Актуальные проблемы противодействия коррупции
1. Дайте краткую характеристику разновидностям и сферам проявления коррупции.
2. Опишите оценку уровня и структуры коррупции; объяснение и интерпретация коррупции.
3. Опишите природу и восприятие коррупции как девиантного поведения.
4. Раскройте сущность определения и феноменология коррупции.
5. Охарактеризуйте причинный комплекс и последствия коррупции.
6. Расскажите о коррупции и политической экономии.
7. Дайте краткую характеристику стратегии противодействия преступности.
8. Опишите зарубежный опыт противодействия коррупции и теневой экономике.
9. Сформулируйте актуальные проблемы межгосударственного сотрудничества в
борьбе с коррупционными преступлениями и пути их разрешения.
10. Сформулируйте определение и раскройте содержание антикоррупционной политики.
11. Опишите коррупцию во власти и гражданском обществе.
12. Сформулируйте пути повышения эффективности антикоррупционной политики в современной России.
13. Опишите концептуальную основу оценки нормативных актов на коррупциогенность.
14. Дайте краткую характеристику современного российского антикоррупционного законодательства.
15. Сформулируйте причины недостаточно эффективного противодействия экономической преступности и коррупции.
16. Опишите сущность системно-правового подхода к противодействию коррупционной преступности.
17. Охарактеризуйте особенности противодействия коррупции в зарубежных странах.
18. Назовите международно-правовые аспекты борьбы с коррупцией.
19. Охарактеризуйте роль оперативно-розыскной деятельности в противодействии коррупции.
20. Сформулируйте проблемы осуществления оперативного эксперимента как наиболее эффективного средства выявления и пресечения получения взятки и коммерческого подкупа.
21. Опишите отграничение оперативного эксперимента от провокации взятки или коммерческого подкупа.
22. Сформулируйте причины, особенности и состояние современной российской коррупции.
23. Охарактеризуйте основные направления и проблемы профилактики коррупционных преступлений.
24. Опишите криминологический портрет личности коррупционера.
25. Раскройте организацию проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Отчетность по проведению антикоррупционной экспертизы
26. Назовите результаты проведения антикоррупционной экспертизы.
27. Перечислите субъекты противодействия коррупции.
28. Охарактеризуйте систему органов власти по противодействию коррупции.
29. Охарактеризуйте причины и предпосылки коррупционного поведения.
30. Опишите проблемы конфликта интересов.
1. Истолкуйте ФЗ РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» и определите, какую экспертизу провели эксперты при установлении, что норма, запрещающая частному эксперту проводить экспертизу по заданию негосударственных органов, ограничивает его права, правовую или антикоррупционную? Аргументируйте свой ответ, со ссылкой на нормативные правовые акты, регулирующие указанные правоотношения.
2. Определите, какой коррупциогенный фактор содержит следующая норма: «Должностное лицо, осуществляющее личный прием гражданина, в пределах своей компетенции, руководствуясь законодательством и муниципальными правовыми актами, вправе: – удовлетворить обращение гражданина; – отказать в удовлетворении обращения гражданина; – принять от гражданина письменное обращение». Проиллюстрируйте, как можно устранить коррупциогенный фактор. Аргументируйте свою позицию, со ссылкой на нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу.
3. Как было отмечено на одном из заседаний Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, «коррупция тесно связана с различными формами злоупотребления властью, причем на всех уровнях: это предоставление всякого рода преференций так называемым приближенным предпринимателям и создание внеправовых преимуществ при получении государственных услуг и др.». Истолкуйте данный вывод. Проиллюстрируйте возможные формы злоупотребления властью: на федеральном, региональном, муниципальном уровне. Аргументируйте корупциогенность норм законодательства «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
4. Зиновьев, Шишкин и Павлов, инспекторы таможенного поста, осуждены за злоупотребление должностными полномочиями вопреки интересам службы из корыстной заинтересованности. Они признаны виновными в том, что, будучи представителями власти, длительное время заполняли грузовые таможенные декларации за деньги. В судебном заседании осужденные вину свою не признали, утверждая, что эта работа не входила в их обязанности. Они занимались этой деятельностью в нерабочее время, деньги за услуги брали по ценам таможенных брокеров. Определите, согласны ли Вы с обвинительным приговором суда? Проиллюстрируйте отнесение инспекторов таможенного поста к должностным лицам, через раскрытие выполняемых функций. Аргументируйте привлечение к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ с использование разъяснений ПП ВС РФ.
