X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » - СПЕЦИАЛИТЕТ (СД1) » Конституционный судебный процесс (СД)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
1. Принцип верховенства Конституции и его реализация Конституционным Судом Российской Федерации.
2. Правовые средства охраны (защиты) Конституции Российской Федерации.
3. Понятие и основные принципы конституционного судопроизводства Российской Федерации.
4. Объект конституционного контроля: понятие и виды.
5. Понятие конституционного судебного процесса.
6. Этапы становления конституционного правосудия в Российской Федерации.
7. Юридическая природа и значение Регламента Конституционного Суда Российской Федерации.
8. Роль международных правовых источников в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
9. Международно-правовые акты и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
10. Характеристика Конституционного Суда Российской Федерации как органа государственной власти.
11. Политико-правовая природа Конституционного Суда и его особое предназначение в механизме осуществления государственной власти.
12. Принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Гарантии его правового статуса.
13. Особенности конституционного правосудия и его значение для правотворческой и правоприменительной практики.
14. Понятие, сущность, виды и современная организация судебного конституционного контроля в Российской Федерации.
15. Правовая природа Конституционного Суда Российской Федерации и значение его практики для органов государственной власти России.
16. Участники конституционного судебного процесса в Российской Федерации: виды, характеристика, роль.
17. Средства доказывания в процессе конституционного судопроизводства в Российской Федерации.
18. Внесение обращений в Конституционный Суд Российской Федерации: понятие, виды, поводы и основания к рассмотрению.
19. Конституционное регулирование отношений в сфере конституционного правосудия в России.
20. Судебное разбирательство в конституционном суде: порядок, процессуальные сроки.
21. Виды обращений в конституционные суды в Российской Федерации: виды, характеристика, значение.
22. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник в системе российского права.
23. Место Конституционного Суда Российской Федерации в российской судебной системе.
24. Объём и пределы компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
25. Правовой статус конституционного судьи: федерального и судьи субъекта Российской Федерации.
26. Отказ в принятии к рассмотрению обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Прекращение производства по делу в Конституционном Суде Российской Федерации.
27. Рассмотрение дел по делам о соответствии Конституции Российской Федерации нормативно-правовых актов органов государственной власти и договоров между ними.
28. Правовые позиции и обязательность исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации.
29. Правовые гарантии исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации.
30. Взаимодействие Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
1. Согласно ст.1 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» Суд представляет собой судебный орган, который самостоятельно и независимо осуществляет свои полномочия. Из этого легального определения, можно сделать вывод, что по своей юридической природе КС РФ является органом судебной власти. Что является его предназначением и основной выполняемой функцией? В какой форме осуществляется процессуальная деятельность указанного суда?
2. Гражданка Грачева обратилась с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации. В жалобе было указано, что в Челябинской области был принят закон, ущемляющий права пенсионеров. Входит ли в сферу компетенции Конституционного Суда РФ рассмотрение таких вопросов? Какие дела должен рассматривать Суд?
3. При рассмотрении дела в Конституционном Суде РФ о соответствии положений Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области» Конституции РФ одна из сторон имела трех представителей. Другая сторона заявила, что согласно положениям указанного Областного закона, стороне предоставлено право иметь не более двух представителей. Должен ли Конституционный Суд РФ в своем заседании руководствоваться нормативно-правовым актом субъекта РФ? Может ли препятствовать рассмотрению дела неявка стороны или ее представителя в заседание Суда?
4. Группа депутатов Государственной Думы РФ направила запрос в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции РФ Устава Челябинской области. Конституционный Суд РФ не принял запрос, поскольку численность депутатов, направивших запрос, была менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы РФ. Правомерен ли был этот отказ? Какие субъекты вправе обращаться с запросом о проверке конституционности нормативных актов?
5. Гражданин Николаев обратился с ходатайством в Конституционный Суд РФ. К ходатайству были приложены все необходимые документы, включая квитанцию об уплате государственной пошлины в размере одного МРОТ. Соответствует ли данное действие требованиям, предъявляемым Конституционным Судом РФ? Какие требования к прилагаемым к обращению документам Вам известны?
6. При рассмотрении жалобы в Конституционном Суде РФ в своем заключительном выступлении одна из сторон сослалась на документ, который ранее не был рассмотрен в ходе судебного разбирательства. Должен ли Конституционный Суд РФ учесть данный документ при вынесении решения? Почему?
7. Гражданин Моисеев направил в Конституционный Суд РФ жалобу с просьбой о пересмотре или отмене решения суда по гражданскому делу. Секретариат Конституционного Суда РФ не принял жалобу Моисеева. Правомерны ли действия Секретариата Конституционного Суда РФ? Какие основания для отклонения жалобы Вы знаете?
8. На стадии судебного разбирательства при рассмотрении дела по существу представитель АО «Зарница» Саликов заявил ходатайство об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела, поясняя это тем, что судья в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассматриваемого дела. Суд отказал в удовлетворении ходатайства Саликова. Дайте правовую оценку действиям сторон. Какие основания для отвода федерального судьи Вам известны?
9. Студент Сизов при ответе на вопрос: Какие выделяются основные стадии конституционного производства ответил: внесение в Конституционный Суд РФ обращений, предварительное рассмотрение обращений судьями Конституционного Суда РФ, собственно судопроизводство, рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ, исполнение решения. Все ли стадии указал в своем ответе студент Сизов? Дополните и разверните его ответ.
10. В итоговое решение Конституционного Суда РФ были внесены поправки, при голосовании за поправки голоса разделились поровну. Считается ли в данном случае поправка принятой? Вправе ли судья Конституционного Суда РФ воздержаться или уклониться от голосования?
