X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (ЗПЗИ) » Инклюзивная культура в работе юриста (ЗПЗИ)

Инклюзивная культура в работе юриста
Тема 1. Философские основания и принципы инклюзии в обществе
1. Раскройте основные положения концепции инклюзивного общества. Охарактеризуйте принципы социальной инклюзии.
2. Перечислите и охарактеризуйте этапы научного изучения и социальной помощи
людям с инвалидностью.
3. Раскройте значение понятий «инвалид», «лицо с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ). Перечислите категории людей с ОВЗ.
4. Дайте характеристику медицинской и социальной моделям инвалидности. Раскройте идею экстрабилити как основы новой парадигмы инвалидности.
5. Определите понятие «инклюзивная культура общества» и «инклюзивная культура юриста». Дайте характеристику основных компонентов инклюзивной культуры юриста.
Тема 2. Нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты и образования лиц с инвалидностью и ОВЗ
1. Дайте краткую характеристику основных международных документов, закрепляющих права инвалидов и лиц с ОВЗ.
2. Раскройте основы законодательной политики Российской Федерации в отношении лиц с инвалидностью и ОВЗ. Дайте краткую характеристику федеральных законов, регулирующих положение людей с инвалидностью в российском обществе.
3. Охарактеризуйте систему социальной защиты инвалидов, перечислите учреждения социального обслуживания. Раскройте основные льготы, предоставляемые инвалидам, детям-инвалидам, их родителям/ опекунам.
4. Перечислите и дайте краткую характеристику законов, регулирующих обучение детей с ОВЗ. Охарактеризуйте систему специального (коррекционного) и инклюзивного образования.
5. Раскройте права лиц с инвалидностью на получение юридической помощи и на юридическую защиту.
Тема 3. Особенности психофизического развития лиц различных нозологических групп: с интеллектуальными, сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями
1. Назовите категории лиц с ОВЗ, раскройте особенности их развития. Объясните значение терминов «первичный дефект» и «вторичные отклонения».
2. Дайте психологическую характеристику лиц с нарушениями интеллектуального развития. Раскройте причины и виды олигофрении.
3. Дайте психологическую характеристику лиц с задержкой психического развития (ЗПР). Раскройте причины и виды ЗПР.
4. Дайте психологическую характеристику лиц с сенсорными нарушениями (слуха, зрения). Назовите причины и виды нарушений слуха и зрения.
5. Дайте психологическую характеристику лиц с нарушениями речи. Раскройте классификацию речевых нарушений.
6. Дайте психологическую характеристику лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Опишите особенности развития людей с церебральным параличом.
Тема 4. Особенности психофизического развития лиц с комплексными нарушениями, нарушениями эмоционально-волевой сферы и психическими расстройствами
1. Дайте психологическую характеристику лиц со сложным (комбинированным) дефектом. Опишите особенности развития слепоглухих людей.
2. Дайте психологическую характеристику лиц с расстройством аутистического спектра. Назовите причины и типы аутизма.
3. Дайте психологическую характеристику лиц с разными видами психопатии. Определите сходство и различие психопатии и социопатии.
4. Раскройте особенности развития лиц со стойкими психическими расстройствами: шизофренией, паранойей, биполярным аффективным расстройством, эпилепсией.
5. Охарактеризуйте функциональные нарушения психики: невротические расстройства, реактивные состояния, суицидальное поведение.
Тема 5. Технология общения и взаимодействия с людьми, имеющими различные виды нозологических нарушений
1. Опишите особенности взаимодействия и общения с лицами, имеющими нарушения зрения (слепыми и слабовидящими).
2. Опишите особенности взаимодействия и общения с с лицами, имеющими нарушения слуха (глухими и слабослышащими).
3. Опишите особенности взаимодействия и общения с людьми, имеющими выраженные речевые, когнитивные нарушения, психические расстройства.
4. Опишите особенности взаимодействия и общения с маломобильными гражданами, передвигающимися на инвалидных колясках, с помощью костылей, опор и пр.
Тема 6. Условия, обеспечивающие доступность получения юридической услуги людьми с инвалидностью и ОВЗ различной нозологии
1. Дайте краткую характеристику видов доступности (архитектурных, технических, информационных) для инвалидов и лиц с ОВЗ.
