X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости


Философия
1. Дайте определение понятия «мировоззрение»: раскройте его сущность, структуру и основные исторические типы. Объясните роль мировоззрения в духовной жизни человека и общества.
2. Раскройте сущность философии как мировоззрения в сопоставительном анализе с другими историческими типами мировоззрения.
3. Опишите признаки философии как науки: объект, предмет, методы, категории.
4. Опишите сущность и значимость основного вопроса философии как мировоззренческой проблемы взаимоотношения человека и мира.
5. Охарактеризуйте основные идеи и направления философской мысли Древнего Востока (Древний Китай и Древняя Индия).
6. Сформулируйте основные положения и направления Античной философии (Древней Греции и Древнего Рима).
7. Охарактеризуйте основные положения учения о первооснове мира ранней греческой натурфилософии.
8. Опишите сущность антропологического поворота в Античной философии (софисты и Сократ).
9. Сформулируйте основные идеи классического периода древнегреческой философии (Платон, Аристотель). Покажите их значение и роль для всей последующей мировой философской мысли.
10. Государственно-политические и философско-правовые проблемы в учениях античных философов (Платон, Аристотель, софисты).
11. Охарактеризуйте основные направления и проблематику философии эпохи эллинизма. Выделите особенности эллинистического периода.
12. Дайте общую характеристику средневековой европейской философии: основные принципы, идеи и представители. Сформулируйте суть противостояния номинализма и реализма.
13. Охарактеризуйте особенности этапа патристики средневековой европейской философии (на примере философских идей Августина Блаженного).
14. Охарактеризуйте особенности этапа схоластики средневековой европейской философии (на примере философии Фомы Аквинского).
15. Дайте общую характеристику философия эпохи западноевропейского Возрождения и Реформации. Изложите сущность гуманизма и перечислите основные натурфилософские идеи и их представителей.
16. Изложите основные идеи социально-философских и политико-правовых концепций эпохи Возрождения и Реформации (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла).
17. Обоснуйте основные проблемы и идеи европейской философии Нового времени (XVII-XVIII вв.). Раскройте сущность эмпиризма и рационализма в философии Нового времени.
18. Опишите черты европейского Просвещения как идейно-культурного движения Нового времени.
19. Дайте общую характеристику направлений немецкой классической философии конца XVIII-ого – первой половины XIX-ого века как важнейшего этапа развития мировой философии и культуры (история, развитие и активность познающего субъекта от И. Канта до Л. Фейербаха).
20. Сформулируйте основные черты этики долженствования И. Канта, учения об абсолютной идее Г. Гегеля, антропологического материализма Л. Фейербаха.
21. Раскройте истоки возникновение и сущность философии марксизма.
22. Охарактеризуйте этапы становление и развития русской философской мысли. Изложите основные идеи русского Просвещение XVII-XVIII вв.
23. Опишите сущность основных направлений русской философии XIX –ого века и назовите их представителей.
24. Сформулируйте основные идеи философии «русского зарубежья» начала XX-ого века (Н. Бердяева, П. Флоренского, С. Булгакова, В. Розанова, Л. Шестова, И. Ильина и др.).
25. Опишите основные направления западной (неклассической) философской мысли XIX-ого века.
26. Перечислите характерные черты и представителей основных направлений современной западной философской мысли XX–ого в.
27. Раскройте проблему бытия в философии: охарактеризуйте исторический аспект и современность.
28. Изложите сущность понимания «материи» как философской категории. Перечислите структурные уровни материи. Раскройте содержание атрибутов материи.
29. Определите сущность природы как объекта философского осмысления. Перечислите актуальные проблемы взаимодействия человека и природы.
30. Сформулируйте сущность диалектики как системы: раскройте принципы, законы, категории.
31. Изложите основы философского осмысления сознания: его происхождение, структуру. Раскройте содержание понятия «самосознание».
32. Охарактеризуйте познание как философскую проблему. Сформулируйте сущность понятия «истина», определите виды и критерии истины.