11. При подаче жалобы в Конституционный Суд РФ Сергеевой в завершающей части своего обращения были приложены следующие документы: текст акта, подлежащий проверке, доверенность, подтверждающая полномочия представителя, с копиями в количестве двух экземпляров. Все ли необходимые документы к жалобе были приложены Сергеевой? Какие требования к документам, прилагаемым к обращению, Вам известны?
12. Судья Конституционного Суда РФ И.М Данилов. был не согласен с принятием удовлетворительного решения по делу Шарикова на нарушение его конституционных прав положениями статей 4 и 6 Федерального закона «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» и при голосовании по вынесению решения остался в меньшинстве. Судья письменно изложил свое мнение о несогласии с большинством судей. Что значит «особое мнение судьи»? Какова дальнейшая судьба акта о несогласии, созданного судьей?
13. Гражданка РФ Архипова Л.В. обратилась к секретарю Конституционного Суда РФ с ходатайством о разъяснение вынесенного Конституционным Судом РФ решения об отказе в удовлетворении ее жалобы. Может ли секретарь Конституционного Суда РФ принять ходатайство от гражданки Архиповой или самостоятельно разъяснить решение Конституционного Суда РФ? Поясните, какова процедура разъяснения решений Конституционным Судом РФ.
14. Гражданка Бекижева просит разъяснить, распространяется ли правовая позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 января 2001ода № 2-П в отношении возможности возврата уплаченного налога с продаж на федеральные налоги, в частности на порядок возврата налога на добавленную стоимость. Может ли Конституционный Суд РФ дать официальное разъяснение гражданке Бекижевой в пленарном заседании или заседании палаты, принявшей это решение? Какой правовой акт Суда используется в случае разъяснения решения?
15. На вопрос студенту Захарову, будет ли являться законным решением Конституционного Суда РФ при вынесении его не в пленарном заседании, а на заседании палат, был получен следующий ответ: в данном случае решение не законно, согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде РФ» законным является решение, вынесенное только в пленарном заседании. Согласны ли Вы со студентом? При необходимости скорректируйте его ответ.
16. Гражданин Пономарев заявил ходатайство о проведении его дела в закрытом заседании по причине обеспечения собственной безопасности, но Конституционный Суд РФ отклонил ходатайство. Дайте правовую оценку действиям сторон. В каких случаях допускается рассмотрение дела в закрытом заседании, и кто вправе присутствовать на нем?
17. Гражданин Петров Иван Владимирович обратился в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании ему ст. 42 Конституции РФ, но Секретариат Конституционного Суда РФ не принял данное обращение. Правомерен ли отказ Секретариата Конституционного Суда РФ, принять данное обращение? Какую юридическую силу имеют акты толкования конституционных норм?
18. Государственная Дума РФ обратилась в Конституционный Суд РФ с просьбой дать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене. К своей просьбе Государственная Дума РФ прикрепила текст решения Государственной Думы РФ о выдвижении обвинения против Президента РФ. Какое решение вынесет Конституционный Суд РФ? Были ли допущены ошибки Государственной Думой РФ?
19. Совет Федерации ФС РФ подал запрос в Конституционный Суд РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене. Спустя 12 дней после регистрации запроса Конституционный Суд РФ дал положительное заключение по запросу. Нарушена ли в данном случае процедура? Если «да», то разъясните правильный процедурный порядок.
20. Законодательное Собрание Челябинской области обратилось в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании ст. 73 Конституции РФ, однако запрос Конституционным Судом РФ не был принят, по причине того, что Законодательное Собрание Челябинской области не может обратиться в Конституционный Суд РФ напрямую. Согласны ли Вы с решением Суда? Какие субъекты имеют право обратиться в КС РФ с запросом о толковании конституционных норм?
21. На семинаре студенты Шалапский и Соловьев подготовили доклад о деятельности Конституционного Суда РФ. Первый сказал, что помимо КС РФ, право толковать нормы Конституции, принадлежит также Президенту РФ. Второй заявил, что выяснению в процессе толкования подлежит воля законодателя. Согласны ли Вы с Шалапским? Что, по Вашему мнению, подлежит выяснению в процессе толкования: воля конституционного законодателя или смысл самой Конституции Российской Федерации?
22. К основным элементам статуса судьи относятся: права и обязанности судьи, требования к кандидату на должность судьи, правоограничения лица, занимающего эту должность, гарантии возможности реализации полномочий судьи, главным образом, — гарантии независимости судьи. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Однако, существуют определенные различия. Поясните, в чем заключаются особенности правового статуса судей Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, отличающие их от статуса судей остальных судов РФ?
23. В некоторых государствах законодательство оговаривает такую гарантию независимости конституционных судей, как отсутствие родственных связей между одновременно входящими в состав данного конституционного суда судьями. Каким образом может сказаться на независимости конституционного судьи нарушение подобного ограничения? Есть ли аналогичный запрет для судей органов конституционного (уставного) правосудия в российском законодательстве и законодательстве субъектов РФ?
24. Несменяемость является одним из важнейших принципов, гарантирующих независимость судей конституционных (уставных) судов, как, впрочем, и любых других судов - общей юрисдикции, арбитражных. Что означает несменяемость судьи конституционного суда? В каких случаях возможно прекращение, приостановление полномочий конституционного судьи?
25. Федеральным законодательством не предусмотрен порядок обжалования решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ в КС РФ, поскольку этот Суд и органы конституционной юстиции субъектов России не образуют единой и иерархической, разделенной на инстанции системы конституционного правосудия. Какими причинами объясняется отсутствие инстанционности в российской системе конституционного (правосудия)? Существуют ли ситуации, при которых возможно оспорить, пересмотреть решение конституционного (уставного) суда субъекта Федерации в Конституционном Суде РФ?
