X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (МАГИСТРАТУРА) УП » Актуальные проблемы криминологии (М-УП)

Актуальные проблемы криминологии
1. Дайте понятие, раскройте предмет и цели криминологии как науки.
2. Дайте характеристику особенностей развития криминологии в России и за рубежом.
3. Раскройте задачи и функции криминологии.
4. Дайте характеристику социологической концепции причин преступности.
5. Дайте характеристику биосоциальной (антропологической) теории причин преступности.
6. Раскройте классификацию причин преступности.
7. Раскройте типологизацию и классификацию преступников.
8. Дайте характеристику личности преступника: структура, криминологический портрет. Раскройте основные проблемы криминологического изучения личности преступника.
9. Дайте характеристику соотношения социальных и биологических факторов в формировании личности преступника.
10. Раскройте социально-психологический механизм индивидуального преступного поведения: понятие и его элементы.
11. Раскройте понятия криминальной мотивации, и дайте характеристику ее роли в механизме совершения конкретного преступления.
12. Раскройте понятие виктимологии и дайте характеристику видам виктимности.
13. Изложите понятие жертвы, дайте характеристику ее видам и соотношению со смежными понятиями (потерпевший, пострадавший).
14. Дайте характеристику латентной преступности: понятие, виды и методы выявления.
15. Изложите виды и методику криминологических исследований и дайте им характеристику.
16. Изложите статистические методы криминологических исследований и дайте им характеристику.
17. Дайте характеристику криминологическому прогнозированию: понятие и методы (экстраполяция, экспертные оценки, моделирование). Изложите основные проблемы различных видов криминологического прогнозирования.
18. Изложите понятие предупреждения преступности. Дайте характеристику видам и уровням предупреждения преступности.
19. Изложите основные особенности и проблемы современной общесоциальной криминологической профилактики.
20. Изложите актуальные проблемы противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
21. Изложите актуальные проблемы противодействия компьютерной преступности в современной России.
22. Дайте криминологическую характеристику преступности в сфере экономики и изложите проблемы ее профилактики.
23. Дайте криминологическую характеристику преступности несовершеннолетних.
24. Изложите основные проблемы реализации ювенальной юстиции в рамках борьбы с преступностью несовершеннолетних.
25. Изложите актуальные проблемы профилактики молодежного экстремизма в современной России.
26. Дайте характеристику криминологической профилактики коррупционной преступности и изложите основные проблемы ее профилактики.
27. Дайте характеристику криминологической методики расследования мошенничеств и изложите основные проблемы их профилактики
28. Изложите специально-криминологические меры предупреждения преступности.
29. Изложите основные проблемы анализа и исследования насильственной преступности, факторы, способствующие ее высокой латентности.
30. Изложите особенности причинного комплекса и структуры преступности в мегаполисе.
1. На территории Сормовского района г. Нижнего Новгорода в апреле 2021 года наблюдалось резкое увеличение числа грабежей и разбойных нападений, совершенных в вечернее время в отношении женщин организованными преступными группами. Дайте характеристику жертв данных преступных посягательств. Проанализируйте сложившуюся криминологическую ситуацию и дайте ей характеристику. Составьте перечень виктимологических мероприятий (памятку), адресованных гражданам, направленных на предупреждение грабежей и разбойных нападений. Информация должна быть представлена в доступной и наглядной форме.
2. Прочтите описание преступления. Раскройте личность преступника, причины и условия преступного поведения. Проведите виктимологический анализ преступления. Укажите, какие известные Вам виды рецидива имеют место в описанном случае? С., ранее отбывавший наказание за грабеж (9 лет лишения свободы), после первого года с момента освобождения совершил кражу из магазина. Его внимание привлекли спиртные напитки и продукты питания (сыр, колбаса, ветчина). Увозил похищенное на санках. По дороге С. заметил полицейский патруль. Возможность убежать была, но ему жаль было бросать два ящика водки и «закуску». Спрятав в рукаве нож, С. притворился пьяным. Когда работники полиции подошли к нему, он шатался, говорил бессвязные слова, улыбался. - Ты где это взял? - Нашел. - Давай, топай своей дорогой. Мы это отвезем в бюро находок. С. прикинулся, что не понимает, о чем речь. Запел песню, стал пританцовывать. Первому сотруднику полиции он нанес удар ножом в спину. Второй попытался достать пистолет, но тоже получил удар ножом в сердце. С. забрал оба пистолета, столкнул трупы с дорожки в сугроб, присыпал их снегом, и повез санки домой.
