КРИМИНОЛОГИЯ
1. Криминология как наука, ее место среди других юридических наук.
2. Предмет криминологии и методы криминологического исследования.
3. Основные зарубежные и отечественные криминологические теории.
4. Понятие преступности и ее признаки.
5. Количественные показатели преступности.
6. Качественные показатели преступности.
7. Латентная преступность, ее виды и способы измерения.
8. Факторы, порождающие преступность, их классификация.
9. Личность преступника как социальный тип. Стадии формирования личности преступника.
10. Структура личности преступника.
11. Типология личности преступника.
12. Механизм индивидуального преступного поведения.
13. Виктимология и виктимологическая профилактика.
14. Криминологическое прогнозирование, его цель, задачи и виды.
15. Предупреждение преступлений: понятие, виды.
16. Социальный контроль над преступностью и уголовная политика.
17. Субъекты предупреждения преступности.
18. Система предупреждения преступности.
19. Планирование и программирование мер противодействия преступности.
20. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности.
21. Криминологическая характеристика и предупреждение имущественной преступности.
22. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних.
23. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности.
24. Криминологическая характеристика и предупреждение групповой и организованной преступности.
25. Криминологическая характеристика и предупреждение экономической преступности.
26. Криминологическая характеристика и предупреждение должностной и коррупционной преступности.
27. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
28.Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений экстремистской и террористической направленности.
29. Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности.
30. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых по неосторожности.
1. Определите, какие из перечисленных психофизиологических особенностей преступников относятся к числу факторов, детерминирующих преступность, какие служат благоприятным фоном антиобщественного поведения, а какие являются криминологически нейтральными:
а) унаследованные или приобретенные физические или психические дефекты;
б) физические травмы, полученные в результате несчастного случая или заболевания;
в) врожденные или приобретенные психические нарушения (слабоумие, психопатия);
г) умственные и психосоматические расстройства (психозы, психоневрозы);
д) патологии, связанные с половыми извращениями, алкоголизмом, наркоманией;
е) низкий интеллектуальный уровень, умственная ограниченность, невежество, наивность;
ж) гормональные аномалии, связанные с повышенной сексуальностью, импотенцией, и т.п.
2. Соотнесите такие понятия, как профилактика, предупреждение, противодействие, пресечение, предотвращение преступности.
Какие из данных понятий понятий можно употреблять как синонимы?
Какие из указанных понятий соотносятся между собой как часть и целое?
Свой ответ обоснуйте.
3. В рамках программы какого-либо криминологического исследования особое место
занимает гипотеза.
Проанализируйте данные гипотезы и определите, какие из них относятся к описательным, объяснительным и прогностическим:
1.«Преступность на территории РФ распределяется неравномерно».
2.«Особенности в интенсивности и структуре сельской преступности объясняются, по-видимому, особенностями сельского образа жизни».
3.«Преступность курортных городов в "бархатный" и "мертвый" сезоны имеет
статистически значимые различия».
4.«Изменение преступности в РФ, вероятнее всего, будет подчиняться двум группам законов: собственным (криминологическим) законам саморазвития преступности и законам развития общества. В периоды стабилизации большее влияние на преступность будут оказывать, очевидно, ее собственные законы развития, а в периоды дестабилизации – социальные закономерности».
5.«Социальные причины криминогенной напряженности не могут быть объяснены и понятны вне связи с анализом основных источников противоречий и конфликтов».
6.«Причины преступности лежат, вероятно, в субъективной сфере жизни общества».
7.«Можно предположить, что общепредупредительное действие уголовного закона в принципе возрастает вместе с усилением наказания».
8.«Экономический спад в России порождает противоречия и конфликты, которые в большей степени способствуют насильственной, нежели имущественной, преступности».
9.«В основных сферах жизнедеятельности (труд, быт, досуг) существуют источники возможного социально-негативного, криминогенного влияния, а также противостоящие им антикриминогенные факторы и условия».
4. В области «Н» за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население – 850 тыс. человек, из них 200 тыс. – лица, не достигшие 14- летнеговозраста.
В области «Д» в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. лица, не достигшие 14-летнего возраста.
Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.
5. В городе «Б» за год привлечено к уголовной ответственности 1 600 преступников (из них 120 человек – лица, не достигшие совершеннолетнего возраста). Население данного города составляет 430 тыс. человек, из них 110 тыс. – в возрасте до 14 лет.
В городе «С» за тот же период времени к уголовной ответственности было привлечено 1 100 преступников (из них несовершеннолетних – 90 человек). Население города «С» составляет 320 тыс. человек, из них в возрасте до 14 лет – 90 тыс. человек. В каком городе выше интенсивность преступности?
6. Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают степенью латентности (высокой, средней и низкой), и объясните почему:
- дача и получение взятки;
- изнасилования;
- мошенничество;
- кража;
- хулиганство;
- вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий;
- убийство.
7. В городе «К» за 6 месяцев текущего года зарегистрировано 19 891 преступление. Его население – 760 тыс. человек (из них 25% – лица, не достигшие совершеннолетнего возраста). В том числе зарегистрировано:
а) 800 преступлений, совершенных несовершеннолетними;
б) 2 185 преступлений, совершенных ранее судимыми лицами;
в) 3 370 преступлений, совершенных в общественных местах;
г) 2 048 преступлений, совершенных на улице;
д) 6 437 тяжких и особо тяжких преступлений.
Какие показатели преступности можно определить, исходя из вышеуказанных характеристик преступности? Каким образом рассчитываются данные показатели?
8. Определите, какие из нижеперечисленных факторов оказывают воздействие на совершение преступлений по следующим основаниям:
а) по уровню воздействия (как на преступность в целом, так и на совершение конкретных преступлений);
б) по содержанию: факторы социально-психологического, социально-экономического, политического, организационного и другого характера.
Дифференцируйте указанные факторы на: а) причины преступности (преступлений); б) условия преступности (преступлений).
1) отступление от норм социальной справедливости в различных сферах общественной деятельности;
2) обострение межнациональных отношений;
3) негативное воздействие СМИ;
4) недостатки в организации и осуществлении профилактической деятельности;
5) увеличение уровня потребления алкоголя, наркотиков, психотропных веществ;
6) бюрократизация государственного аппарата;
7) бытовые, семейные и трудовые конфликты;
8) усиление социального и иного неравенства между людьми;
9) изменение половозрастного состава населения;
10) нарушение принципов неотвратимости ответственности, индивидуализации наказания;
11) низкий уровень раскрываемости преступлений;
12) недостатки семейного и школьного воспитания;
13) нарушение правил торговли спиртными напитками;
14) расширение межгосударственных связей, деловых и туристических контактов;
15) изменение структуры и характера производства, безработица.
9. Соотнесите между собой такие понятия, как виктимология, виктимность, виктимизация, виктимное поведение, виктимологическая профилактика. Какие из перечисленных понятий характеризуют состояние, процесс или деятельность, связанные с жертвой преступления?
10. К мерам предупреждения преступности относят следующее:
1) улучшение социально-экономической ситуации в стране;
2) повышение уровня благосостояния людей;
3) усиление контроля за поведением лиц, ранее судимых;
4) ликвидацию безработицы;
5) усиление качества административного надзора за лицами, склонными к совершению преступлений;
6) усиление контроля за незаконным оборотом оружия и взрывных устройств;
7) борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Укажите, какие из указанных мер можно отнести к общепрофилактическим специальным и индивидуальным
11. К методам прогнозирования относятся:
1) моделирование;
2) индукция и дедукция;
3) экспертная оценка;
4) гипотеза;
5) эксперимент;
6) наблюдение;
7) абстрагирование;
8) экстраполяция;
9) опрос;
10) статистический анализ;
11) анкетирование;
12) экспертная оценка.
Какие из вышеперечисленных методов можно отнести к: а) общим; б) частным; в) специальным? Ответ обоснуйте.
12. Криминологическое прогнозирование – это научно обоснованное, вероятностное суждение о будущем развитии преступности.
Исходя из данного определения, назовите признаки криминологического прогнозирования. Раскройте содержание указанных признаков.
