Контрольная работа по дисциплине «Экологическое картографирование» код (ЭКК 00)
Вопрос 1. Какие классификации экологических карт Вы знаете?
Вопрос 2. Что входит в компетенцию государственных органов, являющихся источниками экологической информации?
Вопрос 3. Какие территориальные единицы применяют в экологическом картографировании?
Вопрос 4. Какие виды интеграции показателей экологического картографирования Вам известны?
Вопрос 5. Где и как используется в экологическом картографировании метод линейных знаков?
Вопрос 6. Как проводится картографирование потенциала загрязнения атмосферы (ПЗА)?
Вопрос 7. Как происходит картографирование физического загрязнения?
Вопрос 8. В чем суть биоэкологического картографирования?
Вопрос 9. В чем суть комплексного экологического картографирования?
Вопрос 10. Что понимают под прикладным экологическим картографированием?
Сборник заданий по дисциплине «Экологическое картографирование»
Задание 1
Изучить главу 1.
Вопрос 1. К экологической информации относятся:
1. материалы дистанционного зондирования;
2. качественные и количественные характеристики загрязняющих веществ;
3. статистические данные об объемах и условиях поступления загрязняющих веществ в окружающую среду;
4. данные о состоянии здоровья населения, растительном покрове и животном мире;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Современный этап охраны окружающей среды начался:
1. в 1950-1960-х гг.;
2. в 1960-1970-х гг.;
3. в 1970-1980-х гг.;
4. в 1980-1990-х гг.;
5. в 1990- начале 2000-х гг.
Вопрос 3. В рамках природоохранной деятельности картографического обеспечения требует:
1. научно-исследовательская работа;
2. практическая деятельность по охране атмосферного воздуха, вод, почв и недр, растительности и животного мира, ландшафтов;
3. экологическое образование;
4. экологическое воспитание;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какую функцию выполняют карты в ходе научно-исследовательских работ?
1. средства исследования;
2. предмета исследования;
3. средства и предмета исследования;
4. способа исследования;
5. метода исследования.
Вопрос 5. Экологические карты, предназначенные для практической деятельности, по направленности подразделяются на:
1. инвентаризационно-оценочные;
2. прогнозные;
3. рекомендательные;
4. контрольные;
5. все перечисленное.
Задание 2
Вопрос 1. Инвентаризационно-оценочные карты содержат:
1. показатели и оценки состояния отдельных компонентов;
2. показатели и оценки ландшафтов в целом;
3. характеристики территориального распределения влияющих факторов;
4. все вышеперечисленное;
5. гипотетические результаты развития к некоторым данным.
Вопрос 2. Наиболее распространенными региональными программами являются:
1. территориальные комплексные схемы охраны природы;
2. целевые комплексные программы регионального уровня;
3. целевые комплексные программы муниципального уровня;
4. природоохранные разделы схем районной планировки и генеральных планов городов;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Что обычно показывают на картах особо охраняемых территорий?
1. ландшафтную характеристику;
2. размещение местообитаний редких видов;
3. научно-исследовательские объекты;
4. хозяйственные объекты;
5. все перечисленные.
Вопрос 4. Что рассматривается в качестве основного объекта экологического картографирования?
1. экосистемы разного ранга;
2. масштабы антропогенного давления на среду;
3. биота;
4. природоохранные мероприятия, экологические ситуации;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Термины «экологическая карта», «экологическое картографирование» были введены:
1. в 50-е гг. XX в.;
2. в 60-е гг. XX в.;
3. в 70-е гг. XX в.;
4. в 80-е гг. XX в.;
5. в 90-е гг. XX в.
Задание 3
Вопрос 1. Какие карты выделяются в классификации карт по научно-прикладной направленности?
