X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости


ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ
1. Понятие и сущность ювенальной юстиции.
2. Принципы ювенальной юстиции: содержание и взаимосвязь.
3. Современная концепция ювенальной юстиции в России.
4. Специфические признаки суда по делам о несовершеннолетних и его виды.
5. Ювенальная юстиция и гражданское общество.
6. Особенности создания ювенальной юстиции в России (дореволюционный период).
7. Сравнительная характеристика первых судов для несовершеннолетних в США (Чикагский суд), в Англии (Бирмингемский суд), в Германии (Франкфуртский суд), во Франции и России.
8. Особенности функционирования ювенальной юстиции в России в советский период.
9. Правосубъектность несовершеннолетних в российском праве.
10. Международные правовые источники ювенальной юстиции.
11. Особенности англосаксонской правовой системы ювенальной юстиции современности (Англия и США).
12. Особенности континентальной правовой системы Ювенальной юстиции современности (на примере Франции).
13. Основополагающие идеи правосудия в отношении несовершеннолетних, существующих моделей ювенальных судов в мире.
14. Семейный суд, как интегрированный орган судебной защиты прав и интересов несовершеннолетних.
15. Служба пробации в системе ювенальной юстиции.
16. Юрисдикция российских комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сравнение их со скандинавскими комитетами по благополучию молодежи.
17. Причины отсутствия ювенальной юстиции в системе российского правосудия.
18. Ответственность и наказание несовершеннолетних в русском уголовном праве.
19. Административная ответственность несовершеннолетних в современной России.
20. Особенности уголовной ответственности и назначения наказаний несовершеннолетним по действующему УК РФ.
21. Основания, порядок и особенности освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания в современной России.
22. Порядок и особенности помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
23. Принудительные меры воспитательного воздействия как разновидность освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних.
24. Общие принципы уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних.
25. Особенности правового регулирования предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних.
26. История беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
27. Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних: основные понятия и общая характеристика причинного комплекса беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
28. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в России.
29. Предпосылки введения ювенальной юстиции в российской правовой системе.
30. Исторические этапы развития международного сотрудничества по проблемам ювенальной юстиции.
1. Какие принципы определяют специфику ювенальной юстиции? Их содержание и взаимосвязь.
2. Специфические признаки суда по делам о несовершеннолетних. Его виды.
3. Расскажите об административном органе по делам несовершеннолетних, альтернативный суду.
4. Чем можно объяснить длительность исторического периода, в течение которого в системах правосудия отсутствовала ювенальная юстиция?
5. В чем особенность социально-правовой ситуации в конце XIX в., ускорившей создание ювенальной юстиции?
6. В чем единство современных моделей ювенальной юстиции? Назовите общие, объединяющие признаки.
7. Дайте характеристику континентальной модели современной ювенальной юстиции - на примере французской.
8. Укажите, цели и задачи государственной молодежной политики.
9. Почему и когда возникает у мирового сообщества необходимость изучения преступности несовершеннолетних на международном уровне?
10. Укажите, участие каких лиц обязательно при осуществлении предварительного расследования в отношении несовершеннолетних?
11. Что является главной правовой базой ювенальной юстиции?
12. В чем специфика реализации судебной власти ювенальной юстицией?
13. Что служит импульсом взаимодействия гражданского общества и ювенального права.
14. Как трактовалось в историко-правовых памятниках правовое положение несовершеннолетних перед судом.
15. Почему во второй половине XIX в. появление в мире ювенальной юстиции стало неизбежно.
16. В чем состояли успехи и трудности первых шагов ювенальной юстиции?
17. Каковы были особенности создания ювенальной юстиции в США, Англии, Франции, Германии, России?
18. Как Вы оцениваете требования к личности судьи по делам несовершеннолетних в первом, «классическом» (чикагском) суде? С чем вы согласны, с чем нет и почему?
19. В чем Вы видите причины ликвидации в Советской России ювенальной юстиции (судов для несовершеннолетних, созданных в 1910 г.).
20. Чем отличаются основные модели современной ювенальной юстиции? Объясните их происхождение и оцените их влияние на современные варианты ювенальной юстиции.
21. Проанализируйте современное российское правосудие, когда его субъектом является несовершеннолетний в качестве обвиняемого и подсудимого. Достаточна ли правовая база российского правосудия для подобных случаев? Соответствует ли уровень Юридической защиты прав несовершеннолетних в России концепции современной ювенальной юстиции.
22. В чем преимущества и недостатки российского правосудия для несовершеннолетних по сравнению с современными англосаксонской и континентальной моделями ювенальной юстиции.