Каковы виды криминологического прогноза можно выделить по степени их достоверности?
13. Субъектами предупреждения преступности являются ведомства, организации, учреждения, общественные организации и отдельные лица.
Систематизируйте все субъекты предупреждения преступности по таким критериям, как:
а) субъекты предупреждения преступности, для которых функция предупреждения является основной;
б) субъекты предупреждения преступности, для которых функция предупреждения является сопутствующей;
в) субъекты общесоциального предупреждения преступности;
г) субъекты специального предупреждения преступности.
Обоснуйте свой ответ.
14. В криминологии выделяют различные типы преступников, в том числе:
а) рациональный;
б) импульсивный;
в) патологический;
г) ситуативный;
д) злостный;
е) особо злостный;
и) профессиональный.
К какому типу насильственных преступников относятся: а) серийный убийца, б) лицо, совершившее убийство на почве семейно-бытового конфликта, в) лицо, совершающее убийства по найму? Ответ обоснуйте.
15. Какие из названных преступлений наиболее часто совершаются несовершеннолетними преступниками (укажите 3 наиболее и 3 наименее характерных преступления): хулиганство; изнасилование; карманная кража; убийство; квартирная кража; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон); применение насилия в отношении представителя власти; мошенничество; дача взятки.
Дайте развернутый ответ.
16. Корыстная преступность делится на:
а) общеуголовную корыстную преступность;
б) экономическую преступность;
в) коррупционную преступность;
г) корыстно-насильственную преступность.
К каким из вышеперечисленным видам преступности относятся: служебный подлог, грабеж, получение взятки, коммерческий подкуп, мошенничество? Ответ обоснуйте.
17. Г., будучи осужден за кражу и отбывая наказание в колонии, совершил хулиганство, и при этом применил насилие, опасное для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику места лишения свободы. За эти преступления Г. был осужден к лишению свободы. Укажите, какие виды рецидива имеют место в описанном случае.
18. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:
1. Что такое преступный (криминальный) профессионализм?
2. Каковы его проявления и признаки?
3. Для каких категорий преступников он более характерен?
19. Дайте криминологическое понятие неосторожной преступности, назовите признаки, отграничивающие ее от умышленной преступности. Выберите из предложенного перечня институциональные криминологические признаки преступлений, совершаемых по неосторожности:
а) форма вины;
б) наступление общественно опасных последствий;
в) особенности личности преступника;
4) специфика детерминации.
20. Какие из возрастных групп (14-17 лет, 18-24 года. 25-29 лет, 30-40 лет) более всего проявляют себя в следующих преступлениях: кражи (квартирные, карманные, автотранспорта), грабежи, разбои, мошенничество?
21. Хлынцев был единственным ребёнком в семье, с детства родители обеспечивали мальчика всем, и выполняли все его желания. Среди сверстников он всегда занимал лидирующие позиции. Никогда не считался с чужим мнением, всегда полагал, что всё должно быть так, как он захочет. Закончил школку без троек, с легкостью осваивал учебную программу, особенно технические дисциплины (математика и физика). После окончания школы поступил в университет на специальность «Информационная безопасность».
Однажды, вернувшись из университета, Хлынцев потребовал от отца подарить ему на двадцатилетие автомобиль. После отказа Хлынцев в ярости схватил гантель и ударил ею отца по голове, причинив черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью. На шум в комнату вбежала мать Хлынцева, которую он также ударил по голове гантелью, причинив тяжкий вред здоровью. После этого Хлынцев выбежал на улицу, где через час был задержан патрулем ППС, которые обратили внимание на молодого человека в окровавленной одежде, со стеклянным взглядом. По заключению
судебно-психиатрической экспертизы Хлынцев был признан вменяемым. Каковы причины и условия преступления, совершённого Хлынцевым?
22. В городе «А» в течение года зарегистрировано 1 080 преступлений. Его население – 410 тыс. человек. В городе «В» за этот же период зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек. Вычислите коэффициент интенсивности преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.
23. В городе «К» за 6 месяцев текущего года зарегистрировано 19 891 преступление. Его население – 760 тыс. человек (из них 25% – лица, не достигшие совершеннолетнего возраста). В том числе зарегистрировано: а) 800 преступлений,
совершенных несовершеннолетними; б) 2 185 преступлений, совершенных ранее судимыми лицами; в) 3 370 преступлений, совершенных в общественных местах; г) 2 048 преступлений, совершенных на улице; д) 6 437 тяжких и особо тяжких преступлений. Какие показатели преступности можно определить, исходя из вышеуказанных характеристик преступности? Каким образом рассчитываются данные показатели?
24. Факторный комплекс насильственной преступности и хулиганства составляют:
а) острые социальные конфликты различного уровня;
б) экономические проблемы;
в) правовой нигилизм населения;
г) психотип личности;
д) нравственно-психологические особенности личности;
е) неуважение к другим людям;
и) низкий уровень культуры и воспитания.
Классифицируйте указанные факторы на: а) объективные; б) субъективные.
Обоснуйте свой ответ.
25. Дайте понятие программно-целевого планирования борьбы с преступностью.
Покажите отличие планов и программ противодействия преступности. Классифицируйте программы борьбы с преступностью по следующим основаниям:
а) по масштабу применения;
б) по сроку действия;
в) по предмету.
26. Учащийся ПТУ № 32 Афонин решил разбогатеть путем вымогательства. С этой целью он выследил шестилетнего Попкова, отправившегося гулять без сопровождения взрослых. Афонин затащил мальчика в заброшенный сарай и привязал к балке. Родителям Попкова преступник отправил письмо с требованием уплаты выкупа за сына в размере 200 тысяч рублей.
В момент передачи денег Афонин был арестован. Попкова не удалось спасти – он погиб от удушения при попытке освободиться от веревки. Какова виктимологическая характеристика потерпевшего Попкова?
27. Назовите объект и предмет науки криминологии. Покажите различия между этими понятиями. Выберите из предложенного перечня те понятия, которые относятся к объекту
и те, которые относятся к предмету криминологии:
а) экономические отношения;
б) преступность как социально-правовое явление;
в) идеологические отношения;
г) причинный комплекс преступности;
д) личность преступника;
е) правовые отношения;
и) предупреждение преступности.
Обоснуйте свой ответ.
28. В чем заключается комплексный междисциплинарный характер науки криминологии. Ранжируйте науки по степени их значимости, на Ваш взгляд, для криминологии:
а) криминалистика;
б) уголовное право;
в) уголовно-исполнительное право;
г) уголовно-процессуальное право;
д) административное право;
е) гражданское право;
ж) правовая статистика;
з) социология.
Ответ обоснуйте.
29. Ранжируйте по степени криминогенности следующие группы несовершеннолетних: учащиеся (лицеев, гимназий, общеобразовательных школ и т.п.); работающие; не работающие и не учащиеся. Обоснуйте свой ответ.
30. Дайте понятие преступности и ее признаков. Выберите из предложенного перечня те показатели, которые относятся к количественным, и те, которые являются качественными:
а) динамика преступности;
б) структура преступности;
в) интенсивность преступности;
г) состояние преступности;
д) характер преступности;
ж) география преступности;
з) цена преступности.
Обоснуйте свой ответ.
1. Морозов воспитывался в неблагополучной семье. Отец злоупотреблял спиртными напитками, бил сына. С детских лет Морозов отличался капризным, упрямым характером, дрался с детьми. Уже в начальных классах начал курить и употреблять спиртные напитки. На замечания учителей не реагировал. За кражи два года находился в колонии для несовершеннолетних. Выйдя из нее, совершил два разбойных нападения. Назовите факторы, которые выступили в качестве причин совершения Морозовым преступлений.
Какие факторы обусловили противоправное поведение Морозова?
К какому типу личности можно отнести Морозова по следующим основаниям:
а) преступной мотивации;
б) степени антиобщественной направленности.
