Контрольная работа
по дисциплине «Биология» (код - БИО 00)
ЧАСТЬ 1.
ВОПРОС 1. Каковы взгляды древних и средневековых философов на происхождение жизни?
ВОПРОС 2. Назовите и опишите уровни организации живой материи.
ВОПРОС 3. Какие неорганические и органические вещества входят в состав клетки?
ВОПРОС 4. В чем суть клеточной теории строения организмов?
ВОПРОС 5. Какие свойства организмов изучает генетика?
ЧАСТЬ 2.
ВОПРОС 1. Где и как используются человеком бактерии?
ВОПРОС 2. Дайте краткую характеристику вирусов (размеры, поведение, строение).
ВОПРОС 3. Каково хозяйственное значение грибов?
ВОПРОС 4. Какую роль играют водоросли в биосфере?
ВОПРОС 5. Каково внешнее и внутренне строение насекомых?
ВОПРОС 6. Как происходит адаптация к жизни животных при низких и высоких температурах?
ВОПРОС 7. В чем суть учения Ч. Дарвина о естественном отборе?
ВОПРОС 8. Раскройте понятие «приспособленность вида».
ВОПРОС 9. Какие стадии выделяют в процессе становления человека? Дайте краткую характеристику.
ВОПРОС 10. Какие последствия имеет хозяйственная деятельность человека для окружающей среды?
Сборник заданий по дисциплине «Биология» Часть 1.
Задание 1
Изучить главу 1.
Вопрос 1. Среду обитания каких живых организмов изучает биология?
1. бактерий;
2. грибов;
3. растений;
4. животных;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какая область биологии изучает закономерности наследования признаков?
1. генетика;
2. биохимия;
3. экология;
4. физиология;
5. гистология.
Вопрос 3. Сколько точек зрения о путях возникновения жизни на Земле существует?
1. одна;
2. две;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 4. Кто из древних греческих философов приписывал деревьям способность нести яйца?
1. Эмпедокл;
2. Аристотель;
3. Сократ;
4. Платон;
5. Гесиод.
Вопрос 5. Кто из ученых провозгласил принцип «все живое из яйца»?
1. Ф. Реди;
2. В. Гарвей;
3. Нидгем;
4. Л. Пастер;
5. Рихтер.
Задание 2
Продолжить изучение главы 1.
Вопрос 1. Кто провозгласил теорию панспермии?
1. Рихтер;
2. Л. Пастер;
3. Пфлюгер;
4. Прейер;
5. Эллен.
Вопрос 2. Активно поддерживал и защищал теорию панспермии:
1. Гельмгольц;
2. Томсон;
3. Аррениус;
4. Лазарев;
5. все перечисленные.
Вопрос 3. Сторонником материалистической теории происхождения жизни был:
1. Л Пастер;
2. Пфлюгер;
3. Эллен;
4. все вышеперечисленные;
5. Прейер.
Вопрос 4. Межзвездное вещество состоит:
1. из водорода;
2. из гелия;
3. из неона;
4. из пылевых частиц;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Галактика вращается, совершая:
1. 1 оборот в 1 млн. лет;
2. 1 оборот в 10 млн. лет;
3. 1 оборот в 100 млн. лет;
4. 2 оборота в 10 млн. лет;
5. 2 оборота в 100 млн. лет.
Задание 3
Продолжить изучение главы 1.
Вопрос 1. Какой цвет соответствует очень горячим звездам?
1. голубой;
2. белый;
3. красный;
4. желтый;
5. черный.
Вопрос 2. Относительно холодным звездам соответствует:
1. голубой цвет;
2. белый цвет;
3. красный цвет;
4. желтый цвет;
5. черный цвет.
Вопрос 3.Живое вещество биосферы на поверхности Земли состоит:
1. из водорода;
2. из кислорода;
3. из углерода;
4. из азота;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Кто предложил первую концепцию химической эволюции?
1. А.И Опарин;
2. Г.К. Юри;
3. С. Миллер;
4. В.И. Вернадский;
5. Э. Геккель.
Вопрос 5. Какие аминокислоты были получены в результате опыта, проведенного Г. К. Юрии и С. Миллером?
1. глицин;
2. аланин;
3. аспаринговая кислота;
4. глутаминовая кислота;
5. все перечисленное.
Задание 4
Изучить главу 2.
Вопрос 1. Сколько уровней организации живой природы выделяют ученые-биологи?
1. два;
2. три;
3. пять;
4. шесть;
5. восемь.
Вопрос 2. Важнейшие процессы жизнедеятельности организма начинаются:
1. с молекулярного уровня;
2. с клеточного уровня;
3. с тканевого уровня;
4. с органного уровня;
5. с организменного уровня.
Вопрос 3. Что включает биогеоценоз?
1. неорганические вещества;
2. органические вещества;
3. автотрофные организмы;
4. гетеротрофные организмы;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. В биосфере выделяют:
1. живое вещество;
2. неживое (косное) вещество;
3. биокосное вещество;
4. все вышеперечисленное;
5. межклеточное вещество.
Вопрос 5. Элементный состав неживой природы представлен:
1. кислородом;
2. кремнием;
3. железом;
4. магнием, алюминием;
5. все перечисленное.
Задание 5
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. В живых организмах основными элементами химического состава являются:
1. углерод;
2. кислород;
3. азот;
4. водород;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие основные группы органических молекул присутствуют в живом веществе?
1. нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК);
2. белки;
3. углеводы и жиры;
4. «малые молекулы»;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Развитие живой формы существования материи представлено:
1. онтогенезом;
2. филогенезом;
3. все вышеперечисленное;
4. наследственностью;
5. изменчивостью.
Вопрос 4. Какие организмы лишены рефлексов?
1. простейшие;
2. растения;
3. все вышеперечисленное;
4. многоклеточные животные;
5. нет верного ответа.
Вопрос 5. Что означает гелиотропизм?