1. инвентаризационные;
2. оценочные;
3. прогнозные;
4. рекомендательные;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. В классификацию экологических карт, разработанную географами МГУ, входят:
1. карты воздействия на природную среду;
2. карты оценки состояния природной среды, карты прогноза состояний природной среды;
3. общие эколого-географические карты, комплексные карты охраны природы;
4. карты существующей системы природоохранных мероприятий, организаций, технических средств;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какие классы карт предлагают географы Института географии Сибири и Дальнего Востока?
1. карты факторов и условий среды;
2. карты процессов, карты состояний;
3. карты проблем;
4. карты организации охраны природы и ресурсопользования;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. К картам факторов и условий среды, предлагаемых географами Института Сибири и Дальнего Востока, относят:
1. физико-географические карты;
2. карты природно-ресурсного потенциала;
3. карты экологического потенциала;
4. карты устойчивости геосистем;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Карты процессов, предлагаемые географами Института Сибири и Дальнего Востока, содержат информацию:
1. о распространении загрязнений;
2. о миграциях;
3. об эрозии;
4. об опасных природных явлениях;
5. все перечисленное.
Задание 4
Изучить главу 2.
Вопрос 1. Среди организаций - источников экологической информации различают:
1. государственные организации;
2. производственные организации;
3. общественные организации;
4. все вышеперечисленное;
5. международные организации.
Вопрос 2. Государственные органы, являющиеся источниками экологической информации, в настоящее время включают:
1. Росгидромет;
2. Министерство природных ресурсов;
3. Госсанэпиднадзор;
4. Министерство сельского хозяйство и продовольствия;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Подразделения Министерства природных ресурсов, связанные с использованием и охраной недр:
1. проводят радиационные съемки;
2. налаживают мониторинг подземных вод;
3. издают карты радиационного загрязнения почв;
4. издают карты химического загрязнения почв;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. К компетенции системы Госсанэпиднадзора относятся вопросы, связанные:
1. с инфекционными заболеваниями;
2. с заболеваниями, вызванными действиями факторов состояния окружающей среды;
3. все вышеперечисленное;
4. с хроническими заболеваниями;
5. нет верного ответа.
Вопрос 5. В сферу влияния Госсанэпиднадзора попадают:
1. используемые для питьевых целей родники;
2. используемые для питьевых целей колодцы;
3. водоемы официально установленных рекреационных зон;
4. сбросы муниципальных очистных сооружений;
5. все перечисленное.
Задание 5
Вопрос 1. Контролем качества воздуха внутри помещения занимается:
1. Росгидромет;
2. Госсанэпиднадзор;
3. Министерство природных ресурсов;
4. Министерство сельского хозяйства и продовольствия;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Для экологического картографирования наибольший интерес представляют параметры, характеризующие:
1. количество жителей в населенных пунктах;
2. поголовье скота;
3. число единиц сельскохозяйственной и транспортной техники;
4. обеспеченность водопроводом и канализацией;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Что включает анализ источников исходной информации?
1. выявление естественно-научной и социально-гуманитарной сущности показателей и характеристик;
2. рассмотрение факторов, влияющих на показатели и характеристики;
3. поиск возможностей выделения тех составляющих показателей и характеристик, которые отражали бы величину антропогенной преобразованности геосистемы;
4. оценку достоверности, объективности, пространственной и временной изменчивости показателей;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие источники информации об экологической обстановке выделяют?
1. дистанционное зондирование;
2. характеристики источников и объемов техногенных нагрузок;
3. экспедиционные и стационарные исследования состояния компонентов природной среды;
4. состояние биоиндикаторов;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Наиболее полное понимание дистанционных методов исследования сформулировал:
1. И.М. Назаров;
2. А.И. Николаев;
3. И.М. Назаров и А.И. Николаев;
4. Сочава В.Б.;
5. Соколов С.М..
Задание 6
Вопрос 1. В качестве источника загрязнения окружающей среды рассматривают:
1. технологический процесс;
2. точку выброса (трубу, вентиляционный фонарь);
3. региональную единицу (промышленную зону, город, регион);
4. все вышеперечисленное;
5. атмосферный процесс.
