X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (ЗПЗИ) » История государства и права России (ЗПЗИ)

История государства и права России
1. Дайте определения предмету истории государства и права России, охарактеризуйте методологию науки, периодизацию и школы о формировании и развитии российской государственности.
2. Дайте краткую характеристику древнерусского государства как раннефеодальной монархии, описав развитие и особенности.
3. Охарактеризуйте «Русскую правду» в системе редакций и проанализируйте развитие источников права раннефеодального права.
4. Дайте краткую характеристику государственного устройства русских земель в период феодальной раздробленности (XII-XV вв.). Охарактеризуйте развитие местного законодательства Новгорода и Пскова (XIII-XV вв.).
5. Расскажите о влиянии государственно-правовых систем Востока и Запада на русские земли (Золотая Орда, Литва).
6. Изложите последовательность процесса образования русского централизованного государства, особенностей его устройства (XV-1 пол. XVI вв.).
7. Охарактеризуйте кодификацию русского феодального права в XV-XVI вв. Сравните развитие судебников по источникам и институтам.
8. Раскройте сущность сословно-представительной монархия в России. Охарактеризуйте государственные преобразования Ивана IV и роль Земских Соборов.
9. Дайте краткую характеристику Соборного Уложения в системе источников, структуры и институтов права. Сформулируйте значение Соборного Уложения и Новоуказных статей в развитии законодательства второй половины XVII в.
10. Опишите предпосылки возникновения и особенности абсолютизма в России. Охарактеризуйте государственные и общественные реформы Петра I первой четверти XVIII в.
11. Раскройте сущность российской правовой системы I пол. XVIII в. и значение Артикулов Петра I. Охарактеризуйте развитие источников права.
12. Охарактеризуйте государственную и правовую политику Екатерины II. Дайте определение идеологии просвещенного абсолютизма.
13. Опишите значение государственных реформ I половины XIX в. Роль М.М. Сперанского в развитии идей российского конституционализма.
14. Изложите последовательность и основные положения кодификационной работы в первой половине XIX в. и дайте характеристику Свода законов Российской империи.
15. Изложите основные положения Уголовного законодательства 1845 г., его редакции.
16. Раскройте сущность Великих реформ 60-70-х гг. XIX в., их государственное и правовое значение в модернизации Российской империи.
17. Дайте общую характеристику судебной реформы 1864 г. через анализ судебных уставов. Раскройте принципы и систему источников процессуального права.
18. Дайте общую характеристику состояния российской правовой системы во второй половине XIX в. и начале XX в, тенденции развития.
19. Охарактеризуйте цели и задачи политики контрреформ 80-90-х годов XIX в. и значение в развитии страны.
20. Опишите конституционный парламентаризм в России в начале XX в. в положениях Основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г..
21. Дайте общую характеристику государства и права России в период буржуазно-демократической революции (февраль-октябрь 1917 г.).
22. Охарактеризуйте процесс становление советского государства и права в период от октября 1917 – начала 1920 гг.
23. Охарактеризуйте цели и принципы принятия первой советской конституции 1918 г. и проведение политики «военного коммунизма».
24. Раскройте сущность идеи, проектов образования советского союзного государства и закрепление положений в Конституция СССР 1924 г.
25. Охарактеризуйте цели и принципы государственной советской политики в период 1921-1929 гг.
26. Охарактеризуйте становление и развитие правоохранительной системы в период 1922-1953 гг.
26. Изложите последовательность и основные положения первой советской кодификации права (кодексов) 1920-х гг.
27. Охарактеризуйте Конституцию СССР 1936 г. Раскройте основные положения государственной и политической системы.
28. Раскройте сущность мобилизационной системы в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в системе государственных и правовых решений.
29. Дайте общую характеристику изменений в государственной и правовой системе послевоенного периода (1945-1953 гг.) в СССР.
30. Охарактеризуйте цели и принципы начало советской кодификации в конце 1950 - начале 1960-х гг., принятие новых кодексов в РСФСР.
