КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Темы курсовых работ
1. Предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли российского права.
2. Конституция Российской Федерации 1993 г.: понятие, юридические свойства, особенности.
3. Этапы конституционного развития России.
4. Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности.
5. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека.
6. Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации как источники конституционного права Российской Федерации.
7. Формы народовластия в Российской Федерации.
8. Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, организационно-правовые основы.
9. Конституционный принцип разделения государственной власти в Российской Федерации.
10. Российская Федерация – правовое государство.
11. Конституционный Суд Российской Федерации: становление, развитие, правовой статус судей.
12. Российская Федерация – социальное государство.
13. Конституционно-правовой статус политических партий.
14. Конституционно - правовой статус религиозных объединений.
15. Государство и церковь в Российской Федерации: основы взаимоотношений.
16. Понятие и принципы конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.
17. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
18. Конституционно - правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
19. Права человека в России: проблемы теории и практики.
20. Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
21. Социальные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: проблемы правовой регламентации.
22. Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: проблемы теории и практики.
23. Культурные права человека в Российской Федерации: проблемы теории и практики.
24. Конституционное право граждан на судебную защиту их прав и свобод в Российской Федерации.
25. Конституционное право на объединение: вопросы теории и практики.
26. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.
27. Конституционно - правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев по российскому законодательству.
28. Проблемы реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан в Российской Федерации.
29. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
30. Понятие и принципы государственного устройства Российской Федерации.
31. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
32. Конституционно-правовой статус республики как субъекта Российской Федерации.
33. Толкование Конституции Российской Федерации: значение, цели, порядок осуществления.
34. Современные тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации
35. Избирательное право и избирательная система: понятие и соотношение.
36. Принципы избирательного права в Российской Федерации.
37. Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации.
38. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.
39. Порядок изменения, пересмотра и внесения конституционных поправок в Конституцию Российской Федерации.
40. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: конституционно-правовой статус.
41. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: конституционно-правовой статус.
42. Федеральный законодательный процесс в Российской Федерации.
43. Основные тенденции и проблемы развития конституционного права Российской Федерации на современном этапе.
44. Конституционно-правовые основы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
45. Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
46. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации.
47. Судебная власть в системе разделения государственной власти.
48. Конституционно – правовые основы организации законодательной власти в субъектах Российской Федерации.
49. Основы конституционного строя Российской Федерации.
50. Принципы избирательного права и избирательный процесс в Российской Федерации: характеристика и стадии.
Вопросы к зачету с оценкой:
1.Конституционное право, как отрасль права. Общие понятия, цели и задачи конституционного права.
2.Общая характеристика особенностей конституционного права как отрасли российского права. Метод правового регулирования конституционного права РФ.
3.Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения. Источники конституционного права.
4.Конституционное право, как наука и учебная дисциплина.
6. Понятие и социально-политическая сущность Конституции. Зарубежный и отечественный опыт конституционного строительства.
7.Конституционное развитие России. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. Характеристика Конституции РФ 1993 г.
8.Функции Конституции России. Основные черты и юридические свойства Конституции России.
9.Структура Конституции России. Нормы - цели в Конституции РФ.
10.Правовая охрана Конституции России. Конституционный Суд РФ.
11.Понятие и содержание конституционного строя и его основ
12.Россия – демократическое, суверенное, федеративное государство.
13.Россия - социальное и светское государство.
14.Конституционные основы экономической системы. Конституция РФ о равноправии форм собственности.
15.Республиканская форма правления по Конституции РФ.
16.Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Идеологическое и политическое многообразие в Конституции РФ (по Конституции РФ).
17.Россия - правовое государство. Разделение властей.
18.Конституционно-правовое регулирование политической системы и основ общественного строя в конституционном праве зарубежных стран.
19.Понятие и структура правового статуса личности. Гражданство РФ.
20.Личные и политические права человека и гражданина в РФ. Их реализация в Российской Федерации.
21.Основные экономические права человека и гражданина в Российской Федерации.
20.Основные социальные права человека и гражданина в Российской Федерации. Европейская социальная хартия (пересмотренная 1996 г).
22.Права человека в области образования и культуры и практика их реализации в РФ.
23.Ограничения прав и свобод человека по Конституции РФ.
24.Основные гарантии прав и свобод человека в Российской Федерации и механизм их правовой защиты.
25.Понятие и форма государственно-территориального устройства: мировой опыт.
26.Конституционные принципы федеративного устройства России.
27.Конституционно-правовой статус Российской Федерации и её субъектов.
28.Понятие и особенности конституционно-правового статуса главы государства: мировой и отечественный опыт.
29.Взаимодействие президента РФ с Федеральным Собранием РФ. Президент РФ как субъект права законодательной инициативы.
30.Понятие, виды и функции правительства. Полномочия правительства и его ответственность.
Вопросы к экзамену:
1.Общая характеристика особенностей конституционного права как отрасли российского права. Метод правового регулирования конституционного права РФ.
2.Конституционное право, как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Общие понятия, цели и задачи конституционного права.
3.Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения. Источники конституционного права.
4.Понятие и социально-политическая сущность Конституции. Зарубежный и отечественный опыт конституционного строительства.
5.Конституционное развитие России. Особенности принятия и характеристика Конституции Российской Федерации 1993 г.
6.Функции и структура Конституции России. Ее основные черты и юридические свойства.
7.Правовая охрана Конституции России. Конституционный Суд РФ.
8.Понятие и содержание конституционного строя и его основ. Конституционные основы экономической системы. Конституция РФ о равноправии форм собственности.
9.Россия – демократическое, суверенное, федеративное государство. Республиканская форма правления по Конституции РФ.
10.Россия - социальное и светское государство. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. (По Конституции РФ).
11.Идеологическое и политическое многообразие в Конституции РФ. Политические права и свободы граждан РФ.
12.Россия - правовое государство. Разделение властей.
13.Конституционно-правовое регулирование политической системы и основ общественного строя в конституционном праве зарубежных стран.
14.Понятие и структура правового статуса личности. Гражданство РФ.
15.Личные и основные экономические права человека и гражданина в Российской Федерации (их реализация).
16.Основные социальные права человека и гражданина в Российской Федерации. Европейская социальная хартия (пересмотренная 1996 г).
17. Права человека в области образования. Культуры и практика их реализации в РФ.
18.Основные гарантии прав и свобод человека в Российской Федерации, Механизм их правовой защиты. Ограничения прав и свобод человека по Конституции РФ.
19.Понятие и форма государственно-территориального устройства: мировой опыт.
20.Конституционные принципы федеративного устройства России. Конституционно-правовой статус Российской Федерации и её субъектов.
21.Понятие и особенности конституционно-правового статуса главы государства: мировой и отечественный опыт.
22.Взаимодействие президента РФ с Федеральным Собранием РФ. Президент РФ как субъект права законодательной инициативы.
23.Понятие, виды и функции правительства. Полномочия правительства и его ответственность.
24.Понятие, социальные функции и полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти. Порядок формирования и структура парламента и его палат.
25.Федеральное Собрание Российской Федерации – представительный и законодательный орган власти России. Структура и компетенция. Совет Федерации и практика его работы.