2. Дайте краткую характеристику условий (технических, информационных) доступности для инвалидов по слуху.
3. Дайте краткую характеристику условий (технических, информационных) доступности для инвалидов по зрению.
4. Охарактеризуйте вариативные и инвариантные условия доступности (архитектурные, технические) для маломобильных инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
5. Опишите условия доступности (информационные, социально-психологические) получения юридической услуги людьми, страдающими речевыми, когнитивными нарушениями, стойкими психическими расстройствами, а также их
родителями/законными представителями.
Тема 1. Философские основания и принципы инклюзии в обществе
1. По результатам социологического исследования, проведенного РФФИ в 2018 г., две трети (70,4%) опрошенных горожан уверены, что учебные заведения в настоящее время не готовы к внедрению инклюзивного образования. По их мнению, обучаться в общеобразовательных школах со здоровыми сверстниками могут только дети с тугоухостью, слабовидением и заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА).
Дети с выраженными дефектами зрения, слуха, с речевыми и интеллектуальными нарушениями, с аутизмом, должны обучаться в специальных школах. Большинство людей наиболее дружественно относятся к инвалидам по зрению (68,9%), по слуху (65,4%), к имеющим нарушения ОДА (66,1%). Граждане хуже понимают и наименее дружественно относятся к людям с расстройством аутистического спектра и с интеллектуальными нарушениями.
- Оцените результаты социологического исследования по инклюзивной культуре горожан и определите причины, мешающие реализовать принципы инклюзии в российском обществе.
- Предложите способы реализации принципов инклюзивной культуры в организациях, предоставляющих юридические услуги населению.
2. Проанализируйте ситуацию и оцените ее с точки зрения реализации принципов инклюзивной культуры общества.
Мама 8-летнего ребенка с синдромом Дауна обратилась к директору бассейна с письменной претензией, составленной юристом. По согласованию с Центром социального обслуживания с бассейном была договоренность о выделении одной дорожки для детей-инвалидов. Однако когда родительница подошла в бассейне прямо к инструктору, чтобы договориться о тренировках, то услышала следующее: «Мы с такими детьми не занимаемся». Ничего объяснять инструктор при этом не стал, развернулся и пошел прочь.
- На основе анализа законодательства определите, в каких документах отражены права детей с ОВЗ и инвалидностью.
- Укажите, были ли нарушены права ребенка с синдромом Дауна.
Прокомментируйте свой ответ ссылками на конкретные статьи закона.
- Объясните, какая ответственность существует за нарушение прав детей с ОВЗ и инвалидов.
3. Проанализируйте ситуацию, касающуюся вопроса организации инклюзивного образования.
В общеобразовательную школу поступил ребенок с ДЦП, передвигающийся на инвалидной коляске. Умственные способности и саморегуляция у него полностью сохранны, однако наблюдаются дефекты произносительной стороны речи (фонетико-фонематическое недоразвитие). Директор на педсовете предложил коллективу принять решение об отчислении этого ребенка. Причинами отказа в предоставлении образовательных услуг стало отсутствие специальных условий – в школе нет пандусов.
Мать ребенка-инвалида с этим решением не согласилась и собирается обратиться за юридической помощью.
- На основе анализа российского законодательства определите, в каком законе зафиксированы права детей с ОВЗ и инвалидов на инклюзивное образование.
- Опираясь на содержание законов, дайте аргументированный ответ: насколько правомерно решение администрации школы отказать учащемуся с нарушением опорно-двигательного аппарата в предоставлении образовательных услуг.
4. Проанализируйте ситуацию, касающуюся реализации принципов инклюзивного образования.
В 7 классе общеобразовательной школы совместно обучаются дети с нормальным и нарушенным развитием. Из 25 детей четверо имеют ОВЗ разной нозологии (стертая форма ДЦП, слабовидение, задержка психического развития соматогенного генеза, расстройство аутистического спектра). Один из учащихся с ОВЗ по имени Олег имеет следующие особенности: он не общается ни с кем из детей, безразличен к оценкам, к одобрению со стороны педагогов, иногда ведет себя неадекватно ситуации. Учится неравномерно: точные науки даются лучше, гуманитарные - хуже. Одноклассники постоянно подшучивают над ним, провоцируют на конфликтное поведение. Олег никогда не жалуется ни учителям, ни родителям, на насмешки и провокации одноклассников реагирует агрессивно, набрасывается с кулаками на обидчиков. После кибербуллинга устроил драку, в результате которой пострадал зачинщик травли - с перелом носа был доставлен в травмпункт. Родители учащихся поставили перед классным руководителем и директором школы вопрос о переводе Олега на домашнее обучение. Родители Олега с этим не согласны и обвиняют подростков, которые провоцируют их сына на агрессивное поведение.
