной сажей из близрасположенного дымохода, были найдены рядом с висевшим на этой балке трупом свежие следы четырех пальцев рук. На пальцах погибшего следы сажи отсутствовали.
• При осмотре на шее трупа были обнаружены две странгуляционные борозды: одна – косовосходящая, незамкнутая, другая - горизонтальная, замкнутая; на лице - потеки крови.
По каждой ситуации дайте психологический анализ негативных обстоятельств, противоречащих наблюдаемой картине происшествия.
Какова характерная тактическая особенность проведения осмотра места происшествия в случаях, когда можно предполагать наличие инсценировки? В чем заключаются ее психологические истоки?
17 В районную прокуратуру поступило сообщение о том, что в деревне Ж. убит кладовщик колхоза И. Жена и дочь погибшего рассказали, что в их дом ночью ворвались двое неизвестных и стали требовать у И. ключи от кладовой. Ничего не добившись (потерпевший был сильно пьян), один из неизвестных стал наносить ему удары каким-то предметом по голове. Жена и дочь в это время открыли окно, выпрыгнули на улицу, убежали и рассказали о случившемся соседям.
При осмотре места происшествия было установлено следующее. Труп И. лежал в доме на кровати. В области шеи была большая рана. Производя осмотр комнаты, в которой произошло убийство, следователь заметил, что окно, через которое якобы убежали жена и дочь убитого, было закрыто изнутри на крючок. Он установил также, что от крючка к пробойникам и от оконных створок к коробке тянутся неповрежденные нити паутины. Кроме того, в верхней части окна между створок был зажат лист бумаги, а на подоконнике лежал пепел от обгоревшей газеты. Под окном - мягкий грунт, но никаких следов на нем обнаружено не было. Не были найдены и ключи от кладовой, а также возможное орудие разбойного нападения.
Охарактеризуйте следственную (криминалистическую) наблюдательность. Дайте психологический анализ негативных обстоятельств, противоречащих утверждениям жены и дочери погибшего, на основании которых следователь выдвинул версию по субъекту преступления.
18 При допросе жены обвиняемого К. следователь установил, что работники полиции изъяли при обыске не ту одежду, в которую обвиняемый был одет во время убийства и на которой должны остаться следы преступления. Он установил также, что указанная одежда находится у допрашиваемой. Следователь предложил ей самой принести эту одежду в прокуратуру.
Какую ошибку допустил следователь? Какое влияние могла оказать эта ошибка на психологию жены обвиняемого, заинтересованной в исходе дела?
Какое следственное действие нужно было провести следователю?
19 "...Производя обыск в крестьянском дворе с целью обнаружения двух тонн похищенного зерна, следователь обратил внимание, что сено со второго этажа двора (сеновала, повети) кем-то перегружено в нижнюю часть, где находились корова, овцы и свиньи. Там, где теперь "лежало сено, было мокро и грязно, и такая его перегрузка не могла быть вызвана хозяйственной целесообразностью. После того как по указанию следователя сено было убрано, под ним в углу двора был обнаружен тайник с украденным зерном".
Охарактеризуйте значение стадии подготовки обыска для обеспечения эффективности его результатов.
Охарактеризуйте психологию обыскиваемого - его рефлексивное мышление при избрании им линии поведения, места сокрытия и маскировки объекта, подлежащего изъятию при обыске.
Охарактеризуйте психологию обыскивающего - его мыслительные построения, значение рефлексивного мышления для построения розыскных версий.
20 У заведующего складом совхоза "Восток" Р. была обнаружена большая недостача зерна. При производстве обыска в доме Р. следователь в результате непродолжительных поисков обнаружил на чердаке шесть мешков зерна, после чего Р. указал место (небольшая яма в сенях дома), где были спрятаны еще четыре мешка зерна. Следователь прекратил обыск, причем в протоколе обыска указал лишь количество мешков, без определения веса зерна. Не были описаны и сами мешки (размер, цвет, состояние изношенности и т.п.). Обнаруженные при обыске мешки следователь оставил Р. под сохранную расписку.
Как оказалось впоследствии, в подвале, принадлежащем Р., хранились еще пять мешков зерна. Кроме того, в кустарнике на приусадебном участке обнаружили еще три мешка зерна, по поводу которых Р. заявил, что они ему не принадлежат и как попали туда, объяснить не может.