1. рост неземных частей растений по направлению к Солнцу;
2. рост подземных частей растений в направлении к центру Земли;
3. перемещение организма по отношению к концентрации химического вещества;
4. движение частей растительного организма;
5. все перечисленное.
Задание 6
Изучить главу 3.
Вопрос 1. От какого элемента зависит нормальная свертываемость крови?
1. от Na;
2. от K;
3. от Ca;
4. от Cl;
5. от Mg.
Вопрос 2. Какие элементы участвуют в формировании костной ткани?
1. Ca и P;
2. Na и K;
3. Cl и K;
4. Mg и Na;
5. Fe и K.
Вопрос 3. Какие элементы содержатся в клетке в очень маленьких количествах?
1. цинк, медь;
2. йод, фтор;
3. кобальт, марганец;
4. молибден, бор;
5. все ответы верны.
Вопрос 4. Какие функции выполняют белки?
1. двигательную;
2. транспортную;
3. защитную;
4. энергетическую;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какие функции выполняют углеводы?
1. строительную;
2. энергетическую;
3. все вышеперечисленное;
4. двигательную;
5. транспортную.
Задание 7
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. К моносахаридам относят:
1. глюкозу;
2. фруктозу;
3. галактозу;
4. рибозу;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Что входит в состав нуклеиновых кислот?
1. рибоза;
2. дезоксирибоза;
3. все вышеперечисленное;
4. лактоза;
5. мальтоза.
Вопрос 3. К стероидам относят:
1. желчные кислоты и их соли;
2. половые гормоны, гормоны коры надпочечников;
3. витамин D;
4. холестерон;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Структуру нуклеиновых кислот установил:
1. Дж. Уотсен;
2. Ф. Крик;
3. все вышеперечисленные;
4. С. Миллер;
5. Э. Геккель.
Вопрос 5. Сколько типов нуклеиновых кислот различают?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Задание 8
Изучить главу 4.
Вопрос 1. Диссимиляция - это:
1. совокупность реакций расщепления;
2. совокупность реакций биологического синтеза;
3. зависимость между триплетами оснований и аминокислотами;
4. избыточность кода;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие клеточные функции обеспечивает энергией АТФ (аденозинтрифосфорная кислота)?
1. биосинтез;
2. механическую работу;
3. активный перенос веществ через мембраны;
4. выделение различных секретов;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Энергетический обмен делят:
1. на два этапа;
2. на три этапа;
3. на четыре этапа;
4. на пять этапов;
5. на шесть этапов.
Вопрос 4. По способу получения энергии все организмы делятся:
1. на две группы;
2. на три группы;
3. на четыре группы;
4. на пять групп;
5. на шесть групп.
Вопрос 5. К гетеротрофным организмам относят:
1. большинство бактерий;
2. грибы;
3. всех животных;
4. все вышеперечисленное;
5. все зеленые растения.
Задание 9
Изучить главу 5.
Вопрос 1. Что входит в группу эукариот?
1. грибы;
2. растения;
3. животные;
4. все вышеперечисленное;
5. бактерии.
Вопрос 2. По форме бактерии могут быть:
1. кокки;
2. палочки (бациллы);
3. спириллы;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 3. Необходимую энергию бактерии получают:
1. в процессе дыхания;
2. в процессе брожения;
3. в процессе фотосинтеза;
4. все вышеперечисленное;
5. в процессе размножения.
Вопрос 4. Какие формы клеток Вы знаете?
1. нервные клетки;
2. эпителиальные клетки;
3. соединительные клетки;
4. яйцеклетка, мышечная клетка;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какие продукты обмена веществ накапливаются в клетке в процессе жизнедеятельности?
1. пигменты;
2. белковые гранулы в секреторных клетках;
3. глыбки гликогена;
4. капли жира;
5. все перечисленное.
Задание 10
Продолжить изучение главы 5.
Вопрос 1. Митохондрии имеют форму:
1. сферических телец;
2. овальных телец;
3. цилиндрических телец;
4. нитевидных телец;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие виды пластидов Вы знаете?
1. лейкопласты;
2. хлоропласты;
3. хромопласты;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 3. Хлоропласты это:
1. бесцветные пластиды;
2. зеленые пластиды;
3. красные пластиды;
4. желтые пластиды;
5. синие пластиды.
Вопрос 4. Клеточный центр состоит:
1. из одной центриоли;
2. из двух центриолей;
3. из трех центриолей;
4. из четырех центриолей;
5. из пяти центриолей.
Вопрос 5. Диплоидное число хромосом у человека равно:
1. 46;
2. 48;
3. 54;
4. 62;
5. 64.
Задание 11
Продолжить изучение главы 5.
Вопрос 1. Какие клетки перестают делиться и функционируют на протяжении всей жизни организма?
1. нервные клетки;
2. мышечные клетки;
3. все вышеперечисленное;
4. клетки костного мозга;
5. клетки эпидермиса.
Вопрос 2. Что необходимо для осуществления митоза?
1. удвоение ДНК;
2. удвоение центриолей;
3. синтез белков;
4. завершение роста клетки;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Митоз состоит:
1. из одной фазы;
2. из двух фаз;
3. из трех фаз;
4. из четырех фаз;
5. из пяти фаз.
Вопрос 4. Митоз завершается:
1. профазой;
2. метафазой;
3. анафазой;
4. телофазой;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какова продолжительность митоза?
1. от о,5 до 1 г;
2. от 0,5 до 2 г;
3. от 0,5 до 3 г;
4. от 0,5 до 4 г;
5. от 1 г до 4 г.
Задание 12
Продолжить изучение главы 5.
Вопрос 1. Какие важные моменты жизнедеятельности обеспечивает митоз?
1. эмбриональное развитие;
2. рост органов и тканей;
3. восстановление органов и тканей после повреждения;
4. поддержание структурной целостности тканей при постоянной утрате клеток;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Понятие «клетка» и «организм» совпадают:
1. для прокариот;
2. для простейших;
3. для некоторых водорослей;
4. все вышеперечисленное;
5. для животных.
Вопрос 3. Когда была открыта клетка?