Вопрос 2. Экспедиционные и стационарные исследования загрязненности компонентов природной среды включают:
1. отбор проб;
2. анализ проб с помощью методов количественного химического анализа;
3. камеральную обработку результатов;
4. все вышеперечисленное;
5. анализ проб с помощью математического анализа.
Вопрос 3. К динамичным компонентам природной среды относят:
1. атмосферный воздух;
2. поверхностные воды;
3. подземные воды;
4. все вышеперечисленное;
5. глубинные подземные воды.
Вопрос 4. К депонирующим компонентам природной среды относят:
1. почвы;
2. донные отложения;
3. снег, лед, глубинные подземные воды;
4. растительные ткани;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Согласно действующей методике мониторинга, в городе с населением более 1 млн. человек организуется:
1. 1-2 поста;
2. 3-5 постов;
3. 5-10 постов;
4. 10-20 постов;
5. 20-30 постов.
Задание 7
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. Биоиндикация на разных уровнях живой материи может осуществляться:
1. по биохимическим и физиологическим реакциям;
2. по анатомическим, морфологическим и поведенческим отклонениям;
3. по флористическим и фаунистическим изменениям;
4. по биогеоценотическим изменениям;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Когда началось изучение реакции растений на загрязнение воздуха?
1. с 50-х гг. XIX в.;
2. с 70-х гг. XIX в.;
3. с 80-х гг. XIX в.;
4. с 40-х гг. XX в.;
5. с 60-х гг. XX в.
Вопрос 3. Какие растения используются в качестве биоиндикаторов?
1. лишайники;
2. кизил, гладиолус, тюльпан;
3. латук, шпинат;
4. свекла листовая;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какая шкала оценки деревьев получила широкое распространение?
1. 2-х балльная;
2. 3-х балльная;
3. 4-х балльная;
4. 5-ти бальная
5. 6-ти бальная.
Вопрос 5. По шкале оценки состояния деревьев выделяют:
1. здоровые;
2. ославленные, сильно ослабленные;
3. отмирающие;
4. сухостой;
5. все перечисленное.
Задание 8
Изучить главу 3.
Вопрос 1. Элементами подстилающей поверхности, влияющими на местную циркуляцию, являются:
1. рельеф;
2. растительный покров;
3. водоемы;
4. все вышеперечисленное;
5. рельеф и водоемы.
Вопрос 2. на пути местной циркуляции поллютантов создают барьеры:
1. линейные положительные формы рельефа;
2. побережья водоемов;
3. границы лесных массивов;
4. все вышеперечисленное;
5. границы горных массивов.
Вопрос 3. Какие основные функции использования территорий выделяются?
1. заповедная;
2. рекреационная;
3. лесохозяйственная, сельскохозяйственная;
4. промышленно-урбанистическая;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие варианты решения вопроса о выборе операционных территориальных единиц нашли применение в практике картографирования?
1. выборочная характеристика;
2. геометрически правильные сетки, политико-административное и хозяйственное деление;
3. бассейновый подход, ландшафтно-географический подход;
4. отсутствие территориальных единиц;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какими изобразительными средствами на комплексных экологических картах передается антропогенное воздействие?
1. оттенками цветов;
2. контурными знаками;
3. линейными знаками;
4. внемасштабными знаками;
5. все перечисленное.
Задание 9
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. Примером элементарных показателей экологического картографирования могут быть:
1. данные замеров концентрации поллютантов и уровней физических полей;
2. мощности илистых образований и величины смыва почв;
3. случаи заболеваний;
4. оценки состояния единичных биологических объектов;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Что изучает картографическая семантика?
1. правила построения знаковых систем;
2. правила употребления знаковых систем;
3. структурные свойства знаковых систем;
4. грамматику языка карт;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Картографическая прагматика изучает:
1. информационную ценность знаков как средства передачи информации;
2. особенности восприятия знаков читателями карты;
3. все вышеперечисленное;
4. правила употребления знаковых систем;
5. грамматику языка карт.