По данной ситуации поясните, в чем Вы усматриваете ошибки в производстве обыска и психологические истоки этих ошибок.
Охарактеризуйте психологию обыскиваемого Р. при избрании им линии поведения.
Охарактеризуйте, что понимается под обыском на открытой территории. Назовите места открытой территории, которые чаще всего используются для сокрытия объектов, подлежащих изъятию при обыске. Поясните, следует ли ограничиваться при производстве обыска обследованием лишь мест наиболее вероятного нахождения отыскиваемых объектов. Какое влияние на психологию обыскиваемого лица может оказать такое ограничение?
21 Высказывание следователя: "Будучи расстроена служебными неполадками, я сразу же стала допрашивать Жилину по существу предъявленного обвинения, не изучив ее личность и психологические особенности. Обвиняемая отрицала причастность к убийству и давала неубедительные показания по поводу
оказавшихся у нее вещей покойной. Проявляя нервозность и по-человечески понятную, но недопустимую при допросе ненависть к убийце, я так озлобила Жилину, что та упорно запиралась до конца и, плача, заявила: "Пусть вас по службе накажут за то, что вы не смогли с человеком по-человечески говорить, ничего я вам не скажу!"
Какое значение имеет установление следователем психологического контакта с допрашиваемым?
Какое требование к установлению контакта было нарушено в данном случае?
22 В полицию поступили заявления о совершении двух преступлений, связанных с хищением электроинструментов у пенсионеров. Так в Краснинское отделение полиции поступило сообщение от 95 летнего пенсионера о том, что вечером 12 октября в его дом в деревне Дерновка вошли двое неизвестных и открыто похитили три бензопилы и электродрель. 14 октября в ОМВД России по Усманскому району обратился 77 летний житель села Грачёвка и сообщил, что поздно ночью в его дом через разбитое окно, проникли неизвестные лица, избили пострадавшего и совершили хищение электроинструментов, фонаря, рюкзака и сотового телефона. В результате проведённых оперативно розыскных мероприятий сотрудниками полиции задержаны и доставлены 22-х и 27-и летние жители ближнего зарубежья. В отношении подозреваемых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. По фактам грабежа и разбойного нападения возбуждены уголовные дела. Ведётся следствие. Сотрудники полиции устанавливают причастность задержанных к аналогичным преступлениям, совершённым на территории Липецкой области.
Какие методы необходимо учесть при ведении дела (с учетом этнических, социальных различий)? Какие меры необходимо предпринять для пресечения и предупреждения противоправного поведения?
23 По материалам служебного расследования по поводу недостачи товарно-материальных ценностей в магазине плодоовощторга у заведующей магазином К., поступившим в прокуратуру, в действиях К. усматривались признаки хищения государственного имущества и халатного отношения к исполнению своих служебных обязанностей. Было возбуждено уголовное дело.
В тот. же день на квартире К. был произведен обыск, целью которого являлось обнаружение черновых документов о движении товаров и их реализации, денег и иных материальных ценностей, нажитых преступным путем. В результате тщательно спланированного и умело проведенного обыска были обнаружены и изъяты товарные отчеты (отсутствующие в бухгалтерских документах), иная документация, свидетельствующая о движении продукции, поступающей в магазин, дорогостоящие изделия из хрусталя и драгоценных металлов. Их изъяли в ходе обыска вместе с документами. Поскольку в квартире К. находилось много иных вещей требующих специальной оценки, на следующий день после обыска с участием товароведов базы хозторга были повторно осмотрены и оценены два мебельных и один кухонный гарнитуры, ковровые изделия, хрусталь, посуда. На это имущество наложили арест в целях возмещения ущерба. Имущество сдали на ответственное хранение К. и ее мужу.
Одновременно следователь проверил наличие денежных вкладов в сберегательных кассах на имя самой К., членов ее семьи, наложил арест на страховой полис сына К.
Назовите тактическое правило, которое нужно учитывать при решении вопроса о выборе момента производства обыска; в какой момент расследования может быть проведен обыск и при наличии какого условия.