1. в 16 в.;
2. в 17 в.;
3. в 18 в.;
4. в 19 в.;
5. в 20 в.
Вопрос 4. Кто из ученых обнаружил в клетках ядро?
1. Р. Гук;
2. Б. Броун;
3. М. Шлейден;
4. Т. Шванн;
5. Ч. Дарвин.
Вопрос 5. Кто из ученых доказал, что вне клеток нет жизни?
1. Р. Вирхов;
2. Р. Гук;
3. Б. Броун;
4. Т. Шванн;
5. М. Шлейден.
Задание 13
Изучить главу 6.
Вопрос 1. Сколько форм размножения клеток существует?
1. одна;
2. две;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 2. Путем митотического деления клетки размножаются:
1. простейшие;
2. одноклеточные водоросли;
3. все вышеперечисленное;
4. низшие грибы;
5. малярийный плазмодий.
Вопрос 3. Спорообразование свойственно:
1. низшим грибам;
2. мхам;
3. высшим грибам;
4. папоротникообразным;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Вегетативное размножение распространено:
1. у растений;
2. у животных;
3. у простейших;
4. у водорослей;
5. у грибов.
Вопрос 5. Вегетативное размножение осуществляется:
1. черенками;
2. усами;
3. корнями;
4. клубнями;
5. все перечисленное.
Задание 14
Продолжить изучение главы 6.
Вопрос 1. Какие стадии выделяют в процессе образования половых клеток?
1. период размножения;
2. период роста;
3. период созревания;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 2. Первичные половые клетки делятся путем митоза:
1. в период размножения;
2. в период роста;
3. в период созревания;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 3. Желток составляет основную массу яиц:
1. у рыб;
2. у амфибий;
3. у рептилий;
4. у птиц;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие питательные вещества содержит желток?
1. жиры;
2. белки;
3. углеводы;
4. витамины;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Мейоз включает:
1. одно последовательное деление;
2. два последовательных деления;
3. три последовательных деления;
4. четыре последовательных деления;
5. пять последовательных делений.
Задание 15
Изучить главу 7.
Вопрос 1. Какие этапы выделяют в эмбриональном периоде?
1. дробление;
2. гаструляцию;
3. первичный органогенез;
4. все вышеперечисленное;
5. онтогенез.
Вопрос 2. Дробление завершается образованием:
1. бластулы;
2. гаструлы;
3. эктодермы;
4. энтодермы;
5. мезодермы.
Вопрос 3. Зародыш на стадии гаструлы состоит:
1. из эктодермы;
2. из энтодермы;
3. все вышеперечисленное;
4. из мезодермы;
5. нет верного ответа.
Вопрос 4. Постэмбриональный период развития у человека включает:
1. стадию полового созревания;
2. стадию зрелости;
3. стадию старости;
4. все вышеперечисленное;
5. стадию развития.
Вопрос 5. Биогенетический закон сформулировал:
1. Ф. Мюллер;
2. Э. Геккель;
3. все вышеперечисленные;
4. Г. Мендель;
5. М.Е. Лобашев.
Задание 16
Изучить главу 8.
Вопрос 1. Датой рождения генетики является:
1. 1900 г.;
2. 1903 г.;
3. 1905 г.;
4. 1910 г.;
5. 1933 г.
Вопрос 2. Что изучает генетика?
1. наследственность организма;
2. изменчивость организма;
3. все вышеперечисленное;
4. обмен веществ;
5. строение клетки.
Вопрос 3. Какие признаки относят к фенотипу?
1. внешние;
2. биохимические;
3. гистологические;
4. анатомические;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Что относят к внешним, видимым признакам?
1. цвет глаз;
2. цвет волос;
3. форма уха или носа;
4. окраска цветов;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Что относят к биохимическим признакам?
1. структуру белка;
2. активность фермента;
3. концентрацию глюкозы в крови;
4. концентрацию мочевины в крови;
5. все перечисленное.
Задание 17
Изучить главу 9.
Вопрос 1. Количественные закономерности наследования признаков открыл:
1. Ф. Мюллер;
2. Г. Мендель;
3. Э. Геккель;
4. Т. Шванн;
5. М. Шлейден.
Вопрос 2. Сколько законов сформулировал Г. Мендель?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 3. Кто изучил закономерности наследования генов, локализованных в одной хромосоме?
1. Т. Морган;
2. Г. Мендель;
3. Э. Геккель;
4. Т. Шванн;
5. М. Шлейден.
Вопрос 4. Какие свойства организмов не являются альтернативными?
1. масса, рост животных;
2. яйценоскость у кур;
3. жирность молока и его количество у скота;
4. содержание витаминов в растениях;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Как обозначается гомогаметный пол?
1. XX;
2. XY;
3. X;
4. Y;
5. все перечисленное.
Задание 18
Изучить главу 10.
Вопрос 1. К наследственной изменчивости можно отнести:
1. коротконогость у животных;
2. отсутствие оперения у птиц;
3. раздвоенные пальцы у кошек;
4. отсутствие пигмента (альбинизм);
5. все перечисленное.
Вопрос 2. В какие группы объединяют мутации?
1. мутации по характеру проявления;
2. мутации по месту их возникновения;
3. мутации по уровню их возникновения;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 3. Какие мутации называют летальными?
1. резко снижающие жизнеспособность;
2. несовместимые с жизнью;
3. частично останавливающие развитие;
4. полностью останавливающие развитие;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие мутации проявляются только в следующем поколении?
1. генеративные;
2. полулетальные;
3. летальные;
4. соматические;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. По своему проявлению мутации могут быть:
1. полезными;
2. вредными;
3. доминативными;
4. рецессивными;
5. все перечисленное.
Задание 19
Изучить главу 11.
Вопрос 1. Сколько центров происхождения культурных растений выделил Н.И. Вавилов?
1. два;
2. три;
3. пять;
4. семь;
5. десять.
Вопрос 2. Основная задача селекции это:
1. создание высокопродуктивных пород животных;
2. создание высокопродуктивных сортов растений;
3. создание штаммов микроорганизмов;
4. все вышеперечисленное;
5. изучение наследственных изменений.