31. Охарактеризуйте Конституцию СССР 1977 г., раскрыв сущность понятия «развитый социализм». Раскройте развитие прав и свобод граждан.
32. Изложите последовательность и основные положения второй советской кодификации в 70-80-е гг. XX в. (Тема 12).
33. Дайте характеристику реформ государственной и правовой системы СССР в период политики «перестройки».
34. Раскройте сущность правовых основ создания СССР и юридический аспект распада советского государства.
35. Охарактеризуйте заключение федеративного договора в 1992 г. и развитие федеративного устройства Российской Федерации.
36. Опишите сущность правовой реформы в Российской Федерации в связи с принятием Конституции 1993 г.
37. Дайте характеристику основ судебной реформы в РФ, раскрыв конституционные принципы, структуру и историко-правовую преемственность в системе институтов права.
38. Опишите значение государственных реформ в период 1991-2020 гг. для становления Российской Федерации.
39. Сформулируйте достижения и недостатки социалистической правовой системы в период 1917-1991 гг.
40. Охарактеризуйте развитие государственного строя Российской Федерации. 2.2. Перечень вопросов к экзамену
1. Ночью в доме знатного боярина поймали вора. Слуги боярина накрепко связали ему руки и ноги пеньковой веревкой, заперли в сарае на улице. Соседи все видели. Утром, когда ворота открыли, вор оказался мертвым.
Поясните, на основе редакции Пространной Русской Правды имеет ли место нарушение закона или нет?
Разъясните, при каких обстоятельствах могли слуги боярина убить вора в доме?
Проанализируйте все элементы состава правонарушения в данной ситуации для проведения судебного разбирательства княжеским судом с указанием стадий.
2. После смерти крестьянина Никодима из его близких родственников остались: супруга, двое сыновей и дочь (в доме не проживала, так как была замужем). «Духовной грамоты» Никодим не оставил. Члены семьи на семейном «совете» решили разделить имущество отца поровну.
Объясните режим наследования имущества по Пространной Русской Правде в зависимости от происхождения лица и его правового статуса. Поясните порядок выделения долей из наследственной массы, если бы Никодим оставил завещание.
Сопоставьте и раскройте статус женщины (супруга, дочь, мать) в системе наследования имущества в древнерусском праве на основе церковных княжеских уставов.
3. Посадский человек Михаил предоставил в аренду крестьянину Давыду участок земли сроком на три года, что и было записано в грамоте. Через пять лет после заключения договора посадский, не переписывая грамоту, потребовал от арендатора возвращения ему участка. Крестьянин отказался, считая участок своей землей.
Выделите на основании Псковской судебной грамоты формы заключения сделок и их последствия в зависимости от нее.
Поясните ход судебного разбирательства при принятии решения.
Охарактеризуйте формы судебного производства Новгородской и Псковской феодальных республик.
4. Поясните, какая из двух ситуаций с большей достоверностью моделирует положение статьи 86 Псковской судной грамоты:
1. родственники умершего изорника уже вступили в права наследников и фактически владеют имуществом покойного. Они предъявляют претензии к господину, взявшему в счет подмоги коня из имущества изорника;
2. до продажи имущества умершего изорника феодалом объявились родственники, желающие принять наследство. Законодатель возлагает на них долговые обязательства изорника перед господином и запрещает им предъявлять господину претензии.
Подготовьте подачу иска по смоделированной ситуации на основе принципов судебного производства Новгорода и Пскова.
Аргументируйте использование терминов «вотчина», «кормля», «наймит», «посул», «изорник», «позовник» в ситуационной задачи.
5. В летописном источнике: «В лето 1257. Той же зимой приехали численники, сочли все земли: Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и сотников, и тысячников, и темников, и ушли в Орду; не считали лишь игуменов, чернецов, попов и клирошан».
Поясните, зачем ордынцы «поставили десятников, и сотников, и тысячников, и темников» и что представляла собой система управления русскими землями?
Опираясь на текст документа, определите сущность и содержание ордынской дани.