2. Гражданин Кузнецов был задержан сотрудниками патрульно-постовой службы по “горячим следам” после совершения хищения мясопродуктов со склада коммерческой фирмы. При последующем обыске в его квартире следователь констатировал ужасную нищету, в которой проживала данная семья, состоящая из 5 человек. Каковы вероятные причины (факторы), способствующие совершению подобных преступлений?
Каковы вероятные мотивы совершения данного преступления? Каков вероятнее всего тип личности гражданина Кузнецова (в рамках психолого- криминологических типологий)?
3. Ознакомьтесь с нижеприведенной справкой по уголовному делу и выполните следующие задания:
1. Проанализируйте преступное поведение.
2. Укажите, к какому типу относятся данные преступления?
3. Проанализируйте криминогенную ситуацию и личность преступника в данном случае. Возможно ли было предотвратить это преступление? Охота не удалась. Бродили по лесу целый день, а кабана так и не встретили. Решили заночевать в ельнике. Нарубили еловых лап, разожгли костер, выпили. Егор заснул прямо в обнимку с ружьем. Игорь осторожно стал вынимать двустволку из его рук, чтобы уложить друга спать в шалаш. Как ружье выстрелило, он до сих пор понять не может. Однако факт остается фактом: его лучшему другу Егору снесло полголовы.
4. Проведите виктимологический анализ указанной ниже ситуации и ответьте на следующие вопросы:
- совершила ли потерпевшая какие-либо ошибки, которые повысили ео виктимность?
- какие меры виктимологической профилактики могли бы быть эффективны в данном случае?
Наталья любила ходить в магазин лесом. Эта десятиминутная прогулка заряжала ее энергией.
«Вы не поможете мне завязать бинт», – спросил ее высокий мужчина, стоявший возле кустарника и пытавшийся сам себе перебинтовать руку. Когда Наталья пошла к нему и попыталась завязать бинт, он чем-то тяжелым ударил ее по голове… После того как она пришла в себя, увидела разорванную одежду и поняла, что с ней произошло, ей стало страшно.
5. На территории трех близлежащих сельских районов был совершен ряд разбойных нападений на водителей легковых автомобилей. Угрожая водителям ножами и револьвером, преступники похищали их личные вещи, деньги и автомобили. Жертв связывали и оставляли на месте происшествия. Несколько автомобилей были найдены разобранными, остальные машины обнаружить не удалось. К какому виду преступности относятся преступления, совершенные членами данной группы? Какой доминирующий тип личности преобладает среди участников преступной группы? Можно ли отнести деятельность данной группы к организованной преступности? Ответы обоснуйте.
6. Окулов обратился в РОВД с заявлением о том, что его неоднократно пыталась отравить гр-ка Фомина. В ходе проверки следователь установил, что некоторое время, уйдя от жены, он сожительствовал с Фоминой. На первых допросах Фомина отрицала интимный характер отношений с Окуловым, утверждая, что встречи у них товарищеские, и ссор между ними никогда не было. В подтверждение своих слов заявила, что несколько лет любит Сперанского и состоит с ним в близких отношениях.... После допроса у Фоминой произвели обыск, в процессе которого обнаружили соляную кислоту и другие ядовитые реактивы. На повторном допросе Фомина заявила, что соляная кислота и химикаты принадлежит ее матери, которая использует ее для чистки раковины. Затем Фомина все же призналась, что две недели сожительствовала с Окуловым, зная, что он женат, и одновременно продолжала встречаться со Сперанским, который это подтвердил. Намерение отравить Окулова она отрицала. И лишь в судебным заседании признала свою вину. Определите вероятностные мотивы преступления, дефекты направленности и тип личности Фоминой. Назовите причины и условия совершения преступления Фоминой. К какому типу личности преступника относится Фломина?
7. Обвиняемый Авдошин признался в совершении убийства Ведяпиной. Проверкой показаний на месте было установлено, что сообщенные им сведения совпадают с данными, полученными в ходе осмотра места происшествия. В дальнейшем Авдошин изменил показания, заявив, что убийство он совершил в состоянии временного расстройства психики, так как ему показалось, что на него напала ведьма и он защищался от нее. Он ссылался на то, что ранее лечился по поводу алкогольного психоза. Судебно-психиатрической экспертизой Авдошин был признан вменяемым. Каковы мотивы преступного поведения Авдошина? К какому типу личности можно отнести Авдошина? Изменится ли оценка личности Авдошина, если он будет признан невменяемым?
8. Подозреваемый Федорчук показал, что днем 7 ноября он слышал, как Оноприенко говорил около дома своей сожительнице Карповой, что сожжет дом и погреб. Федорчук решил, что это угроза в его адрес, поскольку в поселке дом с погребом имелся только у него. Также он знал, что Оноприенко уже был судим за поджог. Тем не менее он не стал выяснять отношения с Оноприенко. Вечером, после распития бутылки водки с соседом Груниным, он лег спать. Проснулся от пьяного крика Оноприенко. Весь "кипя от злости" и, полагая, что Оноприенко собирается поджечь его дом, Федорчук схватил палку, выбежал из дома и со словами: "Я тебе сделаю пожар!" несколько раз ударил Оноприенко. Своими действиями он причинил последнему тяжкие телесные повреждения. Определите на данном примере роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения Федорчука. К какому типу личности можно отнести Федорчука? Изменится ли оценка ситуации и личности Федорчука, если бы Оноприенко на самом деле имел намерение сжечь дом Федорчука?
9. Семнадцатилетний Горский вместе с друзьями-собутыльниками неоднократно подкарауливал мальчишек младшего школьного возраста, избивал их, склонял к совершению развратных действий, глумился над ними. В результате один из мальчиков получил тяжкие телесные повреждения. Суд решил, учитывая возраст Горского, дать ему шанс исправиться и приговорил его к трем годам лишения свободы условно. Через два месяца Горский был арестован за попытку изнасилования несовершеннолетней. Какие свойства личности Горского сформировали его как преступную личность? К какому типу личности преступника относится Горский? Правильным ли, на Ваш взгляд, было решение суда об условном осуждении Горского?
10. В спортивной секции по изучению одного из видов восточных единоборств занимались юноши в возрасте 15-17 лет. Они неоднократно участвовали в соревнованиях, занимались общественной работой: помогали поддерживать порядок на дискотеках. С приходом нового тренера микроклимат в группе изменился, стала культивироваться "психология сильного кулака", поощрялось презрение к слабости, утверждалось: всегда прав тот, кто сильнее. Вскоре за совершение разбойных нападений были задержаны трое подростков из секции. Какие психологические особенности личности несовершеннолетних способствовали их переориентации? Какие меры профилактики следовало бы, на Ваш взгляд, предпринять для недопущения подобных ситуаций?
11. Отношения в группе подростков, возглавляемой ранее судимым Мочалиным, строились по принципу: "если не пьешь - убогий, если хорошо учишься - предатель..." Какие элементы криминальной субкультуры проявились в данной подростковой группе? Какие социально-психологические особенности несовершеннолетних были использованы ранее судимым Мочалиным?
12. Глебов и Дроздов пили водку на квартире своей знакомой Марковой, вместе с ее соседом Кондратьевым. Между ними возникла ссора, перешедшая в драку. Дроздов ударил Кондратьева по лицу, сбил с ног, а затем Глебов и Дроздов избили лежавшего Кондратьева ногами, обутыми в кирзовые сапоги с подковами. Через 10 минут после их ухода Кондратьев скончался. На суде Глебов и Дроздов пояснили, что они хотели только проучить Кондратьева, а не убивать его. Назовите причины и условия совершения данного преступления. Охарактеризуйте роль конкретной жизненной ситуации в механизме индивидуального преступного поведения Глебовым и Дроздовым. Имеются ли в данной ситуации виктимологические аспекты?
13. Находясь в гостях у своего приятеля-охотника, Полозов осматривал его охотничье ружье и, полагая, что оно не заряжено, в процессе осмотра направил ствол себе в лицо, а затем нажал на спусковой крючок. Выстрела не последовало, поскольку произошла осечка. Не обращая внимания на испуганный крик хозяина, Полозов наставил ружье на своего приятеля и, не подозревая беды, вновь нажал на спусковой крючок. На этот раз произошел выстрел. Раненый в голову приятель Полозова скончался на месте. К какому виду преступности относится содеянное Полозовым? Какие личностные особенности способствовали совершению им преступления? Как можно было избежать совершения подобного преступления?