Вопрос 3. Основным методом селекции является:
1. отбор;
2. гибридизация;
3. все вышеперечисленное;
4. мутация.
5. нет верного ответа.
Вопрос 4. Что относят к мутагенам?
1. химические вещества;
2. ультрафиолетовое излучение;
3. рентгеновское излучение;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 5. Где используется ферментативная деятельность микроорганизмов?
1. в хлебопечении;
2. в виноделии;
3. в пивоварении;
4. в приготовлении многих молочных продуктов;
5. все перечисленное.
Сборник заданий по дисциплине «Биология». Часть 2.
Задание 1
Изучить главу 12.
Вопрос 1. Какие признаки отличают живую материю от неживой?
1. питание, дыхание;
2. раздражимость, подвижность;
3. выделение;
4. размножение, рост;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. К фотосинтезу способны:
1. растения;
2. животные;
3. грибы;
4. бактерии;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Используют для питания органическое вещество других организмов:
1. животные;
2. грибы;
3. бактерии;
4. все вышеперечисленное;
5. растения.
Вопрос 4. Подвижность необходима:
1. животным;
2. растениям;
3. грибам;
4. водорослям;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Где содержится закодированная наследственная информация?
1. в молекулах ДНК;
2. в молекулах РНК;
3. все вышеперечисленное;
4. в молекулах АТФ;
5. нет верного ответа.
Задание 2
Изучить главу 13.
Вопрос 1. Изучением бактерий занимается:
1. бактериология;
2. вирусология;
3. микология;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 2. Бактерии живут:
1. в почве, в пыли;
2. в воде, в воздухе;
3. на внешних покровах растений и животных;
4. внутри организма;
5. все вышеперечисленное.
Вопрос 3. От чего зависит рост бактерий?
1. от температуры;
2. от pH;
3. от доступности питательных веществ;
4. от концентрации ионов;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Где находят применение антибиотики?
1. в медицине;
2. в ветеринарии;
3. в сельском хозяйстве;
4. в промышленности;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Вирусы в среднем:
1. в 10 раз меньше бактерии;
2. в 20 раз меньше бактерии;
3. в 30 раз меньше бактерии;
4. в 50 раз меньше бактерии;
5. в 60 раз меньше бактерии.
Задание 3
Продолжить изучение главы 13.
Вопрос 1. Какие серьезные заболевания животных могут вызвать вирусы?
1. ящур крупного рогатого скота;
2. рожистое воспаление у свиней;
3. чума птиц;
4. миксоматоз кроликов;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. При непосредственном физическом контакте передаются:
1. венерические болезни;
2. трахома (болезнь глаз, распространенная в тропических странах);
3. обычные бородавки, герпес;
4. проказа, туберкулез;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какие заболевания передаются через воду?
1. холера;
2. брюшной тиф;
3. дизентерия;
4. все вышеперечисленное;
5. туберкулез.
Вопрос 4. Как передаются болезни при фекальных загрязнениях?
1. через воду;
2. через пищу;
3. через загрязнение предметов;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 5. Бактерии, попадающие в раны, вызывают:
1. газовую гангрену;
2. столбняк;
3. все вышеперечисленное;
4. чуму;
5. проказу.
Задание 4
Изучить главу 14.
Вопрос 1. Сколько видов грибов известно?
1. около 10 000;
2. около 20 000;
3. около 50 000;
4. около 80 000;
5. около 100 000.
Вопрос 2. По типу питания грибы бывают:
1. сапрофитами;
2. паразитами;
3. симбионтами;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 3. К облигатным грибам относятся:
1. настоящие мучнисторосные грибы;
2. ложные мучнисторосные грибы;
3. ржавчинные грибы;
4. головневые грибы;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какой антибиотик начал первым применяться в клинической практике?
1. пенициллин;
2. гризеофульвин;
3. фумагиллин;
4. ампицилин;
5. леваметицин.
Вопрос 5. Грибы чаще поражают:
1. растения;
2. животные;
3. человека;
4. все вышеперечисленное;
5. неживую материю.
Задание 5
Изучить главу 15.
Вопрос 1. Водоросли имеют:
1. стебель;
2. корень;
3. листья;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 2. Какие типы бесполого размножения водорослей Вы знаете?
1. вегетативное размножение;
2. фрагментация;
3. бинарное деление;
4. зооспоры, апланоспоры;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Зооспоры это:
1. подвижные споры, имеющие жгутики;
2. неподвижные споры, имеющие жгутики;
3. неподвижные споры;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 4. Какие полезные продукты получают из водорослей?
1. альгиновую кислоту;
2. агар;
3. каррагенан;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 5. Очищенные альгинаты применяют:
1. для изготовления кремов для рук;
2. для приготовления мороженого;
3. в кондитерской промышленности;
4. при изготовлении лаков, красок, лекарств;
5. все перечисленное.
Задание 6
Продолжить изучение главы 15.
Вопрос 1. В каких местах обычно обитают печеночные мхи?
1. на берегу рек;
2. на берегах ручьев;
3. на влажных камнях;
4. среди болотной растительности;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Где обычно обитает представитель лиственных мхов - Funaria?
1. на полях;
2. на выработках;
3. на перекопанных землях;
4. на кострищах и пожарищах;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Каков примерный возраст самых древних папоротникообразных силурийского периода?
1. 120 млн. лет;
2. 250 млн. лет;
3. 380 млн. лет;
4. 400 млн. лет;
5. 450 млн. лет.
Вопрос 4. Какие папоротникообразные дожили до наших дней?
1. плауны;
2. хвощи;
3. папоротники;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 5. «Древовидные» папоротники впервые появились:
1. в силурийский период;
2. в девонский период;
3. в каменноугольный период;
4. в пермский период;
5. все перечисленное.
Задание 7
Продолжить изучение главы 15.
