Практическая работа по предмету «Демография»
Ситуация 1. В какой ситуации происходит депопуляция населения?
Ситуация 2. Покажите значение этнодемографических факторов, в конфликтных ситуациях, без применения военной силы за прошедшие 30 лет.
Ситуация 3. В какой ситуации в аграрном или традиционном обществе меняются коэффициенты рождаемости?
Ситуация 4. При каких обстоятельствах в переходном обществе резко снижается уровень смертности при сохраняющемся высоком уровне рождаемости?
Ситуация 5. По какой причине в России происходит сокращение среднего размера семьи, изменяется структура семей по числу членов?
Ситуация 6. Какой подход может дать эффект в исследовании проблем семьи и рождаемости в переходный период?
Ситуация 7. В какой ситуации миграция населения рассматривалась как важнейшее из движений человечества?
Ситуация 8. На чем основываются наиболее общие классификации миграционного движения?
Ситуация 9. Сколько типов миграции населения выделяют в науке?
Ситуация 10. В какой ситуации следует разделять понятие иммиграция и эмиграция?
Контрольная работа по предмету «Демография»
Вопрос 1. Назовите наиболее распространенную теорию, объясняющую последовательность развития демографических процессов в их долгосрочной тенденции.
Вопрос 2. Что понимается под термином «депопуляция населения»?
Вопрос 3. В чем состоит содержание процессов демографического перехода?
Вопрос 4. Как связано сохранение высокой рождаемости в некоторых регионах мира с вероятностью социальной напряженности?
Вопрос 5. Назовите ожидаемую продолжительность жизни мужчин и женщин в европейской части России по данным переписи населения 1896 г.
Вопрос 6. Какая средняя продолжительность жизни населения России была в 1958-1959 гг.?
Вопрос 7. Назовите основные причины роста смертности в России в 1965-1980 гг.
Вопрос 8. Охарактеризуйте современный этап в развитии рождаемости.
Вопрос 9. Назовите основные методы и модели анализа рождаемости,
Вопрос 10. На что направлены социологические методы в демографии?
Контрольная
Вариант 1
1. Дата рождения науки Демография:
а) 1562 год;
б) 1702 год;
в) 1662 год.
2. Что изучает демография?
а) перемещение населения по территории;
б) здоровье населения;
в) воспроизводство населения.
3. Основные источники информации о населении в демографических процессах.
4. Когда была проведена первая Всероссийская перепись населения?
а) 1872 год;
б) 1897 год;
в) 1917 год.
5. Укажите дату проведения последней подворной переписи населения в России.
6. Итоги какой переписи не были приняты правительством?
а) 1937 год;
б) 1959 год;
в) 1970 год.
7. Назовите основные принципы проведения современных переписей.
8. Чем является миграция по отношению к демографии?
а) предметом изучения;
б) функцией;
в) аргументом.
9. Назовите 2 типа сведений, содержащихся в актах гражданского состояния
10. Под влиянием каких факторов формируется половозрастная структура населения?
а) половые различия в брачности;
б) соотношение полов среди новорожденных;
в) семейный состав;
г) половозрастные различия в смертности;
д) повозрастные коэффициенты рождаемости;
е) половозрастные различия в интенсивности миграции населения.
11. Чем характеризуется процесс депопуляции?
а) стабилизацией населения;
б) постарением населения;
в) усилением миграционных процессов;
г) сокращением численности населения;
д) возрастной аккумуляцией.
12. Какой тип воспроизводства населения формируется на втором этапе демографического перехода?
а) регрессивный;
б) примитивный;
в) стационарный.
13. В чем недостаток общих показателей естественного движения населения?
14. Какие факторы влияют на уровень рождаемости в сторону его повышения?
15. Чему равно критическое значение суммарного коэффициента рождаемости на один эффективный брак?
а) 1,71;
б) 2,12;
в) 2,6;
г) 3,15
16. Какая из приведенных областей России имеет более низкую рождаемость?
а) Московская область;
б) Омская область;
в) Псковская область.
17. Какова связь между уровнем рождаемости и уровнем жизни.
а) прямая;
б) корреляционная;
в) обратная.
18. Расставьте причины смертности населения России по приведенным классам в порядке убывания:
а) от инфекционных заболеваний;
б) от новообразований;
в) от сердечно-сосудистых заболеваний;
г) от заболеваний органов дыхания;
д) от неестественных причин смерти (травматизм, убийства и др).