33. Охарактеризуйте общество как объект философского познания: основные методологические подходы. Сформулируйте философские проблемы антропосоциогенеза.
34. Опишите человека как объект философского осмысления на уровне сопоставления понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Установите соотношение биологического, психологического и социального в человеке.
35. Охарактеризуйте содержание понятия «ценность»: функции, классификация. Раскройте ценностный смысл понятий: мораль, право, справедливость, свобода, ответственность.
36. Определите специфику философского осмысления прав человека: исследуйте исторический аспект и современность.
37. Сформулируйте онтологические проблемы права: охарактеризуйте содержание основных концепций бытия права.
38. Охарактеризуйте гносеологический статус права: выявите специфику методов познания правовой реальности.
39. Изложите аксиологические аспекты права: установите соотношение общечеловеческих ценностей и права.
40. Объясните смысл и значение права в преодолении глобальных социальных проблем современного социума.
1. Сформулируйте общее и различие философского и естественнонаучного подходов в познании мира.
Поясните взаимосвязь между философией и наукой.
Прокомментируйте высказывание британского философа и логика XX в. Б. Рассела
«Наука — это то, что Вы знаете, философия — то, чего не знаете».
2. Перечислите проблемы, которые называют философскими. Обоснуйте их статус.
Прокомментируйте следующие высказывания философов о философии:
«Изумление есть начало философии» (Платон).
«Философия дарует человеку презрение к смерти» (Зенон Элейский).
«Философия — мать всех наук» (Цицерон).
«Задача философии не успокаивать, а смущать людей» (Лев Шестов).
3.Проведите сопоставительный анализ основных положений философии Древнего Востока и Античности: найдите общее и различие.
4. Софисты утверждали, что истины не существует. Древнегреческий мыслитель Сократ возражал: «То, что вы утверждаете, - истина или ложь? Если истина, то истина существует. Если ложь, то справедливо обратное. Следовательно, истина опять-таки – уществует».
Сформулируйте сущность позиции софистов.
Оцените в связи с этим приведенный аргумент Сократа.
5. Древнегреческий философ Аристотель утверждал: «Как человека, который живет для себя, называют свободным так и философия – единственно свободная наука, так как существует ради себя. Все другие науки более необходимы, чем философия, но лучше нет ни одной».
Поясните позицию Аристотеля и выразите собственное понимание статуса философии.
6. Проведите анализ философских аспектов теологических проблем: объясните особенности трактовки личности в христианском мировоззрении.
Раскройте суть проблемы соотношения веры и разума, истины божественной и истины научной в учениях средневековых философов.
7. Раскройте смысл основных фундаментальных библейских идей философского значения: монотеизм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм, вера, христианская этика, любовь, духовность человека.
8.Сравните высказывания выдающихся мыслителей Средневековья: Ансельма Кентерберийского - «верю, чтобы понимать»; Пьера Абеляра - «понимаю, чтобы верить». Укажите, какую из представленных позиций разделяете Вы и почему?
9. Раскройте сущность антропологического принципа Возрождения: человек сам творит собственную судьбу.
Определите его исторические предпосылки в духовной жизни эпохи.
10. Сопоставьте понимание человека в Античности, Средневековье и Возрождении: выделите исторические особенности.
11. Известный итальянский гуманист XV в. Джованни Пико делла Мирандола в своей знаменитой «Речи о достоинстве человека» утверждал, что сотворив человека и «поставив его в центре мира», бог обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю».
Установите и обоснуйте взаимосвязь между приведенным высказыванием и принципом гуманизма.
Оцените современное общество с точки зрения воплощения принципа гуманизма и продемонстрируйте свою позицию на конкретных примерах.
12. Охарактеризуйте особенности развития духовной жизни эпохи Ренессанса с точки зрения ее взаимосвязи с культурой Античности.
Проанализируйте основные черты природного и общественного бытия, представленные в философских концепциях возрожденческой эпохи.