5. Глава администрации района Набоков и предприниматель Калинин договорились о том, что первый будет обеспечивать выигрыш тендеров фирме, учредителем и генеральным директором которой являлся Калинин, а Калинин за это будет передавать Набокову деньги. Калинин систематически завышал расценки на работы. Всего в течение двух лет и трех месяцев фирма Калинина выиграла 12 тендеров, в общей сложности расценки на работы были завышены на 12 млн. р., 6 из которых Калинин отдал Набокову, а 6 забрал себе. Определите, как квалифицировать действия Калинина и Набокова? Докажите наличие коррупционной составляющей в действиях виновных. Аргументируйте наличие особо крупного размера коррупционного преступления и его влияние на юридическую оценку содеянного.
6. Представьте ситуацию, связанную с какими-либо проявлениями коррупции в повседневной жизни, например: досмотр пассажира и его багажа в аэропорту не произведен работником по установленным правилам; водительские права получены при неудовлетворительной оценке на экзамене; в вуз зачислен недостойный абитуриент; «покупка» очереди на таможенном пункте и т.п. Предположите, какими мотивами руководствовались непосредственные участники коррупционного действия? Определите, какие личные выгоды они стремились получить? Проанализируйте, является ли данная ситуация или действие правонарушением? Определите негативные последствия подобной ситуации для государства, общества, личности (как для участников «сделки», так и для других людей: «ближний круг» – родственники, друзья, коллеги и др., «дальний круг» – жители города, граждане страны). Докажите, какие меры для нейтрализации или минимизации проявлений коррупции в описанной ситуации можно принять?
7. В ходе опроса, проводимого ВЦИОМ в 2019 и 2020 гг., на вопрос «Считаете ли Вы, что материальное вознаграждение (подарки, деньги) врачам, преподавателям школ и вузов, работников ЖЭКов и т.д. за работу, которую они должны делать бесплатно, – это столь же опасное и вредное явление для общества, как коррупция власти?», наши
сограждане ответили таким образом: 53% - Да, это столь же опасно, потому что коррупция как раз и начинается с мелких взяток. 38% - Нет, это явление другого порядка, когда люди либо вынуждены прибегать к этому, либо делают это от чистого сердца. 9% - Затрудняюсь ответить. Определите, как бы вы ответили на этот вопрос? Аргументируйте, от чего зависит распространение коррупции? Оцените, кто от коррупционных действий оказывается в выигрыше, а кто в убытке? Обоснуйте свое мнение. (Можно предложить составить вопросы анкеты по данной проблеме и провести социологический опрос в учебной группе, опросить родителей, жителей микрорайона.)
8. Как справедливо отмечает А.В. Малько, «политическая власть имеет склонность вырождения в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные склонности, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попиранию прав человека». Правовые ограничения необходимы именно для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь препятствия, вредные возмущающие факторы, необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. Необходимость установления таких правовых рамок злоупотреблениям со стороны государственной власти выражается в том, что в основе деятельности государственных органов должен находиться закон, а не субъективное проявление воли государственного служащего, ведущее к коррупционным проявлениям, нарушению прав и свобод граждан. Определите, решил ли эти проблемы Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установивший ограничения, связанные с гражданской службой, заключающиеся в ряде правил, за рамки которых гражданским служащим выходить запрещено? Проиллюстрируйте наиболее типичные проявления коррупционного поведения государственных служащих в современных условиях. Оцените ограничения, устанавливаемые действующим законодательством в отношении государственных служащих, со ссылкой на конкретные нормы.
