История
1. Дайте определения предмету и объекту изучения исторической науки, охарактеризуйте методологию науки, периодизацию и школы об историческом процессе.
2. Охарактеризуйте историю первобытного общества, раскрыв проблемы становления человека и основные периоды первобытной истории.
3. Дайте общую характеристику типов государственности древнейших цивилизаций Востока.
4. Расскажите о специфике социально-политического и экономического развития Древней Греции, ее влиянии на формирование европейской цивилизации.
5. Дайте общую характеристику формирования государственности Древнего Рима, его социально-политического развития периода республики.
6. Дайте общую характеристику этапов развития древнеримской империи и христианства как выражения идеологического кризиса античного общества.
7. Раскройте сущность исторического процесса «Великое переселение народов» и формирования средневековой цивилизации. Объясните значение терминов «варварские королевства» и «европейского феодализма».
8. Изложите последовательность образования и развития Древнерусского государства (IX – XII вв.).
9. Раскройте основные положения европейского феодальной истории и специфике развития восточных империй в период средневековья (Монголия, Китай, Арабский Халифат и др.).
10. Охарактеризуйте проблему происхождения средневековых городов, их функции и значение в развитии социально-экономических и политических отношений Европы.
11. Дайте общую характеристику византийской цивилизации и проблемы континуитета. Раскройте место Византии в средневековом мире и влиянии на восточно-европейскую православную цивилизацию.
12. Дайте общую характеристику государств средневековой Европы в типологическом освещении.
13. Раскройте социально-культурное и политическое значение Реформации, ее причины, основные течения и последствия для мировой истории.
14. Расскажите о Великих географических открытиях, причинах и последствиях. Опишите процесс формирования колониальной политики.
15. Дайте общую характеристику русских земель в период феодальной раздробленности, образования и развития централизованного государства (XIII – XVII вв.).
16. Раскройте сущность, содержание и особенности процесса модернизации России в XVIII в.
17. Охарактеризуйте место тридцатилетней войны в европейской истории, итоги и последствия для становления международных отношений.
18. Раскройте роль ранних буржуазных революций в Европе и охарактеризуйте государственно-политическое развитие стран Запада в Новое время, значение буржуазных реформы.
19. Охарактеризуйте роль Великой Французской буржуазной революции и европейского просвещения в смене исторического вектора развития мировой истории в XIX в.
20. Общая характеристика XIX столетия и роли промышленного переворота в социально-экономических и политических изменениях мира (колониализм и формирование глобализации).
21. Дайте общую характеристику российского государства в первой половине XIX в. – от реформ к застою: сущность, содержание, последствия.
22. Опишите характерные черты и особенности внутренней и внешней политики России во второй половине XIX – начале XX в, ее место в мировой системе.
23. Дайте общую характеристику первой мировой войны, ее последствий. Раскройте причины революционных потрясений 1917 г. в России и гражданская войны (1918 – 1920 гг.).
24. Раскройте сущность и содержание преобразований в социально-экономической, политической и культурной сферах жизни Советского государства в 1920 – начале 1940-х гг. XX в.
25. Дайте общую характеристику мирового устройства между мировыми войнами, раскройте противостояние идеологий и складывание тоталитарных режимов.
26. Раскройте основные этапы, итоги, и уроки Второй мировой войны и Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
27. Дайте общую характеристику развития мира после Второй мировой войны, противостояния в холодной войне.
28. Охарактеризуйте проблему модернизации стран в процессе национально-
освободительного движения и деколонизации. Опишите развитие стран в конце XX –начале XXI века.
29. Изложите последовательность возникновения глобальных мировых проблем современности, острых противоречий и место современной России в процессе глобализации.
30. Расскажите об объединенной Европе после второй мировой войны, ее проблемах и перспективах развития.
1. Прочтите отрывок из работы историка И. Д. Ковальченко «Методы исторического исследования.»: «Специально-исторические, или общеисторические, методы исследования представляют собой то или иное сочетание общенаучных методов, направленных на изучение объекта исторического познания, т. е. учитывающих особенности этого объекта, выраженные в общей теории исторического познания. Историческая реальность характеризуется рядом общих черт, и поэтому можно выделить и основные методы исторического исследования. <…>»
Раскройте особенности исторического знания?
