Главная » Глобальные проблемы человечества ГПЧ
Глобальные проблемы человечества ГПЧ
Сборник заданий по дисциплине «Глобальные проблемы человечества»
Задание 1
Изучить главу 1.
Вопрос 1. Из всего многообразия глобальных проблем особо выделяются:
- предотвращение мирового ядерного конфликта и прекращение гонки вооружений;
- преодоление социально-экономической отсталости развивающихся стран;
- энерго-сырьевая, демографическая, продовольственная проблемы;
- охрана окружающей среды, освоение Мирового океана и космоса, ликвидация опасных болезней;
- все перечисленное.
Вопрос 2. Какие отрицательные последствия повлекли за собой научно-техническая и экономическая деятельность в современных условиях?
- резкое увеличение расходования природных ресурсов;
- отрицательное антропогенное воздействие на природу, ухудшение экологических условий жизни людей;
- усиление неравномерности в уровнях социально-экономического развития между промышленно-развитыми и развивающимися странами;
- создание оружия массового уничтожения;
- все перечисленное.
Вопрос 3. Какие типы глобальных проблем выделяет Б.Н. Савченко?
- безопасность, развитие;
- сохранение естественных основ существования;
- справедливость;
- взаимопонимание между различными культурами;
- все перечисленное.
Вопрос 4. Человечество ставит себя перед грозной глобальной катастрофой:
- руководствуясь только задачами экономического порядка;
- наращивая материальное производство;
- рассматривая природу только как объект эксплуатации;
- рассматривая природу только как объект помещения отходов производства и жизнедеятельности;
- все перечисленное.
Вопрос 5. В XVII в. в ходе войн погибли:
- 1,5 млн. человек;
- 3.3 млн. человек;
- 4,5 млн. человек;
- 5,4 млн. человек;
- 6,7 млн. человек.
>
Задание 2 Вопрос 1. Основные региональные театры военных действий находятся:
- в Европе (бывшие республики Югославии);
- в Центральной Америке (Гаити, Никарагуа, Сальвадор);
- в Азии (Афганистан, Ирак);
- в Африке;
- все перечисленное.
Вопрос 2. Военный сектор достигает наибольших размеров:
- в странах Ближнего Востока;
- в странах Среднего Востока;
- в Африке;
- в Центральной Америке;
- все перечисленное.
Вопрос 3. Среди богатейших стран мира военные конфликты:
- не возникали с 1945 г.;
- не возникали с 1947 г.;
- не возникали с 1953 г.;
- не возникали с 1964 г.;
- не возникали с 1969 г.
Вопрос 4. Тенденция к оздоровлению международной обстановки стала набирать силу:
- в первой половине 70-х гг. XX в.;
- во второй половине 70-х гг. XX в.;
- в первой половине 80-х гг. XX в.;
- во второй половине 80-х гг. XX в.;
- в первой половине 90-х гг. XX в.
Вопрос 5. Какие появились новые угрозы международному сообществу?
- международный терроризм;
- угроза распространения ядерного оружия и баллистических ракет;
- перенасыщенность оружием «третьего мира»;
- наркомания;
- все перечисленное.
>
Задание 3 Изучить главу 2.
Вопрос 1. Юридически изобретателем термина «экология» является:
- Э. Геккель;
- Ч. Дарвин;
- Д. Нэсбитт;
- Б. Эбурдин;
- Дж. Ч. Фарман.
Вопрос 2. Под демографическим давлением на природу понимают:
- сельскохозяйственное использование земель;
- рост населения;
- рост крупных городов;
- все вышеперечисленное;
- загрязнение окружающей среды.
Вопрос 3. Современная ситуация на планете Земля характеризуется почти повсеместно:
- загрязнением рек, озер, морей, воздуха;
- захламлением отходами жизнедеятельности людей;
- обеднением или полным исчезновением многих видов животного или растительного мира;
- деградацией почв, опустыниванием, уничтожением лесов;
- все перечисленное.
Вопрос 4. Неблагоприятное воздействие человеческой деятельности распространилось:
- на биосферу;
- на атмосферу;
- на гидросферу;
- на литосферу;
- все перечисленное.
Вопрос 5. Четыре самых теплых года XX столетия пришлись:
- на 50-е гг.;
- на 60-е гг.;
- на 70-е гг.;
- на 80-е гг.;
- на 90-е гг.
>
Задание 4 Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. Какие важные величины в климате планеты может изменить «парниковый эффект»?
