Цифровые права человека
1. Дайте определение правам человека и гражданина.
2. Сформулируйте классификации прав человека.
3. Расскажите о становлении системы прав и свобод человека и гражданина.
4. Охарактеризуйте четвертое поколение прав и свобод.
5. Опишите цифровые права человека в группе прав четвертого поколения.
6. Охарактеризуйте цифровые права человека в теории прав человека и доктрине конституционного права.
7. Раскройте сущность права на реализацию своих прав с использованием телекоммуникационных ресурсов и систем искусственного интеллекта.
8. Раскройте сущность и понятие права на доступ в интернет.
9. Охарактеризуйте право на интернет в Конституциях зарубежных стран.
10. Раскройте сущность и понятие права на информацию.
11. Охарактеризуйте взаимосвязь права на информацию со свободой мысли и слова.
12. Охарактеризуйте соотношение права на информацию и свободу информации.
13. Охарактеризуйте свободу печати и ее место в развитии цифровых прав.
14. Дайте краткую характеристику правовому режиму доступа к открытой информации.
15. Дайте краткую характеристику праву на забвение.
16. Раскройте понятие и сущность гарантий прав человека.
17. Дайте краткую характеристику юридическим гарантиям прав человека.
18. Охарактеризуйте систему гарантий цифровых прав человека, дайте ее определение.
19. Перечислите и опишите формы защиты прав человека.
20. Перечислите и опишите способы защиты прав человека.
21. Охарактеризуйте особенности форм и способов защиты цифровых прав.
22. Опишите проблемы защиты цифровых прав.
23. Изложите своими словами цели и способы ограничения цифровых прав и прав в условиях цифровизации.
24. Раскройте сущность понятия пределы цифровых прав.
25. Дайте краткую характеристику международно-правовому регулированию цифровой среды.
26. Раскройте сущность концепции правового регулирования цифровой среды и цифровых прав человека в зарубежных странах.
27. Охарактеризуйте основные проблемы правового регулирования общественных отношений в сфере цифровых прав.
28. Опишите направления развития законодательства в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.
29. Охарактеризуйте реализацию прав человека в цифровой среде.
30. Опишите проблемы реализации цифровых прав.
1. Классифицируйте права человека по следующим основаниям: по субъекту прав, по способу их реализации, по сфере применения прав. Приведите соответствующие примеры.
2. Приведите примеры прав человека из каждого поколения прав. Сформулируйте их специфичные черты.
3. Составьте список понятий, раскрывающих содержание цифровых прав человека. Сопоставьте их с цифровыми правами человека.
4. Определите соотношение понятий «цифровые права человека» и «права человека в цифровой среде». Сформулируйте собственные определения данных терминов.
5. Верховным Судом субъекта Российской Федерации было отказано в допуске журналистов на судебное заседание по рассмотрению уголовного дела о преступлении, предусмотренного ч. 5 ст. 131 УК РФ. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите условия, при которых суд объявляет закрытый характер судебного заседания.
6. Приведите примеры трех средств массовой информации. Проанализируйте их юридическую природу.
7. Объясните, в чем заключается ограничение доступа к информации. Покажите его взаимосвязь с конституционным правом на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.
8. Сопоставьте понятия «сеть Интернет» и «информационно-телекоммуникационная сеть». Дайте определение данных терминов.
9. Приведите примеры материальной социальной информации и идеальной социальной информации. Соотнесите друг с другом данные виды информации.
10. Ссылаясь на конкретные нормативные правовые акты, укажите, какие информационные технологии используются в деятельности федеральных органов государственной власти. Проанализируйте соответствующие нормативные правовые акты.
11. Используя средства массовой информации, приведите примеры нарушения порядка использования и применения информационных технологий в РФ и за ее пределами. Свой ответ обоснуйте ссылками на соответствующий информационный ресурс.
12. Объясните, в чем состоит сущность принципа балансов интересов личности, общества и государства при обеспечении информационной безопасности? Соотнесите данный принцип с положением ч. 3 ст. 55 Конституции РФ о возможности ограничения прав человека.
13. Дайте характеристику содержания и функций организационного и правового регулирования информационной безопасности и ее места в системе комплексной защиты информации. Сформулируйте собственное определение информационной безопасности.
14. Сопоставьте понятие «презумпция свободы массовой информации» и тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Приведите примеры злоупотреблением свободы массовой информации.
15. Укажите, какой вид электронной подписи должен использоваться при обмене электронными документами между работодателем и дистанционным работником? Сформулируйте собственное определение электронной подписи.