26.Реализация Государственной Думой конституционных полномочий. Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
27.Законодательный процесс. Законотворческий процесс в РФ. Порядок принятия федеральных и федеральных конституционных законов Федеральным Собранием РФ
28.Понятие, содержание и принципы избирательного права. Выборы, принципы их организации и проведения. Избирательные системы. (на примере РФ).
29.Государственно-правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации. Избирательные споры, их предмет и классификация.
30.Понятие, конституционные принципы и структура судебной власти в РФ. Порядок формирования судебных органов и осуществление судебной власти в России.
31.Конституционно-правовой статус прокуратуры и адвокатуры в зарубежных странах и РФ.
32.Особенности правового положения судебной власти в Российской Федерации и принципы правосудия. Конституционно-правовой статус судей.
33.Полномочия органов местного самоуправления. Права на судебную защиту местного самоуправления.
34.Гарантии деятельности, запрет на ограничение и ответственность местного самоуправления в Российской Федерации.
35.Укрепление вертикали власти в Российской Федерации: Уровень местного самоуправления, законодательное обеспечение. Реформа местного самоуправления в РФ: 1995-2003 гг.
1. Докажите верность, обоснованность утверждения п. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации о том, что Россия является демократическим государством.
2. Раскройте сущность ст. 2 Конституции РФ, гласящей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества.
3. Как вы понимаете утверждение о том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Соответствует ли это действительности?
4. Раскройте содержание государственного и национального суверенитета, укажите, в чем состоит различие между ними. Как вы понимаете сущность принципов территориального верховенства и нерушимости государственных границ?
5. Раскройте сущность конституционного определения России как правового государства. Назовите главные отличительные черты правового государства от обычного.
6. Сформулируйте основные принципы правового государства. Назовите типы правовых систем, существование которых не требовало бы наличия законов, права.
7. Сделайте сравнительный анализ содержания ст. 1 и ст. 5 Конституции Российской Федерации и покажите их сходство и различие.
8. Статья 30 Конституции РФ закрепляет свободу деятельности общественных объединений. Означает ли это возможность создания любого общественного объединения?
9. Как надлежит понимать содержание федеративного устройства России при наличии специальных договоров о взаимоотношениях с отдельными ее субъектами?
10. Раскройте механизм обеспечения верховенства закона на территории Российской Федерации. Правомерно ли применение мер принуждения в целях обеспечения верховенства закона и целостности России?
11. Как вы понимаете принцип обеспечения верховенства закона на всей территории России при наличии в ее составе республик, имеющих свои конституции?
12. Как надлежит понимать содержание п. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации, провозглашающего, что "Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его"?
13. Как вы понимаете сущность ст. 7 Конституции о том, что "Российская Федерация — социальное государство". Обеспечивает ли государство гражданам реализацию права на достойную жизнь и свободное развитие человека?
14. Гражданка К. обратилась в Конституционный суд РФ с жалобой на решение прокуратуры города прекратить уголовное дело по факту гибели ее мужа, мотивировав это обращение тем, что были ущемлены ее конституционные права на получение объективных данных о ходе и результатов расследования. Правомерно ли обращение? Находится ли данная проблема в компетенции Конституционного суда РФ?
15. Согласно Конституции Российской Федерации, достоинство личности охраняется государством. Что следует понимать под достоинством гражданина и можно ли утверждать наличие условий для его реализации?
16. Вправе ли граждане требовать ознакомления с документами и материалами, затрагивающими их права и свободы? Как Вы представляете себе реализацию этого права?
17. Как следует понимать содержание ст. 27 Конституции Российской Федерации, гласящей, что "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться по ее территории"?
18. Согласно Конституции Российской Федерации, возможно принудительное отчуждение частного имущества для государственных нужд. Поясните, в Каких случаях и на каких основаниях это возможно?
19. Как вы разъясните сущность конституционного права па получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов? Кого следует понимать под малоимущими гражданами?
20. Бывший гражданин Казахстана Евдокимов приобрел в установленном порядке гражданство России, при этом его супруга, проживающая вместе с ним, является лицом без гражданства. Имеет ли право на приобретение гражданства России их совместный четырнадцатилетний ребенок?
21. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, "каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении". Насколько реально использовать данное право?
22. Администрация высшего учебного заведения предъявила доценту П. обвинение в том, что он на проводимом учебном занятии утверждал, что нет оснований считать Российскую Федерацию демократическим государством. Обоснованы ли претензии администрации к доценту П.?
23. Раскройте содержание п. "в" ст. 71 Конституции Российской Федерации "Регулирование и защита прав и свобод человека".
24. Назовите основные направления деятельности, входящие в ведение, компетенцию Российской Федерации.
25. Как надлежит поступить в случае противоречия нормативного акта субъекта Российской Федерации федеральному закону?
Задания к экзамену:
1. Докажите верность, обоснованность утверждения п. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации о том, что Россия является демократическим государством.
2. Раскройте сущность ст. 2 Конституции РФ, гласящей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества.
3. Как вы понимаете утверждение о том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Соответствует ли это действительности?
4. Раскройте содержание государственного и национального суверенитета, укажите, в чем состоит различие между ними. Как вы понимаете сущность принципов территориального верховенства и нерушимости государственных границ?
5. Раскройте сущность конституционного определения России как правового государства. Назовите главные отличительные черты правового государства от обычного.
6. Сформулируйте основные принципы правового государства. Назовите типы правовых систем, существование которых не требовало бы наличия законов, права.
7. Сделайте сравнительный анализ содержания ст. 1 и ст. 5 Конституции Российской Федерации и покажите их сходство и различие.
8. Статья 30 Конституции РФ закрепляет свободу деятельности общественных объединений. Означает ли это возможность создания любого общественного объединения?
9. Как надлежит понимать содержание федеративного устройства России при наличии специальных договоров о взаимоотношениях с отдельными ее субъектами?
10. Раскройте механизм обеспечения верховенства закона на территории Российской Федерации. Правомерно ли применение мер принуждения в целях обеспечения верховенства закона и целостности России?
11. Как вы понимаете принцип обеспечения верховенства закона на всей территории России при наличии в ее составе республик, имеющих свои конституции?
12. Как надлежит поступить в случае противоречия нормативного акта субъекта Российской Федерации федеральному закону?
13. Гражданин П. обратился к начальнику почтового отделения с жалобой на то, что получил заказное письмо открытым, и попросил разобраться в случившемся. Начальник почтового отделения заявил, что такими мелочами, как разбирательство по поводу вскрытого письма он разбираться не станет. Тогда П. подал жалобу в федеральный суд.
Имеются ли основания для обращения в суд?
14. Статья 30 Конституции Российской Федерации закрепляет свободу деятельности общественных объединений.
Означает ли это возможность создания любого общественного объединения?
15. Решением суда отказано в удовлетворении жалобы заявителя о признании недействительной нормы конституции субъекта Российской Федерации о том, что президентом субъекта РФ может быть избран гражданин, владеющий русским языком и государственным языком этого субъекта Федерации. При этом суд сослался на ч. ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции РФ о том, что государственным языком РФ на всей территории является русский язык, а республики вправе устанавливать свои государственные языки.