Систематизируйте виды документов (грамот) которые регламентировали отношения между Ордой и русскими землями. Раскройте их правовое предназначение.
6. В 1413 г. двоюродные братья Ягайло и Витовт заключили между собой Городельский союз (унию). По ее условиям: стороны должны были выбирать правителей лишь по взаимному соглашению и никак по-другому; литовская знать, исповедовавшая христианство по западному образцу, получала те же права и привилегии, что и польские феодалы; наследованные должности стали доступными лишь католикам.
Проанализируйте правовые последствия для формирования формы правления Великого княжества Литовского и Польского королевства.
Сформулируйте правовой статус православной церкви на территории Литвы.
Дайте характеристику источников права Великого княжества Литовского.
7. Во время набега казанских татар в 1495 г. в плен был захвачен холоп по имени Фрол боярина Муромского. Фрол находился в плену около трех лет, а затем ему удалось бежать. После побега он добрался до Великого Новгорода, где стал заниматься плотницкими работами. Однажды Муромский, находясь по своим делам в Великом Новгороде, случайно встретил Фрола на торгу и потребовал, чтобы тот вернулся к нему. Фрол отказался это сделать, тогда боярин сказал, что вернет холопа принудительно.
Объясните обязан ли Фрол добровольно возвращаться к своему хозяину по Судебнику 1497 г.?
Определите порядок наказания в случае принудительного возвращения холопа и ждет ли Фрола наказание, если он решит добровольно вернуться.
Проанализируйте порядок и правовые основания для возвращения холопа хозяину по нормам Судебника 1497 г..
8. Крестьянин Филипп самовольно переставил межевой знак, захватив тем самым часть боярской земли.
Определите какая ответственность о нарушении межевых знаков в Судебнике 1497 г.?
Сформулируйте статус земельной собственности в зависимости от правового статуса владельца по Судебнику 1497 г..
Какие иски по статьям 61–65 Судебника 1497 г. можно подать?
9. Кому по Судебнику 1550 г. отойдет наследство человека, умершего без духовной грамоты, если: а) остался сын и вдова умершего; б) остались две дочери.
Дайте характеристику разницы между наследованием по закону и по завещанию.
Составьте духовное завещание дворянина и поясните порядок его оформления по Царскому судебнику.
Укажите, какие наказания следовали за подделку завещания?
10. Холоп Андриян, подвергнутый пытке за церковную кражу, показал на смерда Архипа как на своего подельника.
Разъясните как должен был действовать суд Московского централизованного государства в отношении Архипа в том случае, если он раньше уже наказывался за кражу и в том случае, если до этого в отношении него не было обвинений?
Проведите различие межу видами краж и наказаниями по Судебникам 1497 и 1550 гг.
Укажите виды церковных преступлений по Судебникам и Соборному Уложению.
11. Укажите, какие институты уголовного права закреплены в Соборном Уложении 1649 г.:
1) ст. 198 гл. X; 2) ст. 200 гл. X; 3) ст. 226, 227, 228 гл. X; 4) ст. 283 гл. X; 5) ст. 20 гл. XX; 6) ст. 19 гл. XXII.
Раскройте их в системе уголовно-правовых отношений XVII в.
Систематизируйте преступления, их виды по мере общественной опасности.
Приведите пример государственного преступления, разобрав восстание Степана Разина.
Укажите статьи, применяемые при вынесении приговора.
12. Посадский человек Иаким Скороходов занял под 10% годовых у купца Ивана Ермолаева 30 руб. Заемная кабала (договор займа) была оформлена с соблюдением всех формальностей на 3-летний срок. По истечении срока, ссылаясь на отсутствие необходимый суммы, Скороходов попросил отсрочить выплату. Купец отказал в отсрочке и обратился в суд с иском.
Объясните в рамках какой нормы Ермолаев, мог обратиться в суд о взыскании долга с должника?
Определите можно ли было дать отсрочку Скороходову и не доводить дело до судебного разбирательства?
Аргументируйте, какой порядок исполнения решения суда предусматривался в Соборном Уложении 1649 г.?
