ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.
2. Современное состояние физической культуры и спорта.
3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
4. Физическая культура личности. Прикладные особенности физической культуры в различных сферах жизни.
5. Ценности физической культуры. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту.
6. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.
7. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие.
8. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности.
9. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни.
10. Здоровый образ жизни и его составляющие. Требования к организации здорового образа жизни.
11. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.
12. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда.
13. Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания.
14. Основы обучения движениям и совершенствования физических качеств.
15. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка.
16. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации.
17. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.
18. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий.
19. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями.
20. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий.
21. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.
22. Массовый спорт и студенческий спорт, их цели и задачи.
23. Общественные студенческие спортивные организации. Олимпийские игры и Универсиады.
24. Современные популярные системы физических упражнений.
25. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий.
26. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза.
27. Возможные формы организации спортивно-тренировочных занятий в вузе. Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки.
28. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта.
29. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства.
30. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП.
1. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание).
2. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции.
3. Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятия с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулка на лыжах и т.д.).
4. Основы методики самомассажа.
5. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности.
6. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.
7. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и др.).
8. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы).
9. Методика проведения учебно-тренировочного занятия.
10. Методы самооценки специальной физической подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания).
11. Методика индивидуального подхода и применение средств для направленного развития отдельных физических качеств.
12. Основы методики организации судейства по избранному виду спорта.
13. Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.
14. Средства и методы мышечной релаксации в спорте.
15. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.
16. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.
17. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе и контроль за ее эффективностью.
18. Методика применения средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное от работы время.
19. Методы комплектования спортивных команд для участия во внутриВУЗовских и во внешних соревнованиях.
20. Техника выполнения прыжка в длину с места. Методика подготовки.
21. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры
22. Методика подготовки к спортивным соревнованиям. «Спортивный настрой». Участие в соревнованиях.
23. Применение системы физических упражнений конкретного вида спорта для общего физического развития, укрепления морально-волевых качеств личности.
24. Цель, задачи методика проведения общеразвивающих упражнений(ОРУ) в учебно-тренировочном процессе.
25. Профилактика травматизма на занятиях физической культурой
26. Методика развития силовых качеств на занятиях физической культурой.
27. Методика развития гибкости на занятиях физической культурой.
28. Методика развития скоростно-силовых качеств на занятиях физической культурой.
29. Умение оказания страховки при выполнении различных физических упражнений на занятиях по физической культуре.
30. Применение в ОФП упражнений базовых видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, плавание, баскетбол, болейбол, футбол).
ЖЕНЩИНЫ
Тесты Оценка в очках
5 4 3 2 1
Прыжки в длину с места (см) 190 180 168 160 150
Прыжки в длину 365 350 325 300 280
Прыжки со скакалкой (кол-во раз в 1 мин.)
150 140 120 80 50
Наклон туловища из положения лежа на спине согнув ноги, руки за голову (кол-во раз в 1мин.)
50 45 40 30 10
Прыжки в высоту с разбега (см) 120 115 110 105 100
Сгибание-разгибание рук в упоре
лежа(отжимание)
12 10 8 6 4
Подтягивание в висе лежа (перекладина на высоте 90 см)
20 16 10 6 4
Приседание на одной ноге, опора о стену (кол-во раз на каждой)
12 10 8 6 4
Профессионально-прикладная подготовка
Упражнения и тесты разрабатываются кафедрой ОГиЕНД с учетом направлений ВО
МУЖЧИНЫ
Тест Оценка в очках
5 4 3 2 1
Прыжки в длину с места (см) 250 240 230 223 215
Прыжки в длину 480 460 435 410 390
Прыжки в высоту с разбега (см) 145 140 135 130 125
Прыжки со скакалкой 180 160 120 80 40
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)
30 25 20 15 10
Силой переворот в упор на перекладине (кол-во раз)
6 4 3 2 1
Подтягивание на перекладине(кол-во раз)
15 13 11 8 1
В висе поднимание ног до касания перекладины (кол-во раз)
10 7 5 3 2
Профессионально-прикладная подготовка
Упражнения и тесты разрабатываются кафедрой ОГиЕНД с учетом направлений ВО
1. Сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для женщин руки на опоре высотой до 50 см).
