X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (МАГИСТРАТУРА) ЮОПВ » История политических и правовых учений (М-ЮОПВ)

История политических и правовых учений
1. Дайте определение предмета науки «история политических и правовых учений» и охарактеризуйте систему методов, периодизацию.
2. Опишите основные правовые идеи Древней Индии, вклад брахманизма и буддизма в развитие доктрин.
3. Охарактеризуйте государственно-правовую мысль Древнего Китая, изложив последовательность формирования конфуцианства и легизма в единую государственную доктрину.
4. Охарактеризуйте значение вклада теорий Платона и Аристотеля в политико-правовую мысль Древней Греции.
5. Дайте общую характеристику учения Цицерона об обществе, законах и государстве. Опишите значение его доктрины для мировой науки.
6. Опишите значение теологических средневековых европейских концепций о государстве и праве, раскрыв основные положения доктрин А. Августина и Ф. Аквинского.
7. Изложите последовательность развития средневековой юриспруденции, правовых школ.
8. Сформулируйте основные положения учения Н. Макиавелли о государстве и власти, актуальность его позиций.
9. Раскройте сущность теории государственного суверенитета Ж. Бодена.
10. Дайте общую характеристику русской правовой и государственно-политической мысли IX – XVII вв. и вклад ее представителей в развитие науки.
11. Сформулируйте основные положения концепций естественного права и общественного договора у Г. Гроция и Б. Спинозы, выведя общее и различное.
12. Сформулируйте основные положения идей и учений общественного договора и естественного права у Т. Гоббса и Дж. Локка.
13. Опишите вклад французского просвещения, проанализировав учения Ш. Монтескье о государстве и праве и Ж.Ж. Руссо о народном суверенитете.
14. Охарактеризуйте основные положения российских научных школ XVIII-XIX вв. о становлении и развитии права и государства, описав вклад ее ярких представителей.
15. Дайте краткую характеристику становления теории консерватизма в XVIII-XIX вв., ее основных положений.
16. Опишите значение государственно-правовой теории исторической школы права, дайте характеристику идей ее представителей.
17. Дайте краткую характеристику либеральной идеологии XIX – начала XX вв., вклада ученых в развитие современной доктрины.
17. Сформулируйте основные достижения немецкой научной школы в развитие теорий и доктрин, выделив подходы И. Канта и В. Гегеля о праве, государстве и гражданском обществе.
18. Дайте общую характеристику школы марксизма в развитие идей о праве и государстве.
19. Опишите значение школы юридического позитивизма, вклад ее сторонников в развитие формально-юридического анализа.
20. Сформулируйте основные положения «реалистической» теория права Р. Иеринга и его сторонников.
21. Дайте общую характеристику анархической идеологии, концепций М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина.
22. Охарактеризуйте политико-правовые теории XX века, их направления и подходы.
23. Сформулируйте основные положения социологической школы права в XX в.
24. Опишите вклад Г. Кельзена и значение его учения о праве.
25. Сформулируйте основные положения теории М. Вебера, его взгляды на право, государство, бюрократию.
26. Дайте краткую характеристику теории элит Г. Моска и В. Парето.
27. Охарактеризуйте политико-правовую мысль Китая в XX веке (Сунь Ятсен и Мао Цзэдун).
28. Охарактеризуйте основные положения политико-правовые идей в Индии в XX веке, вклад в мировую науку Махатма Ганди.
29. Охарактеризуйте советскую и российскую науку о праве и государстве. Раскройте значение идей религиозно-правовой философии Н.А. Бердяева и теории И.А. Ильина о государстве и национальном правосознании.
30. Охарактеризуйте исламскую политико-правовую мысль в основных положениях и течениях, раскройте проблему радикализма.
1. Проведите анализ и дайте критическую оценку нормативно правового акта доктринального типа (концепции, доктрины, стратегии, основ государственной политики, федеральной целевой программы и др.) последующим критериям. Определите идеологическую принадлежность субъекта, который лоббировал данную доктрину, и представил в ней свои интересы. Сформулируйте критические замечания по ее конструкции и принципиальным положениям. Интерпретируйте и выделите характерные концепты, маркирующие принадлежность документа к определенной интеллектуальной традиции в правовом сообществе.