13. Предпосылкой реформы науки, по замыслу английского философа Нового времени Ф. Бэкона, должно стать очищение разума от заблуждений, четыре вида которых выделил мыслитель. Эти препятствия на пути познания он называет идолами. Перечислите этих идолов и раскройте сущность заблуждений, связанных с ними. Укажите и обоснуйте, с точки зрения Ф. Бэкона, наиболее эффективный в достижении истинного знания научный метод познания.
14. В истории философии существует целый ряд известных интеллектуальных споров с участием философов. Попробуйте поучаствовать в знаменитом споре XVII века: каков действительный источник знания? Рационалисты считали, что знания должны быть общезначимыми, доказуемыми, передаваемыми. Но такие знания дает только разум, следовательно, он – источник знания, а опыт лишь позволяет проявиться истинам разума. С точки зрения их оппонентов – эмпириков, содержательную информацию может дать только опыт, разум же играет роль инструмента, который собирает и обрабатывает чувственные данные.
Какой подход близок Вам? Сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения.
Интерпретируйте позицию немецкого математика и философа Г. Лейбница, который пытался найти компромисс, когда утверждал: «В разуме нет ничего такого, чего раньше не было бы в чувственном опыте. Кроме самого разума».
Сформулируйте основания философской позиции мыслителя.
15. Великий немецкий философ И. Кант рассматривает философию как «науку об отношениях всякого знания к существенным целям человеческого разума», сущность которых составляют три основных философских вопроса: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я вправе надеяться? И только решив эту проблему, то есть, ответив на эти вопросы, философия может осуществлять свое призвание – научить человека тому, «каким надо быть, чтобы быть человеком».
Поясните высказывание Канта о сущности человека.
Сформулируйте собственную позицию.
Перечислите философские дисциплины, которые отвечают на поставленные философом вопросы.
16. Проанализируйте отрывок из работы австрийского психиатра, философа и психолога XX века В. Франкла:
«Невозможно найти абстрактный смысл жизни. У каждого из нас свое собственное призвание и жизненная миссия; каждый должен выносить в душе свое собственное предназначение, которое ему надлежит осуществить. Жизнь каждого человеческого существа незаменима и неповторима. Уникальна в том числе и жизненная задача человека, равно как и пути ее осуществления. Поскольку каждая ситуация в жизни представляет собой вызов человеку и проблему, которую он должен разрешить, вопрос о смысле жизни может быть поставлен в принципиально ином ракурсе. В конечном счете, человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни; он должен сознавать, что он и есть тот, у кого спрашивают, – что этот вопрос обращен к нему, и что никто за него на этот вопрос не ответит.
Отвечая на этот поставленный жизнью вопрос, человек может отвечать только за свою жизнь. А чтобы ответить, он должен принять на себя ответственность за свою жизнь. В этой ответственности… суть человеческого существования».
Интерпретируйте данное высказывание мыслителя и соотнесите его со своим пониманием поиска смысла жизни.
Оцените, насколько актуальна данная концепция в современном мире?
17. Предложите, исходя из идеалов ненасилия и ответственности перед миром, представляющих новую стратегию выживания, возможные сценарии решения глобальной экологической проблемы, предотвращения глобальных военных конфликтов и угрозы самоуничтожения человечества в результате ядерной войны? Ответ обоснуйте.
18. Обратимся к высказыванию французского религиозного философа, писателя, естествоиспытателя XVII в. Б. Паскаля. «Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает.
Итак, все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом – основа нравственности».
Объясните, в чем сущность человека, по Паскалю.
Как возможно интерпретировать понятие «мыслить достойно» в Вашем понимании?
19.Датский религиозный философ и психолог XIX в. С. Кьеркегор в книге «Или – или» рассказывает следующую притчу: «В одном театре начался пожар. За кулисами вышел клоун, чтобы объявить об этом публике. Все подумали, что это шутка, и стали аплодировать. Он повторил – аплодисменты громче. Я думаю, что мир погибнет под всеобщие аплодисменты».