- Опираясь на характеристику детей с ОВЗ разных нозологических групп, определите, к какой категории относится Олег. Обоснуйте свой ответ, указав первичный
дефект и вторичные нарушения в поведении учащегося.
- Сформулируйте перечень условий, которые помогли бы разрешить конфликтную ситуацию в детском и взрослом коллективах на основе толерантного отношения ко всем учащимся с ОВЗ.
5. Проанализируйте приведенную ниже ситуацию.
К юристу обратилась группа родителей, имеющих детей-инвалидов разных нозологических групп (с сенсорными, речевыми нарушениями, ДЦП). Все они проживают в небольшом городе с численностью населения меньше 50 тыс. человек. Родители хотели бы официально объединиться, чтобы легче было решать проблемы своих детей. Спрашивают, в какой форме им лучше объединить свои усилия для решения общезначимых задач, прежде всего, для обеспечения социальной защиты своих детей?
- Проанализируйте российское законодательство и определите, какие законы гарантируют право граждан РФ на объединение для защиты своих интересов.
- Аргументировано объясните, какая форма объединения будет оптимальной для родителей детей-инвалидов.
- Определите общественные организации схожей направленности и предложите родителям другие способы кооперации усилий для совместного решения проблем детей-инвалидов.
Тема 2. Нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты и образования лиц с инвалидностью и ОВЗ
1. Проанализируйте приведенную ниже ситуацию.
Иванов С.И. служил в органах МВД. Во время исполнения служебных обязанностей он получил травму ноги, в результате которой стал хромать. В настоящее время он является инвалидом II группы.
- Проанализируйте нормативно-правовые документы и определите, имеет ли право Иванов С.И. на пенсию по инвалидности?
- Опираясь на содержание этих документов, объясните, из каких источников будет выплачиваться пенсия.
2. Проанализируйте приведенную ниже ситуацию и дайте аргументированный ответ.
20 августа 2020 г. гр. Косинова Г.В. подверглась разбойному нападению, в результате которого ее здоровью был причинен тяжкий вред. В результате предварительной проверки было установлено, что нападение осуществлено Миняевым П.П., который страдает шизофренией и состоит на учете в психоневрологическом диспансере.
- Проанализируйте законодательство и определите, будет ли возбуждено уголовное дело в отношении Миняева П.П. как лица, страдающего психическим заболеванием?
- Опираясь на законодательные документы, укажите, какая ответственность предусмотрена для лиц, страдающих неизлечимым психическим расстройством.
3. Проанализируйте ситуацию, касающуюся прав инвалида на доступную среду.
В юридическую консультацию обратился гр. Болотов С.Ю.: «Я инвалид-колясочник. ТСЖ вынесло отрицательное решение по моему заявлению об установке пандуса в подъезде жилого дома, в котором я проживаю. Подскажите, пожалуйста, как я могу обжаловать решение ТСЖ?»
- Проанализируйте содержание нормативно-правовых документов и определите, нарушены ли права инвалида-колясочника в данной ситуации.
- Определите, что должен делать Болотов С.Ю., чтобы обжаловать вынесенное решение.
4. Проанализируйте ситуацию, связанную с правами ребенка-инвалида на инклюзивное образование.
К юристу на консультацию пришла мать ребенка 8 лет, страдающего тугоухостью и, как следствие этого, имеющего общее недоразвитие речи 3-й степени. В первом классе общеобразовательной школы он обучался по индивидуальному образовательному маршруту, но, тем не менее, с трудом осваивал материал. В конце учебного года педагогический консилиум предложил матери сходить с ребенком на обследование в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и определить форму обучения.