2. Используя отраслевую юридическую литературу, опишите происхождение и историческую судьбу одной из специальных доктрин (на выбор). Укажите, в каких значениях используется термин «доктрина» в юридических науках? Сформулируйте в чем различие между стратегией и доктриной? Продемонстрируйте на примерах, в каких государствах юридическая доктрина является важным источником права.
3. Идея особой роли людей знания в делах властвования и управления, лежащая в основе технократических концепций, очень давняя. Еще Платон писал в «Законах» о том, что «… ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыка государства не встанет в племя философов …». Объясните и проиллюстрируйте, как развивалась эта идея в течение времени? Определите, являются ли, технократические идеи верными, или не являются, и почему? Обоснуйте аргумент о дальнейшей замене демократии технократией и приведите примеры.
4. Платон считал необходимым смешивать два «материнских вида государственного устройства» – монархию и демократию. Монархия олицетворяет власть, но ограничивает свободу и ведет к рабству (как в Персии). Демократия – воплощение свободы, но при крайнем развитии (как в Афинах) ведет к распущенности, к пренебрежению законами. Соединение монархии и демократии, по мнению Платона, создает государство, сочетающее свободу и дружбу с порядком и разумностью. Проиллюстрируйте подобное государственное устройство «оптимальным вариантом», в том числе и для современности на примере законодательства стран Европы. Предложите свой вариант решения для политической и государственной системы России, сформулировав конституционные предложения.
5. Цицерону принадлежит знаменитое определение государства (точнее, – «республики») как дела народного (res publica est res populi): «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Объясните и приведите примеры следа в истории государств, политической мысли Цицерона такого определения государства. Покажите взаимосвязь доктрин правового государства, народной демократии на нормативных правовых актах России, Франции?
6. Римские юристы I-III вв. придерживались мнения, что право делится на публичное, относящееся к положению государства, и частное, относящееся к пользе частных лиц, и в свою очередь подразделяемое на естественное право, право народов и право граждан. Произведите сравнение ранних правовых систем на основных политических и правовых категориях. Раскройте разницу сущности власти и государства. На конкретных примерах, используя первоисточник, докажите с аргументами, что юридическая мысль Древнего Востока оставалась сугубо прикладной, так как ее содержание касалось лишь искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия.
7. Проанализируйте политическая мысль Древнего Востока и приведите аргументы, что власть зародилась в русле религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя. Определите, основные сюжеты политико-правовой мысли в эпоху зарождения государственно-правовых систем. Докажите, что происхождение власти у мыслителей Древнего Востока трактуется как порождение сверхъестественной силы. Объясните, каков характер верховной власти в древнекитайских мифах и чем вызван вывод мыслителей Древнего Востока о вечности земных законов?
8. Идеология брахманизма была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах. Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах. Наиболее авторитетным среди них был трактат «Манавадхармашастра» («Наставления Ману о дхарме»– составлен в период II в. до н.э. – II в. н.э.). На русский язык трактат переведен под названием «Законы Ману». Объясните, в чем заключался идеологический смысл учения? Определите основополагающий принцип данной политической теории. Выделите главный метод управления в авторитарных системах.
9. Наиболее влиятельной доктриной в истории политической и правовой мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551—479 гг. до н.э.) защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Изречения мыслителя собраны его учениками в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Объясните с привидением аргументов, к какому типу традиционного политического мировоззрения относятся концепции Конфуция, Лао-цзы, Шэн Яна? Дайте определение политического идеала. Рассмотрите его с точки зрения его носителей, общего принципа и конкретных нормативных предписаний.