Обосновано ли решение суда?
16. Законом субъекта Российской Федерации установлено, что при осуществлении отдельных полномочий органа государственной власти, которыми наделен орган местного самоуправления, этот орган местного самоуправления использует печать и бланк с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
Противоречит ли указанная норма ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации "?
17. Гражданин Украины Соболь, отбывающий наказание в виде лишения свободы за преступление небольшой тяжести на территории России в одном из исправительных учреждений Ленинградской области, обратился с заявлением в компетентные органы России о приеме в гражданство РФ, мотивируя это тем, что его супруга является гражданкой России, а также тем, что он зарегистрирован и проживает в течение последних десяти лет в Санкт-Петербурге.
Прокомментируйте ситуацию.
18. После подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии попросил членов комиссии и наблюдателей помочь перенести бюллетени в автомашину для отправки их в территориальную комиссию.
Нарушены ли требования закона?
19. По итогам выборов в Государственную Думу голоса избирателей распределились в процентном соотношении следующим образом: партия А - 24,1%, партия Б - 24,9%, партия В - 2,9%, партия Г - 2,2%, партия Д-1,2%. Федеральные списки каких партий будут допущены к распределению депутатских мандатов?
Какой документ будет положен в основу принятия решения?
20.Бывший гражданин Казахстана Евдокимов приобрел в установленном порядке гражданство России, при этом его супруга, проживающая вместе с ним, является лицом без гражданства.
Имеет ли право на приобретение гражданства России их совместный четырнадцатилетний ребенок?
21. Начальник отдела кадров одного из российских ОВД Агафонов отказал в приеме на работу на вакантную должность оперуполномоченного уголовного розыска гражданину России Панакидису, мотивируя это тем, что последний незадолго до этого приобрел греческое гражданство и теперь является гражданином с двойным гражданством.
Законны ли действия Агафонова?
22. Используя Закон РФ “О гражданстве”, решите следующую задачу:
Куда и с какими документами должен обратиться проживающий в Кишиневе гражданин Молдавии Игорь Воробьев, желающий получить российское гражданство?
23. Министр путей сообщения Сидоров Б.П., занимавший третье место в общефедеральной части федерального списка «Российская партия единения», был извещен Центральной избирательной комиссией РФ о том, что он избран депутатом. Однако на следующий день Сидоров уехал в недельную командировку. Вернувшись в Москву, министр обратился в Центральную избирательную комиссию РФ с целью получения удостоверения об избрании его депутатом.
Получит ли Сидоров Б.П. мандат депутата Государственной Думы?
24. Территориальной избирательной комиссией не была обеспечена доставка избирательных бюллетеней на некоторые избирательные участки. В результате на этих участках смогли проголосовать только 10% избирателей, и выборы были признаны не состоявшимися. Вышестоящая избирательная комиссия обратилась в суд с требованием о расформировании территориальной комиссии.
Есть ли основания для принятия решения о расформировании?
25.На выборах депутатов Государственной Думы палата не была сформирована в правомочном составе из-за того, что в большом количестве округов выборы были признаны несостоявшимися. Однако те депутаты, которые были избраны, потребовали, чтобы их допустили к работе, считая, что они могут осуществлять депутатскую деятельность в иных формах, помимо участия в заседаниях палаты. По их мнению, не сформирование органа в целом не влияет на их правовой статус как избранных депутатов.
Правомерны ли требования депутатов?
26. Назовите юридические свойства Конституции Российской Федерации 1993 года.
27. Каковы механизмы образования в Российской Федерации нового субъекта РФ? Аргументируйте свой ответ.
28. Какие формы собственности закрепляет Конституция Российской Федерации? Аргументируйте свой ответ.
29. Назовите форму непосредственного волеизъявления граждан РФ. Дайте ее краткую характеристику.
30.Что предусматривает договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в Москве 18.03.2014)?
Аргументируйте свой ответ.
Задания к зачету с оценкой:
1. Гражданин РФ Бурдуков, поступив работать грузчиком в продуктовый магазин, в первый день работы отказался приступить к выполнению своих трудовых обязанностей, мотивируя это тем, что в магазине антисанитарные условия труда: крысы, тараканы, разбитые стекла, температура воздуха в помещениях ниже 18°С в зимнее время года. Администрация магазина, в ответ на претензии Бурдукова, уволила его с работы за прогул. Какая статья Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ регламентирует данную правовую ситуацию? Обоснованы ли действия Бурдукова с позиции прав человека? Законны ли действия администрации магазина? Какая статья регламентирует права человека и гражданина в данной сфере в действующей Конституции РФ?
2. По просьбе родственников осужденных Уполномоченный по правам человека Миронов О.О. хотел ознакомиться с условиями содержания осужденных в колонии строго режима №41 вблизи Уссурийска. Однако администрация колонии отказала в доступе в помещения, где содержатся осужденные, ссылаясь на отсутствие необходимой в соответствии с положениями УПК письменной жалобы с изложением конкретных фактов нарушения закона, поскольку именно такие факты могут быть основанием для проверки.
Ссылка на ФКЗ об Уполномоченном по правам человека, по мнению Администрации, не состоятельна, так как норма УПК более специальная и устанавливает порядок реализации Уполномоченным принадлежащих ему прав. В чем состоят основные функции Уполномоченного по правам человека? Каковы права Уполномоченного по правам человека, в том числе процессуальные гарантии, обеспечивающие выполнение им возложенных на него задач? Оцените правомерность действия администрации колонии.
3. Гражданка Антонова уведомила администрацию общеобразовательной школы, в которой учится ее четырнадцатилетний сын Андрей, ученик 8 класса, что тот ввиду тяжелого материального положения семьи в школу ходить не сможет, так как должен пойти работать. Прокомментируйте с точки зрения прав человека сложившийся правовой казус. Кто имеет право в РФ на образование? Является ли обязательным в РФ основное общее образование? На кого первично возложено обязательство обеспечить получение детьми основного общего образования? Вправе ли мать ученика принимать подобное решение, в сложившихся тяжелых жизненных условиях?
4. За 12 дней до проведения выборов главы города Краснодара и депутатов Краснодарской городской Думы житель краевого центра Егоров за совершение преступления особой тяжести был осужден краснодарским краевым судом к 15 годам лишения свободы. В день выборов, находясь в изоляторе временного содержания г. Краснодар, он потребовал допустить его к участию в выборах. Вправе ли гражданин Егоров участвовать в выборах? Какие НПА регулируют данную сферу общественных отношений? Изменится ли решение, если речь идет о выборах органов местного самоуправления муниципального образования, в которой проживал Егоров?