3. На первом этаже одного из домов в двухкомнатной квартире соседи обнаружили труп хозяина, привязанный к батарее отопления. Многие вещи разбросаны на полу. Покойный был полураздет. Дверь в квартиру была открыта, следы взлома отсутствовали. На столе стояли два хрустальных стакана, пустая бутылка коньяка и коробка шоколадных конфет... Дайте характеристику жертвы данного преступного посягательства. Проанализируйте сложившуюся криминологическую ситуацию и дайте ей характеристику. Определите вероятностные мотивы и тип личности преступника.
4. При осмотре места дорожно-транспортного происшествия было установлено, что авария произошла на крутом повороте дороги с радиусом закругления 41 м. На проезжей части обнаружен след торможения автомобиля в виде «юза» протяженностью 18 м. Далее прерывистый след шин вел до световой опоры. Оставшийся в живых водитель Скоков показал, что ехал со скоростью до 60 км/ч. Внезапно на расстоянии примерно 15 м. впереди он увидел движущийся по его полосе дороги во встречном направлении самосвал, который показался неожиданно из-за кустарника. Чтобы избежать столкновения, он резко повернул руль вправо, и его машину занесло на газон. Скоков был трезв... Оценив имеющиеся сведения, следователь подверг сомнению истинность показаний водителя, и выдвинул версию, что занос автомобиля произошел в результате его движения со скоростью 80—90 км/час - что и подтвердилось в ходе последующих следственных действий... Укажите причины и условия произошедшей аварии. Опишите дефекты двух факторов в механизме совершения преступления. Определите вероятностный тип направленности личности водителя. Предложите меры профилактики ДТП исходя из данной ситуации.
5. На территории трех близлежащих сельских районов был совершен ряд разбойных нападений на водителей легковых автомобилей. Угрожая водителям ножами и револьвером, преступники похищали их личные вещи, деньги и автомобили. Жертв связывали и оставляли на месте происшествия. Несколько автомобилей были найдены разобранными, остальные машины обнаружить не удалось. Укажите причины и условия данных разбойных нападений. Определите вероятностный тип преступной группы - в рамках уголовно-правовой, социально-психологической и психолого-криминологической классификаций. Предложите меры профилактики разбойных нападений исходя из данной ситуации.
6. У. был осужден судом за умышленное телесное повреждение, причиненное своему соседу В. Произошло это при следующих обстоятельствах. В., находясь в нетрезвом состоянии, пришел во двор к У. и затеял с ним ссору. Хозяин, не желая ввязываться в ссору с пьяным соседом, предложил В. уйти домой и проспаться. Однако тот не внял совету, начал оскорблять У. и его жену, а затем вступил в драку с женщиной. Жена У., обороняясь, ударила В. тазом. В свою очередь В. нанес ей удар по животу. Защищая жену, У. оттолкнул драчливого соседа, и тот упал с крыльца, повредив себе плечевой сустав. Укажите причины и условия данного преступного деяния. Дайте классификационную характеристику потерпевшему В. в зависимости от его роли в генезисе преступления. Определите тип личности потерпевшего. Предложите меры профилактики данного преступного деяния.
7. Обвиняемый Авдошин признался в совершении убийства Ведяпиной. Проверкой показаний на месте было установлено, что сообщенные им сведения совпадают с данными, полученными в ходе осмотра места происшествия. В дальнейшем Авдошин изменил показания, заявив, что убийство он совершил в состоянии временного расстройства психики, так как ему показалось, что на него напала ведьма, и он защищался от нее. Он ссылался на то, что ранее лечился по поводу алкогольного психоза. Судебно- психиатрической экспертизой Авдошин был признан вменяемым.
Укажите причины и условия данного преступного деяния. Определите вероятностные мотивы преступления, а также дефекты и тип личности Авдошина как преступника. Предложите меры профилактики данного преступного деяния.
8. Подозреваемый Федорчук показал, что днем 7 ноября он слышал, как Оноприенко говорил около дома своей сожительнице Карповой, что сожжет дом и погреб. Федорчук решил, что это угроза в его адрес, поскольку в поселке дом с погребом имелся только у него. Также он знал, что Оноприенко уже был судим за поджог. Тем не менее, он не стал выяснять отношения с Оноприенко. Вечером, после распития бутылки водки с соседом Груниным, он лег спать. Проснулся от пьяного крика Оноприенко. Весь «кипя от злости» и, полагая, что Оноприенко собирается поджечь его дом, Федорчук схватил палку, выбежал из дома и со словами: «Я тебе сделаю пожар!» несколько раз ударил Оноприенко. Своими действиями он причинил последнему тяжкие телесные повреждения. Укажите причины и условия данного преступного деяния. Определите вероятностные мотивы преступления, а также дефекты и тип личности Федорчука. Предложите меры профилактики данного преступного деяния.
