Административное право
1. Раскройте понятия «государственное управление» и «исполнительная власть». Объясните, как они соотносятся.
2. Дайте определения предмета, метода и системы административного права.
3. Раскройте понятие, особенности и структуру административно-правовых норм.
4. Расскажите о реализации административно-правовых норм. Опишите их юридическую силу.
5. Опишите сущность административно-правовых отношений, их структуру и виды.
6. Раскройте понятие и перечислите виды источников административного права.
7. Раскройте содержание административно-правового статуса граждан Российской Федерации.
8. Раскройте содержание административно-правового статуса общественных объединений.
9. Раскройте содержание административно-правового статуса политических партий.
10. Раскройте содержание административно-правового статуса негосударственных предприятий и учреждений.
11. Раскройте понятие, административно-правовой статус и систему органов исполнительной власти.
12. Охарактеризуйте административно-правовой статус Президента РФ и исполнительной власти.
13. Охарактеризуйте административно-правовой статус Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти.
14. Опишите систему органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
15. Назовите правовые основы и виды государственной службы в РФ.
16. Охарактеризуйте административно-правовой статус государственного служащего. Раскройте порядок прохождения государственной службы.
17. Раскройте понятие и виды административно-правовых форм управления.
18. Раскройте понятие, виды и механизм действия административно-правовых актов управления.
19. Сформулируйте понятие и назовите виды административно-правовых методов управления. Опишите метод административного принуждения, раскройте его сущность и виды.
20. Сформулируйте понятие законности в деятельности органов исполнительной власти и дайте общую характеристику способов его обеспечения.
21. Раскройте понятие и назовите правовые основы административной ответственности. Раскройте понятие и перечислите признаки административного правонарушения.
22.Назовите виды субъектов административной ответственности. Раскройте признаки специального субъекта административной ответственности.
23. Охарактеризуйте дисциплинарную и материальную ответственность по административному праву.
24. Опишите порядок назначения административных наказаний.
25. Раскройте понятие и сущность административного процесса. Объясните значение термина «административно-юрисдикционные производства».
26. Дайте общую характеристику стадий производства по делам об административных правонарушениях.
27. Опишите порядок исполнения постановлений о назначении отдельных видов административных наказаний.
28. Расскажите об организации государственного управления в современных условиях в экономике.
29. Расскажите об организации государственного управления в современных условиях в отраслях материального производства.
30. Расскажите об организации государственного управления в социально-культурной сфере.
31. Расскажите об организации государственного управления в сфере обороны и государственной безопасности.
32. Расскажите об организации государственного управления органами внутренних дел и в сфере внешнеполитической деятельности.
33. Охарактеризуйте роль Президента Российской Федерации в обеспечении управления в области внешнеполитической деятельности.
34. Расскажите об организации государственного управления в сфере юстиции.
1. Наибольшее распространение получило определение административного права как управленческого права, регулирующего общественные отношения в процессе формирования и функционирования государственной администрации (Д.Н. Бахрах, А.П. Алехин, Ю.М. Козлов). При этом считается, что административное право «обслуживает» и сферу муниципального управления, хотя муниципальное право существует как самостоятельная комплексная отрасль права.
Некоторыми юристами административное право определяется как самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере исполнительной власти (Д.М. Овсянко).
Есть точка зрения, выделяющая правоохранительный аспект, который рассматривается в качестве системообразующей основы административного права (К.С. Бельский).
По мнению профессора Ю.А. Тихомирова, административное право, как отрасль российского права, есть система правовых норм, издаваемых органами исполнительной власти и другими органами для организации и функционирования государственного управления, регулирования функционально-юридических режимов, обеспечения юрисдикционно-охранительной деятельности и участия граждан.
Объясните, какого подхода придерживаетесь Вы?
Истолкуйте, почему во всех перечисленных понятиях отсутствует такой важный элемент, как общественные отношения?
2. Классифицируя нормы административного права по характеру диспозиции (способу воздействия на субъекты), специалисты в области административного права, а нередко люди, только приступающие к изучению отрасли права, выделяют различные
группы таких норм:
- обязывающие; - управомочивающие;
- запрещающие; - поощрительные;
- вертикальные; - специальные;
- внутрисистемные; - рекомендательные;
- внешние; - общие.
Сравните и оцените вышеуказанные группы норм. Определите, какие из них действительно относятся к группам норм административного права?
Назовите для примера по 5 (пять) Федеральных законов (в т.ч. конституционных), указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов министерств и ведомств РФ, являющихся источниками административного права.