Укажите, кого из античных авторов принято считать «отцом истории»?
Продемонстрируйте, какие культурно-исторические эпохи всемирной истории Вы знаете, и какие периоды в истории нашей страны можно выделить?
2. Прочтите известный отрывок из работы историка Н.М. Карамзина:
«Я знаю, что ты хочешь быть автором, тогда читай историю, и, если твое сердце не обливается кровью от страданий человеческого рода, тогда отложи перо, ибо оно способно изобразить лишь хладность и мрак твоей души».
Раскройте, чем отличается «человек разумный» от ранних антропологических видов?
Проанализируйте предпосылки появления древнейших цивилизаций и роль географического фактора в истории человечества на примерах.
Классифицируйте типологические черты древних восточных обществ, их отличия от античной цивилизации.
3. «Человечество нуждается в единстве, но внутри обретенного единства оно должно позволить себе наличие многообразия. От этого культура его будет только богаче» (Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.).
Укажите, какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание науке говорить о неолитической революции?
Проанализируйте проблемы отношения человека с природой, совершенствование орудий труда и последствия первого кризиса развития цивилизации.
Приведите аргументы о предпосылках создания государств на территории Древнего Востока.
4. Государственный строй древних Афин по «Афинской политии» Аристотеля (извлечение)
II. 42 Теперешнее государственное устройство имеет следующий характер.
Гражданскими правами пользуются люди, которых родители оба — граждане. Они вносятся в списки демотов по достижении восемнадцатилетнего возраста… 43 На все вообще должности, входящие в круг обычного управления, [они] выбирают кандидатов по жребию, за исключением казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов. На эти должности избирают поднятием рук и избранные таким порядком исполняют обязанности от Панафиней до Панафиней. Кроме того, поднятием рук избирают и на все военные должности <…>»
Проиллюстрируйте и охарактеризуйте государственный строй и политическую структуру Древней Греции.
Оцените роль античного полиса для мировой истории.
Выявите причинно-следственные связи в представлениях античных авторов и европейских просветителей о демократии как инструменте управления населением страны.
5. Авторитетный австрийский историк, профессор Венского университета Вальтер Поль в свой небольшой статье ««Великое переселение народов»: миграция и конец Римской империи» писал:
«Такие термины, как «Великое переселение народов» и «потоки беженцев», в настоящее время вызывают в воображении ужасающие образы времен 1500 летней давности: диких варваров, разрушивших Римскую империю и древнюю культуру. Может ли нас встретить такая же судьба? Или это историческое сравнение недопустимо? Мы также можем извлечь уроки из далекого прошлого.
Укажите, какие племена вторглись на территорию Западной Европы в эпоху Великого переселения народов?
Проанализируйте на примерах характерные черты западного и восточного вариантов христианско-европейской цивилизации и проведите различия?
Проанализируйте влияние арабо-мусульманской цивилизации на европейскую в разные исторические эпохи.
6. Прочтите отрывок из исторического источника.
«Когда началась гражданская война, … с согласия парламента на деньги снарядил два кавалерийских полка, к которым подбирал людей с устойчивыми религиозными убеждениями. Образцово дисциплинированы, храбрые, преданные вождю, объединенные общими религиозными и политическими убеждениями, полки ... начали новую парламентскую армию. Эта армия получила название армии "нового образца", ее солдат называли "железнобокими"».
Определите по фрагменту, какая историческая личность указана, и какую государственную роль сыграла в истории Англии?
Проанализируйте предпосылки перехода от средних веков к новому веку.
Объясните выделение основных черт нового времени.
7. …в 1487 г. Бартоломеу Диаш достиг южной оконечности Африки; он ее окрестил мысом Бурь, король же дал ей название мыса Доброй Надежды.
Раскройте причины успеха Португалии, Испании, Англии в великих географических открытиях.
Приведите имена путешественников XV-XVII вв. и сделанные им открытия.
Проанализируйте, как это повлияло на формирование колониальной мировой системы?
Объясните исторический процесс формирования европейских колониальных захватов и подчинения им мира.
8. Конституция Соединенных Штатов Америки.
Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки.
Раскройте влияние европейских и североамериканской революций XVIII в. На политическое развитие мира.