26. Учитывая все особенности, характеризующие двойственную природу Конституционного Суда РФ, по мнению Н.В. Витрука, среди основных задач Суда можно выделить: обеспечение верховенства и правовой охраны (защиты) Конституции РФ, а также прямого и непосредственного действия ее норм. Какие задачи КС РФ Вам еще известны? Можно ли назвать в их числе: распространение важнейших конституционных ценностей в российском обществе и государстве? Дайте аргументированный ответ.
27. Законом Алтайского края «Об Уставном суде Алтайского края», в числе прочих оснований досрочного прекращения полномочий судьи Уставного Суда субъекта РФ были предусмотрены случаи такие как: нарушение этического Кодекса судьи РФ, не соблюдения трудовой дисциплины, ликвидация Уставного Суда в связи с отменой Закона или внесением изменений и дополнений в Устав края. Нарушает ли субъект РФ требования Конституции РФ и федерального законодательства принятием такого закона? Каковы полномочия субъектов РФ по созданию и деятельности конституционных (уставных) судов в субъектах РФ?
28. Судье Конституционного Суда Российской Федерации после его выступления на съезде одной из политических партий предложили войти в её руководящий орган и принять участие в кампании по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Охарактеризуйте основные элементы правового статуса судьи Конституционного Суда РФ. Имеет ли он право участвовать в политической деятельности?
29. В зависимости от вызываемых правовых последствий судебный конституционный контроль, бывает консультативный и постановляющий. Консультативный судебный конституционный контроль осуществляется в тех случаях, когда судьи КС РФ выносят лишь рекомендательное заключение по делам о проверке соответствия оспариваемых законодательных актов положениям Конституции. В каких случаях осуществляется постановляющий судебный контроль? Какова юридическая сила его решений?
30. Суд обязан тщательно, внимательно исследовать все имеющиеся по делу материалы, выслушать доводы сторон, выводы экспертов, в случае необходимости задать дополнительные вопросы. Определите, к какому из принципов судебного судопроизводства относятся эти действия. Какие еще принципы Вам известны?
1. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 31 июля 1995г. No10-П (пункт 4 мотивировочной части), Президент РФ имеет полномочия, не перечисленные в Конституции РФ, и может осуществлять их в рамках механизма разделения властей и при условии соответствия указов и распоряжений главы государства Конституции РФ и федеральным законам. Ориентируясь на правовую модель «подразумеваемых полномочий» Конституционный Суд РФ в ряде постановлений подтвердил принадлежность Президенту РФ следующих полномочий:
-право издавать указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного регулирования, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов;
-право возвращать принятые палатами федеральные законы вне процедуры президентского вето в случае нарушения установленного Конституцией РФ порядка принятия федерального закона, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, указав на конкретные нарушения названных конституционных требований;
-при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ право представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата;
-право издания акта о временном отстранении Генерального Прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела.
1. Какие виды решений Конституционного Суда РФ Вам известны?
2. Почему в данном случае применяется «Постановление»?
3. Можно ли считать надлежащей правовой основой принципа «подразумеваемых полномочий» Президента РФ правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в мотивировочной части соответствующего постановления? Если «да», то почему?
2. Гражданин К.Б. Зелюкин обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его прав и свобод Федеральным законом ― О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Основанием послужил отказ Прокопьевского федерального районного суда Кемеровской области обязать депутата Государственной Думы, Останину Н.А., избранную по Прокопьевскому избирательному округу № 91, выполнить наказы избирателей, данные ей во время предвыборной кампании. Районный суд, ссылаясь на нормы указанного Федерального закона, сделал вывод, что в Российской Федерации установлен свободный, а не императивный мандат. Оспаривая данное положение в Конституционном Суде, К.Б. Зелюкин ссылался на принцип народного суверенитета, закрепленный в статье 3 Конституции РФ. Поскольку народ осуществляет свою власть через представителей, этим представителям могут даваться указания относительно их действий; аналогичным образом их действия ограничиваются предвыборной программой. Государственная Дума и Президент в своих возражениях ссылались на то, что принцип свободного мандата действует во многих демократических странах, этот принцип в полной мере соответствует понятию и правовому содержанию народного суверенитета.
1. Охарактеризуйте правовой статус депутата Государственной Думы РФ.
2. В чем отличие «свободного» и «императивного» мандата?
3. Примут ли жалобу в Конституционном Суде РФ, если предыдущей инстанцией являлся районный суд?
4. Считаете ли Вы аргументы, изложенные Зелюкиным убедительными?
3. Опубликовано постановление Конституционного Суда (2017), касающееся соблюдения закона «О полиции» в части охраны порядка во время проведения одиночных пикетов. Дело было рассмотрено без публичных слушаний, решение основано на ранее вынесенных правовых позициях. Проверку на конституционность проходил пункт 13 части 1 статьи 13 закона «О полиции» в связи с жалобой гражданина Владимира Сергиенко. Белгородский активист был задержан сотрудниками полиции через 25 минут после начала одиночного пикетирования. Суды подтвердили, что полицейские действовали в рамках закона: в их решениях указывалось, что при проведении акции назревала угроза жизни пикетчика со стороны несогласных с ним горожан, и в полицию его забрали в целях его же безопасности. В своём постановлении КС отметил, что одиночное пикетирование используется гражданами практически без ограничений. А полиция обеспечивает порядок и защищает от возможных угроз и пикетчиков, но её действия должны быть соразмерны характеру и степени угроз. КС отметил, что полицейские вправе доставить пикетчика в отдел, только если у них нет другой возможности устранить угрозу его безопасности и противостоять ей без прекращения пикетирования, либо это является единственным способом его защиты.