Какое значение в планировании обыска имеет определение конкретных задач данного обыска, места его проведения и времени производства? Что составляет содержание планирования первоначальных действий на месте обыска; в чем заключается влияние надлежащей подготовки обыска на психологию обыскивающего и обыскиваемого?
24 При расследовании уголовного дела по обвинению М., Л. и других лиц в хищении денежных средств следователь произвел обыск по месту жительства обвиняемого М. В процессе обыска следователь обнаружил сберегательную книжку на имя обвиняемого М. с суммой вклада 290 000 руб. и изъял ее.
Никаких других мер, направленных на обеспечение возмещения материального ущерба, следователь не провел. Воспользовавшись этим, обвиняемый заявил в сберкассе, что он потерял свою сберегательную книжку. Получив дубликат книжки, М. снял со счета нужную ему сумму и передал ее на хранение не установленному следствием лицу.
Какие процессуальные и иные меры должен был предпринять следователь с тем, чтобы обеспечить прекращение операций по данному денежному вкладу? Какое влияние на формирование психологической установки дальнейшего поведения обвиняемого М. в связи с этим оказала допущенная следователем ошибка?
Какие меры психологического воздействия на обвиняемого, в том числе и основанные на действии норм уголовного права, может применять следователь, чтобы побудить обвиняемого к добровольному возмещению материального ущерба, причиненного его преступной деятельностью?
25 Все ударились в сочинительство, и я тоже решил написать роман, — хвастался перед Гуровым капитан Королев. — Фабула моего романа такова. Рассеянный одинокий профессор постоянно забывал закрывать дверь своей квартиры. Об этом узнает симпатичная воровка. В один прекрасный день, когда профессор отправился на работу, как всегда забыв про дверь, она, подкараулив его этажом выше, тотчас проникла в квартиру. - Но тут что-то случается, и это что-то выбивает профессора из колеи, ну, например, на улице начинает накрапывать дождь, — и он возвращается обратно. Вот такая возникает забавная ситуация: профессор выходит из дома, буквально через минуту возвращается, берет зонтик и неожиданно для самого себя закрывает дверь. Птичка оказывается в клетке. Она думает, что профессор запер ее и пошел звонить в полицию. В отчаянии воровка распахивает окно и выбрасывается на улицу, ломая при этом руки и ноги. Профессор оказывается тут как тут, увозит ее в свою клинику, успешно лечит, а потом ...
- А потом симпатичная воровка влюбляется в своего спасителя и выходит за него замуж, навсегда оставив свое криминальное ремесло…
- Совершенно верно, товарищ майор. А что, по-моему, это неплохой сюжет.
- Возможно, но «свадьбы не будет», — улыбнулся Гуров, — так как после падения из окна профессор не станет лечить девушку в своей клинике.
Почему Гуров так решил? Аргументируйте свой ответ.
26 — Этот несчастный или лучше сказать несчастная умудрилась покончить с собой дважды. Сначала он..., то есть она, проглотила лошадиную дозу снотворного, а немного погодя, — для верности, — выстрелила себе в висок, — в задумчивости сказал Гуров.
— У этого создания было две сущности — мужская и женская, вот оно их и проявило, — невесело пошутил Орлов. — А вообще психология «голубых» всегда оставалась для меня загадкой. Интересно, а что говорит его ...ее дружок?
— Ничего особенного. Их связь тяготила его. Недавно он познакомился с одной девушкой и решил стать «нормальным» мужчиной. Встретившись со своей «подругой» он поведал «ей» о своих намерениях. Объяснение было бурным. Он хлопнул дверью и ушел, но скоро вернулся за забытым мобильным телефоном. А «она» еще была жива, но уже находилась в прострации. Я предполагаю: а не мог ли он расправиться с ней, возвратившись обратно?
- Но дважды не убивают, товарищ майор.
- Согласен. Но иногда бывают исключения, и дружок мог отправить свою «возлюбленную» на тот свет, если он не знал ....
Что именно? Аргументируйте свой ответ
27 После проверки фактов, подтвердивших достоверность сообщения о незаконной выдаче за соответствующее вознаграждение главным врачом центрального родильного дома Р. новорожденных детей женщинам, желавшим их усыновить (удочерить), было возбуждено уголовное дело по признакам получения взятки.