Определите влияние идей Просвещения на мировое развитие и развитие России.
Выделите общее и особенное промышленного переворота в Европе, Америке и России.
9. Прочтите отрывок из исторического источника.
«В год (…). Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались на совет в (1) для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что, между нами, до сих пор идут войны. Да отныне объединимся чистосердечно и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк — Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль». И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская». И попрощавшись, пошли восвояси».
Определите, в каком году произошло событие, описанное в источнике, и укажите города?
Объясните и охарактеризуйте систему распределения княжеских владений, отмененную описанным решением. Почему ее потребовалось заменить?
Выявите причинно-следственные связи между историческим событием и последующими социально-политическими изменениями.
10. Ниже представлено начало договора об условиях призвания князя Ярослава Ярославича на княжение в Новгород (1270) в переводе на современный русский язык. «Благословение от владыки, поклон от … Павши, от всех старейших и от всех меньших (людей) и от всего Новгорода к господину князю Ярославу. Целуй, князь, крест ко всему Новгороду на том, на чем целовали деды и отец твой Ярослав. Новгород тебе держать по старине, по тому, как пошло искони. Все волости Новгородские не держать тебе, князь, своими мужами, а держать мужами новгородскими, а дар тебе, князь, получать с тех волостей. Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не раздавать, грамот не давать. Кому раздал волости Дмитрий вместе с новгородцами и брат твой Александр, тех волостей тебе без вины не отнимать».
Дайте характеристику документу, как историческому и правовому источнику.
Оцените правовой статус владыки. Почему при перечислении он назван первым?
Какое слово, обозначающее должность Павши, заменено многоточием?
Продемонстрируйте на исторических фактах значение периода правления в Новгороде упомянутого в договоре «брата твоего Александра»?
11. Перед Вами фрагменты текста грамоты 1519 г.
«Се аз, князь великий, Иван Иванович, пожаловал есми своих детей боярских своею деревнею с нивами, и с пожнями и со всем тем, что к той деревне истарины потягло. И кого к себе призовут людей из-за рубежа в ту деревню жити, и тем людем пришлым не надобя им моя, великого князя, дань, ни ям, никоторая тягль на пять лет; а из здешних людей неписмянных, ково к себе призовут, и тем людем не надобе им моя, великого князя, дань, ни ям на три годы. А волостель мой к ним в околицу не въезжает, ни всылает, ни по что, ни емщик, ни боровщик, ни бобровник, ни закосник. А явка, и вина, и поличное из их околицы к волостелю к моему нейдет, ни татин рубль, что учинитца татба в их околице промеж людей.
Определите, какие территории находились за «рубежом», упомянутым в грамоте?
Объясните в связи с каким историческим событием приведенный выше документ с большой вероятностью утратил силу?
Соотнесите полномочия волостеля, исходя из текста документа и XVII века, проведя различие в полномочиях.
12. Прочтите отрывок (в современной орфографии) из письма, которое Петр I отправил своей супруге, и ответьте на вопросы:
«Катеринушка, друг мой, здравствуй! Объявляю Вам, что сего дня свадьба сына моего совершилась, на которой … знатных людей было много…, а отправляли в дому королевы польской. Итак, [с] молодой невесткой ва[c] поздравляю. При сем прошу объявить всешутейшему князь-папе и прочим, и чтоб пожаловал, благословение подал
сим молодым, облекшися во все одежды…»
Определите исторический источник с точностью до года, назвав имя и годы жизни «сына», который упоминается в источнике и имя «всешутейшего князя-папы», о котором идет речь в источнике?
Проанализируйте не менее трех важных внешнеполитических событий, которые произошли в течение 5 лет до написания данного письма с точными датами. Продемонстрируйте в ходе рассуждений имя и годы жизни сына четы «молодых», которые упоминаются в источнике, и укажите (с датами) не менее трех событий, которые произошли в последние 5 лет жизни этого сына.
13. В 1904 г. Илья Репин представил публике картину, которая после 1917 г. была передана в Музей Революции, а в настоящее время хранится в Государственном Русском музее. На этой картине изображен ряд лиц, имевших отношение к деятельности одного из органов центрального управления в Российской империи.
Укажите, о каком органе идет речь, раскрыв год создания и эволюцию его деятельности в течение XIX в.?