3. В правовой науке до сих пор нет единой позиции ученых относительно своеобразных черт, присущих административно-правовой норме. Вместе с тем большинство из ученых выделяет общие ее черты. Одни считают, что административно-правовая норма выражает сущность исполнительной власти. Другие выделяют такую особенность нормы как наличие собственных средств защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). Третьи указывают на то, что такая норма устанавливается субъектами исполнительной власти в ходе ее реализации. Есть и иные мнения.
Сравните вышеуказанные и иные позиции разных авторов по рассматриваемому вопросу. Объясните, какая из них Вам кажется наиболее полной?
Используя ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ найдите:
- норму с альтернативной санкцией;
- бланкетную норму права;
- отсылочную норму права.
Дайте развернутую характеристику указанным разновидностям норм права.
4. По правовым последствиям выделяют юридические факты:
- правообразующие - влекущие возникновение административных правоотношений;
- правоизменяющие - влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;
- правопрекращающие - влекущие прекращение административных правоотношений.
Подберите по 3 примера каждого вида юридического факта.
Определите значение каждого факта для административного правоотношения.
Аргументируйте, каково соотношение административно-правовой нормы и административного правоотношения?
5. К субъектам административного права относятся различные по своей природе, характеру, правовому статусу, по иным основаниям и критериям органы государственной власти, другие организационно-правовые структуры и формы, физические лица (граждане), а также обладающие существенными особенностями органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приведите по три примера следующих видов прав и обязанностей граждан Российской Федерации в государственном управлении:
а) общих;
б) специальных;
в) абсолютных;
г) относительных.
Объясните, в чем заключается их специфика?
6. Административные правоспособность и дееспособность являются составляющими административно-правового статуса граждан. Однако в некоторых случаях административная дееспособность граждан может быть ограничена.
Дайте понятие административной правоспособности и административной дееспособности.
Аргументируйте, когда они наступают и когда прекращаются?
Укажите случаи и последствия ограничения административной дееспособности граждан.
7. Учредители негосударственного образовательного учреждения среднего образования при подготовке его устава в качестве организационно-правовой формы данного учреждения указали общество с ограниченной ответственностью. Однако орган, уполномоченный осуществить регистрацию данного образовательного учреждения, отказал в этом.
Определите правомерность отказа в регистрации.
Обоснуйте, почему образовательные учреждения, в которых обучение осуществляется на платной основе, не являются коммерческими организациями?
Определите, какой орган власти осуществляет государственную регистрацию создаваемых образовательных учреждений?
8. Основным видом деятельности ООО «Западное» в соответствии с Уставом было бурение и ремонт скважин. Наряду со специальной техникой ООО имело в собственности два микроавтобуса. Директор в целях повышения рентабельности использования транспортных средств организации дал задание инженеру начать использовать автобусы в качестве маршрутных такси на пригородном маршруте «Чита – пос. Атамановка». Для консультации инженер обратился к юристу.
Дайте общую юридическую консультацию по следующим вопросам:
– нужна ли организации лицензия для осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек?
– каким законом и подзаконными актами регулируется порядок лицензирования пассажирских перевозок автотранспортом?
– в какой орган следует обратиться для получения лицензии?
– на какой срок будет выдана лицензия?
– какие лицензионные требования установлены для этого вида деятельности?
9. Общественное объединение «Фонд социального прогресса «Благоустройство»» было зарегистрировано в качестве юридического лица в территориальном органе Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю в январе 2019 г. Уставом этой организации было предусмотрено, что фонд будет собирать финансовые средства и направлять их на благоустройство дворовых территорий.
Однако указанный фонд в течение двух лет после регистрации сведений о своей деятельности в налоговые органы не представлял и операции по своим банковским счетам не проводил.
Объясните, как должен поступить регистрирующий орган в случае фактического прекращения деятельности организации?
Сравните, чем отличается исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц от ликвидации юридического лица?
Приведите примеры наименований пяти действующих нормативных правовых актов, регламентирующих создание и деятельность общественных объединений.
10. Классифицируйте по общепринятым в юридической науке основаниям следующие виды органов исполнительной власти:
- Правительство РФ;
- федеральное министерство;
- районная администрация;
- управление юстиции краевой администрации.
Определите юридические основания создания центральных органов федеральной исполнительной власти.
Аргументируйте, кто вправе создавать и упразднять данные органы, назначать и освобождать их руководителей?