10. «Если руководить народом посредством законов, и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправиться» (Лунь юй»). Проанализируйте высказывание Конфуция, и раскройте содержание его учения о ритуалах и добродетелях. Проанализируйте позицию современных ученых, о том, что Конфуций выступал противником позитивного закона и права. Рассмотрев законодательство Китайской народной республики, приведите примеры воплощения идей неоконфуцианства в современной политической и правовой доктрине.
11. Общим для политико-правовой идеологии стран средневекового Арабского Востока и Западной Европы было то, что та и другая строились на основе господствующего религиозного мировоззрения, и в своих программных положениях отражали механизм защиты институтов феодального общества. Проведите различие между положениями доктрины исламских теоретиков и учений западноевропейских мыслителей по содержанию политико-правовых теорий. Объясните, почему на смену политическому отчуждению неизбежно шло отчуждение религиозное, порождающее в свою очередь новую разновидность государства, все так же противостоящего обществу и народу (стремление к исламскому фундаментализму)?
12. Рассмотрите конституционные акты стран арабо-мусульманского мира (Марокко, Египта, САР, ОАЭ и др.). Приведите примеры религиозных доктрин, закрепленных в юридические документы современности. Покажите взаимосвязь религиозных догм, воплощающихся в правовых системах стран мусульманского традиционного права на анализе гражданских, семейных, наследственных и уголовно-правовых норм.
13. Проведите критический анализ теории естественного права и ее реализацию в документах американского и французского конституционализма. Укажите, какие идеи воплощены из учения о теории естественного права Б. Спинозы (примеры из источников права)? Проведите сравнение общего и особенного в политико-правовых учений Г. Гроция, Т. Гоббса и Дж. Локка о государстве и праве, воплощенные в документах первых конституций.
14. Осуществите критический анализ политической идеологии французского и американского политического режима на основе первых конституционных документов. Произведите сравнение общего и особенного в учениях Томаса Пейна и Александра Гамильтона и федералистов о государстве и праве. Сформулируйте политико-правовые взгляды Томаса Джефферсона и других отцов американской демократии воплощенные в правовых актах.
15. Рассмотрите и проанализируйте положения государственной идеологии Китайской народной республики, воплощение основных положений и принципов в конституциях. Проиллюстрируйте и проведите сравнительный анализ изменений идей маосизма и неоконфуцианства в конституционной системе современного Китая. Проанализируйте причинно-следственные связи устойчивости политических и правовых учений на территории Юго-восточной Азии.
16. Современная республика Индия сочетает в себе учения и доктрины предшествующих эпох с конституционной системой демократического государства. Проанализируйте идеи гандизма и современную политическую и правовую систему Индии, укажите общее и различия. Приведите аргументацию критики М. Ганди со стороны мусульманской общины. Выявите причинно-следственные связи идейных программ современных последователей духовных лидеров государств Азии?
17. «С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда самое настоящее тогда, когда завершится переход от капитализма к коммунизму, место: в музей древностей, рядом с прялкой и бронзовым топором». Сформулируйте авторство и основные положения теории. Аргументируйте сходство христианских ценностей и идеалов с коммунистической доктриной – мечтой ее авторов-теоретиков (К. Маркса, В.И. Ульянова (Ленина)). Выявите причинно-следственные связи неудачи воплощения коммунистического проекта в странах.
18. Проведите соотношение между правовым учением и его основным тезисом? (1. Юридический позитивизм, 2. Социологическая юриспруденция, 3. Солидаризм, 4 Марксизм, 5 Психологическая теория).
1 Право есть воля господствующего класса.
2 Интуитивно-эмоциональная составляющая права.
3 Право выступает социальной функцией.
4 Право есть совокупность правовых норм.
5 Право – система социальных целей.
Продемонстрируйте в ходе сравнительного анализа общее начало и различия в перечисленных учениях. Раскройте на примере конституционного акта СССР воплощение одной из доктрин, и объясните выбор законодателя с инструментарием государственной идеологии.