Обоснуйте (с датами) и условиями их создания не менее трех государственных учреждений, которые можно считать прообразами данного органа в России XVII–XVIII вв.
Подведите итог и сформулируйте причины прекращения их деятельности.
14. Субботний выпуск одной из московских газет зимы 1899 г. содержал следующее сообщение:
Производятся за отличие из тайных в действительные тайные советники министр финансов, [а также] министр путей сообщения князь Хилков с оставлением их в занимаемых ими должностях и первого в звании статс-секретаря.
Определите имя государственного деятеля и укажите (с точностью до года) период, в течение которого он занимал пост министра финансов, о котором идет речь в газетном сообщении. Какие еще министерские посты занимал данный государственный деятель?
Проанализируйте (с датами) не менее трех мероприятий в экономической и торгово-промышленной сферах, реализованных в годы нахождения на посту министра финансов этого государственного деятеля?
Объясните его роль для России в первом десятилетии XX в. в переговорах по заключению мирного договора, назовите участников и датируйте (с точностью до года) военный конфликт, результатом которого стал этот мирный договор?
15. Прочтите отрывок из исторического источника. Используя информацию из источника, а также знания по курсу истории России, развернуто ответьте на вопросы. «Вступая на пост Верховного Главнокомандующего, я предъявил правительству те условия, которые я считал необходимыми для спасения армии и для ее оздоровления. Среди этих мероприятий было и введение смертной казни в тылу Время было дорого, каждый потерянный день грозил роковыми последствиями, а между тем правительство, с одной стороны, не решалось осуществить мои предложения, а с другой – допускало даже определенную критику их газетами и различными организациями Видя бессилие правительства и дабы предотвратить катастрофу, я решил подтянуть к Петрограду 4 кавалерийских дивизии С преступной работой изменников тыла необходимо покончить раз и навсегда Решаясь на это, я лично не преследовал никаких честолюбивых замыслов и не желал принимать на себя всю тяжесть единоличной ответственности по управлению всей страной Я лишь считал необходимым вступление мое как Верховного Главнокомандующего в состав Нового Правительства Я твердо верю, что русская армия поможет мне отразить врага, изгнать его из наших пределов и, закончив войну, в полном единении с нашими доблестными союзниками, обеспечить Свободной России творческую работу для светлого будущего, которое она заслужила своими великими жертвами в течение трехлетней войны».
Определите имя автора и укажите дату данного текста.
Аргументируйте, какое правительство указано в документе, и кто его возглавлял?
Покажите взаимосвязь внешнеполитических событий, и дайте развернутую характеристику внутриполитического конфликта, который был спровоцирован этим документом.
16. «Взаимоотношения наши с донской властью с мая и до конца 1918 года определялись непримиримой позицией генерала Краснова в вопросе об едином командовании. Если огромный вред, приносимый отсутствием общего плана и разрозненностью действий белых армий во всероссийском масштабе (Север, Восток, Юг и Запад), не всеми сознавался достаточно отчетливо, то на общем по существу доно-кавказском театре эти тягчайшие нарушения основ военного искусства сказывались ясно и разительно на каждом шагу. Вопрос этот раздирал Юг, отражаясь крайне неблагоприятно на ведении военных операций, вовлекая в борьбу вокруг него общественность, печать, офицерство, политические организации, даже правительство Согласия. Генерал Краснов суживает теперь весь этот вопрос больного прошлого до размеров «екатеринодарской интриги» и «борьбы Краснова с Деникиным», которого он «не хотел признать», отрицательно относясь к его личным качествам, как государственного деятеля и стратега...». (Из работы А.И. Деникина «Очерки русской смуты»)
Определите, кем были во время Гражданской войны П.Н. Краснов и А.И. Деникин, и в чем заключалась основная причина разногласий между ними?
Объясните, какую роль сыграли иностранные государства и как повлияли их сложные взаимоотношения лидеров движения на ход Гражданской войны на Юге России?
Подведите итог роли «правительства Согласия» и влияния на международные отношения в мире.