14. Л., 37 лет, привлекается к уголовной ответственности за совершение насильственных действий сексуального характера в отношении подростков. Преступление совершил при следующих обстоятельствах: в парке он встретил двух пятнадцатилетних мальчиков, и заставил их раздеться, после чего с одним из них, угрожая убийством, дважды совершил акт мужеложства. Свою вину отрицает. Половое влечение к мальчикам почувствовал еще в детстве, когда в душе подслушал разговор взрослых о половых извращениях. Акты мужеложства с малолетними стал совершать с четырнадцати лет, за что состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Был судим дважды: в 1978 году приговорен к 7 годам лишения свободы за мужеложство, освобожден от дальнейшего отбывания наказания условно-досрочно; в 1985 году осужден к 7 годам лишения свободы с присоединением 2-х лет неотбытого ранее срока, итого к 9 годам лишения свободы за то, что, работая вожатым в пионерском лагере, неоднократно совершал акты мужеложства с применением насилия с подростками. В ходе проведения судебно-психиатрической экспертизы у Л. была выявлена психопатия с половыми извращениями, хотя на учете у психиатра он ранее не состоял, признан вменяемым. Назовите дефекты личностной психологии Л., повлиявшие на его неоднократное совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. К какому типу личности преступника относится Л.? Какие меры профилактики надо было принять руководству детского учреждения, чтобы не допустить подобные преступления?
15. На территории, обслуживаемой отделом внутренних дел, в истекшем году наблюдалось резкое увеличение числа квартирных краж. Сложившееся положение, как выяснилось в процессе проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий по уголовным делам, возбужденным по этим преступлениям, возникло в результате:
- недостаточного учета в дислокации постов и маршрутов патрульно-постовой службы, специфики жилого сектора микрорайона, где в основном совершались квартирные кражи;
- слабого взаимодействия различных служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению данного вида преступлений;
- отсутствия необходимого опыта работы у участкового уполномоченного полиции, обслуживающего данный микрорайон;
- упущений и недостатков в правовой пропаганде и информировании населения о преступлениях, совершенных в микрорайоне;
- наличия недостатков в работе сотрудников уголовного розыска.
Многие из ранее судимых лиц на момент совершения краж нигде не работали, пьянствовали, надзор за ними осуществлялся формально. Среди граждан, совершивших кражи, было много лиц без определенного места жительства и рода занятий. На основании анализа обстоятельств, способствующих увеличению квартирных краж, разработайте план мероприятий, направленных на профилактику квартирных краж, выделив разделы общей и индивидуальной профилактики
16. 2 мая 2010 года около 5 часов утра Клочкова Л.В. в комнате общежития в присутствии своего сожителя Бондарева С.В. родила живого, доношенного ребенка - мальчика. Родившийся ребенок стал кричать. По совету Бондарева, Клочкова неоднократно закрывала рот ребенку махровым полотенцем, а когда убирала полотенце, ребенок продолжал кричать. Клочкова попросила у Бондарева ножницы и отрезала пуповину, затем, с целью убийства новорожденного, попросила Бондарева найти веревку. Бондарев отрезал часть от бельевого шнура и подал Клочковой, чем она и задушила ребенка. Вечером 2 мая 2010 года Клочкова и Бондарев сели в пригородный поезд и по пути следования поезда выбросили сверток с трупиком ребенка на правую сторону колеи железнодорожного пути. Допрошенная в судебном заседании подсудимая Клочкова вину в совершении преступления признала полностью, и пояснила, что с Бондаревым сожительствует более года, проживала вместе с ним в общежитие училища. О том, что беременна, она узнала за несколько месяцев до родов. Об этом никому не говорила, поскольку в тот период времени нигде не работала, и пыталась трудоустроиться. В женскую консультацию не обращалась. Ребенка она не хотела, так как не имела ни постоянной работы, ни жилья, брак с Бондаревым не был зарегистрирован, а сделать аборт она опоздала. Клочкова Л.В., 1959 года рождения, имеющая среднее - специальное образование, ранее не судима. Назовите объективные и субъективные причины совершения убийства ребенка Бондаревой. Что выступило в качестве обстоятельств совершения данного преступления? К какому типу личности преступников относится Бондарева?
17. Маргарита Юрьевна возвращалась домой с работы. Было шесть часов вечера, но зимой темнеет рано. В подъезде стоял молодой человек. Когда женщина вошла, он внимательно осмотрел ее, взял сумку и сильно дернул. В сумке зарплата – Маргарита Юрьевна вцепилась: не отдам. Молодой человек изо всех сил ударил ее кулаком. Сознание затуманилось, сумка выскользнула из рук. Теперь Маргарита Юрьевна не носит деньги в сумке. Она сшила потайные карманы в юбке – так просто зарплату не выхватишь. В чем проявилось виктимное поведение Маргариты Юрьевной?
К какому типу жертв относится потерпевшая? Какие меры виктимологической профилактики необходимо предпринять для предотвращения подобных преступлений?
18. Першин и Клоков, увидев ночью на улице ранее незнакомую им Лобову, пригласили ее в гости. Во время совместного распития спиртных напитков Клоков и Першин предложили Лобовой вступить с ними в половую связь, а когда та отказалась, стали угрожать ей групповым изнасилованием, а затем поочередно совершили с ней половые акты. Клоков разбудил находившегося в квартире Абышева и предложил ему изнасиловать Лобову. Тот согласился, и совершил насильственный половой акт. После этого Першин, опасаясь, что потерпевшая может обратиться в правоохранительные органы, нанес ей удар ножом в шею, а затем задушил шпагатом. Клоков снял с трупа украшения из золота. Затем сложили в пакет норковую шубу. Утром Першин и Клоков вынесли труп из квартиры, и спрятали его в колодце теплотрассы, в который выбросили нож, одежду и документы потерпевшей. Назовите условия, способствовавшие совершению данного преступления. Усматриваются ли в действиях потерпевшей признаки виктимного поведения.
19. Архипов на принадлежащем ему садовом участке строил бассейн. При выполнении сварочных работ искры от сварки попали на расположенный по соседству сарай Видонова. Сарай загорелся, а от него и стоящий рядом дачный домик Видонова. В результате сарай выгорел полностью, а у дачного домика сгорело крыльцо и часть крыши. Сам Видонов в процессе тушения пожара получил ожоги третьей степени. К какому виду преступности относится содеянное Архиповым? К какому типу личности относится Архипов? Что необходимо предпринимать для предотвращения подобных преступлений?
20. Находясь в состоянии опьянения, частнопрактикующий нотариус Хохлова оформила договор купли-продажи квартиры, не истребовав у заинтересованных сторон всех необходимых документов и не проверив подлинность тех, которые ей были представлены. В результате удостоверения данной сделки потерпевшая Акимова лишилась жилья и не получила денег (3,5 млн руб.), которые ей причитались по условиям договора. К какому виду преступности относится содеянное нотариусом Хохловой? Какие условия способствовали совершению данного преступления?
К какому типу личности следует отнести Хохлову?
21. Ермилов, проходя после рабочей смены через проходную завода, заглянул в караульное помещение, где обнаружил спящего знакомого охранника. Воспользовавшись состоянием сна знакомого, Ермилов забрал себе его пистолет, чтобы последний поволновался, и в дальнейшем более ответственно относился к табельному оружию, которое Ермилов на следующий же день намеревался вернуть. Спешно покинув территорию завода, Ермилов нанял такси, и дал задание водителю везти его в пригород. Обнаружив в процессе поездки, что не имеет денег для оплаты проезда, Ермилов решил избавиться от необходимости платить за проезд при помощи имеющегося у него оружия. По прибытии в нужное место Ермилов наставил пистолет на водителя и начал выходить из салона. Когда водитель попытался задержать Ермилова, последний, испугавшись, произвел два выстрела ему в живот. От полученных ранений водитель такси скончался на месте. Какие условия способствовали совершению данных преступлений? К какому типу личности относится Ермилов? Можно ли было предотвратить совершение указанных преступлений?