Сформулируйте проблему, которую поднимает автор.
Может ли оказаться философия в положении этого клоуна?
Ваша позиция. Обоснуйте ее.
20. Николая Федоровича Федорова (1829-1903) – русского религиозного философа, православного священника, называли «русским Сократом». На основании знания о жизни и творчестве философа предложите свою трактовку этой характеристики. Обоснуйте представление о Н.Ф. Федорове как основоположнике философии космизма: раскройте сущность его учения. Назовите его последователей – представителей русского космизма в философии.
21. Рассудите:
А. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро).
Б. Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить. (Д. Гранин «Иду на грозу»).
Дайте развернутый обоснованный ответ: чья позиция близка Вам или возможен третий путь?
Дайте характеристику творчества авторов этих высказываний.
22.Сопоставьте биологизаторские (психологизм, натурализм, волюнтаризм, натуралистический дуализм) и социологизаторские (конвенционализм, социологизм, панлогизм, социологический дуализм) концепции происхождения человека: определите общее и различие, достоинства и недостатки указанных подходов к проблеме
«человеческого» в человеке.
Сформулируйте Вашу позицию по данному вопросу.
23. Раскройте суть основных законов диалектики, сформулированных немецким философом XIX в. Г. Гегелем. Приведите по одному конкретному примеру из области природных и
общественных явлений, иллюстрирующих каждый из законов.
24. Известный древнегреческий афоризм призывает: «Не будь, ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».
Сформулируйте закон диалектики, о котором идет речь в данном афоризме, и назовите его основные категории.
Проиллюстрируйте афоризм двумя примерами из реальной жизни.
25. Русский ученый-энциклопедист втор. пол.XIX- перв. пол. XXв. В.И. Вернадский верил в то, что природа, дойдя в человеке до разумной стадии, не может пойти вспять, а значит, наука и разум помогут человечеству рано или поздно решить все стоящие перед ним проблемы. Поэтому он уверенно заявлял: «Цивилизация «культурного человечества»…не может прерваться и уничтожиться». Однако нарастающая глобальная экологическая катастрофа, широкое использование науки для порабощения и уничтожения людей и природы говорят об обратном.
Согласны ли Вы с мнением В.И. Вернадского? Обоснуйте свой ответ.
Приведите примеры, иллюстрирующие негативные последствия разрушения окружающей природной среды и этических принципов соблюдения прав и свобод человека (экология, биоэтика, техносфера и др.).
26. Определите, к каким философским направлениям относятся приведенные ниже суждения о пространстве и времени.
Дайте им развернутую характеристику.
1.Пространство и время суть формы бытия мирового разума.
2.Пространство и время суть объективные формы существования материи.
3.Пространство и время – формы нашего восприятия.
4.Пространство и время суть независимые от материи субстанции.
27. Определите, какие из указанных ниже процессов можно отнести к развитию, прогрессу?
Аргументируйте ответ.
1. Качание маятника. 2. Старение человека. 3. Износ станка. 4. Сборка машины на конвейере. 5. Тренировка спортсмена. 6. Взаимопревращение элементарных частиц. 7. Течение болезни. 8. Круговорот воды в природе. 9. Вымирание вида. 10. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. 11. Промышленная революция.
28. Определите, в каких из перечисленных ниже афористических высказываниях нашел отражение закон отрицания ?
Раскройте смысл данного закона и его основные понятия.
1. Новое – это хорошо забытое старое.
2. Перед каждым паровозом бежит тень лошади.
3. Клин вышибают клином
4. Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.
29. Исходя из диалектических идей древнегреческого философа Гераклита, объясните следующие его высказывания:
а) «Прекраснейшая из обезьян безобразна, если ее сравнить с родом человеческим».
Б) «Морская вода и чистейшая, и грязнейшая одновременно: рыбам она питье и спасение, людям же — гибель и отрава».
30. Можно ли интерпретировать приведенное рассуждение британского и австрийского философа и социолога XX в. К. Поппера как разновидность агностицизма?