2. Подтягивание в висе лежа (высота перекладины 50см.) для женщин.
3. Подтягивание на перекладине (мужчины).
4. Наклон туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (женщины).
5. Опишите требования и продемонстрируйте порядок выполнения прыжков в длину с места.
6. Опишите требования и продемонстрируйте порядок выполнения бега 30м. 60 м.
7. Опишите требования к выполнению бега: мужчины - 2 км, женщины - 1 км (без учета времени).
8. Опишите порядок и требования по тесту Купера (12- минутное передвижение).
9. Опишите порядок и требования к бегу на лыжах: мужчины - 3 км, женщины - 2 км (без учета времени).
10. Опишите требования и продемонстрируйте порядок выполнения упражнения с мячом.
11. Опишите требования и продемонстрируйте порядок выполнения упражнения со скакалкой.
12. Опишите требования и продемонстрируйте порядок выполнения упражнения в висе с подниманием согнутых ног до груди.
1 Полный перечень контрольных упражнений и результаты для оценки их выполнения в очках определяет кафедра общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин с учетом особенностей индивидуальных отклонений в состоянии здоровья у обучающихся.
13. Опишите требования и продемонстрируйте порядок выполнения гимнастического упражнения на гибкость.
14. Опишите требования и продемонстрируйте порядок выполнения гимнастического упражнения на ловкость
15. Опишите требования и продемонстрируйте порядок выполнения гимнастического упражнения на координацию движений.
16. Опишите требования и продемонстрируйте порядок выполнения гимнастического упражнения наклон до касания ладонями пола.
17. Опишите требования и продемонстрируйте порядок выполнения Равновесие на одной ноге («ласточка»).
18. Опишите требования и продемонстрируйте порядок выполнения полушпагата.
19. Опишите требования и продемонстрируйте порядок выполнения гимнастического упражнения наклон назад прогнувшись из упора на коленях. «Мост»
20. Опишите порядок и требования к комплексу общеразвивающих упражнений (ОРУ), рекомендуемых с учетом определенных особенностей индивидуальных отклонений в состоянии здоровья у обучающихся.
1. Опишите порядок и требования к отжиманию от пола в упоре лежа (для женщин и мужчин).
2. Опишите порядок и требования подтягивания в висе лежа для женщин (высота перекладины 50см.).
3. Опишите порядок и требования к подтягиванию на перекладине мужчины.
4. Опишите порядок наклона туловища из положения: лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены.
5. Опишите порядок и правила прыжков в длину с места.
6. Опишите порядок и правила организации челночного бега в спортзале (помещении) на 30м и 60 м.
7. Опишите порядок и требования к организации бега: мужчин – на 2 км, женщин – на 1 км (без учета времени).
8. Объясните сущность теста Купера (по 12- минутному передвижению).
9. Опишите порядок и требования к организации бега на лыжах: мужчины - 3 км, женщины - 2 км (без учета времени).
10. Опишите порядок и требования к выполнению упражнений с мячом при тренировке различных групп мышц.
11. Опишите порядок и требования к выполнению упражнения со скакалкой.
12. Опишите порядок и требования к выполнению упражнения в висе с подниманием согнутых ног до груди.
13. Опишите порядок и требования к выполнению гимнастических упражнений утренней зарядки.
14. Опишите порядок и требования к выполнению физических упражнений в учреждениях в ходе гимнастической паузы для работников умственного труда.
15. Опишите порядок и требования к выполнению физических упражнений на гибкость и координацию движений.
16. Опишите порядок и требования к выполнению физических упражнений на предприятиях в ходе гимнастической паузы для работников физического труда.
17. Опишите порядок и требования к выполнению физических упражнений на отработку равновесия на одной ноге («ласточка»).
18. Опишите порядок и требования к выполнению физического упражнения при разминке перед занятиями физической культурой и спортом.
19. Опишите порядок и требования к выполнению физических упражнений на отработку наклона назад прогнувшись из упора на коленях («мост»).
20. Опишите порядок и требования к выполнению комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ), рекомендуемых с учетом определенных особенностей индивидуальных отклонений в состоянии здоровья у обучающихся (проблемы с опорно-двигательным аппаратом, вывих конечности и др.).