9. Для правового развития России на современном этапе характерны противоречивые тенденции. С одной стороны, общественные преобразования привели к признанию верховенства права и стремительному развитию правового массива. С другой стороны, углубляются противоречия между нормативным и реальным поведением, обостряются юридические коллизии при внешнем декларировании верности праву Произошло раздвоение юридического образа государства, его институтов и граждан. Юридическая конфликтность стала одной из доминант современного развития и препятствует стабилизации общества и успешному решению стоящих перед ним политических, экономических и социальных задач. Поэтому одной из самых актуальных проблем, стоящих на сегодняшний день перед современным обществом, является проблема повышения эффективности законодательства, выступающего в качестве одного из основных регуляторов общественных отношений. Определите, что, на Ваш взгляд, мешает решить эту проблему? Обоснуйте на конкретном примере. Аргументируйте свой ответ.
10. Гражданин, поступивший на государственную службу, должен сочетать личные интересы с государственными интересами, определять свое личное отношение к необходимости служения обществу и государству, добросовестному исполнению своего служебного долга и социальной миссии органа власти и управления. Личный интерес гражданского служащего, таким образом, должен быть осознанно подчинен интересам государства, делегированным на уровень и в сферу профессиональной компетенции конкретной должности государственной гражданской службы. В реальности между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами служащего часто возникает, и существует конфликт, который является одной из самых сложных этических проблем государственного служащего. Определите, как, по Вашему мнению, может быть разрешен возникший конфликт интересов, в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»? Проиллюстрируйте на примере нормативного акта «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» сочетание личных интересов с государственными. Оцените действенность нормы ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», регулирующей конфликт интересов.
11. В юридической литературе и общественно-политической прессе достаточно часто используется понятие «семейственность». Необходимо подчеркнуть, что современное трудовое законодательство не оспаривает право на работу в одном учреждении (предприятии, организации) граждан, связанных друг другом родственными или семейными отношениями, но устанавливает ограничение, согласно которому гражданские служащие, находящиеся в родстве или семейных отношениях друг с другом, не могут находиться в прямом подчинении по службе. Например, если муж – руководитель органа исполнительной власти, то его жена не может работать его заместителем, или начальником подразделения. Однако если жена работает в одном из отделов органа исполнительной власти и не находится в непосредственном подчинении мужу (то есть между ними в структуре управления есть хотя бы один руководитель структуры), такое отношение считается правомочным. В данном случае риск возникновения конфликта интересов, безусловно, существует, но масштабы возможного причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества и государства, существенно меньше масштабов возможного вреда при прямом подчинении родственников, поскольку в системе взаимоотношений появляются дополнительные звенья и персоны, которые могут воспрепятствовать либо затруднить реализацию противоправных умыслов по использованию служебного положения в личных целях. Спрогнозируйте ситуацию, когда служащий является руководителем органа власти, а его ближайший родственник, например, директором коммерческой структуры. Аргументируйте, ограничивает ли трудовое законодательство право на работу в негосударственной сфере? Проиллюстрируйте на конкретном примере.
12. Ректор одного из московских ВУЗов Безунов в течение 6 лет незаконно сдавал в аренду нескольким коммерческим структурам земельный участок площадью около 800 тысяч квадратных метров. Указанный участок находился в федеральной собственности. В результате действий Безунова бюджету страны был причинен ущерб на сумму более 200 миллионов рублей. Дайте юридическую оценку содеянному Безуновым. Определите, являются ли действия Безунова коррупционными? Проиллюстрируйте соответствие признака субъекта должностного преступления и административно-хозяйственных функций, выполняемых ректором вуза.
13. Государственным служащим в установленном порядке ежегодно подаются сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (сведения подаются в форме справки по утвержденной указом Президента РФ форме). Иванов А.А., являющийся советником государственной гражданской службы департамента градостроительного развития Нижегородской области подал необходимые сведения в кадровую службу, не указав в разделе «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему гараж. Установлено: Сведения о гараже были Ивановым А.А. указаны в справке в разделе недвижимое имущество. Гараж, принадлежащий Иванову А.А. на праве собственности, находится в гаражно-строительном кооперативе, у которого в аренде на 49 лет находится земельный участок, сформированный под всем гаражно-строительным кооперативом. Определите, правомерно ли привлекать Иванова А.А. к дисциплинарной ответственности за предоставление неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в части земельного участка, занимаемого гаражом? Проанализируйте, какой вид взыскания может быть наложен на Иванова А.А.? Докажите, имеет ли этот факт отношение к коррупции?