19. Какая миграция сопровождается сменой места жительства?
а) маятниковая;
б) сезонная;
в) стационарная.
20. Назовите социально-экономические факторы миграции.
21. Наибольшее число мигрантов на постоянное место жительства прибывают из:
а) Казахстана;
б) Узбекистана;
в) Украины;
г) Молдавии;
д) Таджикистана.
22. Какая из названных областей является наиболее урбанизированной?
а) Ростовская;
б) Новосибирская;
в) Свердловская.
23. Какие показатели используются при прогнозировании половозрастной структуры населения?
а) повозрастные коэффициенты брачности;
б) повозрастные коэффициенты рождаемости;
в) повозрастные коэффициенты разводимости;
г) повозрастные коэффициенты смертности;
д) повозрастные коэффициенты естественного прироста.
24. Объект демографической политики:
а) население страны в целом;
б) безработные;
в) молодые семьи;
г) студенты и школьники.
Сборник заданий по дисциплине
«Демография» (код ДЕМ)
Задание 1.
Изучить главу 1.
Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Что означает понятие «революция» в широком смысле?
1. переворот;
2. способ перехода к новой ступени развития;
3. разрешение кризиса;
4. качественный сдвиг в развитии явления, перерыв постепенного развития;
5. отрицание прошлого.
Вопрос 2. Как осуществляется демографический переход количественного характера в течение длительного времени?
1. постепенно;
2. эволюционным путем развития;
3. скачком;
4. революционным путем;
5. спонтанно.
Вопрос 3. Назовите главную проблему в концепции демографических революций:
1. выделение схемы воспроизводства;
2. выделение общих закономерностей, этапы и последовательность воспроизводства населения;
3. типы воспроизводства;
4. логика смены типов воспроизводства;
5. формы воспроизводства.
Вопрос 4. Назовите наиболее распространенную единицу времени в демографии:
1. длина поколения;
2. год;
3. месяц;
4. полугодие;
5. квартал.
Вопрос 5. Сколько лет составляет длина поколения - единица времени в демографии?
1. 21-22 года;
2. 22-23 года;
3. 23-24 года;
4. 24-25 лет;
5. 25-27 лет.
Задание 2.
Изучить главу 1. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Назовите период действия комплекса «внешних возмущений» демографических процессов в Российской Империи:
1. 1917 г.;
2. после 1917 г.;
3. 1919 г.;
4. до 1917 г.;
5. 1918 г.
Вопрос 2. Назовите период действия комплекса «внешних возмущений» демографических процессов в Российской Федерации:
1. с 1990 г.;
2. с 1991 г.;
3. 1992 г.;
4. 1993 г.;
5. 1994 г.
Вопрос 3. Что входит в понятие «внешние возмущения» демографических процессов?
1. рождаемость;
2. смертность;
3. войны, социально-экономические потрясения, голод, репрессии;
4. уровень жизни;
5. демографические волны.
Вопрос 4. Кто является автором классической работы «Демографическая революция»?
1. А. Ландри;
2. Э. Коул;
3. К. Блеккер;
4. Э. Гувер;
5. Г. Шубнелль.
Вопрос 5. Сколько этапов развития населения выделил А. Ландри?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Задание 3.
Изучить главу 1. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Назовите три этапа развития населения по концепции А. Ландри:
1. примитивный, промежуточный, современный;
2. ранний, зрелый, поздний;
3. стартовый, основной, вспомогательный;
4. примитивный, зрелый, поздний;
5. ранний, примитивный, основной.
Вопрос 2. Сколько стадий развития населения, исходя из темпов роста населения, рождаемости и смертности, выделил К. Блеккер?
1. одну;
2. две;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 3. Что характерно для традиционного типа воспроизводства населения?
1. высокие темпы;
2. слабые темпы;
3. не ограничиваемые рождаемость и смертность;
4. не ограничиваемая смертность;
5. ограничение рождаемости.
Вопрос 4. Что предшествовало качественному скачку в воспроизводстве населения?
1. ограничение рождаемости;
2. повышение жизненного уровня;
3. снижение уровня жизни;
4. вмешательство людей в естественные процессы воспроизводства;
5. регулирование прироста населения.
Вопрос 5. Что является главным в периодизации демографических процессов?
1. анализ статистических данных;
2. выделение качественного скачка;
3. оценка времени;
4. выделение системы характеристик интенсивности;
5. оценка структурных факторов.