- количество осадков;
- направление ветров, слой облаков;
- океанские течения;
- размеры полярных ледниковых шапок;
- все перечисленное.
Вопрос 2. Зона сплошной многолетней мерзлоты перестает существовать при глобальном потеплении:
- на 1°C;
- на 2°C;
- на 3°C;
- на 4°C;
- на 5°C.
Вопрос 3. Максимальная плотность озонового слоя наблюдается:
- на высоте 1-5 км;
- на высоте 6-10 км;
- на высоте 15-26 км;
- на высоте 30-35 км;
- на высоте 35-40 км.
Вопрос 4. Кто является первооткрывателем «озоновой дыры»?
- Дж. Ч. Фарман;
- Ч. Дарвин;
- Э. Геккель;
- Д. Нэсбитт;
- Б. Эбурдин.
Вопрос 5. Где наблюдается явление фотохимического тумана?
- в Мехико;
- в Лос-Анжелесе,
- в Бостоне, в Нью-Йорке;
- в Токио, в Милане;
- все перечисленное.
> >
Задание 5 Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. Эксплуатация АЭС позволяет экономить в мире:
- 100 млн. т нефти ежегодно;
- 300 млн. т нефти ежегодно;
- 400 млн. т нефти ежегодно;
- 500 млн. т нефти ежегодно;
- 600 млн. т нефти ежегодно.
Вопрос 2. Большой объем рубок леса оказывает влияние:
- на радиационный баланс;
- на атмосферную циркуляцию;
- на влажность воздуха;
- на водный режим суши;
- все перечисленное.
Вопрос 3. Каковы основные причины сведения лесных массивов в развивающихся странах?
- традиционная подсечно-огневая система земледелия;
- использование древесины в качестве топлива;
- вырубка лесов на экспорт;
- все вышеперечисленное;
- стихийные бедствия.
Вопрос 4. Тропические леса покрывают:
- 5% земной поверхности;
- 7% земной поверхности;
- 10% земной поверхности;
- 12% земной поверхности;
- 15% земной поверхности.
Вопрос 5. К основным причинам опустынивания относят:
- уничтожение растительности из-за чрезмерного выпаса скота;
- распашка прежних пастбищных массивов;
- вырубка деревьев и кустарников;
- нарушение почвенного покрова в результате строительства и хозяйственной деятельности;
- все перечисленное.
>
Задание 6 Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. Пустынна Сахара «растет» в среднем:
- на 100 м в год;
- на 300 м в год;
- на 500 м в год;
- на 1 км в год;
- на 2 км в год.
Вопрос 2. Самые густонаселенные аридные районы мира находятся:
- в Индии;
- в Кении;
- в Чаде;
- в Индонезии;
- в Китае.
Вопрос 3. Из всего забора свежей воды по России на долю промышленности приходится:
- 4%;
- 13%;
- 34%;
- 49%;
- 63%.
Вопрос 4. Какие экономические районы России находятся на краю экологической пропасти?
- Центральный;
- Северный;
- Уральский;
- Западная и Восточная Сибирь;
- все перечисленное.
Вопрос 5. Большую роль в охране животного и растительного мира могут оказать:
- заповедники;
- заказники;
- национальные парки;
- все вышеперечисленное;
- музеи.
>
Задание 7 Изучить главу 3.
Вопрос 1. Что включает в себя демографическое развитие?
- вопросы природопользования;
- вопросы роста численности населения относительно территории;
- вопросы состояния и качества окружающей природной среды;
- этнические проблемы;
- все перечисленное.
Вопрос 2. Когда начали проводить регулярные переписи населения?
- с XVI в.;
- с XVII в.;
- с XVIII в.;
- с XIX в.;
- с XX в.
Вопрос 3. К числу основных демографических показателей относятся:
- коэффициенты рождаемости и смертности;
- коэффициенты естественного прироста населения;
- коэффициенты младенческой деятельности;
- коэффициенты средней ожидаемой продолжительности жизни;
- все перечисленное.
Вопрос 4. На экономически развитые страны приходится:
- мене 1% прироста мирового населения;
- мене 2% прироста мирового населения;
- мене 3% прироста мирового населения;
- мене 5% прироста мирового населения;
- мене 7% прироста мирового населения.
Вопрос 5. Эпицентр «демографического взрыва» устойчиво перемещается:
- в Африку;
- в Южную Азию;
- в западную Азию;
- в Латинскую Америку;
- в Европу.