14. В пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» есть такая сцена: Городничий. … Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят. Аммос Федорович. Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам - рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело. Городничий. Ну, щенками, или чем другим - все взятки. Аммос Федорович. Ну нет, Антон Антонович. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль… Определите, что из названного героями пьесы является взятками с точки зрения современного российского законодательства? Проиллюстрируйте правильность своего ответа, назвав соответствующие законы. Оцените стоимость предметов взятки с точки зрения современного законодательства.
15. Ректор государственного вуза Гордеев и главный бухгалтер этого вуза Зубрикова по взаимной договоренности задерживали выплату заработной платы преподавателям и другим сотрудникам. Невыплаченные деньги они «прокручивали» в одном из коммерческих банков, обращая в свою пользу начисленные на деньги проценты. В то же время почти все деньги за платное обучение студентов были израсходованы на евроремонт кабинетов ректора и его приближенных, банкеты, персональные надбавки к окладам руководству вуза и главному бухгалтеру. Продолжалось это более трех лет. Квалифицируйте действия Гордеева и Зубриковой. Определите, как изменится Ваше решение, если Гордеев и Зубрикова расходовали деньги на переоборудование учебных аудиторий, закупку мультимедийного оборудования для учебных лабораторий? Проиллюстрируйте законодательный порядок целевого расходования бюджетных средств, со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов, регулирующих указанную сферу.
16. Матросов А.Е. - старший преподаватель университета (ГБОУ ВПО), взял деньги в сумме 70 тыс. руб. с гражданки Рузаевой М.Д. за оказание помощи ее сыну при поступлении в университет. Матросов пообещал, что сын Рузаевой в обязательном порядке поступит учиться в университет, в противном случае он обещал вернуть ей деньги. При этом Матросов не входил в состав приемной комиссии и реально не влиял на процесс поступления сына Рузаевой в институт. Оцените действия Матросова с точки зрения противоправности. Проанализируйте, усматривается ли в его действиях признаки преступления? Докажите, что Матросов совершил коррупционное преступление?
17. В личном деле государственного служащего Старикова М.В. в качестве членов семьи были указаны жена, сын Александр (17 лет), сын Кирилл (22 года). Все они проживали в одной квартире. Оба сына являлись студентами вуза. Старцев представил в кадровый орган сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также такого рода сведения в отношении своей супруги и сына Александра. Однако через неделю работник кадрового органа в ходе разговора со Стариковым по телефону потребовал от него направить в дополнение к ранее представленным сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера такого рода сведения в отношении своего старшего сына Кирилла. Определите, законны ли требования работника кадрового органа? Проанализируйте, подлежит ли Стариков привлечению к дисциплинарной ответственности за невыполнение такого требования? Аргументируйте наличие конфликта интереса на службе, со ссылкой на нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу.
18. Государственный служащий Яковлев А.А. подал заявление с просьбой предоставить ему отпуск по личным обстоятельствам сроком на 10 суток в связи с рождением ребенка. Руководитель департамента отказал Яковлеву в подписании его заявления, мотивируя это тем, что рождение ребенка не входит в перечень обязательных оснований для предоставления отпуска. Тогда Яковлев пришел к нему снова с бутылкой дорогого коньяка за 10000 рублей, отдал её, после чего руководитель разрешил ему убыть в отпуск. Определите, как можно квалифицировать действия данных служащих? Проанализируйте, совершил ли руководитель преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ (получение взятки)? Докажите, влияет ли стоимость переданного имущества (10 000 руб.) на квалификацию такого действия в качестве коррупционного?
19. К руководителю территориального управления министерства Усик М.М. обратилась Иванова И.В. с просьбой помочь получить служебную квартиру. В разговоре Иванова пообещала пригласить Усика в один из лучших ресторанов города, где стоимость ужина на двоих существенно превышает МРОТ в регионе, после получения вожделенной квартиры, отметить новоселье. Определите, носят ли действия Ивановой коррупционный характер? Проанализируйте, можно ли расценивать в качестве предмета взятки приглашение в ресторан, как выполнение действий имущественного характера? Докажите наличие признаков специального субъекта в служебном положении Усик М.М.
