X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » - СПЕЦИАЛИТЕТ (ПД2) » Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов(ПД2)


Антикоррупционная экспертиза нормативно правовых актов
1.Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации.
2.Применение мер прокурорского реагирования при выявлении коррупциогенных факторов.
3.Виды экспертиз: государственная, общественная, независимая, судебная и специальная экспертизы.
4.Понятие, цели и принципы правового мониторинга. Методология правового мониторинга. Мониторинг правоприменения и антикоррупционный мониторинг.
5.Антикоррупционная политика в России. Международные и внутригосударственные нормативные акты в сфере противодействия коррупции.
6.Организация работы по проведению антикоррупционной экспертизы в органах прокуратуры.
7.Сущность коррупции и её проявления.
8.Значение антикоррупционной экспертизы в совершенствовании российского законодательства.
9.Противодействие коррупции. Правовая основа противодействия коррупции.
10.Перечень наиболее распространённых недостатков правовых актов проектов нормативных правовых актов.
11.Классификация правовой экспертизы.
12.Понятие антикоррупционной экспертизы.
13.Правовые основы антикоррупционной экспертизы.
14.Виды антикоррупционных экспертиз.
15.Соотношение антикоррупционной и правовой экспертизы.
16.Предмет и метод антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
17.Понятие принципов проведения антикоррупционной экспертизы и их виды.
18.Принцип обязательности проведения антикоррупционной экспертизы.
19.Принцип оценки нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.
20.Принципы обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы.
21.Принцип компетентности лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу.
22.Принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества.
23.Понятие и виды субъектов антикоррупционной экспертизы.
24.Понятие и виды субъектов антикоррупционной экспертизы.
25.Субъекты, проводящие экспертизу в инициативном порядке.
26.Сущность и содержание методики проведения антикоррупционной экспертизы. Виды методик.
27.Понятие коррупциогенных факторов и их виды.
28.Коррупциогенные факторы, устанавливающие необоснованно широкие пределы усмотрения должностных лиц.
29.Коррупциогенные факторы, содержащие неопределённые, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
30.Нормативные коллизии при проведении антикоррупционной экспертизы.
1. Определите, содержатся ли коррупциогенные факторы в норме ч. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе, предусматривающей право заказчика заключить договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в устной форме в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ. При этом в Законе о контрактной системе содержится оговорка о том, что к договору, заключенному в устной форме, могут не применяться требования, связанные с ответственностью заказчика и поставщика.
2.Определите, какие органы или должностные лица могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)?
3. Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду (ФЗ «Об экологической экспертизе», в ред. до 18.12.2006). Принятие правового акта без такой экспертизы может ли свидетельствовать о незаконном лоббировании чьих-либо интересов?
4. Распределение разрешений на открытие игорных заведений по муниципальным образованиям осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на территории каждого конкретного муниципального образования, с учетом предложений органов местного самоуправления. (Проект ФЗ о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари, доработанный после 1-го чтения). Дает ли это возможность использования данного обстоятельства в коррупционных целях? В целях предупреждения коррупции целесообразно ли предусмотреть возможность общественного контроля?
5. Образовательному учреждению выдается лицензия на основе заключения экспертизы. Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение (п. 10 ст. 33 Закона РФ «Об образовании»). Имеет ли место быть юридико-лингвистическая коррупциогенность? Дает ли это возможность использования данного обстоятельства в коррупционных целях?
6. Участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить или отозвать заявку на участие в конкурсе в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. (ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ст. 25 ч. 9). Имеет ли место быть злоупотребление правом заявителя? Право участника изменить заявку может ли быть использовано для коррупционного сговора?
7.Государственная услуга в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты), в виде натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи) оказывается единовременно или в течение периода не менее трёх месяцев. (Проект административного регламента департамента социального развития Тульской области по предоставлению государственной услуги по оказанию государственной социальной помощи, п. 22).
Оцените на предмет коррупциогенности?
8.Прокурор выявил нарушения и коррупциогенные факторы в нормативном правовом акте, однако в протесте не указал, какие изменения необходимо внести в данный акт для исключения нарушений и коррупциогенных факторов. Оцените данную ситуацию.
Какие меры должен принять прокурор?
9.Прокуратурой Энского района установлено, что Советом Лужанского сельского поселения утверждены Правила содержания сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах, крестьянских фермерских хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей на территории Лужанского сельского поселения Энского муниципального района.
Имеются ли коррупциогенные факторы в указанном нормативном правовом акте?