22. Вернувшись из исправительной колонии, Заболотный неоднократно обращался в уголовно-исполнительную инспекцию и местные органы власти с просьбами помочь ему найти работу в качестве инженера. Однако никаких ответов на данные обращения не получал. Будучи озлобленным на полное безразличие властей к судьбе бывших заключенных, во время возложения группой депутатов местного представительного органа власти к памятнику воинов-интернационалистов Заболотный несколькими выстрелами из пистолета тяжело ранил двух человек. Назовите причины и условия совершения данного преступления Заболотным. Есть ли основания для привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной инспекции?
23. Артеев B.C. с 12-летнего возраста стал убегать из дома со своим другом. Находясь в бегах, они совершали кражи продуктов и вещей у граждан. Были поставлены на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, имели приводы в милицию. В 14 лет Артеев был привлечен к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 144 ч. 2 (по старому УК РСФСР) и осужден к трем годам лишения свободы. В воспитательно-трудовой колонии во время отбытия наказания Артеев познакомился с Нестеровым Б.А., с которым в первый же месяц после освобождения из ВТК совершили грабеж и вымогательство. Отбыв пять лет лишения свободы, назначенных по приговору за совершение указанных преступлений, Артеев устроился работать охранником в коммерческую фирму, принимал участие в криминальных «разборках» фирмы с другими подобными фирмами. Во время одной из таких «раз- борок» совершил умышленное убийство Васнева И.П. Назовите предполагаемые причины неоднократного совершения преступлений Артеевым. К какому типу личности относится Артеев? Какие меры профилактики в отношении Артеева необходимо было осуществить сотрудниками правоохранительных органов?
24. В процессе индивидуальной работы с несовершеннолетним С. были получены материалы, характеризующие его образ жизни, поведение, отношение к труду. Из характеристики с места работы С. стало известно, что он работает на заводе железобетонных изделий в качестве разнорабочего. К труду относится удовлетворительно, в общественной жизни участия не принимает, пассивен, имели место опоздания на работу без уважительных причин. На воспитательные меры реагирует болезненно, считает, что к нему проявляют излишнее внимание, как к ранее судимому.
Из характеристики по месту жительства С. известно лишь то, что он часто бывает в состоянии алкогольного опьянения, поддерживает связь с ребятами сомнительного поведения, на замечания взрослых обычно не реагирует, сквернословит. Из бесед участкового инспектора с его родителями можно сделать следующий вывод: взаимоотношения родителей с сыном не налажены, взаимопонимание отсутствует; после работы он надолго уходит из дома, приходит поздно, к просьбам матери оставить компанию ребят, заняться делом, учебой относится безразлично, но явной грубости по отношению к ней не проявляет. Из источников оперуполномоченного уголовного розыска стало известно, что С. является лидером неформальной группы, состоящей из несовершеннолетних, в прошлом судимых, вернувшихся из спецшколы и состоящих на учете полиции. Объединение группы состоялось на почве нездоровых интересов, в частности выпивок. Есть непроверенные данные, указывающие на совершение этой группой мелких краж и других правонарушений. При проверке по данным ИЦ ГУВД г. Москвы было установлено, что С. ранее привлекался к административной ответственности за распитие спиртных напитков. Штраф был наложен начальником отдела внутренних дел. После этого подобных проступков С. не совершал.
Охарактеризуйте личность несовершеннолетнего С. с использованием социально- демографических, уголовно-правовых и нравственно-психологических признаков. Составьте план профилактических мероприятий с несовершеннолетним С. с целью предотвращения совершения им новых преступлений.
25. Мама строго-настрого запрещает Пете открывать дверь незнакомым людям. Звонок. Он тихонько подходит к глазку. Там незнакомые парни. «Открывай, мы знаем, что ты дома. У вас квартира протекла. Открывай, а то в полицию пойдем жаловаться». Петя опешил. Как они узнали, что он дома? Он открывает дверь и тут же получает удар в нос. От боли текут слезы. Кровь заливает рубашку. «Сиди тихо, а то убьем». Воры быстро осмотрели квартиру, забрали все ценное и ушли. В чем проявилось виктимное поведение Пети? Какие меры необходимо было предпринять родителям, чтобы избежать подобного преступления?
26. Прочтите описание преступного поведения. Определите тип личности преступника. Назовите условия, способствовавшие совершению преступлений В. Данильцом в течение длительного времени. Василий Данилец (прозванный «Ивановским убийцей») в период с 1991 по 2004 год убил 36 женщин. Он работал зав. ремонтными мастерскими, имел жену и двоих детей, но страдал комплексом сексуальной неполноценности. Характерно, что только в 2000 году все эти убийства соединили в одно уголовное дело, и было высказано предположение о том, что это дело рук одного лица. Эта версия была озвучена в одном из интервью с представителем местных правоохранительных органов на соответствующем региональном канале телевидения. Тогда Данилец, испугавшись разоблачения, подбросил к очередной жертве записку, где сообщалось, что убийства совершают обманутые мужья города Иванова. Однако благодаря этой записке по почерку преступник Данилец и был изобличен. Впоследствии выяснилось, что в ходе необоснованного привлечения к уголовной ответственности за преступления, которые совершил В. Данилец, за все это время незаконно осуждено 14 человек.
27. Инспектор Иванов ехал с семьей с дачи. Несмотря на то, что он был одет в гражданскую одежду, при нем находилось табельное оружие – пистолет Макарова (мало ли что может случиться). Тем не менее произошло то, чего Иванов никак не ожидал. Огромный джип выскочил на полосу встречного движения, врезался в его «Жигули». Удар пришелся в заднюю дверь – именно туда, где дремала его дочь. Увидев мертвую дочь, Иванов уже не думал ни о чем. Он даже не помнит, как заменил обойму. Вся компания, ехавшая в джипе, была буквально изрешечена пулями. На данном примере покажите роль жизненной ситуации в совершении преступления Ивановым. К какому типу личности преступника относится инспектор Иванов?
28. Прочтите описание преступления. Проанализируйте личность преступников, мотивацию преступного поведения. Исследуйте механизм преступного поведения. Какие эффективные меры предупреждения аналогичных преступлений должны быть предприняты?
У Нины умерла мама, когда девочке исполнилось 6 лет. Она осталась с бабушкой Полиной и многодетной семьей тети Лены (старшей дочери Полины Ивановны). Девочка понимала, что родственники тяготятся ее присутствием. Бабушка пыталась найти решение возникшей проблемы, связанной с неприятными хлопотами о нелюбимой внучке.
Полина Ивановна недолюбливала мать Нины, свою младшую дочь, часто ссорилась с ней по поводу денег. Вскоре выход был найден. Нашлись желающие купить внучку, и сумма вполне устраивала бабушку (10 тыс. долларов). Полина Ивановна осталась довольна предложением. «Мир не без добрых людей. И Нинку заберут, и деньги еще заплатят».
– Бабуся, но ты ее больше не увидишь. Нина попадет на трансплантацию, – предупредили перекупщики.
Старшей дочери Полина Ивановна сказала, что продает Нину за 5 тыс. долларов. Узнав о сделке, зять очень обрадовался, и помог на своей машине отвезти девочку покупателям (надеялся на вырученные деньги обновить автомобиль). В ходе сделки продавцы и покупатели были задержаны с поличным сотрудниками правоохранительных органов.