9. Семнадцатилетний Горский вместе с друзьями-собутыльниками неоднократно подкарауливал мальчишек младшего школьного возраста, избивал их, склонял к совершению развратных действий, глумился над ними. В результате один из мальчиков получил тяжкие телесные повреждения. Суд решил, учитывая возраст Горского, дать ему шанс исправиться и приговорил его к трем годам лишения свободы условно. Через два месяца Горский был арестован за попытку изнасилования несовершеннолетней. Определите вероятностные мотивы поведения, дефекты направленности и тип личности Горского как преступника. Укажите причины и условия преступного деяния Горского. Проанализируйте, возможно ли негативное влияние психогенного фактора, в чем это могло быть выражено? Предложите меры профилактики данного преступного деяния.
10. В г. Саратов бывший «вор в законе» Хачиян создал в 1991 г. разветвленную преступную организацию, в которую вошли его телохранители, «боевики», «связники», «разведчики» и т.д. Преступное сообщество имело своих покровителей из числа работников милиции и представителей государственного аппарата, которые ежемесячно получали от ста и более тысяч рублей, не считая подношений к праздникам за оказание нужных услуг. Основное назначение данной организации заключалось в вымогательстве денег у хозяйствующих субъектов и лиц, создавших себе капитал за счет преступных махинаций под прикрытием служебного положения. При этом применялись самые изощренные методы: от угроз до пыток и физического уничтожения. На многие подобные «дела» брались работники милиции, тем самым гарантировалось надежное «прикрытие» группы. Некоторые подпольные бизнесмены сами соглашались «добровольно» платить проценты от производимых операций с тем, чтобы обеспечить свою безопасность. Разветвленная система преступного общества под предводительством Хачиян распространила свой «контроль» на воров-карманников, наркоманов, проституток. Дайте понятие и назовите черты, которые характеризуют организованную преступность. Определите истоки возникновения организованной преступности. Укажите причины и условия существования организованной преступности в России. Предложите меры профилактики распространения организованной преступности в России.
11. Отношения в группе подростков, возглавляемой ранее судимым Мочалиным, строились по принципу: «Если не пьешь – убогий, если хорошо учишься – предатель...". Дайте психологическую характеристику социальной направленности и определите тип группы. Укажите, какой типичный стереотип подросткового поведения неминуемо проявится. Сформулируйте вероятные деформации личности членов данной группы и спрогнозируйте их дальнейший антисоциальный образ жизни.
12. 29 мая 2021 г. в отдел внутренних дел поступило сообщение из исправительной колонии о предстоящем освобождении и прибытии на территорию обслуживания С, осужденного по ч.1 ст. 111 УК РФ к 6 годам лишения свободы. 1 июня 2021 года на имя начальника отдела внутренних дел из колонии поступило письмо с просьбой оказать содействие в трудоустройстве С. в котором указывалось на необходимость быстрого решения данного вопроса, поскольку 10 июня освобожденный должен прибыть на территорию обслуживания отдела внутренних дел. На основании письма начальник отдела дал указание участковому инспектору оказать содействие в трудоустройстве С. после прибытия освобожденного. Из материала на С. следовало, что он 1987 г. рождения, уроженец г. Новгорода, образование среднее, до второго осуждения работал водителем автобуса. За время отбывания наказания добросовестным отношением к труду не отличался, к мероприятиям воспитательного характера относился пассивно, участия в самодеятельных организациях осужденных не принимал. После прибытия к месту жительства он обратился в отдел внутренних дел с просьбой оказать ему содействие в трудоустройстве, поскольку на прежнее место работы его не приняли. Участковый инспектор, пригласив его на беседу, выяснил, где ему хотелось бы работать. В течение недели С. был зарегистрирован по-прежнему месту жительства и трудоустроен на автобазу слесарем. 10 июня на очередной беседе участковый инспектор полиции дал положительную оценку С, сказав, что он хорошо работает, претензий к нему по работе нет. В семье бывают ссоры, но, как выразился С, это бывает во всех семьях. 14 августа на имя начальника отдела от директора автобазы поступило сообщение о том, что С. систематически не является на работу без уважительных причин, употребляет спиртные напитки на рабочем месте, 13 августа учинил драку после очередной выпивки. 22 августа от жены С. поступило заявление о том, что ее муж продолжает пьянствовать, установил связи с ранее судимыми приятелями, ведущими антиобщественный образ жизни. После работы часто не является домой, а когда возвращается - устраивает скандалы, воспитанием сына не занимается. На следующий день С. был задержан за совершение мелкого хулиганства. Дайте оценку обоснованности и законности действий сотрудников ИУ и отдела внутренних дел в отношении С. Определите перечень документов, необходимых для организации и осуществления профилактической работы с С. Разработайте перечень общесоциальных и специально-криминологических профилактических мер, необходимых для проведения в отношении С.
