Антикоррупционная экспертиза нормативных актов и их проектов
1. Раскройте понятие и перечислите виды коррупциогенных факторов.
2. Перечислите признаки коррупциогенных факторов.
3. Перечислите факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
4. Перечислите факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
5. Раскройте суть широты дискреционных полномочий.
6. Охарактеризуйте процесс определения компетенции по формуле "вправе".
7. Охарактеризуйте процесс выборочного изменения объема прав.
8. Раскройте содержание чрезмерной свободы подзаконного нормотворчества.
9. Раскройте понятие правового регулирования проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
10. Охарактеризуйте развитие правоотношений в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
11. Перечислите принципы проведения антикоррупционной экспертизы.
12. Раскройте содержание принципа обязательности проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
13. Охарактеризуйте процесс оценки нормативного правового акта (его проекта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.
14. Раскройте понятие и перечислите виды субъектов антикоррупционной экспертизы.
15. Охарактеризуйте органы прокуратуры Российской Федерации как субъекты проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
16. Охарактеризуйте министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы как субъекты проведения антикоррупционной экспертизы.
17. Охарактеризуйте независимых экспертов как субъекты проведения антикоррупционной экспертизы.
18. Охарактеризуйте процесс аккредитации на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов.
19. Перечислите требования, предъявляемые к физическим лицам, изъявившим желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов.
20. Охарактеризуйте порядок аннулирование аккредитации независимого эксперта.
21. Перечислите особенности проведение антикоррупционной экспертизы различными уполномоченными субъектами.
22. Перечислите особенности проведение независимой антикоррупционной экспертизы аккредитованными независимыми экспертами.
23. Перечислите действия прокурора при выявлении коррупциогенных факторов в нормативном правовом акте.
24. Перечислите действия Министерства юстиции Российской Федерации при выявлении коррупциогенных факторов в нормативном правовом акте (его проекте).
25. Раскройте сущность и значение методики проведения антикоррупционной экспертизы.
26. Охарактеризуйте порядок обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы.
27. Раскройте содержание «Факт определения базовых факторов коррупциогенности». Перечислите способы выявления коррупциогенных факторов.
28. Понятие и сущность маркера коррупциогенного фактора.
29. Перечислите требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.
30. Охарактеризуйте роль цифровых технологий в антикоррупционной экспертизе.
1. В учебной литературе принято различать два вида экспертизы нормативных правовых актов: правовую и антикоррупционную. Целью правовой экспертизы является проведение правовой оценки нормативного правового акта. Определите, что является целью антикоррупционной экспертизы? Покажите взаимосвязь правовой и антикоррупционной экспертиз. Ответ аргументируйте.
2. Правовую основу проведения антикоррупционной экспертизы составляют федеральные законы, подзаконными актами и различные инструкции. Проанализируйте законодательную базу об антикоррупционной экспертизе. Определите, каким нормативным документом, и в каком году впервые была регламентирована экспертиза нормативных актов и их проектов на коррупциогенность? Укажите, кем этот документ был утвержден?
3. Концепция административной реформы в Российской Федерации 2006-2010 г. впервые внедрила понятие «антикоррупционная экспертиза». Проанализируйте указанную концепцию. Определите, в каких органах проводилась указанная экспертиза? Укажите, каким нормативным актом была утверждена данная концепция?
4. Впервые проведение экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность в органах исполнительной власти было предусмотрено Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах. Проанализируйте указанную концепцию. Определите, с какого года такая экспертиза стала проводиться системно?
5. Согласно Приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», определен порядок участия органов прокуратуры в проведении антикоррупционной экспертизы. Проанализируйте указанный приказ. Сформулируйте цель издания этого приказа. Определите, кто является субъектом проведения антикоррупционной экспертизы согласно этому приказу?
6. Согласно Приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», прокурор вправе вынести требование о признании недействующими нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству и содержащих коррупциогенные факторы. Предложите порядок действий при вынесении такого требования. Определите, каким образом должен поступить прокурор, если указанное требование будет отклонено?
7. Согласно Приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», прокурор вправе вынести требование о признании недействующим нормативный правовой акт. Проанализируйте указанный приказ. Определите, какие сведения должен указывать прокурор в таком требовании?
8. Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», определен порядок участия органов прокуратуры в проведении антикоррупционной экспертизы. Проанализируйте указанный приказ. Определите, на каких принципах основывается этот приказ? Проанализируйте, что означает принцип гласности в деятельности органов прокуратуры при проведении антикоррупционной экспертизы?
9. Приказом Генпрокуратуры РФ от 28.12.2009 г. №400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» утверждены типовые формы бланка «Требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного(ых) коррупциогенного(ых) фактора(ов)", а также реестра "Сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы". Обобщите основные элементы данного реестра. Определите, каким образом указываются коррупциогенные факторы в указанном реестре?
10. Приказом Минюста РФ от 21 октября 2011 г. N 363 «Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы» утверждена форма заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Проанализируйте указанный приказ. Определите лиц, которые вправе заполнять указанную форму. Сформулируйте порядок составления заключения по результатам экспертизы.