29. На нижеизложенном примере проанализируйте взаимосвязь экономической преступности с организованной преступностью. В чем проявляется «сращивание» представителей криминалитета и представителей структур, наделенных государственно-властными полномочиями? Обоснуйте ответ. Согласно данным экспертов в N-ской области обнаружены значительные запасы нефти. В самом городе N находится один из крупнейших в России нефтеперерабатывающих заводов, через который прогоняется около 8 млн. тонн нефти. Примерно 4 млн. тонн из них добывается на территории области. С 1997 г. резко сократились платежи крупной нефтяной компании в местный бюджет. По некоторым данным, нефтяные компании недоплачивают в региональный бюджет ежегодно не менее 4 млрд. рублей. Со временем крупная нефтяная компания монополизировала и розничную торговлю нефтепродуктами в области. Это, в свою очередь, позволило установить любые цены на горюче-смазочные материалы, продаваемые сельским труженикам. В 1997 г. значительная часть крестьян не смогла расплатиться за купленные нефтепродукты. После этого по селам поехали бригады, состоявшие из сотрудников неких финансовых корпораций. В счет долга эти, так называемые представители, требовали от сельских жителей отдать им свое имущество, включая последний скот и семенное зерно. Тем, кто не соглашался, они угрожали «вырезать семью». В то же время в самой нефтяной компании трудоустраивались дети губернатора N-ской области.
30. На основе данной ситуации сделайте факторный анализ совершения преступления Бокшиным, в ходе которого назовите:
а) причины совершения преступления;
б) условия совершения преступления.
Назовите тип личности Бокшина.
Можно ли было предотвратить совершение Бокшиным истязания? Бокшин А.А., проживая в зарегистрированном браке с Бокшиной Н.Р., систематически на почве ссор и других семейно-бытовых причин наносил Бокшиной побои и другие телесные повреждения, которые в силу их неоднократности причиняли потерпевшей значительные физические и психические страдания, а потому носили характер истязания.
Так, в октябре 2010 года около 23 часов Бокшин, находясь в состоянии алкогольного опьянения у себя дома, на почве ревности стал избивать свою жену, нанес ей несколько ударов кулаком по лицу, спине, ноге, бил по другим частям тела, причинив потерпевшей легкие без кратковременного расстройства здоровья повреждения в виде кровоподтеков левого плеча, левого бедра, левой ягодицы. В феврале 2011 года вечером, находясь в состоянии алкогольного опьянения у себя дома, Бокшин на почве неприязненных отношений стал наносить удары кулаками по лицу, сбил с ног. А когда Бокшина упала на пол, стал бить ее ногами по спине, рукам, груди, в результате чего потерпевшей была причинена закрытая черепно-мозговая травма с явлениями сотрясения мозга, кровоподтеки на различных частях тела.
Допрошенный в судебном заседании подсудимый Бокшин суду пояснил, что брак с Бокшиной был зарегистрирован два года назад. Отношения вначале были хорошие, заработанные деньги он отдавал жене, спиртное употреблял только по праздникам. В дальнейшем отношения стали портиться, поскольку, как заявил подсудимый, он не был готов к семейной жизни, к рождению ребенка. Стесненные бытовые условия (проживание в однокомнатной квартире) не давали ему возможности отдохнуть после работы. В результате Бокшин подал в суд заявление о расторжении брака, но суд брак не расторгнул, а дал срок на примирение. Некоторые данные о личности преступника: Бокшин А.А. родился в 1952 году, имеет неполное среднее образование, ранее судим.
Задача 1
Морозов воспитывался в неблагополучной семье. Отец злоупотреблял спиртными напитками, бил сына. С детских лет Морозов отличался капризным, упрямым характером, дрался с детьми. Уже в начальных классах начал курить, и употреблять спиртные напитки. На замечания учителей не реагировал. За кражи два года находился в колонии для несовершеннолетних. Выйдя из нее, совершил два разбойных нападения.
Исследуйте ситуацию.
Задача 2
Гражданин Кузнецов был задержан сотрудниками патрульно-постовой службы по “горячим следам” после совершения хищения мясопродуктов со склада коммерческой фирмы в ночное время, когда фирма уже была закрыта. При последующем обыске в его квартире следователь констатировал ужасную нищету, в которой проживала данная семья, состоящая из 5 человек, при этом в квартире поддерживается порядок. На балконе весят свежевыстиранные вещи. Дети находились в школе при осуществлении обыска. Исследуйте ситуацию.
Задача 3
На территории трех близлежащих сельских районов был совершен ряд разбойных нападений на водителей легковых
автомобилей. Угрожая водителям ножами и револьвером, преступники похищали их личные вещи, деньги и автомобили. Жертв связывали и оставляли на месте происшествия. Несколько автомобилей были найдены разобранными, остальные машины обнаружить не удалось. Исследуйте ситуацию.
Задача 4
Окулов обратился в РОВД с заявлением о том, что его неоднократно пыталась отравить гр-ка Фомина. В ходе проверки следователь установил, что некоторое время, уйдя от жены, он сожительствовал с Фоминой. На первых допросах Фомина отрицала интимный характер отношений с Окуловым, утверждая, что встречи у них товарищеские, и ссор между ними никогда не было. В подтверждение своих слов заявила, что несколько лет любит Сперанского и состоит с ним в близких отношениях.... После допроса у Фоминой произвели обыск, в процессе которого обнаружили соляную кислоту и другие ядовитые реактивы. На повторном допросе Фомина заявила, что соляная кислота и химикаты принадлежит ее матери, которая использует ее для чистки раковины. Затем Фомина все же призналась, что две недели сожительствовала с Окуловым, зная, что он женат, и одновременно продолжала встречаться со Сперанским, который это подтвердил. Намерение отравить Окулова она отрицает. Исследуйте ситуацию.
Задача 5
Обвиняемый Авдошин признался в совершении убийства Ведяпиной. При проведении судебно- медицинской экспертизы на трупе убитой обнаружены множественные колото- резанные раны, большие кровоподтеки на лице и перелом костей носа. Проверкой показаний на месте было установлено, что сообщенные им сведения совпадают с данными, полученными в ходе осмотра места происшествия. В дальнейшем Авдошин изменил показания, заявив, что убийство он совершил в состоянии временного расстройства психики, так как ему показалось, что на него напала ведьма и он защищался от нее. Он ссылался на то, что ранее лечился по поводу алкогольного психоза. Судебно-психиатрической экспертизой Авдошин был признан вменяемым. Исследуйте ситуацию.
Задача 6
Подозреваемый Федорчук рассказал, что днем 7 ноября он слышал, как Оноприенко говорил около дома своей сожительнице Карповой, что сожжет дом и погреб. Федорчук решил, что это угроза в его адрес, поскольку в поселке дом с погребом имелся только у него. Также он знал, что Оноприенко уже был судим за поджог. Тем не менее он не стал выяснять отношения с Оноприенко. Вечером, после того, как Федорчук принял дозу наркотиков - он лег спать. Проснулся от крика Оноприенко, который находился на улице. Весь "кипя от злости" и, полагая, что Оноприенко собирается поджечь его дом, Федорчук схватил палку, выбежал из дома и со словами: "Я тебе сделаю пожар!" несколько раз ударил Оноприенко. В последствии, у последнего констатировали перелом костей свода черепа. Исследуйте ситуацию.
Задача 7
Семнадцатилетний Горский вместе с друзьями- собутыльниками неоднократно подкарауливал мальчишек младшего школьного возраста, избивал их, склонял к совершению развратных действий и психологически давил на них. В результате один из мальчиков получил тяжкие телесные повреждения. Суд приговорил Горского, к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии. Через два месяца пребывания там, была пресечена попытка мужеложства Горским в отношении несовершеннолетнего Тополева, отбывающего наказание в той же колонии. Исследуйте ситуацию.
Задача 8
В спортивной школе в секции по изучению одного из видов восточных единоборств занимались юноши в возрасте 15—17 лет. Они неоднократно участвовали в соревнованиях, занимались общественной работой: помогали поддерживать порядок на дискотеках. С приходом нового тренера микроклимат в группе изменился, стала культивироваться "психология сильного кулака", поощрялось презрение к слабости, утверждалось: всегда прав тот, кто сильнее... Вскоре, при совершении кражи, были пресечены трое подростков из секции преподавателем спортивной школы, который был очевидцем. Проведена воспитательная беседа. Исследуйте ситуацию.
Задача 9
Отношения в группе подростков, возглавляемой ранее судимым Мочалиным, строились по принципу: "если не пьешь — убогий, если хорошо учишься — предатель, не воруешь – не знаешь жизни…" Исследуйте ситуацию.