13. Стрелец одного из Московских полков Семен Иванов, недовольный размером жалованья и постоянными задержками его выплаты, кричал в кабаке: «Какое жалованье – такая и служба! Сколько платит, столько и царствует!». По указке кабатчика стрелец был схвачен приставами и брошен в застенок Приказа Тайных Дел.
Укажите как будут квалифицированы действия стрельца по Соборному Уложению 1649 г.?
Проанализируйте на основе Уложения процесс «слово и дело».
Спрогнозируйте ситуацию, если аналогичные действия были осуществлены боярином, дворянином, дьяком и крестьянином.
14. Рядовой Федоскин участвовал в операции по захвату шведской крепости Роннебург в шведской Ливонии. После того, как командованием было дано разрешение грабить город, Федоскин проник в дом, принадлежащий коменданту шведской крепости, и вынес оттуда позолоченный кубок для вина. Командиру Федоскина поручику Голицыну понравилась добыча солдата, и он отобрал кубок у своего подчиненного, сказав, что данная вещь больше нужна офицеру, чем солдату – «неотёсанному» мужику.
Укажите насколько законным был приказ командования о разграблении крепости?
Определите вправе ли был Голицын отбирать трофей у подчиненного? Укажите статьи по Артикулу 1715 г.?
Аргументируйте, есть ли юридические основания у солдата вернуть свой трофей по Воинскому Артикулу 1715 г. (глава XIV)?
15. Помещик Скворцов, имевший двоих сыновей от разных жен, свое недвижимое имущество (3 деревни с 600 крестьянскими душами) завещал старшему сыну, а младшему выделил 2000 руб. и драгоценности его матери. После смерти отца младший сын подал в суд иск, оспаривающий завещание, указав, что одна деревня и 120 душ крестьян –
приданое его матери.
Разъясните какое решение должен вынести суд на основании Указа о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ от 23 марта 1714 г.?
Сформулируйте систему движимого и недвижимого имущества дворянского сословия и порядок наследования в первой половине XVIII в.
Укажите, какие вещные права представлены Жалованной грамотой 1785 г.?
16. Солдат Семеновского полка был пойман на воровстве курицы стоимостью 3 руб. 5 алтын. На следствии выяснилось, что он был уличен в подобном деянии 4 раза. Мнения судей разделились. Одни настаивали на смертной казни, а другие – на телесном наказании.
Истолкуйте какое же решение может вынести суд и какой инстанции?
Классифицируйте судебную систему и формы судопроизводства в первой половине XVIII в.
Охарактеризуйте развитие источников военного уголовного законодательства.
17. Создавая новые полицейские органы на основе Устава благочинья или полицейского 1782 г., местные власти уездного города Белгорода во главе своей управы Благочинения назначили полицеймейстера.
Разъясните правомерно ли поступили власти уездного города, приведите статьи и положения закона?
Создайте схему полицейской системы второй половины XVIII в. и функционала правоохранительных органов Российской империи.
Раскройте функции полиции в системе правоохранительных органов XVIII в.
18. На земле дворянина Фонвизина в 1787 г. были обнаружены запасы железной руды. Губернатор прямо заявил Фонвизину, что идет война и найденное железо необходимо государству для оборонных целей и пригрозил ему весьма серьезными «неприятностями». Фонвизин утверждал, что он сам построит фабрику и будет заниматься переработкой руды. Губернатор же доказывал, что полезные ископаемые принадлежат Российской империи и поэтому должны быть изъяты в государственную казну безоговорочно.
Определите можно ли рассматривать действия губернатора как попытку нарушить права собственника?
Сформулируйте основания дворянина Фонвизина подать в дворянский суд на губернатора.
Смоделируйте ситуацию, если бы, с просьбой к дворянину обратилась сама императрица Екатерина II.
Дайте ей правовое обоснование.
19. В XIX веке молодой дворянин Александр вступил в брак с купеческой дочерью помимо воли своего отца - потомственного дворянина. В ответ отец заявил, что напишет завещание на свою дочь, а ему ничего не оставит, напомнив при этом, что он ему приходится приёмным сыном. Александр же сказал, что он, как единственный наследник мужского пола, должен получить наследство в первую очередь, независимо от воли наследодателя.