16. Писатель Сорокина обнаружила на одном из сайтов в сети «Интернет» сканированные копии своих произведений, размещенных без ее согласия. Прежде чем обратиться в суд за защитой своих авторских прав, Сорокина зафиксировала факт нахождения текстов на указанном сайте нотариально. Однако во время судебного заседания потребовал признать протоколы осмотра сайта нотариусом недействительными, так как в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате, нотариус обязан известить о времени и месте обеспечения доказательств стороны и заинтересованных лиц, однако он, как владелец сайта, об осмотре сайта извещен не был. Проанализируйте данную ситуацию. Определите должен ли принять суд в данном случае протоколы осмотра сайта нотариусом в качестве доказательств? Аргументируйте свой ответ.
17. Уволенный за прогулы сотрудник издательства Чушкин в последний день работы скопировал на съемный носитель нескольких произведений, находящихся в печати, после чего, разместил их на своей страницы в сети ВКонтакте для всеобщего доступа. Когда редакция обратилась к руководству социальной сети, те незамедлительно приняли меры по удалению указанных материалов из свободного доступа, однако к тому моменту тексты уже были скопированы, и опубликованы на других сайтах. В результате действий Чушкина издательство понесло значительные убытки, а руководством было принято решение обратиться в суд с иском к бывшему сотруднику с целью взыскания упущенной в результате действий Чушкина выгоды. Однако к моменту обращения издательства в суд страница Чушкина в социальной сети ВКонтакте была удалена, а администрация сайта отказалась каким-либо образом сотрудничать по данному вопросу, указав, что все возможные меры по борьбе с нарушением авторских прав уже были приняты. Руководство издательства обратилось к Вам – юристу, специализирующемуся на защите авторских прав в Интернете. Проанализируйте данную ситуацию. Дайте развернутую консультацию.
18. Интернет-провайдер имеет локальную городскую сеть, и предоставляет объем 1 Гб пользователям под личные странички. Гражданин N разместил в данной сети сайт, пропагандирующий наркотические средства. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите, обязан ли администратор сети проверять информацию, размещаемую
пользователями? Аргументируйте свой ответ.
19. Некоммерческое партнерство «Институт развития свободы информации» обратилось в суд и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) с заявлением об обязании агентства разместить на официальном сайте все актуальные ГОСТы качества продукции, которая производится и реализуется на территории Российской Федерации. В заявлении указывалось, что в настоящее время на сайте Ростехрегулирования находятся лишь ссылки на интернет-магазины восьми организаций, которые предлагают за определенную плату приобрести тексты ГОСТов. Проанализируйте данную ситуацию. Определите, какое решение должен принять суд?
20. Группа граждан обратилась через сайт Министерства юстиции Российской Федерации с заявлением о предоставлении сведений из Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В удовлетворении запроса было отказано, так как, по мнению Минюста России, необходимость получения такого рода сведений нужно обосновывать. Оцените сложившуюся ситуацию с точки зрения норм информационного права. Определите, правомерен ли отказ в предоставлении информации?
21. На сайте зарегистрированного СМИ «Театр взрослого зрителя» появилась публикация о пострадавшем в результате дорожного происшествия несовершеннолетнем. При этом было указано, что пострадавший 12-летний ребенок, который в состоянии комы был доставлен в N-скую областную больницу, является сыном Иванова Сергея Петровича, одного из руководителей областной прокуратуры. Фото отца в форме прилагалось. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите, нарушено ли законодательство о СМИ?
22. Разработчики Концепции Информационного кодекса России пришли к выводу, что «действующее законодательство РФ о связи, построенное на технологическом принципе, когда регулирование осуществляется по видам связи (фиксированная, подвижная и т. п.), фактически зашло в тупик и не может корректно решать назревшие проблемы» Проанализируйте данный вывод. Укажите, какую роль в создавшемся положении сыграл Интернет? Предложите наиболее эффективные подходы к регулированию отношений в сфере связи.
23. Блоггер Иван Дудков на официальном сайте государственных закупок обнаружил сведения о том, что директор одного и филиалов N-ского Химического университета собирается приобрести машину «Порше Кайенна» стоимостью 5 млн. руб. Посчитав, что такие траты учебного заведения являются необоснованными, Дудков сообщил об этом на сайт Президенту РФ, Администрация Президента РФ направила указание правительству региона проверить этот факт. Из управления по работе с обращениями граждан областного правительства эту жалобу направили ректору химического университета и по месту работы Ивана. Университет признал жалобу обоснованной, и отказался от покупки автомобиля, о чем сообщил на своем сайте. Работодатель Дудкова предложил ему уволиться по собственному желанию, пригрозив, что тот не пройдет ближайшую переаттестацию. Оцените действия должностных лиц. Дайте юридическую консультацию Дудкову.