Задача 10
Гр. Орлов, являясь членом общества охотников и рыболовов, имел в своем владении охотничьи ружья: гладкоствольные «Зауэр», ИЖ – 54 и полуавтоматический нарезной карабин «Вепрь». Вернувшись примерно в 20 час. 30 мин., 10 августа 2014 г., с охоты домой, Орлов предупредил жену о том, что он некоторое время собирается отдохнуть и ушел спать. Однако, жена, посчитав, что Орлову, прежде чем отдыхать необходимо сделать несколько неотложных дел разбудила мужа и стала настойчиво требовать помочь ей по дому. На почве этого, Орлов в результате возникшего скандала с женой схватил еще не разобранное охотничье ружье, и произвел выстрел в жену. В результате жена получила тяжелое огнестрельное ранение картечью грудной клетки и легких. После длительного лечения (были удалены правая грудь и часть легкого) она была признана инвалидом I группы. Орлов был задержан органами полиции. В ходе расследования уголовного дела, возбужденного по ч. 1 ст. 111 УК РФ следователь установил, что в семье Орловых в течение последних пяти лет очень часто возникали ссоры и скандалы между супругами на почве частого употребления Орловым спиртных напитков, чрезмерным его увлечением охотой и рыбалкой, отказом помогать в хозяйстве жене, самоустранением от воспитания детей. Опрошенные соседи подтвердили факты частых скандалов в семье Орловых, и сообщили, что им неоднократно приходилось вызывать наряд полиции, т.к. такие скандалы длились довольно долго, были очень бурными, и беспокоили в ночное время. Сам Орлов на следствии показал, что действительно в последние время у них с женой семейная жизнь не складывалась из-за несовместимости жизненных интересов. Он подозревал, что жена в его отсутствие стала изменять с другими мужчинами, настроила против него детей. Убивать жену Орлов не хотел, только «пугнуть», однако забыл, что в стволе оставался после охоты патрон. Исследуйте ситуацию.
Задача 11
Вечером, 02 сентября 2013 года около 21 часа возле одного из передвижных ларьков «Тонар», собралась группа: Ярошев Иван – 17 лет и его брат Ярослав – 19 лет; Драпкин Борис – 18 лет; Острога Казимир – 19 лет; Беспечная Евдокия – 17 лет, которые долгое время распивали пиво и спиртные напитки, при этом стали вести себя все более вызывающе и около 23.00 часов, остановив двух незнакомых подростков – Железнова Петра и Чугунова Павла (обоим по 16 лет) попросили «взаймы» 200 рублей. Когда подростки ответили, что у них нет при себе денег, братья Ярошевы и Казимир стали оскорблять подростков грубой нецензурной бранью, принялись избивать их. Однако, Железнов и Чугунов, активно занимаясь спортом (оба посещали хоккейную секцию) стали оказывать активное сопротивление. Увидев это, Драпкин Борис ударил Чугунова по голове пустой бутылкой, от чего тот упал и потерял сознание (в последствии Чугунову причинен вред здоровью средней тяжести - ЗЧМТ). Подростков задержали, в отношении них было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 213 УК РФ. В характеризующих материалах уголовного дела содержались сведения о том, что братьям Ярошевым и Остроге Казимиру в мае 2013 г. уже назначено условное осуждение за совершение преступления по ч.2 ст.213 УК РФ. Беспечная – воспитывается в неполной семье, состоит на учете в ПДН за совершение административных правонарушений, связанных с распитием спиртных напитков, мелким хулиганством, склона к уходам из дома. Также по данным следствия Драпкин Борис воспитывается в полной семье, занимается в кружке художественного танца, в школе успевает на «хорошо», является лидером школьной вокальной группы «Молодость». В представленной школьной характеристике в целом характеризуется положительно, однако отмечается, что к одноклассникам относился высокомерно. Исследуйте ситуацию.
Задача 12
Гражданка Марьина возвращалась домой с работы. Было шесть часов вечера, но зимой темнеет рано. Разговаривала по телефону, при этом сообщила подруге сумму зарплаты, которую получила в тот день. Около подъезда стоял молодой человек. Когда женщина вошла, он зашел за ней, внимательно осмотрел ее и стал вырывать сумку. В сумке вся зарплата – гражданка Марьина, естественно, вцепилась в нее и стала кричать. Молодой человек изо всех сил ударил ее кулаком. Сознание затуманилось, сумка выскользнула из рук. В полицию не сообщила, но теперь Марьина не носит с собой большую наличность, хранит деньги на лицевом счете. Исследуйте ситуацию.
Задача 13
Путь пробежки гражданки Артемьевой лежал через лесополосу. Там высокий мужчина, стоявший возле кустарника и пытавшийся сам себе перебинтовать руку, спросил: «Вы не поможете мне завязать бинт». Когда Артемьева пошла к нему и попыталась завязать бинт, он чем-то тяжелым ударил ее по голове… Мужчина, затащил ее в кусты, и изнасиловал, пока та была без сознания. После этого, Артемьева пришла в себя, увидела разорванную одежду, и поняла, что с ней произошло. Исследуйте ситуацию.
Задача 14
Борисов и Петров, зная, что малолетний сын Петя их знакомой Федоровой 20 сентября находится один дома, решили забрать из их квартиры золотые украшения, чтобы потом перепродать. Борисов и Петров пришли к квартире и стали звонить в звонок. Петя не открывает дверь незнакомым людям. Он тихонько подходит к глазку. Тогда парни стали кричать ему «Открывай, мы знаем, что ты дома. У вас квартира протекла. Открывай, а то в полицию пойдем жаловаться». Петя опешил. Как они узнали, что он дома? Всё же он открыл дверь, тогда Борисов и Петров быстро осмотрели квартиру, забрали все золотые украшения и деньги и ушли. Исследуйте ситуацию.
Задача 15
Василий Данилец (прозванный «Ивановским убийцей») в период с 1991 по 2004 год убил 36 женщин. Он работал зав. Ремонтными мастерскими, имел жену и двоих детей, но страдал комплексом сексуальной неполноценности. Характерно, что только в 2000 году все эти убийства соединили в одно уголовное дело, и было высказано предположение о том, что это дело рук одного лица. Эта версия была озвучена в одном из интервью с представителем местных правоохранительных органов на соответствующем региональном канале телевидения. Тогда Данилец, испугавшись разоблачения, подбросил к очередной жертве записку, где сообщалось, что убийства совершают обманутые мужья города Иванова. Однако благодаря этой записке по почерку преступник Данилец и был изобличен. Впоследствии выяснилось, что в ходе необоснованного привлечения к уголовной ответственности за преступления, которые совершил В. Данилец, за все это время незаконно осуждено 14 человек. Исследуйте ситуацию.
Задача 16
Гражданин Петров воспитывался в полной семье. Отец-военнослужащий, мать-медсестра в местной больнице. Петров всегда помогал родителям, соседям и бабушкам. В школе характеризовался хорошо, провинностей за ним никогда замечено не было. Однако, в своем дворе он дружил с группой ребят, которые постоянно его подначивали на мелкие кражи, мотивируя его фразами «нельзя быть настолько хорошим», «ты что? не мужик?». Петров всегда на спор с ними совершал мелкие кражи из магазинов, один раз даже сломал забор, который «мешал» проходу компании на территорию заброшенного завода. В итоге, когда Петрову исполнилось 19 лет, его задержали и осудили за тайное хищение продуктов из магазина на сумму 28.000 рублей. Исследуйте ситуацию.
Задача 17
Машинист метро Федоров, управляя поездом, задумался, применил экстренное торможение, вследствие чего допустил столкновение подвижного состава со стеной. При торможении пострадали 3 человека: один мужчина сломал руку, женщина получила ушиб головного мозга и студент вывихнул плечо. На Федорова заведено уголовное дело. Исследуйте ситуацию.