13. Гр. Орлов, являясь членом общества охотников и рыболовов, имел в своем владении охотничьи ружья: гладкоствольные «Зауэр», ИЖ – 54 и полуавтоматический нарезной карабин «Вепрь». Вернувшись примерно в 20 час. 30 мин., 10 августа 2021 г., с охоты домой, Орлов предупредил жену о том, что он некоторое время собирается отдохнуть и ушел спать. Однако, жена, посчитав, что Орлову, прежде чем отдыхать необходимо сделать несколько неотложных дел разбудила мужа и стала настойчиво требовать помочь ей по дому. На почве этого, Орлов в результате возникшего скандала с женой схватил еще не разобранное охотничье ружье, и произвел выстрел в жену. В результате жена получила тяжелое огнестрельное ранение картечью грудной клетки и легких. После длительного лечения (были удалены правая грудь и часть легкого) она была признана инвалидом I группы. Орлов был задержан органами полиции. В ходе расследования уголовного дела, возбужденного по ч. 1 ст. 111 УК РФ следователь установил, что в семье Орловых в течение последних пяти лет очень часто возникали ссоры и скандалы между супругами на почве частого употребления Орловым спиртных напитков, чрезмерным его увлечением охотой и рыбалкой, отказом помогать в хозяйстве жене, самоустранением от воспитания детей. Опрошенные соседи подтвердили факты частых скандалов в семье Орловых, и сообщили, что им неоднократно приходилось вызывать наряд полиции, т.к. такие скандалы длились довольно долго, были очень бурными и беспокоили в ночное время. Сам Орлов на следствии показал, что действительно в последние время у них с женой семейная жизнь не складывалась из-за несовместимости жизненных интересов. Он подозревал, что жена в его отсутствие стала изменять с другими мужчинами, настроила против него детей. Убивать жену Орлов не хотел, только «пугнуть», однако забыл, что в стволе оставался после охоты патрон. Укажите, к какому типу насильственных преступников относится Орлов? Охарактеризуйте причины и условия (в т.ч. недостатки в деятельности сотрудников ОВД) способствующие совершению данного преступления? Предложите комплекс профилактических мероприятий, способствующий предупреждению подобных преступлений в будущем.
14. На территории городского микрорайона в истекшем году наблюдалось резкое увеличение числа квартирных краж. Такое положение, как выяснилось в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по уголовным делам, возбужденным по данным преступлениям, возникло в результате:
 недостаточного учета в дислокации постов и маршрутов патрульно-постовой службы полиции;
 специфики жилого сектора микрорайона, где в основном совершались квартирные кражи;
 слабого взаимодействия различных служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению данного вида преступлений;
 отсутствия необходимого опыта работы у участкового инспектора полиции, обслуживающего данный микрорайон:
 упущений и недостатков в правовой пропаганде и информировании населения о преступлениях, совершенных в микрорайоне;
 наличия недостатков в работе сотрудников уголовного розыска.
Многие из ранее судимых лиц на момент совершения краж нигде не работали, пьянствовали, надзор за ними осуществлялся формально. Среди граждан, совершивших кражи, было немало лиц без определенного места жительства и рода занятий. Укажите наиболее важные, по Вашему мнению, из перечисленных причин и условий совершения квартирных краж. Ответ обоснуйте. Дайте характеристику личности преступника, совершающего квартирные кражи. На основании анализа обстоятельств, способствующих увеличению числа квартирных краж, разработайте план мероприятий, направленных на их профилактику в микрорайоне, выделив разделы общей, специальной и индивидуальной профилактики.
15. Гражданин А. и гражданка П. после 10 лет супружеской жизни стали конфликтовать друг с другом, не находя способа мирного разрешения семейных проблем. Примерно через год А. во время подобных семейных конфликтов стал злоупотреблять спиртными напитками, при этом, находясь в состоянии алкогольного опьянения, стал наносить П. побои, которые она ему прощала. В одну из таких ситуаций выяснения семенных отношений А. не рассчитал силы, и сильно ударил П., причинив ей сотрясение мозга. Определите причины и условия сложившейся криминологической ситуации. Дайте виктимологическую характеристику П. На основании анализа данной ситуации разработайте план мероприятий по профилактике семейного насилия, выделив разделы общей и индивидуальной профилактики. Спрогнозируйте, как изменилась бы ситуация, если бы П. вовремя обратилась в полицию?