11. Основные вопросы государственной службы регламентируются законодательством, как на федеральном, так и на уровне субъектов федерации. Основы государственной службы заложены в Конституции РФ. Именно поэтому учение пытаются определить конституционный статус государственной службы. Однако единого мнения в данном вопросе пока нет. Б.Н. Габричидзе относит к элементам конституционного статуса государственного органа его политическую и государственно-правовую характеристику, место различных видов органов в общегосударственной системе, дифференциацию систем, подсистем и видов органов, их соотношение; основы взаимоотношений органов; важнейшие принципы организации и деятельности государственных органов; основы компетенции; виды правовых актов государственных органов.
С.Э. Несмеянова отмечает, что понятие конституционно-правового статуса субъекта конституционных правоотношений (государственной службы) дается через перечень составляющих конкретный статус элементов. Последние должны раскрывать признаки того или иного субъекта, его черты, позволяющие отнести субъект к определенной системе, а также их особенности. Н.А. Богданова, определяя конституционно-правового статус государственных служащих отмечает, что можно проследить последовательность стадий приобретения статуса, обладания им и его реализации тем или иным органом государственной власти.
Проанализируйте данные позиции авторов.
Выберете, какая из них Вам представляется наиболее развернутой? Объясните свою точку зрения.
Обратитесь к тексту Конституции и определите нормы, в которых отражен конституционный статус государственной службы.
12. Определите, кто из названных лиц относится к государственным служащим: начальник вокзала; врач; инспектор отдела полиции; секретарь судебного заседания; артист; министр; ректор вуза; заместитель министра; преподаватель кафедры; председатель политической партии; адвокат; судебный пристав; руководитель муниципального предприятия; заведующий канцелярией; государственный санитарный врач; солдат; юрисконсульт.
Объясните, в соответствии с какими признаками Вы произвели такой отбор?
Подведите итог о том, каким признакам отвечают государственные служащие?
13. Классифицируйте по известным Вам основаниям следующие административные правовые акты:
– Указ Президента РФ «Об обеспечении нормального функционирования денежной системы Российской Федерации»;
– Указ Президента РФ «О главе администрации Приморского края»;
– Постановление Правительства РФ «О мерах по ветеринарной и санитарной охране территории Российской Федерации»;
– Распоряжение Правительства РФ «О заместителе министра экономики Российской Федерации»;
– Инструкцию МВД России «О порядке осуществления административного надзора»;
– Постановление местной администрации «Об усилении охраны общественного порядка на территории района».
Систематизируйте основания классификации нормативных правовых актов.
14. Укажите, какие виды административных правовых актов правомочны издавать:
– Президент РФ;
– Правительство РФ;
– руководитель федеральной службы;
– глава краевой администрации;
– федеральный министр?
Аргументируйте свой ответ.
15. Определите, какие из перечисленных действий относятся к процессуальным:
а) присвоение очередного воинского звания;
б) выделение квартиры;
в) приватизация квартиры;
г) вынесение приговора;
д) получение свидетельских показаний;
е) издание приказа о зачислении в вуз;
ж) проверка законности применения оружия;
з) призыв на службу в вооруженные силы;
и) рождение ребенка;
к) покупка дома;
л) лишение водительских прав?
Обоснуйте ответы с применением нормативных правовых актов.
16. Сотрудники полиции, выполняя задачи по обеспечению общественного порядка и безопасности, применили боевые приемы борьбы, а также служебных собак и резиновые дубинки в отношении четырех граждан, которые, находясь в нетрезвом состоянии, нарушали режим общественного спокойствия в ночное время. При этом один из граждан был ранен. Доврачебная помощь ему сотрудниками полиции не была оказана.
Определите, в чем заключается правонарушение, совершенное гражданами?
Объясните порядок применения мер безопасности сотрудниками полиции.
Оцените, имели ли сотрудники полиции право на применение перечисленных мер в данной ситуации?
17. Судебный пристав Петров принял к исполнению постановление налоговой службы по Тракторозаводскому району Волгоградской области о взыскании с индивидуального предпринимателя Курмангалиева административного штрафа в размере 20 минимальных размеров оплаты труда за нарушение Закона «О применении контрольно-кассовых машин при расчетах с населением».
Оцените, имеются ли в данном случае нарушения законности?
Аргументируйте, в компетенцию каких государственных органов входит решение вопроса о наложении административного штрафа за указанное правонарушение?
Докажите, относится ли институт судебных приставов к органам государственного управления (исполнительной власти)?