1. Каковы основные положения ст. 31 Конституции России о праве граждан» собираться мирно и без оружия»?
2. Каков порядок проведения слушаний в Конституционном Суде РФ?
3. Насколько правомерным явилось решение о проведении дела без публичных слушаний?
4. Почему в данном случае решение Конституционного Суда РФ называется «постановлением»?
4. С просьбой проверить положения ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» на Сенатскую площадь обратилась жительница города Кирова Римма Свечникова. Её муж неоднократно лечился от лейкемии в Кировском научно-исследовательском институте гематологии и переливания крови Федерального медико-биологического агентств, и скончался в 2017 году в одной из клиник Израиля. Зарубежные врачи пришли к выводу, что гибель пациента могла быть спровоцирована неправильными действиями их российских коллег. Изучив обстоятельства дела, Конституционный Суд РФ поддержал вдову пациента.
Положения оспоренного закона признаны не соответствующими Конституции страны, поскольку «неопределённость их нормативного содержания не позволяет определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента его близких родственников и иных лиц, указанных в его прижизненном информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство». На этом основании суд предписывает федеральному законодателю разработать отдельный порядок предоставления медицинских документов родственникам, а до тех пор «предоставлять им для ознакомления медицинские документы умершего пациента, с возможностью снятия своими силами копий, а если соответствующие медицинские документы существуют в электронной форме – предоставлять соответствующие электронные документы».
1. Каков порядок подачи искового заявления в Конституционный Суд РФ?
2. В каких случаях Конституционный Суд РФ может отказаться рассматривать жалобу?
3. Подлежит ли дело Свечниковой пересмотру?
4. Какие действия должны быть предприняты Свечниковой, после вынесения решения Конституционного Суда РФ?
5. Конституционный Суд РФ допустил разночтения при заполнении анкеты на соискание должности государственного или муниципального служащего, несмотря на то, что анкета – единого образца. Поводом к проверке положений ФЗ «О муниципальной службе в РФ» послужила жалоба Наталии Малышевой из Чувашии. В 2017 году женщина обратилась в администрацию Цивильского района республики с заявлением о приёме на работу и представила пакет документов. Однако позже проверка выявила, что Малышева не указала сведения о своей судимости, которая была снята ещё до погашения в результате декриминализации статьи 116 УК РФ, и женщину уволили. – Незаполнение графы 9 установленной анкеты не является обстоятельством, свидетельствующим о сообщении при поступлении на муниципальную службу недостоверных требований о себе, – указала Малышева в жалобе, – так как требование установлено для лиц, поступающих на государственную службу. Судьи КС РФ пришли к выводу, что изъян – не в положениях закона, а в правоприменительной практике.
1. Какова роль Конституционного Суда РФ в толковании конституционно-правовых и иных норм федерального законодательства?
2. Подлежит ли дело Малышевой пересмотру?
3. Какие действия должны быть предприняты Малышевой после вынесения решения Конституционного Суда РФ?
6. Суд установил, что три строчки, дословно воспроизведённые журналистом Ивановым в газете «Критика» из выступления депутата Законодательного Собрания Перовской области Петрова, представляют собой умаление чести и достоинства начальника управления внутренних дел области, и возложил на журналиста ответственность. Журналист заявил, что данное решение суда неправомерно и подал жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации.
1. Имеются ли основания для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации?
2. Каким нормативно-правовым актом регламентируется право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации?
3. Какова процедура обращения физического лица в Конституционный Суд РФ?
4. Находится ли данная проблема в компетенции Конституционного Суда РФ?
7. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству содержащейся в постановлении законодательного органа власти субъекта РФ нормы, предусматривающей указание во вкладыше к паспорту нового образца указание на принадлежность гражданина к какой-нибудь национальности. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» паспорт гражданина РФ является документом, подтверждающим гражданство РФ. Вопросы гражданства в РФ согласно п. "в" ст. 71 Конституции РФ находятся в ведении РФ. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Представитель Законодательного Собрания в судебном заседании заявил, что возможность указания по желанию гражданина во вкладыше к паспорту своей национальной принадлежности является мерой обеспечения конституционного права граждан этого субъекта РФ.
1. Какой нормативно-правовой акт регламентирует полномочия Конституционного Суда Российской Федерации?
2. Находится ли данная проблема в компетенции Конституционного Суда РФ?
3. Правомерно ли данное обращение прокурора?
8. Гражданка Голованова обратилась в Конституционный суд РФ с жалобой на решение следственных органов прекратить уголовное депо по факту гибели ее мужа, мотивировав свое обращение тем, что были ущемлены ее конституционные права на получение объективных данных о ходе и результатах расследования.
1. Имеются ли основания для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации?
2. Какая статья Конституции РФ закрепляет право на обращение в государственные органы?
3. Какие субъекты имеют право на обращение в КС РФ с запросом о соответствии правовых актов Конституции Российской Федерации?
9. Группа членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ в количестве 100 человек обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании ст.136 Конституции РФ. Парламентарии, направившие запрос в декабре 2019, заявили, что повышение пенсионного возраста с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин противоречит основному закону страны и «не отвечает критериям социального государства». В своём обращении они ссылались на пункт 2 статьи 55 Конституции РФ. Он запрещает принимать в России законы, которые «отменяют или умаляют права и свободы» граждан. Депутаты указали, что пенсионная реформа может касаться лишь тех, кто только начинает трудовую деятельность, а не работающих граждан.
