ИСТОРИЯ
1. Предмет истории, ее основные функции и принципы. Периодизация всемирной и отечественной истории.
2. Место и роль России в системе мировых цивилизаций.
3. Восточные славяне, их происхождение, расселение, отношение с другими народами.
4. Древнерусское государство в контексте мировой истории.
5. Период феодальной раздробленности на Руси: причины основные политические центры, последствия.
6. Татаро-монгольское нашествие и его последствия для русских земель.
7. Основные этапы и характеристика политического объединения Руси в XI-начале XV вв.
8. Русское государство в XVI веке. Реформы Ивана IV и их значение.
9. Церковь и ее роль в истории России в XIV-XVIII вв.
10. Мировая тенденция территориальной экспансии государств и колонизационная политика России.
11. Преобразовательная деятельность Петра I.
12. Сущность и особенности российского абсолютизма. Его отличие от европейского.
13. Россия и Европа в XVIII веке: соотношение уровней развития и характер отношений.
14. Культура России в XVIII веке.
15. Россия в начале XIX века. Отечественная война 1812 г.
16. Духовное развитие российского общества и общественное движение в XIX веке.
17. Начало промышленного переворота в России и его особенности.
18. Россия на путях реформирования 60-х – 70-х годов XIX века.
19. Место России в мировом сообществе и проблема исторического выбора в конце XIX века.
20. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Обострение кризиса самодержавия в России. Революция 1905 – 1907 гг. и ее значение.
21. Первая мировая война как проявление кризиса европейской цивилизации.
22. 1917 г. в судьбе России и мира.
23. Гражданская война в России, ее причины, основные этапы, итоги.
24. Образование СССР, основные предпосылки, документы, значение.
25. Вторая мировая война: причины, этапы, характер, состав участников, итоги.
26. Внешняя политика советского государства в предвоенный период и в годы войны.
27. Послевоенная система международных отношений: от сотрудничества к конфронтации и «холодной войне».
28. СССР в послевоенный период. Упрочение советского влияния в странах Восточной Европы, ряде стран Азии. Основные тенденции политического и экономического развития СССР в 50-е-60-е года.
29. Советское общество и государство в условиях кризисного развития (70-е – середина 80-х гг.).
30. Политическое и экономическое развитие Российской Федерации в первой половине 90-х годов XX века. Россия на путях суверенного развития. Место России в мировом сообществе.
1. В чем сущность нормандской теории образования древнерусского государства? Почему эта теория долгое время была востребована?
2. Назовите причины введения христианства в его византийском варианте. Была ли альтернатива? Аргументируйте, опираясь на источники.
3. Когда произошло объединение Киева и Новгорода? Каковы причины объединения? Подтвердите ваш ответ ссылками на источники.
4. Каково историческое значение принятия христианства? Назовите последствия его принятия.
5. В чем состоит историческое значение «Хождения за три моря» Афанасия Никитина?
6. Какова гипотеза Б.А. Рыбакова о происхождении «Повести временных лет»? Аргументируйте ответ, опираясь на позицию ученого.
7. Проведите анализ византийской литературы, бытовавшей на Руси в XI – XII вв.
8. Каковы исторические предпосылки возникновения древнерусской литературы?
9. В чем смысл правосудия согласно «Повести о Шемякином суде» (XVII в.)? Что такое «шемякин суд»?
10. Каково историческое значение «Повести временных лет»? Аргументируйте ответ положениями трактата.
11. Перечислите предпосылки и причины Смуты. Существует мнение о том, что «смута» явление типичное для России? Считаете ли вы его ложным?
12. Каковы причины и необходимость смены в 1701 г. Боярской думы "Консилией министров" и формирования в 1711 г. Сената?
13. В чем суть идеи "общего блага" доминировавшей в эпоху Петра 1?
14. Каковы причины дворцовых переворотов? Найдите тенденцию, опираясь на факты.
15. В чем заключается доктрина государственного либерализма Екатерины II? Была ли эта доктрина объектом реализации?
16. Назовите причины появления манифеста 17 октября 1905 г. Как он был встречен населением и политической элитой?
17. Каково содержание Договора и Декларации об образовании СССР 1922 года?
18. Назовите общие и отличительные черты развития русских земель в ХIII-ХV вв. Чем обусловлены различия? Как оценивают их различные отечественные научные школы?
19. Как оценивают отечественные исторические школы ход и результаты первых советских пятилеток?
20. Каково влияние решающих сражений Красной Армии против фашистских войск на ход и исход второй мировой войны? Приведите конкретные факты в пользу вашей позиции.
21. Что означает понятие “оттепель”? Какие противоречия свойственны этому периоду истории?
22. Назовите самые значимые социальные и политические события после смерти И. Сталина. Обоснуйте их причины.
23. Какое событие должно было состояться 4 марта 1881 г? Почему оно не состоялось?
24. Почему развитие сельского хозяйства в пореформенный период происходило не столь успешно, как промышленности? Охарактеризуйте два пути эволюции аграрного строя России. Укажите районы, где преобладал тот или иной путь.