Задача 18
Гражданка Еленина пошла на работу, оставила дочку 4 лет с мужем Петром. Через несколько часов Еленин Петр употребил спиртные напитки и в состоянии алкогольного опьянения пошел к соседу, договориться о рыбалке. Когда он вернулся от соседа, в квартире было распахнуто окно, девочка игралась на подоконнике. Отец начал ругать её за это. Девочка оступилась на подоконнике, и упала вниз, впоследствии скончалась на месте от полученных травм. Гражданин Еленин был привлечен к уголовной ответственности. Исследуйте ситуацию.
Задача 19
Секретарь фирмы «Пирамида» гр. Курина имела романтические отношения с владельцем формы Орниковым, добилась повышения до его заместителя, попросила повышения зарплаты. По прошествии полугода гр. Курина обманным путем переписала документы владения фирмой на себя, уволила прежних сотрудников и объявила набор новых. Орников не стал заявлять в правоохранительные органы о преступлении, поскольку боялся, что его жена узнает о рабочей интрижке, и разведется с ним. У них в браке два сына 16-и и 13-и лет. Исследуйте ситуацию.
Задача 20
Кононов, работая в крупной фирме, получает большую заработную плату, поэтому несколько раз в год с женой и ребенком уезжает на отдых за границу. Плужников, сосед Кононова, зная это, однажды пришел к нему, якобы за солью и установил в коридоре специальные чипы, считывающие в радиусе 2 метров пин-коды банковских карт. Кононов не сразу понял, почему с карты пропадают большие суммы денег, поскольку думал, что картой пользуется жена. Вскоре Плужникова задержали и осудили за данное деяние. Исследуйте ситуацию.
Задача 21
Архипов, выйдя из детского дома, не смотря на все положительные характеристики из воспитательного учреждения, долго не мог найти работу. Решив, что будет заниматься хоть чем то, чтобы достойно жить и копить на новый дом, стал воровать в автобусе из сумок. Заработок не всегда большой. зато всегда стабильный. После того, как его осудили по трем эпизодам кражи, он всё равно продолжил зарабатывать посредством воровства в общественном транспорте. Исследуйте ситуацию.
Задача 22
Гражданин Маслов после трагической смерти родителей пристрастился к наркотикам, пережил сильнейшую депрессию, уволился с работы. После одной из ссор со своим соседом по комнате Маслов причинил соседу вред здоровью средней тяжести, ударив его стулом. После отбывания наказания в местах лишения свободы, Маслов продолжил употребление наркотиков. С окружающими общается очень непросто, почти всегда остро негативно реагирует на попытки общения с ним. Исследуйте ситуацию.
Задача 23
Пользуясь своим служебным положением работника отдела кадров, гражданин Потапов шантажировал коллектив сокращением, и брал некоторые суммы из зарплаты работников в качестве платы за их место в фирме. Некоторые сотрудники уволились сами, а оставшиеся, боясь потери работы – «платили» и молчали. Исследуйте ситуацию.
Задачи 24
17-летний подросток Каримов воспитывался хоть и в полной семье, но отец ездил на заработки в другой город, где находился по 3 месяца, домой приезжал на 1 неделю. Мать Каримова выпивала и за поведением сына не следила, систематически избивала подростка, уходила из дома к другим мужчинам. После очередной ссоры Каримова с матерью у них произошла серьезная драка, мать получила перелом основания черепа, скончалась в больнице. Исследуйте ситуацию.
Задача 25
Гражданка Протасова сдавала 3 своих квартиры в г. Видное, сама жила в другой квартире в г. Москве. В одной из арендованных квартир жила семья Анисимовых. Анисимовы при выплате ей средств за проживание, спрашивали, платит ли она налог - Протасова говорила: «Конечно же», однако, как выяснилось позже, никаких отчислений по принадлежащим ей объектам недвижимости она не делала. Исследуйте ситуацию..
Задача 26
Оксана живет в коммунальной квартире. Ее сосед любит выпить. Денег на выпивку не хватает. И вот он не нашел ничего лучшего, как забираться в комнату Оксаны и употреблять ликеры. Оксана говорила ему по-хорошему, неоднократно обращалась к участковому. Но никаких результатов. Осталось последнее средство. Оксана химик. На работе она достала яд и растворила его в бутылке с ликером. Мол, моя комната, что хочу, то и делаю. Сосед выпил этот ликер, и через три часа умер. Неприятно, конечно, чувствовать, что имеешь некоторое отношение к смерти человека, зато теперь она живет в отдельной квартире. Комната соседа досталась ей. Через неделю ее вызвали на допрос. Она не скрывала, как все было. Каково же было удивление Оксаны, когда ее осудили.. Это настоящая трагедия. Исследуйте ситуацию.
Задача 27
Бурные политические события 90-х годов ХХ века сначала Ветрову даже нравились. Сколько перемен! Однако, когда ему перестали платить зарплату на заводе, его настроение изменилось. «Вот тебе и ветер перемен!» Работники завода предлагали пойти на демонстрацию, устроить марш протеста. Но лозунгами детей не накормишь. Ветров устроился грузчиком на склад к «новому русскому». Проработал месяц, но денег хозяин также не заплатил – что-то все объяснял о трудностях в банковской сфере, о задержках платежей. Видеть голодных детей не было сил. Ночью Ветров пришел на склад, где он работал. Сторож узнал его, Ветров объяснил, что дети голодают, ему не платят зарплату. Поэтому он сегодня в такое время захотел «взять» за свою работу товар. Сторож и сочувствовал ему, и боялся ответственности. «Ладно, ударь меня, свяжи и положи в сторожке. Утром скажу, что неизвестные напали». Так Ветров совершил свое первое преступление. Потом были кражи на железной дороге из контейнеров. У него появились связи в преступном мире. Теперь он хорошо знает, где, что, как украсть, кому и за сколько продать.
Ветров уже не уговаривает охранников, он купил пистолет. Если кто-то и попытается ему помешать в его «работе», рука не дрогнет. Исследуйте ситуацию.
Задача 28
У шестилетнего Вани большое горе. Отец избил мать, и выгнал из дома, а потом запер дверь, и сделал с ним такое, что Ваня не знает, как ему жить теперь дальше. Во время насильственных действий сексуального характера отец, находясь в состоянии алкогольного опьянения, сильно избил сына. Ване ужасно больно, но он никому об этом не скажет. Что такое эта боль по сравнению с тем, что делается у него в душе. Ваня выходит из подъезда. В коляске спит маленький Максим из первой квартиры. Его мама готовит обед на кухне, и время от времени посматривает в окно: все ли в порядке, как там малыш. «Почему ему так хорошо, а мне плохо? Почему он во сне улыбается? Почему у него красивая коляска, а у меня ее не было вообще?». Ваня берет Максима, и тащит его в подвал. Там он кидает малыша изо всех сил на пол, бьет его ногами, а затем толкает в большую лужу – канализационную протечку. Исследуйте ситуацию.
Задача 29
Г., будучи осужден за кражу и отбывая наказание в исправительной колонии, совершил хулиганство, и при этом применил насилие, опасное для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику места лишения свободы. За эти преступления Г. был осужден к лишению свободы. До своего осуждения Г. проживал с родителями в коммунальной квартире, учился плохо, дважды оставался на повторное обучение в 5-м и 6- м классах. Учиться в 7-м классе бросил, бродяжничал, рано стал курить и употреблять спиртное, а также совершать мелкие кражи чужого имущества, за что был поставлен на учет в отделе по делам несовершеннолетних и защите их прав. Родители его воспитанием не занимались, сами злоупотребляли спиртными напитками. По характеру Г. общительный, вспыльчивый, безвольный,
завистливый. Исследуйте ситуацию.
Задача 30
Глаголев, неоднократно судимый в прошлом за разбои, кражи и хулиганство, будучи в нетрезвом состоянии, возвращался с женой из гостей. Около универмага он увидел, как полицейский Аверьянов пытается задержать Неклюдова, совершившего злостное хулиганство. Желая помочь Неклюдову скрыться, Глаголев с криком «Полундра» набросился на Аверьянова, сбил его с ног, несколько раз ударил, после чего бросился бежать, однако был задержан. Исследуйте ситуацию.