В опубликованном определении Суда сказано, что Конституция оставляет определение пенсионного возраста «на усмотрение законодателя», а вопрос целесообразности принятия закона выходит за пределы компетенции органа. То есть решать, когда допустимо выходить на пенсию, – прерогатива государства, парламента. Именно на органах госвласти лежит вся политическая ответственность за последствия закона, «включая риск утраты доверия электората».
1. Перечислите список полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Что говорится в действующей Конституции РФ о Российской Федерации, как о социальном государстве?
3. Какие субъекты обладают правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции РФ?
10. В Верховный Суд РФ на основании ст. 251 ГПК РФ подана жалоба на то, что Регламент Конституционного Суда РФ, определяющий права и обязанности участников конституционного судебного процесса, в нарушение ст. 15 Конституции РФ не был опубликован официально для всеобщего сведения. Конституционный Суд в своих возражениях заявил, что Верховный Суд РФ не вправе рассматривать законность решений Конституционного Суда, а кроме того, регламент включен в правовые базы данных (в частности, «КонсультантПлюс») и выставлен в интернете и поэтому доступен любому участнику процесса.
1. Какие субъекты имеют право на обращение в КС РФ с запросом о соответствии правовых актов Конституции Российской Федерации?
2. В каких случаях Конституционный Суд РФ может отказаться рассматривать жалобу?
3. Является ли Регламент КС РФ нормативно-правовым актом?
4. Должен ли Регламент официально опубликовываться для вступления его в юридическую силу, по примеру законов РФ?
11. В 1995 году судья Конституционного Суда РФ Эбзеев Б. С. выступил с особым мнением в связи с решением суда признать конституционными указы президента РФ от 1993 и 1994 годов «Об основных положениях военной доктрины РФ» и «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики»: «…III. Поводы к осуществлению мер по охране государства. Акты федеральных органов государственной власти, оцениваемые Конституционным Судом РФ, не могут рассматриваться вне контекста тех событий, которыми они были вызваны. Сформированные в 1991 году в Чеченской Республике органы с точки зрения федерального законодательства, на котором основывается деятельность Конституционного Суда РФ, без законных к тому оснований присвоили государственную власть. Согласно части 4 статьи 3 Конституции РФ никто не может присваивать власть в России. Прежняя Конституция РФ также предусматривала, что право на власть приобретается любыми органами и лицами лишь в результате свободного волеизъявления народа, выраженного посредством выборов. В связи с этим пятый Съезд народных депутатов РСФСР 2 ноября 1991 года в Постановлении "О признании незаконными выборов, проведенных 27 октября 1991 года в Чечено - Ингушской Республике" пришел к выводу, что проведенные в Чечено - Ингушской республике 27 октября 1991 года выборы парламента и Президента республики незаконны, а принятые ими акты не подлежат исполнению».
1. Перечислите список полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Почему право толкования конституционно-правовых норм передано Конституционному Суду РФ?
3. Каково значение этого полномочия для основ конституционного строя России?
4. Какие условия необходимы для признания особого мнения судьи КС РФ?
12. Гражданин Австралии Александр Смит долгое время занимался на территории данного государства фермерским хозяйством. В начале 2017 года А. Смит переехал на постоянное место жительства в Краснодарский край Российской Федерации. Желая продолжить свою предпринимательскую деятельность на территории России, иностранный гражданин подал заявление в кооператив «Иваново» о приеме его в члены сельскохозяйственного производственного кооператива. Однако А. Смиту было отказано в приёме в члены кооператива, по той причине, что пункт 1 ст. 13 Федерального закона № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» предусматривает, что членами производственного кооператива могут быть только граждане РФ. Гражданин Австралии обжаловал решение производственного кооператива на общем собрании членов, но безрезультатно. Через некоторое время он обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением, но решением Арбитражного суда ему было отказано в удовлетворении искового заявления. В связи с таким судебным решением Смит намерен обратиться в Конституционный Суд РФ с просьбой о проверке конституционности п.1 ст.13 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», по его, мнению противоречащих ст. ч.1 ст.8, ч.2 ст.19, ч.1 ст. 34, ч.3 ст. 55, ч.3 ст.62 Конституции России.
За консультацией о возможности обращения в Конституционный Суд РФ Смит обратился к Вам.
1. Возможно ли обращение иностранного гражданина в Конституционный Суд РФ?
2. В каких случаях Конституционный Суд РФ может отказаться рассматривать жалобу?
3. Если возможно, то каков порядок обращения?
4. Если невозможно, то каковы возможные варианты действий заявителя, необходимые для такого обращения.
13. Гражданин Бессеребреников А. Г., зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, заключил договор займа с целью получить деньги на покупку оборудования для принадлежащей ему мастерской по ремонту обуви. В результате пожара, который произошел в мастерской, все оборудование пришло в негодность, и дальнейшее продолжение предпринимательской деятельности оказалось невозможным. Заимодавец, гражданин Ущученко В.В., обратился в суд с требованием о взыскании суммы займа и процентов по соответствующему договору и, получив судебное решение о взыскании этих денег, инициировал возбуждение производства по исполнению решения. В ходе исполнительного производства выяснилось, что для удовлетворения требований взыскателя имеется только имущество, на которое в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено взыскание. Это единственное находящееся в собственности пригодное для проживания жилое помещение (квартира), в которой проживают должник и члены его семьи. С одной стороны, отношения собственности в Российской Федерации должны регламентироваться в соответствии с принципами правового государства, на основе юридического равенства и справедливости, каждому гарантируется судебная защита его прав, в том числе права на исполнение судебного решения. С другой стороны, Российская Федерация как социальное государство обязано заботиться о благополучии своих граждан, сохраняя им условия для нормального существования, не допускать умаления достоинства личности и не нарушать социально-экономические права граждан.