25. Почему распался «Союз трёх императоров»? Как образовался и против кого был направлен Тройственный союз?
26. Назовите дату события, объединившего врачей Н.Ф. Склифосовского и С.П. Боткина, писателя Успенского, художников В.Д. Поленова. К.Н. Маковского, В.В. Верещагина. Что это было за событие?
27. Каковы особенности зарождения парламентаризма в России в начале XX века? Как оценивают их различные отечественные научные школы?
28. Проведите анализ мнений отечественных научных школ содержания столыпинской программы модернизации России и путей ее реализации.
29. Каковы причины кризиса западной цивилизации в межвоенный период и каковы его последствия? Как оценивают их различные отечественные научные школы?
30. Обоснуйте тенденции развития советского общества в 20-е- 30-е годы ссылаясь на источники.
1. Слово "история" - греческого происхождения, оно означает "исследование", "разыскание". Есть и другое определение значения слова "история" - "смотрю", поскольку она, как в зеркале, отражает разные события. Дайте определение предмета исторической науки. Какое из толкований слова "история", на ваш взгляд, более точно его отражает? Аргументируйте ответ.
2. Корнелий Тацит сформулировал принцип, которым должен руководствоваться историк: описывать события "без гнева и пристрастия". Осуществим ли этот принцип на практике? Как проявляется в исторических исследованиях личность самого ученого?
3. Мыслители античности называли историю учительницей жизни. Можно ли согласиться с античной трактовкой роли истории в жизни людей? Актуальна ли эта трактовка в наши дни?
4. Гегель считал, что единственное, чему мы можем научиться у истории, - это тому, что она никого и ничему не учит. В.О. Ключевский считал, что история ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. Как вы оцениваете значение истории в жизни людей? Можно ли учиться на уроках, преподносимых нам историей? Покажите на примерах.
5. В первом «Философическом письме», занимающем особое место в публицистике П.Я. Чаадаева, дается сравнительная характеристика России и Европе. Он обращается к истории, являющейся, по его словам, "ключом к пониманию народов", и открывающей разным народам их роль в мировом процессе. Опираясь на текст письма, ответьте на вопросы: Как оценивает П.Я. Чаадаев место России в мировой истории и характерные черты ментальности русского народа? Какие аргументы в пользу своей точки зрения он приводит? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой ответ аргументируйте.
6. Н. Я. Данилевский - основоположник теории множественности человеческих культур в книге "Россия и Европа", вышедшей в 1871 г., изложил теорию "культурно-исторических типов". Раскройте историософскую концепцию Н.Я. Данилевского. Как он обосновывал необходимость создания "соединенного Славянства"? Согласны ли вы с концепцией Н.Я. Данилевского культурно-исторических типов и выделением славянского мира, в том числе и России, в особый культурно- исторический тип? Выразите свое отношение к европоцентристской, однолинейной схеме общественного прогресса.
7. К. Н. Леонтьев - публицист и писатель книге в "Панславизм и греки" (1873) наиболее остро выразил идею вырождающегося славянофильства. Дайте ответ на вопросы, поставленные в книге самим литератором.
«Всегдашняя опасность для России - на Западе; не естественно ли ей искать и готовить себе союзников на Востоке? Если этим союзником захочет быть и мусульманство, тем лучше. Но если Турцию никогда сила Запада не допускала до этого союза, должна ли была Россия смиряться перед Западом?»
«Если весь Восток, многоземельный и могущий произвести охранительные реформы там, где у Европы загорится опять петролий... и, конечно, шире и страшнее прежнего; если Восток этот не захочет отдать свои верования и надежды на пожрание тому, что тогда назовется, вероятно, тоже прогрессом?...
«Если Запад не найдет силы отстоять у себя то, что дорого в нем было для всего человечества; разве и тогда Восток обязан идти за ним?»
8. К. Н. Леонтьев в книге "Византизм и славянство" (1875) выдвинул гипотезу, что «основы российского, как государственного, так и домашнего быта остаются тесно связаны с византизмом». Изучите фрагменты труда (См. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков. - С. 303, 304) и дайте ответы на вопросы: Какие специфические черты развития России выделил К.Н. Леонтьев? Как он оценивал их значимость? Согласен ли был К.Н. Леонтьев с идеей Н.Я. Данилевского о необходимости создания" соединенного Славянства"? Раскройте сущность понятия "византизм".
9. В чем состоят причины опричнины? Какие существуют точки зрения на ее последствия? Как оценивают ее различные отечественные научные школы?
10. В. С. Соловьев в труде «Три речи в память Ф.М. Достоевского» (1881 - 1883 г.г.) попытался ответить на вопрос: чему служил Достоевский, какая идея вдохновляла всю его деятельность?
Изучите фрагменты труда (См. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков. - С. 332, 333, 336, 337) и дайте ответы на вопросы: Какое место христианским идеям отводил В.С. Соловьев в своей концепции исторического развития? Какой путь для преодоления разрыва между Западом и Востоком предлагал В.С. Соловьев?
11. Определите, о ком идет речь. Аргументируйте ответ.