Вопрос 4. Основные классы явлений на экологических картах подразделяются на:
1. атмосферные;
2. водные, земельные;
3. биологические;
4. геолого-геоморфологические;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Все множество существующих природных и общественных явлений, отображаемых на картах, подразделяют на:
1. две группы;
2. три группы;
3. четыре группы;
4. пять групп;
5. шесть групп.
Задание 10
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. Примером явлений, локализованных в пунктах, может быть:
1. место отбора проб;
2. посты мониторинга;
3. предприятия;
4. города;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Примером явлений сплошного распространения может быть:
1. атмосфера и ее характеристики;
2. горные породы и их характеристики;
3. все вышеперечисленное;
4. дороги, трубопроводы;
5. посты мониторинга.
Вопрос 3. Какие графические средства применяются на экологических картах?
1. внемасштабные;
2. линейные;
3. площадные;
4. все вышеперечисленное;
5. масштабные.
Вопрос 4. Какие способы картографического изображения используются для показа характеристик экологических сюжетов?
1. значки, линейные знаки;
2. изолинии, качественный фон;
3. ареалы;
4. картограммы и картодиаграммы;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. В экологическом картографировании значками обозначаются:
1. пункты мониторинга;
2. места отбора проб;
3. места обитания редких видов флоры и фауны;
4. памятники природы;
5. все перечисленное.
Задание 11
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. В экологическом картографировании способ линейных знаков употребляют для показа:
1. автомобильных дорог;
2. железных дорог;
3. ЛЭП;
4. трубопроводов;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Примером рассеянного распространения является:
1. население;
2. народы;
3. население и народы;
4. ландшафты;
5. почвы.
Вопрос 3. В способе качественного фона графическим средством служит:
1. цвет;
2. полутона;
3. буквенно-цифровые индексы;
4. все вышеперечисленное;
5. цифровые индексы.
Вопрос 4. Изолинии используются для количественной характеристики:
1. температуры воздуха;
2. количества осадков;
3. рельефа;
4. все перечисленное;
5. температуры воды.
Вопрос 5. С помощью способа изолиний картируют:
1. физико-географические параметры;
2. частные характеристики загрязнения;
3. интенсивность геодинамических процессов;
4. общие количественные характеристики загрязнения;
5. все перечисленное.
Задание 12
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. Способ ареалов может быть реализован с помощью:
> >внемасштабных рисунков; >линейных обозначений; >площадных обозначений; >буквенно-цифровых индексов; >все перечисленное.Вопрос 2. В экологическом картографировании способ ареалов применяется для показа:
> >ареалов биологических видов; >особо охраняемых природных территорий; >участков распространения определенных видов загрязнения; >геодинамических процессов; >все перечисленное.Вопрос 3. Какой способ практически не нашел применения в экологическом картографировании?
> >точечный способ; >способ ареалов; >способ локальных диаграмм; >способ изолиний; >способ значков.Вопрос 4. Что показывается картодиаграммами?
> >объемы выбросов и сбросов; >количество отходов; >объемы внесения удобрений и пестицидов; >заболеваемость по единицам территориального деления; >все перечисленное.Вопрос 5. Качественные характеристики знаков движения передаются с помощью:
> >формы вектора; >цвета вектора; >структуры вектора; >все вышеперечисленное; >длины и ширины вектора.Задание 13
Изучить главу 4.
Вопрос 1. Выделение загрязняющих веществ от техногенных источников усиливается:
1. с ростом числа работающих единиц производственного оборудования и транспортных средств;
2. с увеличением интенсивности работы единиц производственного оборудования и транспортных средств;
3. при ухудшении технического состояния и авариях;
4. при неэффективной работе или отключении очистного оборудования;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Интенсивность выноса загрязняющих веществ зависит:
> >от скорости ветра;2. от характера атмосферной стратификации;
3. все вышеперечисленное;
4. от температуры;
5. от влажности.