23. Какие нормы должны быть включены в новое российское уголовно-процессуальное законодательство, чтобы возникла реальная возможность воссоздать в России ювенальную юстицию?
24. Какую модель ювенальной юстиции Вы считаете предпочтительней для России – автономную ювенальную юстицию или коллегию судей в общем суде, занимающеюся делами несовершеннолетних.
25. В чем сходство и различия юрисдикции российских комиссий по делам несовершеннолетних и скандинавских комитетов по благополучию молодежи.
26. В чем связь ювенальной и общей криминологии?
27. Почему при изучении ювенальной юстиции важно определить ее связь с ювенальной криминологией?
28. В чем Вы видите достоинства и недостатки проекта Закона о ювенальной юстиции в РФ?
29. Как вы относитесь к созданию ювенальной юстиции в России? Аргументируйте.
30. В каких случаях возможно удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания?
1. Законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого Александрова направил жалобу прокурору, в которой указал, что следователь не ознакомил его с материалами дела, чем существенно нарушил его права.
Правомерны ли действия законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого Александрова? Ответ обоснуйте со ссылкой на законодательство РФ.
2. Защитник пятнадцатилетнего обвиняемого Шевченко направил жалобу прокурору в связи с тем, что в допросе обвиняемого принимал участие только педагог, но не участвовал психолог.
Насколько обоснована жалоба защитника? Ответ обоснуйте со ссылкой на законодательство РФ.
3. Прожив 15 лет вместе супруги сильно поругались, на тот момент у них было 2 несовершеннолетних ребёнка. После того как женой было принято решение о разводе муж ушел и начал пить, но соглашаться на развод не собирался.
Какие вопросы супруги могут вынести на рассмотрение во время бракоразводного процесса? Что обязан сделать суд, если один из супругов не согласен с разделом имущества? В каком случае брак будет считаться расторгнутым?
4. У матери органы опеки забирают ребёнка, с мужем она в разводе и не дает ему видеться с сыном. Органы опеки увозят ребёнка в дом малютки по жалобе соседки, которая утверждает, что мать оставляет ребёнка без нужного присмотра. Муж приехав в органы опеки забирает ребёнка и не отдает матери.
Имеют ли право родители забрать ребёнка из дома малютки? После того как ребёнок оказался у отца имеет ли он право запретить видеться матери с ребёнком? Где должен проживать ребёнок по закону?
5. Олегу 15 лет, он угнал машину в состоянии алкогольного опьянения. Результатом этого поступка стала авария, в которой пострадал молодой человек.
Имеет ли право Олег на общение с родственниками? Будут ли оценены условия жизни Олега при вынесении ему приговора? Какое наказание могут назначить Олегу за его преступление?
6. Мать-одиночка имеет ребёнка 16 лет. Ребенок стал агрессивным и неуправляемым. Мать не имеет постоянного заработка, и время от времени зарабатывает проституцией. Ребёнок зарабатывал грабежом. Однажды его поймали.
Понесёт ли ребенок, не достигший 18 лет реальное уголовное наказание? В каких случаях можно говорить что судимость полностью погашена? Могут ли родителей лишить родительских прав?
7. Лиле 16 лет она работает официанткой. Работает она 2\2 в ночное время. После года работы она очень хочет уехать в отпуск на месяц, но работодатель отпускает её лишь на 13 дней.
Имеет ли право работодатель отказать в отпуске на месяц? Имеет ли право несовершеннолетняя работать по ночам? Каковы нормы выработки в возрасте до 18 лет?
8. Коля(13 лет), он совместно с другом Лешей(17 лет) грабили продуктовые магазины, их поймали, выяснилось, что Коля проживает с пьющей матерью, которая ведет разгульный образ жизни и Коля ходит голодным.
Понесет ли Коля уголовную ответственность? Понесет ли Леша уголовную ответственность? Лишат ли мать Леши родительских прав?
9. К несовершеннолетнему Скляру, подозреваемому в совершении преступления средней тяжести, по судебному решению применено в качестве меры пресечения заключение под стражу. Защитник подозреваемого обратился в суд с жалобой о проверке законности и обоснованности данного решения.
Имеются ли основания у защитника опротестовать решение суда?
10. Одним из судов Краснодарского края 24 мая 2008 года несовершеннолетняя Калягина, родившаяся 29 мая 1990 года, осуждена по ч.2 ст. 325 УК РФ. 30 мая 2008 года мать Калягиной, участвовавшая в судебном заседании в качестве законного представителя, направила кассационную жалобу в судебную коллегию по уголовным делам Краснодарского краевого суда, в которой просила отменить приговор суда первой инстанции и прекратить дело в соответствии с п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ.