18. Граждане Козлов, Смирнов и Юдин распивали спиртные напитки в городском парке и нецензурно выражались в адрес отдыхавших. При задержании эти граждане отказались выполнить законные требования сотрудников полиции.
Определите, составы каких правонарушений содержатся в действиях указанных граждан с учетом того, что Козлову и Юдину было по 20 лет, а Смирнову - 17?
Объясните, в каком порядке в данном случае должны налагаться на этих граждан административные наказания?
Истолкуйте, в чем состоят особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних?
19. При характеристике административного правонарушения подчеркивается такой его признак, как деяние, – это, прежде всего, противоправное действие, посягающее на охраняемые законом права и интересы физического, юридического лица или публичные (общегосударственные) интересы, предполагающее целеустремленные, волевые поступки нарушителя. Но деяние может быть и путем противоправного бездействия, которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении физическим лицом субъективных обязанностей, а также полномочий должностными лицами.
Раскройте признаки административного правонарушения.
Объясните, в чем отличие административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка?
Проанализируйте юридический состав административного правонарушения, квалифицируемого по ст. 20.1 КоАП РФ.
В главах КоАП найдите по два формальных и материальных состава административных правонарушений и дайте им правовую характеристику.
20. Приведите по три примера следующих составов административных правонарушений:
- материальных;
- нематериальных;
- общих;
- специальных;
- смешанных;
- с умышленной формой вины;
- с неосторожной формой вины;
- простых;
- альтернативных;
- корыстных;
- некорыстных.
Приведите примеры административных правонарушений, совершаемых в форме бездействия.
Приведите примеры административных правонарушений, в число признаков объективной стороны которых включаются: 1) способ; 2) средства; 3) место; 4) время; 5) обстановка.
21. Начальник управления федерального министерства, узнав, что подчиненный ему специалист передал журналисту газеты "Коммерсант-Дейли" текст постановления Правительства Российской Федерации с грифом "не для печати", отстранил его от занимаемой должности сроком на 1 месяц для проведения служебного расследования. Проведенное начальником расследование подтвердило факт передачи указанного правового акта.
Начальник отдела решил примерно наказать подчиненного. Он собрал коллектив отдела и публично объявил о наложении на провинившегося специалиста дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии и перевода сроком на 1 месяц на нижеоплачиваемую вакантную должность ведущего специалиста.
Разберите предложенную ситуацию.
Проанализируйте действия участников конфликта.
Дайте им аргументированную правовую оценку.
22. Государственная приемочная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию нового цеха лакокрасочного завода с оговоркой, что строительная организация гарантирует в течение года ввод системы очистных сооружений. Но она своих обязательств не выполнила. Сбрасываемые необезвреженные сточные воды загрязнили р. Серая, что нанесло ущерб рыбным запасам. Кроме того, были испорчены пляжи и места отдыха местного населения. Эти сведения были получены прокурором в инспекции по надзору за охраной водных объектов.
Оцените, нормы каких законодательных актов в данном случае нарушены, и какая ответственность за это предусмотрена законом?
Соотнесите, какие основания освобождения от ответственности действуют в административном праве, а какие - в уголовном?
Укажите, какие виды административной ответственности предусмотрены в отношении органов и должностных лиц?
23. Сформулируйте понятия общего, специального и особого субъектов административной ответственности.
Укажите, к какому виду субъектов относятся:
а) несовершеннолетние;
б) студенты;
в) инвалиды;
г) пенсионеры;
д) школьники;
е) военнослужащие;
ж) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
з) должностные лица;
и) работники ФСБ;
к) беременные женщины;
л) граждане РФ;
м) лица без гражданства;
н) инвалиды второй группы;
о) государственные служащие;
п) иностранные граждане?
Свои ответы подтвердите ссылками на конкретные статьи КоАП РФ.
Составьте перечень статей КоАП РФ, ответственность по которым несет специальный субъект.
Обозначьте признаки специального субъекта в каждой норме.
24. Гражданин Семенов, возвращающийся из Италии, решил схитрить и, чтобы не попасть под карантин, вернулся в Россию «окольными» путями, - прилетел из Рима в Минск, а оттуда в Москву. При этом в Италии он заразился коронавирусом и по приезде в Россию заразил несколько человек.
Объясните, возможно ли привлечение Семенова к ответственности за сокрытие информации о своем заболевании?
Определите, какие действия должен был предпринять гражданин, возвращающийся из зарубежной поездки во время объявленной властями пандемии коронавируса?