Задание 8
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. Районы с экстремальными природными условиями - это:
- аридные области;
- тайга;
- тундра;
- зона влажных тропических лесов;
- все перечисленное.
Вопрос 2. На одного жителя Земли сегодня приходится:
- всего 0,1 га пашни;
- всего 0,2 га пашни;
- всего 0,3 га пашни;
- всего 0,4 га пашни;
- всего 0,5 га пашни.
Вопрос 3. К наиболее весомым результатам мирового процесса урбанизации можно отнести:
- приоритетный рост столиц, центров общемирового значения;
- формирование агломераций;
- развитие мегаполисов;
- все вышеперечисленное;
- нет верных ответов.
Вопрос 4. Потреблением каких природных ресурсов являются города?
- земельных;
- энергетических;
- продовольственных;
- все вышеперечисленное;
- демографических.
Вопрос 5. Какие региональные демографические центры ООн были созданы?
- Международный институт демографических исследований;
- Латиноамериканский демографический центр;
- Каирский демографический центр;
- все вышеперечисленное;
- не создавались вообще.
Задание 9
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. Фонд ООН для поощрения деятельности в области народонаселения (ЮНФПА) был создан:
- в 1966 г.;
- в 1967 г.;
- в 1969 г.;
- в 1971 г.;
- в 1973 г.
Вопрос 2. Одной из первой стран, в которой проводилась общенациональная политика планирования семьи, стала
- Индия;
- Бразилия;
- Ангола;
- Индонезия;
- Мексика.
Вопрос 3. Современное человечество унаследовала от прошлого:
- 100-200 этнических общностей;
- 500-700 этнических общностей;
- 1-2 тыс. этнических общностей;
- 2-3 тыс. этнических общностей;
- 4-5 тыс. этнических общностей.
Вопрос 4. Почти все конфликты, происходящие в наши дни, имеют:
- этнонациональную окраску;
- этнорасовую окраску;
- все вышеперечисленное;
- религиозную окраску;
- политическую окраску.
Вопрос 5. Большое число жителей Земли становятся беженцами вследствие:
- международных конфликтов;
- гражданских войн;
- стихийных бедствий;
- голода и нищеты;
- все перечисленное.
>
Задание 10 Изучить главу 4.
Вопрос 1. До начала XX в. основным энергоресурсом была:
- древесина;
- уголь;
- газ;
- нефть;
- электроэнергия.
Вопрос 2. Интенсивному развитию экономики дала толчок:
- «эра нефти»;
- «эра древесины»;
- «эра газа»;
- «эра угля»;
- все перечисленное.
Вопрос 3. В готовую продукцию превращается только:
- 5% сырья, извлекаемого из недр планеты;
- 10% сырья, извлекаемого из недр планеты;
- 15% сырья, извлекаемого из недр планеты;
- 20% сырья, извлекаемого из недр планеты;
- 25% сырья, извлекаемого из недр планеты.
Вопрос 4. Уровень ресурсообеспечения определяется:
- потенциалом собственной ресурсной базы страны;
- политическими соображениями;
- военно-стратегическими соображениями;
- международным разделением труда;
- все перечисленное.
Вопрос 5. На дне Мирового океана находятся крупные запасы:
- железа;
- марганца;
- меди;
- кобальта;
- все перечисленное.
Задание 11
Продолжить изучение главы 4.
Вопрос 1. Сельскохозяйственные угодья, используемые человечеством для производства продуктов питания, составляют:
- 5% земельного фонда мира;
- 10% земельного фонда мира;
- 20% земельного фонда мира;
- 30% земельного фонда мира;
- 40% земельного фонда мира.
Вопрос 2. Сельскохозяйственные угодья представляют собой:
- пашни;
- луга;
- пастбища;
- все вышеперечисленное;
- леса, болота.
Вопрос 3. Что превращает сельскохозяйственные угодья в неудобные земли?
- промоины;
- рытвины;
- овраги;
- все вышеперечисленное;
- пыльные бури.
Вопрос 4. Общая площадь антропогенных пустынь мира составляет:
- свыше 1 млн. км?;
- свыше 3 млн. км?;
- свыше 5 млн. км?;
- свыше 9 млн. км?;
- свыше 12 млн. км?.
Вопрос 5. Какие катастрофические последствия для всего мира имеет уничтожение лесов?
- сокращается поступление кислорода в атмосферу;
- усиливается парниковый эффект;
- изменяется климат на земле;
- все вышеперечисленное;
- увеличивается «озоновая дыра».