Судебная коллегия оставила кассационную жалобу без рассмотрения, мотивировав тем, что мать осужденной Калягиной не является лицом, обладающим правом кассационного обжалования приговора по данному делу в связи с тем, что к моменту подачи жалобы Калягина достигла совершеннолетия.
Правомерно ли решение судебной коллегии?
11. Четырнадцатилетний Иванов задержан при совершении хулиганских действий в магазине. Из рапорта постового сотрудника полиции и объяснений несовершеннолетнего Иванова установлено, что последний совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст. 213 УК РФ. Начальник органа дознания пришел к выводу о необходимости привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Соответствует ли закону вывод начальника органа дознания?
12. При ознакомлении с материалами дела защитник несовершеннолетнего обвиняемого Петрова заявил прокурору ходатайство о прекращении уголовного дела с применением принудительной меры воспитательного воздействия. Петров обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.162 УК РФ. Защитник указывал на нарушения закона при производстве расследования по данному делу: при допросе Петрова не участвовали педагог или психолог, его допрос неоднократно превышал 4 часа в течение дня.
Имеет ли право защитник заявлять указанное ходатайство?
13. Следователь направил директору школы повестку о вызове ученика 9 – го класса Васильченко в ОВД для предъявления ему обвинения. Явившейся вместе с сыном матери следователь разъяснил, что ее участие при предъявлении обвинения и допросе ребенка не обязательно и законом не предусмотрено.
Правомерны ли действия следователя? Нарушена ли этика допроса несовершеннолетнего?
14. 20 ноября 2017 года следователь предъявил обвинение несовершеннолетнему Крапивину в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.167 УК РФ. Затем следователь вынес постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании в отношении Крапивина меры пресечения – заключения под стражу. Прокурор согласился с решением следователя.
Правы ли следователь и прокурор? Какие действия должен был предпринять следователь при избрании данной меры пресечения в отношении несовершеннолетнего Крапивина?
15. Сотрудниками ОВД в ходе плановой проверки посетителей бара в 23 часа были обнаружены Сидорова 16 лет, Петров 17 лет, Иванова 18 лет и Федоров 20 лет, распивающие спиртные напитки в связи с зачислением в ВУЗ. Вместе с ними находился в баре 12-летний племянник Петрова Огнев.
Дайте правовую оценку ситуации. Какие документы должны быть оформлены сотрудниками ОВД, и какие последствия это может повлечь для других лиц.
16. Сотрудниками ОВД в рамках проверки сообщения из медицинского учреждения было установлено, что вред здоровью Борисова (ученика школы-интерната) был нанесен в результате нарушения им техники безопасности при уборке урожая вместе с другими учениками, из малоимущих семей, на огороде у директора школы-интерната, в которой они учатся.
Дайте правовую оценку ситуации. Какие факторы повлияли на поведение учеников? В чем изменится правовая оценка, если будет установлено, что убирали урожай в рамках занятия по труду. Какие документы должны быть оформлены сотрудниками ОВД, и какие последствия это может повлечь для других лиц.
17. Сотрудниками ОВД в рамках проверки анонимного сообщения было установлено, что сотрудник ДПС Яковлев при проверке автомобиля обнаружил, что им управляет 13 летний Владимиров. Яковлев по телефону Владимирова вызвал мать последнего. А когда она прибыла, они договорились, что сотрудник ограничится оформлением двух административных протоколов с наложением денежных штрафов в связи с нарушением правил дорожного движения Владимировой и передаст ей ребенка и машину, а она в кратчайшие сроки оплатит оба штрафа. Договоренности были выполнены.
Дайте правовую оценку ситуации и действиям сотрудника ДПС и Владимировой.
Какие документы должны быть оформлены сотрудниками ОВД, и какие последствия это может повлечь для других лиц.
18. Сотрудниками ОВД в рамках проверки информации, сообщенной в СМИ, установлено, что завуч школы Градовая дала указание учительнице третьего класса Юровой, чтоб та не отпускала из класса учеников, пока они не скажут, кто сломал интерактивную доску стоимостью 100000 рублей. Юрова, выполняя указание, закрыла учеников в классе, а после обеда и педсовета (спустя 2 часа), когда она открыла класс, Лосев сообщил, что он, убегая от Волова, запнулся и при падении поломал доску, подтвердили это и его одноклассники.
Дайте правовую оценку ситуации и действиям педагогов и учеников. Какие документы должны быть оформлены сотрудниками ОВД, и какие последствия это может повлечь для других лиц.