10.Постановлением главы Энского муниципального образования «Об обеспечении режима государственного природного заказника» Энская администрация наделена полномочиями регулярно патрулировать территорию заказника с целью выявления и пресечения нарушений, оформления протоколов, изъятия вещей и документов, задержания правонарушителей и привлечения их к административной ответственности.
Имеются ли коррупциогенные факторы в указанном правовом акте?
11.При изучении проекта нормативного правового акта помощником прокурора района были выявлены коррупциогенные факторы. Оцените данную ситуацию.
Какие меры должен принять прокурор?
12.Проведите анализ норм, приведённых в двух примерах, и определите, содержат ли они коррупциогенный фактор и обоснуйте свой вывод.
Каким образом можно устранить выявленные факторы?
Пример 1: «В регистрации устава территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) может быть отказано по иным основаниям».
Пример 2: «В регистрации устава территориального общественного самоуправления может быть отказано по иным основаниям, установленным федеральным законом в отношении ТОС».
13.В органы прокуратуры от К. поступило обращение, из которого следует, что органы местного самоуправления на своем сайте в сети «Интернет» не размещают проекты нормативных правовых актов, так как в штате администрации отсутствует соответствующий специалист.
Имеются ли в данном случае нарушения законодательства?
Каким образом должен поступить прокурор?
14.Определите, если в заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы отсутствует предложение об устранении выявленных коррупциогенных факторов, является ли заключение обязательным для рассмотрения разработчиком нормативного правового акта.
15.Определите, в каком нормативном правовом акте закреплены полномочия Общественной палаты РФ по проведению общественной экспертизы.
Можно ли при проведении общественной экспертизы ставить задачи выявления коррупциогенных факторов.
16.Определите, какую меру реагирования необходимо избрать прокурору, если при проведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта были обнаружены коррупциогенные фактор с целью приведения нормативного правового акта в соответствие с законом, - протест или требование, какая из мер будет приоритетной, достаточно ли принесения только протеста?
17.Определите, как будет классифицироваться антикоррупционная экспертиза на проект закона, разработанный с участием ФТС России, о противодействии вывоза
капиталов за пределы Российской Федерации, проведённая независимыми экспертами, обладающими специальными знаниями в сфере налогового, бюджетного, административного, уголовного права?
18.Проанализируйте Указ Президента РФ № 226-ФЗ от 11 апреля 2014 г. «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» и определите, какие нововведения по противодействию коррупции в России предусмотрены в указанном плане.
Если будет разработан проект федерального закона по защите свидетелей, сообщивших о фактах коррупции, от действий тех, о чьих правонарушениях они сообщают, что будет предметом антикоррупционной экспертизы данного законопроекта?
19.В соответствии с ч. 12 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчику предоставляется право применять иные, чем предусмотренные Законом (метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод), методы определения начальной (максимальной) цены контракта «в случае невозможности их применения». В данном случае на заказчика возлагается обязанность включить в обоснование цены «обоснование невозможности применения» указанных методов.
Как Вы думаете, можно ли выявить в данной норме коррупциогенный фактор?
20.Проведите анализ нормы, предусмотренной в нормативном правовом акте муниципального органа власти, где указано: «К заявлению прикладывается:... копия удостоверения личности заявителя, заверенная нотариально».
Можно ли в данной норме выявить коррупциогенный фактор, и какой?
21. Проведите анализ ФЗ РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Установите, какую экспертизу провели эксперты при установлении, что норма запрещающая частному эксперту проводить экспертизу по заданию негосударственных органов ограничивает его права, правовая или антикоррупционная.
22. Проанализируйте Положение об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, утвержденное Приказом Минюста России от 31 марта 2009 г. № 92. Укажите требования, предъявляемые для аккредитации в качестве эксперта физических или юридических лиц.
23.Укажите, какому принципу антикоррупционной экспертизы соответствуют следующие положения:
– наличие единой методики проведения антикоррупционную экспертизу,
– возможность перепроверки ее результатов через оценку заключений различных субъектов, проводивших антикоррупционную экспертизу одного и того же нормативного правового акта или его проекта,
– применения процедур разрешения разногласий, возникающих при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, в том числе и через механизм обжалования требования прокурора об изменении нормативного правового акта, в котором выявлены коррупциогенные факторы.
24.Проведите анализ приказа Министерства финансов от 21 апреля 2014 г. № 120 «О порядке организации в Министерстве финансов Российской Федерации размещения информации на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».
Определите порядок и сроки проведения независимой антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов Министерства финансов РФ.
25.Определите, какую меру реагирования необходимо избрать прокурору, если при проведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта были обнаружены коррупциогенные фактор с целью приведения нормативного правового акта в соответствие с законом, - протест или требование, какая из мер будет приоритетной, достаточно ли принесения только протеста?