Вопрос 1. «Древовидные» папоротники достигали:
> >5 м в высоту; >10 м в высоту; >20 м в высоту; >30 м в высоту; >40 м в высоту.Вопрос 2. Папоротникообразные доминировали среди растительности:
1. около 10 млн. лет;
2. около 20 млн. лет;
3. около 30 млн. лет;
4. около 50 млн. лет;
5. около 70 млн. лет.
Вопрос 3. Обычный папоротник-орляк растет:
1. во влажных тенистых местах;
2. на открытом месте;
3. в тропических дождевых лесах;
4. на горных склонах;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Кроме влажных и сырых мест обыкновенный (полевой) хвощ может встречаться:
1. на полях;
2. по обочинам дорог;
3. на пустошах;
4. в садах;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какие преимущества имеют семенные растения?
1. разноспоровость;
2. образование семян;
3. появление неплавающих мужских гамет;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Задание 8
Продолжить изучение главы 15.
Вопрос 1. К хвойным деревьям относятся:
1. сосны;
2. лиственницы, пихты;
3. ели;
4. кедры;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Сосна обыкновенная распространена:
1. в Центральной Европе;
2. в Северной Европе;
3. в России на территории бывшего СССР;
4. в Северной Америке;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Полное развитие шишек занимает:
1. полгода;
2. один год;
3. полтора года;
4. два года;
5. три года.
Вопрос 4. Покрытосеменные растения делятся:
1. на две большие группы;
2. на три небольшие группы;
3. на четыре группы;
4. на пять групп;
5. на шесть групп.
Вопрос 5. Кустарники и деревья это:
1. однолетние растения;
2. двулетние растения;
3. многолетние растения;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Задание 9
Изучить главу 16.
Вопрос 1. Сколько видов простейших известно в настоящее время?
1. около 10 тыс.;
2. около 15 тыс.;
3. около 50 тыс.;
4. около 70 тыс.;
5. около 100 тыс.
Вопрос 2. Что составляет пищу амебы?
1. водоросли;
2. жгутиковые;
3. инфузории;
4. все вышеперечисленное;
5. планктон.
Вопрос 3. Как инфузория-туфелька реагирует на внешние раздражения?
1. реагирует на прикосновение;
2. реагирует на высокие концентрации в среде различных химических веществ;
3. реагирует на содержание кислорода и углекислого газа;
4. реагирует на изменение интенсивности освещения;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Обелия населяет прибрежные морские мелководья, прикрепляясь:
1. к каменистому грунту;
2. к раковинам;
3. к морским водорослям;
4. к деревянным предметам;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. В жизненном цикле у обелии происходит смена:
1. одного поколения;
2. двух поколений;
3. трех поколений;
4. четырех поколений;
5. пяти поколений.
Задание 10
Продолжить изучение главы 16.
Вопрос 1. В типе плоских червей выделяют:
1. один класс;
2. два класса;
3. три класса;
4. четыре класса;
5. пять классов.
Вопрос 2. Что составляет пищу планарии?
1. мелкие ракообразные;
2. черви;
3. остатки более крупных организмов;
4. все вышеперечисленное;
5. водоросли.
Вопрос 3. Пищу двуустки составляет:
1. кровь;
2. ткани;
3. слизь;
4. все вышеперечисленное;
5. мелкие ракообразные.
Вопрос 4. Жизненный цикл двуустки включает:
1. одну личиночную стадию;
2. две личиночные стадии;
3. три личиночные стадии;
4. четыре личиночные стадии;
5. пять личиночных стадий.
Вопрос 5. Длина тела дождевого червя достигает:
1. 5-7 см;
2. 80-10 см;
3. 12-18 см;
4. 20-25 см;
5. 25-30 см.
Задание 11
Продолжить изучение главы 16.
Вопрос 1. Каково хозяйственное значение дождевых червей?
1. они улучшают аэрацию почвы;
2. они улучшают дренажные свойства почвы;
3. они предотвращают защелачивание почвы;
4. они предотвращают закисление почвы;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие группы животных объединяет тип моллюски?
1. улитки;
2. слизни;
3. двустворчатые;
4. головоногие;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Тело взрослых насекомых разделено:
1. на два отдела;
2. на три отдела;
3. на четыре отдела;
4. на пять отделов;
5. на шесть отделов.
Вопрос 4. Пищеварительный тракт насекомых состоит из:
1. рта, глотки;
2. пищевого зоба;
3. жевательного желудка;
4. кишки;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Сколько видов иглокожих известно в настоящее время?
1. около 1000;
2. около 2000;
3. около 3000;
4. свыше 5000;
5. около 6000.
Задание 12
Изучить главу 17.
Вопрос 1. Термин гомеостаз ввел:
1. У. Кэннон;
2. К. Бернар;
3. А. Пастер;
4. В. Гарвей;
5. Э. Геккель.
Вопрос 2. Что является межклеточной жидкостью у насекомых?
1. сок;
2. гемолимфа;
3. вода;
4. тканевая жидкость;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Для дыхания клеток тела необходимо постоянное поступление из тканевой жидкости:
1. кислорода;
2. воды;
3. газов, ионов;
4. питательных веществ;
5. гормонов.
Вопрос 4. Какие клетки тела наиболее чувствительны к нехватке глюкозы?
1. клетки головного мозга;
2. клетки желудка;
3. клетки печени;
4. клетки легких;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Нормальный уровень глюкозы в крови составляет:
1. 30 мг %;
2. 40 мг %;
3. 50 мг %;
4. 90 мг %;
5. 200 мг %.
Задание 13
Продолжить изучение главы 17.
Вопрос 1. Отклонением от нормального ритма сердца является:
1. тахикардия;
2. брадикардия;
3. все вышеперечисленное;
4. стенокардия;
5. гипертония.
Вопрос 2. Кровяное давление у здоровых молодых людей составляет:
1. 90 (систолическое) и 60 (диастолическое);
2. 100 (систолическое) и 70 (диастолическое);
3. 120 (систолическое) и 80 (диастолическое);
4. 130 (систолическое) и 100 (диастолическое);
5. 180 (систолическое) и 120 (диастолическое).