19. В ходе прокурорской проверки по жалобе Эровой было установлено, что по просьбе Эровой её хорошая знакомая Зайцева оформила первую посудомойкой, при этом зная, что работать будет её падчерица Зонова, которой недавно исполнилось 15 лет. Зонова в течение полугода 6 дней в неделю (с 14.30 до 22.00, с 30 минутным обеденным перерывом) работала, не пропуская занятий в школе и справляясь с работой. При этом зарплата выдавалась Эровой, третью часть которой она отдавала падчерице, говоря, что отдает всю зарплату. Когда же Зонова заболела, а Эрова не вышла на работу, последняя была уволена за прогул.
Дайте правовую оценку ситуации и действиям указанных в задаче лиц. Какие документы должны быть оформлены сотрудником прокуратуры, и какие последствия это может повлечь для других лиц.
20. Директор сельскохозяйственного предприятия СПК имени Пушкина И. обратился с заявлением в полицию следующего содержания: «Несовершеннолетний П. работал пастухом в СПК имени Пушкина. 30.07.2014 П. увидел подкрадывающегося к курам хорька. Чтобы не допустить убытков, П. кинул кирпич в хищника, но сделал это так неудачно, что хорек благополучно скрылся, а четыре курицы стоимостью 4000 руб. погибли. Прошу привлечь несовершеннолетнего П. к уголовной ответственности, так как из-за его преступной халатности предприятию, которое я возглавляю, причинен ущерб».
Оцените доводы, изложенные в заявлении о совершении преступления, поданном И. Какое решение должно принять должностное лицо органов расследования по результатам его рассмотрения?
21. 30 сентября 2016 г. П. исполнилось 18 лет, и он отмечал свой день рождения вместе со своими друзьями в ночном клубе «Метелица». 30 сентября в 22.00, находясь в состоянии алкогольного опьянения, П. учинил драку с охранником ночного клуба по малозначительному поводу, причинив ему своими действиями вред здоровью средней тяжести.
П. совершил преступление в совершеннолетнем или несовершеннолетнем возрасте? Будут ли к П. применяться правила о назначении наказания несовершеннолетним, предусмотренные УК РФ?
22. По факту бунта в Жигулевской воспитательной колонии для несовершеннолетних преступников (г. Жигулевск) было возбуждено уголовное дело. Беспорядки начались 4 ноября 2014 г. около 20.00, когда около 100 осужденных подожгли несколько зданий в колонии. Для того чтобы допросить более 100 несовершеннолетних подозреваемых — участников бунта, были привлечены несколько составов адвокатов по назначению, а также законных представителей. В качестве законных представителей несовершеннолетних следователем были привлечены несколько специалистов управления по вопросам семьи, материнства и детства администрации г. Сызрани, а также управления профилактики социального сиротства и защиты прав несовершеннолетних департамента по вопросам семьи и демографического развития мэрии г. Тольятти.
Оцените решение следователя. Законно ли привлечение в данном случае в качестве законных представителей несовершеннолетних осужденных специалистов администрации г. Сызрани и мэрии г. Тольятти?
23. При производстве по уголовному делу по обвинению Ж. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, установлено, что документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют.
Дознаватель допросил в качестве свидетеля мать Ж., которая показала, что ее сыну 15 лет, а свидетельство о рождении потеряно год назад при переезде на новую квартиру. Дознаватель прекратил уголовное дело по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Оцените решение дознавателя. Какие меры должен был предпринять дознаватель?
24. 03.05.2014 примерно в 19.35 неустановленный преступник, находясь в помещении супермаркета «Ананас», расположенного по адресу: г. Самара ул. Мичурина, д. 15, путем взлома запирающих устройств платежного терминала тайно похитил денежные средства в сумме 8390 руб., принадлежащие ООО «Ипокрена». В 3 ч утра по подозрению в совершении преступления был задержан несовершеннолетний Б., находившийся в состоянии алкогольного опьянения. В 4 ч. утра несовершеннолетний был допрошен без участия законного представителя и защитника.
В качестве меры пресечения несовершеннолетнему была избрана подписка о невыезде. 11.05.2014 на допрос к следователю несовершеннолетний Б. явился с К., которого просил признать его законным представителем. К. пояснил, что несовершеннолетний Б. проживает с отцом, его мать давно умерла, отец по профессии рулевой-моторист на судне, весь летний и осенний период не сможет участвовать в следственных действиях из-за характера работы. В свою очередь К., как дядя несовершеннолетнего, уже на пенсии, знает Б. с детства и сможет принимать участие в следственных действиях и представлять его интересы. Следователем было вынесено постановление о привлечении К. в качестве законного представителя несовершеннолетнего Б.