Укажите есть ли основания для ответственности за вступление в брак помимо воли отца?
Дайте объяснение, может ли оспорить Александр завещание в суде, сославшись на то, например, что отец был сумасшедший?
Аргументируйте, при каких основаниях отец вправе лишить наследства единственного сына на основе Свода законов Российской империи?
20. Подвергшийся нападению с целью ограбления служащий Общества взаимного кредита Соловьев сумел увернуться от удара ножа, перехватила руку нападавшего, оттолкнул его, что тот упал и напоролся на свой нож. У нападавшего была повреждена брюшная полость, начался перитонит, в результате которого позднее наступила смерть.
Определите статьи для квалификации действий Соловьёва как самооборону согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.?
Продемонстрируйте как изменилась ситуация, если бы, Соловьев был ограблен, а нападавшего по «горячим следам» задержала полиция? Какое наказание ждало вооруженного грабителя?
Классифицируйте смягчающие и отягчающие обстоятельства совершения правонарушения в зависимости от возраста и сословного происхождения согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и его редакциям.
21. Бывший крепостной крестьянин Авдотий, получив от помещика надел земли в соответствии с местным положением, выяснил, что этот надел меньше размером, чем участок, которым он пользовался до 1861 года. Авдотий обратился в волостное правление, требуя обязать помещика выделить дополнительный участок земли. Требование крестьянина было предано на рассмотрение помещику.
Дайте разъяснение правовой регламентации поземельных отношений между помещиками и крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости.
Определите порядок заключения выкупной сделки в различных условиях и характере земли.
Подведите правовой итог реформы отмены крепостного права.
Охарактеризуйте статус крестьянина в этапах реформы.
22. Определите, в каких фрагментах законодательства Российской империи говорится о Государственном совете (А), губернаторах (Б), земствах (В), министерстве внутренних дел (Г), министре финансов (Д), Сенате (Е):
1) «для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуется (…)»;
2) «(…) имеет надзор за правильностью и законностью действий городского общественного управления»;
3) «в составе (…) образуются в качестве верховного кассационного суда два Департамента: один для уголовных, другой для гражданских дел»;
4) «(…) в промежуток между двумя сроками заседаний земского собрания может остановить постановление, противное законам»;
5) «дела, подлежащие ведению (…) суть: меры обеспечения народного продовольствия, заведование благотворительными заведениями, попечение о развитии местной торговли и промышленности, содействие по охранению посевов от истребления саранчою и сусликами»;
6) «все законы в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в (…), и потом действием Державной Власти поступают к предназначенному им совершению»;
7) «…» имеет право остановить исполнение всякого постановления земской управы, противного законам»;
8) «должность (…) обязывает его пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи»;
9) «(…), исследовав отчет Министра в его присутствии, требует от него, когда нужда в том состоять будет, объяснений, сравнивает его с показания с рапортом прямо с мест»;
10) «должность (…) имеет два главные предмета: управление казенными частями и генеральное всех доходов ассигнование по разным частям».
Систематизируйте государственные органы по полномочиям и функциональному предназначению в системе власти второй половины XIX в..
Дайте разъяснение положения правового статуса императора в системе исполнительной власти.
23. Комаров, представитель купеческого сословия г. Царицына, не найдя себя в списках избирателей в первую Государственную Думу, обратился 28 января 1906 г. с жалобой в городскую управу. В жалобе он указал, что имеет полное право избираться, препятствий не усматривает.
Сформулируйте этапы развития избирательной системы Российской империи от 1905 по 1914 гг.
Укажите в какой временной период проходили выборы в первую Государственную Думу и на какой правовой акт ссылается в своей жалобе Комаров?