26.В Постановлении областной администрации утверждён Порядок предоставления субсидий участникам подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области» областной целевой программы «Жилище» на 2011-2014 годы». В п. 2.10 Порядка не определены конкретные условия и основания принятия областной комиссией по предоставлению субсидий решений о дальнейшем предоставлении субсидий участникам подпрограммы в случаях прекращения участником трудовых отношений с бюджетным учреждением, при просрочке участником исполнения обязательств по внесению ежемесячного платежа.
Являются ли такие формулировки условием для коррупционных проявлений, в чём они проявляются?
27.Решением Совета депутатов городского округа утверждено Положение об управлении муниципальной собственностью городского округа. Положением определено, что решение о безвозмездной передаче (дарении) объектов муниципальной собственности, приобретённых муниципальными учреждениями за счёт средств, выделенных им по смете, а также за счёт средств от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, принимается руководителем учреждения с письменного согласия главы администрации.
Определите, какой коррупциогенный фактор содержится в данном Положении?
28.Какой коррупциогенный фактор содержит следующая норма:
«Должностное лицо, осуществляющее личный приём гражданина, в пределах своей компетенции, руководствуясь законодательством и муниципальными правовыми актами, вправе: - удовлетворить обращение гражданина; - отказать в удовлетворении обращения гражданина; - принять от гражданина письменное обращение».
Предложите, как можно устранить коррупциогенный фактор.
29.Как осуществляется организационное обеспечение проведения антикоррупционного мониторинга и взаимодействие Администрации города, её отраслевых органов, Городской Думы с территориальными органами федеральных органов государственной власти, организациями и населением города Москвы.
Определите на примере работы Московской городской Думы, какое значение в противодействии коррупции имеет проведение антикоррупционного мониторинга.
30.Проведите анализ Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2009 г. № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», а также ч.2 ст. Закона от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Определите в отношении каких нормативных правовых актов осуществляют антикоррупционную экспертизу прокуроры.
1.Выявите тенденции возникновения и развития законодательства о противодействии коррупции и определить концептуальные основы проведения экспертизы законодательства на коррупциогенность. Анализ начать со ст. 5 Конвенции ООН против коррупции, ратифицированной Российской Федерацией в 2006 году. Затем выделите задачи организации экспертизы, отражённые в Национальном плане противодействия коррупции, утверждённом Президентом РФ 31 июля 2008 года.
Определите значение антикоррупционной экспертизы, определённое в Федеральном законе от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»?
Укажите Закон, регламентирующий правовое регулирование антикоррупционной экспертизы сферы нормотворчества и законодательства?
Проанализируйте на криминогенность соответствующий документ.
2.В отношении Б., заместителя руководителя Росрыболовства проводилась проверка соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, в ходе которой были выявлены нарушения им закона. Б. не представил объяснений по факту допущенных нарушений, а также уклонился от явки на заседание комиссии Росрыболовства по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Комиссия проводила проверку по факту возможного представления им неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Можно ли в данном случае предполагать, что в данной ситуации усматривается коррупционное проявление?
Почему данная ситуация является коррупционным проявлением?
3.На официальном сайте гос.закупок помещена информация о конкурсе, в котором одно из министерств искало исполнителя научно-исследовательской работы (НИР) с ценой 5 млн. руб. и предлагало выполнить её в семидневный срок с момента даты заключения контракта.
Как Вы думаете, можно ли выполнить работу с ценой 5 млн. руб. за семь дней?
Можно ли говорить, что в данной ситуации конкурс будет проходить между различными участниками на условиях равноправия, или победителем конкурса будет организация, которая уже заранее известна заказчику?
Можно ли в данном случае предполагать, что в данной ситуации усматривается коррупционное проявление?
4.Прокурором Кавалеровского района выявлен коррупциогенный фактор в проекте решения муниципального комитета Кавалеровского городского поселения «О внесении изменений в решение муниципального комитета Кавалеровского городского поселения от 15.12.2015 № 14-НПА «О Положении «Об оплате труда муниципальных служащих в Кавалеровском городском поселении».
Указанное положение проекта противоречило ст. 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 129 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которыми должностной оклад - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а также содержало коррупциогенный фактор (широта дискреционных полномочий), поскольку использование при определении размера должностного оклада формулировки «от-до» предоставляло должностным лицам, уполномоченным принимать решения об установлении размеров оплаты труда, возможность определения конкретного размера оклада муниципальным служащим исходя из собственного усмотрения.
Определите, какие проекты правовых актов подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе, и какие независимой антикоррупционной экспертизе?
Имеются ли коррупциогенные факторы в указанном нормативном правовом акте?