16. Жучкова работала продавцом в секции «Ткани» универмага. К работе относилась добросовестно, была активна в общественной жизни коллектива. Жучкова очень завидовала своим подругам, когда те покупали новые вещи. Себе же она многого позволить не могла, так как жила одна и дополнительных доходов, кроме зарплаты, не имела. В конце месяца в их магазине продавали зимние пальто с воротником ламы, о которой она мечтала. Продавец то же секции Ивина посоветовала Жучковой взять деньги из кассы. Жучкова взяла 245000 рублей на пальто, а Ивина – 10000 руб. На другой день Жучкова обошла всех своих друзей и знакомых с целью занять деньги и внести в кассу, но не смогла внести такую сумму. Сорокова, работница секции «Готовое платье», подсказала, что проблемы получения денег в секции «Ткани» нет, так как можно получать их за счет завышения цен на ткани или за счет неточного отмера материала. Жучкова воспользовалась советом, и стала обманывать покупателей. Через месяц ей удалось покрыть сумму в 200000 руб. Работающие в ее секции продавцы знали, что Жучкова систематически обманывает покупателей, но никому не сообщили об этом. Ивина деньги в кассу не внесла. Укажите причины и условия, способствующие совершенным в универмаге преступлениям. Определите, к какому типу преступника относится Жучкова? Предложите меры профилактики сложившейся криминологической ситуации.
17. Проиллюстрируйте на практических примерах по повышению эффективности профилактики преступлений применение в криминологической науке следующих принципов научного познания:
 принцип историзма;
 принцип законности;
 принцип гуманизма;
 принцип справедливости;
 принцип преемственности.
Покажите взаимосвязь данных принципов. Оцените эффективность каждого из приведенных принципов в профилактике преступности.
18. Водитель Л. работал вместе с Ю., которому за определенное вознаграждение доставлял товар. В один из рейсов автомашина сломалась, и Л. прибыл в город на «попутке». Прибыв к Ю. без товара и машины, он подвергся избиениям и истязаниям, которые продолжались не один день: привязанного к стулу Л. пытали с помощью кухонного ножа. При этом Л. Пытался объяснить, что и товар, и машина находятся на дороге, и он ничего никуда не продавал. Тогда Ю. заставил написать его расписку примерно такого содержания: «Обязуюсь отдать деньги в долларах Его величеству Юрию Андреевичу». Ничего не понимающему Л. Юрий Андреевич (бывший его товарищ Ю.) пояснил, что его заставили сменить фамилию, но на самом деле – он сын известного серийного преступника – маньяка Андрея Пичука и гордится своим отцом. Раскройте причины и условия сложившейся криминологической ситуации. Определите соотношение социального и биологического в личности Юрия Пичука. Предложите меры профилактики сложившейся криминологической ситуации.
19. Козлову – 27 лет, женат, имеет двоих детей, работает электриком 4-го разряда на мебельной фабрике. Учится на вечернем факультете политехнического института. На работе, по месту учебы и в быту характеризуется положительно. После сдачи очередной сессии Козлов вместе с однокурсниками отмечал ее окончание. При этом среди всех он был самым трезвым, т.к. вообще алкогольные напитки употребляет редко. В связи с этим ему поручили доставить домой опьяневшего Семина, что и сделал. При этом он уложил Семина спать, а сам, уходя из квартиры Семина, забрал его деньги и кожаную куртку. Синюкову – 27 лет, он не женат, но совместно проживает с Екатериной М. Их отношения носят сложный характер, часто по вечерам ссорятся. Причем после таких ссор Синюков обычно уходит из дома, и долго бесцельно ездит по городу на принадлежащем ему автомобиле. В один из таких вечеров после очередного скандала Синюков превысил скорость, и сбил на автомашине пешехода, который от полученных травм скончался на месте происшествия. Борисову – 27 лет. Он трижды судим, последний раз – за сопротивление работнику полицию. После очередного отбытия наказания Борисов отметил освобождение вместе со своими друзьями в кафе. Ближе к вечеру у него произошел конфликт с одним из посетителей, который не разрешил приглашать на танец его девушку. В результате Борисов избил посетителя, и тот с сотрясением головного мозга и многочисленными
ушибами был отправлен в больницу. Борисов был арестован вызванными работниками милиции. Ермишину – 27 лет, холост, проживает с родителями, работает техником- смотрителем в ДЭЗе. Характеризуется по месту работы положительно, хотя имел приводы в полицию, когда в подъезде, где проживал, устраивал скандалы, находясь в нетрезвом состоянии. Когда однажды Ермишин возвращался вечером с работы домой, в него попал окурок сигареты, выброшенный из окна (как показалось Ермишину) квартиры, с хозяйкой которой Ермишин постоянно скандалил. Ермишин поднялся на лестничную площадку, где расположена эта квартира, позвонил в дверь, и когда хозяйка квартиры ему открыла, он ударил ее кулаком в лицо, причинив вред здоровью средней тяжести. Определите криминальную принадлежность Козлова, Синюкова, Борисова и Ермишина. Укажите, к какому типу преступников (случайному, неустойчивому, ситуативному, злостному, особо опасному) они относятся? Покажите взаимосвязь характеристики их личности, образа жизни и совершенного преступления.