Вопрос 3. В каком диапазоне температур существует большинство живых организмов?
1. от 0 до 15ºС;
2. от 10 до 15ºС;
3. от 10 до 20ºС;
4. от 10 до 35ºС;
5. от 10 до 60º.
Вопрос 4. Эктотермные животные это:
1. беспозвоночные;
2. рыбы;
3. амфибии;
4. рептилии;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Эндотермные животные это:
1. птицы;
2. млекопитающие;
3. все вышеперечисленное;
4. беспозвоночные;
5. рептилии.
Задание 14
Продолжить изучение главы 17.
Вопрос 1. Какой способ теплообмена существует между организмом и окружающей средой?
1. излучение;
2. конвекция;
3. теплопроводность;
4. испарение;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. При физическом контакте между телами тепло передается:
1. при излучении;
2. при конвекции;
3. при теплопроводности;
4. при испарении;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. При конвекции теплоотдача может быть уменьшена:
1. за счет перьев;
2. за счет меха;
3. за счет волос;
4. за счет одежды;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Поведенческая терморегуляция характерна:
1. для насекомых;
2. для паукообразных;
3. для амфибий;
4. для рептилий;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Кожа состоит:
1. из соединительной ткани;
2. из кровеносных сосудов;
3. из потовых желез;
4. из сенсорных клеток;
5. все перечисленное.
Задание 15
Продолжить изучение главы 17.
Вопрос 1. Потовые железы на всей поверхности тела имеются:
1. у человека;
2. у животных;
3. у птиц;
4. у насекомых;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Сколько типов потовых желез существует?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 3. Температура тела у птиц:
1. 25-30ºС;
2. 30-35ºС;
3. 35-40ºС;
4. 40-43ºС;
5. 45-50ºС.
Вопрос 4. Все млекопитающие имеют:
1. потовые железы;
2. волосы;
3. все перечисленное;
4. перья;
5. роговые чешуйки.
Вопрос 5. Сколько главных функций выполняет кожа?
1. одну;
2. две;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Задание 16
Продолжить изучение главы 17.
Вопрос 1. Сколько механизмов теплоотдачи существует у эндотермных животных?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 2. Теплоотдачу ограничивает:
1. скорость кровооттока в коже;
2. потоотделение и испарение через кожу;
3. теплоизоляция между внутренней областью тела и окружающей средой;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 3. Сколько тепловых рецепторов имеется у человека?
1. примерно 10 000;
2. примерно 16 000;
3. примерно 25 000;
4. примерно 80 000;
5. примерно 150 000.
Вопрос 4. Противоточный теплообменник имеется:
1. в ластах тюленей;
2. в хвостовых плавниках китов;
3. в конечностях птиц и млекопитающих;
4. в системе кровоснабжения семенников у млекопитающих;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Печень человека составляет:
1. 3-5% общей массы тела;
2. 5-7% общей массы тела;
3. 7-10% общей массы тела;
4. 10-12% общей массы тела;
5. 12-15% общей массы тела.
Задание 17
Изучить главу 18.
Вопрос 1. В системе К. Линнея самым крупным таксоном был:
1. класс;
2. вид;
3. род;
4. отряд;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. В системе К. Линнея самым мелким таксоном был:
1. класс;
2. вид;
3. род;
4. отряд;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. С развитием науки высшими таксонами стали:
1. тип;
2. царство;
3. все вышеперечисленное;
4. семейство;
5. подкласс.
Вопрос 4. Термин «биология» принадлежит:
1. К. Линнею;
2. Ч. Дарвину;
3. Ж.Б. Ламарку;
4. Ч. Лайелю;
5. М. Ломоносову.
Вопрос 5. Сколько классов беспозвоночных выделял Ж.Б. Ламарк?
1. два;
2. три;
3. пять;
4. восемь;
5. десять.
Задание 18
Изучить главу 19.
Вопрос 1. Когда появился основной труд Ч. Дарвина «Происхождение видов»?
1. в 1830 г.;
2. в 1859 г.;
3. в 1863 г.
4. в 1872 г.;
5. в 1885 г.
Вопрос 2. Принцип искусственного отбора сформулировал:
1. Ч. Дарвин;
2. К. Линней;
3. Ж.Б. Ламарк;
4. Ч. Лайель;
5. М. Ломоносов.
Вопрос 3. Сколько форм борьбы за существование выделял Ч. Дарвин?
1. одну;
2. две;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 4. Какую борьбу за существование Ч. Дарвин считал самой напряженной?
1. межвидовую;
2. внутривидовую;
3. борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды;
4. все вышеперечисленное;
5. борьбу с избыточной численностью потомства.
Вопрос 5. Формой естественного отбора является:
1. движущий отбор;
2. стабилизирующий отбор;
3. половой отбор;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Задание 19
Изучить главу 20.
Вопрос 1. Однотипная покровительственная окраска характерна:
1. насекомым;
2. мелким ящерицам;
3. крупным копытным;
4. хищникам;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие обитатели средних и высоких широт меняют окраску?
1. песец;
2. заяц;
3. горностай;
4. белая куропатка;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какие средства защита, кроме окраски, наблюдаются у животных и растений?
1. иглы, колючки у растений;
2. раковины у моллюсков;
3. чешуи у крокодилов;
4. панцирь у черепах;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Наиболее сложные и многообразные формы заботы о потомстве наблюдаются:
1. у членистоногих;
2. у низших позвоночных;
3. у высших позвоночных;
4. у млекопитающих;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. С помощью эхолокации в пространстве ориентируются:
1. летучие мыши;
2. совы;
3. дельфины;
4. все вышеперечисленное;
5. змеи.
Задание 20
Изучить главу 21.
Вопрос 1. Что называют видом?
1. совокупность особей, сходных по строению;
2. совокупность особей, имеющих общее происхождение;
3. совокупность особей, свободно скрещивающихся между собой;
4. совокупность особей, дающих плодовитое потомство;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Все особи одного вида:
1. имеют одинаковый хромосомный набор;
2. имеют исходное поведение;
3. занимают определенную область распространения;
4. все вышеперечисленное;
5. не имеют хромосомного набора.