Подготовьте проект акта прокурорского реагирования.
5.Прокурор Прилузского района РК обратился в суд, в интересах Российской Федерации, в порядке ст. 45 ГПК РФ к МУП «Жилсервис» с заявлением об обязании исполнить требования статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ, в МУП «Жилсервис» должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не определено; сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется; Кодекс этики и служебного поведения работников, а также положение по урегулированию конфликта интересов в обществе не разработаны и не приняты; не осуществляются какие-либо иные меры по предупреждению коррупции. Между тем, учредителем данной организации является АМР «Прилузский», все имущество предприятия находится в муниципальной собственности. В то же время, должности в МУП не отнесены к должностям муниципальной службы, в связи с чем, на них не распространяются ограничения и запреты, установленные для муниципальных служащих. При изложенных обстоятельствах, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.
Имеются ли коррупциогенные факторы в указанном случае?
Какое решение по данной ситуации должен вынести суд?
Каковы правовые последствия для ответчика в данной ситуации?
6.В средствах массовой информации уже несколько лет продолжается дискуссия о легализации оружия в Российской Федерации. Так, известный политик В.В. Жириновский в интервью сказал, что «большинство преступлений не было бы совершено, зная, что простые граждане могут оказать вооружённое сопротивление». Адвокат И.Л. Трунов легализацию оружия рассматривает как один из критериев снижения преступности. Он, в частности, отмечает, что «легальное присутствие огнестрельного оружия повышает уровень общественного порядка и безопасности. Одно осознание того, что гражданин вооружён, заставляет преступников искать более легкие цели». Поэтому на рассмотрение Государственной Думы был внесён проект ФЗ «О предоставлении гражданам РФ права приобретать и использовать гражданское оружие без ограничений». В проекте указано, что право на приобретение оружия граждане могут получить при подаче заявления в ОВД по месту своей регистрации. Причём требований к состоянию здоровья и наличия документов об этом не предусмотрено. Также в проекте не предусмотрена проверка знаний по навыкам пользования оружием.
Проанализируйте такую инициативу на криминогенность соответствующего документа.
Укажите Закон, регламентирующий правовое регулирование антикоррупционной экспертизы сферы нормотворчества и законодательства.
Определите, какие проекты правовых актов подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе, и какие независимой антикоррупционной экспертизе?
7. Прокурором Энского района изучен Административный регламент предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче градостроительного плана на территории Энского муниципального района, утвержденный постановлением главы администрации Энского района. Согласно Административному регламенту основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является неполный перечень документов, предоставленных заявителем. При этом перечень документов, необходимых для получения муниципальной услуги, является открытым. Кроме конкретных документов в нем указано: «и пр., иные, предусмотренные действующим законодательством документы». Определите, какие проекты правовых актов подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе, и какие независимой антикоррупционной экспертизе? Имеются ли коррупциогенные факторы в указанном нормативном правовом акте? Подготовьте проект акта прокурорского реагирования.
8. Проведите анализ Распоряжения Правительства Московской области от «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора Московской области и Правительства Московской области» и определите субъектов проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора Московской области и Правительства Московской области. Определите, какие проекты правовых актов подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе, и какие независимой антикоррупционной экспертизе? Определите субъектов проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов, принимаемых Губернатором Московской области и Правительством Московской области? Какие субъекты обеспечивают проведение независимой антикоррупционной экспертизы в Московской области, и в каком порядке. Каковы сроки проведения независимой антикоррупционной экспертизы?
9. При изучении прокурором Проекта постановления правительства Энской области «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из их числа в возрасте от 18 до 23 лет» было установлено, что в данном нормативном правовом акте не определены сроки принятия должностными лицами решения о предоставлении выплаты и сроки получения суммы социальной выплаты с момента принятия такого решения. Имеются ли коррупциогенные факторы в указанном Проекте постановления? Является данный случай основанием для обязательного проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного акта? Подготовьте проект акта прокурорского реагирования.
10.Сравните два примера и определите, является ли коррупциогенным фактором формула «вправе», в представленных нормах.
Почему данная ситуация является коррупционным проявлением?
Определите, какие проекты правовых актов подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе, и какие независимой антикоррупционной экспертизе?
Пример 1. «Должностное лицо, осуществляющее личный:
Приём гражданина, в пределах своей компетенции, руководствуясь законодательством и муниципальными правовыми актами, вправе:
– удовлетворить обращение гражданина;
– отказать в удовлетворении обращения гражданина;
– принять от гражданина письменное обращение».