20. К работнику Департамента образования и кадров министерства Кузьмину Е.А. поступили документы о распределении выпускников транспортного университета, обучавшихся на бюджетной основе, в числе которых значился Петров В.В., являющийся племянником Кузьмина. Определите, усматривается ли в данном случае конфликт интересов у начальника филиала? Проанализируйте, какие действия должен произвести Кузьмин в данном случае? Оцените ситуацию, с точки зрения наличия коррупционной составляющей и нарушений кодекса поведения государственного служащего.
21. Студент выпускного курса института Цыбикдоржиев Д.Д. после повторной попытки не смог сдать задолженность по специальной дисциплине преподавателю Пишикину И.И. В тот же день работник деканата Прокофьев А.П. довел до студентов информацию, что если кто-то в третий раз не сможет ликвидировать задолженность, то такие студенты будут представлены к отчислению из института за неуспеваемость. После совещания Цыбикдоржиев подошел за советом к Прокофьеву. Прокофьев в доверительном тоне пояснил студенту, что нужно «простимулировать» преподавателя денежной суммой в размере 5 тыс. руб. При этом работник назвал фамилии двух студентов, которые именно таким образом решили проблему с данным преподавателем. Определите, имеются ли в действиях указанных лиц, признаки коррупционного правонарушения. Проанализируйте, является ли правильным отнесение преподавателя к категории «должностных лиц»? Обоснуйте возможность привлечения его к уголовной ответственности. Со ссылкой на нормы антикоррупционного законодательства оцените данную ситуацию и аргументируйте, как должен поступить Цыбикдоржиев.
22. В декабре 2018 г. Филимонов А.Ю. получил свидетельство о праве собственности на квартиру, полученную им в 2017 г. по договору социального найма и которую он приватизировал в установленном порядке. В марте 2019 г. он представил в кадровый орган справку со сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в которой указал данную квартиру в разделе, в котором должны указываться сведения о недвижимом имуществе. Работник кадрового органа, принимавший справку, обратил внимание на данный пункт, и порекомендовал Филимонову представить сведения о расходах, поскольку в истекшем году он приобрел в порядке приватизации трехкомнатную квартиру в собственность, стоимость которой явно превышает его совокупный доход за три последних года. Определите наличие в действиях Филимонова А.Ю. признаков коррупционного поведения. Проиллюстрируйте нарушение положений Статьи 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФЗ «О противодействии коррупции». Со ссылкой на законодательство оцените данную ситуацию и аргументируйте правомерность требования кадрового органа о представлении сведений о расходах за прошедший год.
23. Глава одного из районов Оренбургской области на празднование дня города публично получил от различных коммерческих и некоммерческих структур подарки в виде: двух плазменных телевизоров; профессиональной видеокамеры; четырех картин известных Оренбургских художников. Глава района распорядился данным имуществом в тот же день: передал два плазменных телевизора в детские сады, профессиональную видеокамеру – в гимназию, картины передал в администрацию города, с тем чтобы они были размещены в его приемной, приемных его заместителей. Определите, имеются ли в действиях главы района составы коррупционных правонарушений? Если имеются, то, к какому виду ответственности его следует привлечь? Аргументируйте, какие нормы федерального законодательства и законодательства Оренбургской области были нарушены главой района?
24. Заместитель начальника отдела Департамента Минтранса России Пушкарев получил в наследство после смерти бабушки Арины Родионовны приватизированную двухкомнатную квартиру в Выхино. Пушкарев жилой площадью обеспечен. Определите, имеет ли он право сдавать указанное недвижимое имущество в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получать доход? Проанализируйте, следует ли ему уведомить об этом представителя нанимателя? Сформулируйте законный порядок уведомления в указанной ситуации?