Составьте перечень нормативных документов по вопросам противодействия распространению коронавирусной инфекции в Российской Федерации.
Поясните, какую роль в настоящее время играет ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»?
Обоснуйте его актуальность законодательными положениями.
25. По мнению Н.Г. Салищевой, административный процесс следует понимать как регламентированную законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.
Другая группа административистов допускает рассмотрение административного процесса в широком смысле как правоустановительной, правоприменительной деятельности. Наряду с этим выделяется административный процесс в юрисдикционном смысле (А.П. Алехин, А.А. Кормалицкий, Ю.М. Козлов).
Проанализируйте вышеуказанные мнения и оцените их научную обоснованность.
Объясните, в чем сходство и различие между административным надзором и контрольной деятельностью?
26. Инспектор ГИБДД Гаврилов задержал Воинова за проезд на запрещающий сигнал светофора. При оформлении протокола оказалось, что Воинов управлял автомобилем, не имея водительского удостоверения. Кроме того, выяснилось, что после увольнения с военной службы он не встал на воинский учет, живет без регистрации в общежитии вагоностроительного завода, где его брат работает комендантом, и работает слесарем в авторемонтном цехе названного завода.
Определите, какие правонарушения имеют место в приведенной ситуации?
Проведите анализ составов данных правонарушений.
27. Вечером 5 февраля слесарь автопредприятия Новиков и его друг Рыжов, военнослужащий срочной службы, прибывший в краткосрочный отпуск, отмечали на квартире Новикова его день рождения. После распития двух бутылок водки они решили пострелять из охотничьего ружья с балкона квартиры в бегающих во дворе дома собак, в результате чего была застрелена немецкая овчарка, принадлежащая гражданке Филатовой.
Наряд полиции, выехавший на место происшествия, задержал Новикова и Рыжова.
Они были доставлены в отдел полиции, где дежурный по отделу составил протокол об административных правонарушениях и изъял у Новикова ружье. После этого Рыжова отпустили домой, приказав явиться на следующий день к 12 часам к начальнику отдела полиции, а Новикова водворили в специальное помещение для административно задержанных лиц.
6 марта в 10 часов к начальнику отдела обратилась гражданка Филатова с заявлением о привлечении виновных к ответственности за убийство собаки и о возмещении ее стоимости. Начальник отдела отметил, что убийство собаки ненаказуемо по закону, а ущерб можно взыскать путем предъявления гражданского иска в суд. Факты же стрельбы из ружья, по его мнению, противоправны и будут им расследованы.
В 12 часов начальник отдела полиции вызвал Новикова и Рыжова и после беседы с ними направил протокол на них в суд.
Дайте правовую оценку данной ситуации?
Оцените правомерность действий сотрудников полиции.
Определите, какие нормы российского законодательства были нарушены Новиковым и Рыжовым?
28. Продемонстрируйте организационно-правовую систему государственного управления:
- в сфере промышленного комплекса,
- в сфере сельскохозяйственного производства,
- в сфере транспортно-дорожного комплекса,
- в сфере связи,
- в сфере строительства,
- в жилищно-коммунальной сфере.
29. Систематизируйте органы государственного управления, государственного контроля и надзора в области:
- промышленности,
- агропромышленного комплекса,
- дорожно-транспортного комплекса,
- связи,
- строительства,
- жилищно-коммунальной.
30. Используя Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации (утвержденное Постановлением Правительство Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», определите какие задачи, функции, полномочия возложены на Министерство здравоохранения РФ?
Оцените, какую роль играет Росздравнадзор в борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19?
Аргументируйте, является ли Росздравнадзор структурным подразделением Министерства здравоохранения?
31. Используя Положения Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» и Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» объясните какие функции и задачи возложены на Министерство обороны РФ?
Составьте схему прохождения государственной военной службы в РФ с обозначением ее основных этапов.
32. Используя Положения Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации), объясните какие функции и задачи
возложены на МВД РФ?
Объясните, какие структурные подразделения МВД РФ полномочны проводить расследование преступлений?
33. Используя положения Федерального Закона от 27.07.2010 г № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» определите ограничения и запреты, связанные с поступлением на дипломатическую службу и прохождением дипломатической службы.
Раскройте структуру МИД РФ.
Проанализируйте значение деятельности МИД РФ в современных условиях.
34. Используя Положение о Министерстве юстиции РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, проведите анализ функций и задач, закрепленных за министерством. Обоснуйте необходимость включения в Минюст Федеральной службы исполнения наказаний.