Педагоги посчитали, что лучше перевести ребенка в специальную (коррекционную) школу 2-го вида (для слабослышащих), однако мать категорически против. Она хочет, чтобы сын продолжал обучаться в общеобразовательной школе, которая расположена рядом с домом, а не возить его в другой конец города. В разговоре с учителями общеобразовательной школы мать настаивала на упрощении учебных заданий для ее ребенка, однако те ответили, что не могут на это пойти.
- Проанализируйте законодательство и аргументировано поясните, нарушены ли права ребенка с тугоухостью на инклюзивное образование?
- Укажите нормативные правовые документы, в которых зафиксированы организации, имеющие полномочия в определении формы обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.
5. Проанализируйте ситуацию, касающуюся нарушения трудовых прав работника с инвалидностью.
К юристу обратился Абрамов И.С., 36 лет, за разъяснениями своих прав. Он инвалид по психическому заболеванию (шизофрения), но продолжает работать. Недавно он сменил место работы – устроился оператором в вычислительный центр банка.
Оказалось, что условиями труда предусмотрены ночные дежурства, однако у него есть медицинские противопоказания. Директор банка не хочет идти навстречу и предлагает перевод на другую должность с гораздо меньшей заработной платой. Абрамова И.С. устраивает характер труда и заработная плата, поэтому он не согласен на другую должность. - Проанализируйте нормативно-правовые документы и определите условия, при которых невозможно привлекать инвалидов к труду в ночное время.
- Предложите Абрамову И.С. порядок действий, позволяющих избежать ночных дежурств при сохранении имеющегося места работы.
Тема 3. Особенности психофизического развития лиц различных нозологических групп: с интеллектуальными, сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями
1. У американца Энтони Роблса имеется врожденный дефект – отсутствие ноги. В детстве он комплексовал из-за своего увечья, но в школе учительница объяснила ему, что каждый человек уникален, нужно работать над собой, и жизнь подскажет выход. После этого разговора Роблс стал прикладывать много усилий, чтобы доказать окружающим людям, что ни в чем не уступает им. Он начал заниматься спортом и в шестом классе выиграл чемпионат школы по отжиманиям. В восьмом классе занялся борьбой и дважды выиграл чемпионат штата среди школьников. Роблс выработал специфическую технику: не имея возможности бороться стоя, он вынуждал соперников на схватку на полу.
Единственную ногу он использовал только для броска на соперника – главное было добраться до корпуса. Будучи студентом университета Роблс выиграл чемпионат Национальной ассоциации студенческого спорта (NCAA). Борец с одной ногой стал первым и единственным победителем-инвалидом в турнире такого класса. В настоящее время он является мотивационным оратором и помогает людям со схожими проблемами находить себя в жизни.
- Определите, о каком психологическом механизме в данном примере идет речь: о компенсации, сверкомпенсации, экстрабилити?
- Опираясь на характеристику людей с инвалидностью, на знание их компенсаторных механизмов, определите экстрабилити:
- глухих людей;
- слепых людей;
- людей с речевыми нарушениями (заикание, дизартрия и др. дефекты речи);
- людей, передвигающихся на инвалидной коляске.
Приведите примеры сверхкомпенсации инвалидов (из литературы, кино и пр.).
2. Опираясь на характеристику нозологических групп инвалидов и лиц с ОВЗ, определите, о каком виде нарушения идет речь в следующем примере. Обоснуйте свой ответ, определив первичный дефект и вторичные нарушения.
За кражу в супермаркете был задержан Алеша М., 9 лет, ученик 1 класса общеобразовательной школы. Разговаривая с инспектором отдела по делам несовершеннолетних, родители сообщили, что в данный момент Алексей по причине глубокой неуспеваемости был направлен в психолого-медико-педагогическую комиссию для определения формы обучения. В ходе беседы выяснилось, что развитие Алеши проходило с большой задержкой: ходить начал в полтора года, речь появилась к трем годам, долго оставалась косноязычной, с бедным запасом слов. В дошкольном возрасте не умел слушать сказки, не понимал их смысл. В школу пошел с 7 лет. В первом классе проучился два года, но действия сложения и вычитания усвоил только в пределах десяти, писал с огромным количеством грамматических ошибок. Учительница жаловалась на то, что Алеша не понимает смысл простых арифметических задач, пословиц, у него нарушены пространственные представления, имеется общее недоразвитие речи.