Задание 4.
Вопрос 1. Какова была степень влияния общества на рождаемость на первом (традиционном или примитивном) этапе развития населения?
1. мала;
2. велика;
3. определяющая;
4. недостаточная;
5. незначительная.
Вопрос 2. Как общество начинает влиять на заболеваемость, смертность на втором этапе развития населения?
1. недостаточно;
2. эффективно;
3. незначительно;
4. реально;
5. заметно.
Вопрос 3. Назовите цель третьего этапа развития населения, к которому общество только приближается:
1. планирование числа детей;
2. планирование всех случаев рождений;
3. полное регулирование рождаемости и смертности;
4. биологическое регулирование;
5. планирование сроков появления детей.
Вопрос 4. Что является особенностью демографической революции?
1. прерывание постепенности;
2. разрешение демографических проблем;
3. спонтанность;
4. непредсказуемость;
5. неотвратимость.
Вопрос 5. Какой тип воспроизводства общество может сформулировать исходя из своих долгосрочных целей?
1. простой;
2. сложный;
3. пропорциональный;
4. оптимальный;
5. расширенный.
Задание 5.
Вопрос 1. Назовите возраст женщин в интервале повышенной брачности и рождения первых детей:
1. 19-20 лет;
2. 20-24 года;
3. 25-26 лет;
4. 27-28 лет;
5. 29-30 лет.
Вопрос 2. В каком случае могут сокращаться интервалы между рождениями?
1. при росте уровня жизни;
2. при интенсивности миграции;
3. при улучшении социально-экономической ситуации;
4. при изменении режима смертности;
5. при изменении демографического поведения.
Вопрос 3. Что представляет собой население Российской Федерации в демографическом плане?
1. сложную и противоречивую совокупность;
2. региональные отличия;
3. различия в режиме смертности;
4. разный тип воспроизводства;
5. этнические отличия.
Вопрос 4. Как следует проводить изучение режима и типа воспроизводства населения крупных многонациональных регионов?
1. при помощи статистических данных;
2. используя динамику стандартов демографии;
3. используя разностороннюю информацию;
4. как агрегацию отдельных режимов «снизу-вверх»;
5. как анализ совокупности.
Вопрос 5. С чем связаны тенденции брачности (особенно юридической) и рождаемости?
1. с ростом брачности;
2. с ростом числа активного населения;
3. с социально-экономической обстановкой;
4. с половозрастной структурой населения;
5. с закономерностями рождаемости.
Задание 6.
Вопрос 1. Как система демографических коэффициентов отражает суть происходящих процессов?
1. точно;
2. корректно;
3. объективно;
4. не точно, не корректно;
5. субъективно.
Вопрос 2. Какие современные варианты таблиц смертности населения следует исчислять сегодня?
1. статистические;
2. мультистатусные и комбинированные таблицы;
3. обобщающие;
4. аналитические;
5. результирующие.
Вопрос 3. Что оказывает определенное влияние на изменение численности, состава и качества населения ряда регионов России в последние годы?
1. рождаемость;
2. смертность;
3. миграции;
4. благосостояние;
5. эмиграция.
Вопрос 4. Что следует учитывать в характере демографических процессов?
1. демографические волны;
2. правило алгортизации;
3. рождаемость;
4. смертность;
5. миграции.
Вопрос 5. Какой элемент тенденции развития населения обсуждается в последние годы?
1. рождаемость;
2. смертность;
3. продолжительность жизни;
4. вопрос о депопуляции населения России;
5. демографический кризис.
Задание 7.
Вопрос 1. Как понимается депопуляция в социально-экономической литературе?
1. негативно;
2. позитивно;
3. как форма демографического кризиса;
4. вырождение;
5. демографическая катастрофа.
Вопрос 2. На что влияет колебание численности женщин детородного возраста?
1. на количество браков;
2. на формирование демографической волны;
3. на количество рождений;
4. на демографическую ситуацию;
5. на количество активного населения.
Вопрос 3. Какой показатель используется для характеристики уровня воспроизводства населения?
1. региональный коэффициент;
2. этнический показатель;
3. стационарная возрастная структура;
4. нетто-коэффициент воспроизводства;
5. соотношение рождаемости и смертности.
Вопрос 4. Какие показатели необходимо использовать при анализе тенденций вырождения населения?