Вопрос 3. Для северного оленя радиус активности составляет:
1. несколько метров;
2. несколько десятков метров;
3. несколько сотен метров;
4. более 1 км;
5. более 100 км.
Вопрос 4. Радиус активности для виноградной улитки составляет:
1. несколько метров;
2. несколько десятков метров;
3. несколько сотен метров;
4. более 1 км;
5. более 3 км.
Вопрос 5. Изучением природных мутаций занимался:
1. С.С. Четвериков;
2. Н.И. Вавилов;
3. Мичурин И.В.;
4. Ч. Дарвин;
5. В.И. Вернадский.
Задание 21
Изучить главу 22.
Вопрос 1. Биологический регресс это:
1. уменьшение численности;
2. сокращение ареала;
3. снижение числа систематических групп более низкого ранга;
4. все вышеперечисленное;
5. процветание.
Вопрос 2. В настоящее время на грани вымирания находятся:
1. уссурийский тигр;
2. гренландский кит;
3. бархатный кот;
4. галапагасская утка;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Сколько главных направлений эволюции выделяют:
1. одно;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 4. Какие изменения в строении животных произошли в результате ароморфоза?
1. появились челюсти у позвоночных;
2. появился скелет у членистоногих;
3. возникли жабры и легкие;
4. появилось сердце у рыб;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Общая дегенерация ведет:
1. к исчезновению органов активной жизни;
2. к переходу к питанию только одним видом пищи;
3. к приспособлению к специальным условиям среды;
4. к изменению в строении животных;
5. к возникновению новых крупных систематических групп.
Задание 22
Изучить главу 23.
Вопрос 1. Какие промежутки времени принято различать в истории Земли?
1. горообразование;
2. поднятие и опускание суши;
3. изменение очертаний материков;
4. изменение уровня океанов;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Древнейшая жизнь началась:
1. в архейскую эру;
2. в мезозойскую эру;
3. в палеозойскую эру;
4. в кайнозойскую эру;
5. в протерозойскую эру.
Вопрос 3. Когда началась эра ранней жизни?
1. в архейскую эру;
2. в мезозойскую эру;
3. в протерозойскую эру;
4. в палеозойскую эру;
5. в кайнозойскую эру.
Вопрос 4. В какой период растения в основном населяли моря?
1. в начале палеозойской эры;
2. в середине протозойской эры;
3. в начале мезозойской эры;
4. в конце кайнозойской эры;
5. в конце протерозойской эры.
Вопрос 5. В начале палеозойской эры в морях обитали:
1. кораллы;
2. иглокожие;
3. моллюски;
4. громадные хищные ракоскорпионы;
5. все перечисленное.
Задание 23
Продолжить изучение главы 23.
Вопрос 1. Когда на Земле установился засушливый климат, позвоночные были представлены:
1. двоякодышащими рыбами;
2. лучеперыми рыбами;
3. кистеперыми рыбами;
4. все вышеперечисленное;
5. челюстноротыми рыбами.
Вопрос 2. Приспособиться к жизни на суше смогли только:
1. двоякодышащие рыбы;
2. лучеперые рыбы;
3. кистеперые рыбы;
4. все вышеперечисленное;
5. челюстноротые рыбы.
Вопрос 3. Какие виды рептилий обитали в мезозойскую эру?
1. летающие ящеры;
2. стегозавры;
3. бронтозавры;
4. ихтиозавры, динозавры;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. В каких местах обитали рептилии?
1. на суше;
2. в водной среде;
3. в воздушной среде;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 5. От каких рептилий произошли птицы?
1. от архозавров;
2. от ихтиозавров;
3. от динозавров;
4. от стегозавров;
5. от летающих ящеров.
Задание 24
Продолжить изучение главы 23.
Вопрос 1. В кайнозойскую эру млекопитающие были представлены:
1. однопроходными животными;
2. сумчатыми животными;
3. плацентарными животными;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 2. В кайнозойскую эру на Северном Кавказе и Крыму встречались:
1. мамонты;
2. шерстистые носороги;
3. северные олени;
4. песцы;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какие специфические особенности есть у человека?
1. прямохождение;
2. подвижная кисть руки;
3. очень большой мозг;
4. бинокулярное зрение;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Начало ветви, ведущей к человеку, дали:
1. австралопитеки;
2. гиббоны;
3. орангутаны;
4. дриопитеки;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какой признак отделяет человека от человекообразных обезьян?
1. масса тела;
2. масса мозга;
3. рост;
4. длина стопы;
5. прямохождение.
Задание 25
Продолжить изучение главы 23.
Вопрос 1. При какой массе мозга ребенок овладевает речью?
1. 250 г;
2. 350 г;
3. 500 г;
4. 650 г;
5. 750 г.
Вопрос 2. Какие стадии выделяют в процессе становления человека?
1. древнейшие люди;
2. древние люди;
3. современные люди;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 3. Древнейшие люди появились:
1. около 100 тыс. лет назад;
2. около 200 тыс. лет назад;
3. около 500 тыс. лет назад;
4. около 1 млн. лет назад;
5. около 2 млн. лет назад.
Вопрос 4. Первыми современными людьми были:
1. кроманьонцы;
2. неандертальцы;
3. питекантропы;
4. симантропы;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какие различия существуют между расами?
1. цвет кожи;
2. цвет волос, цвет глаз;
3. форма носа;
4. форма глаз, губ;
5. все перечисленное.
Задание 26
Изучить главу 24.
Вопрос 1. Учение о биосфере разработал:
1. Ж.Б. Ламарк;
2. Э. Зюсс;
3. В.И. Вернадский;
4. Н.И. Вавилов;
5. Ч. Дарвин.