Пример 2. «Должностное лицо, осуществляющее личный
Приём гражданина, в пределах своей компетенции, руководствуясь
законодательством и муниципальными правовыми актами, вправе:
– удовлетворить при наличии законных оснований обращение гражданина, сообщив ему порядок и срок исполнения принятого решения;
– отказать в удовлетворении обращения гражданина, если в соответствии с законодательством оно не может быть удовлетворено, разъяснив мотивы отказа и порядок обжалования принятого решения;
– принять от гражданина письменное обращение, если поставленные им вопросы требуют дополнительного изучения или проверки, разъяснив ему причины, по которым просьба не может быть разрешена в процессе приёма, порядок и срок её рассмотрения».
11.Прокуратурой Энской области изучено постановление правительства Энской области, которым утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам инновационной деятельности на возмещение части затрат по регистрации и (или) правовой охране изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, а также затрат по реализации инновационных проектов - победителей федеральных конкурсов. В соответствии с п. 8 названного Порядка в предоставлении субсидии может быть отказано по следующим основаниям: представлены не в полном объеме документы, указанные в пп. 5, 6 Порядка; указана недостоверная информация в представленных документах.
Определите, какие проекты правовых актов подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе, и какие независимой антикоррупционной экспертизе?
Имеются ли коррупциогенные факторы в указанном нормативном правовом акте?
Какие мероприятия, в связи с полученной информацией, следует запланировать прокурору?
12.Проведите анализ Распоряжения Правительства Ростовской области от 04.05.2012 № 140 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора Ростовской области и Правительства Ростовской области» и определите субъектов проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора Ростовской области и Правительства Ростовской области.
Определите, какие проекты правовых актов подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе, и какие независимой антикоррупционной экспертизе?
Определите субъектов проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов, принимаемых Губернатором Ростовской области и Правительством Ростовской области?
Какие субъекты обеспечивают проведение независимой антикоррупционной экспертизы в Ростовской области, и в каком порядке.
Каковы сроки проведения независимой антикоррупционной экспертизы?
13.Органами прокуратуры района в муниципальное образование «Головинский» направлен модельный акт - Проект решения «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Головинский», в связи с внесенными изменениями в Закон Х-ской области от 28.10.2015 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Х-ской области» Законом Х-ской области от 10.06.2015 № 331-63 «О внесении изменений в отдельные законы Х-ской области по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». В муниципальное образование «Ховрино» направлен аналогичный модельный акт. Данные модельные акты находятся на рассмотрении.
Оцените сложившуюся ситуацию.
Правомерны ли действия прокурора?
Какие еще организационные мероприятия следует запланировать прокурору?
14.Минэкономразвития России провело экспертизу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2011 г. № 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в отношении приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Совокупные расходы для организаций, аттестующих свои рабочие места, при условии ежегодной аттестации согласно требованиям приказа составляли в 2010 году (по расчёту на основе данных Росстата) 22 446 623,14 тыс. руб. при средней стоимости аттестации одного рабочего места в 2 500 руб. Для определения, что положения, устанавливающие единообразный подход к проведению аттестации всех рабочих мест без дифференциации экономической деятельности и учёта специфики такой деятельности, а также распространение порядка на всех без исключения работодателей, необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, Министерством экономического развития были привлечены представители Торгово-промышленная палата РФ.
Укажите, на каком основании участвовала Торгово-промышленная палата РФ в указанной экспертизе?
Кроме того, эксперты Торгово-промышленной палаты РФ раньше написали заключение антикоррупционной экспертизы в отношении рассматриваемого приказа Минздравсоцразвития России. Они выявили коррупциогенный фактор, устанавливающий неопределённость в периодичности сроков проведения аттестации рабочих мест.
Определите юридическое значение экспертизы, проведённой Минэкономразвитием России и антикоррупционной экспертизы Торгово-промышленной палаты.
Определите порядок взаимодействия этих государственных органов в данной ситуации?
15.Прокуратурой Солецкого района на предмет соответствия требованиям Действующего федерального законодательства изучен Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) администрации Солецкого муниципального района, утвержденного постановлением администрации Солецкого муниципального района от 22.09.2009 №1707 (далее - Порядок).