17. «Наша Родина переживает тяжелые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило. Немцы не так сильны, как это кажется паникерам. Они напрягают последние силы. Выдержать их удар сейчас, в ближайшие несколько месяцев – это значит обеспечить за нами победу. Можем ли выдержать удар, а потом и отбросить врага на запад? Да, можем, ибо наши фабрики и заводы в тылу работают теперь прекрасно, и наш фронт получает все больше и больше самолетов, танков, артиллерии, минометов. Чего же у нас не хватает? Не хватает порядка и дисциплины в ротах, батальонах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять Родину. Нельзя терпеть дальше командиров, комиссаров, политработников части и соединения которых самовольно оставляют боевые позиции. Нельзя терпеть дальше, когда командиры, комиссары, политработники допускают, чтоб несколько паникеров определяли положение на поле боя, чтобы они увлекали в отступление других бойцов и открывали фронт врагу. Паникеры и трусы должны истребляться на месте. Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно являться требование – ни шагу назад без приказа высшего командования. Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются
предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо как с предателями Родины. Таков призыв нашей Родины». (Из приказа № 227 народного комиссара обороны И.В. Сталина)
Определите, под каким названием вошел в историю приказ № 227 и в связи с чем он был издан?
Оцените его роль в военных событиях и проанализируйте деятельность его участников?
Объясните, какие последствия имело издание этого приказа для мирового конфликта?
18. Перед Вами выдержки из записей, сделанных на отдельном листе:
«Сейчас мы перед опасностью совершенно уже вышедшего из берегов оптимизма. Горячка накопления национальных и прочих ценностей – как можно больше, как можно ценнее. Все хорошо не только, как раньше, в настоящем, но и в прошлом; все хорошо не только у нас, но и на дружественном, демократическом Западе. Если это на сегодняшний день, если это военная агитация, то все в порядке. Но если оно укрепится, то будет иметь для культуры последствия более разительные, чем все предыдущее. Ибо даже соц был тупым и обуженным, но все-таки методом мысли. С его помощью нельзя было сделать большого. Но что-то можно было сделать. В этом же случае мысль будет исключена во всех ее методологических формах, в применении к любому материалу. Русских же классиков, объявленных одной из высших ценностей, придется читать, как Библию читали у пуритан – с запрещением понимать, что там написано. И все-таки иногда мне кажется, что так не будет. Просто потому, что окажется очевидным, что одним повторением слов: гениальное, родное, великое, народное совсем уж решительно ничего нельзя сделать».
Из записи на обороте листа:
«Та война могла вызвать такой взрыв пацифистской литературы, такую индивидуалистическую реакцию, потому что она была лишена народных идей. Нынешняя война должна нести совершенно иные идеологические последствия. Ибо она богата общезначимыми, общенародными идеями и импульсами. Начиная от борьбы несовместимых политических структур, которым, как это очевидно для всех, не ужиться вместе на земле, кончая простейшими импульсами самозащиты, стремлением не терпеть врагов в своем доме, не видеть гибели своих детей, не быть уведенным на веревке в немецкое рабство».
Определите хронологическое время исторического источника и охарактеризуйте его автора (образование, профессия, идеологические установки).
Назовите и оцените не менее двух личностей российской и мировой истории, отношение к которым было переосмыслено накануне или во время «нынешней войны».
Аргументируйте, почему и в каких формах (постановления, фильмы, книги и т.д.) это переосмысление было закреплено?
19. «В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны. Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политике всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме (...) Стремясь к ликвидации политического препятствия, не дающего народу самому решать свою судьбу, (...) постановляю: 1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации – Федерального Собрания Российской Федерации – и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации. (...) 2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить (...) единый согласованный проект Конституции Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Рабочей группы Конституционной комиссии. (...) 9.
Заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации не созываются.
Полномочия народных депутатов Российской Федерации прекращаются. Права граждан, бывших народными депутатами Российской Федерации, в том числе трудовые, гарантируются». (Из указа Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»).
Определите, когда и каким президентом был издан данный указ?
Укажите, к чему привело издание этого указа?
Подведите итог деятельности Съезда народных депутатов от момента его формирования, и какую роль сыграл председатель Верховного Совета в рассматриваемый период?
20. «...Мы, руководители двух великих народов и стран, договорились о том, что в основе отношений между Россией и Америкой должны лежать следующие принципы: Во-первых, Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе.