− Его главный труд А.С. Пушкин оценил как "не только создание великого человека, но и подвиг честного человека".
− Прежде чем посвятить себя написанию главного труда своей жизни, он был известным литератором, поэтом.
− Его называли первым историком и последним летописцем.
− А.С. Пушкин о нем написал: "Древняя Россия, казалось, найдена (………), как Америка Колумбом".
12. Определите, о ком идет речь. Аргументируйте ответ.
− Учился в духовной семинарии.
− Шесть лет работал над диссертацией "Жития Святых".
− Читал лекции в четырех учебных заведениях Москвы.
− Академия наук избрала его действительным членом.
− Преподавал историю сыну Александра III Георгию.
− Оставил много афоризмов и мыслей.
13. Определите, о ком идет речь. Аргументируйте его.
− Сын священника.
− Родился как "хворый недоносок, который неделю не открывал глаз и не кричал".
− Учился в Московском университете, 34 года преподавал в нем, 6 лет был ректором.
− В 25 лет защитил магистерскую, в 26 - докторскую диссертацию.
− Был действительным членом Академии наук.
− В одном из своих сочинений он писал: "Спросим человека, с кем он знаком, и мы узнаем человека, спросим народ об его истории, и мы узнаем народ".
− Его сын стал знаменитым русским философом.
14. Новым словом в понимании специфики отечественной истории стала книга философа А.С. Ахиезера "Россия: критика исторического опыта". В этой книге автор выделяет два основных типа цивилизаций: традиционную и либеральную. Россия, по мнению ученого, "застряла" между этими двумя системами и является "расколотой цивилизацией". Раскол наблюдается во всех сферах российского бытия. Общество и государство, народ и власть, интеллигенция и власть, сознание и самосознание - все находится в состоянии раскола. Это делает модернизацию России практически неосуществимой, поскольку силы модернизации уравновешиваются антимодернизаторскими тенденциями. Согласны ли вы с концепцией А.С. Ахиезера? Обоснуйте свой ответ.
15. Каковы политические цели новой экономической политики? Продемонстрируйте их, опираясь на документы. Можно считать, что эти цели были достигнуты?
16. Каково содержание политики "военного коммунизма"? Чем она была обусловлена? Покажите результаты, опираясь на источники.
17. Каковы особенности развития культуры российского общества в XVI-XVII веках? Проведите сравнительный анализ литературного творчества в России и Европе.
18.Какие внутренние факторы оказали наибольшее воздействие на процесс объединения русских земель и почему? Ответ аргументируйте, сошлитесь на источники.
19.Чем объяснить, что Москва возглавила процесс объединения русских земель? Обоснуйте ответ, опираясь на мнение ученых - историков?
20. В 1649 году Земский собор принял новый свод законов - Соборное Уложение. По словам патриарха Никона, собор был созван «боязни ради и междоусобий от всех чёрных людей». Какие причины обусловили необходимость обновления законодательства?
21. На протяжении XVII века у России складывались весьма напряжённые отношения с Польшей — вплоть до «вечного мира» (1686г.). Состоялось несколько русско-польских войн, каждая из них имела свой повод и причины. Укажите наиболее общие причины взаимной вражды и недоверия Польши и России. Были ли у России и Польши общие внешнеполитические интересы, несмотря на существенные русско-польские противоречия?
22. При патриархе Никоне (1652-1658 гг.) проводились реформы, имевшие целью устранить разночтения в церковных книгах, упорядочить церковные службы. Алексей Михайлович вначале поддерживал эти реформы. Однако вскоре между патриархом и царём возник конфликт. В чём причина этого конфликта? Чем он завершился?
23. В русской литературе XVII века, как отмечали современники, «старина и новизна перемешались». Новизна отразилась, в частности, в таких терминах, как «обмирание», «живость», обычно применяемых для характеристики искусства того времени. О каких неведомых ранее (до XVII в.) культурных явлениях, тенденциях в духовной жизни общества напоминают эти слова?
24. 21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Романова. Что решило дело в пользу этого претендента? Чем отличался собор 1613 г. от предыдущих собраний представителей сословий?
25. Какие архитектурные памятники «нарышкинского» барокко вы можете назвать? Расскажите о происхождении названия этого стиля и о том, что для него характерно.
26.В докладе царю, глава русской делегации канцлер А.М. Горчаков написал: «Берлинский конгресс есть самая чёрная страница в моей служебной карьере». Царь пометил: «И в моей тоже». С какими событиями был связан этот эпизод?
27.Каково содержание решений о ”культе личности” и как они повлияли на общество? Обоснуйте ответ, ссылаясь на документы.
28.Каковы цели создания Верховного Тайного совета и Кабинета министров? Обоснуйте ответ, ссылаясь на источники.
29.Каковы причины государственного переворота 3 июня 1907г.? В чем заключается идея индустриальной революции? Был ли другой путь осуществления экономического «рывка»? Обоснуйте ответ, ссылаясь на документы.
30. В чем состояли политические ошибки Николая II периода революции 1905-1907 гг.? Покажите их, опираясь на документы.