Продемонстрируйте законодательные полномочия Государственной Думы и Государственного Совета на основании Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. и определите компетенцию и способ формирования важнейших органов государственной власти и управления России в период третьеиюньской монархии (А – император; Б – Государственная Дума; В – Государственный совет; Г – Министерство внутренних дел):
1) контроль за работой исполнительной власти;
2) утверждение законов, принятых Государственной Думой и Государственным советом;
3) первоначальное рассмотрение и принятие законов;
4) рассмотрение законов, принятых Государственной Думой и Государственным советом;
5) непосредственное управление жизнью страны;
6) верховное руководство внешней и внутренней политикой;
7) созыв и роспуск Государственной Думы;
8) законодательные решения в перерывах заседаний Государственной Думы;
9) частично выборный орган государственной власти;
10) полностью выборный орган государственной власти
24. Определите, какие из перечисленных ниже положений характеризуют согласованную позицию Временного правительства и Петросовета, отраженную в «Декларации Временного правительства о его составе и задачах» (А), а какие – отвергнутые Временным Правительством требования Петросовета (Б):
1) «полная и немедленная амнистия по всем делам политическим»,
2) «политическая свобода во всех формах»,
3) «устроение армии на началах самоуправления»,
4) «отмена всех сословных, вероисповедных и национальных организаций»,
5) «немедленная подготовка к созыву … Учредительного собрания»,
6) «замена полиции народной милицией»,
7) «немедленное введение демократической республики»,
8) «выборы в органы местного самоуправления»,
9) «неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революции»,
10) «устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами … при сохранении строгой воинской дисциплины»
Выявите причинно-следственные связи перехода стадии революции от февральских преобразований к октябрю 1917 г.
Аргументируйте необходимость созыва Учредительного собрания в политических и правовых целях.
26. Ниже приведены фрагменты Конституции РСФСР 1918 г. Вместо цифр, заключенных в круглые скобки, вставьте подходящие официальные наименования органов власти в соответствующей грамматической форме (Всероссийский съезд Советов, ЦИК Советов, СНК).
«(1) является высшей властью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики… созывается (2) не реже двух раз в год. Избирается (3) в числе не свыше 200 человек…
В период между (4) высшей властью Республики является (5)… (6) созывает (7), которому представляет отчет о своей деятельности и доклады по общей политике и отдельным вопросам… (8) образует (9) для общей управления делами республики и отделы для руководства отдельными отраслями, управлениями… (10) принадлежит общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. В осуществление этой задачи (11) издает декреты, распоряжения, инструкции».
Раскройте в каких статьях Конституции РСФСР 1918 г. отражен классовый принцип?
Проанализируйте основные принципы избирательной системы по Конституции РСФСР 1918 г.
Укажите, какие права и свободы закреплены в первой советской конституции?
27. Иеромонах Спасского монастыря Клим Сивцов, принесший обряд безбрачия, объявил о своем желании вступить в брак с гражданкой Анной Семиной.
Объясните порядок принятия заявлений в орган загса и примет ли заявление от Сивцова на основании «Кодекса законов об актах гражданского состояния РСФСР 1918 гг.».
Определите должен ли он предварительно совершить церковный обряд, дающий ему право на вступление в брак? Учитывая его сан, требуется ли дополнительное церковное венчание его брака?
Обобщите с использованием положений закона демократические изменения в системе семейного права в 1918 г.
28. Семен Федорюк 27 лет, лишенный дееспособности по психическому заболеванию, побил стекла в доме вдовы Арбузовой, отказавшей ему в близости, причинив ей ущерб в размере 46 руб. 70 коп. (стоимость стекла и оплата работы стекольщика).
Проиллюстрируйте как возместить причиненный ущерб по нормам ГК РСФСР 1922 г.?
Систематизируйте права и обязанности советских граждан по реализации имущественных прав.
Проанализируйте по ГК РСФСР 1922 г. режим частной собственности.
28. Подросток 14 лет в силу затруднительного семейного положения поступил на службу в торговую лавку. После проверки комиссией по охране труда на работодателя был наложен штраф.
Объясните правомерно ли было вынесено решение?