Оцените процессуальные решения следователя. Может ли К. в соответствии с положениями УПК РФ быть привлечен в качестве законного представителя? Кого в такой ситуации должен привлечь следователь в качестве законного представителя?
25. 16-летний осужденный Иванов хотел получить среднее-профессиональное образование. Но администрация колонии в этом ему отказало, сославшись на то что они предоставляют только возможность получения среднего образования.
Дайте юридическую оценку.
26. 4 апреля 2014 г. на улице Шелехова г. Самары возле общежития несовершеннолетний Р. из хулиганских побуждений принял участие в избиении совместно с несовершеннолетними П., К., Б. и Ш.
потерпевшего А., которого они сбили с ног и наносили удары по телу руками и ногами. При этом Б. свинцовым макетом пистолета разбил Ш. голову. Из показаний П., К., Б. и Ш. следует, что зачинщиком драки стал Р., который был лидером в их группе. Подозреваемые также пояснили, что боялись Р. и были вынуждены соглашаться с его мнением, так как Р. состоит на учете в Самарском областном психиатрическом диспансере.
Какие обстоятельства подлежат установлению при расследовании и рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних?
Составьте в письменном виде план расследования данного уголовного дела. Какие меры профилактики должны быть использованы
27. Несовершеннолетнему К. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 168 УК РФ, и избрана мера пресечения — отдача под присмотр опекуна. Однако опекун С. отказался взять на себя обязательства, связанные с осуществлением присмотра за несовершеннолетним и обеспечением надлежащего поведения К.
Какое решение должен принять следователь?
Ответ обоснуйте со ссылкой на законодательство РФ.
28. По факту совершения насильственных действий сексуального характера в отношении малолетних Н. и Л. было возбуждено уголовное дело по ст. 132 УК РФ. В качестве обвиняемых по уголовному делу были привлечены несовершеннолетние А., Г. и О. В рамках расследования указанного дела следователь вынес постановление о назначении комплексной психолого-психиатрической экспертизы в отношении О., в котором поставил перед экспертами следующие вопросы:
1) имеются ли у О. отклонения в психическом развитии?;
2) страдает ли О. психическим расстройством?;
3) имеет ли О. признаки повышенной внушаемости или фантазирования?;
4) находился ли обвиняемый в состоянии аффекта при совершении преступных действий?
Оцените постановление следователя о назначении комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
Смогут ли эксперты ответить на вопросы, поставленные следователем?
29. 21.03.2014 примерно в 19.30 неустановленные преступники, действуя группой лиц по предварительному сговору, применяя насилие, не опасное для жизни и здоровья, находясь около дома 188, расположенного по ул. Самарской в Ленинском районе г. Самары, открыто похитили имущество, принадлежащее н/л Богомолову Н.А. В рамках расследования уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ст. 161 УК РФ (грабеж), в порядке ст. 91—92 УПК РФ был задержан несовершеннолетний А., который впоследствии был привлечен в качестве обвиняемого по настоящему делу. Составляя обвинительное заключение по результатам расследования, следователь забыл указать несовершеннолетие обвиняемого как смягчающее вину обстоятельство в графе «Обстоятельства, смягчающие наказание» и направил такое обвинительное заключение на утверждение прокурору.
Подлежит ли утверждению прокурором такое обвинительное заключение? Является ли данное упущение существенным нарушением уголовно-процессуального закона, которое исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе указанного обвинительного заключения?
30. Несовершеннолетний Д. обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ст. 161 УК РФ (грабеж). Д. с совершеннолетним другом в баре «Шик» познакомился с женщинами, которые пригласили их к себе домой. После совместного распития спиртных напитков женщины пошли спать. Тогда у молодых людей возник умысел на хищение ценностей, находящихся в квартире. Д. и его друг стали собирать ценные вещи в пакеты, но на шум вышла одна из женщин, которая оказала грабителям сопротивление. Д. и его друг были вынуждены убежать из квартиры. В отношении Д. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на два месяца, срок заключения впоследствии неоднократно продлялся. Как было установлено прокурором в результате изучения уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, несовершеннолетний Д. содержался в изоляторе временного содержания вместе с обвиняемым Л. 1968 г. рождения, в отношении которого было возбуждено уголовное дело по факту злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей. Сославшись на нарушение порядка содержания под стражей несовершеннолетнего Д., прокурор возвратил уголовное дело в порядке ст. 221 УПК РФ для устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями.
Оцените решение прокурора. Является ли указанное прокурором обстоятельство основанием для отказа в утверждении обвинительного заключения?

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.