> Задание 12 Продолжить изучение главы 4.
Вопрос 1. Каковы основные причины сокращения лесных ресурсов мира?
- расширение площадей под строительство промышленных объектов, городов, транспортных коммуникаций;
- лес является основным строительным материалом, идет на изготовление мебели, бумаги;
- лес используется как топливо;
- леса сокращаются и деградируют от загрязнения воздушной среды и почв;
- все перечисленное.
Вопрос 2. На поверхностные воды материков приходится:
- 0, 02% от всего объема вод;
- 0, 3% от всего объема вод;
- 0, 5% от всего объема вод;
- 2% от всего объема вод;
- 5% от всего объема вод.
Вопрос 3. Дефицит пресной воды связан:
- с быстрым ростом населения;
- с увеличением расходования запасов пресных вод для нужд сельского хозяйства и промышленности;
- с загрязнением гидросферы;
- со снижением способности водоемов к самоочищению;
- все перечисленное.
Вопрос 4. Какие организмы, обитающие в придонной части океана, объединяет бентос?
- водоросли;
- морские ежи;
- гребешки;
- все вышеперечисленное;
- рыбы.
Вопрос 5. В особо крупных масштабах шельфовая добыча нефти и газа ведется:
- в Персидском заливе;
- в Венесуэльском заливе;
- в Мексиканском заливе;
- в Северном море;
- все перечисленное.
Задание 13
Изучить главу 5.
Вопрос 1. Какие основные группы веществ выделяют в пищевых продуктах?
- воду;
- белки, жиры;
- углеводы;
- витамины, минеральные вещества;
- все перечисленное.
Вопрос 2. Какие единицы теплотворной способности используются?
- калория;
- килокалория;
- все вышеперечисленное;
- грамм веса;
- объем.
Вопрос 3. Когда была создана в рамках ООН Организация по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО)?
- в 1945 г.;
- в 1949 г.;
- в 1951 г.;
- в 1956 г.;
- в 1963 г.
Вопрос 4. Что порождает низкую производительность труда в развивающихся странах?
- слабая материально-техническая база сельского хозяйства;
- зависимость от погоды;
- недостаточное применение удобрений, отсутствие средств химической защиты растений;
- трудности орошения и мелиорации земель;
- все перечисленное.
Вопрос 5. Процесс урбанизации в странах «третьего мира» выражается:
- в быстром росте населения, не участвующего в сельскохозяйственном производстве;
- в оттоке из деревень в города работоспособных жителей;
- в увеличении численности городской бедноты;
- в изменении продовольственных потребностей;
- все перечисленное.
> Задание 14 Продолжить изучение главы 5.
Вопрос 1. Специалисты ФАО и ВОЗ предлагают оценивать энергетические потребности жителя Земли:
- в 1860 килокалорий;
- в 2000 килокалорий;
- в 2400 килокалорий;
- в 3000 килокалорий;
- в 3200 килокалорий.
Вопрос 2. Основу рациона питания жителей Южной и Юго-Восточной Азии составляет:
- рис;
- мясо;
- молочные продукты;
- овощи;
- фрукты.
Вопрос 3. на современной карте мира зона голода охватывает:
- почти всю Африку к югу от Сахары;
- Западную, Южную и Юго-Восточную Азию;
- Карибский бассейн;
- большую часть Южной Америки;
- все перечисленное.
Вопрос 4. В чем выражается экологический кризис в Африке?
- ощущается явный недостаток обрабатываемых площадей;
- ощущается дефицит плодородных почв;
- приобретают хронический характер засухи, продолжается процесс аридизации и опустынивания земель;
- интенсивно идет процесс обезлесения территории, почти повсеместно ощущается дефицит воды;
- все перечисленное.
Вопрос 5. В настоящее время пашней занято около:
- 5% всей площади суши;
- 11%% всей площади суши;
- 15% всей площади суши;
- 20% всей площади суши;
- 23% всей площади суши.
Задание 15
Изучить главу 6.
Вопрос 1. Термин «третий мир» возник:
- в 1960-х гг. во Франции;
- в 1970-х гг. во Франции;
- в 1970-х гг. в Италии;
- в 1970-х гг. в Германии;
- в 1980-х гг. во Франции.
Вопрос 2. «Третий мир» - это общность стран:
- Азии;
- Африки;
- Латинской Америки;
- Океании;
- все перечисленное.