3. Опираясь на характеристику нозологических групп инвалидов и лиц с ОВЗ, определите, о каком виде нарушения идет речь в следующем примере. Обоснуйте свой ответ, определив первичный дефект и вторичные нарушения. В психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) был направлен Максим 7 лет. Он не знал ни одной буквы, ни одной цифры, речь его была для окружающих непонятна. Максим не понимал и не мог выполнить предложенные ему диагностические задания. Со слов матери выяснилось, что до 7 месяцев сын развивался нормально, реагировал на звуки. В 7-месячном возрасте Максим перенес скарлатину в тяжелой форме, после чего у него начался гнойный двусторонний отит и воспаление шейных желез. В детстве он также болел корью, воспалением легких и др. болезнями Мать отметила, что после заболевания скарлатиной Максим стал отставать в развитии. Он постепенно перестал лепетать, на звуки обычной громкости не реагировал, впоследствии речь у него не развивалась
4. Опираясь на характеристику нозологических групп инвалидов и лиц с ОВЗ, определите, о каком виде нарушения идет речь в следующем примере. Обоснуйте свой ответ, определив первичный дефект и вторичные нарушения.
Саша П., 15 лет. Происходит из наследственно не отягощенной семьи. Развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте протекало нормально. В школу пошел с 7 лет, хорошо учился. В 12-летнем возрасте у Саши начали появляться утомление, головные боли, легкое снижение зрения. Все это сказывалось на его учебе в виде оптических ошибок в письме и чтении. Однако хорошее интеллектуальное развитие позволяло Саши успешно учиться. В начале 8 класса его состояние настолько ухудшилось, что он оказался не в состоянии обучаться в школе. При медицинском обследовании было констатировано наличие опухоли мозга, по поводу которой Саша был оперирован. После операции острота зрения упала за счет атрофии зрительного нерва. Интеллектуально и эмоционально Саша сохранен. У него отмечаются лишь редкие приступы головных болей и повышенная утомляемость.
5. Опираясь на характеристику нозологических групп инвалидов и лиц с ОВЗ, определите, о каком виде нарушения идет речь в следующем примере. Обоснуйте свой ответ, определив первичный дефект и вторичные нарушения.
Аня Л., 7 лет, была направлена в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для постановки диагноза и определения формы обучения. В период беременности мать девочки находилась в сложных условиях. Роды были затяжные, со стимуляцией. Первые 3 года Аня содержалась в Доме ребенка. Плохо развивалась физически, имелась задержка в речевом развитии – первые слова появились в 2,5 года.
После 3 лет Аня воспитывалась в семье. Все это время девочка много болела: коклюш, тонзиллит, корь, порок сердца ревматоидного происхождения. В дошкольный период у нее также отмечалась задержка в развитии речи. Специалисты ПМПК выяснили, что Аня неотчетливо произносит звуки, смешивает их, говорит невнятно, артикуляционный аппарат плохо развит. Медицинское обследование выявило органическую недостаточность иннервации речевого аппарата, что привело к невнятности, косноязычию. Интеллект девочки в пределах возрастной нормы, но ее общее развитие несколько задержано. Также у Ани отмечается вялость, отвлекаемость и утомляемость.
Тема 4. Особенности психофизического развития лиц с комплексными нарушениями, нарушениями эмоционально-волевой сферы и психическими расстройствами
1. Опираясь на характеристику нозологических групп инвалидов и лиц с ОВЗ, определите, о каком виде нарушения идет речь в следующей ситуации.
Обоснуйте свой ответ, определив первичный дефект и вторичные нарушения. Педагогический коллектив общеобразовательной школы решает вопрос о переводе ученика Игоря Т., 12 лет, на домашнее обучение из-за плохой адаптации к условиям школьного коллектива. Игорь почти не контактирует с детьми, из-за чего возникли проблемы взаимоотношений с одноклассниками – мальчик стал объектом насмешек и издевательств со стороны других учащихся. С учебной программой Игорь справляется неравномерно: если по математике – лучший в классе, то в графической деятельности неуспешен (неразборчивый почерк), испытывает трудности при ответе у доски. В коллективе адаптирован недостаточно: все понимает буквально, не воспринимает шуток, раним. Дети его часто обижают, но на обидчиков он не жалуется, хотя вступает в конфликты и даже дерется с одноклассниками.