Вопрос 3. От чего зависит интенсивность самоочищения?
> >от температуры; >от влажности; >от интенсивности ультрафиолетового излучения; >от шероховатости подстилающей поверхности; >все перечисленное.Вопрос 4. Картографирование загрязнения атмосферы складывается:
> >из картографирования потенциала загрязнения атмосферы; >из картографирования источников загрязнения; >из картографирования уровней загрязнения; >все вышеперечисленное; >из картографирования источников и уровней загрязнения.Вопрос 5. Какие уровни загрязнения атмосферного воздуха представляют наибольший интерес для картографирования?
> >средний годовой (многолетний) уровень; >уровень загрязнения, складывающийся при сочетании обычного режима работы предприятия и неблагоприятных для рассеивания метеоусловий; >уровень загрязнения, который возникает при аварийном выбросе; >фактически существующий текущий уровень загрязнения; >все перечисленное.Задание 14
Продолжить изучение главы 4.
Вопрос 1. Какой потенциал загрязнения атмосферы выделяют?
> >климатический; >метеорологический; >климатический и метеорологический; >сезонный; >местный.Вопрос 2. Какие зоны ПЗА были выделены на территории бывшего СССР?
1. низкого ПЗА;
2. повышенного ПЗА;
3. умеренного ПЗА;
4. высокого и очень высокого ПЗА;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. На основе чего проводится картографирование источников загрязнения атмосферы?
> >на основе данных инвентаризации; >на основе данных статистической отчетности; >на основе обобщающих материалов; >все вышеперечисленное; >на основе визуального наблюдения.Вопрос 4. Картографирование на основе статистической отчетности выполняется:
> >в крупных масштабах; >в средних масштабах; >в мелких масштабах; >все вышеперечисленное; >в средних и мелких масштабах.Вопрос 5. Картографирование на основе обобщающих материалов выполняется
> >в крупных масштабах; >в средних масштабах; >в мелких масштабах; >все вышеперечисленное; >в средних и мелких масштабах.Задание 15
Продолжить изучение главы 4.
Вопрос 1. Поингредиентные показатели загрязнения атмосферного воздуха включают:
1. абсолютные значения концентраций поллютантов в мг/м³;
2. значения, нормированные на ПДК;
3. показатели повторяемости ПДК в %;
4. все вышеперечисленное;
5. прямые и косвенные данные.
Вопрос 2. От чего зависит концентрация различных загрязняющих веществ в водной среде?
1. от интенсивности поступления в водоемы;
2. от скорости процессов самоочищения;
3. от скорости процессов осаждения;
4. от объема водной массы;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Как загрязняющие вещества поступают в водоемы?
1. со сточными водами от промышленных и сельскохозяйственных предприятий, коммунально-бытовой сферы;
2. с поверхностными стоками за счет смыва с загрязненных предприятий;
3. при осаждении из атмосферы;
4. от естественных источников;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Интенсивность процессов самоочищения зависит:
1. от состояния экосистемы водоема;
2. от температуры воды
3. от скорости ветра;
4. все вышеперечисленное;
5. от температуры воздуха.
Вопрос 5. В каких случаях отмечается формирование сравнительно повышенных уровней загрязнения?
> >при относительно стабильном поступлении загрязнения и пониженном расходе воды, в условиях низкой и летней межени; >при массированном поступлении загрязнений с поверхностным стоком, во время весенних и дождевых паводков; >при залповых сбросах, вне зависимости от состояния водоема; >все вышеперечисленное; >при низкой температуре воды и высокой температуры воздуха.Задание 16
Вопрос 1. Какие параметры, определяющие условия самоочищения, характерны для качественного картографирования условий самоочищения?
> >интенсивность перемешивания; >температура воды в летние месяцы; >условия разбавления загрязняющих веществ; >все вышеперечисленное; >температура воздуха в летние месяцы.Вопрос 2. Какие выделяют категории условий самоочищения за счет трансформации загрязняющих веществ?