5. 29 декабря 2017 года Президент РФ Путин В.В. наложил вето на принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации закон о создании электронной базы данных «Контингент обучающихся», против принятия которого выступали родительские общественные организации православно-патриотического толка. Отклонив принятый парламентом закон, Владимир Путин направил письма спикерам обеих палат парламента. В них он предлагает доработать документ с учетом следующих замечаний: перечень конкретных сведений, содержащихся в системе «Контингент обучающихся», должен быть установлен федеральным законом, а не постановлением правительства, и в законе же должны быть «определены лица, которые имеют доступ к таким сведениям, и их ответственность». Исследуйте правовую ситуацию на предмет: полномочия Президента РФ в законодательном процессе, оцените правовые перспективы данного законопроекта и ответьте на поставленные вопросы. В каких действиях заключается участие Президента РФ в законодательном процессе? Какой характер носит вето Президента? Что такое «промульгация» закона? Сможет ли Федеральное Собрание РФ в лице двух своих палат преодолеть вето Президента РФ? Сможет ли, с точки зрения действующей Конституции РФ, указанный в условии законопроект преодолеть президентское вето, после доработки и внесения в него конструктивных изменений?
6. Несколько известных правозащитников, выступая перед представителями телевидения, газет и журналов, заявили, что необходимо в ближайшее время законодательно запретить деятельность любых общественных организаций, в том числе и религиозных, которые нетерпимо относятся к представителям других конфессий, которые не признают идей естественного происхождения прав и свобод человека, принципов правового и демократического государства и республиканской формы правления. На возражения оппонентов о том, что подобная позиция также представляет из себя выражение определенной идеологии, они возразили, что идеология – это система взглядов, которая навязывается человеку, тогда как в демократическом государстве существует полная свобода идей. Оцените приведенные доводы. В чем состоит принцип идеологического многообразия? Каким образом можно регулировать правовыми средствами убеждения и взгляды граждан? Существуют ли в настоящее время правовые ограничения на идеологическую свободу? Дайте аргументированный ответ, ссылаясь на нормы федерального законодательства.
7. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела заявление Ениклеевой А.В. о признании недействительным Закона Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в связи с тем, что Закон противоречит Конституции РФ, нарушает ее права как депутата Московской областной Думы и гражданина. Суд сослался на п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", в котором разъяснено, что согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Судам, как указано в этом постановлении, при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. В результате была признана недействительной ст. 1 Закона Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в части возможности отзыва депутата за невыполнение депутатских обязанностей или требований Конституции либо закона, а также признаны недействительными ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 11 названного Закона. В чем состоит принцип прямого действия Конституции? Какой орган (органы) осуществляет функцию охраны Конституции? Какой орган имеет право толкования конституционных норм: В каких случаях суды общей юрисдикции вправе применять Конституцию непосредственно?
8. Во время подготовки проекта Конституции Российской Федерации в одном из проектов было предусмотрено, что изменения и дополнения в текст Конституции могут вноситься конституционным законом, обычным федеральным законом, а в некоторых случаях – Указом Президента РФ. Возражая против такого порядка изменения, ученые-юристы утверждали, что текст Конституции должен изменяться в особом порядке. Теория конституции не допускает изменения конституционного текста даже путем принятия обычных федеральных законов, и тем более - указов Президента. Отстаивая свою идею, авторы проекта заявляли, что теория должна следовать практике, а не наоборот; так же, как существуют сверхжесткие конституции, должны быть сверхгибкие, тем более, что в этом существует практическая потребность? В окончательном тексте Конституции возможность изменения с помощью обычных федеральных законов была устранена, а возможность изменения с помощью указов Президента, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 28 ноября 1995 года №15-П, сведена к дополнению названий субъектов РФ в статье 65 Конституции. Тем самым предмет спора сохранился. Каков обычный порядок внесения изменений в текст конституции? Каким образом отличаются конституции по порядку их принятия? Какая позиция в приведенном споре Вам представляется более обоснованной?
9. В 1995 году предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ стала норма Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, устанавливавшая смешанную несвязанную мажоритарно-пропорциональную избирательную систему. Одна из сторон утверждала, что Конституция РФ прямо не закрепляет тип избирательной системы, следовательно, нормы, регулирующие конкретные правоотношения, в Конституции отсутствуют, и предмета для рассмотрения Конституционного Суда РФ нет и не может быть. Другая возражала, что Конституционный Суд РФ вправе проверять закон на соответствие норме, не регулирующей конкретное правоотношение, норме-принципу, определяя её правовое содержание. Большинство конституционных норм носит абстрактный характер, характер норм-принципов, и именно поэтому для их толкования создан, специальный орган – орган конституционной юстиции. Проанализируйте ситуацию и дайте правильный ответ? В чем особенности метода конституционного регулирования? Чем отличаются нормы конституционного права от норм других отраслей? Позиция какой стороны вам представляется более правильной и почему?
10. Постановлением Государственной Думы было установлено, что обычаю голосовать за отсутствующих на заседании депутатов их коллегами ввиду его широкого применения должен быть придан общеобязательный характер. Конституционный Суд Российской Федерации, ссылаясь на правовую позицию, выраженную в п.13 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20 июля 1999 года №12-П, признал Постановление не соответствующим Конституции РФ, однако депутаты, утверждая, что обычай также является источником конституционного права, продолжали голосовать за своих коллег. Дайте определение правовому обычаю. Могут ли выступать в качестве источников конституционного права правовой обычай, решения Конституционного Суда РФ и акты палат федерального парламента и каковы их особенности? Правомерно ли решение, вынесенное Конституционным Судом РФ? Обладает ли оно высшей юридической силой по отношению к Постановлению Государственной Думы ФС РФ?
11. Реализуя положения части 1 ст.5 Конституции РФ, руководитель высшего исполнительного органа власти Ханты-Мансийского автономного округа издал указ о выходе из состава Тюменской области и непосредственном вхождении в состав РФ. Оцените данную ситуацию и дайте ответы на вопросы.
Каков правовой статус автономного округа? В чем его особенности?
Вправе ли автономный округ выйти из состава края, области?
Каковы правовые перспективы такой инициативы?
12. На заседании Правительства РФ было принято решение о возложении на Министерство внутренних дел функции по контролю за прибывающими на территорию РФ из-за границы автомобилями для выявления случаев перемещения угнанных машин. Президент РФ по просьбе Министра внутренних дел отменил решение Правительства, поскольку МВД подчиняется непосредственно Президенту и решения Правительства выполнять не обязано. Правительство повторно утвердило указанную норму, приняв положение о контроле за перемещением через таможенную границу РФ автомобильного транспорта и сославшись на 110-ую статью Конституции РФ.
Решите возникший спор между Президентом РФ и Правительством РФ.
Каковы полномочия Президента в области руководства исполнительными органами власти?
На рассмотрение какого суда может быть передан этот спор?
13. Президент РФ на основании решений государственных органов ряда субъектов РФ своим указом включил в ст. 65 Конституции РФ новые наименования республик: Ингушетия (вместо Ингушская Республика), Северная Осетия – Алания вместо (Республика Северная Осетия), Калмыкия (вместо Республика Калмыкия – Хальмг Тангч) и Чувашская Республика – Чувашия (вместо Чувашская Республика – Чаваш Республика. Каков общий порядок внесения изменений в Конституцию РФ? Кто может являться субъектом такой законодательной инициативы? Вправе ли Президент РФ вносить изменения в Конституцию РФ? Если да, то на каком правовом основании?