2. Опираясь на характеристику нозологических групп инвалидов и лиц с ОВЗ, определите, о каком виде нарушения идет речь в следующем примере. Обоснуйте свой ответ, определив первичный дефект и вторичные нарушения. На учет в инспекции по делам несовершеннолетних был поставлен Дима З., 12 лет. Подросток неоднократно проявлял агрессию и избивал одноклассников. Из разговора с матерью инспектор выяснил, что наследственность Димы отягощена. Его отец, который уже несколько лет не живет в семье, по характеру вспыльчивый, придирчивый, требовательный и скупой. Бабушка по линии отца страдала эпилепсией. Уже с детского возраста в поведении Димы отмечались трудности: он часто устраивал истерики, любил командовать, требовал подчинения от окружающих, отбирал игрушки у детей, избивал сестру. Дима глубоко застревает на своих переживаниях, долго помнит обиды,
злопамятен, мстителен.
3. Опираясь на классификацию и характеристику нозологических групп инвалидов и лиц с ОВЗ, определите, о каком виде нарушения идет речь в следующем примере. Обоснуйте свой ответ, определив первичный дефект и вторичные нарушения.
Из-за участия в треш-стримах и употребления спиртных напитков в комиссию по делам несовершеннолетних была направлена Наташа Л., 16 лет, ученица 10 класса общеобразовательной школы. Классный руководитель пояснила, что родители девочки развелись, так как отец страдал алкоголизмом. У матери есть склонность к истерическим реакциям. Наташа единственный ребенок, и мать ее балует, не реагирует правильно на все капризы и выходки. Наташа эгоцентрична, раздражительна, лжива, склонна к выдумкам, неряшлива при выполнении школьных заданий, если ей что-то запрещают, устраивает бурные истерики. Она стремится всегда быть в центре внимания, занять командное положение в классе. Трудности в поведении Наташи также обусловлены не только постоянной истеричностью, но и стремлением приукрасить свою личность, вызвать к себе интерес хвастовством, ложью, немотивированными антисоциальными поступками.
4. Определите характер психического заболевания человека.
Обоснуйте свой ответ, указав характерные признаки в поведении этого человека. В районное отделение полиции пришла молодая женщина Екатерина Н., 34 лет, чтобы написать заявление на свою мать, которая не дает ей деньги (пенсию по инвалидности) и хочет лишить права на квартиру. Также девушка пожаловалась на соседей, которые пытаются ее выжить из дома. Соседи из квартиры справа, когда ее нет дома, крадут вещи, уносят еду. Жильцы другой квартиры установили аппаратуру (в подъезде видны провода), чтобы управлять ее сознанием. В процессе беседы участковый обратил внимание на взгляд посетительницы, устремленный «вглубь», амимичное лицо и несколько бессвязную, путанную речь (перескакивание с мысли на мысль), а также на односложные ответы и длительные паузы.
5. Определите, о каком типе расстройства личности идет речь в следующем описании.
Обоснуйте свой ответ, указав характерные признаки этого личностного расстройства.
Внешне этот человек может выглядеть репрезентабельно, занимать высокую должность и быть обаятельным. И только в результате длительного общения можно заметить дефекты развития личности: отсутствие способности к глубоким чувствам, прежде всего к состраданию, отсутствие совести, склонность ко лжи и манипуляциям.
Этот человек живет ради личной выгоды и охотно использует других людей для решения своих проблем. Помимо эгоизма и эгоцентризма, у него сильно завышены представления о своих способностях, он часто критикует окружающих, заставляет их чувствовать себя виноватыми. От его поведения, прежде всего, страдают родные и близкие люди, добрые чувства которых он беззастенчиво эксплуатирует.
Тема 5. Технология общения и взаимодействия с людьми, имеющими различные виды нозологических нарушений
1. Проанализируйте ситуацию общения с человеком, имеющим дефекты слуха.
В юридическую службу за консультацией обратился Иван Ю. с выраженной тугоухостью. Однако из-за неразборчивости речи никто из персонала организации просьбу посетителя не понял и не смог оказать ему юридическую услугу.