1. качественные;
2. стационарные;
3. обобщающие;
4. статистические;
5. социально-экономические.
Вопрос 5. Что нужно учитывать при оценке последствий и темпов вырождения населения?
1. возрастной состав;
2. общую численность;
3. национальный состав;
4. региональные особенности;
5. половозрастную структуру.
Задание 8.
Изучить главу 2. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. В какой форме ставилась проблема соотношения населения и ресурсов в трудах мыслителей прошлого?
1. в сложной;
2. в упрощенной;
3. детерминированной;
4. философской;
5. в риторической.
Вопрос 2. Когда древнекитайский философ Конфуций впервые поставил вопрос об оптимальной численности населения?
1. в I в. до н.э.;
2. во II в. до н.э.;
3. в III в. до н.э.;
4. в IV в. до н.э.;
5. в V в. до н.э.
Вопрос 3. В работах мыслителей какой эпохи проблема соотношения населения и ресурсов была центральной?
1. феодальной;
2. социалистической;
3. капиталистической;
4. первобытной;
5. рыночной.
Вопрос 4. Назовите мыслителей Средневековья, выдвигавших тезис об общественной полезности увеличения численности населения:
1. Мэн Т.;
2. Сера А.;
3. Мор Т., Калтанелла Ф.;
4. Фортрей С.;
5. Уоллес Р.
Вопрос 5. Назовите имена ученых, считавших, что чрезмерный рост населения может создать реальную угрозу перенаселения:
1. Фортрей С.;
2. Сера А.;
3. Мэн Т.;
4. Таусенд Д., Уоллес Р.;
5. Аквинский Ф.
Задание 9.
Изучить главу 2. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Когда в общественной мысли установился политико-экономический подход к оценке соотношения роста населения и общественного развития?
1. в XVII в.;
2. на рубеже XVIII-XIX вв.;
3. в XVIII в.;
4. в XIX в.;
5. в XX в.
Вопрос 2. Какой аспект роста населения становится главным в работах А. Смита и Д. Рикардо?
1. политический;
2. социальный;
3. философский;
4. экономический;
5. географический.
Вопрос 3. Об ограниченности каких ресурсов высказался А. Смит в связи с ростом населения?
1. земельных;
2. природных;
3. сырьевых;
4. производственных;
5. энергетических.
Вопрос 4. Какой тезис сформулирован Д. Рикардо в связи с ростом народонаселения?
1. о производной экономических факторов;
2. об ограниченности ресурсов;
3. о давлении населения на средства существования;
4. об исчерпаемости сырья;
5. об ограниченности природных ресурсов.
Вопрос 5. С каких позиций теория Т.Р. Мальтуса трактовала причины социальных бедствий, политических потрясений и экологических катастроф?
1. идеализма;
2. демографического детерминизма;
3. материализма;
4. с философских позиций;
5. с психологической точки зрения.
Задание 10.
Изучить главу 2.
Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Что является исходным фактором общественного развития согласно теории Т.Р. Мальтуса?
1. соотношение населения и ресурсов;
2. неограничиваемый рост населения;
3. биологическая природа человека;
4. демографическое давление;
5. биологическая природа воспроизводства населения.
Вопрос 2. Из каких законов населения К. Маркс и его последователи выводили закономерность демографической династии?
1. из эволюции социальных систем;
2. из нищеты населения;
3. из социальной детерминации;
4. из законов социально-экономического развития;
5. из диалектики развития общества.
Вопрос 3. Какие события мировой истории стали практическим опровержением теоретических положений мальтузианства?
1. промышленная революция;
2. научно-технический прогресс;
3. промышленный переворот;
4. прогресс техники;
5. развитие промышленных технологий.
Вопрос 4. Исследования каких процессов потребовали изменения в развитии населения в связи с переходом от доиндустриальной экономики к индустриальной системе производственных сил?
1. общей теории народонаселения;
2. этногенеза;
3. этнологии;
4. политической детерминации народонаселения;
5. социальной детерминации демографических процессов.
Вопрос 5. Когда возникла схема демографического перехода?
1. в середине XX в.;
2. в XIX в.;
3. в начале XX в.;
4. в XVIII в.;
5. в конце XX в.
Задание 11.
Изучить главу 2. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Какую эволюцию составляющих воспроизводства населения описывает теория демографического перехода?
1. стратегии развития;
2. демографическую статистику;
3. рождаемости и смертности;
4. процесс старения населения;
5. социальные последствия миграции.