> >благоприятные; >относительно благоприятные; >средние; >неблагоприятные; >все перечисленное.Вопрос 3. Какие интегральные условия самоочищения выделяют по сочетанию условий трансформации поллютантов и разбавления?
1. очень хорошие, хорошие;
2. относительно хорошие;
3. средние;
4. плохие, очень плохие;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. На многокрасочных картах для передачи характеристик самоочищения используют:
> >«принцип светофора»; >штриховки; >оттенки синего цвета; >оттенки коричневого цвета; >все перечисленное.Вопрос 5. На черно-белых картах используются:
> >штриховки; >точечный рисунок; >оттенки красного цвета; >оттенки синего цвета; >все перечисленное.Задание 17
Продолжить изучение главы 4.
Вопрос 1. Сколько основных показателей состава и свойств воды для водоемов, используемых в хозяйственно-питьевых и рекреационных целях, установлено?
1. 3;
2. 5;
3. 9;
4. 11;
5. 14.
Вопрос 2. Сколько основных показателей состава и свойств воды для водоемов, используемых в рыбохозяйственных целях, установлено?
1. 3;
2. 5;
3. 9;
4. 11;
5. 14.
Вопрос 3. Сколько категорий стационарных постов наблюдения существует?
1. одна;
2. две;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 4. Что включает обязательная программа, реализуемая на постах?
1. визуальные наблюдения;
2. гидрологические измерения;
3. гидротехнические определения;
4. все вышеперечисленное;
5. статистические данные.
Вопрос 5. Гидрологические измерения включают:
1. уровень и расход воды;
2. скорость течения;
3. температуру воды;
4. цветность, прозрачность, мутность;
5. все перечисленное.
Задание 18
Вопрос 1. К физическим факторам окружающей среды, подверженным трансформации в результате деятельности человека, относят:
1. шумовое загрязнение;
2. электромагнитные поля;
3. радиационные поля;
4. все вышеперечисленное;
5. ультрафиолетовое излучение.
Вопрос 2. Физические факторы среды становятся предметами картографирования:
1. в районах радиоактивного загрязнения;
2. в зонах воздействия автомагистралей, аэропортов и других источников шума;
3. вблизи излучателей радиоволн;
4. вблизи ЛЭП;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Исходной величиной измерения радиоактивности в системе СИ является
1. беккерель;
2. кюри;
3. бэр;
4. рад;
5. рентген.
Вопрос 4. Какие внесистемные единицы измерения радиоактивности используются?
1. кюри;
2. бэр;
3. рад;
4. все вышеперечисленное;
5. беккерель.
Вопрос 5. Картографирование шумового загрязнения может проводиться:
1. по результатам натурных измерений;
2. на основе расчетных данных;
3. все вышеперечисленное;
4. на основе визуальных наблюдений;
5. на основе лабораторных исследований.
Задание 19
Продолжить изучение главы 4.
Вопрос 1. Исследования загрязнения почв проводятся:
1. в крупных масштабах;
2. в средних масштабах;
3. в крупных и средних масштабах;
4. в мелких масштабах;
5. в мелких и средних масштабах.
Вопрос 2. Когда в России была разработана методика эколого-геохимической съемки?
1. в 50-е гг. XX в.;
2. в 60-е гг. XX в.;
3. в 70-е гг. XX в.;
4. в 80-е гг. XX в.;
5. в 90-е гг. XX в.
Вопрос 3. Что является составной частью эколого-геохимических съемок?
1. отбор проб;
2. аналитическая обработка;
3. интерпретация результатов;
4. составление карт.
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие методы количественного химического анализа выделяют?
1. спектральный;
2. рентгеноспектральный;
3. рентгеноспектральный флуоресцентный;
4. атомно-адсорбционный;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Когда целесообразно проводить отбор снеговых проб?