- Опираясь на знание психофизических особенностей людей с нарушениями слуха (с тугоухостью), определите, какие способы и приемы необходимо использовать юристу при общении с этой категорией клиентов.
- Предложите альтернативные способы коммуникации, которые можно использовать при общении со слабослышащими и глухими людьми.
2. Проанализируйте приведенную ниже ситуацию и предложите руководителю вариант действия.
В 2020 году в одну из Юридических консультаций обратился Игорь К., 22 лет, с комплексными нарушениями здоровья (основной диагноз ДЦП с нарушением нижних конечностей, имеется также речевой дефект – дизартрия). Юрист-консультант, который осуществлял взаимодействие с данным клиентом, находился в ситуации затруднения и не смог полностью решить все необходимые вопросы, которые возникли в процессе общения. Мама молодого человека была недовольна отношением к её сыну, теми способами работы, которые юрист использовал в своей деятельности (постоянно переспрашивал, просил говорить четче и т.п.), обвинила его в нетактичном обращении, и написала соответствующую жалобу руководителю.
- Опираясь на знания о психофизических особенностях лиц с комплексными нарушениями, в том числе, страдающих церебральным параличом, объясните правила, которыми должны руководствоваться юристы при взаимодействии и общении с этой категорией инвалидов.
- Определите порядок действий руководителя Юридической консультации в разрешении конфликтной ситуации.
3. Проанализируйте приведенную ниже ситуацию и ответьте на вопросы.
В суде рассматривается дело о заливе квартиры в многоквартирном доме. В судебном заседании в качестве ответчика планируется присутствие человека с нарушениями слуха (с врожденной глухотой).
- Опираясь на знания о психофизических особенностях лиц, имеющих нарушения слуха, обоснуйте эффективные способы коммуникации, которые необходимо использовать при общении с данной категорией инвалидов.
- Определите, какие специальные условия (технические, психологические) необходимо создать в зале судебного заседания для того, чтобы человек с нарушениями слуха полноценно участвовал в заседании.
4. Проанализируйте ситуацию, сложившуюся в трудовом коллективе одной из юридических организаций и примите решение.
В трудовом коллективе появилась новая сотрудница Ирина К., 46 лет. Достаточно скоро выяснилось, что у нее трудный характер. Если ее что-то не устраивало, то сразу же начинала бурно выяснять отношения с коллегами. Помимо импульсивности и агрессивности, она постоянно интригует, распространяет сплетни про коллег, стравливает их между собой, обманывает по поводу и без. Сотрудники отдела неоднократно обращались к своему руководителю, пожилому мужчине, с просьбой как-то повлиять на Ирину К., однако тот отмахивался: «Это все ваши женские штучки, разбирайтесь сами».
Ирина К., в свою очередь, убеждала руководителя, что виноваты сами коллеги, умело манипулировала им. В коллективе сложились нездоровые отношения: все понимают, что Ирина К. – истеричная, лживая манипуляторша, но сделать ничего не могут.
- Объясните, с чем может быть связано конфликтное поведение Ирины К.? Есть ли у нее какое-то личностное расстройство или речь идет о простой невоспитанности?
- Предложите руководителю порядок действий, которые он может предпринять в данной ситуации, чтобы нормализовать отношения в трудовом коллективе.
5. Проанализируйте приведенную ниже ситуацию и ответьте на вопросы.
В судебном заседании в качестве истца планируется присутствие мужчины с нарушением зрения (слепорожденного).
- Опираясь на знания о психофизических особенностях лиц, имеющих нарушения зрения (слепоту), обоснуйте эффективные способы предоставления информации истцу.
- Определите, какие специальные условия (технические, психологические) необходимо создать в зале судебного заседания для того, чтобы человек с нарушениями зрения полноценно участвовал в заседании
Тема 6. Условия, обеспечивающие доступность получения юридической услуги людьми с инвалидностью и ОВЗ различной нозологии
1. Проанализируйте ситуацию, касающуюся прав маломобильных граждан на перелет.