Вопрос 2. Какой процесс реально обострил социально-экономические проблемы периферийных районов современного мира?
1. экологический;
2. демографический кризис;
3. экономический кризис;
4. удвоение населения в течение жизни одного поколения;
5. социально-политические проблемы.
Вопрос 3. Какой процесс наблюдается в динамике населения развитых стран мира?
1. спад роста населения;
2. депопуляция;
3. старение населения;
4. масштабная миграция;
5. эмиграция.
Вопрос 4. Сколько существует типов экономико-демографических моделей?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 5. Назовите основные факторы экономического развития по модели Р. Харрода и Е. Домара:
1. открытие новых ресурсов;
2. освоение новых районов;
3. автоматизация производства;
4. демографическая динамика, наряду с техническим прогрессом;
5. освоение новых технологий.
Задание 12.
Изучить главу 2.
Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Сколько факторов экономического развития выделяли Р. Харрод и Е. Домар?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 2. Назовите факторы экономического развития по Р. Харроду и Е. Домару:
1. технические;
2. социальные;
3. эргономические;
4. экзогенные и эндогенные;
5. природные.
Вопрос 3. Что относилось к числу экзогенных факторов?
1. население, изменяющееся с постоянным темпом;
2. трудовые ресурсы;
3. подготовка специалистов;
4. эргономика;
5. переподготовка персонала.
Вопрос 4. По какому направлению шло дальнейшее развитие экономико-демографических моделей?
1. по статистическому;
2. по прагматическому;
3. по модели Харрода-Домара;
4. по математическому;
5. в определении связи между рождаемостью, потреблением, сбережением, занятостью и доходом на душу населения.
Вопрос 5. В каком году вышла ставшая классической книга А. Коула и Э.Гувера «Рост населения и экономическое развитие в странах с низким уровнем дохода»?
1. 1956 г.;
2. 1957 г.;
3. 1958 г.;
4. 1959 г.;
5. 1960 г.
Задание 13.
Изучить главу 2.
Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Как рассматривали А. Коул и Э. Гувер фактор прироста населения?
1. демографический рост как экзогенный фактор;
2. как сдерживающий общий прирост производительности;
3. как схему микроанализа;
4. демографический рост как эндогенный фактор;
5. на макроэкономическом уровне.
Вопрос 2. Назовите школу, в моделях которой была заложена зависимость между ростом населения и уровнем среднедушевого дохода:
1. неоклассическая;
2. модель Харрода-Домара;
3. модель Коула-Гувера;
4. неокейнсианская;
5. классическая.
Вопрос 3. Какой подход использовал Р. Нельсон для объяснения демографических процессов?
1. социологический;
2. философский;
3. корреляционный;
4. экономический;
5. статистический.
Вопрос 4. Сколько конфликтов произошло между развивающимися странами с применением военной силы в период 1945-1980 гг.?
1. 70;
2. 80;
3. 90;
4. 100;
5. 101.
Вопрос 5. В скольких случаях в конфликтах периода 1945-1980 гг. этнодемографические факторы влияли на возникновение конфликтной ситуации?
1. в 20% случаев;
2. в 30% случаев;
3. в 40% случаев;
4. в 50% случаев;
5. в 60% случаев.
Задание 14.
Изучить главу 2. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Сколько сфер расселения сложилось в бывшем СССР?
1. одна;
2. две;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 2. Где проживают народы бывшего СССР, составляющие первую сферу расселения?
1. на своей этнической территории;
2. в ближнем зарубежье;
3. в дальнем зарубежье;
4. в континентальной Европе;
5. в Америке.
Вопрос 3. Где проживают народы бывшего СССР, составляющие вторую сферу расселения?
1. в дальнем зарубежье;
2. в континентальной Европе;
3. в ближнем зарубежье;
4. в Америке;
5. на своей этнической территории.
Вопрос 4. Где проживают народы бывшего СССР составляющие третью сферу расселения?
1. на своей этнической территории;
2. в ближнем зарубежье;
3. в Америке;
4. в дальнем зарубежье;
5. в континентальной Европе.
Вопрос 5. Назовите соотношение расселения русских по трем вышеназванным сферам расселения:
1. 42, 7, 51;
2. 82, 17, 1;
3. 48, 24, 28;
4. 50, 35, 15;
5. 60, 10, 30.
Задание 15.