14. Гражданин Азербайджана Аязов прибыл из Баку к родственникам в Томск. Он устроился на работу, снял квартиру и перевез семью на проживание. При проверке документов участковым милиционером выяснилось, что семья живет в Тоске без регистрации. Был составлен протокол о правонарушении. «Но я ведь честно работаю и ничего незаконного не совершаю!» — убеждал участкового Аязов. Оцените ситуацию с точки зрения федерального законодательства. Имеет ли право иностранец на свободу передвижения по территории России? Какими конституционными права он обладает и в каких правах ограничен? В чем участковый инспектор усмотрел правонарушение? Какими обязанностями пренебрег Аязов?
15. Министром иностранных дел Российской Федерации был заключен от имени Российской Федерации международный договор с арабской республикой Ливан о совместных усилиях по борьбе с терроризмом. Израиль и США в ответ обвинили Россию в сотрудничестве со странами, которые поддерживают террористические организации. Уступая под влиянием американской и израильской дипломатии, Президент РФ, ссылаясь на свое конституционное полномочие по определению основных направлений внешней политики России, признал неправомерным заключение договора с Ливаном и объявил о его расторжении. Ливан в свою очередь потребовал объяснений, поскольку никаких оснований считать министра иностранных дел в момент заключения договора неуправомоченным лицом не было. Каковы полномочия Президента по определению направлений внешней и внутренней политики? Вправе ли Президент признать неправомерными действия министра иностранных дел? Имеет ли значение для решения данного дела норма Конституции, устанавливающая, что Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и за рубежом?
16. Тамбовский областной суд, рассматривая уголовное дело о разглашении государственной тайны начальником охраны губернатора гражданином Казанковым, отказался допустить адвоката к защите гражданина Гудкова, мотивируя отказ тем, что последний не имеет допуска к государственной тайне. Оцените правовую ситуацию на предмет адекватных гарантий защиты прав и свобод граждан, вовлекаемым в сферу уголовного судопроизводства и ответьте на поставленные вопросы.
С какого момента у человека наступает право пользоваться помощью адвоката (защитника)?
Каким НПА регламентируется особый порядок допуска к государственной тайне?
Какие лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну без проведения проверочных мероприятий?
Что гарантирует сохранность государственной тайны?
Правомерно ли, на Ваш взгляд, было вынесено такое судебное решение?
17. В Государственная Дума выразила недоверие Правительству РФ. Из присутствовавших 442 депутатов за отказ в доверии проголосовали 225 депутатов, за доверие – 145, оставшиеся воздержались. Какова судьба Правительства РФ при таком соотношении голосов? Достаточно ли депутатам Государственной Думы проголосовать за отказ в доверии к Правительству РФ для разрешения политического конфликта? Возможен ли самороспуск Государственной Думы?
18. 10 марта 2004 года Законодательным собранием Ленинградской области был принят областной закон «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований в их составе». Этим законом город Сертолово в качестве городского поселения был включён в состав муниципального образования «Всеволжский район». А. Н. Соболев обратился в суд с заявлением о признании этой нормы областного закона недействующим, поскольку не был проведён местный референдум относительно изменения границ территории, в которой осуществляется местное самоуправление и, следовательно, было нарушено его право на участие в местном самоуправлении.
Какой нормативно-правовой акт Вы использовали в решении задачи?
Связано ли установление границ муниципальных образований с правом гражданина на участие в местном самоуправлении?
Было ли нарушено право А. Н. Соболева на участие в местном самоуправлении?
19. При вступлении в должность Президент РФ должен принести присягу (ст. 82 Конституции): «Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Охарактеризуйте элементы правового статуса Президента Российской Федерации. Каков механизм защиты прав и свобод человека и гражданина Президентом? Как Президент РФ может рассматривать предложения граждан?
20. Согласно В Федеральный закон было внесено дополнение, устанавливающее запрет проведения гражданами предвыборной агитации против всех кандидатов за счет собственных денежных средств. Можно ли признать данную норму конституционной? Вправе ли избиратели активно отстаивать свою предвыборную позицию и склонять сообразно с ней других избирателей к голосованию за или против конкретных кандидатов либо к выражению негативного отношения ко всем участвующим в выборах кандидатам? Каким нормативно-правовым актом Вы воспользовались при решении задачи?
21. На семинарском занятии по конституционному праву студент Иванов утверждал, что элементы нормы конституционного права, гипотеза, диспозиция, санкция, встречаются во всех конституционно-правовых нормах. Однако студентка Воробьева выступила с опровержением такой позиции, считая, что вместе элементы конституционно-правовой нормы встречаются редко. Кто из студентов прав в этой ситуации? Какие виды конституционных норм вы знаете? Охарактеризуйте их. В чем их особенности? Найдите в Конституции РФ примеры регулятивных и охранительных норм.
22. Во время очередного заседания Государственной Думы ФС РФ, одна из фракций предложила внести изменения в Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", а именно предложила установить 6-месячный срок рассмотрения конституционных поправок законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Факт не рассмотрения данного вопроса в указанный срок предлагалось расценивать как «молчаливое» одобрение конституционной поправки. Каковы перспективы данной законодательной инициативы? К какому типу конституций относится действующая Конституция РФ по порядку ее принятия и вносимых изменений? Какие ограничения предусмотрены действующим законодательством по внесению изменений в Конституцию РФ?
23. На основании статьи 135 ГПК Смольнинский федеральный районный суд Санкт-Петербурга возвратил гражданину А.Р. Синевину его исковое заявление в связи с тем, что дело неподсудно данному суду в соответствии со статьями 23-27 ГПК. В частной жалобе на определение о возврате искового заявления Синевин указал, что Конституция РФ (ст.47) гарантирует каждому право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого отнесено законом, и что судебная система устанавливается Федеральным конституционным законом (ст.118). Следовательно – делает вывод Синевин – компетенция суда (подсудность) должна также устанавливаться Федеральным конституционным законом, а возврат искового заявления со ссылкой на ГПК неправомерен. В чем разница между конституционным и обычным федеральным законом? В какой части вопросы организации судебной системы относится к предмету регулирования конституционного права и федерального конституционного закона, а в какой части - к предмету процессуального законодательства? Какие варианты решения ситуации могут быть?
24. Конституция РФ исключила верховенство одной ветви государственной власти над другими, выведя, таким образом, Правительство РФ из своеобразного двойного подчинения. Вместе с тем Правительство РФ находится под непрерывным и сильным контролем Президента РФ. Правительство РФ самостоятельно в осуществлении закрепленных за ним полномочий; Президент РФ контролирует выполнение этих полномочий, дает новые поручения. Многие полномочия Президента РФ непосредственно касаются деятельности Правительства РФ, а также других органов единой системы исполнительной власти в РФ. Президент имеет мощные рычаги воздействия на Правительство РФ путем персональных назначений членов Правительства РФ и принятия необходимых решений, в том числе в сфере исполнительной власти. Является ли Президент РФ главой какой-либо из ветвей государственной власти в Российской Федерации? Какой орган государственной власти принимает решение об отставке
Правительства РФ? Каковы особенности руководства в отношении некоторых федеральных органов исполнительной власти присущи полномочиям Президента РФ?