Пункт 2.1. Порядка противоречит требованиям действующего федерального законодательства и подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-Ф3) по вопросам местного значения органами местного самоуправления и их должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 4 стать 7 Федерального закона №131-Ф3 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» мерой по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Пунктом 2.1 Порядка закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта проводится в случае поступления в адрес администрации муниципального района, комиссии по противодействию коррупции в Солецком муниципальном районе письменных обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципального района, граждан и организаций с информацией о возможной коррупциогенности указанного акта, полученной по результатам анализа практики его правоприменения.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
В нарушение приведенной выше нормы закона Порядком не предусмотрено проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения, а также необоснованно сужен перечень оснований для ее проведения (проведение экспертизы сводится лишь к наличию / отсутствию обращений письменных обращений органов государственной власти, иных органов местного самоуправления, граждан и организаций). Какой коррупциогенный фактор содержит данный нормативный акт? Какие меры должен принять прокурор? Какой акт прокурорского реагирования должен быть вынесен в данном случае? Назовите норму закона РФ «О прокуратуре», согласно которой действовал прокурор?
16.Прокуратурой г. Златоуста изучено постановление администрации Златоустовского городского округа от 31.03.2015 № 126-П «О внесении изменений в постановление администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 28.06.2013 № 243-П «Об утверждении Перечня мероприятий, направленных на увеличение наполняемости доходной части бюджета Златоустовского городского округа». Утвержденный Постановлением Перечень предусматривает в качестве исполнителя мероприятий межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области, на которую возлагаются обязанности по взысканию НДФЛ, доначисленного по результатам выездных налоговых проверок, и своевременное предъявление требований по НДФЛ для включения во вторую очередь реестра требований кредиторов организаций, находящихся в процедурах банкротства, введенных после 11 июля 2014 г.
Контроль за деятельностью территориальных подразделений федеральных органов государственной власти и координацию их деятельности осуществляют федеральные органы власти, а надзор за законностью их деятельности - органы прокуратуры. Исполнительные органы местного самоуправления, к каковым относится администрация Златоустовского городского округа, таким правом не наделены. Участие территориальных подразделений Федеральной налоговой службы в реализации мероприятий Перечня затрагивает вопросы их внутриорганизационной деятельности, полномочий и компетенции.
Оцените данную ситуацию, с точки зрения коррупциогенности.
Является ли принятие нормативного правового акта в данном случае коррупциогенным фактором?
Какие меры должен принять прокурор?
17.При проведении антикоррупционной экспертизы специалистом в области конституционного законодательства Минюста России приказа Мининформсвязи России от 8 августа 2005 г. № 97 «Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования» коррупциогенных факторов выявлено не было. Представителей, специалистов в области связи не приглашали. Однако на практике в соответствии с этим приказом операторы связи вынуждены были приобретать и устанавливать иностранное дорогостоящее оборудование, обладающее фактически избыточным функционалом. Как считают эксперты в области связи, Приказ № 97 не учитывает возможности современных технологий (воспользоваться преимуществами более производительной и менее затратной российской технологии).
Можно ли считать заключение антикоррупционной экспертизы Минюста России обоснованным и компетентным?
Оцените данную ситуацию, с точки зрения коррупциогенности.
Является ли принятие нормативного правового акта в данном случае коррупциогенным фактором?
Какие меры должен принять прокурор в ходе прокурорской проверки?
18.Прокурором Баунтовского района проверено Положение о комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальных служащих администрации Витимканского сельского поселения, утверждённое постановлением главы муниципального образования. В ходе проверки выявлено, что комиссия по установлению стажа муниципальной службы в нарушение ст. 18 Закона Республики Бурятия «О стаже государственной гражданской службы, муниципальной службы в Республике Бурятия» вправе предложить заявителю представить дополнительные документы, а также иные сведения, необходимые для принятия решения, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора: завышенные требования, предъявляемые лицу, которые необходимы для реализации принадлежащего ему права. Прокурором района было внесено требование главе муниципального образования сельского поселения об изменении указанного правового акта путём установления исчерпывающего перечня документов, необходимых для принятия комиссией решения, которое по результатам рассмотрения отклонено.
Оцените данную ситуацию, с точки зрения коррупциогенности.
Является ли принятие нормативного правового акта в данном случае коррупциогенным фактором?
Какие меры должен принять прокурор в ходе прокурорской проверки?
Каким образом прокурор может отстоять свою позицию?
19. Прокуратурой города Энска при изучении Стандарта оказания муниципальной услуги по ведению первичного регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах муниципального образования «Город Энск», утвержденного Постановлением мэрии от 22.04.2013 № 274, установлено, что согласно п. 2.2.4 Стандарта в качестве одного из оснований для отказа в оказании названной муниципальной услуги предусматривается асоциальное поведение потребителя (заявителя) муниципальной услуги. При этом в Стандарте не раскрыты значение и конкретное содержание термина «асоциальное поведение». Имеются ли коррупциогенные факторы в указанном нормативном правовом акте? Потребуется ли в данной ситуации проведение антикоррупционной экспертизы нормативного акта? Подготовьте проект акта прокурорского реагирования.