1. в начале зимы;
2. в середине зимы;
3. в конце зимы;
4. все вышеперечисленное;
5. в начале весны.
Задание 20
Продолжить изучение главы 4.
Вопрос 1. Какие картографические методы исследования применяются при анализе эколого-геохимических карт?
1. визуальный, графический;
2. картометрический;
3. математико-статистический метод анализа, математическое моделирование;
4. использование приемов теории информации;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие педо-геохимические аномалии различают?
1. аэрогенные;
2. агрогенные;
3. вейстогенные;
4. гидрогенные;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Что характерно для аэрогенных аномалий?
1. поверхностный характер;
2. относительно значительные размеры;
3. постепенность изменения элементного состава;
4. постепенность изменения концентрации;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие аномалии при составлении карт загрязнения почв и снежного покрова различают?
1. реликтовые;
2. растущие;
3. формирующиеся;
4. все вышеперечисленное;
5. реликтовые и формирующиеся.
Вопрос 5. По техническому уровню применяемой аппаратуры методы количественной характеристики геодинамических процессов подразделяются на:
1. простые;
2. средние;
3. сложные;
4. все вышеперечисленное;
5. очень сложные.
Задание 21
Продолжить изучение главы 4.
Вопрос 1. Техногенно-измененные отложения находятся в зоне влияния:
1. транспортных сооружений и коммуникаций;
2. гидротехнических сооружений, отвалов, инженерно-технических сооружений;
3. горнодобывающих предприятий, водозаборов и водопонижающих скважин;
4. сельскохозяйственных угодий, селитебных систем, свалок;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Техногенно-образованные отложения - это:
1. отвалы теплоэнергетических предприятий;
2. отвалы металлургических предприятий;
3. отвалы химических предприятий;
4. свалки промышленных и строительных отходов;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Элементами биоиндикационного картографирования являются:
1. выбор территориальных единиц;
2. выбор биоиндикаторов;
3. наблюдение за состоянием биоиндикаторов;
4. обработка и картографическое представление результатов наблюдений;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие требования предъявляют к растениям, используемым в качестве биоиндикаторов?
1. воздействия загрязнений должны приводить к хорошо заметным реакциям;
2. эффекты воздействия должны быть хорошо воспроизводимы при использовании растений генетически подобных популяций;
3. эффекты воздействия должны характеризоваться специфическими симптомами;
4. растения должны быть чувствительны даже к низким концентрациям поллютантов, к заболачиванию, болезням;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Объектом комплексного экологического картографирования может быть:
1. современное состояние среды;
2. прошлое состояние среды;
3. современное и прошлое состояние среды;
4. будущее состояние среды;
5. нет верного ответа.
Задание 22.
Продолжить изучение главы 4.
Вопрос 1. Какие разновидности комплексных экологических карт выделяют в настоящее время?
1. инвентаризационные;
2. инвентаризационно-оценочные;
3. комплексные оценочные;
4. все вышеперечисленное;
5. статистические.
Вопрос 2. На инвентаризационных картах показывается:
1. элементы природной среды;
2. характер использования природной среды;
3. источники техногенного воздействия на элементы природной среды;
4. все вышеперечисленное;
5. промышленные объекты.
Вопрос 3. Какие существуют подходы к содержанию понятия устойчивости ландшафтов?
1. инертность;
2. пластичность;
3. восстанавливаемость;
4. все вышеперечисленное;
5. динамичность.
Вопрос 4. Что должно включать обследование застроенных территорий?
1. обход территории;
2. опрос местных жителей;
3. выявление и нанесение на схемы и карты фактического материала визуальных признаков загрязнения;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 5. Что должны включать материалы по изучению растительного покрова?
1. характеристику типов зональной и интразональной растительности;
2. состав, кадастровую характеристику, использование лесного фонда;
3. типы, использование и состояние естественной травянистой и болотной растительности;
4. редкие и исчезающие виды, их местонахождение, системы охраны;
5. все перечисленное.