Вопрос 1. Какой естественный прирост населения наблюдается в России, начиная с 1992 года?
1. положительный;
2. отрицательный;
3. существенный;
4. незначительный;
5. негативный.
Вопрос 2. С какого года в России начался новый этап снижения рождаемости и роста смертности?
1. 1985 г.;
2. 1986 г.;
3. 1987 г.;
4. 1988 г.;
5. 1989 г.
Вопрос 3. Назовите людские потери населения СССР в результате войны 1941-1945 гг.:
1. 27 млн.;
2. 20 млн.;
3. 30 млн.;
4. 40 млн.;
5. 25 млн.
Вопрос 4. Какие возможные сценарии эволюции смертности рассматриваются при прогнозе населения России?
1. оптимальный;
2. максимальный;
3. минимальный;
4. реальный;
5. пессимистический, оптимистический, средний.
Вопрос 5. На экстракомеции какой динамики демографических показателей основан пессимистический прогнозный сценарий?
1. 1986-1989 гг.;
2. 1989-1990 гг.;
3. 1990-1993 гг.;
4. 1993-1994 гг.;
5. 1995-1996 гг.
Задание 16.
Изучить главу 4. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. С чем связана историческая эволюция рождаемости?
1. с уровнем благосостояния;
2. со здоровьем нации;
3. с социально-экономическим развитием;
4. с уровнем образования;
5. с интеллектуальным уровнем.
Вопрос 2. Какая теория дает объяснение исторической эволюции рождаемости?
1. теория демографического перехода;
2. классическая;
3. кейнесианская;
4. воспроизводства населения;
5. неоклассическая.
Вопрос 3. В какие годы наметился переход большей части населения России к малодетной семье?
1. в 20-30 годы;
2. в 30-40 годы;
3. в 40-50 годы;
4. в 50-60 годы;
5. в 60-70 годы.
Вопрос 4. Назовите дату принятия постановления «О мерах помощи семьям, имеющим детей»:
1. 1980 г.;
2. 1981 г.;
3. 1982 г.;
4. 1983 г.;
5. 1984 г.
Вопрос 5. Назовите период самого резкого спада рождаемости за всю многовековую историю:
1. конец 60-х - начало 70-х гг.;
2. середина 70-х - начало 80-х гг.;
3. конец 80-х - начало 90-х гг.;
4. середина 80-х - конец 90-х гг.;
5. первая половина 90-х гг.
Задание 17.
Изучить главы 5-8. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Назовите автора работ 20-х годов, посвященных проблемам формирования бюджетов семей и их расходов:
1. Гелинцев А.;
2. Макаров Н.;
3. Струмилин С.;
4. Гаянов А.;
5. Кондратьев Н.
Вопрос 2. Назовите год издания работы Томилина С.А. «Демография и социальная гигиена»:
1. 1973 г.;
2. 1974 г.;
3. 1975 г.;
4. 1976 г.;
5. 1977 г.
Вопрос 3. Назовите количество семей по данным переписи 1989 г.:
1. 40 млн. чел.;
2. 40,2 млн. чел.;
3. 30 млн. чел.;
4. 50,3 млн. чел.;
5. 60 млн. чел.
Вопрос 4. Какой наиболее распространенный тип семьи в России?
1. многодетный;
2. неполный;
3. полный;
4. нуклеарный;
5. дифференцированный.
Вопрос 5. Назовите состав так называемой нуклеарной семьи России:
1. бездетная и одно-двухдетная;
2. многодетная;
3. полная;
4. неполная;
5. маленькая.
Тест Демография
1. В каком году началась естественная убыль населения в России?
1. В 1990 года;
2. в 1992 года;
3. в 1995 года.
2. Благодаря кому получила свое название наука демография?
1. Дж. Граунту;
2. А. Гийяру;
3. Ж. Бертийону.
3. Естественное движение населения - это:
1. непрерывный процесс возобновления поколений;
2. разность между числом родившихся и умерших за определенный период времени;
3. изменение численности и структуры населения в результате рождений, смертей, браков и разводов.
4. Что означает депопуляция населения?
1. Убыль населения;
2. резкое снижение рождаемости населения;
3. нулевые темпы роста населения.
5. Кем было положено начало подушным переписям населения (ревизии)?
1. М.В. Ломоносовым;
2. Петром I;
3. Екатериной II.
6. Кем был сформулирован тезис о давлении населения на средства существования?