1. Какие статьи Конституции РФ закрепляют нормы о социально-экономических права человека и гражданина?
2. В каких случаях Конституционный Суд РФ может отказаться рассматривать жалобу?
3. Есть ли в данной ситуации основания для подачи жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации?
14. Гражданин Российской Федерации Бобров А. В., постоянно проживающий в Финляндии, за 5 месяцев до предполагаемого проведения даты выборов в Законодательное Собрание Архангельской области прибыл на территорию Архангельской области и был зарегистрирован по месту пребывания у своих родственников. После опубликования решения о назначении даты выборов и формирования окружных избирательных комиссий Бобров обратился в окружную избирательную комиссию округа № 14 с требованием о включении его в список избирателей по месту пребывания и подал заявление о самовыдвижении кандидатом по одномандатному избирательному округу. Окружная избирательная комиссия, рассмотрев представленные им документы, отказала в удовлетворении требований о включении в список избирателей и в признании Боброва выдвинутым кандидатом. Основанием отказа включить Боброва в список избирателей стало то, что избирательные комиссии самостоятельно включать избирателей в список не могут, они делают это только на основании сведений, предоставляемых им иными государственными органами. Кроме того, избиратели не могут включаться в список по месту пребывания, а только по месту постоянного или преимущественного проживания.
Кандидатом Бобров не может быть выдвинут в связи с тем, что он постоянно не проживает на территории России.
1. Какими нормативно-правовыми актами закрепляются и детализируются избирательные права граждан Российской Федерации?
2. Находится ли данный инцидент в сфере полномочий Конституционного Суда Российской Федерации?
3. Есть ли в данной ситуации основания для подачи жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации?
15. Законодательное Собрание Чукотского автономного округа обратилось в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Запрос касался положений, предусматривающих распределение мест в Государственной Думе РФ между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, пропорционально количеству голосов, поданных за каждый список. По мнению заявителя, Конституцией РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти. Конституцией РФ не предусмотрено право юридических лиц как полноправных участников избирательного процесса на выдвижение кандидатов. Поэтому, по мнению Собрания, избрание депутатов Государственной Думы РФ по федеральным спискам кандидатов в депутаты, выдвинутых общественными объединениями и партиями (как юридическими лицами), нарушает конституционные избирательные права граждан Российской Федерации.
1. Какими нормативно-правовыми актами закрепляются и детализируются избирательные права граждан Российской Федерации?
2. Находится ли данный инцидент в сфере полномочий Конституционного Суда Российской Федерации?
3. Есть ли в данной ситуации основания для подачи жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации?
4. Каково значение права толкования конституционно-правовых норм КС РФ для основ конституционного строя России?
16. В договор о границе, заключенный между Вологодской и Новгородской областями, были включены ряд положений, которые, по мнению Правительства Ленинградской области, нарушают права Ленинградской области. В частности, Правительство Ленобласти указывает на то, что в нарушение ст. 67 Конституции была нарушена целостность существующих границ и часть территории Ленинградской области была включена в территории Новгородской и Вологодской областей. Правительство Ленинградской области подало обращение в Конституционный Суд РФ.
1. Перечислите список полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.
2. К какой категории дел будет отнесено рассмотрение этого дела?
3. Имеет ли место в данном случае спор о компетенции?
17. Гражданин Огнев П. Д., проживающий в Санкт-Петербурге в доме из числа домов первых массовых серий, посчитал, что его права собственности на квартиру и общее имущество дома нарушено положениями Закона Санкт-Петербурга от 2 октября 2003 г. №559-78.Сперва он попытался обжаловать Закон на соответствие Гражданскому кодексу РФ в Санкт-Петербургском городском суде, однако суд отказал ему в удовлетворении заявления. После этого Огнев обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его права, гарантированного Законом Санкт-Петербурга.
1. Перечислите список полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.
2. В каких случаях Конституционный Суд РФ может отказаться рассматривать жалобу?
3. Возможна ли подача жалоба в Конституционный Суд РФ на нарушение прав законом субъекта РФ? Если да, то выскажите свою позицию по делу и обоснуйте ее.
18. В Конституционный Суд РФ поступил запрос губернатора Санкт-Петербурга о соответствии Конституции РФ п. 1 ст. 3 Устава Санкт-Петербурга как регулирующего в нарушение ст. 71 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина. В ходе рассмотрения этого дела Конституционный Суд РФ использовал дополнительные аргументы для признания п. 1 ст. 3 Устава не соответствующим Конституции РФ, найдя противоречие также ст. 17 Конституции РФ, хотя это основание не упоминалось сторонами. Суд также самостоятельно запросил стенограммы заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, назначил лингвистическую экспертизу и вызвал свидетелей, а при принятии решения вышел за пределы заявленных требований и признал не соответствующими Конституции РФ не только п. 1 ст. 3, но и подпункт 2 п. 1 ст. 11 Устава Санкт-Петербурга.
1. Каковы принципы конституционного судопроизводства, и в чем состоят их особенности по сравнению с принципами других видов судопроизводства?
2. В чем заключаются особенности принципа состязательности в конституционном процессе?
3. Какова роль и пределы усмотрения суда?
4. Каково соотношение предмета обращения и предмета рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерацией?