11. Проекты нормативных правовых актов, разработанные после вступления в силу Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», должны пройти процедуру антикоррупционной экспертизы. Проанализируйте указанный приказ. Определите, на каком принципе основывается данное положение? Сформулируйте порядок проведения процедуры антикоррупционной экспертизы.
12. По мнению экспертов, для эффективности проведения антикоррупционной экспертизы нормативного акта следует изучать все связанные с ним нормативные правовые акты, регулирующие те же или схожие правоотношения. Определите, на каком принципе основывается данное положение? Обоснуйте, зачем это нужно?
13. Согласно законодательству о порядке проведения антикоррупционной экспертизы заключение по результатам антикоррупционной экспертизы должно содержать аргументированные выводы, свидетельствующие о наличии (отсутствии) коррупциогенных факторов. Определите, на чем еще должно основываться данное заключение? Выделите принцип, на котором основывается это положение?
14. Согласно законодательству о порядке проведения антикоррупционной экспертизы экспертизу должны проводить лица, обладающие достаточным объемом знаний для этого и имеющие на это полномочия. Проанализируйте законодательную базу об антикоррупционной экспертизе. Выделите субъектов проведения антикоррупционной экспертизы. Определите, на каком принципе основывается данное положение?
15. Для эффективности проведения антикоррупционной экспертизы органы государственной власти, иные государственные органы и организации, органы местного самоуправления, их должностные лица основываются на принципе сотрудничества с институтами гражданского общества. Определите, в чем заключается данный принцип? Ответ аргументируйте.
16. Согласно законодательству о проведении антикоррупционной экспертизы, органы прокуратуры Российской Федерации проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Проанализируйте законодательную базу об антикоррупционной экспертизе. Определите, по каким вопросам могут проводить экспертизу органы прокуратуры?
17. Органы прокуратуры Российской Федерации вправе проводить антикоррупционную экспертизу по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, государственной и муниципальной собственности и др. Проанализируйте законодательную базу об антикоррупционной экспертизе. Определите, что не отнесено к полномочиям органов прокураторы при проведении антикоррупционной экспертизы?
18. Согласно законодательству о проведении антикоррупционной экспертизы Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы) являются субъектом проведения антикоррупционной экспертизы. Определите, экспертизу каких актов они вправе проводить, и при каких обстоятельствах? Ответ аргументируйте.
19. Согласно законодательству о проведении антикоррупционной экспертизы, органы, организации, их должностные лица (разработчики) являются субъектами проведения антикоррупционной экспертизы. Проанализируйте законодательную базу об антикоррупционной экспертизе. Определите круг их полномочий при проведении антикоррупционной экспертизы.
20. Согласно законодательству о проведении антикоррупционной экспертизы независимые эксперты могут проводить антикоррупционную экспертизу любых нормативных правовых актов (их проектов). Определите требования, предъявляемые к независимым экспертам.
Выделите тех, кто не может быть независимым экспертом.
21. Исчерпывающий перечень документов для получения аккредитации в качестве независимого эксперта и порядок ее проведения установлены Административным регламентом, утвержденным приказом Минюста России от 29.03.2019 N 57. Проанализируйте указанный приказ. Укажите, каким органом ведется реестр аккредитованных экспертов? Определите порядок аннулирования аккредитации независимого эксперта.
22. Согласно законодательству о проведении антикоррупционной экспертизы, антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта проводится различными уполномоченными субъектами. Проанализируйте законодательную базу об антикоррупционной экспертизе. Определите, на каких стадиях нормативных правовых актов может проводится антикоррупционная экспертиза?
23. Согласно Приказу Минюста РФ от 21 октября 2011 г. N 363 «Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы», по результатам экспертизы составляется заключение. Определите, должен ли разработчик учитывать заключение независимой антикоррупционной экспертизы? Ответ аргументируйте.
24. Прокурор при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов обращается в суд с заявлением об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.
Определите, что должно содержать такое заявление? Составьте проект указанного заявления.
25. Согласно законодательству о проведении антикоррупционной экспертизы, Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы) готовятся заключения по результатам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Проанализируйте законодательную базу об антикоррупционной экспертизе. Определите, какие из этих заключений носят обязательный характер, а какие рекомендательный?
26. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определены 12 коррупциогенных факторов.
Выделите их группы. Определите, чем обусловлено такое деление?
27. Одним из видов коррупциогенных факторов является широта дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц)). Оцените, что свидетельствует о наличии такого фактора в нормативном акте? Проиллюстрируйте примерами.
28. Одним из видов коррупциогенных факторов является определение компетенции по формуле «вправе» (диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций). Спрогнозируйте, что может свидетельствовать о наличии такого фактора? Проиллюстрируйте примерами.
29. Одним из видов коррупциогенных факторов является чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества (наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт). Спрогнозируйте, что может свидетельствовать о наличии такого фактора? Проиллюстрируйте примерами.
30. Одним из видов коррупциогенных факторов является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов. Спрогнозируйте, что может свидетельствовать о наличии такого фактора? Проиллюстрируйте примерами.