Аргументируйте свой ответ.
«Наука не является системой достоверных или хорошо обоснованных высказываний; <…> она никогда не может претендовать на достижение истины или чего- то заменяющего истину, например, вероятности <…> мы не знаем – мы можем только предполагать. И наши предположения направляются ненаучной, метафизической (хотя биологически объяснимой) верой в существование законов и регулярностей, которые мы можем обнаружить, открыть».
31.В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них — «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир.
Объясните, какой смысл на Ваш взгляд заложен в жестах античных мыслителей?
Обоснуйте, возможно ли интерпретировать эти обстоятельства в рамках одной из сторон основного вопроса философии?
Сформулируйте собственную позицию.
32. Обратимся к следующему рассуждению французского мыслителя и писателя XX в. Ж.-П. Сартра.
«Существует две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты… и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты… Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, если хотите, что нужно исходить из субъекта…
В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие Бога, но не идею о том, что сущность предшествует существованию. Эту идею мы встречаем повсюду: у Дидро, Вольтера и даже у Канта. Человек обладает некой человеческой природой… Здесь сущность человека предшествует его историческому существованию, которое мы находили в природе…
…Если даже Бога нет, то есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек. Что это означает, «существование предшествует сущности»? Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире и только потом он определяется. Для экзистенциалистов человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам».
Раскройте смысл экзистенциального принципа: существование человека предшествует его сущности.
Сформулируйте Ваше мнение о выводе Сартра: человек делает себя сам?
Сформулируйте суть человеческих экзистенциалов в рамках философии экзистенциализма (смысл жизни, любовь, страдание, заброшенность, одиночество, ответственность, страх, смерть).
33. Ответственна ли наука и ученые за негативные социальные и человеческие последствия научно-технического прогресса – таков центральный вопрос дискуссий в области этики науки.
Определите степень влияния ученого на негативные последствия науки, роль науки в предотвращении негативных эффектов.
Возможно ли прогнозировать результаты научных исследований?
Сформулируйте Вашу позицию и обоснуйте ее.
34. Укажите, какие из перечисленных ниже явлений материальны: а) головная боль; б) болезнь; в) мираж; г) галлюцинации; д) сновидения; е) отражение в зеркале; ж) тень человека; з) события прошлого; и) абсолютный вакуум; к) созвездия; л) информация?
Раскройте сущность противопоставления материального и идеального.
Обоснуйте ответ в рамках основного вопроса философии.
35.Расположите следующие явления по степени сложности, используя в качестве критерия сложности принадлежность их соответствующей форме движения материи: а) развитие личности; б) вращение Луны вокруг Земли; в) стук сердца; г) образование льда; д) формирование горных пород.
Обоснуйте свой выбор.
36. Раскройте содержание понятия «софистика». Перечислите известных Вам софистов и их основные идеи.
Приведите два примера софизмов.
Определите значение и роль софизмов в истории греческой философии и культуры.
37. Сопоставьте место и роль философии права в системе философского знания и в системе юридических наук.
Охарактеризуйте предмет философии права и его взаимосвязь с предметом философии.
38. Социальная философия осмысливает общественно-исторический процесс, то есть последовательное изменение состояний общества.
Перечислите известные Вам подходы к изучению развития общества: укажите их достоинства и недостатки.
Сформулируйте ответ на следующий вопрос: различные взгляды на исторические судьбы общественного развития должны конкурировать в науке или формировать новые теоретические модели, раскрывающие особенности развития современного общества?
Обоснуйте свою позицию.
39. Оцените роль и место общечеловеческих ценностей в профессиональной деятельности юриста.
Сформулируйте философско-методологические основы юридического мышления.
Раскройте значение философии в становлении мировоззрения юриста.
40. Проанализируйте понятия правовой и социальной справедливости в юридической деятельности.
Выделите особенности проявления социальной справедливости в современной российской правовой реальности.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.