25. Прокурор Ленинградской области внес представление в Законодательное собрание и губернатору области, требуя разработать и утвердить, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом “Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”, Устав области. Действующий Устав, по мнению прокурора, таковым не может считаться, поскольку он принят в форме обычного закона Ленинградской области, тогда как Устав должен отличаться по форме от иных законодательных актов. Каковы особенности формы Конституции (Устава)? Какое решение должно быть принято по представлению прокурора? Какой нормативно-правовой акт будет использован при решении данной ситуации?
Задания к экзамену:
1. В 2013 году ЕСПЧ вынес решение по делу "Анчугов и Гладков против России" и установил нарушение российскими властями Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с лишением заявителей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, права избирать и быть избранными. Министерство юстиции обратилось в КС с просьбой признать невозможность исполнения данного постановления, так как его выводы противоречат Конституции РФ. Исполнение решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) о праве заключенных принимать участие в выборах станет прямым ограничением государственного суверенитета России. Об этом заявил уполномоченный РФ при ЕСПЧ, заместитель министра юстиции РФ Георгий Матюшкин на открытом заседании в Конституционном суде (КС) РФ, где рассматривается запрос Министерства юстиции о возможности неисполнения решения Страсбургского суда по делу "Анчугов и Гладков против России".
Какие ограничения пассивного избирательного права граждан России вам известны?
Справедливы ли ограничения пассивного избирательного права для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления?
Должна ли Российская Федерация исполнять решения международного судебного органа, противоречащие нормам национальной Конституции?
2. Законом Псковской области предусмотрено обязательное употребление литературного русского языка в деятельности всех государственных и негосударственных организаций, независимо от формы собственности.
Соответствует ли указанная норма Закону РФ “О языках народов РФ”?
Что такое государственный язык, каков его статус и порядок использования?
Каким образом можно установить стандарт (образец, эталон) языка – по лексике, грамматическим оборотам, стилю и т.д.?
Каков статус официального языка?
3. Депутат Государственной думы Федерального собрания РФ гражданин Воронков в течение 3 месяцев без уважительных причин не посещал заседание соответствующей палаты, а также Комитета Государственной думы по конституционному законодательству и государственному строительству, в состав которого входил.
Каким нормативно-правовым актом регулируется данное правоотношение?
Каковы правовые последствия подобных действий?
Можно ли привлечь к ответственности депутата?
Какова процедура ответственности за данное правонарушение?
4. Президент РФ официально заявил о том, что уходит в отставку (по общенациональным телевизионным каналам было передано соответствующее обращение Президента к гражданам).
Каков порядок отставки Президента РФ?
Должен ли какой-либо орган государственной власти юридически констатировать факт отставки Президента РФ?
В какой момент прекращаются полномочия главы государства?
Допускается ли отзыв главой государства решения об отставке?
Какие конституционно-правовые отношения возникают на основе указанного решения главы государства?
5. Республики в составе Российской Федерации в своих конституциях зафиксировали наличие государственного суверенитета. Президент РФ предложил исключить данную норму из конституций республик. По мнению Н. А. Ушакова (Институт государства и права РАН), республика обладает суверенитетом, т. к. в ст. 5 Конституции РФ записано, что она является государством.
Оцените сложившуюся ситуацию.
Что означает термин «ограниченный суверенитет»?
Насколько уместна данная норма в действующей Конституции РФ?
Не противоречит ли она отсутствующей норме сецессии, относительно субъектов современной России?
6. За неоднократное нарушение служебных обязанностей по представлению Администрации Президента РФ Председатель Правительства РФ привлек к дисциплинарной ответственности члена Правительства РФ – руководителя Министерства природных ресурсов РФ и объявил на очередном заседании Правительства РФ о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Оцените правомерность привлечения к дисциплинарной ответственности федерального министра.
7. Регистрация актов гражданского состояния является государственным полномочием. В связи с этим регистрация браков и рождения в Зеленоградском районе осуществлялась в районном центре Зеленоградское, что создает значительные неудобства для жителей поселений.
Возможно ли перенесение регистрации актов гражданского состояния в сельсоветы.
Каков порядок решения данного вопроса?
8. Между учениками 9-го класса Смирновым и Поляковым разгорелся спор. Смирнов утверждал, что Президент России может отправить в отставку Председателя Правительства и вместе с ним уходит в отставку само Правительство РФ. Поляков же считал, что отставка Председателя Правительства не влечет автоматической отставки самого Правительства, поскольку Председатель только возглавляет этот орган, в него входят еще много министров, которые несут самостоятельную ответственность за министерство, которым они руководят.
Разрешите этот спор на основе действующего законодательства.
9. В Московском областном суде слушается дело по обвинению Кудрявцева в совершении преступления, предусмотренных ч. 2 ст. 105 и ч. 2 ст. 162 УК РФ. В судебном заседании с согласия подсудимого находились журналисты газеты «Московский комсомолец». В одном из номеров этой газеты защитник Кудрявцева прочитал статью о деле Кудрявцева, в которой было написано, что Кудрявцев виновен в тех преступлениях, которые ему вменяют, хотя дело еще находилась в процессе судебного разбирательства.
Какое конституционное право Кудрявцева было нарушено журналистами?
10. Дайте аргументированную оценку правомерности следующим фактам:
а) объединения Хабаровского края и Магаданской области,
б) преобразования Еврейской области в Еврейскую Республику,
в) принятия в субъекте РФ закона об особых мерах по обеспечению безопасности государства,
д) переноса выборов на неопределенный срок в связи со сложной экономической и политической ситуацией.
11. Россия - федеративное государство, отличающееся разделением полномочий между федеральными и региональными органами власти. И Федерация, и субъекты Федерации несут свою долю ответственности за социально-экономическое развитие регионов, однако их деятельность должна быть, по меньшей мере, непротиворечивой, а желательно и скоординированной. Иначе говоря, становление эффективной системы регионального планирования требует разработки действенных механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов власти в обеспечении социально-экономического развития регионов.
Согласно действующей Конституции РФ, имеет ли право субъект РФ претендовать на преимущества во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, по сравнению с другими субъектами?
12. За 12 дней до проведения выборов главы города Краснодара и депутатов Краснодарской городской Думы житель краевого центра Егоров за совершение преступления особой тяжести был осужден краснодарским краевым судом к 15 годам лишения свободы. В день выборов, находясь в изоляторе временного содержания г. Краснодар, он потребовал допустить его к участию в выборах.
Вправе ли гражданин Егоров участвовать в выборах?
Какие НПА регулируют данную сферу общественных отношений?
Изменится ли решение, если речь идет о выборах органов местного самоуправления муниципального образования, в которой проживал Егоров?
13. 29 декабря 2017 года Президент РФ Путин В.В. наложил вето на принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации закон о создании электронной базы данных «Контингент обучающихся», против принятия которого выступали родительские общественные организации православно-патриотического толка. Отклонив принятый парламентом закон, Владимир Путин направил письма спикерам обеих палат парламента. В них он предлагает доработать документ с учетом следующих замечаний: перечень конкретных сведений, содержащихся в системе «Контингент обучающихся», должен быть установлен федеральным законом, а не постановлением правительства, и в законе же должны быть «определены лица, которые имеют доступ к таким сведениям, и их ответственность».