Вопрос 2. В состав биосферы входит:
1. живое вещество;
2. биогенное вещество;
3. косное вещество;
4. биокосное вещество;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Биогенное вещество это:
1. газы атмосферы;
2. каменный уголь;
3. нефть;
4. известняки;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Верхняя граница биосферы проходит от поверхности планеты на высоте:
1. около 2 км;
2. около 5 км;
3. около 10 км;
4. около 20 км;
5. около 25 км.
Вопрос 5. Жизнь главным образом сосредоточена:
1. на поверхности земли;
2. в почве;
3. в приповерхностном слое океана;
4. все вышеперечисленное;
5. на дне океана.
Задание 27
Изучить главу 25.
Вопрос 1. По какой причине растительный и животный мир континентов сильно различаются?
1. геологическая история материков;
2. изоляция;
3. различие климатических условий в широтном направлении;
4. все вышеперечисленное;
5. близость к океану.
Вопрос 2. Сколько биогеографических областей выделяют ученые?
1. две;
2. три;
3. четыре;
4. пять;
5. шесть.
Вопрос 3. Неарктическая область включает:
1. всю Северную Америку;
2. Ньюфауленд;
3. Гренландию;
4. все вышеперечисленное;
5. Евразию.
Вопрос 4. Основными биомами Неарктической области являются:
1. тундра. Хвойные леса;
2. степи, лиственные леса;
3. жестколистные леса;
4. пустыни;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какая растительность характерна для тундры?
1. мхи;
2. лишайники;
3. осока;
4. чахлые кустарники;
5. все перечисленное.
Задание 28
Продолжить изучение главы 25.
Вопрос 1. Основным биомом Восточной области является:
1. тундра;
2. степи;
3. тропический лес;
4. пустыни;
5. хвойные леса.
Вопрос 2. Какие растения типичны для тропического леса?
1. лианы;
2. бамбук;
3. манильская конопля;
4. черное дерево;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. В состав Неотропической области входит:
1. Южная Америка;
2. Центральная Америка;
3. тропическая часть Мексики;
4. острова Карибского архипелага;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Основными биомами Неотропической области являются:
1. тропический лес;
2. степи (пампа);
3. пустыни;
4. все вышеперечисленное;
5. тундра.
Вопрос 5. Какая растительность характерна для Неотропической области?
1. лишайники, мхи;
2. орхидеи, лианы;
3. капустная пальма, бамбук;
4. древовидный папоротник, тропический миндаль;
5. все перечисленное.
Задание 29
Продолжить изучение главы 25.
Вопрос 1. Биогеоценоз это:
1. устойчивое сообщество растений и животных;
2. устойчивое сообщество растений и микроорганизмов;
3. устойчивое сообщество животных и микроорганизмов;
4. устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов;
5. нет верного ответа.
Вопрос 2. Какие обязательные компоненты включает биогеоценоз?
1. неорганические вещества;
2. органические вещества;
3. автотрофные организмы;
4. гетеротрофные организмы;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Наибольшее количество биомассы образуется:
1. в тропиках;
2. в умеренной зоне;
3. все вышеперечисленное;
4. в тундре;
5. в океане.
Вопрос 4. Для водных и наземных обитателей оптимальной является температура:
1. 1-5ºС;
2. 5-10ºС;
3. 10-15º;
4. 15-30ºС;
5. 35-40ºС.
Вопрос 5. При каком количестве осадков развивается пустынный ландшафт?
1. 250 мм и менее;
2. 300 мм;
3. 350 мм;
4. 400 мм;
5. 450 мм.
Задание 30
Продолжить изучение главы 25.
Вопрос 1. Сколько видов ионизирующего излучения существует?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 2. Локальные «горячие пятна» образуют:
1. испытания ядерного оружия;
2. атомные электростанции;
3. захоронение ядерных отходов;
4. медицинские исследования;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. К «внешним излучателям» относят радиоактивные вещества, испускающие:
1. гамма-излучение;
2. альфа-частицы;
3. бета-частицы;
4. рентгеновское излучение;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие свойства среды остаются относительно постоянными на протяжении длительных периодов времени?
1. сила тяготения;
2. интенсивность солнечного излучения;
3. солевой состав океана;
4. газовый состав и свойства атмосферы;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какие экологические факторы очень изменчивы в пространстве и во времени?
1. температура;
2. влажность;
3. ветер;
4. количество осадков;
5. все перечисленное.
Задание 31
Продолжить изучение главы 25.
Вопрос 1. Какие формы симбиоза Вы знаете?
1. кооперация;
2. мутуализм;
3. микориза;
4. комменсализм;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Форма взаимополезного сожительства организмов, когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них, это:
1. кооперация;
2. мутуализм;
3. микориза;
4. комменсализм;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Взаимоотношения организмов, при которых один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично это:
1. кооперация;
2. мутуализм;
3. микориза;
4. комменсализм;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие виды антибиоза Вы знаете?
1. хищничество;
2. паразитизм;
3. конкуренция;
4. нейтрализм;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. К временным паразитам относятся:
1. клопы;
2. слепни;
3. комары;
4. блохи;
5. все перечисленное.
Задание 32
Изучить главу 26.
Вопрос 1. Неисчерпаемые ресурсы подразделяются на:
1. космические;
2. климатические;
3. водные;
4. все вышеперечисленное;
5. полезные ископаемые.
Вопрос 2. К невозобновляемым ресурсам относят:
1. полезные ископаемые;
2. растительный мир;
3. животный мир;
4. плодородие почв;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какая часть суши преобразована человеком к настоящему времени?
1. около 10%;
2. около 20%
3. около 25%;
4. около 30%;
5. около 50%.
Вопрос 4. Для восстановления слоя почвы толщиной 1 см в естественных условиях потребуется:
1. 100-150 лет;
2. 150-200 лет;
3. 250-300 лет;
4. 300-350 лет;
5. 350-400 лет.
Вопрос 5. Испытания ядерного оружия в атмосфере проводились:
1. дл 1962 г.;
2. до 1972 г.;
3. до 1980 г.;
4. до 1985 г.;
5. до 1990 г.