В мае 2021 г. случился инцидент. На рейс Москва–Калининград представители авиакомпании «Победа» отказались пускать двух колясочников. Оба – бывшие спортсмены, получили травмы, занимаясь экстремальными видами спорта. В качестве довода сотрудники авиакомпании вначале назвали мощные аккумуляторы, которые были установлены на инвалидных колясках, потом, когда пассажиры предоставили технические характеристики колясок, озвучили новую причину – жидкий свинцово-кислотный состав аккумуляторов, который можно отнести к опасным грузам. В итоге, в Калининград колясочники прилетели позже и уже самолетом другой авиакомпании. По прилету они обратились в правоохранительные органы, так как не понимали, каким образом им возвращаться домой – на руках у них были купленные заранее билеты той же авиакомпании «Победа», которая отказала им в перелете.
- Проанализируйте нормативно-правовые документы, в которых зафиксированы правила перелета маломобильных пассажиров, и определите, нарушила ли авиакомпания права инвалидов-колясочников?
- Определите, какие санкции ожидают авиакомпанию по результатам прокурорской проверки в случае нарушения прав инвалидов-колясочников.
2. Проанализируйте ситуацию, связанную с организацией доступной среды в учебном заведении.
Студенты одного из московских вузов выложили в интернет видео, в котором засняли, как они заносят на руках своего однокурсника Глеба К., инвалида-колясочника, в аудиторию, расположенную на третьем этаже здания. Делают они так уже несколько месяцев, потому что преподаватель (пожилая женщина, профессор) отказывается проводить занятия на первом этаже, так как там холодно. Глеб болен ДЦП, также у него имеется дефект зрения (различает одним глазом только контуры предметов). При этом он прекрасно учится, знает 4 языка, играет на нескольких музыкальных инструментах. Мать студента-колясочника написала жалобу в ректорат, и Глебу предложили перейти на индивидуальное домашнее обучение. Он на это не согласился, так как для него очень важно общаться с одногруппниками.
- Проанализируйте содержание законодательства и определите, какие права студента с инвалидностью нарушены.
- Опираясь на нормативно-правовые документы, определите порядок неотложных мер, которые следует предпринять администрации вуза, чтобы здание было адаптировано под нужды обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
3. Проанализируйте ситуацию, касающуюся права инвалида на разумные приспособления.
К юристу за консультацией обратился инвалид 1 группы с нарушением опорно-двигательного аппарата. В беседе он рассказал, что передвигаться может только с помощью инвалидной коляски. Проживает в квартире, которая находится на первом этаже и которая, согласно техническому заключению, может быть оборудована отдельным входом. С этой просьбой он обратился к председателю ТСЖ, однако тот отказал в оборудовании отдельного входа и установке пандуса. Инвалид с этим решением не согласен и спрашивает, что ему делать дальше.
- Проанализируйте законодательство и дайте аргументированный ответ на вопрос: имеет ли инвалид право на оборудование отдельного входа в квартиру многоквартирного дома.
- Определите юрисдикционные органы, в которые следует обратиться инвалиду для решения этого вопроса.
4. Проанализируйте приведенную ниже ситуацию и ответьте на вопросы.
На консультацию к юристу пришел Иван П. Он рассказал, что является инвалидом 1 группы, по состоянию здоровья может передвигаться только с помощью инвалидной коляски. Также он имеет автомобиль. Во дворе дома, в котором Иван П. проживает, имеется достаточное количество парковочных мест, но не выделено ни одного места для стоянки транспортных средств инвалидов. В связи с этим Иван П. попросил председателя ТСЖ решить вопрос о выделении места для стоянки транспортного средства инвалидов с нанесением соответствующей разметки. Однако тот ему отказал.
- Проанализируйте законодательство и определите нормативно-правовые документы, на которые должен опираться юрист, защищая права инвалида по созданию разумных приспособлений в сфере доступности.
- Сформулируйте перечень условий, при которых требования инвалида могут быть невыполнимы.
5. Проанализируйте приведенную ниже ситуацию, касающуюся нарушения прав инвалида на доступную среду.
Сидоров А.А. обратился в суд с иском к ИП Багдасарова А.Г. о защите прав потребителя. По состоянию здоровья он вынужден передвигаться на инвалидной коляске.
Для совершения покупок подъехал к магазину «Хозтовары», однако не мог в него попасть в виду отсутствия пандуса и кнопки вызова администратора.
- Проанализируйте законодательство и определите, какими нормами права должен руководствоваться судья для принятия решения.
- Сформулируйте перечень условий, при которых суд может отклонить требования истца.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.