Исследуйте правовую ситуацию на предмет: полномочия Президента РФ в законодательном процессе и оцените правовые перспективы данного законопроекта.
14. Согласно Всеобщей декларации прав человека, государства обязаны предоставлять бесплатное высшее образование. Прохоров руководствуясь ст. 15 и 17 Конституции РФ, обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой па Правительство РФ, не выполняющее указанные статьи Конституции РФ.
Оцените правовую ситуацию, исследуйте права человека и гражданина РФ в сфере образования.
Какова дальнейшая судьба жалобы?
15. Законом субъекта РФ в числе других оснований досрочного прекращения полномочий судьи Уставного суда субъекта было предусмотрено прекращение полномочий в случаях нарушения установленного порядка вступления в должность судьи Уставного суда; неучастия судьи в заседаниях Уставного суда без уважительных причин или уклонение от голосования свыше двух раз подряд; ликвидации Уставного суда в связи с изменением Устава.
Нарушил ли субъект Российской Федерации требования действующего законодательства, приняв такой закон?
Каковы полномочия субъектов РФ в области их собственной системы органов государственной власти?
16. Прокурор г. Задрынска возбудил уголовное дело против группы скинхэдов, которые ворвались в помещение, принадлежащее местному отделению организации “Свидетелей Иеговы”, разбили обрядовую утварь и разогнали собравшихся. Дело было возбуждено по статье 148 Уголовного кодекса РФ - “Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести”. Защитник обвиняемых заявил, что дело подлежит прекращению, поскольку Конституция не раскрывает понятия “права на свободу совести” и не дает определение религиозного обряда. Действия, совершаемые членами организации “Свидетели Иеговы”, не являются религиозным обрядом. Кроме того, Конституция не содержит санкции на нарушение нормы о свободе совести, а следовательно в составе данной нормы при наличии гипотезы и диспозиции отсутствует санкция.
Подлежит ли дело прекращению на основании изложенных доводов защиты?
В чем специфика такого элемента конституционно-правовой нормы, как санкция?
Обладают ли нормы Конституции свойствами прямого действия?
17. Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал иск по аресту Алексея Навального в ходе антикоррупционной акции 26 марта. В то же время адвокаты оппозиционера не спешат обращаться в ЕСПЧ с жалобой на повторный приговор по «делу «Кировлеса», который и создаёт Навальному законодательные препятствия для участия в президентской кампании. В случае же отказа в регистрации будет осуществляться второй беспроигрышный вариант – делегитимизация их результатов. В Страсбургский суд подана жалоба на нарушения Европейской конвенции по правам человека по пяти статьям. По статье 5 – в связи с незаконным задержанием и административным арестов Навального. По статье 6 – в связи с несправедливым судебным разбирательством. Статьи 10 и 11 упомянуты в контексте нарушения права на свободу выражения мнения и свободу собраний в результате действий властей. Кроме того, защита указала и на нарушение статьи 18 Конвенции, что выразилось в лишении свободы и нарушении права на свободу собраний для политически мотивированных целей, не связанных с целями правосудия. Следующая жалоба в ЕСПЧ готовится на тот арест Навального, который он отбывал.
Какое основное содержание ст. 5 и 6 ЕКПЧ?
Какие аналогичные статьи Конституции РФ Вы можете привести?
18. Прокурор Ленинградской области внес представление в Законодательное собрание и губернатору области, требуя разработать и утвердить, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом “Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”, Устав области. Действующий Устав, по мнению прокурора, таковым не может считаться, поскольку он принят в форме обычного закона Ленинградской области, тогда как Устав должен отличаться по форме от иных законодательных актов.
Каковы особенности формы Конституции (Устава)?
Какое решение должно быть принято по представлению прокурора?
Какой нормативно-правовой акт будет использован при решении данной ситуации?
19. На заседании Правительства РФ было принято решение о возложении на Министерство внутренних дел функции по контролю за прибывающими на территорию РФ из-за границы автомобилями для выявления случаев перемещения угнанных машин. Президент РФ по просьбе Министра внутренних дел отменил решение Правительства, поскольку МВД подчиняется непосредственно Президенту и решения Правительства выполнять не обязано. Правительство повторно утвердило указанную норму, приняв положение о контроле за перемещением через таможенную границу РФ автомобильного транспорта и сославшись на 110-ую статью Конституции РФ. Решите возникший спор между Президентом РФ и Правительством РФ.
Каковы полномочия Президента в области руководства исполнительными органами власти?
На рассмотрение какого суда может быть передан этот спор?
20. Министром иностранных дел Российской Федерации был заключен от имени Российской Федерации международный договор с арабской республикой Ливан о совместных усилиях по борьбе с терроризмом. Израиль и США в ответ обвинили Россию в сотрудничестве со странами, которые поддерживают террористические организации. Уступая под влиянием американской и израильской дипломатии, Президент РФ, ссылаясь на свое конституционное полномочие по определению основных направлений внешней политики России, признал неправомерным заключение договора с Ливаном и объявил о его расторжении. Ливан в свою очередь потребовал объяснений, поскольку никаких оснований считать министра иностранных дел в момент заключения договора неуправомоченным лицом не было.
Каковы полномочия Президента по определению направлений внешней и внутренней политики?
Вправе ли Президент признать неправомерными действия министра иностранных дел?
Имеет ли значение для решения данного дела норма Конституции, устанавливающая, что Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и за рубежом?
21. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года № 2534-VII был регламентирован порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. Указанное постановление Президиума ВС СССР в настоящее время не отменено, предмет его регулирования лишь частично урегулирован действующими законодательными актами Российской Федерации. Гражданин Шулер Н.С. обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод некоторыми нормами указанного Постановления. Конституционный Суд отказал в приеме жалобы, сославшись на то, что в Конституционный Суд по жалобам граждан рассматривает конституционность только законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле.
Какое место в системе правовых актов СССР и РФ занимает Постановление Президиума ВС СССР, и каким образом можно обжаловать содержание его норм в рамках современной судебной системы РФ?
Является ли РФ правопреемницей правовых актов СССР?
Каково действие нормативных актов СССР и РСФСР в современной России?
22. В Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) подана первая жалоба на уголовное преследование по ст. 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение правил проведения митингов). Заявитель Владимир Ионов покинул Россию за день до объявления приговора по своему делу, когда узнал, что активист Илья Дадин стал первым в России, кто по этой же статье приговорён к реальному сроку заключения. По мнению оппозиционно настроенного к власти В. Ионова, эта статья нарушает его право на мирный протест и противоречит Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Прав ли В. Ионов в своём утверждении?
Каков общий порядок проведения митингов и шествий в нашей стране?
Под воздействием каких обстоятельств в УК РФ (ст. 212.1) появилась указанная выше норма, и в чём его существо?
Какова, на Ваш взгляд, перспектива рассмотрения дела в ЕСПЧ?