1. А. Смитом;
2. Д. Рикардо;
3. Т. Мальтусом.
7. Т. Мальтус утверждал, что:
1. размножение населения есть независимая переменная, лишь корректируемая действиями социальных факторов;
2. существует лишь «относительное перенаселение» населения;
3. существует непосредственная связь между численностью народонаселения и уровнем потребности в воспроизводстве рабочей силы.
8. Что изучает этническая демография?
1. Территориальные группы людей, состоящие из представителей разных национальностей;
2. этнические особенности воспроизводства населения;
3. этнические особенности быта, культуры, традиций народа.
9. Общий коэффициент рождаемости - это:
1. общее количество родившихся за определенный период времени;
2. разность между числом родившихся в текущем и предыдущем периодах;
3. отношение цикла родившихся живыми в течение определенного периода к средней численности населения за тот же период.
10. Брутто - коэффициент воспроизводства населения.
1. число девочек, которое в среднем рожает одна женщина до конца репродуктивного периода при отсутствии смертности и сохранении уровня рождаемости этих лет;
2. изменение численности населения за определенный период;
3. соотношение уровней рождаемости и смертности женского населения без учета внешней миграции населения.
11. Возрастная структура населения - это:
1. графическое изображение распределения населения по возрасту;
2. распределение населения по различным возрастным группам;
3. доля людей определенного возраста в общей численности населения.
12. Гипотетический уровень рождаемости означает:
1. необходимый для обеспечения нулевого естественного прироста населения;
2. прогнозный уровень рождаемости с учетом сложившегося типа воспроизводства;
3. минимальный уровень рождаемости, ниже которого она не может опуститься без влияния каких-либо факторов негативного характера.
13. Нетто-коэффициент воспроизводства населения.
1. соотношение общего коэффициента рождаемости и общего коэффициента смертности за определенный период;
2. изменение численности населения за определенный период, в течение которое родительское поколение замещается поколением своих детей;
3. количество дочерей, которое при данном режиме рождаемости и смертности в течение всей предстоящей им жизни родит некоторая совокупность новорожденный девочек.
14. Валовая миграция - это:
1. общая численность мигрантов, включающая как прибывших, так и выбывших за определенный промежуток времени;
2. показатель прибывших на данную территорию за определенный промежуток времени;
3. разница между общим приростом населения и естественным приростом населения.
15. Что представляет собой миграционный прирост населения?
1. Изменение численности населения данной территории за счет прибывших на нее;
2. разница между числом прибывших на данную территорию и числом выбывших из нее за определенный промежуток времени;
3. увеличение уровня рождаемости населения данной территории за счет числа рождений мигрантов, прибывших на данную территорию.
16. Беженец - это:
1. лицо, не имеющие определенного гражданства и находящееся вне страны своего обычного места жительства;
2. лицо, покинувшее свою историческую родину по личным и экономическим мотивам и ищущее место приложения труда в другой стране;
3. лицо, вынужденное мигрировать в другое государство в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований или под угрозой жизни.
17. Что входит в понятие постоянное место жительства?
1. Люди, фактические находящиеся на территории данного населенного пункта;
2. люди, постоянно проживающие в данном месте;
3. население, которое числится проживающим в данном месте по документам.
18. Наличное население равно.
1. постоянное население плюс, временно проживающие минус временно отсутствующие;
2. постоянное население минус временно отсутствующее плюс временно проживающее;
3. постоянное население плюс временно проживающие.
19. Что понимается под старением населения?
1. Увеличение доли лиц старших возрастов и возрастной структуре населения;
2. увеличение средней продолжительности жизни населения;
3. сокращение показателей смертности лиц старше 60 лет.
20. Что оказывает влияние на половую структуру населения?
1. Половые различия смертности;
2. младенческая смертность;
3. численность женщин в репродуктивном возрасте.
21. Если население имеет молодую возрастную структуру, то при прочих равных условиях оно имеет:
1. низкий уровень рождаемости и низкий уровень смертности;
2. высокий уровень рождаемости и брачности;
3. высокий уровень образования и смертности.
22. Стационарный тип возрастной структуры соответствует режиму воспроизводства, для которого характерно:
1. снижение смертности отстает от снижения рождаемости. Начинается депопуляция;
2. высокая рождаемость и смертность;
3. низкий уровень рождаемости и смертности, практическое отсутствие роста населения.