Во-вторых, мы будем добиваться устранения всех остатков враждебности периода холодной войны, включая шаги по сокращению своих стратегических арсеналов. В-третьих, мы будем делать все от нас зависящее для содействия взаимному благополучию наших народов и максимального расширения связей, объединяющих в настоящее время наши народы. Открытость и терпимость должны быть отличительными чертами отношений между нашими народами и правительствами.
В-четвертых, мы будем активно содействовать свободной торговле, капиталовложениям и экономическому сотрудничеству между нашими странами. В-пятых, мы будем прилагать все усилия в поддержку дела утверждения наших общих демократических ценностей, верховенства права, уважения прав человека, включая права меньшинств, уважения границ, мирных перемен во всем мире. В-шестых, мы будем совместно активно работать в целях: предотвращения распространения оружия массового поражения и связанных с ним технологий, а также сдерживания распространения современных обычных вооружений на основе подлежащих согласованию принципов; – урегулирования региональных конфликтов мирными средствами; – противодействия терроризму, борьбы с торговлей наркотиками и предотвращения ухудшения окружающей среды».
Определите, когда и где была подписана вышеприведенная российско-американская декларация?
Укажите имена президентов, поставивших под нею свои подписи, их роль в историческое время.
Проанализируйте, какие из положений декларации можно считать реализованными хотя бы частично, а какие – грубо нарушенными?
21. СССР на витках «холодной войны» (1946−1991).
Речь Черчилля: … «Соединенные Штаты Америки находятся сегодня на вершине могущества, являясь самой мощной в мире державой, и это можно расценить как своего рода испытательный момент для американской демократии, ибо превосходство в силе означает и огромную ответственность перед будущим. Оглядываясь вокруг себя, вы должны заботиться не только об исполнении своего долга перед всем человечеством, но и о том, чтобы вы не опускались ниже достигнутого вами высокого уровня. Перед обеими нашими странами открываются новые, блестящие перспективы и возможности. Отказавшись от них, или пренебрегши ими, или же использовав их не в полную меру, мы навлекли бы на себя осуждение наших потомков на долгие времена. Необходимо, чтобы последовательность в мыслях, настойчивость в достижении целей и величественная простота в решениях определяли и направляли политику англоязычных стран в годы мира точно так же, как и в годы войны. Мы обязаны справиться с этой нелегкой задачей, и я не сомневаюсь, что нам это удастся…».
Оцените феномен «холодной войны» и характер участия в ней СССР.
Аргументируйте, кто и как развязал эту войну, назовите её признаки, укажите закономерности динамики смены разрядки международной напряженности и потепления международного климата, укажите горячие точки?
Объясните противоречия внутри мировой системы социализма и межсистемные противоречия биполярного мира и опишите итоги «холодной войны».
22. Прочитайте отрывок из интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи Черчилля в Фултоне.
Вопрос: Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?
Ответ: Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена Раздора между союзниками государствами и затруднить их сотрудничество.
Вопрос: Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?
Ответ: Безусловно, да. По сути дела, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, - у него имеются друзья, не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки. Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей… По сути дела, господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке. Нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война. Несомненно, что установка господина Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР. Ясно также и то, что такая установка господина Черчилля несовместима с существующим союзным договором между Англией и СССР.
Определите, о какой войне идет речь в данном интервью?
Оцените мнение И.В. Сталина о причинах этой войны.
Покажите взаимосвязь политических систем, которые стали складываться в мире после речи У. Черчилля в Фултоне и какой международный орган их определял.
23. Дарон Асемоглу и Саймон Джонсон из Массачусетского технологического института и Джеймс Робинсон из Университета Калифорнии в Беркли попытались оценить влияние колониализма, опираясь на данные о сегодняшнем состоянии политических институтов и экономик в 64 бывших колониях. Экономисты предположили, что нынешнее развитие этих государств определяется стратегией, выбранной в свое время метрополией. Там, где климатические и эпидемиологические условия были благоприятными, европейцы основывали поселения и создавали стабильные политические институты, как, например, в Австралии или Новой Зеландии. Там, где смертность была высока, европейцы старались не селиться — эти регионы интересовали их лишь как источник полезных ископаемых. Соответственно, здесь создавалась репрессивная система управления, а политические институты не развивались. Кроме того, экономика, ориентированная на экспорт природного сырья, стала идеальной основой для формирования коррумпированных режимов. Один из самых ярких примеров — бывшее бельгийское Конго. Асемоглу, Джонсон и Робинсон считают, что созданная здесь колонизаторами система непосредственно легла в основу диктатуры Мобуту Сесе Секо, правившего страной вплоть до 1990-х.