Вопрос 3. Согласно классификации ООН страны мира подразделяются:
- на страны с рыночной экономикой;
- на развивающиеся страны;
- на постсоциалистические и социалистические страны;
- все вышеперечисленное;
- нет такой классификации.
Вопрос 4. В группу развивающихся стран входят:
- более 50 стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании;
- более 50 стран Африки и Азии;
- более 50 стран Латинской Америки;
- более 150 стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании;
- более 200 стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании.
Вопрос 5. Для стран «третьего мира» характерно:
- своеобразная территориальная структура хозяйства;
- особенности расселения, быстрый рост населения;
- гиперурбанизация;
- неграмотность, бедность;
- все перечисленное.
> Задание 16 Продолжить изучение главы 6.
Вопрос 1. На жителей стран «третьего мира» приходится:
- 10% общемирового ВВП;
- 15% общемирового ВВП;
- 18% общемирового ВВП;
- 20% общемирового ВВП;
- 25% общемирового ВВП.
Вопрос 2. На жителей стран «третьего мира» приходится:
- 10% потребления зерновых;
- 18% потребления зерновых;
- 23% потребления зерновых;
- 30% потребления зерновых;
- 37% потребления зерновых.
Вопрос 3. На жителей стран «третьего мира» приходится:
- 3% совокупных общемировых расходов на образование;
- 6% совокупных общемировых расходов на образование;
- 17% совокупных общемировых расходов на образование;
- 23% совокупных общемировых расходов на образование;
- 28% совокупных общемировых расходов на образование.
Вопрос 4. К новым индустриальным странам (НИС) относится:
- Аргентина;
- Египет;
- Бразилия, Мексика;
- Турция;
- все перечисленное.
Вопрос 5. В странах Африки от экспорта товаров и услуг на уплату внешнего долга уходит:
- до 15,5%;
- до 27,5%;
- до 34,5%;
- до 45,5%;
- до 65,5%.
Задание 17
Продолжить изучение главы 6.
Вопрос 1. Основными причинами сокращения производства продовольствия в развивающихся странах является:
- низкий уровень производительных сил и технического оснащения сельского хозяйства;
- архаичность сельского хозяйства;
- недостаточное использование минеральных удобрений;
- слабое развитие инфраструктуры;
- все перечисленное.
Вопрос 2. 40; населения страдают от хронического недоедания:
- в Чаде;
- в Сомали;
- в Мозамбике;
- в Уганде;
- все перечисленное.
Вопрос 3. Что осложняет своевременную доставку продовольствия в районы, пораженные голодом?
- отсутствие портов;
- отсутствие аэродромов;
- отсутствие дорог;
- отсутствие транспортных средств;
- все перечисленное.
Вопрос 4. «Абсолютная бедность» в отчетах МБРР определяется как обнищание, отяжеленное:
- болезнями;
- недоеданием;
- плохими жилищными условиями;
- неграмотностью;
- все перечисленное.
Вопрос 5. Для приготовления пищи и обогрева жилищ используют преимущественно древесное топливо:
- в странах Азии;
- в странах Африки;
- в странах Латинской Америки;
- все вышеперечисленное;
- в странах Европы.
Задание 18
Продолжить изучение главы 6.
Вопрос 1. Что стало причиной роста военных расходов в странах «третьего мира»?
- идеологические конфликты;
- религиозные и этнические разногласия;
- резкое увеличение экспорта оружия;
- все вышеперечисленное;
- внешняя угроза.
Вопрос 2. Среди развивающихся стран военный сектор достигает наибольших размеров:
- в государствах Ближнего Востока;
- в государствах Центральной Америки;
- на Африканском континенте;
- все вышеперечисленное;
- в государствах Европы.
Вопрос 3. Наиболее быстрый и эффективный способ снижения темпов роста населения представляют мероприятия:
- по улучшению положения женщин;
- по расширению доступа к образованию;
- по охране здоровья матери и ребенка;
- по проведению политики планирования семьи;
- все перечисленное.
Вопрос 4. Когда впервые был использован термин «брейн-дрейн»?
- в 1961 г.;
- в 1964 г.;
- в 1971 г.;
- в 1971 г.;
- в 1973 г.
Вопрос 5. Улучшение положения в развивающихся странах:
- окажет благотворное воздействие на аспекты международной жизни;
- стабилизирует мировое хозяйство;
- ослабит социальную напряженность;
- ослабит политическую напряженность;
- все перечисленное.