19. При рассмотрении дела по жалобе гражданина Серегина А. П. о нарушении его прав положениями Жилищного кодекса РФ в заключительном выступлении представитель Совета Федерации ФС РФ высказал мнение, что в удовлетворении жалобы следует отказать, гак как Серегин не доказал нарушения его права оспариваемым законом. В ответной реплике представитель Серегина заявил, что нарушение прав обратившегося в Конституционный Суд гражданина — это вопрос, относящийся исключительно к компетенции Конституционного Суда, а, следовательно, он не подлежит доказыванию.
1. Каков предмет доказывания в конституционном судебном процессе?
2. На ком лежит бремя доказывания?
3. Выступают ли объяснения сторон средством доказывания?
4. Чья позиция Вам представляется более обоснованной и почему?
20. В Конституционный Суд РФ были поданы запросы губернатора Томской области и Законодательного собрания Курганской области — первый о проверке соответствия Конституции ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г.№184-ФЗ, второй — о проверке п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г.№122-ФЗ. И тот, и другой запрос ставили вопрос о конституционности ограничения прав субъекта на приобретение имущества в собственность. Представитель Президента в Конституционном Суде РФ предложил объединить дела в одно производство на основании ст. 48 Закона о Конституционном Суде РФ как касающиеся одного предмета. Однако представитель губернатора Томской области представил возражения против объединения дел. По его мнению, оспаривание положений разных законов исключает единый предмет обращения.
1. Перечислите список полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Что следует понимать под предметом обращения в Конституционный Суд РФ?
3. Выступают ли объяснения сторон средством доказывания?
30
4. Возможно ли в описанной ситуации принятие решения об объединении дел?
21. Гражданин Пайдоверов А. К. обратился в Конституционный Суд РФ с обжалованием нормы Федерального закона «О внесении дополнения в ст. 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"» в том смысле, который был ей придан правоприменительной практикой — ответом на его обращение местного отделения службы социальной защиты населения. В жалобе было указано, что в принятии оспариваемого акта участвовали: Законодательное Собрание Воронежской области (обратившееся с законодательной инициативой), Государственная Дума РФ (Совет Федерации в установленный Конституцией РФ 14-дневныйсрок этот закон не рассмотрел) и Президент РФ. Однако в качестве ответчика было указано Министерство труда и социальной защиты населения. Палата Конституционного Суда РФ, принимая жалобу к рассмотрению, указала, что стороной в процессе будут Федеральное Собрание и Президент РФ, и отметила, что представители министерства будут вызваны в качестве свидетелей. Заявитель обратился к Председателю Конституционного Суда РФ с просьбой пересмотреть решение палаты в пленарном заседании в связи с тем, что, поскольку судом исследуется смысл, придаваемый норме правоприменительной практикой, ответчиком должен быть тот орган, который применяет норму в неконституционном смысле, тогда как законодатель мог и не предполагать подобного толкования.
1. Кто является сторонами в конституционном процессе?
2. Какова роль свидетелей, и какие обстоятельства, подлежащие исследованию судом, могут устанавливаться с помощью свидетельских показаний.
3. Может ли быть предметом обжалования определение Конституционного Суда Российской Федерации?
4. Могут ли в пленарном заседании Конституционного Суда РФ быть пересмотрены решения, вынесенные палатой?
22. Группа депутатов Государственной Думы РФ обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ и о признании не соответствующим Конституции Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В запросе о толковании они выразили свою точку зрения на вопрос о том, каким образом должна быть истолкована конституционная норма. По их мнению, разграничение предметов ведения уже осуществлено Конституцией РФ и Федеративным договором, поэтому Федеральный закон не может устанавливать принципы и порядок разграничения предметов ведения. Суд, несмотря на возражения депутатов, разделил их запрос на два. При рассмотрении запроса о соответствии закона Конституции возник спор относительно представления позиции Государственной Думы РФ, так как обратившиеся с запросом депутаты утверждали, что позиция, высказываемая представителем, отражает позицию Председателя Думы, а не органа в целом. Позиция нижней палаты может быть выражена только при голосовании, которого поданному вопросу не проводилось. В ходе рассмотрения дела один из депутатов, входивших в группу, утратил гражданство Российской Федерации, в силу чего перестал быть депутатом. Представитель Президента потребовал прекратить производство, так как перестал существовать надлежащий субъект обращения: количества оставшихся депутатов недостаточно для образования группы минимальной численности.
1. Необходимо ли в запросе о толковании Конституции РФ излагать правовую позиции заявителя?
2. Возможно ли объединение в одном процессе двух разных по характеру и процедуре дел?
3. Каким образом организуется представление позиции коллегиального органа?
4. Как решить проблему с выбытием одного из депутатов, есть ли необходимость повторного обращения с запросом?
23. Опираясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 2017 г. № 6-П, прокурор Мурманской области возобновил производство по уголовному делу в отношении О. К. Смирнова и потребовал пересмотра приговора, требуя переквалификации совершенного им преступления как более тяжкого. В отзыве на протест Смирнов возражал против протеста прокурора, поскольку, по его мнению, возможен исключительно пересмотр правоприменительных решений, вынесенных с нарушением прав граждан. Учитывая положения ст. 54 Конституции, таким решениям, как Постановлению Конституционного Суда от 16 мая 2017 г., обратная сила придаваться не должна.
1. Перечислите список полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Что следует понимать под предметом обращения в Конституционный Суд РФ?
3. Каковы правила действия решений Конституционного Суда РФ с обратной силой? Оцените доводы Смирнова.
24. Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ договор между Белоруссией и Российской Федерацией об оказании правовой помощи в области гражданского и уголовного права.