24. Директор школы №5 разработал свою систему организации учебного процесса, которая уже через 3 месяца вывела школу на 1 место по успеваемости учеников среди города. В отношении данной системы был введен режим коммерческой тайны. Но ряд других школ потребовал от директора рассказать им свой «секрет успеха» в целях повышения успеваемости своих учеников. Проанализируйте данную ситуацию. Определите, имеет ли право директор данной школы вводить режим коммерческой тайны? Аргументируйте свой ответ.
25. Мировой судья направил запрос о состоянии здоровья в больницу, где проходил лечение гражданин Т., в отношении которого судьёй проводится расследование, и получил из больницы сведения, составляющие врачебную тайну. Согласие гражданина Т. на разглашение врачебной тайны не получали. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите, имеет ли право мировой судья передавать эти сведения адвокату гражданина Т.? Аргументируйте свой ответ.
26. При захвате заложников в детском учреждении в средствах массовой информации была распространена информации о детях, захваченных заложниками, и их родителях. Лица, захватившие заложников, потребовали деньги и самолёт для того, чтобы они имели возможность вылететь за границу. Иначе они взорвут детское учреждение. Руководитель контртеррористической операции обратился по телевизору к родственникам лиц, захвативших детей. В обращении он указал, что даёт два дня для того, чтобы родственники убедили отпустить детей, и тогда к захватчикам не будут применяться меры ответственности. Однако, как стало известно корреспонденту, проведение контртеррористической операции планировалось через 10 часов, предполагалось, что обращение руководителя усыпит бдительность террористов, и позволит освободить детей. Но корреспондент, желая успокоить общественность, сообщил, что дети в течение дня будут освобождены. Это значительно осложнило работу по освобождению заложников. Террористы были захвачены, однако погибло несколько сотрудников специального подразделения и двое детей. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите, какие нормы закона были нарушены?
27. В Румынии компания уволила инженера Давида Томара после того, как ознакомилась с его личной интернет-перепиской. Инженер в рабочее время использовал Yahoo Messenger. Уволенный работник обратился с иском в ЕСПЧ с требованием признать действия работодателя нарушением его права на конфиденциальность переписки. ЕСПЧ пришел к следующему выводу: «Работодатель действовал в рамках своих полномочий, поскольку, как установил суд, он получил доступ к учетной записи Yahoo Messenger, полагая, что информация, о которой идет речь, была связана с профессиональной деятельностью сотрудника, и, следовательно, доступ к ней являлся законным». Проанализируйте данную ситуацию. Укажите, соответствует ли данное решение российскому законодательству? Аргументируйте свой ответ.
28. «Обычная библиотека «упирается» в оборот вещей, физических экземпляров книг. Это связано с нормами гражданского права об исчерпании прав на книгу, приобретенную читателем или библиотекой: после этого правообладатель не вправе указывать, что с ней делать. Но в интернете физических экземпляров нет, а передача электронной копии для чтения — это скачивание, которое, по сути, приводит к изданию нового экземпляра» Сформулируйте свой вариант юридического определения понятия «интернет-библиотека». Обоснуйте свое мнение на вопрос: целесообразно ли принятие закона об «интернет-библиотеках»?
29. Сидоров обратился с жалобой к Интернет-провайдеру по причине предоставления услуги связи ненадлежащего качества. К жалобе были приложены распечатки снимков экрана компьютера Сидорова, с результатами проверки на вирусы и вредоносные программы. Сидоров утверждал, что из-за некачественной услуги его компьютер подвергался «хакерским и троянским атакам, глючил и подвисал». В жалобе просил вернуть деньги, уплаченные за полугодовое использование Интернета, и компенсировать моральный вред. Проанализируйте доводы Сидорова. Подготовьте мотивированный ответ от имени Интернет-провайдера.
30. П. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о необходимости признания недействующими и не подлежащими применению в России любых нормативных правовых актов, устанавливающих основания для какой бы то ни было деятельности Роскомнадзора, в результате которой данный орган государственной власти мог бы влиять распространение информации в сети «Интернет». По мнению П. Интернет является свободной площадкой, на которой не должно быть ограничений, кроме тех, которые установлены администрациями сайтов и пользователями социальных сетей. В связи с этим П. считает, что встреча представителей Роскомнадзора с авторами статей на сайте Википедия, в ходе которой чиновники говорили о том, чего не должно быть на Википедии, есть самая настоящая цензура. Проанализируйте данную ситуацию. Определите законность высказываний П.