20. Гражданин М. в служебной командировке в г. Сочи познакомился в парке с гражданкой А. После прогулки он пригласил ее к себе в гостиничный номер, где они употребили крепкие спиртные напитки. В ходе употребления этих напитков М. неожиданно уснул. Утром он проснулся от стука в дверь гостиничного номера сотрудников полиции, которых, как оказалось, вызвала гражданка А. В присутствии сотрудников полиции гражданка А. написала заявление об изнасиловании. Когда сотрудники полиции уехали А. сказала М., что если он перечислит ей денежную сумму в размере 500 тыс руб. она заберет свое заявление. Определите, к какому типу жертвы относится М. и почему? Дайте характеристику возникшей криминальной виктимологической ситуации. Предложите рекомендации по профилактике возникшей ситуации.
21. Используя информацию веб-сайта МВД РФ http://www.mvdinform.ru , постройте график изменений числа зарегистрированных преступлений в Российской Федерации; диаграмму социальной структуры лиц, совершивших преступления, за последние пять лет на данной территории. Используя эту информацию, дайте характеристику преступности в современной России. Оцените эффективность работы правоохранительных органов исходя из криминологической ситуации в стране. Предложите меры повышения эффективность работы правоохранительных органов исходя из криминологической ситуации в стране.
22. Определите, какие из перечисленных психофизиологических особенностей преступников относятся к числу факторов, детерминирующих преступность, какие служат благоприятным фоном антиобщественного поведения, а какие являются криминологически нейтральными:
а) унаследованные или приобретенные физические или психические дефекты;
б) физические травмы, полученные в результате несчастного случая или заболевания;
в) врожденные или приобретенные психологические нарушения (слабоумие, психопатия);
г) умственные и психосоматические расстройства (психозы, психоневрозы);
д) патологии, связанные с половыми извращениями, алкоголизмом, наркоманией;
е) низкий интеллектуальный уровень, умственная ограниченность, невежество, наивность;
ж) гормональные аномалии, связанные с повышенной сексуальностью, импотенцией, и т.п.
Покажите взаимосвязь физиологических особенностей человека и его преступного поведения. Аргументируйте Ваш ответ.
23. Шестнадцатилетняя Лыкова подговорила своего знакомого восемнадцатилетнего Каргина изнасиловать свою одноклассницу Лапину. Вечером, когда Лапина шла от подруги, Каргин и Лыкова напали на нее. Каргин совершил насилие, Лыкова помогала держать потерпевшую, затыкала ей рот, чтобы та не кричала. Квалифицируйте деяния Лыковой и Каргина. Дайте характеристику личности данных преступников. Выделите условия совершения акта насилия над Лапиной. Предложите меры профилактики подобного поведения несовершеннолетних, разделив их на общие, специальные и индивидуальные.