Объясните почему после Второй мировой войны ускорился процесс распада колониальных империй европейских держав?
Приведите примеры бывших колоний, которые обрели независимость относительно мирным путем.
Проанализируйте, чем закончилась борьба за независимость народов Индокитая, и с какой целью и когда было создано Британское Содружество? Какие страны в него вошли?
24. Председатель КНР Си Цзиньпин в речи по случаю столетия правящей Коммунистической партии заявил, что Китай не угнетает другие страны, и пригрозил «разбить голову в кровь о стальную стену» тем, кто вмешивается в его внутренние дела.
Укажите, когда была провозглашена Китайская Народная Республика?
Проанализируйте реформы в КНР после Второй мировой войны.
Проанализируйте политические отношения между Китаем и Советским Союзом,
объясните причины сближения между современной Российской Федерацией и КНР.
25. В 1969 году на конференции глав исламских государств была основана международная «Организация Исламская конференция» (ОИК), целью которой являлась консолидация мусульманских стран в экономической, культурной, социальной и политической сферой. В ОИК, переименованной в 2011 году в ОИС – «Организацию исламского сотрудничества» входит более 57 исламских стран.
Укажите, какие регионы планеты можно охарактеризовать как исламский мир?
Проанализируйте две основные модели послевоенного развития стран исламского мира.
Выявите причинно-следственные связи между средневековыми представлениями о вере и современным мусульманским фундаментализмом.
26. Тридцатилетняя война завершилась подписанием Вестфальского мира в 1648 г.
Был закреплён принцип «чья власть, того и вера».
Объясните, какие основы нового миропорядка межгосударственных отношений в Европе были заложены?
Сформулируйте на основе выявления критериев Вестфальской системы общие принципы межгосударственных отношений XVII– XX вв. и конца XX – начала XXI вв. «баланса сил», обеспечивающей сохранение суверенитета государств, в институционально-политическую систему мирорегулирования.
27. Известное высказывание Наполеона гласит: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за горло; заняв Москву, я поражу ее в сердце».
Охарактеризуйте русско-английские и русско-французские отношения начала XIX в. и аргументируйте, что война между Россией и Францией была неизбежна.
Обоснуйте, соответствует ли содержание этого высказывания первоначальному плану Наполеона в войне против России?
Подведите итог мирового конфликта и его влияние на мироустройство.
28. «Кто не жалеет о распаде Советского Союза, у того нет сердца; кто хочет воссоздать его в прежнем виде, у того нет головы». (В. В. Путин)
Раскройте кризис развития СССР и причины распада в конце его существования.
Сформулируйте политические и социально-экономические факторы сохранения
Содружества независимых государств.
29. Впервые современность была приравнена к отрицанию прошлого в ходе Французской революции 1789–1793 гг. Революционеры казнили короля, отменили дворянские титулы, боролись с религией и объявили 22 сентября 1792 г. началом Первого года нового летоисчисления. Все это делалось во имя разума, свободного от оков прецедентов и традиций.
Люсьен Февр любил повторять в последнее десятилетие своей жизни: «История — это наука о прошлом и наука о будущем».
Истолкуйте эти две позиции об исторической науке и стремлении к ее свержению.
Выявите причинно-следственные связи между историческими этапами развития человечества и приведите примеры повторяемости и цикличности в российской государственности?
30. С учетом пространственного аспекта мы выделяем четыре основных уровня исторических исследований:
а) всемирная история (история всего «мира» или «человечества»);
б) региональная история (история больших территорий, выходящих за пределы государственных границ, история отдельных цивилизаций или культур);
в) страновая история (включая историю народов и национально-государственных образований);
г) локальная история (от дома или улицы до поселков и городов, штатов, графств, провинций, «субъектов федерации» и т. д.)
Приведите примеры такого подхода.
Выделите закономерности процесса глобализации и его противоречия?