Найдите какие возрастные и иные ограничения по приему на работу содержались в КЗоТ РСФСР 1922 г.?
Проанализируйте развитие социальных и экономических прав советских граждан по законодательству 1918 -1922 гг.
29. В феврале 1928 г. трое крестьян села Кудинова Московской губернии за отказ сдать свои хлебные излишки по государственным закупочным ценам были привлечены к уголовной ответственности по ст. 107 УК РСФСР 1926 г.
Раскройте имел ли место состав преступления (спекуляция) в действиях крестьян?
Проанализируйте понятие о составе преступления против социалистической собственности.
Обобщите изменения в уголовном и уголовно-процессуальном праве в 1930-х гг. и определите основную тенденцию.
30. «… Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируются законом:
а) свобода слова;
б) свобода печати;
в) свобода собраний и митингов;
г) свобода уличных шествий и демонстраций.
Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.
Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или санкции прокурора».
Анализируя фрагмент Конституции СССР (1936 г.), приведите известные вам факты, подтверждающие или противоречащие названным статьям Конституции. Что вы можете сказать о таком историческом источнике, как данный государственный акт?
На основе текстов Конституции СССР 1924 и 1936 гг. проведите сравнительный анализ Советского государства периода диктатуры пролетариата и Советского общенародного государства. При ответе делайте отсылки к номерам статей.
31. В ноябре 1941 г. работниками милиции Москвы был задержан гражданин С. Трусов, распространявший среди москвичей слух, что в город уже вступили немецко-фашистские войска и призывавший их не подчиняться представителям советской власти.
Объясните какие меры и на основании чего должны быть приняты в отношении гражданина Трусова?
Приведите примеры статей и составов ужесточения уголовных санкций в период Великой Отечественной войны.
Оцените значение правоохранительной системы СССР в период войны.
32. Гражданка Лисицына сдала половину своего дома Шарапову, инвалиду войны с двумя детьми, через полгода она внезапно отказалась сдавать помещение, ссылаясь на скорый приезд близких родственников. Шарапов обратился в суд с требованием не допустить выселение, так как своего дома у него нет – сгорел во время войны.
Проиллюстрируйте обязан ли был Шарапов заключать договор найма жилого помещения, а Лисицына предоставлять гарантии того, что «досрочного» выселения не будет?
Определите изменится ли ситуация, если причина для выселения заключалась в систематическом нарушении порядка уплаты за пользование жилым помещением со стороны нанимателя?
Обоснуйте как защищало государство права инвалидов войны в СССР.
33. В 1965 г., после смерти гражданина Малышева, семьи и наследников у него не осталось, завещание тоже на других лиц тоже не составлялось, однако остался большой денежный долг гражданину Топоркову. Последний имел на руках расписку о получении Малышевым денег, однако его подпись на документе не разборчива.
Разъясните порядок наследования имущества по советскому законодательству 1960-1980-х гг.
Укажите, как наследует имущество Малышева и изменилась ли бы ситуация, если бы, гражданин оставил завещание, а наследник решил скрыться, зная о долге?
Сформулируйте порядок удовлетворения требований кредитора на основе советского законодательства.
34. Конституция 1977 г. признавалась советским руководством главным достижением развитого социализма и советского федерализма.
Раскройте место КПСС в политической системе советского общества в соответствии с Конституцией СССР 1977 г.
Охарактеризуйте статус союзной советской республики, автономной области и автономного округа по Конституцией СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г.
Выделите круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы по Конституции СССР 1977 г. Конституции РСФСР 1978 г.
35. Директор торговой базы нанимает троих мелких жуликов с тем, чтобы они инициировали кражу со взломом с этой базы. Как выясняется, что кражи, как таковой, не будет, так как всё украдено до них. Проникнув ночью на базу, злоумышленники неожиданно встречаются со студентом политехнического института Шуриком, который временно заменил собой «бабулю» - сторожа. Шурик героически вступает с жуликами в схватку. Появившаяся на базе сторож - Марья Ивановна - привязывает жуликов к их же машине и вместе со спящим Шуриком увозит их в милицию.