19. «Ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один – настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя. Это предполагает со стороны знатных людей умеренность в пользовании имуществом, а со стороны людей маленьких – умеренность в своей жадности и зависти» («Об общественном договоре» Ж-Ж. Руссо). Проанализируйте данное высказывание французского философа и объясните, какие идеи его теории воплощены в доктрине социального государства? Проиллюстрируйте принцип социального равенства на примере законодательства Российской Федерации и стран мира, определив общее в подходах и различия.
20. Говоря о роли законов, В.Н. Татищев выделял, что «в государстве не персоны управляют законом, а закон персонами». Проанализируйте данное положение и истолкуйте, кто должен, по мнению историка, философа и государственного деятеля, осуществлять законотворчество в государстве? Проведите различие между идеями о роли населения в законотворческом процессе теоретиков XVIII-XIX вв. и правотворческой деятельностью органов государственной власти современности.
21. «Постепенное установление равенства есть предначертанная свыше неизбежность. Этот процесс отмечен следующими основными признаками: он носит всемирный долговременный характер, и с каждым днем все менее и менее зависит от воли людей…» (А. де Токвиль). Раскройте, какие преимущества в демократии видел Токвиль, и охарактеризуйте, как философ соотносил понятия демократия и равенство? Проиллюстрируйте актуальность его теории в современных моделях и предложите наиболее эффективные способы реализации.
22. Со времен Г. Гроция классическим положением естественного права стала мысль о том, что в отличие от волеустановленных предписаний оно как совершенная, идеальная норма, вытекающая из природы и, следовательно, неизменная, противопоставляется изменчивой и зависимой от человеческих установлений норме положительного права. Различение естественного и положительного права встречается уже у греческих философов, повторяется у римских юристов, развивается в Средние века, и господствует в Новое время. Однако единство идеи не обеспечивало единого содержания естественного права на протяжении ряда веков. Различие содержания естественного и положительного права можно увидеть на примере взглядов софистов (подчеркивали условность, относительность любого положительного закона), Сократа, учений Платона и Аристотеля («естественные» определения права есть у разных народов в силу необходимости и независимо от человеческого мнения), стоиков, римских юристов, Фомы Аквинского. Естественное право полагалось, как система принципов и норм, существующих от природы, помимо установлений законодателя. Укажите политико-правовые доктрины, включающие и обосновывающие эту идею. Продемонстрируйте на примере Конституции РФ, как соотносятся права человека и права гражданина с идеями и сущностью «пятого поколения» прав человека?
23. «Природа подчинила человека власти удовольствия и страдания. Им мы обязаны всеми нашими идеями, ими обусловлены все наши суждения, все наши решения в жизни... Принцип пользы подчиняет все этим двум двигателям» (Иеремия Бентам). Раскройте сущность его теории утилитаризма. Покажите взаимосвязь идей Бентама с позициями Гельвеция, Ч. Беккариа.
24. «Законы, издаваемые властью, священны не сами по себе, но все священное в них происходит всецело от той моральной санкции, которая коренится в законах человеческой жизни, поскольку она протекает среди условий социального существования. Отсюда вывод: когда законы лишены этой моральной санкции, они не содержат в себе ничего священного, и могут по праву быть отвергнуты» («Личность и государство», Г. Спенсер). Проанализируйте данное высказывание философа и сравните его позицию с теорией Макиавелли о государственной власти и политическом лидерстве. Объясните на основе аргумента о моральности права, как современное законодательство интерпретирует этот тезис.
25. «Право – одной из сторон своего существа, по-видимому, принадлежит к царству природы, то в существовании права есть чисто «природная» сторона» (Г. Кельзен, «Чистое учение о праве»). Проиллюстрируйте отношение философа к теории естественного права. Проанализируйте и систематизируйте источники права, представленные в теории Г. Кельзена.