20. Прокуратурой Энского района при проверке Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Энского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Энского района, установлено следующее. Согласно названному Порядку при выявлении в ходе мероприятий по муниципальному земельному контролю нарушений, за которые установлена административная ответственность, материалы проверок могут быть направлены в соответствующие органы, уполномоченные рассматривать такие дела. При выявлении иных нарушений орган муниципального земельного контроля вправе направить материалы проверки в соответствующие органы, уполномоченные на рассмотрение дел по фактам нарушения действующего законодательства и принятие соответствующих решений. Кроме того, Порядок не содержит перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля; в нем отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые могут быть истребованы от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ходе мероприятий по муниципальному земельному контролю, не указаны сроки исполнения таких административных процедур, как составление акта проверки, акта обследования земельного участка, вручения акта проверки. Также Порядком установлено, что срок проверки может быть продлен, однако основания для принятия такого решения не определены, не указано должностное лицо (лица), уполномоченное на осуществление данного административного действия. Имеются ли коррупциогенные факторы в указанном нормативном правовом акте? Подготовьте проект акта прокурорского реагирования. Каким образом прокурор может отстоять свою позицию?
21.Индивидуальным правовым актом главы администрации сельского поселения «Труфальдиния», а именно Распоряжением от 20.04.2015 № 17-р, установлен запрет для населения и юридических лиц сжигать мусор и сухую траву. По содержанию указанный правовой акт является нормативным и касается вопросов местного значения, однако вопреки ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нормам Устава данного муниципального образования издан не в форме постановления, в которой издаются нормативные правовые акты, а в форме распоряжения, т. е. в форме, в которой издаются индивидуальные правовые акты главы администрации по вопросам организации работы местной администрации. Вследствие этого данный нормативный правовой акт не был своевременно предоставлен в прокуратуру для проверки законности, в том числе на предмет коррупциогенности, и был выявлен лишь при сверке изданных правовых актов.
Оцените данную ситуацию.
Какие меры должен принять прокурор?
Подготовьте проект акта прокурорского реагирования. Каким образом прокурор может отстоять свою позицию?
22.Министерству отдельной строкой было выделено бюджетное финансирование на закупку специального оборудования на сумму в 20 млн. руб. Оборудование планировалось закупать в октябре, когда будут подготовлены соответствующие помещения. В первой половине года из-за появления новых фирм, выпускающих требуемое оборудование, его стоимость снизилась на 15-20 %, в результате чего стала очевидной возможность экономии средств по этой бюджетной статье (при этом количественное или качественное изменение объемов закупки невозможно из-за ограничений по площади помещений и функционалу). Из-за изменения ситуации на рынке экономия выделенных бюджетных средств может составить 3-4 млн. руб. В силу жесткости финансового законодательства перенос этих средств на любые другие статьи невозможен, поэтому они должны быть возвращены в бюджет. Последствием возвращения средств в бюджет с большой вероятностью станет пропорциональное сокращение бюджета министерства на следующий финансовый год по данной статье. Специалист управления заказов министерства Филатов Т.Д. при подготовке конкурсной документации указал цену контракта в полном объеме поступивших денежных средств - 20 млн. руб., изначально зная, что можно сэкономить. Тем более по телефону он уже общался с представителем одного из участников закупки - ООО «Суринам», который обещал пригласить его в ресторан на праздничный банкет, посвященный юбилею фирмы и заключению такого выгодного контракта с Министерством.
Совершил ли Филатов коррупционное правонарушение?
Если да, то, к какому виду ответственности, его следует привлечь?
Укажите коррупциогенные факторы в указанной ситуации?
23.Проведённая независимым экспертом антикоррупционная экспертиза проекта закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ» указала на наличие в проекте такого коррупциогенного фактора, как избыточность в наличие полномочий Министерством труда и социальной защиты предоставлять широкий перечень льгот по освобождению от уплаты налога и возможности применения минимальной налоговой ставки отдельным категориям налогоплательщиков. Однако возникли разногласия при оценке коррупциогенного фактора. Как было указаны в обосновании такого решения Министерство труда и социальной защиты участвует в установлении льгот при налогообложении отдельных категорий налогоплательщиков с учётом социально-экономического развития государства и выполнения социальных обязательств перед обществом.
Укажите, какой принцип антикоррупционной экспертизы позволяет не считать участие Министерства труда и социальной защиты в формировании налогового законодательства коррупциогенным фактором.
Укажите основные задачи антикоррупционного мониторинга и формы проведения антикоррупционного мониторинга?
Можно ли считать заключение антикоррупционной экспертизы обоснованным и компетентным?