1. Кто является сторонами в конституционном процессе?
2. Какой характер носят решения Конституционного Суда РФ на территории Российской Федерации?
3. В каком случае и когда это решение Конституционного Суда РФ вступит в законную силу?
25. Определением Конституционного Суда России была подтверждена конституционность отдельных положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», при этом дано иное, по сравнению со сложившейся правоприменительной практикой, истолкование этих положений. Гражданин К., по жалобе которого рассматривалось дело в Конституционном Суде, обратился в Московский областной суд, который при решении его дела ранее опирался на неконституционное истолкование положений закона с требованием пересмотреть ранее вынесенное решение. Суд отказал ему, ссылаясь на то, что новое конституционное истолкование не имеет обратной силы и может быть применено только после вступления решения Конституционного Суда в силу. Соответственно отсутствуют процессуальные основания для пересмотра ранее вынесенного решения.
1. Необходимо ли в запросе о толковании Конституции РФ излагать правовую позиции заявителя?
2. Каковы правила действия решений Конституционного Суда РФ с обратной силой?
3. С какого момента вступают в силу постановления и определения Конституционного Суда РФ?
4. Отсутствуют ли процессуальные основания для пересмотра ранее вынесенного решения?
26. В 1995 году предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ стала норма Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, устанавливавшая смешанную несвязанную мажоритарно - пропорциональную избирательную систему.
Одна из сторон утверждала, что Конституция РФ прямо не закрепляет тип избирательной системы, следовательно, нормы, регулирующие конкретные правоотношения, в Конституции отсутствуют, и предмета для рассмотрения Конституционного Суда РФ нет, и не может быть. Другая возражала, что Конституционный Суд РФ вправе проверять закон на соответствие норме, не регулирующей конкретное правоотношение, норме-принципу, определяя её правовое содержание. Большинство конституционных норм носит абстрактный характер, характер норм-принципов, и именно поэтому для их толкования создан специальный орган – орган конституционной юстиции.
1. Какими нормативно-правовыми актами закрепляются и детализируются избирательные права граждан Российской Федерации?
2. Находится ли данный вопрос в сфере полномочий Конституционного Суда Российской Федерации?
3. Необходимо ли в запросе о толковании Конституции РФ излагать правовую позиции заявителя?
4. Позиция какой из сторон вам представляется более правильной и почему? Ответ аргументируйте, ссылаясь на документы.
27. Гражданин Федосов подал жалобу в Конституционный Суд РФ. По мнению заявителя, содержание Положения о порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами или объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве, противоречит Конституции РФ. В пункте 6 указанного Положения урегулирован порядок осуществления одной из выплат – компенсации заявителям и их представителям за фактическую потерю времени в связи с явкой в Конституционный Суд РФ. Изменение же условий и порядка выплат за фактическую потерю времени, на чем, по существу, настаивает заявитель, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
1. Необходимо ли в запросе о толковании Конституции РФ излагать правовую позиции заявителя?
2. Кто является сторонами в конституционном процессе?
3. Находится ли данная проблема в компетенции Конституционного суда РФ?
4. Дайте аргументированный ответ: правомерно ли обращение Федосова.
28. В Конституционный Суд РФ обратилась с запросом Новгородская областная Дума о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона РФ «О государственной пошлине». В запросе Новгородской областной Думы оспаривается конституционность положений статьи 5 Федерального закона РФ «О государственной пошлине», согласно которым от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов. Новгородская областная Дума утверждает, что органы местного самоуправления, выступая в судах от имени и в интересах муниципального образования и его населения, всегда действуют в общественных интересах и, следовательно, должны освобождаться от уплаты государственной пошлины независимо от своего процессуального положения; между тем оспариваемые нормы в силу своей неопределенности позволяют в правоприменительной практике ограничивать возможность освобождения органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины только случаями их участия в судебном процессе в качестве истцов, что нарушает права местного самоуправления, закрепленные статьями 3 (часть 2), 12, 130 и 133 Конституции РФ. 20
1. Находится ли данная проблема в компетенции Конституционного суда РФ?
2. Находите ли Вы основания для обращения?
3. На Ваш взгляд, примет ли Конституционный Суд РФ принять данный запрос к рассмотрению?
4. Если заявителю будет отказано, то каким будет вид решения Конституционного Суда Российской Федерации?
29. Гражданин П. обратился к начальнику почтового отделения с жалобой на то, что получил заказное письмо вскрытым, и попросил разобраться в случившемся. Начальник почтового отделения заявил, что такими мелочами, как разбирательство по поводу вскрытого письма он разбираться не станет. Тогда П. подал жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации.
1. Какие нормы Конституции РФ закрепляют личные права граждан Российской Федерации?
2. Кто является сторонами в конституционном процессе?
3. Находится ли данная проблема в компетенции Конституционного суда Российской Федерации?
4. Дайте аргументированный ответ: правомерно ли обращение гражданина П.?
30. Представитель АО «Сибирь» Иванов, в своем обращении в Конституционный Суд РФ о проверке законности и обоснованности изданного нормативного акта, касающегося основных прав и обязанностей сотрудников АО «Сибирь» указал: Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение; наименование заявителя, адрес и иные данные о заявителе; необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ; перечень прилагаемых к обращению документов.
1. Каковы принципы конституционного судопроизводства, и в чем состоят их особенности по сравнению с принципами других видов судопроизводства?
2. Каковы требования к обращению в Конституционный Суд Российской Федерации? В каком нормативно-правовом акте они закреплены?
3. Все ли требования необходимые для подачи обращения в Конституционный Суд Российской Федерации были соблюдены Ивановым?

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.