25. Заместитель генерального директора коммерческой фирмы Лютов пользовался у своего начальника доверием, и имел доступ к информации, составляющей коммерческую тайну. Друг Лютова, президент другой фирмы Авдеев, за большое денежное вознаграждение попросил предоставить ему информацию о производственной и финансовой деятельности фирмы-конкурента. Лютов выполнил просьбу Авдеева, за что получил от последнего 250 тыс. рублей. Определите, имеется ли в действиях Лютова состав преступления? Проиллюстрируйте, если да, то дайте анализ объективных и субъективных признаков содеянного. Докажите наличие признаков субъекта преступлений, предусмотренные главой 23 УК РФ.
26. Лесник Приволжского лесничества Алимов, находясь в очередном отпуске, незаконно разрешил нескольким гражданам спилить, и вывезти лес. За незаконное разрешение на порубку леса без лесорубочного билета Алимов получил от порубщиков 40 тыс. руб., которые присвоил. Незаконными действиями Алимова лесничеству причинен ущерб на сумму 600 тыс. руб. Определите, является ли должностным лицом лесник? Проанализируйте, можно ли действия лесника, совершенные в период очередного отпуска, рассматривать как действия по службе? Аргументируйте решение вопроса об ответственности Алимова. Сформулируйте объективные и субъективные признаки содеянного Алимовым и порубщиками.
27. Следователь ОВД Паршина, в производстве которой находилось уголовное дело несовершеннолетнего Конева, вынесла постановление об изменении ему меры пресечения с ареста на залог, и приняла от законного представителя Конина в качестве залога 500 тыс. руб., о чем составила протокол. Однако в нарушение закона Паршина полученную сумму не внесла в депозит суда, а распорядилась деньгами как своими личными. С целью сокрытия факта использования залоговой суммы Паршина при направлении дела Конева в суд заполнила квитанцию к приходно-расходному ордеру о внесении в кассу ОВД 500 тыс. руб., поставила на квитанции гербовую печать и подделала подпись главного бухгалтера. Подложный документ приобщила к материалам дела. Дайте юридический анализ и квалифицируйте действия Паршиной. Спрогнозируйте, изменится ли квалификация ее действий, если она после вынесения приговора в отношении Конева по требованию его законного представителя сумму залога возвратила? Сформулируйте проблемы квалификации должностных преступлений, со ссылкой на судебную практику.
28. Пункт 6 проекта НПА: «Для получения субсидий заемщик предоставляет в Комитет следующие документы: а) заявление о предоставлении субсидии; б) расчет размера субсидий по форме, устанавливаемой Комитетом, подписанный заемщиком и банком (в 2-х экземплярах) и в сроки, устанавливаемые Комитетом по согласованию с заемщиком». В качестве эксперта определите, присутствует в этой части нормативно акта коррупциогенный фактор?
Проиллюстрируйте, каким способом можно его устранить? Сформулируйте проблемные вопросы уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств.
29. Проект постановления Правительства Республики Ингушетия об утверждении порядка предоставления по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда коммерческого использования не предусматривал проведение конкурса или аукциона. Вместе с тем частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, только по результатам проведения конкурсов или аукционов. Определите, о каком коррупциогенном факторе здесь идет речь? Раскройте порядок действий, который необходим при устранении указанного фактора. Сформулируйте заключение антикоррупционной экспертизы нормативного акта.
30. Руководитель фонда обязательного медицинского страхования П. полученные из вышестоящей организации денежные средства в размере 1 млн. 725 тыс. руб. на закупку медикаментов для обеспечения медицинских учреждений использовал на приобретение дорогостоящего оборудования для комплектации стоматологического кабинета, который принадлежал его супруге. Свои действия он объяснил тем, что ранее им была подана заявка на финансирование оборудования стоматологического кабинета, однако деньги на его оснащение должны были выделить лишь в следующем квартале. Определите наличие в данной ситуации коррупциогенного фактора. Проиллюстрируйте, как изменится уголовно-правовая оценка содеянного, если будет установлено, что в результате отсутствия в медицинских учреждениях лекарственных препаратов, которые не были закуплены по вине П., наступила смерть 2 чел., а 3 пациента получили инвалидность? Сформулируйте направления устранения конфликта интересов по службе в указанной ситуации.