24. Студент выпускного курса института Цуркан Д.Д. после повторной попытки не смог сдать задолженность по специальной дисциплине преподавателю Раковскому И.И. В тот же день работник деканата Прохоров Ю.В. довел до студентов информацию, что если кто-то в третий раз не сможет ликвидировать задолженность, то такие студенты будут представлены к отчислению из института за неуспеваемость. После совещания Цуркан подошел за советом к Прохорову. Прохоров в доверительном тоне пояснил студенту, что нужно «простимулировать» преподавателя денежной суммой в размере 15 тыс. руб. При этом работник назвал фамилии двух студентов, которые именно таким образом решили проблему с данным преподавателем. Со ссылкой на нормы антикоррупционного законодательства оцените данную ситуацию и поясните, как должен поступить Цуркан? Имеются ли в действиях указанных лиц, состав коррупционного правонарушения? Если имеются, то, к какому виду ответственности их следует привлечь?
25. Работники кадрового органа министерства Кузнецов Б.М. и Букреев К.О. размещались в одном служебном кабинете. Как-то на прием к Букрееву пришел гражданин Пахолыч М.С. и предложил Букрееву деньги за то, чтобы его сын был переведен для прохождения гражданской службы из территориального подразделения министерства, находящегося на Дальнем Востоке, в г. Москву. Это случилось как раз в тот момент, когда в кабинет заходил Брусов. После этого и Букреев, и Пахолыч о деньгах речь не вели, Пахолыч вскоре ушел. Возникли ли у Кузнецова какие-либо обязанности антикоррупционного характера? Имеются ли в действиях Букреева, состав коррупционного правонарушения? Если имеются, то, к какому виду ответственности, его следует привлечь?
26. Глава одного из районов Оренбургской области на празднование дня города публично получил от различных коммерческих и некоммерческих структур подарки в виде: двух плазменных телевизоров; профессиональной видеокамеры; четырех картин известных Оренбургских художников. Глава района распорядился данным имуществом в тот же день: передал два плазменных телевизора в детские сады, профессиональную видеокамеру – в гимназию, картины передал в администрацию города, с тем чтобы они были размещены в его приемной, приемных его заместителей. Имеются ли в действиях главы района составы коррупционных правонарушений? Если имеются, то к какому виду ответственности, его следует привлечь? Какие нормы федерального законодательства и законодательства Оренбургской области были нарушены главой района?
27. Прокурором Энского района установлено, что п. 1.16 утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Энска Положения о порядке передачи в безвозмездное пользование движимого и недвижимого имущества (нежилых помещений), находящегося в собственности городского поселения Энска Энского муниципального района, закреплена обязанность пользователя при прекращении действия договора передать администрации городского поселения Энска имущество по акту приема-передачи в состоянии не хуже того, в каком имущество было получено, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Имеются ли коррупциогенные факторы в указанном нормативном правовом акте? Подготовьте проект акта прокурорского реагирования. Каким образом прокурор может отстоять свою позицию?
28. Прокуратурой Энской области установлено, что в разделе 4.1.2 Закона Энской области «Об утверждении областной целевой программы «Социальное развитие села Энской области до 2024 года», определяющем методику распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, имеется норма, предусматривающая применение комиссией по распределению бюджетных средств на проведение указанных мероприятий поправочных коэффициентов при установлении размера субсидии. При этом процедура установления указанной комиссией данных поправочных коэффициентов для конкретного муниципального образования в Законе Энской области не предусмотрена. Имеются ли коррупциогенные факторы в указанном Проекте Закона Энской области? Подготовьте проект акта прокурорского реагирования.
Каким образом прокурор может отстоять свою позицию?
29. Прокуратурой Энской области установлено, что ст. 37 Проекта Закона Энской области «О градостроительной деятельности в Энской области» предусмотрено полномочие органов государственной власти области по компенсации вреда, причиненного при осуществлении градостроительной деятельности. При этом не были определены конкретные условия такой компенсации. Имеются ли коррупциогенные факторы в указанном Проекте Закона Энской области? Подготовьте проект акта прокурорского реагирования. Каким образом прокурор может отстоять свою позицию?
30. Прокурором Энского района установлено, что Положением о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры, утвержденным постановлением главы Энского муниципального района, предусмотрено, что молодым специалистам в течение трех лет с момента окончания учебного заведения выплачивается стимулирующая надбавка. При этом не определены условия выплаты надбавки, а также при каких обстоятельствах она производится постоянно, а при каких временно. Имеются ли коррупциогенные факторы в указанном нормативном правовом акте? Подготовьте проект акта прокурорского реагирования. Каким образом прокурор может отстоять свою позицию?

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.