Обыском, произведенным сразу же после возбуждения уголовного дела, в столе и сейфе служебного кабинета Р. были обнаружены 50 000 долларов США, происхождение которых она объяснить не могла. Кроме того, были изъяты записная книжка и черновые записи, содержавшие длинный список фамилий и адресов женщин, желавших (как выяснилось позднее) усыновить детей.
В отделах загса были произведены выемки справок о рождении детей, выданных на них в центральном родильном доме города. Оказалось, что все, они подписаны (и выписаны) Р.
В чем заключается отличие выемки от обыска (в процессуальном, тактическом, психологическом планах)?
В чем заключается влияние своевременного и надлежащего производства выемки предметов, документов на психологию лиц, заинтересованных в их сокрытии?
28 При расследовании убийства егеря государственного охотничьего хозяйства был произведен обыск в жилых и подсобных помещениях, принадлежащих подозреваемым К. и Т. (тесть К.).
На квартире К. обнаружили и изъяли разные охотничьи трофеи в виде клыков кабанов, рогов самцов косуль, шкур кабанов и т.д. Были изъяты также патроны от малокалиберной винтовки, изоляционная лента, по цвету похожая на ту, которая была на проводе прожектора, изъятого с места происшествия; топоры и гвозди, схожие с найденными на окраине леса охотничьего хозяйства.
Около дома Т. на приусадебном участке нашли спрятанный прожектор кустарного производства к охотничьему ружью шестнадцатого калибра и питание к нему. Прожектор своей формой и некоторыми деталями отделки напоминал прожектор, найденный на месте происшествия.
В подсобном помещении обнаружили кожаную куртку, в кармане которой лежала 8,5-миллиметровая дробь.
Предметы и вещи, изъятые при обысках и с места происшествия, после надлежащего осмотра, описания, фотографирования и признания вещественными доказательствами по делу направили на соответствующие экспертизы.
Какие обстоятельства оказали влияние на индивидуальную специфику данного обыска?
Какое влияние могут оказать результаты данного обыска на тактику проведения иных следственных действий?
29 В орган расследования поступило заявление инвалида В. о том, что накануне вечером, когда он спал у себя в комнате общежития, у него были похищены две купюры по 100 руб., три купюры по 50 руб. и две - по 10 руб. В. заявил, что подозревает в краже М. М. некоторое время находился наедине со спящим В.
М. в тот же день был допрошен по фактам, указанным в заявлении В. Он показал на допросе, что о краже денег ничего не знает и никаких денег, в том числе и собственных (за исключением 150 руб.) он не имеет.
Оценивая показания М., следователь не ограничился сопоставлением полученной от него информации с содержанием показаний потерпевшего: этого было недостаточно, чтобы принять решение о дальнейших следственных действиях. Он учел ряд фактических обстоятельств и психологические особенности подозреваемого. Основываясь на оценке всех этих обстоятельств, следователь при личном обыске М. подверг его протез тщательному исследованию. Под протезом в стельке валенка была обнаружена сторублевая купюра, и М. признался в совершенной краже, рассказав, кому отдал остальные похищенные деньги.
Какова зависимость между социально-психологическими особенностями лица и выбором им мест и способов сокрытия похищенного?
Охарактеризуйте психологию М. при избрании им места сокрытия денег.
Какие обстоятельства были учтены следователем при принятии им решения об обыске М.?
30 При обыске у лица, занимавшегося изготовлением подложных документов, в шкафу было обнаружено двойное дно. Там находилась дамская сумка, а в ней 225 000 долларов США. Деньги как будто объясняли назначение тайника, однако вызвала сомнение необходимость водворения в тайник сумки. Это побудило вскрыть подкладку, под которой оказалось два шелковых лоскута, которые, судя по конструкции сумки, были совершенно излишними. Лоскуты ткани поверглись исследованию и выявили тайнопись.
Охарактеризуйте психологию обыскиваемого - рефлексивное мышление при избрании им места сокрытия и маскировки объекта, подлежащего изъятию при обыске.
Охарактеризуйте рефлексивное мышление следователя. В чем проявляется мыслительная, познавательная деятельность следователя в процессе обыска?
Какой процессуальный акт должен быть составлен?

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.