Объясните, какое преступление совершил директор базы и какое наказание его ждёт согласно УК РСФСР от 1960 г.?
Укажите, сможет ли директор избежать наказания, если всё украденное вернет государству?
Проанализируйте, можно ли рассматривать действия жуликов и директора как преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору?
36. Колхоз для проведения мероприятия 7 ноября 1979 г., нанял строительную бригаду для возведения сцены. Бригада обязалась выполнить работу в срок, установленный в договоре. Перед сдачей объекта произошел несчастный случай,
замкнуло электрику, в результате чего сгорела часть сцены. Объект не был возведен в оговоренные договором сроки.
Раскройте почему дата 7 ноября считалась в СССР выходным, а не рабочим днем?
Определите, как называется договор, заключенный сторонами?
Смоделируйте ситуацию, если бы, объект сгорел ввиду неосторожного обращения с огнем одного их рабочих.
37. Офицеры и солдаты военной части провели собрание, на котором выдвинули кандидатом в депутаты на выборах Съезда народных депутатов СССР прапорщика Перепелицу. Командир дивизии Самохвалов, узнав об этом, потребовал от перепелицы снять свою кандидатуру, так как, по его мнению, армия стоит вне политики, и военнослужащие неправомочны никого выдвигать. Главная задача армии – защищать мир и спокойствие советских граждан, каждый должен заниматься своим делом.
Укажите, какие права определяла Конституция 1977 г и действующая Конституция РФ в отношении волеизъявления граждан?
Разъясните, изменилась ли ситуация, если бы, Самохвалов не узнал о действиях военнослужащих, и они подали регистрационные документы в избирательную комиссию?
Аргументируйте, правомочен ли был Самохвалов отдавать подобные распоряжения, и было ли со стороны военнослужащих допущено нарушение закона?
38. Работники кооператива «Лотос», занимавшегося производством обуви, регулярно получали ¾ заработной платы в форме выпускаемой продукции. Данный факт был установлен в ходе проверки деятельности кооператива и, руководству было предписано всю зарплату выплачивать в денежной форме. Однако председатель кооператива отказался выполнить предписание, обратив внимание на то, что согласно абз. 2 п. 2 ст. 25 Закона «О кооперации в СССР» кооператив вправе самостоятельно определять формы и системы оплаты труда членов кооператива и других работников.
Дайте разъяснение, что понималось под «кооперативом» в советском законодательстве в период политики «перестройки»?
Объясните нарушило ли руководство кооператива «Лотос» советское трудовое законодательство?
Сформулируйте разрешенные виды деятельности для частных лиц согласно Закону «Об индивидуальной трудовой деятельности»: а) изготовление меховых изделий; б) фотографирование; в) изготовление изделий из янтаря; г) транспортное обслуживание; д) изготовление косметических изделий; е) содержание бань; ж) организация зрелищных мероприятий; з) медицинская деятельность.
39. В 1989 г. на выборах народных депутатов СССР были выдвинуты по N-им избирательным округам кандидатами Я.М. Моисеев, 58 лет, сварщик; З.И. Каламбурина, 20 лет, студентка университета; Г.В. Штангов, 43 лет, подполковник Советской Армии; А.Г. Алексеев, 56 лет, член Верховного Суда СССР; Е.И. Зосимов, 35 лет, раввин. Укажите все ли лица из перечисленных будут зарегистрированы окружной избирательной комиссией в качестве кандидатов на основании Закона СССР от 01.12.1988 «О выборах народных депутатов СССР», ст. 1, 11?
Проанализируйте, если ли комиссия примет решение об отказе в регистрации кому-либо, то на каком основании?
Проведите различие между политической системой периода перестройки с 1989 г. и периодом конституционных реформ 1993 г.
40. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. происходило в условиях социально-экономического и политического системного кризиса власти.
Объясните кризис взаимодействия ветвей власти в период 1992-1993 гг.
Раскройте содержание конституционных преобразований 1990-х гг.
Проанализируйте изменения в системе местного управления.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.