23.Законом субъекта РФ в числе других оснований досрочного прекращения полномочий судьи Уставного суда субъекта было предусмотрено прекращение полномочий в случаях нарушения установленного порядка вступления в должность судьи Уставного суда; неучастия судьи в заседаниях Уставного суда без уважительных причин или уклонение от голосования свыше двух раз подряд; ликвидации Уставного суда в связи с изменением Устава.
Нарушил ли субъект Российской Федерации требования действующего законодательства, приняв такой закон?
Каковы полномочия субъектов РФ в области их собственной системы органов государственной власти?
24. Указом Президента РФ № 1444 от 7 августа 2000 года было утверждено Положение об Управлении делами Президента, которому были переданы полномочия по материально-техническому обеспечению деятельности федеральных органов государственной власти, в том числе Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Данный Указ был оспорен в Конституционном Суде РФ на том основании, что Конституция не предоставляет Президенту РФ права осуществлять материально-техническое обеспечение деятельности парламента. Представитель Президента возражал, ссылаясь на то, что Конституция не запрещает Президенту осуществлять указанную деятельность.
Какой нормативно-правовой акт будет использован при решении данной ситуации?
Определите факт, который породил возникновение данных конституционно-правовых отношений?
25. Во время очередного заседания Государственной Думы ФС РФ, одна из фракций предложила внести изменения в Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", а именно предложила установить 6-месячный срок рассмотрения конституционных поправок законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Факт не рассмотрения данного вопроса в указанный срок предлагалось расценивать как «молчаливое» одобрение конституционной поправки.
Каковы перспективы данной законодательной инициативы?
К какому типу конституций относится действующая Конституция РФ по порядку ее принятия и вносимых изменений?
Каков действующий механизм внесения поправок в Конституцию РФ?
Какие ограничения предусмотрены действующим законодательством по внесению изменений в Конституцию РФ?
26. На основании статьи 135 ГПК Смольнинский федеральный районный суд Санкт-Петербурга возвратил гражданину А.Р. Синевину его исковое заявление в связи с тем, что дело неподсудно данному суду в соответствии со статьями 23-27 ГПК. В частной жалобе на определение о возврате искового заявления Синевин указал, что Конституция РФ (ст.47) гарантирует каждому право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого отнесено законом, и что судебная система устанавливается Федеральным конституционным законом (ст.118). Следовательно – делает вывод Синевин – компетенция суда (подсудность) должна также устанавливаться Федеральным конституционным законом, а возврат искового заявления со ссылкой на ГПК неправомерен.
В чем разница между конституционным и обычным федеральным законом?
В какой части вопросы организации судебной системы относится к предмету регулирования конституционного права и федерального конституционного закона, а в какой части - к предмету процессуального законодательства?
Какие варианты решения ситуации могут быть?
27. Конституция РФ исключила верховенство одной ветви государственной власти над другими, выведя, таким образом, Правительство РФ из своеобразного двойного подчинения. Вместе с тем Правительство РФ находится под непрерывным и сильным контролем Президента РФ. Правительство РФ самостоятельно в осуществлении закрепленных за ним полномочий; Президент РФ контролирует выполнение этих полномочий, дает новые поручения. Многие полномочия Президента РФ непосредственно касаются деятельности Правительства РФ, а также других органов единой системы исполнительной власти в РФ. Президент имеет мощные рычаги воздействия на Правительство РФ путем персональных назначений членов Правительства РФ и принятия необходимых решений, в том числе в сфере исполнительной власти.
Является ли Президент РФ главой какой-либо из ветвей государственной власти в РФ?
Какой орган государственной власти принимает решение об отставке Правительства?
Каковы особенности руководства в отношении некоторых федеральных органов исполнительной власти присущи полномочиям Президента РФ?
28.Более 100 лет назад, в 1906 году в России начала свою деятельность Государственная Дума. По сравнению с ведущими европейскими странами (английский парламент, функционирует с XIII века, французские Генеральные Штаты, функционируют с XIV века, а в XIX веке парламенты существовали почти во всех странах Европы, США, Латинской Америки) первое общенациональное законодательное представительство в России возникло гораздо позднее. По мнению авторов двухтомной энциклопедии «Государственная Дума России». Это объясняется особенностями исторического развития нашей страны, запоздалостью перехода от традиционного общества к гражданскому, от авторитарного режима к правовому государству и отсутствием на протяжении веков конституционного баланса между властью и обществом.
В какой мере Вы согласны с представленной точкой зрения (обоснуйте свой ответ)?
Какие пояснения дали бы Вы, размышляя о «запоздалом появлении» в России парламента и необходимости его внедрения в политическую жизнь?
Как обстоит ситуация сейчас?
29. Государственный Совет в Российской империи был упразднён 1 января 1910 г., в то время как ещё 30 марта 1801 г. Александр I создал «Совет непременный» «для рассмотрения и уважение дел государственных», включающих в себя сбор сведений о департаментах, отчёты министров (с 1803 года) и подготовку реформ. Государственный Совет 1810 года был совершенно лишён права законодательной инициативы, он только обсуждал предположенные ведомствами проекты. Первоначально он состоял из 35 человек, затем, к 1890 г., «разросся» до 60, а в начале ХХ в. «перерос» за 100. В структуру Госсовета входили департаменты: законов, гражданских и духовных дел, экономики, военных дел, промышленности, науки и торговли (в разное время существовала разная структура департаментов). Цари по-разному реагировали на мнение Госсовета. Так, Александр I из 242 случаев отсутствия в Совете единого мнения в 159 случаях соглашался с большинством (65,7%), а в 85 - с меньшинством (33,3%). Вместе с тем, Государственный Совет был единственным официальным местом в Российской империи, где его члены в заседаниях пользовались свободой слова.
Как в дальнейшем сложилась судьба Государственного Совета?
Какой государственный орган (органы) в наши дни выполняет аналогичные функции в России? (Расскажите о его работе).
30. Судебная защита избирательных прав граждан за постсоветский период сделала большие шаги вперёд. Начав с возможности судебного обжалования только невключения и неточностей в списке избирателей, законодательство серьёзно расширило предмет судебного обжалования. Однако нестабильность избирательного законодательства, изменение круга выборных органов и должностных лиц, особенности судебных процедур и их восприятия властными структурами, гражданами, груз политической составляющей выборов препятствуют единству судебной практики по делам, возникающим из избирательных правоотношений, и повышению роли судов в защите избирательных прав граждан. Решение этих стратегически важных задач должно быть в центре внимания законодателя, Конституционного Суда РФ и судов общей юрисдикции. Анализ выборов и избирательного права с позиции судебных решений рельефно высвечивает действительные механизмы реализации избирательных прав граждан, которые значительно отличаются от отображаемых в книжной идеологии свободных выборов, даёт дополнительный материал для оценки рассматриваемых явлений, формулирования предлагаемых далее некоторых выводов и рекомендаций по совершенствованию практики выборов, избирательного законодательства и судебной практики.
В какой мере Вы разделяете точку зрения автора (Е.И. Колюшина)?
Приведите примеры судебных решений по избирательным делам в РФ (а возможно и Пленума Верховного Суда).