24. Прочтите описание преступного поведения. Укажите факторы преступности, обусловившие противоправное поведение. Аргументируйте ответ, используя одну из теорий причин и условий преступности. Бурные политические события 90-х гг. XX в., ознаменовавшие распад СССР, изменение общественно-экономического строя, смену политического режима, давали надежду на перемены к лучшему. Столько всего узнали о тех, кому верили, и перед кем преклонялись. Пропало чувство зажатости – приятно было ощутить ветер новых перемен. Такие события Петрову тоже сначала нравились. Однако, когда ему перестали платить зарплату на заводе, его настроение изменилось. Как-то не укладывалось в голове, что такое может быть. «Вот тебе и ветер перемен!» Было и удивление, и возмущение, и злоба. Некоторые предлагали пойти на демонстрацию, устроить марш протеста. Но лозунгами детей не накормишь. Надо было думать, где и как достать денег. В СМИ много говорили и писали о предпринимательстве, новых частных фирмах. Попытки Петрова и здесь не увенчались успехом, поскольку, чтобы начать свое дело, требовалось столько денег: и за аренду, и за сырье, и на взятки, и рэкет. Петров устроился грузчиком на склад к «новому русскому». Проработал месяц, но денег так и не получил за выполненную работу. Хозяин что-то все объяснял трудностями в банковской сфере, задержками платежей. Видеть голодных детей не было больше сил. Ночью Петров пришел на склад, где работал. Сторож узнал его. Петров поделился своими проблемами со сторожем. Он объяснил охраннику, что хочет взять за свою выполненную работу товар со склада. Сторож и сочувствовал Петрову, и боялся ответственности. Затем все-таки согласился. «Ладно, свяжи меня и положи в сторожке. Утром скажу, что неизвестные напали». Так Петров совершил свое первое преступление. Потом были кражи из контейнеров на железной дороге. У него появились связи в преступном мире. Теперь он знает, что и где украсть, кому и за сколько продать. Петров уже не уговаривает охранников. Он купил пистолет. Если кто-то попытается помешать – рука не дрогнет.
25. Виктор Сергеевич, муж Ольги Павловны, ушел от нее к своей подруге, молодой Ирине. С ужасом Ольга Павловна узнала, что ее муж и Ирина знакомы почти 7 лет. У Ирины сын от Виктора. Что только ни делала Ольга Павловна, но вернуть мужа в семью не удалось. Горе и тоска охватили ее, черные мысли поселились в ее сознании: «Во всем виноват этот мальчик, сын Ирины. Если бы она родила Виктору сына, то он бы не ушел от нее». Родить сына Ольга Павловна уже не может, а вот убить Ирининого ребенка – это ей по силам. Ни о чем она уже не может думать, кроме этого. Маленький Вадим пропал. Через месяц труп его нашли в парке в одном из водоемов. На первом же допросе Ольга Павловна во всем призналась. Муж к ней не вернулся. Вот уже три года она томится в колонии. Ей было плохо. А после убийства мальчика стало еще хуже. Дайте характеристику личности преступника и причины преступного поведения. Раскройте особенности мотивации преступлений, совершенных женщинами. Предложите меры по недопущению подобных криминологических ситуаций в дальнейшем.
26. Н., 15 лет, привлекалась к административной ответственности за мелкое хулиганство (учинила в общественном месте в пьяном виде скандал с пожилой женщиной). Семья у Н. неполная. Живет с матерью. Отец ушел из семьи, когда ей было 4 года. Воспитание в раннем детстве строилось по типу гиперопеки. Мать старалась «быть не хуже других», стремилась удовлетворять желания девочки, не заставляла работать по дому. В дальнейшем требовала отличной успеваемости в школе. Большое внимание уделяла тому, чтобы «девочка прилично выглядела», хорошо одевалась. Не интересовалась ее внутренней жизнью, всегда избегала откровенных разговоров, в особенности об уходе отца из семьи. Мать по профессии инженер, занимается общественной работой. Семья живет в материальном достатке, имеет трехкомнатную квартиру. В доме бывают гости – сотрудники матери. Всегда подчеркивается социальный статус приглашенных («у нас бывают только уважаемые, приличные люди»). Разговоры в основном связаны с производственными отношениями и осуждением людей, которые не вписываются в систему принятых ценностей, очень большое значение придается материальному достатку, обеспеченности дачами, машинами, дефицитными товарами. Когда речь заходила об интимных сторонах жизни, девочку обычно прогоняли из общества, но, по словам матери, наверное, не всегда делали это вовремя. Поведение Н. изменилось с 12 лет. Она стала хуже учиться, вечерами долго не возвращалась домой. В 14-летнем возрасте несколько раз не возвращалась на ночь, объясняя это тем, что ночевала у подруги. В это же время мать обнаружила, что девочка курит, иногда возвращается домой с запахом алкоголя. В дальнейшем выяснилось, что Н. проводит время в компании подростков с асоциальным поведением. Пропускает занятия в школе, обманывает учителей («болела», «нужно было остаться дома»). Мать обнаружила дневник, в котором Н. описывала свою «дружбу» с мальчиками, эффект употребления различных токсических и химических веществ. После скандала с матерью угрожала «покончить с собой». Раскройте нравственно-психологическую характеристику личности Н. Укажите условия неблагоприятного нравственного и психологического формирования личности Н. Укажите, что послужило вовлечению Н. в антисоциальную форму жизнедеятельности? Продемонстрируйте роль семьи, школы, улицы и окружения в формировании ценностных ориентаций несовершеннолетней Н. Предложите наиболее эффективные способы по повышению уровня правосознания Н. и предотвращению в дальнейшем подобных действий неправомерного характера?