23. Когорта - это:
1. частный случай поколения;
1. совокупность людей, одновременно переживающих какое-то событие;
2. численность населения в определенном возрастном интервале.
24. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении означает:
1. продолжительность жизни для новорожденных;
2. число лет, которое предстояло бы прожить новорожденному при условии, что на протяжении всей жизни его поколения половозрастная смертность останется на уровне того года, для которого определен показатель;
3. общее число лет, которое сможет прожить ныне живущее поколение.
25. Домашнее хозяйство - это:
1. семья, ведущая единое хозяйство;
2. лица, совместно проживающие, но не обязательно имеющие отношения родства;
3. группа лиц, совместно проживающих и совместно осуществляющих свои расходы на потребительские товары и услуги.
26. Вынужденный переселенец - это:
1. гражданин данного государства, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его преследования или реальной опасности подвергнуться насилию;
2. лицо, находящееся вне страны своей гражданской принадлежности и не могущее воспользоваться его защитой;
3. лицо, в силу принадлежности к определенной социальной группе или политический убеждений вынужденное находиться вне страны своей гражданской принадлежности.
27. Что представляют собой демографические индексы?
1. Показатели, характеризующие интенсивность демографического процесса в данном населении по сравнению с другим населением, принимаемым за стандарт;
2. числовые значения основных событий естественного движения населения;
3. отношение общего числа рождений, смертей, браков и разводов к общей численности населения;
28. Демографический взрыв означает:
1. увеличение численности населения за счет улучшения социальных условий жизни и сокращения смертности;
2. высокое значение естественного прироста населения за счет сокращения смертности в условиях улучшения жизни населения;
3. «омоложение» возрастной структуры населения за счет резкого увеличения доли населения младших возрастов.
29. Что включает в себя индекс качества жизни?
1. Показатели младенческой смертности, средней продолжительности жизни и уровня грамотности населения;
2. характеристику сферы образования и здравоохранения, предстоящей жизни и др.;
3. показатели средней продолжительности жизни, уровень грамотности взрослого населения и реального внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения.
30. Единицей измерения демографический процессов в большинстве случаев является количество демографических событий, приходящихся на:
1. 100 человек населения (проценты);
2. 1 000 человек населения (промилле);
3. на 10 000 человек населения.
31. Критический момент переписи населения - это:
1. точный момент счета населения;
2. первый день проведения переписи;
3. предельный срок проведения переписи.
32. Что понимается под суммарным коэффициентом брачности?
1. Условное среднее число браков, заключенных людьми данного поколения на протяжении их жизни в условиях отсутствия смертности;
2. отношение количества браков, заключенных за определенный промежуток времени, к средней численности населения за тот же период;
3. абсолютная разница между числом браков и разводов в обществе за некоторое время.
33. Экзогенные причины смертности означают:
1. несчастные случаи, травмы и отравления;
2. заболевания органов кровообращения;
3. естественные причины смерти.
34. Интенсивность миграции - это:
1. количество мигрантов, приходящееся на среднюю численность населения, за определенный промежуток времени;
2. количество мигрантов, прибывших на данную территорию в текущем периоде по сравнению с предыдущим периодом;
3. разница между числом прибывших и числом выбывших за определенный интервал времени.
35. Что представляет собой коэффициент чистой миграции?
1. Отношение числа эмигрантов к средней численности населения страны за определенный период;
2. отношение разницы между эмигрантами и мигрантами за определенный промежуток времени к средней численности населения данной страны за тот же период;
3. отношение числа прибывших к числу выбывших с данной территории за определенный период времени.
36. Кто из ученых руководил переписью. Населения в 1846г. в Бельгии, которая заложила основы научного подхода к современной переписи населения?
1. А. Кетле;
2. А. Гийяр;
3. Дж. Граунт.
37. Когда в России бала проведена первая перепись населения?
1. В 1879г.;
2. в 1900г.;
3. в 2002г..
38. Какой тип населения показан на данной половозрастной пирамиде?
1. Очень старое (убывающее) население;
2. постаревшее (стационарное) население;
3. молодое (растущее) население.
39. Демографическая политика - это:
1. политика по привлечению иммигрантов и иностранной рабочей силы в страну, проводимая государственными органами власти;
2. политика по предотвращению выезда из страны, проводимая государственными органами власти;
3. целенаправленная деятельность в государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования эмиграции и эмиграции в необходимых для страны целях.