26. В 1830 г. увидела свет небольшая брошюра Томаса Бэйли «Размышления о причинах политических революций», которая стала первым отдельным трудом, в котором автор поставил своей задачей создать теорию революции. В 1861-62 гг. выходят еще две работы, направленные на общую теорию революций: лекция о революциях Г. Йимана (1861) и «История и теория революций» (1862) Джозефа Кларка. Если к этому добавить еще работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии» (1848), отдельные работы Маркса: «Классовая борьба во Франции» (1850), «18 брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Гражданская война во Франции» (1871), и Энгельса - «Революция и контрреволюция в Германии» (1852) то получаем за сорокалетний период достаточно большой объем работ, посвященных теории революции (для середины XIX в. десяток книг по одной теме за 40 лет - это очень высокий показатель). Таким образом, в период между двумя французскими революциями - революцией 1830 г. и Парижской Коммуной 1871 г. наблюдается первая настоящая «волна» специального интереса к проблематике (а не отдельной национальной революции). Сравните сущность теории революции в учениях К. Маркса и В.И. Ленина. Проанализируйте теорию перманентной революции Л.Д. Троцкого и ее актуальность на современном этапе.
27. С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других конвенций, имеющих обязательную силу для присоединившихся к ним государств, пошло на убыль влияние естественно-правовых учений. «Эта индивидуалистическая философия естественного прав повсюду изжила себя, и не встречает больше сочувствия у законодателей и влиятельных мыслителей», - писал в 1972 г. французский социолог Р. Арон. Примерно в тоже время В. Майховер и А. Кауфман, крупнейшие представители естественно-школы в немецкой юриспруденции выступили заявлениями о бесперспективности дальнейших теоретических исследований естественного права. Объясните и прокомментируйте данное обстоятельство. Считаете ли Вы заявления Р. Арона, В Майховера и А. Кауфмана верными, и почему? Или же события конца XX - начала XXI в. говорят о преждевременности подобных заявлений? Аргументируйте тезис, что процессы глобализации оказывают влияние на естественные права, приведите примеры?
28. Эпоха Ренессанса оставила плеяду великих имен, среди которых можно выделить Н. Макиавелли. Его труды, такие как «Государь», «Рассуждения Тита Ливия», «История Флоренции», не теряют своей актуальности и интереса. В последние годы теории Макиавелли вызывают много дискуссий в разрезе новейших наук и сфер деятельности. Наиболее обсуждаемыми являются вопросы морали, применимости учения Макиавелли в контексте политики и совсем новый аспект - использование учения Макиавелли как руководства по практическому менеджменту. Раскройте тезис об аморальности или моральности лозунгов: «Цель оправдывает средства» и «Победителей не судят», принадлежащие перу Николо Макиавелли для современных политиков и управленцев. Предложите наиболее эффективные способы воплощения теории в систему практического управления России.
29. Современное российское общество переживает целый комплекс социальных трансформаций, которые, с одной стороны, все еще носят на себе отпечаток системного кризиса 1990-х гг., а с другой стороны, содержат признаки перехода к новой реальности — глобальной и инновационной, где формируются иные очертания социальных институтов, культуры и духовности. В рамках этого процесса вполне очевидны как положительные моменты, связанные с образованием многочисленных форм активности людей, культурного многообразия, высокоинтеллектуальных технологических решений, политико-правовых и экономических достижений, однако, все еще существенны несовершенства и трудности, присутствующие практически во всех сферах общественной жизни. Определите какие основные положения социально-нормативной концепции И. А. Ильина транслируются в политической системе Российской Федерации? Покажите взаимосвязь конституционных новелл 2020 г. с представлениями И. А. Ильина о будущем России: «правовое единство — священное, исторически преемственное, властное и действенное. Оно покоится на братском единении русских людей, на их верности Богу, Отечеству, государственной власти и закону»?
30. Наука истории учений о праве и государстве за последнее время может занести себе в актив пересмотр методологических подходов, изменение оценок политико-правовых доктрин. До настоящего времени продолжаются поиски наиболее адекватного содержания и структуры научных исследований. Раскройте изменения подходов к трактованию теории правового государства. Продемонстрируйте использование системы методов по выбранной теме
исследования магистерской диссертации, связав их с анализом российского законодательства.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.