27. Гражданин Р., выполняя строительные работы, самонадеянно не установил защиту на пилу «Болгарку». В результате после ее включения сорвался диск и вонзился Р. в черепную коробку. В итоге Р. скончался на месте. Укажите, к какому типу жертвы относится Р. и почему? Дайте характеристику виктимости Р. Дайте характеристику возникшей криминальной виктимологической ситуации. Предложите наиболее эффективные меры по виктимологической профилактики возникшей ситуации.
28. В августе 2013 г. днем Левый, проезжая на автомобиле по окраине п. Большой Невер Сковородинского района Амурской области, посадил в него К., попросившую подвезти ее до г. Сковородино. Через некоторое время, подъехав к песчаному карьеру, Левый совершил с К. насильственный половой акт. Испугавшись, что жертва изнасилования расскажет обо всем в отделе внутренних дел, удавкой задушил эту женщину, и закопал ее там же, привалив ветками. Почти год спустя вечером Левый в г. Тынде встретил на дороге возвращавшуюся подвыпившую Щ., которая также попросила его подвезти ее домой. По пути следования он затащил очередную жертву в лесной массив, где совершил с ней половой акт, а затем убил, чтобы она никому ничего не рассказала (задушил ее, и засыпал землей и ветками). Через месяц после этих зверских преступлений Левый вечером на ст. Тында встретил Ч., которая после работы возвращалась домой. Подкараулил ее, напал неожиданно сзади в пустынном месте, изнасиловал ее, и убил таким же способом, труп женщины спрятал. Потом последовали еще 7 убийств женщин разного возраста, в том числе и несовершеннолетней. В сентябре 2021 года днем Левый, которому уже к тому моменту исполнилось 48 лет, проезжая на автомобиле по дороге «Тында - пос. Кувыкта», увидел на обочине дороги X. И решил ее изнасиловать, а потом убить. Предложил подвезти ее. Позже, когда они оказались ночью там, где неоткуда ждать помощи, X., понимая это, а также то, что Левый значительно сильнее ее и что они находятся в безлюдном месте, решила ввести преступника-насильника в заблуждение. Сделала вид, что согласна вступить с ним в половой контакт, но со средствами защиты, так как она больна сифилисом и не желает ответственности за заражение венерической болезнью другого человека. Ей удалось уговорить Левого поехать к ней домой и там начать «безопасный» секс, на что последний согласился. Подъехав ближе к дому, который находился на окраине пос. Кувыкта, потерпевшая, улучив момент, выскочила из автомобиля, подняла шум, позвав на помощь своих братьев, которые задержали Левого. Так закончилась преступная деятельность насильника-убийцы. Проанализируйте механизм формирования личности преступника. Объясните, почему Левый совершал сначала изнасилования, а потом убийства и как? Объясните, почему долгое время он оставался безнаказанным? Объясните, что помогло последней жертве, что помогло поймать преступника, благодаря чему он предстал перед судом, и получил пожизненное лишение свободы? Предложите наиболее эффективные меры профилактики сложившейся ситуации, выделив разделы общей, специальной и индивидуальной профилактики.
29. Под окном громко закричали: «Помогите!» Светлана встрепенулась, она уже заснула. Муж тоже проснулся и подошел к окну. У подъезда компания хулиганов кого-то била. - Тебя это не касается. - Нет, я все-таки пойду. Светлана вцепилась в мужа, и не выпустила его из квартиры. Утром они узнали, что их соседа по подъезду незнакомые несовершеннолетние забили до смерти ногами. Проанализируйте причины преступного поведения. Укажите, что могло бы предотвратить тяжкие последствия?
30. Молодые люди А. и С. снимали однокомнатную квартиру в многоквартирном доме. При этом они постоянно нарушали правила человеческого общежития, слушали громкую музыку после 23 часов, устраивали на данной квартире шумные вечеринки с распитием спиртных напитков. На замечания соседей прекратить подобное они не реагировали. В итоге в один из вечеров Т. и В., проживающие в соседних квартирах, причинили А. и С. вред здоровью. Укажите, к какому типу жертвы относится А. и С. и почему? Дайте характеристику возникшей криминальной виктимологической ситуации. Предложите наиболее эффективные меры по профилактики подобных криминальных ситуации, выделив разделы общей, специальной и индивидуальной профилактики.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.